Развитие ребенка по месяцам до 1 года


Календарь развития ребенка по месяцам

На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см. …читать подробнее…

Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров. …читать подробнее…

Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см. …читать подробнее…

Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см. …читать подробнее…

Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см. …читать подробнее…

Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см. …читать подробнее…

Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см. …читать подробнее…

Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см. …читать подробнее…

Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см. …читать подробнее…

Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см. …читать подробнее…

Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см. …читать подробнее…

Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см. …читать подробнее…

razvitie-krohi.ru

Как должен развиваться малыш от рождения до года?

Первый год по праву можно считать особенным в жизни карапуза. За это время младенец, который в первые недели жизни лишь спит и ест, превращается в смышленого человечка со своими предпочтениями и характером: известно, что каждый кроха уже с раннего детства является личностью. При оценке того, как развивается малыш, во внимание берутся месячные нормы развития детей. Календарь развития ребенка в первый год жизни тщательно изучается молодыми родителями, так как к определенному месяцу ребенок должен демонстрировать конкретные навыки.

1-6 месяцев: как должен развиваться малыш?

1) Первый месяц: от рождения до месячного возраста в среднем ребенок подрастает на 2-3 сантиметра, а поправляется на 600-1000 граммов. Период новорожденности (первые 28 дней жизни) называют адаптационным, так как за это время ребенку предстоит адаптироваться к непривычным условиям обитания. Дневная норма сна для младенца составляет 20-21 час, а бодрствующий ребенок предпочитает практически все время находится на руках у взрослого. Первый месяц считается ключевым в налаживании процесса грудного вскармливания, поэтому кроха может просить грудь до 20-25 раз в день. О своих потребностях новорожденный сообщает с помощью плача, что вызывает страх и чувство собственной беспомощности у его родителей. Но уже ко второму-третьему месяцу жизни наблюдательные мама и папа без труда понимают, что беспокоит их малыша.

С момента появления на свет у малыша присутствуют врожденные рефлексы, которые позволяют ему адаптироваться к незнакомым прежде условиям. Педиатр и невролог, оценивающие развитие новорожденного по неделям, берут во внимание наличие всех этих рефлексов. Зачастую усиление, отсутствие и несвоевременное угасание рефлексов рассматриваются как варианты патологии нервной системы ребенка.

Возникновение младенческих колик — характерная черта периода новорожденности, которая обычно сохраняется до трех месяцев. Колики представляют собой кишечные боли, спровоцированные недостатком полезной микрофлоры в кишечнике младенца. Однако с помощью некоторых приемов (прикладывание тепла к животику, массаж области вокруг пупка, прием противоколиковых средств) родители могут помочь малышу справиться с дискомфортом.

К одномесячному возрасту ребенок должен уметь задерживать взгляд на лице близкого человека или ярком объект, а также реагировать на звуки. В положении лежа на животе, кроха старается приподнять голову. Большинство малышей в 1 месяц радуют родителей своей первой улыбкой.

2) Оценивая развитие ребенка до года, на втором месяце малыш стремительно развивается как физически, так и психоэмоционально. Малыш становится длиннее на 2-4 сантиметра и тяжелее на 700-1200 граммов. Двухмесячный кроха может четко дать понять, что его веселит, а что, наоборот, огорчает. Когда ребеночек видит близкого человека, он начинает позитивно реагировать на такую встречу: улыбаться, оживленно двигать ручками и ножками.

Зрение и слух младенца развиваются быстрыми темпами, но в 2 месяца карапузу пока не удается различать многие звуки и отслеживать перемещение движущегося объекта. Если кроху уложить на бок, то он изо всех сил будет стараться перевернуться на спину. Двухмесячный малыш может на несколько секунд удержать погремушку в ручке, а если карапуз увидит над собой игрушку, то он протянет к ней ручку. Также в 2 месяца малыш умеет гулить. При оценке развития до года, в частности, развития на втором месяце, педиатр и невролог вновь обращают внимание на рефлексы новорожденного, ведь к двум месяцем они должны угаснуть. К слову, со второго месяца жизни можно заниматься с грудничком гимнастикой и делать ему общеукрепляющий массаж.

3) В 3 месяца прибавка в росте составляет 3-4 сантиметра, а в весе — 750 граммов. Кроха уверенно опирается на предплечья, когда лежит на животе. Находясь в вертикальном положении на руках у взрослого, карапуз уверенно держит голову даже без поддержки.

Ребенок уже умеет разжимать и сжимать пальчики кистей рук, пытается хватать интересующие предметы ручками.

Когда взрослый берет лежащего малыша за руки и после захвата слегка подтягивает его к себе, то карапуз поднимет голову и постарается подтянуться к взрослому.

