Занятия с годовалым ребенком


Занятия с годовалым ребенком

Первый год ребеночка один из самых значимых для взрослых и собственно  крохи. Ребеночек всего за 12 месяцев должен научиться обладать таким количеством навыков, которое даже взрослому осилить за год не под силу. Недавно родившийся кроха не умеет ничего, единственные способы общения: лежать и плакать, привлекая к себе внимание. В течение первого года своего жизни он будет учиться переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, бегать, произносить первые свои слова, потихоньку начинать себя обслуживать — кушать с ложки, держать бутылочку с водой, ходить на горшок. Но чтобы всему этому научиться, родители должны крохе помогать и заниматься с ним.

Что ребенок должен уметь в год?

При помощи родителей и собственными усилиями чадо в возрасте одного года уже умеет:

  1. Сидеть самому и сделать первые шаги. Это не означает, что ребеночек должен во всю бегать. Он может ходить вдоль стеночки или за руку с кем-то из родителей.
  2. Малыша приобщают к горшку. Некоторые родители начинают присаживать ребенка к горшку, как только тот научиться сидеть.
  3. Годовасики часто начинают произносить свои первые слова «мама», «папа», «баба». Ребеночек уже осмысляет направленную к нему речь. По интонации голоса родителей различает, что такое хорошо и что такое плохо.
  4. Чадо проявляет любопытство к определенным игрушкам: пирамидкам, мячикам, машинкам, куклам. Некоторые дети сами начинают кушать, но все равно прибегают к помощи родителей.
  5. Умеют делать элементарные действия типа «пока-пока», причесываться расческой, стучать в дверь.
  6. Список может быть длинным, но это общее описание того, чему малыша нужно учить.

Когда нужно начинать заниматься с ребенком?

Некоторая часть родителей думает, что с малышом не стоит заниматься. Они считают, что в свое время он научится сам. Но это заблуждение. С ребенком нужно заниматься. В конце первого года жизни дети довольно любопытные: все открывают и достают, этакие маленькие непоседы. С малышом нужно начинать заниматься с самого рождения, только занятия и игры должны быть по возрасту. В первые полгода у малыша происходят изменения: из лежачего комочка он превращается в егозу, которая постоянно крутится. Теперь малыша не оставить одного на диване как раньше. Более серьезные занятия такие как: знакомство с горшком, приучение самостоятельно кушать, произносить первые слова, выполнять элементарные просьбы, заниматься творчеством — начинать с 10-11 месяцев. В этом возрасте малыша легче уже заинтересовать одним занятием, но длиться оно должно не больше 5-10 минут, иначе чадо устанет и распсихуется.

Правила:

  1. Первое что нужно взять во внимание, начиная заниматься с крохой, что занятие должно быть согласно возрасту.
  2. Занятие не должно длиться больше 5-10 минут.
  3. Ни в коем случае не стоит заставлять малыша заниматься, если он не хочет. Ищите моменты хорошего настроения. Если данный урок ему не по душе, отложите на следующие день.
  4. Выбирайте занятие в зависимости от темперамента крохи: кому-то нравится в движении (это может быть зарядка или танцы под музыку, пускание мыльных пузырей, игра в мяч), либо спокойное время провождение (лепка, рисование, игра в «живой» песок).

Какие же занятия можно проводить с годовалым малышом?

1. Занятия творческого характера:

2. Занятия на мелкую моторику:

  • перебирание крупы,
  • макарон,
  • игра в «живой» песок.

3. Чтение книг

Найдите способ привлечь малыша к этому волшебному миру. Выберите книгу с картинками на всю страницу и всего лишь одной строчкой. Позвольте ему самому листать ее.

4. Подвижные игры:

  • игра с мячом,
  • пускание мыльных пузырей,
  • танцы под музыку,
  • зарядка.

5. Ролевые игры

6. Кукольный театр

7. Игры в развивающие игрушки:

  • кубики,
  • пирамидка,
  • пазл,
  • мозайка.

8. В таком возрасте им нравится повторять за взрослыми:

  • Приобщайте малыша и к бытовому хозяйству.
  • Гуляя по улице, показывайте и объясняйте все что он видит.
  • Постоянно разговаривайте с ним.
  • Кушайте вместе. У малыша тогда появится интерес учиться есть самому.
  • Интересные идеи как отметить первый в жизни день рождения ребеночка, как приготовить торт для ребенка в годик читайте в статье: Что подарить годовалому ребенку на день рождения?

