Многие родители даже не догадываются, как обучить любимого ребенка чтению. Многие дети осваивают чтение в школе, примерно в 3-4 классе они уверенно читают и учат стихи наизусть, но начальные этапы обучения очень сложны.
В школе часто дают сказку «Три медведя», чтобы дети учились читать разные слова на высокой скорости, тем более что в подобных сказках нет сложных слов. Но не лучше ли заранее придумать интересный для ребенка способ обучения, который не будет раздражать его, и будет простым и приятным для вас?
Сегодня из статьи Вы узнаете:
Для начала нужно научиться читать слоги с согласной «A», когда освоите букву «A», можно переходить к добавлению разных согласных, например, ва, ма, ба, ла и так далее. Вместе с этим изучайте слоги со сменой порядка согласных, например, «АВ», «АЛ», «АМ», «АБ» и другие. Ребенок быстро поймет то, что от последовательности гласных и согласных меняется чтение и звучание слогов. Для того чтобы ребенок понял принципы составления слогов, нужно протягивать согласные буквы к гласным, сначала протягивайте сипящие и шипящие буквы, а после понимание основы ребенок сможет сам составлять слоги. Если вы читаете «ССС-А», то получается слог «СА», а если «ХХХ-А», то будет слог «ХА».
Далее можно составлять слова из слогов, но слова должны быть очень простыми. Научите ребенка говорить слово «ма-ма» с помощью сочетания слогов, и он быстро поймет строение слов. Затем усложните задачу и учите другие слова, например, «ка-на-ва» или «па-на-ма». Потом изучайте чтение слов, состоящих из отдельных букв и слогов, где сразу сочетаются и согласные, и гласные буквы. Подойдут такие слова как «ма-к», «ка-р-та», «ар-ка» и другие. Для увеличения интереса к обучению можно составить его в виде игры: можете лепить буквы из пластилина, рисовать буквы, готовить ужин со сложным названием, чтобы ребенок научился его читать. Названия могут быть следующими: А – апельсин, П – поросята, К – каша, Р – рис. Не стоит сразу же добавлять сложные слова, вряд ли ребенок поймет значение буквы П, если вы подразумеваете плов. Можете нарисовать сцены из известных сказок, например, на букву С – снегурочка, П – поросята и ассоциация с тремя поросятами.
Когда вы изучите букву A, можете изучать остальные гласные, даже если вы не сочетали все согласные с буквой A. Потом можно изучать букву O, принцип изучения такой же – начинаете с простых слов и переходите к сложным. Можете попробовать составить предложения из слов, сделать это вовсе несложно. Например, «Во-ва мал, Ма-ша мала» и так далее. Фантазируйте и составляете наиболее простые предложения из слогов. Когда вы изучите все главные, ребенок без труда прочитает «Ма-ма-мы» и «ла-ра-му». Но не забудьте изучить Й и твердый и мягкий знак, будет еще лучше, если вы прочитаете несколько слов с последней буквой Й, или если буква будет стоять в последнем слоге. Запомните следующие слова для обучения: «со-ль», «ро-ль», «ма-йка», «ра-йка» и другие.
В конце нужно провести закрепление изученного материала, сделать это можно с помощью игровых кубиков либо азбуки из магнитов. Можно даже изучать все прямо перед едой, так как ребенок будет активнее за столом и быстрее съест свою порцию. Например, можете приготовить блюдо из ингредиентов, первые буквы которых прикреплены к холодильнику, стоящему прямо перед ребенком. Спросите ребенка, из чего приготовлено блюдо? Далее вы будете наблюдать чудесную картину, как ваш малыш перебирает ингредиенты для супа и последовательно называет их без ошибок.
Можно сделать еще лучше и сыграть в школу, так вы подготовите ребенка к школьной атмосфере. Но учтите, что дети не любят играть свою роль, они играют в учителей и просят вас стать учениками – не сопротивляйтесь, дайте ребенку потренировать свои ораторские навыки, возможно, у него это отлично получится. Пусть сначала ребенок диктует вам слова, а потом вы ему, далее проверяйте все написанное на наличие ошибок. Можете специально допускать ошибки, чтобы ребенок развивал свое внимание. Вам будет очень весело, когда дочка поставит вам двойку за множество ошибок, а потом исправит все ошибки на правильные буквы.