Что еще умеет малыш:

  • уверенно держать голову в положении лежа на животе;
  • заливисто смеяться;
  • рассматривать ручки и подтягивать их к ротику;
  • разжимать кулаки и уверенно держать погремушку в руках, пытаясь совершать ею движения.

4) С третьего по четвертый месяц грудничок подрастает 2-3 сантиметра, а вес увеличивается на 700-800 граммов. В этом возрасте кроха не только уверенно держит голову, но и поворачивает ее в стороны. На животе ребенок лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук. Карапуз активно познает мир не только с помощью слуха и зрения, поэтому родители должны быть готовы к тому, что малыш будет тянуть первые попавшиеся предметы в рот, пробуя их на вкус. Основные навыки в 4 месяца:

  • кроха способен перекатываться со спины на живот;
  • фиксировать взгляд на динамичном объекте;
  • пытаться ползать на животе.

5) В 5 месяцев малыш подрастает на 2-3 сантиметра и поправляется на 700-1000 граммов. В таком возрасте кроха умеет сидеть, но пока только у опоры. Ребенок умеет в 4 месяца захватывать ручками находящийся над ним предмет, к примеру, игрушку на мобиле. В четырехмесячном возрасте малыш начинает активно изучать собственное тело, пытаясь щупать его ручками. Если поставить малыша на ножки и поддерживать за подмышки, то он будет стоять на выпрямленных ногах. В этом возрасте дети-исскуственники знакомятся с первым прикормом.

6) За шестой месяц ребеночек поправляется на 600-800 граммов и подрастает на 2 сантиметра. 6 месяцев — это тот возраст, когда дети, находящиеся на грудном вскармливании, получают прикорм, но это не единственная особенность шести месяцев, ведь у многих малышей прорезывается первый зуб. Сам малыш умеет уверенно ползать на животике и доползать до игрушки, расположенной на незначительном расстоянии. Малыш также может вставать на четвереньки и слегка раскачиваться в таком положении. Развитие мелкой моторики рук позволяет малышу уверенно перекладывать игрушку с руки в руку, нажимать пальчиком на крупные кнопки игрушек и хлопать в ладоши. В 6 месяцев ребенка можно учить пить из детской кружки.

7-12 месяцев: развитие и навыки

Развитие ребенка до года, а точнее, в период с семи месяцев до года, смело можно назвать быстрым, так как за этот промежуток времени малыш учиться активно перемещаться. В интеллектуальном развитии здоровый малыш также преуспевает — умеет устанавливать элементарные причинно-следственные связи, четко произносить многие слоги, играть в игрушки и т. д. Если анализировать развитие ребенка по месяцам, то после шести месяцев дети начинают относительно мало прибавлять в весе.

В 7 месяцев кроха становится активным: перекатывается со спины на живот, пытается самостоятельно садится, становится на ножки у опоры. В 7 месяцев кроха способен повторять одинаковые слоги по несколько раз подряд, из-за чего кажется, что ребенок пытается воспроизвести отдельные слова, к примеру, «папа», «мама» и т. д. С семи месяцев кроха активно изучает окружающие предметы и выполняет некоторые простые операции с игрушками — гремит ими, намеренно роняет их на пол и пытается что-либо отломать от игрушки.

В 8 месяцев малыш с удовольствием играет в пальчиковые игры для детей до года. Ребеночек также играет с пирамидкой, мячиками, машинками и сортерами. На восьмом месяце жизни дети уверенно стоят на ножках у опоры и стараются делать первые шажки. Родители восьмимесячных деток могут отметить, что малыши негативно реагируют на исчезновение близкого человека и крайне неприветливо относятся к незнакомцам, однако все это считается нормой.

В 9 месяцев детки стремятся активно познавать окружающий мир, а все благодаря приобретению двигательных навыков. Кроме того, малыш понимает элементарные просьбы и поручения («посмотри сюда», «нельзя» «дай ручку» и т. д.).

В 10-11 месяцев детки играют с игрушками по их предназначению. Стоя на ножках, ребеночек может быстро сесть на попу. Дети накануне года умеют быстро и уверенно передвигаться у опоры, что считается признаком готовности к прямохождению. Также малыши умеют изображать, какие звуки издают животные, и копировать поведение и мимику взрослых. В 12 месяцев большинство детей делают свои первые шаги без поддержки.

Для контроля темпов развития малыша в первый год жизни следует ежемесячно показывать кроху педиатру. А также помогать развиваться своему ребенку.

kidpuz.ru

Развитие ребёнка по месяцам до 1 года

Развитие ребенка по месяцам до года

До сих пор как настоящее чудо воспринимается то, как из крошечной клеточки в животе у мамочки вырастает ребенок с крошечными ручками, ножками, глазками, живой, настоящий, у которого уже бьется сердце и функционируют все системы жизнедеятельности.