Советы, как привлечь малыша к развивающим занятиям

Но не всегда дети хотят заниматься. Так что же делать родителям в такой ситуации, как привлечь чадо? Старайтесь выбрать момент, когда у ребеночка хорошее настроение. Все занятия проводите в игровой форме. Не заставляйте малыша. Предложите альтернативное занятие. Хвалите малыша, когда у него получается. В скором времени он начнет это понимать.Не волнуйтесь, если кроха отстает по показаниям от своих сверстников. Все малыши разные, и он обязательно догонит.

Читайте также:

Как похудеть кормящей матери без вреда для ребенка

Ребенок начал сосать палец

Большие миндалины у ребенка. Что делать?

supruzhestwo.ru

Как развить ребенка в годик? Советы родителям

Год – это не просто знаменательная дата. У ребенка наконец-то закончился период младенчества. И  теперь он не агукающий младенец, а индивидуальность, с которой придется считаться.Содержание:

Как правило, в год у ребенка во рту уже не меньше 8 зубов, вес около 10 килограммов, а рост плюс-минус 80 сантиметров.

  • Если это не так и какие-то показатели меньше нормы, то возможно, есть какие-то погрешности в питании, связанные с недостатком кальция, фосфора, витамина D.
  • В годик почти все малыши переводятся с грудного вскармливания, так как их организм уже достаточно подготовлен для обычной пищи.
  • В этом возрасте малышу уже не надо так много спать, как раньше. Теперь и днем можно уже спать только один раз.
  • В годик малыш может уже почти самостоятельно ходить, и даже кое-кто бегать, держась за мамину руку.
  • Он уже может говорить. Немного, конечно, пока только отдельные простые слова.
  • Малыши могут уже есть ложкой густую пищу. Могут пить из чашечки, держась за нее обеими руками.
  • Что немаловажно, многие уже научились проситься на горшок.
  • Ваш малыш уже знает, как зовут вас и ваших близких.
  • С ними уже можно играть в простые игры.
  • Важный момент заключается в том, что, если раньше жизнь малыша проходила в соответствии с его биоритмами. А теперь он делает то, что велят ему взрослые.
  • У вашего ребенка теперь есть свои маленькие радости, например, такие как поход в магазин самообслуживания. Там он может все рассмотреть, пощупать руками, понюхать. Ему нравится познавать мир, узнавать все на ощупь, даже еду.
  • Он всюду сует свои пальцы, все разбрызгивает и размазывает. Так надо, наберитесь терпения. Дети этого возраста очень любят попробовать что-нибудь новенькое из продуктов.
  • Их  интересуют новые впечатления,  предметы, звуки. Они пытаются сами воспроизвести новый звук, стуча по предметам.

Малыш пытается подражать пению, разговору. Высыпает содержимое из банок и коробочек, чтобы исследовать их содержимое и найти что-то интересное для себя.

Когда вашему ребенку исполняется год, для вас начинается нелегкое время, так как теперь ваши заботы о малыше не сводятся лишь к тому, чтобы он был накормлен, напоен, одет в сухую одежду. Теперь вы еще и воспитатели.

  • Теперь вы начинаете закладывать в малыша то, что хотели бы видеть в нем впоследствии.
  • Надо больше общаться с ребенком, рассказывать ему, читать книжки, петь песенки. Неважно, все он понимает, или нет.
  • Не идите на поводу у детских капризов. Если вы что-то запрещаете своему малышу, то стойте на своем без всяких уступок, но при этом объясняйте, почему вы так делаете.
  • В этом возрасте уже можно поменять распорядок дня для вашего ребенка.
  • Но надо учитывать при этом, что малыши много играют, и много двигаются, а поэтому быстро утомляются. Поэтому дневной сон обязателен.
  • Дневной сон должен быть в одно и то же время. Ребенок должен засыпать в своей кроватке, а не на полу, не в общественном транспорте у вас на руках.
  • В этом возрасте уже можно менять режим дня малыша, но надо усвоить для себя, что  дети этого возраста очень активны, однако сил у них еще маловато, поэтому от игр и передвижений они довольно быстро устают.
  • Если играете или занимаетесь с ребенком, не забывайте, что на каждое занятие надо отводить не больше 15 минут.
  • В комнате малыша всегда должен быть свежий воздух. Чаще делайте там влажную уборку. Поставьте увлажнитель воздуха.