Обязательно поработайте над буквой O, запишите слова: корова, молоко, полотно и так далее. Далее объясните, что «ЖИ-ШИ» пишется с буквой И, а также напомните другие важные правила. Разумеется, вы можете посчитать, что ребенку будет трудно, но это не так – чем интереснее процесс обучения, тем быстрее ребенок научится читать. В возрасте пяти лет вы можете подарить ребенку простую книгу для обучения, наиболее популярная из них – «Читаем по слогам».
Не давите на ребенка и не осуждайте его, если у него что-то не получается. Лучше объясните ему, что вы тоже когда-то испытывали трудности с обучением, а потом забудьте о занятиях на определенный промежуток времени. Помните, что вы не являетесь педагогом и не знаете точно, как учить ребенка, поэтому не имеете права кричать на него или осуждать за то, что он слишком плохо читает, возможно, в детстве у вас была та же самая ситуация.
Ребенок должен читать выразительно и прекрасно понимать, о чем идет речь. Ниже мы приведем список правил и упражнений, которые ускорят процесс обучения.
Во время обучения не задерживайтесь на одном и том же упражнении слишком долго, если ребенок не понимает сути – переходите к следующему упражнению, возможно, в дальнейшем он без проблем разберется с непонятым упражнением. Всегда хвалите ребенка, даже если его чтение неидеально, это отличный стимул для продолжения обучения.
Большинство родителей даже не догадываются, как организовать процесс в освоении чтения на английском языке. Многие из-за безысходности отправляют ребенка к репетитору, чтобы тот без проблем объяснил ему основы чтения, но это очень недешевый вариант. Даже родители часто не знают основ английского языка, но это не составляет проблему, ведь вы можете изучить английский вместе с ребенком и гораздо лучше освоить материал.
Перед тем как начать обучение, нужно посмотреть несколько фильмов без русскоязычного перевода, чтобы ребенок понимал, как звучит речь на английском языке. Далее приобретите книжку с картинками и английскими словами, это поможет ребенку в изучении. Несмотря на то, что маленькие дети не могут разговаривать даже на русском языке – английский они учат довольно быстро, потому что дети очень восприимчивы к новой информации. Начинать обучение нужно с обычной азбуки, читайте алфавит и запоминайте правильное произношение, а потом проговаривайте простые слова для закрепления материала. Можете проводить обучение в режиме игры, чтобы ребенок сильнее увлекся обучением.
Когда ребенок начнет различать буквы, научите его складывать слоги. Можно сделать это с помощью пластилиновых букв, хотя лучше лепить их вместе с ребенком. Во время лепки букв из пластилина ребенок лучше запомнит их произношение, но что самое главное – запомнит, как они выглядят. Потом попросите ребенка собрать из пластилиновых букв известное ему слово на английском языке, если видите, что он допустил ошибку – исправьте и объясните, в чем заключается ошибка. Постоянно хвалите ребенка, потому что ему важно ваше мнение.
Дальше возьмите несколько крупных листов и маркерами напишите произношение букв. Можно разложить листы в нескольких местах, например, на детской кровати, стенах, холодильнике, подоконнике, столе и так далее. Покажите ребенку на стол и произнесите его значение на английском языке, потом он всегда будет проходить мимо него и вспоминать это слово, что отлично повлияет на процесс обучения. Потом можете купить пару детских книг на английском языке, но дело в том, что книга должна быть очень простой и понятной даже для взрослого человека, иначе ребенок не сможет ее прочитать. Помните, что книга должна иметь много изображений, чтобы ребенок не терял интерес к чтению. Когда он начнет более-менее уверено читать – переводите рассказы вместе с ним, но не смешите, чтобы он лучше запоминал значения слов.
Ниже мы приведем несколько советов для того, чтобы увеличить желание ребенка читать книги.
Удачи!
luckyfamilyman.ru
Подготовка малыша к школе – это очень ответственный и сложный период в жизни, как дошкольника, так и его родителей. В современном мире требования к ребятам этого возраста очень велики: они должны иметь представления о математике, речи, правописании и чтении. Как научить ребенка читать в 5 лет, если он этого не умеет, - в этом вопросе помогут разобраться некоторые методики по воспитанию и обучению карапузов. Проанализировав многие из них, хочется отметить ряд факторов, которые успешно влияют на процесс обучения чтению.
На что следует обратить внимание?Обучение детей – это всегда очень трудоемкий процесс, требующий терпения не только от педагогов или родителей, но и от самих малышей. Всем известно, что познавать что-то новое всегда веселее и интереснее, если это увлекает и созданы все условия для гармоничного обучения. Поэтому если ребенок в 5 лет не умеет читать и не хочет этому обучаться, то на это может быть несколько причин:
Устранив эти причины, вы поможете малышу быстрее освоить это нелегкое мастерство и подготовите его к школе.
