Анатомо физиологические особенности новорожденного ребенка


Анатомо-физиологические особенности доношенного, недоношенного новорожденного ребенка: фото, как выглядит новорожденные дети

Автор: Елена

Говоря об особенностях грудничков, следует учитывать, доношенным недоношенным новорожденный ребенок появился на свет. Сейчас, когда современная неонатология достигла самого передового уровня, врачи выхаживают даже тех малышей, которые появились на свет намного раньше положенного срока, с критически низкой массой тела. В этом материале пойдет речь об анатомо-физиологических особенностях новорожденных детей: особенно эта информация будет полезна и молодым родителям, и тем, кто только задумывается о будущем расширении семьи.

Новорожденный ребенок не только выглядит иначе, чем взрослый, но и имеет множество отличий от него в строении и работе различных органов и систем. С течением времени эти отличия сглаживаются.

Новорожденным считается ребенок с момента рождения до 4-х недель. Новорожденные бывают доношенными, недоношенными и переношенными Доношенные дети рождаются в срок с 38-й и 42-ю неделю беременности, недоношенные – с 28-й по 38-ю неделю беременности, переношенные – позже 42-й недели беременности.

Как же выглядит новорожденный ребенок, появившийся на свет в срок, и чем отличается от него малыш, не пожелавший задерживаться в материнской утробе?

Средняя масса, длина тела и другие внешние признаки доношенного новорожденного ребенка

Здоровый доношенный новорожденный ребенок уже подготовлен к жизни. Чтобы определить его жизнеспособность, сразу после его рождения врачи проводят осмотр и определяют несколько основных показателей.

Нормальная масса тела здорового доношенного новорожденного — от 2500 до 4500 г, средний вес — 3400 г. Нормальная длина тела — от 46 до 56 см, средняя длина тела доношенного новорожденного — 50 см. Нормальной окружностью головы считается от 32,8 до 37,3 см, средней — 35 см.

Некоторые результаты, полученные при рождении, могут измениться. Например, вес уже на следующий день может снизиться, потеря составит до 10 % от веса при рождении.

Окружность головы, наоборот, может увеличиваться, так как в процессе рождения кости черепа частично находят друг на друга, чтобы облегчить прохождение ребенка по родовым путям, а после рождения встают на нужное место.

Новорожденный обладает определенным набором врожденных рефлексов, которые помогают ему питаться и ориентироваться в окружающем мире.

Также внешними признаками доношенного новорожденного ребенка являются умение с первых дней жизни сосредоточивать взгляд на неподвижном объекте, хорошо двигать ручками и ножками, быстро находить и активно сосать грудь. В целом за период новорожденности (первый месяц жизни) ребенок прибавляет в весе в среднем 600-800 г, вырастает на 3-4 см. К концу месяца он бодрствует до 4-5 часов в сутки, хорошо фиксирует взгляд на предметах, пытается улыбаться; лежа на животике, приподнимает голову. Этот навык необходимо тренировать, перед каждым кормлением выкладывая его на несколько минут на живот. Для дальнейшего гармоничного развития нужно ласково разговаривать с малышом в периоды его бодрствования, петь детские песенки. При этом можно ходить по комнате, чтобы он учился следить за подвижными объектами. Рекомендуется покупать ему крупные, яркие, но не пестрые погремушки и подвешивать их над кроваткой на расстоянии около 70 см от груди малыша, чтобы он рассматривал их и старался дотянуться.

На этих фото показано, как выглядит новорожденный ребенок, появившийся на свет в срок:

style="display:inline-block;width:600px;height:180px" data-ad-client="ca-pub-2689315496555211"

data-ad-slot="1979578514">

Признаки недоношенного новорожденного ребенка

Недоношенным новорожденным считается ребенок, который родился в период между 28-й и 37-й неделями развития, с массой тела 1000—2500 г и ростом 35-46 см. Чем раньше до положенного срока родился малыш, тем более заметны его отличия от доношенного младенца.

Причинами недоношенности могут быть рождение двойни, возраст матери меньше 18 и больше 35 лет, ее недостаточное питание и заболевания, в том числе инфекционные (сифилис, герпес, цитомегаловирусная инфекция, даже ОРВИ и грипп), стресс, профессиональные вредности, злоупотребление алкоголем и курение, пороки развития плода, различные внутриутробные заболевания плода, патология беременности, токсикозы.

Недоношенные дети в первое время довольно заметно отличаются от доношенных как по внешнему виду, так и по функциональным признакам.

Как же выглядят недоношенные дети при появлении на свет? Внешними признаками недоношенного новорожденного являются:

1. У недоношенных слой подкожно-жировой клетчатки развит в меньшей степени или полностью отсутствует, поэтому такие младенцы выглядят очень худенькими, иногда похожи на морщинистых старичков.