Да, это настоящее чудо, но не менее удивителен тот путь, который совершает кроха от рождения до своего первого года.

Какие изменения происходят с малышом в первый год?

Физические изменения

За это это время происходит бурное физическое развитие, ведь за 12 месяцев вес ребенка увеличивается почти в три раза, а рост – на одну треть. Кроме того, за этот год ребенок не только овладевает способностью лежать, сидеть, ползать, ходить, но претерпевает мощное физическое изменение: существенно меняются пропорции его тела, головка по обхвату становится значительно меньше груди, вытягиваются верхние и нижние конечности.

Изменение психики

На уровне психики происходит когнитивное развитие, то есть способность к обучению и запоминанию, социальное, при котором малыш учится реагировать на окружающий мир по-разному, а также различать своих родных и близких людей. Еще одним аспектом социализации становится развитие речи: от звуков плача до первых, вполне осмысленных слов.

Первый месяц жизни

Главное для новорожденного – это сон и еда. А еще, чтобы мама была рядом. Ее близкое присутствие младенец ощущает физически, ведь он привык за девять месяцев у нее в животе слышать пульс, ощущать вибрацию речи и слышать голос.

Конечно, самыми важными процессами становятся процессы саморегуляции, когда он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, тогда впоследствии он сможет плавно переходить из состояния бодрствования в состоние покоя и сна.

Именно в этот период происходит узнавание мамы ребенка, привыкания друг к другу, поэтому важен тесный тактильный контакт. И не нужно бояться избаловать ребенка, если мама лишний раз возьмет его на руки, покачает, прижмет к себе. Чувствуя близость матери, ребенок будет спокойнее вести себя, а значит, будет лучше спать, расти и развиваться.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье «Развитие ребенка в 1 месяц жизни».

Второй месяц

На втором месяце жизни ребенок учится понимать свое тело и даже немного управлять им, особенно головой. Поэтому исчезает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Младенец может сфокусировать внимание на даижущихся предметах, особенно если они яркого или, наоборот, черно-белого цвета.

Важнейшим для него источником жизни являются звуки: он учится различать эти звуки и сам издает их – не просто разные, но и сигнализирующие о различном состоянии. Малыш уже начинает держать головку, пытаясь поворачивать ее вслед за знакомым звуком или ярким зрительным образом. В его речи начинают появлятся гласные звуки. Помимо еды и сна, ребенку понадобится важный источник эмоционального питания – общение с окружающими, в первую очередь, с мамой.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье «Развитие ребенка в 2 месяца жизни».

Третий месяц

В этот период существенно увеличивается период бодрствования, что, конечно, сказывется на психическом развитии. Теперь, когда ребенок уже не спит продолжительное время, он использует его для активного освоения окружающего мира. Попытки перевернуться со спины на живот и обратно позволяют ему значительно расширить обзор.

Например, благодаря возможности сжимать и разжимать кулачки, он уже может захватывать предметы, нахдящиеся в его поле зрения, и рассматривать их. Объектом изучения становятся и собственные руки и ноги, которые он может брать в рот, а сосание большого пальца руки вообще становится вполне осознанным действием.

Малыш активно издает звуки, смеется при виде знакомых лиц, особенно мамы и других близких людей. Тем самым он будто вступает в диалог, включаясь в него даже всем телом, потому что лежа на спине в такт своим звукам движется взад и вперед, размахывая ручками и ножками.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье «Развитие ребенка в 3 месяца».

Четвертый месяц

Основным руководством к действию становится речь, обращенная к ребенку. Различая интонации, он по-разному может реагировать на вашу речь и другие способы общения с ним.

В этот период, как правило, проходят колики (См. «Профилактика и лечение кишечных колик у новорожденных»), а значит, ребенок меньше плачет, крепче и дольше спит ночью и просыпвется не с плачем, а с улыбкой и готовностью познавать мир дальше. Важно уже сейчас учить ребенка засыпать самому, не укачивая его постоянно на руках, ведь он уже не нуждается в таком тесном контакте с мамой, как раньше. Им вполне хватает времени для кормления, когда мама и ребенок находятся в телесном контакте, и младенец ощущает тепло и слышит знакомый запах.

Малыш уже начинает реагировать на появление или исчезновение предмета в поле его зрения, поэтому "прятки" могут быть самой любимой забавой. Можно прятать предметы, а потом доставать их и называть форму, цвет, назначение, ведь вся эта информация "оседает" в подсознании, и в дальнейшем ребенок будет познавать мир, используя именно ее.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье «Развитие ребенка в 4 месяца».