Процесс обучения можно разбить на несколько этапов, которые позволят постепенно разъяснить малышу схему чтения.
Подводя итог, хочется отметить, что процесс обучения малыша чтению не терпит спешки. Поэтому не следует торопить ребенка и заставлять его пытаться читать, если он не понял, например, как «соединять» звуки. Нужно понимать, что чем интереснее и «безболезненнее» для малыша будет проходить обучение, тем быстрее он освоит это мастерство и порадует родителей прочтением новой книги.
Статьи по теме: Загадки про осень для дошкольников Познавательная активность детей дошкольного возраста иногда поражает - маленькие почемучки неустанно задают бесконечные вопросы родителям. Поэтому им невероятно интересно будет предложить поразгадывать загадки. Сегодня на повестке дня - осень. | Как научить ребенка рисовать в 3 года? Занимаясь рисованием детки учатся выделять цвета, формы и выражают таким способом свои мысли. Именно поэтому важно научить кроху обращаться с карандашами и красками. Далее расскажем, как научить ребенка в 3 года рисовать и как поступить, если он не хочет этим заниматься. |
Как научить ребенка читать быстро – 2 класс Большинство детей, поступая в первый класс, умеют довольно неплохо читать, однако не всегда обладают хорошей техникой чтения. В данной статье расскажем, как научить ребенка во 2 классе читать быстро, чтобы максимально осваивать изучаемые предметы. | Как научить читать ребенка 6 лет? Если ребенок к 6-ти годам еще не овладел азами чтения, то вероятнее всего, что у него достаточно слабая мотивация к обучению. И родителям стоит обратить на это пристальное внимание, чтобы исправить ситуацию и легко научить свое чадо читать. |
WomanAdvice.ru
Никто не спорит, что навыки быстрого сложения букв в слова, а затем в предложения - это основа получения знаний. Пока малыш путается в тексте, не понимая, что там написано, он не сможет освоить материал, понять, что от него требуется. Каждый родитель, столкнувшийся с проблемой, задумывается, как научить ребенка быстро читать. 1 класс, как говорится, на носу, пора что-то делать. Многие полагают, что для этого как раз и существует школа: учителя все сделают. Но, как показывает практика, далеко не всегда к окончанию первого года обучения ребенок умеет нормально читать. На это есть много причин, и не всегда нужно обвинять учителя в непрофессионализме. Но давайте обо всем по порядку.
Выясняя, как научить ребенка быстро читать (1 класс), необходимо начать с характера вашего чада. Усидчивого и внимательного от природы малыша значительно легче увлечь процессом, чем подвижного и рассеянного егозу. Это совсем не недостатки, скорее особенности восприятия. Нужно отталкиваться от них как от исходных условий при решении задачи. Тогда ваши слова: "А теперь учимся читать!" будут восприниматься с удовольствием, а не со слезами. Итак, вам нужно понаблюдать и выяснить, чем лучше мотивировать ребенка. Затем подобрать правильную методику из тех, что описаны ниже. Естественно, сразу все не получится. Придется постараться, выделяя каждый день определенное время на приобретение навыков. При правильном подходе вы и сами удивитесь, что через пару дней ваш любимый отпрыск будет к вам приставать с вопросом: «Учимся читать?»
Теперь перейдем непосредственно к методам решения вопроса о том, как научить ребенка быстро читать. 1 класс - это ведь только начало, первый шажок к огромному массиву знаний. На ученика обрушивается водопад информации! А ведь первоклашки - это еще маленькие дети. Им тяжело даже просто высидеть урок, не говоря уже обо всем остальном. Родителям совет: вспомните те времена, когда вас сажали за скучную азбуку! Как же это было тяжко (почти у всех). Освободите свое любимое чадо от таких воспоминаний. Пока еще ничего лучше игры не придумали. Малыш должен быть уверен на сто процентов, что он не учится, а развлекается. Методы просты: пусть вместе с вами садится любимый мишка и читает быстрее, чем ребенок. Устройте соревнования. Либо задавайте вопросы, ответы на которые находятся в тексте. Если ребенку будет интересно, то он не заметит трудностей. Такие легкие обучающие игры рекомендуются с самого начала, то есть с периода узнавания букв. Если сами ничего не сможете придумать, то купите книжку специальных стихов. Такие есть. В них каждой букве посвящено четверостишие (иногда, не одно). Затем - такой план. Восклицаете: «Учимся читать буквы»! Когда внимание зафиксировано, первым делом – четверостишие. Потом – буква. Через некоторое время (довольно-таки быстро) малыш выучит их все: и буквы и стихи. Тогда можно устраивать игру в угадывание. Так материал фиксируется.