2. Одна из анатомо-физиологических особенностей недоношенных новорожденных – непропорционально большая голова при слишком коротких и тонких ножках. Дело в том, что на том сроке беременности, когда родился малыш, все дети выглядят именно так. Это один из этапов нормального развития плода.

3. Мозговой отдел черепа больше лицевого, большой родничок имеет большие размеры, швы между костями черепа открыты.

4. Густые пушковые волосы покрывают всю поверхность тела, и даже лицо.

5. Ещё одна особенность недоношенных новорожденных – мягкие, податливые, плотно прижатые к черепу ушки.

6. У девочек большие половые губы не закрывают полностью половую щель, у мальчиков яички не опущены в мошонку.

Есть значимые отличия в работе различных органов и систем организма недоношенного ребенка, связанные с их недостаточной зрелостью. Степень выраженности этих признаков недоношенного ребенка зависит от срока беременности, в который малыш родился. Особое значение при уходе за недоношенным ребенком имеют незрелость дыхательной, пищеварительной систем и системы терморегуляции. В связи с этими отличиями есть некоторые особенности домашнего ухода за недоношенными малышами. Если ребенок родится глубоко недоношенным, то после рождения его помещают для выхаживания в специальную камеру — кувез (инкубатор). В ней поддерживаются определенные температура и влажность, имитирующие внутриутробные условия. Малыша кормят в особом режиме, защищают от попадания инфекции, и таким образом он растет и развивается до тех пор, пока не сможет существовать в обычных условиях. Сроки пребывания в кувезе зависят от степени недоношенности и общего состояния младенца. Наиболее крепкие находятся там от нескольких часов до 2-4-х дней. Малышей с массой при рождении менее 1500 г выхаживают в кувезе 8-14 дней, а от 1500 до 1750 г — 8 дней. После этого их переводят в отделение для недоношенных. Детей массой более 2000 г дольше наблюдают в роддоме в специальных отделениях, и если они чувствуют себя нормально, их отпускают домой.

Посмотрите на фото, как выглядят недоношенные дети, рожденные раньше срока:

АФО кожи и подкожной клетчатки у новорожденного ребенка

В момент появления на свет кожа новорожденного ребенка покрыта толстым слоем особого вещества — так называемой сыровидной смазки, в состав которой входят преимущественно жир и холестерин. Эта смазка выполняет защитную функцию и несколько облегчает рождение ребенка.

Толщина кожи младенца значительно меньше, чем у взрослого человека. Она настолько тонкая и так богата мелкими кровеносными сосудами, что кажется прозрачной и розоватой.

Она более светлая, что связано с недостаточной еще выработкой пигмента — меланина. Кожа новорожденного очень уязвима для внешних неблагоприятных воздействий, болезнетворных микроорганизмов. Однако уже в течение первого месяца жизни кожа приобретает устойчивость к неблагоприятным внешним влияниям.

Кожный покров выполняет защитную функцию для всего организма, однако в связи с особенностями строения эта функция выражена слабее. Кожа ребенка более ранимая, легко инфицируется при проникновении через микроповреждения бактерий. На коже младенца часто возникают опрелости, потертости от избытка влаги (промокшие подгузники, чересчур тепло одет) и слишком грубой одежды.

Кроме того, у новорожденных очень велика роль кожи как органа чувств. Ведь именно посредством контакта кожи малыша с телом матери формируется тесная взаимосвязь между ними, происходит узнавание малышом своей матери. Новорожденные дети очень интенсивно дышат через кожу, выделяют довольно большой объем продуктов обмена веществ. Поэтому очень важно следить за кожей малыша, содержать ее в чистоте и здоровом состоянии.

Подкожно-жировая клетчатка ту новорожденного младенца также имеет свои особенности. Ее количество занимает большую долю в общей массе тела, чем у взрослого. Это необходимо организму ребенка для защиты от неблагоприятных внешних условий, в том числе и от переохлаждения.

К моменту рождения подкожная жировая клетчатка преимущественно распределена на груди, спине, конечностях и лице. Анатомо-физиологическими особенностями (АФО) кожи и подкожной клетчатки у новорожденных является то, что частично они представленч так называемой бурой жировой тканью. При ее сгорании в организме в процессе обмена веществ образуется большое количество тепла, необходимого для согревания тела малыша.

С возрастом состав и распределение в организме жировой ткани меняются, постепенно приближаясь к таковым у взрослого.

Волосы новорожденного имеют вид нежного пушка, иногда покрывающего все тело. В течение первого месяца жизни эти волоски выпадают и заменяются постоянными.