Пятый месяц

Пятимесячный малыш уже вовсю распевает песни, реагирует на появление незнакомых людей, может даже пугаться, особенно если мамы нет рядом. Он уже активно начинает переворачивать со спины на живот и обратно и ползать.

Все эти физические изменения нужно поддерживать играми: подбрасываниями вверх, кружением на руках, нужно постоянно тормошить ребенка, чтобы он чувствовал свое тело и учился управлять им. В этом возрасте кроха начинает подражать взрослым в речи: он слышит интонацию и пытается ее повторить, он будет менять темп своего звучания в зависимости от вашего темпа речи. Такие диалоги очень хорошо стимулировать с помощью музыки, использования звуков окружающего мира и т. п. Малыш активно познает мир, не просто разглядывая игрушки, он их хватает, гремит ими, ударяет по ним и очень доволен этими движениями.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье «Развитие ребенка в 5 месяцев».

Шестой месяц

Некоторые особо активные дети уже начинают пробовать вставать в кроватке, но лучше к этому пока не стремиться. Не так крепки мышцы и кости, поэтому лучше выкладывать ребенка на пол, чтобы он активно ползал (См. «Когда ребенок начинает ползать»), подготавливая свой опроно-двигательный аппарат к дальнейшему более серьезному умению – ходьбе.

В эмоциональном состоянии различается много оттенков. Если раньше ребенок в основном был доволен или не доволен всем происходящим, то теперь он может испытывать недоумение, огорчение, удивление и много других состояний, которые весьма забавно выражает с помощью мимики.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье «Развитие ребенка в 6 месяцев».

Седьмой месяц

В этот период ребенок уже начинает осознавать свое влияние на окружающий его мир. Он устанвливает связь между тем, какие звуки он издает, и тем, как на это реагируют. Может даже начать экспериментировать, то есть хныкать или плакать только для того, чтобы к нему подошли взрослые.

Семимесячный ребенок уже может хорошо сидеть с опорой на спинку своего детского кресла, а это дает ему новые возможности для познания, ведь теперь, когда обе его ручки свободны, он может дать ими вдвое больше работы: будет хватать все подряд, поэтому нужно следить, чтобы в поле его деятельности не попали опасные предметы.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье «Развитие ребенка в 7 месяцев».

Восьмой месяц

Малыш в 8 месяцев уже хорошо сидит сам без поддержки. Он можен это делать на полу или в манеже, главное, чтобы вокруг были предметы, его занимающие. Ползание как способ познания окружающего мира все еще действует. Благодаря освобождению рук ребенок может уже хорошо держать свою бутылочку обеими руками, может перекладывать предметы с места на место. Ему можно уже давать что-нибудь лепить, но помнить, что это легко может оказаться во рту. Ребенок уже хорошо произносит отдельные слоги. Некоторые родители уже начинают приучать к горшку (См. «Когда и как приучать ребенка к горшку»).

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье «Развитие ребенка в 8 месяцев».

Девять месяцев

В этот период малыш уже может реагировать на свое имя – он понимает, что к нему обращаются. Он произносит отдельные слоги, понимая сам при этом слова "нет" или "нельзя". Он уже может сидеть на горшке и не капризничать, ведь это становится привычным для него.

Он уже хорошо пьет из чашки. Так как уже есть первые зубы, он жует твердую пищу и ест каши. Некоторые дети уже пробуют делать первые шаги, но нормой может считаться просто стояние на ножках с опорой на стену или спинку кровати. Кто-то стимулирует хождение с помощью ходунков, но ведь всему свое время.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье «Развитие ребенка в 9 месяцев».

Десять месяцев

Малыш все лучше и лучше понимает значение слов. Он может искать по вашей просьбе какой-то предмет, может поворачиваться в ту сторону, куда вы его попросите или ползти за какой-то конкретной игрушкой, которую знает.

Когда ребенок начинает ходить, это становится настоящим испытанием для родителей, потому что приходится следить за тем, чтобы не обжегся о плиту, не схватил острый предмет или что-то несъедобное не затащил в рот. Конечно, очень важны для развития прогулки и хождение по улице. Когда границы мира для ребенка раздвигаются, это является мощным стимулом для психического развития.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье «Развитие ребенка в 10 месяцев».

Одиннадцать месяцев

В этот период малыш уже вполне самостоятелен: он может умываться, причесываться, снимать с себя какую-то одежду, может есть яблоко или что-то большое. Для него уже важно общение со сверстниками, поэтому нужно бывать на детских площадках для знакомства с другими детьми.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье «Развитие ребенка в 11 месяцев».