Обязательно гуляйте с ребенком два раза в день часа по два. И не запрещайте ему исследовать лужи, ведь это такое удовольствие.

Читать книжки с ребенком никогда не поздно и не рано. Даже груднички с интересом прислушиваются к вам, если вы что-то читаете им в лицах и с выражением.

Книжки выбирайте  с красивыми яркими рисунками, с плотными страницами. Ведь ребенку обязательно надо будет проверить книгу на прочность, прежде чем приступить к чтению.

Подбирайте книги тщательно. Ведь хорошая книга – это на многие годы. Для начала приобретите сборники сказок  для малышей (Курочка Ряба, Репка), стихи для маленьких Агнии Барто, сборники с потешками. Сейчас в продаже много книжек-игрушек для самых маленьких. В такой книжке сказка или стишок и заветная кнопочка, при нажатии на которую можно услышать голос животного или веселую детскую песенку. Вы пока не сможете научить своего ребенка считать, но кое-что можно сделать.

Можно разложить попарно разные вещи, например, носочки, ботиночки, варежки. Берите их в руки, показывайте малышу и проговаривайте при этом: «Два ботиночка, два носочка и так далее». После этого предложите малышу проделать то же самое.

Купите малышу детские музыкальные инструменты: барабан, дудочку, бубен. Они и развеселят ребенка, и слух у него разовьют. А дудочка еще и для легких полезна.

Для малышей, которые недавно научились ходить, полезно приобрести игрушку-каталку с длинной ручкой. Они бывают в виде машинок или зверюшек. Она будет служить ребенку своеобразной опорой при ходьбе.

Привяжите веревочки к нескольким особо предпочитаемым игрушкам вашего малыша. Положите их на небольшом расстоянии от ребенка и попросите его достать нужную вам игрушку. Тренируйтесь с ребенком до тех пор, пока он не начнет доставать то, что нужно.

Если ребенок уже ходит сам или держится за мамину руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть  походит босиком по ковру, по гладкому полу, по песку и по траве.

Приучайте своего малыша помогать вам по хозяйству. Когда вы возвращаетесь домой из магазина с покупками, не убирайте все покупки сами в холодильник. Оставьте несколько. Позовите своего малыша, скажите ему, что вы устали и попросите помочь. Вот увидите, как он будет доволен и горд.

Когда вы заняты на кухне, займите делом и вашего малыша. Дайте ему мисочку с водой, ложку и пластиковую чашку. Попросите его ложкой перелить воду из миски в чашку. Не забывайте каждый раз хвалить вашего малыша, говорить ему как он вам помог.

На кухне рассыпьте на клеенке манку или муку тонким слоем.

Покажите ребенку, как можно пальчиком рисовать на поверхности разные фигурки и линии.

Можно обучать ребенка выполнять типовые действия с игрушками: уложить спать куклу или покормить с ложечки плюшевого мишку, «разговаривать» по игрушечному телефону, «читать», «подметать».

Приучайте малыша к порядку, на первом этапе он вполне может научиться складывать в корзину свои игрушки.

Помните, что дети этого возраста смотрят на взрослых, стараются подражать им. Если вы сами не приучены ни к порядку, ни к дисциплине и не хотите, чтобы ребенок был в этом похож на вас, то преодолевайте себя.

Для занятий с ребенком необходимо приобрести яркие кубики, пирамидки, цилиндры.

  • Не следует приобретать конструктор с мелкими деталями. Ребенок может положить их в рот, проглотить. Есть опасность, что они попадут в дыхательное горло.
  • Кубики и пирамидки нужны для того, чтобы познакомить малыша с различными геометрическими формами, а также развить координацию движений и моторику рук, усидчивость.
  • Существуют игрушки с прорезями, в которые вкладывают различные фигурки. Смысл в том, что надо подобрать такую фигурку, которая подойдет к данной прорези.
  • Такая игра не только развивает координацию движений и моторику рук, но и мышление.
  • Одним из самых эффективных занятий по развитию мелкой моторики является лепка.
  • По мнению специалистов, лепить следует начинать, как можно раньше.
  • Для лепки можно использовать соленое тесто, которое вы можете сделать своими руками, а можно приобрести пластилин, который специально производят для детей младшего возраста.