Выучив буквы, малыш не сразу научится их складывать. Дело в том, что это уже совсем иной процесс. Планируя, как научить ребенка быстро читать (1 класс), учтите, что придется преодолеть два главных препятствия: найти нужный стимул и преодолеть слоги. Причем, по наблюдениям учителей, второе гораздо сложнее. В школе ребенку расскажут, как сложить две буквы в слово. Дома обязательно нужно повторять пройденное. Не пускайте дело на самотек! Начните с самого простого. Попробуйте собрать воедино 2 буквы: да, ма, па и так далее. Потом переходите к коротким словам, в которых меняется лишь один звук (кит, кот). Увидите, как малыш быстро усвоит «хитрое составление букв». Вот этот шаг, пожалуй, самый сложный. После этого процесс пойдет легче, и вы сможете научить ребенка читать по слогам.
Этот метод применяется для того, чтобы малыш наблюдал на примере, как читаете вы. Делаем так. Берем два одинаковых текста (можно те, что разделены на слоги) и сами читаем, а ребенок водит пальчиком по тексту. Потом меняйтесь ролями. Можете привлекать к процессу игрушки или животных. Главное, чтобы не потерялся интерес. Данный метод, если вы его вместе освоите, пригодится и далее. Его применяют, чтобы ускорить чтение. Как замечено, ребенка нужно начинать учить тогда, когда к буквам просыпается интерес. Всему свое время. Нужно понять, когда вашего малыша вдохновит призыв: «Учимся читать!». 5 лет ему или больше - не суть важно. Ребенку интересно? Начинайте!
Следующий шаг для стимулирования процесса - организация «совершенно необходимой» переписки. Это тоже своеобразные игры: учимся читать по слогам. Только игры, имеющие сугубо практическое значение. Например, уходя в магазин, не оглашайте малышу, куда вы идете, а напишите. Пусть занимается в ближайшее время. Сами увидите, как быстро он научится не просто расшифровывать ваши послания, но и отвечать на них своими. Хорошо, если в данный процесс вы сможете вовлечь всех членов семьи. Пусть ребенок разбирает записки от папы, брата, бабушки, Жучки и так далее. В процессе наработки навыков важна практика. Ее необходимо организовать.
Еще одно увлекательное занятие, которое помогает научить читать ребенка. Игры – это хорошо, только надоедает быстро. Сами проследите, сколько времени ваш малыш может заниматься однообразным делом? Как правило, не более получаса. Рекомендуется сменить упражнение. Полезным, в нашем случае, занятием может стать просмотр диафильмов, комиксов, слайдов. В конце концов, если нет необходимой аппаратуры, их можно быстро набрать на компьютере, используя картинки. Важно, чтобы они сопровождались надписями, удобными для восприятия малыша. Поначалу разбитыми на слоги, затем целыми словами и предложениями. Следует добиться того, чтобы ребенок не просто читал, но и рассказывал, о чем повествует надпись. Здесь уже начинается тренировка внимания. Ведь цель наша - не просто научить читать, а научить воспринимать информацию.
Среди сложностей, с которыми столкнется малыш, выделяют «спотыкание» о несколько согласных, стоящих вместе. Это нужно преодолевать, как говорится, в зародыше. Существует специальное упражнение. Нужно каждый день писать такие сложные слова и просить ребенка прочесть. Их следует периодически менять, т. к. малыш их быстро заучит наизусть. Поэтому важно подбрасывать ему все новые задачки. Чтобы он освоился, попробуйте написать ряд согласных, среди которых будет одна гласная. Пусть попробует решить, какая буква лишняя. Естественно, ряд нужно каждый раз менять. Когда ребенок освоит данное упражнение, пусть сам составляет задачки для вас, папы, бабушки и так далее. И ничего страшного, если он не умеет писать. Для этого есть буквы на магнитах.
Прививать навыки ребенку можно не только во время игры. «Учимся читать» – такое предложение сработает в любом месте, особенно в магазине, на улице, в поликлинике. Это же гораздо интереснее, чем просто бродить за мамой, пока она выбирает продукты (или что-то другое)! Рекомендуется не забывать об этом «бабушкином» методе. И ненужно брать с собой специально подготовленную книгу или распечатку: ребенку будет намного веселее изучить ценники, названия улиц, объявления, витрины и так далее. Конечно, следите, чтобы они были приличными.