Когда исполнится один год

Перед нами уже настоящий человечек со своим характером, привычками, любимыми занятиями. Ему все интересно, он много учится и с каждым днем становится все смышленее и опытнее. Важно соблюдать режим дня, чередуя разные виды его деятельности. А еще важно к этому времени поставить все полагающиеся прививки, чтобы болезни не мешали дальнейшему физическому и психическому развитию малыша.

Подробнее про развитие ребенка в этот период можете прочитать в статье «Что должен уметь ребенок в 1 год».

© Ильина Наталия, Dealinda.ru

dealinda.ru

Развитие ребенка по месяцам

Любая новоиспеченная мать задается вопросом, когда ребенок должен научиться держать головку самостоятельно, ползать, переворачиваться, ходить, говорить и так далее. Развитие малыша – это достаточно индивидуальный процесс, однако есть определенные этапы, когда считается нормальным то или иное умение малыша. Каждый месяц – это новый этап в жизни малыша, поэтому родители часто отмечают такие маленькие даты. После года месяцы уже не имеют такого большого значения. Разберемся в данной статье, какие умения должен осваивать ребенок в каждый последующий месяц жизни, начиная с момента рождения. Развитие ребенка по месяцам имеет приблизительно такой вид.

Месяц первый

Новорожденный малыш до года не умеет самостоятельно держать головку, а к концу первого месяца жизни он пытается удерживать ее в течение нескольких секунд, однако не стоит забывать постоянно придерживать головку малышу. Новорожденный малыш при нормальных родах без патологий с первых секунд жизни уже имеет сосательный рефлекс. После первого месяца жизни у него наблюдается небольшая активность, сон малыша на протяжении суток должен приблизительно составлять около 22 часов, это при условии, что он не голоден и все его пожелания тут же исполняются. Кушает малыш каждые 3 часа, причем в ночное время также. Уход требуется по мере необходимости. Ребенок до года следит за взрослыми, различает шум и яркие цвета, движение, реагирует на такие действия. На людей смотрит очень пристально, рассматривает, изучает. По голосу и запаху малыш до года может узнавать родную мать.

Два месяца

К двум месяцам первого года малыш начинает бодрствовать немного дольше, но все больше спит, хотя длительность сна в течение дня уменьшается. Периоды гуляния ребенком занимают не более получаса, поскольку малыш начинает уставать. Уход необходим во время бодрствования. Кушает по требованию каждые три часа. Если ничего его не беспокоит, то веет себя он очень спокойно. Все чаще начинает фиксировать свой взгляд на некоторых интересных предметах, пытается их пощупать, попробовать на вкус. Необходим уход за телом, массажи. Ребенок начинает различать интонацию, с которой к нему или между собой общаются взрослые. Если его положить животиком на кровать, то он будет уверенно самостоятельно удерживать голову. Общение с родителями приносит ему удовольствие, он предпочитает, чтобы его носили на руках.

Третий месяц

К трем месяцам первого года развитие характеризуется снижением общей продолжительности сна, ребенку вполне достаточно спать три раза в день, при этом общее время сна может составлять около 15 часов. В три месяца первого года жизни ребенок начинает «гулить», он рассматривает взрослых, а также интересные ему предметы, игрушки, изучает их. Если он слышит некоторые звуки, то может поворачивать головочку в сторону его источника. В этот период малыш грудного возраста начинает различать интонацию, с которой взрослые с ним общаются. Он может уже пытаться переворачиваться на бочок. Ему интересно изучать части тела свои собственные, а также родительские. Уход за ребенком необходим постоянный. Ручки часто в кулачках, пытается ручками удерживать определенные предметы, погремушки, хватает маму за волосы.

Четыре месяца

Продолжительность бодрствования к четырем месяцам первого года увеличивается, ребенок спит три раза в день. Ночью может не кушать, но по требованию кормить нужно. Лежа на животике, опирается на ручки и уверенно держит свою головочку, поворачивает ею в сторону движущихся предметов или людей, оборачивается на звук. В это время он начинает пытаться переворачиваться сначала с животика на спинку, потом наоборот. Различает реакцию взрослых и уже имеет свои предпочтения. Если взрослый хочет взять ребенка на руки, то он начинает оживленно двигаться и гулить. Ночной сон приблизительно должен составлять 10 часов. Уход за ребенком включает игры, переодевания, кормления, сон.