  • Он мягче, чем обычный и совершенно нетоксичен. Предложите ребенку кусочек пластилина. Покажите, как его можно мять пальцами, отрывать от него мелкие кусочки, катать ладошками. Следите, чтобы ребенок не ел пластилин.
  • Не пытайтесь научить ребенка лепить фигурки из пластилина. Еще рано, ведь даже палочки из пластилина дети могут освоить только не раньше 2 лет.
  • Замечательно развивают мелкую моторику разнообразные игрушки и книжки со шнуровками, которые продаются в магазинах.
  • Заниматься надо обязательно совместно с ребенком, показывать ему, как надо попадать шнурком в дырочку и предложить ему повторить.
  • После занятия игрушку убирайте от ребенка.

Если малыш не проявил никакого интереса к занятию со шнуровкой, не настаивайте, вернитесь к этому спустя месяц или два.

Прежде всего, отбросив свою лень,  каждый день делайте зарядку вместе со своим малышом. Делайте физические упражнения и просите малыша повторять за вами движения.

  • Положите на пол под углом гладкую деревянную доску достаточно большого размера.
  • Положите на противоположный конец доски игрушку и предложите малышу добраться до нее по доске.
  • Старайтесь закончить игру до того, как она надоест карапузу.
  • Все дети любят купаться. В ванне малыши колотят ручками и ножками по воде, поднимают брызги, могут опускать голову под воду и даже с вашей помощью могут попытаться плавать.
  • В ванну всегда давайте ребенку игрушки в виде уточек, рыбок, лодочки. Игрушки должны быть разные по размеру. Возьмите с собой небольшой пластиковый тазик.
  • Дайте малышу задание вылавливать из воды игрушки и складывать в тазик. Занятие хорошо развивает координацию движений.
  • Задание можно усложнить, если просить малыша погружать в воду лицо.
  • Это поможет ребенку не бояться воды.
  • Если в детской поликлинике по месту вашего жительства есть бассейн, обязательно запишите туда своего ребенка. Это очень полезно для его развития и здоровья. И кто знает, может, из него в будущем вырастет олимпийский чемпион.
  • На полу устройте невысокое препятствие из кубиков, предложите вашему малышу перешагнуть через них.
  • Это упражнение хорошо развивает чувство равновесия.

  • Если малыш еще плохо ходит самостоятельно, придерживайте его. Если ваш малыш еще не научился самостоятельно ходить, пусть держится за ваши пальцы. Старайтесь отпускать как можно чаще, но будьте готовы подхватить его в любой момент.
  • В годик почти все малыши умеют ходить, поэтому довольно свободно могут передвигаться по квартире.
  • Уже в 1 год  ребенок может пройти сам около 15 шагов, не падая и не присаживаясь.
  • Как только ребенок начинает самостоятельно ходить, будьте очень внимательны.
  • Уберите с его возможных маршрутов предметы, о которые он может пораниться или ушибиться, падая.
  • Не оставляйте ребенка одного в комнате, особенно с открытыми окнами.
  • Все окна и балконные двери закрывайте так, чтобы ребенок не смог открыть их.
  • В незакрытые электрические розетки вставьте специальные заглушки, которые можно приобрести в магазине электротоваров.
  • Во время еды не старайтесь кормить ребенка с ложечки, лишь бы поскорее отвязаться.
  • Дайте ребенку ложку. Он вполне уже способен удержать ее в руках, чтобы есть из тарелки достаточно густую пищу.
  • Вилку пока давать ребенку не надо.

Можно дать пластиковую чашечку с питьем. Ребенок в год будет держать ее двумя руками и даже, может быть, почти ничего не прольет.

Год – это время активного жизненного познания и исследований. Малыш становится самостоятельной личностью. Он уже многое знает и понимает. Но не все ему дается. Из-за этого он часто расстраивается. Может стать капризным и раздражительным.

В этом случае родители должны проявить терпение. Ведь в их силах помочь малышу добиться новых высот. Обратите внимание на то, чтобы ребенок после того, как у него прорежутся зубы, перестал тянуть в рот несъедобные предметы. Если это продолжается, а особенно если наблюдается слюнотечение, то надо насторожиться, так как это может свидетельствовать о задержке умственного развития.

В годик ребенок может уже пробовать себя в качестве художника. Он берет в руки карандаш или фломастер и рисует на бумаге разные каракули. Фломастеры выбирайте те, которые подходят для малышей: на водной основе, больше объемом. Обратите внимание, чтобы в колпачке были отверстия для того, чтобы поступал воздух, если колпачок вдруг попадет в горло вашему ребенку.