Вот еще одно упражнение, которое обязательно понравится вашему малышу. Возьмите многослоговое слово и произносите его с разными ударениями. Слушайте вместе. Потом обязательно разберите, как правильно. Пусть ребенок сам определит. Данная игра помогает развить внимание, увеличить словарный запас. Известно, что именно скудность последнего мешает малышу хорошо учиться. Желательно уделять формированию этого самого запаса внимание с самых пеленок. Для этого детям читают сказки, стихи, рассказывают о том, что находится вокруг и так далее.
Чтобы сложение слов и понимание информации не вызывало трудностей, необходимо довести полученные навыки до автоматизма. Следующие упражнения рекомендуются тем, кто освоил правила чтения.
1. «Ритм». Покажите, как определенную мелодию постукивать карандашом. Затем, при чтении вслух, пусть малыш попробует повторить его. Так внимание распределяется, тем самым тренируется мозг.
2. Интересный вариант - чтение «канон». В этом упражнении вы начинаете воспроизводить текст с листа, а ребенок как бы догоняет вас с опозданием на несколько слов.
3. «Поиск»: здесь необходимо быстро прочесть текст, а затем отвечать на вопросы по содержанию (это ученики должны уметь делать к концу первого класса).
4. Не забывайте, что существует множество устных и письменных игр в слова и буквы. Например: расчертите лист/магнитную доску на несколько колонок. Определите, что должно быть написано в каждой (город, страна, еда, растение и так далее). Затем выбирается буква, с которой должны начинаться все названия. Заполняется на скорость. Потом проводится проверка. Одинаковые слова вычеркиваются (если их использовали разные игроки). У кого осталось больше слов – тот победил. А бессмертная игра в города?! Это любимое занятие всех детей. И вовсе не обязательно использовать географические названия. Пусть это будут любые слова, принцип один и тот же: следующее слово должно начинаться на ту букву, которой закончилось последнее. Например: абрикос - сани - икра - антенна и т. д. В эту игру можно играть везде и всюду: по дороге в школу, в магазин, на прогулке, даже во время уборки. Ролевое чтение также пользуется любовью у начинающих «артистов». Для этого необходимо подобрать несколько легких диалогов и озвучивать их по очереди. Будет очень весело!
Если вам впервой учить ребенка чтению, то нужно ознакомиться с теми факторами, которые могут вызывать сложности. Среди них на первом месте стоит низкий уровень внимания. Очень часто бывает так, что малыш, пока складывает слоги в слова, забывает, с чего начал. Естественно, он отвлекается. Не стоит ругать его. Лучше учите стихи. Внимание и память нужно развивать. Второе - недостаточный охват текста. То есть ребенок видит только одну-две буквы, а не целое слово. Придется тренироваться. И еще. Тексты необходимо подбирать таким образом, чтобы малышу хотелось узнать, что же будет дальше. Если произведение не соответствует возрасту, то желаемого эффекта занятия не дадут. Ребенку станет скучно, вы будете разочарованы. Интерес к процессу обучения будет абсолютно потерян. А восстановить его ой как непросто. Успехов вам и вашим деткам!
fb.ru
В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.
Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».
Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня. После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м.
Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный — «Ждите столько-то секунд».
И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.
Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.
Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».
Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через насилие и слёзы.
Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю — юла. Азбука помогает запомнить буквы и — нередко — интересные стишки, но не научит читать.
Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги — в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.
Авторских букварей сейчас довольно много. По книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой дети могут заниматься как с родителями до школы, так и в первом классе.
Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма, а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а.
Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.
Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими — металлом.
Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких — мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) — губы в полуулыбке.
В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.
Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.
В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.
«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них — повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.
Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимым форсировать раннее развитие.
igrushkinadom.com«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.
Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.
Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.
Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары — согласной и гласной. Задача ребёнка — покрутить кубики и найти пару.
На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба. Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.
Оптимальный возраст для занятий — 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.
Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.
Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы. Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.
Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.
Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.
Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.
Гленн ДоманНо учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.
Сегодня психологи, нейрофизиологи и педиатры сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.
Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.
Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы — это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.
Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.
Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.
Сложность для родителей — покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.
В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.
Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.
Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка — через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении — любознательность самого ребёнка.
Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.
В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы заинтересовать малыша чтением существенно возрастут.
Расскажите в комментариях, как учите читать вы и какие любимые книги у ваших детей.
lifehacker.ru