Пять месяцев жизни ребенка

У младенца появляется повышенный интерес ко всему происходящему, он уже самостоятельно должен уметь переворачиваться со спинки на животик и наоборот. Также он в вертикальном положении должен опираться ножками на опору. У него проявляется рефлекс ходьбы. Постепенно он начинает учиться ползать, сначала это будет происходить в противоположное направление, то есть назад. Одного ребенка оставлять нельзя, поскольку он уже сам перемещается, может крутиться на животике по кругу, уход за ним требует все больше внимания. Ребенок до года различает родных и чужих людей. Чужих изучает, рассматривает. Развитие ребенка происходит как в двигательной сфере, так и в речевой. Отдельно стоит сказать про слюни, которые часто ребенок до года не успевает проглатывать. Начинается это примерно с 5 месяцев. Можно начинать с ним играть в самые первые игры со стишками. Если придерживать младенца под ручками, то он будет понемногу переставлять ножки. Присутствуют попытки малыша сесть, однако спинку он еще не держит.

Шестой месяц

В шесть месяцев малыш уже может уверенно сидеть и играть игрушками, держать их, менять, тарахтеть погремушками. Начинает следить за понравившимися предметами, например, за погремушкой, которую сам уронил. Реагирует на тон взрослых, при резком шуме может испугаться и расплакаться. Учиться ползать или понемножку ползет вперед. Прислушивается к звукам. Наблюдается развитие личных предпочтений. Уход за ребеночком требует много сил и внимания. Нормальный ночной сон составляет 10 часов, днем спит три раза по 1,5 – 2 часа. В этом возрасте рекомендуется вводить первый прикорм, у ребенка возникают личные предпочтения в еде. Уверенно берет игрушки в руки. Если проговорить его имя, то ребенок отреагирует на звук.

Семь месяцев ребенку

В возрасте семи месяцев ребенок начинает проговаривать определенные звуки. Говорит «мама» или «папа». Сидит уверенно, спинку держит ровно. В манеже может самостоятельно вставать на прямые ножки. Реагирует на взрослых улыбкой, на чужих может быть противоположная реакция. Различает предметы и знает их названия, при обращении к нему с вопросами о местонахождении определенного предмета может поворачивать голову в поисках, происходит развитие речевых особенностей. Во время кормления не сидит на месте, если ест грудь, то может кусаться, поскольку в этот период прорезываются зубки, что доставляет малышу боль и дискомфорт. Может понимать запреты. Начинает испытывать страх при расставании с мамой, очень сильно привязан к матери эмоционально, постоянно цепляется за нее.

Восемь месяцев

Малыш грудного возраста уже может самостоятельно ходить за ручку, вставать и ползать. Различает любимые игрушки. Реагирует на музыку определенными движениями и радостным взглядом. На звуки реагирует звуками, отзывается. Может понемногу кушать мягкие продукты, надкусывает их. У него наблюдается концентрация внимания на определенный предмет или процесс, однако его легко при необходимости можно отвлечь. Некоторое время может находиться сам со своими игрушками. Уход за малышом должен быть постоянный. Лепечет и умеет махать ручкой в качестве приветствия или на прощание.

Девять месяцев

К концу девятого месяца малыш может пытаться самостоятельно ходить, хотя еще не уверенно. Понимает, что от него хочет взрослый, по просьбе может вставать или садиться. У него появляется понимание причинно-следственной связи и различает предметы по величине. Может складывать игрушки в коробочку или один предмет положить в больший. Для игры пользуется одновременно несколькими игрушками, двумя ручками манипулирует предметами. Ходит за ручку все увереннее.

Десять месяцев

Если ребенку исполнилось десять месяцев, то он уже может самостоятельно ходить, однако это сугубо индивидуальные особенности малыша. Постепенно начинает требовать определенные предметы или выполнить взрослого какие-то действия, например, взять его на ручки или дать вкусняшку или игрушку. Появляются новые слоги. Ползает очень быстро, может играть в догонялки. У него появляются любимые занятия и игрушки. Необходимо увеличивать время на уход на ним, требуется развитие речи, общайтесь с ребенком чаще.

Одиннадцать месяцев ребенку

В этом возрасте ребенок ходит сам или за ручку, ему уже не интересно просто сидеть на месте, его увлекают новые места, детки, предметы. Может имитировать звуки животных. Начинает учиться самостоятельно пользоваться ложкой и чашкой. Уход необходим также первым зубикам, знакомьте его с зубной щеткой. Складывает кубики в башни, мимикой может объяснить, что его беспокоит или чего он хочет. Если мама хочет отлучиться на некоторое время, то ребенок может огорчаться, идти за ней. Развитие речи наблюдается пассивное и активное в разной степени.

Двенадцать месяцев – годик!