Можно фломастеры заменить пальчиковыми красками.

Они нетоксичны и хорошо отмываются. Зато сколько удовольствия вы подарите малышу. Его начинают интересовать другие дети.

Если в отношениях с другими детьми присутствует негативизм, жадность, то с этим надо бороться. Пусть кто-то из взрослых (папа, мама, бабушка и др.) поделится с ребенком  чем-то вкусным, например, яблоком или печеньем. Потом отдаст все целиком малышу. После этого надо попросить у ребенка кусочек. Затем попросить ребенка покормить его любимую куклу.

Такими постоянными и терпеливыми действиями надо приучать ребенка к тому, что надо делиться, что жадным быть плохо.

В год малыш уже должен понимать  несложные предложения. Например, пошли кушать, отдай бабушке и другие. Он должен различать вещи свои и чужие.

Для этого можно пройти с ребенком по квартире, показывать ему разные вещи и говорить чье это (мамино платье, папина куртка, бабушкина сумка). Если набраться терпения, ребенок постепенно привыкнет, что есть вещи, которые ему можно брать, а есть вещи, которые принадлежат другим людям, и их нельзя трогать без разрешения.

Во время прогулок с ребенком показывайте ему и называйте предметы или животных, обсуждайте погоду, какие-то интересные ему явления. Закрепляйте полученные знания. Проверяйте на следующий день, как ребенок запомнил названия предметов.

Можно начинать разучивать с малышом цвета. Для этого сделайте небольшие карточки размером примерно 7х12. Каждая карточка определенного цвета. Много цветов не надо. Возьмите основные -  красный, желтый, синий, зеленый, черный.

Не перегружайте память ребенка, иначе он может устать и потерять интерес.  Во время летних прогулок покажите ребенку цветы, дайте ему их понюхать. Зимой покажите снежинки, дайте пощупать снег.

Обращайте его внимание на птичек, на кошку, на собачку. Расскажите, как они разговаривают (гав-гав или мяу). Устраивайте своему малышу совместные подвижные игры с другими детьми.

Учите ребенка здороваться за руку, как это делают взрослые, и махать ручкой, когда с кем-то прощается. Сопровождайте это словами «до свидания» или «привет».

У детей в годик есть уже определенный словарный запас. У кого-то два или три, у кого-то больше. Чтобы увеличить словарный запас и развить речь своего ребенка, чаще разговаривайте с ним.

Его можно научить показывать один пальчик в ответ на вопрос: «Сколько тебе лет?». В годик малыш уже обычно знает свое имя.

Он должен понимать и отыскивать глазами человека, который позвал его по имени. Когда он хорошо запомнит свое имя, надо обучить его именам взрослых и детей из его окружения.

Во время просмотра видео Вы узнаете что умеет делать ребенок в один годик.

Не жалейте времени для своего ребенка. Это время потом будет не вернуть. И помните, что вам дана замечательная возможность повлиять на развитие вашего малыша, помочь ему освоиться в этом большом и пока незнакомом для него  мире.

MoreHealthy.ru

Игры для малышей в возрасте одного года

Современные родители начинают заниматься развитием своих детей с раннего возраста, достичь хороших результатов помогают игры для младенцев. Годовалые дети, как правило, уже могут уверенно ходить, пытаются познавать мир при помощи основных органов чувств. При этом они обладают неуёмной энергией, которую для гармоничного развития способностей и формирования адекватного восприятия окружающей действительности необходимо направить в нужное русло.

Основные виды игр для малышей

Игры с маленьким ребёнком — это не просто развлечение, они должны нести в себе определенную смысловую нагрузку. Существуют несколько целей, которых помогут достичь различные игровые занятия:

  • физическое развитие;
  • совершенствование мелкой моторики (это особенного важно для становления речевой функции);
  • формирование восприятия действительности;
  • улучшение памяти.

Примеры спортивных игр с ребёнком

За развитие физического состояния детей в возрасте одного года отвечают подвижные занятия. Здесь важно не забывать о чувстве меры: ребенку должно быть комфортно, не нужно перенапрягать его.

Для решения этой цели прекрасно подойдут игры с мячом. Конечно, с годовалым ребёнком не получится играть в футбол, но бросать мяч руками и пинать ногами ему вполне по силам. Мяч должен быть очень лёгким, чтобы ребенок не повредил свои связки и суставы. Нужно чередовать периоды интенсивных нагрузок с относительно спокойными. Хорошо воспринимается ребёнком такого возраста гимнастика на фитболе. Эти упражнения не только заставят малыша проявить двигательную активность, но и вызовут улыбки и смех.

Примеры занятий, развивающих мелкую моторику

Игры для детей до года, развивающие мелкую моторику, очень важны, поскольку оказывают влияние на становление речевого аппарата. Это утверждение основано на результатах научных исследований: области мозга, отвечающие за тонкие движение пальцев рук, также управляют и органами речи. Поэтому, развивая у детей способности играть мелкими деталями, родители закладывают основы умения говорить.

Начинать такие занятия нужно с простых упражнений, например, дайте крохе подержать в руках бусинку или покажите, как нужно подбирать рассыпанные по столу маленькие предметы. Сначала эти манипуляции могут вызывать у малыша сложности, ведь ему всего год. Со временем он научится не только уверенно хватать мелкие детали, но и начнёт складывать их в коробочку.

Проводя развивающие мелкую моторику занятия, не отходите от малыша ни на шаг. Дети этого возраста имеют привычку тянуть все в рот. Родители должны следить, чтобы при играх мелкими предметами малыш ничего не проглотил.

Лепка из пластилина и рисование также могут хорошо повлиять на развитие пальчиков. Конечно, с ребёнком в возрасте одного года не получится на самом деле что-то смастерить или изобразить, но он с удовольствием повозится с пластичной массой или красками. Не бойтесь того, что малыш испачкается, всё это можно отстирать, но не забывайте следить за составом материалов. Они должны быть безопасны.

Игры с ребёнком, помогающие правильно воспринимать окружающий мир

Когда малыш достигает возраста одного года, он начинает внимательно рассматривать свое тело. Наверное, вы замечали, как дети изучают свои ручки? В этот период нужно показать детям части тела и то, что они есть у всех.

Указывайте пальцем, например, на глазик крохи и называйте его, потом то же самое делайте со своим глазом. Так вы дадите понять малышу, что он такой же, как и все.

Начинайте знакомить детей годовалого возраста с названиями окружающих предметов, животных, растений. Часто они пытаются повторять новые слова. Сначала эти звуки будут мало похожи на произнесённые вами, хотя обычно родители понимают речь своих детей.

Занятия для улучшения памяти

Память годовалых детей недолговечна, они забывают людей, которых редко видят, игрушки, которыми редко играют. Для того, чтобы тренировать запоминание, нужно регулярно проводить специальные занятия с ребёнком. Правильный подход к этому вопросу может сослужить хорошую службу в будущем, например, в учёбе.

Развивающие игры для улучшения памяти часто принимают форму коротких стишков и песенок. Это всем известные «ладушки-ладушки, «сорока-белобока». Все эти игры знакомы нам еще с детства. Тренировка запоминания заключается в том, что дети пытаются повторить движения или даже мотив песенки.

Кроме таких считалок, можно использовать следующие занятия: покажите крохе игрушку, которая ему нравится, и спрячьте её так, чтобы он видел как вы это сделали. Малыш обязательно пойдёт её искать. После того как этот этап будет пройден, начните отвлекать его на некоторое время от спрятанной вещи, а потом напоминать о ней. Со временем дети сами начинают прятать некоторые предметы, при этом они безошибочно находят их в нужный момент.

Особенности игрового процесса с годовалым ребёнком

Чтобы развивающие игры с детьми до года приносили желаемый результат и не были в тягость, нужно соблюдать несколько принципов организации игрового процесса:

  1. Увеличивайте сложность заданий постепенно. Делать это нужно после того, как кроха хорошо освоил предыдущий этап.
  2. Развивающие упражнения не должны быть ребенку в тягость. Заставить что-то делать малыша в возрасте одного года через силу невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы они приносили положительные эмоции.
  3. При приобретении игрового материала учитывайте вкусы малыша. Например, покупая мячик, предложите ему выбрать его самостоятельно. Он возьмёт в руки в первую очередь ту игрушку, которая больше всех ему понравится.

Выбирайте игры для грудничков, в которые играли с вами ваши родители, не нужно изобретать велосипед. Развивающие упражнения, прошедшие проверку временем – это всегда наилучший вариант. Если вы не помните во что играли с родителями, обратитесь к ним за помощью, бабушки и дедушки, как правило, любят повозиться с внучатами.

newbabe.ru

Занятия с ребенком 1 года

Маленькие дети – это не только источник счастья, тепла и радости для своих родителей. Они требуют к себе внимания постоянно, но многое зависит от того, каким будет это внимание. Занятия с ребенком имеют огромное значение для его развития. Если до одного года большая часть таких занятий направлена на его физическое развитие, то со временем в арсенале родителей появляется все больше интересных игр для других целей: развития внимания, мышления, творчества.