К концу двенадцатого месяца ребенок уже умеет уверенно ходить. Также он может протестовать, если что-то делается вопреки его пожеланию. Развитие в данном возрасте ускоряется. В книгах может различать животных, начинает прислушиваться к тому, что читают родители, с интересом рассматривает новые книги. Увеличивается его двигательная активность, поэтому в то время, когда малыш начинает самостоятельно ходить, он может терять в весе, особенно если плохо кушает. Развитие малыша – это индивидуальный процесс, всех нельзя ровнять по одной мерке.

newbabe.ru

Развитие детей от рождения до года

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И спустя время, у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли развивается их младенец, все ли он умеет делать для своего возраста. В этой статье рассмотрим как происходит физическое и психическое развитие ребенка до года по месяцам.

В первый год жизни кроха учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за умениями крохи. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в пять месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс/минус месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до годовалого возраста.

Таблица развития ребенка до года

1-й месяц

  • прибавка в весе 600 г, в росте 3 см;
  • кроха учится жить вне организма матери;
  • примерно 70% времени новорожденный проводит во сне;
  • движения ребенка в 1 месяц еще не скоординированные, поэтому во время бодрствования он постоянно хаотично машет ножками и ручками;
  • при резком громком звуке он моргает и вздрагивает;
  • к концу 3-й недели жизни может ненадолго удерживать взгляд на ярком предмете или лице взрослого;
  • к концу 4-й недели жизни пытается приподнять головку и удерживать ее на несколько секунд лежа на животе.

2-й месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

3-й месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 2,5 см;
  • осмысленно улыбается и громко хохочет;
  • трехмесячный малыш узнает родителей по голосу и зрительно;
  • отвечает гулением;
  • движения рук становятся целесообразными и сознательными;
  • начинает сосать свой кулачек или пальчик;
  • все предметы, попавшие в руки, тянет в рот;
  • лежа на животике может приподняться на локти и удерживать голову в течении нескольких минут;
  • крутит головой во все стороны;
  • переворачивается со спинки на бочок;
  • при поддержке за подмышки, будет упираться ногами в твердую поверхность;
  • поворачивает головку в сторону источника звука;
  • исследует при помощи рук свое лицо, лицо и волосы взрослого.

4-й месяц

  • прибавка в весе 750 г, в росте 2,5 см;
  • прекрасно узнает маму, предпочитая ее всем остальным (плачет, когда она исчезает из поля зрения);
  • переворачивается со спины на живот;
  • уверенно держит голову в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивая ее в разные стороны;
  • осмысленно захватывает игрушку одной или двумя руками и тут же тянет ее в рот;
  • может держать некоторое время игрушку в руке и трясти ей;
  • лежа на спине приподнимает голову;
  • предпочитает играть с любимой игрушкой, отвергая другие;
  • ребенок в 4 месяца может испытать страх, радость, разочарование, любопытство;
  • визжит, машет ручками и ножками от восторга;
  • затихает, когда начинает играть музыка;
  • улыбается своему отражению в зеркале;
  • отличает знакомого человека от чужого;
  • к концу этого периода жизни кроха начинает произносить свои первые слоги: «па», «ма», «ба».

5-й месяц

  • прибавка в весе 700 г, в росте 2 см;
  • неосознанно произносит первые слова: «мама», «баба»;
  • лежа на спинке пытается сесть, подтягивая голову и ручки вперед;
  • ощупывает, хватает, тянет к себе, бросает предметы и наблюдает как они падают;
  • длительно играет с любимой игрушкой, перекладывая ее из одной руки в другую, трясет ее, пробует на вкус;
  • может держать бутылочку ручками;
  • играет в игру «ку-ку»;
  • пятимесячный ребенок прекрасно различает знакомых ему и незнакомых людей;
  • у многих малышей в этом возрасте начинают прорезываться зубки.

6-й месяц

  • прибавка в весе 650 г, в росте 2 см;
  • ребенок в 6 месяцев меньше спит и длительное время бодрствует;
  • делает первые попытки ползти на животе, отталкиваясь ножками;
  • пытается сидеть;
  • хорошо переворачивается со спины на живот, бочок и обратно;
  • постоянно играет с игрушками;
  • может перекладывать маленькие предметы из одной емкости в другую;
  • откликается на свое имя;
  • постоянно издает разнообразные звуки;
  • повторяет за взрослыми произношение некоторых звуков: «а», «у», «ма-ма»;
  • подражает взрослым: чихает, смеется.

7-й месяц

  • прибавка в весе 600 г, в росте 2 см;
  • семимесячный ребенок становится более подвижным, теперь его нельзя оставлять без присмотра;
  • постоянно переворачивается, крутится вокруг своей оси;
  • уверенно сидит, держа спинку прямо;
  • делает первые попытки вставать у опоры;
  • некоторые малыши делают попытки передвигаться у опоры;
  • может показать пальчиком, где кошка, а где собака;
  • длительно играет с игрушками, умеет нажимать на кнопки, музыкальной игрушки, чтобы послушать музыку или звук;
  • прекрасно различает папу, братьев, сестер, бабушку, дедушку и других членов семьи, постоянно контактирующих с ним;
  • становится на четвереньки и раскачивается вперед назад;
  • начинает ползать или же ползание совершенствуется;
  • любит рассматривать свое отражение в зеркале, общается, гладит ручками;
  • понимает слово «нельзя»;
  • постоянно лепечет, визжит, произносит различные слоги и звуки;
  • появляются в речи новые слоги: «дай-дай», «та-та», «да-да», «на-на».

8-й месяц

  • прибавка в весе 550 г, в росте 2 см;
  • ребенок в 8 месяцев активно ползает, изучая все вокруг;
  • умеет вынимать/вкладывать мелкие предметы из емкости;
  • может открывать крышки коробок;
  • уверенно стоит у опоры, держась одной рукой;
  • машет ручкой «пока-пока», играет в игру «ладушки»;
  • любит исследовать лицо, волосы, мамы, нравиться играть с ее бусами;
  • понимает и может выполнить простые просьбы взрослого, например, «дай руку»;
  • любит наблюдать за играющими детьми на улице, проезжающими машинами.

9-й месяц

  • прибавка в весе 500 г, в росте 1,5 см;
  • поднимает два предмета, может играть с ними одновременно;
  • стучит игрушками или предметами о поверхность;
  • хлопает в ладоши;
  • листает толстые страницы детской книги;
  • большие предметы берет двумя руками, а маленькие пальчиками;
  • может сесть из положения лежа и лечь из положения сидя;
  • приседает и ритмично прыгает у опоры;
  • танцует под музыку, держась у опоры;
  • самостоятельно садится, быстро ползает, встает и ходит у опоры;
  • показывает на игрушке где глазки, носик, ротик;
  • ребенок в 9 месяцев произносит много различных звуков;
  • может найти предмет, спрятанный у него на глазах;
  • выполняет простые просьбы взрослых: «дай игрушку», «дай руку».

10-й месяц

  • прибавка в весе 450 г, в росте 1,5 см;
  • без особого труда встает у опоры;
  • ходит, держась за руки мамы;
  • может сесть из положения стоя;
  • танцует под музыку, раскачиваясь, притопывая и двигая попой;
  • повторяет жесты, звуки, выражения лица взрослых;
  • остерегается незнакомых людей и мест;
  • понимает простые просьбы и выполняет их;
  • открывает все дверцы и ящики в зоне досягаемости, вытаскивает из них все, что найдет;
  • любит играть с игрушками, которые можно помещать друг в друга;
  • некоторые десятимесячные дети начинают совершать свои первые шаги.

11-й месяц

  • прибавка в весе 400 г, в росте 1,5 см;
  • ребенок в 11 месяцев прекрасно понимает слово «нельзя», но не всегда его выполняет;
  • может самостоятельно сеть из положения на животе;
  • подбирает очень маленькие предметы двумя пальчиками;
  • машет рукой «пока-пока»;
  • играет в «ку-ку», «ладушки»;
  • уверенно ходит, держась за предметы мебели, руки взрослого;
  • пытается ходить самостоятельно;
  • может недолго самостоятельно стоять;
  • отчетливо произносит; «мама», «баба», «папа», «дай»;
  • показывает пальчиком, что желает взять;
  • самостоятельно пьет из чашки или бутылочки;
  • постоянно произносит различные звуки.

12-й месяц

  • прибавка в весе 350 г, в росте 1,5 см;
  • самостоятельно стоит;
  • ребенок в 1 год начинает ходить или умение ходить совершенствуется;
  • может встать из положения сидя на корточках;
  • знает применение некоторых предметов, например, молотка, телефона;
  • собирает пирамидку, строит небольшую башню;
  • капризничает, если что-то не нравится;
  • сильно привязан к матери, резко реагирует на ее уход;
  • может отказываться от нелюбимой пищи;
  • откусывает твердую пищу;
  • пользуется ложкой;
  • понимает почти все простые фразы, которые ему говорят родители: «пойдем гулять», «пошли кушать»;
  • осознанно говорит «мама», «папа», «ав-ав» (собака), «кис» (кошка), «баба»;
  • узнает и показывает животных на улице и картинках;
  • проявляет самостоятельность.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать кроху с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Просмотров: 153863.

moykarapuz.com


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]