Как заниматься с детьми, которым только недавно исполнился год? Это сложный, но очень интересный период в жизни ребенка. Малыш только начинает познавать мир, и все вокруг становится для него важным и полезным. В том, чтобы найти хорошие и полезные игры для ребенка такого возраста, нет ничего сложного. Многие мамы и бабушки знают эти забавы с детства, и повторяют их почти интуитивно.

Фото: depositphotos.com

Особенности восприятия мира ребенком в 1 год

За первый год своей жизни малыш меняется стремительно, порой бабушки и дедушки, не видя ребенка 2-3 дня, удивляются его новым навыкам и умениям. К своему первому дню рождения ребенок уже многое умеет, а в каждом направлении развития имеет свои достижения:

  • Познание мира. В этом возрасте ребенок активно интересуется названиями предметов и действий. Он неумело повторяет их, а если мама поет песенку, повторяет действия, о которых идет речь в тексте. Ребенок активно стремится к познанию мира с помощью всех своих органов чувств: видеть, слышать, и, главное, трогать ему хочется все подряд;
  • Общение. Ребенок хорошо осознает свое место среди родных и учится управлять ими. Он понимает, что может влиять на маму или папу, порой капризничает. А еще – малыш в возрасте одного года стремится к общению, он искренне радуется всем новым знакомствам и всегда хочет быть в центре внимания;
  • Образное мышление. У маленьких детей очень развито воображение. Оно основывается на том, что он уже видел: если мама, играя, убаюкивает куклу, ребенок будет делать то же самое на второй день. Он повторяет жесты, мимику, учится понимать их;
  • Двигательные навыки. Малыш уже хорошо стоит, быстро и активно двигается по дому. Он начинает искать новые пути, забираться наверх, на диван или полки. Ребенку интересно смотреть, как падают предметы, он увлеченно поднимает и бросает все, что видит вокруг, стучит чашкой и ложкой, рвет бумагу.

Игра – лучший способ передачи информации и обучения для детей

Дети в таком возрасте очень восприимчивы практически ко всему, они, словно губка, впитывают новые познания. Занятия с ребенком 1 года можно проводить только в игровой форме, заставить сконцентрироваться малыша на чем-либо, не заинтересовав, невозможно.

Игры с детьми сейчас достаточно простые, но они имеют очень большое значение. Даже банальная игра «Где ты спрятался?» открывает ребенку новые тайны и загадки этого мира. Компания – это то, чего больше всего требует ребенок, он хочет играть с мамой и папой, с дядей, бабушкой, соседским мальчуганом и собачкой. В то же время, коллективные игры не всегда воспринимаются позитивно, они требуют слишком серьезной концентрации, и редко удаются.

Занятия с ребенком 1 года: виды и примеры

Игры для малышей 1 года можно условно разделить на несколько категорий и видов. Практически все они связаны с познанием мира – это для годовалого ребенка его главная цель. Но для правильного воспитания и развития необходимы занятия разного характера, которые будут помогать ребенку открывать для себя разные стороны жизни, ее законы и правила.

Основные виды игр и занятий для малышей 1 года

  • Развитие мышления. Дети такого возраста мыслят образно, они не умеют пока оперировать абстрактными понятиями. Поэтому для всех игр с детьми 1 года стоит использовать предметы или изображения. Мячики, кубики, яркие картинки, подушки, варежки, мягкие игрушки – все это будет отличным реквизитом для занятий.
  • Физическое развитие. Игры для малышей направлены и на развитие их физических навыков. Это подвижные игры, которые очень часто имеют в себе элементы подражания («делай, как я»).
  • Творческие способности. Желание творить в таком возрасте не выходит на первый план, но уже заявляет о себе. Проблема в том, что у детей одного года не очень получается задуманное, и они резко теряют интерес к работе. Обязательно помогайте ребенку, направляйте его ручки или пальчики, рассказывайте, что и зачем вы делаете. Таким способом можно пробудить в нем интерес к созиданию и творчеству.
  • Развитие речи. Пусть малыш еще не очень хорошо говорит отдельные слова, игры на развитие речи очень увлекательные и позитивные. Это могут быть «пропущенные» слова в любимой сказке или песенке, повторение звуков («самолет летит», «рычит тигр», «жужжит пчелка»). Хорошая игра на понимание – называние предметов. Предметы называют взрослые, а дети только показывают на них.

Развивающие и развлекательные игры можно разделить на несколько групп:

Лучшее решение для игры с детьми 1 года. Использовать лучше яркие, большие предметы, хорошо узнаваемые, не похожие друг на друга. Это могут быть и простые активные игры (катить мячик, «отвести» мишку в гости к зайчику, собрать всех в одном месте), и развивающие занятия (ребенок берет те предметы, которые называет родитель).

Трогать, пробовать на вкус и прочность – то, что любит делать ваш малыш. Давайте ему в руки предметы разной текстуры, формы, из различных материалов. Часто говорите ребенку, «какой» это предмет (мягкий, холодный, твердый, большой, маленький, тяжелый, пушистый и т.д.).

Пальчиковые игры

Многие педагоги и психологи считают, что мелкая моторика рук – это залог полноценного развития ребенка, гарантия быстрого развития речи малыша. В любом случае, игры с пальчиками и пальчиковая гимнастика увлекают и радуют малыша. Это традиционные считалочки, «сорока-белобока» и другие сюжетные игры.

Лепка

Детям до 2 лет не рекомендуют давать пластилин для занятий лепкой. Но для этого можно использовать простое соленое тесто. Увлекательные игры для малышей – самые простые: сделать «блинчики» (мама катает шарики, а ребенок их расплющивает), слепить из шариков снеговика, змею и т.д. Лепка – один из инструментов творческого развития, кроме того, это отличная разминка для пальчиков.

Занятия с песком (или другими сыпучими материалами)

Набирать в ведерко песок и высыпать его – казалось бы, это слишком просто. Но для ребенка 1 года такое занятие будут прекрасным времяпрепровождением и забавой. Можно использовать другие сыпучие вещества: домашние крупы, макароны, например. Ребенок может «кормить игрушки»: насыпать ложкой или чашкой их в тарелки, собирать обратно. Интересно детям и играть руками, это приятные и необычные ощущения для рук.

Игры с бытовыми предметами: посудой, одеждой

Сколько бы не было игрушек в доме, дети почему-то предпочитают обычные бытовые предметы. Это легко понять: они хотят повторять все, что делают взрослые, а не играть в отдельные игры. Оптимальный вариант – игра с посудой. Здесь можно использовать целый букет игр: открыть и закрыть лоток, спрятать в него что-нибудь и вытащить, складывать лоточки разной величины друг в друга (они словно созданы для детской игры).

Кубики, пирамидки, сортеры

Традиционные занятия с малышами 1 года – игры с кубиками. В этом возрасте задания перед детьми нужно ставить самые простые: поставить два кубика друг на друга, три кубика и т.д. Отлично развивают мышление сортеры – кубики, в которых есть отверстия, и специальные фигурки, которые повторяют форму отверстий. Эта простая задачка – сложное задание для ума ребенка. И, конечно, одна из первых развивающих игрушек ребенка — пирамидка, которая поможет малышу освоить понятия «больше-меньше», составить целое из частей.

Рисование пальчиковыми красками

Еще один вариант занятий для творческого развития – рисование. В таком юном возрасте дети не могут правильно держать кисточку или даже спонжик, поэтому для них созданы специальные пальчиковые краски. Самое простое занятие – рисунки-ладошки, можно создавать с малышом абстрактные картины, или пробовать рисовать простые сюжеты (солнышко, лицо с глазками и ротиком, цветы).

Правила для занятий с ребенком 1 года

Чтобы игровые занятия с детьми такого возраста имели свой результат и смысл, лучше придерживаться простых, но важных правил:

  • Правильное время. Всегда старайтесь играть в одно и то же время дня, чтобы у ребенка был режим. Кроме того, малыш должен быть сытым и в хорошем настроении;
  • Короткие занятия. Удерживать внимание малыша дольше, чем 10 минут, практически невозможно;
  • Сначала показывает мама, потом делает малыш. Занятия нужно проводить только в таком порядке, чтобы дети имели пример для подражания;
  • Похвала – залог интереса ребенка. Не бойтесь перехвалить малыша – в этом возрасте такие слова действуют только положительно.

active-mama.com


Смотрите также