АФО костно-мышечной системы у новорожденных детей

Имеет свои анатомо-физиологические особенности (АФО) и костно- мышечная система новорожденных: масса мышечной ткани младенца по отношению к общей массе тела значительно меньше по сравнению с взрослым человеком. Распределение ее в организме также особое: большая часть мышечной ткани приходится на мышцы туловища, меньшая — на мышцы конечностей. Поэтому новорожденный ребенок кажется существом с очень большим животом и головой и тонкими ручками и ножками. Постепенно это соотношение костно-мышечной системы у новорожденных меняется, мышцы конечностей тренируются, и строение тела приближается к взрослому.

У новорожденных повышен тонус мышц, сгибающих конечности, поэтому в первое время их ручки и ножки находятся преимущественно в согнутом состоянии, ребенок как бы по привычке сохраняет внутриутробную позу.

Мышцы шеи в первое время практически не развиты, поэтому новорожденный не удерживает головку. Движения рук и ног беспорядочные, размашистые.

Костная ткань новорожденного содержит небольшое количество солей, поэтому кости малыша непрочные, гибкие и легко искривляются при неправильном уходе.

В течение первого года жизни полностью меняется структура костной ткани, поэтому в этот период она очень чувствительна к нарушениям питания, двигательной активности, мышечному тонусу ребенка.

Особенностью черепа малыша является наличие родничков — неокостеневших участков черепа. Различают два основных родничка и несколько малых. К основным относятся передний (большой) и задний (малый) родничок. Большой родничок находится надо лбом ребенка, в месте соединения лобных и теменных костей. Он имеет вид ромба и размеры от 1,5х 2 до 3 х 3 см и закрывается полностью к 1-1,5 годам. Малый родничок расположен в затылочной области на месте соединения теменных и затылочной костей. Он имеет вид треугольника и закрывается на 1-2-м месяце жизни младенца.

Позвоночник новорожденного прямой и не имеет физиологических изгибов, свойственных позвоночнику взрослого. Шейный изгиб формируется после того, как ребенок начинает держать голову. Грудной изгиб начинает формироваться в 6-7 месяцев, когда ребенок уже может сидеть. Поясничный начинает складываться с 9-12 месяцев, когда ребенок учится ходить. В целом формирование позвоночника заканчивается примерно к 20-ти годам.

АФО и особенности дыхательной и нервной системы новорожденного

Дыхательная система новорожденного, как и все прочие, несовершенна. Нос у новорожденного ребенка мал, его полости недоразвиты, а носовые ходы узкие. Слизистая оболочка носа очень тонкая, нежная, богата кровеносными сосудами, и поэтому при различных вирусных дыхательных инфекциях (ОРВИ) слизистая носа быстро становится отечной, выделяется большое количество слизи, что еще больше затрудняет дыхание малыша. Одна из особенностей дыхательной системы новорожденного ребенка — слишком короткие голосовые связки, поэтому голос у малышей обычно высокий.

Дыхание ребенка поверхностное и происходит преимущественно за счет диафрагмы, поскольку межреберные мышцы, поднимающие и опускающие ребра во время дыхания, еще недостаточно развиты. Из-за анатомо-физиологических особенностей (АФО) дыхательной системы новорожденного дыхание у ребенка легко нарушается. Также это может быть вызвано чересчур тугим пеленанием, запорами, скоплением в кишечнике газов, так как эти явления ограничивают подвижность диафрагмы.

Кроме того, дыхание новорожденного более частое — около 40-60 дыхательных движений в минуту, и частота еще повышается при самой небольшой нагрузке и при заболеваниях. Учитывая особенности дыхательной системы новорожденного ребенка, постарайтесь свести к минимуму риск возникновения простудных заболеваний.

Нервная система к моменту рождения еще недостаточно зрелая. Хорошо развиты нервные центры головного мозга, отвечающие за работу сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, т. е. обеспечивающие существование новорожденного ребенка. Центры высшей нервной деятельности (речи, письма, мышления) практически отсутствуют. Нервная система новорожденного обеспечивает безусловные врожденные рефлексы, а уже со второй недели жизни участвует в образовании условных рефлексов.

Запомните: плач младенца не всегда означает недовольство, но почти всегда — потребность. Ведь только в контакте с другими людьми ребенок чувствует себя комфортно. Если с ним общаются, берут на руки, разговаривают, делают что-то для него, значит, его любят.

АФО и особенности сердечно-сосудистой и иммунной системы новорожденного

Сердечно-сосудистая система новорожденного также имеет свои особенности. Соотношение массы сердца и массы тела у новорожденного несколько больше, чем у взрослого. Сердце у новорожденных расположено в грудной клетке более высоко и почти горизонтально. Его форма шарообразная, тогда как у взрослых больше напоминает каплю. Из-за особенностей сердечно- сосудистой системы пульс у новорожденного значительно чаще, чем у взрослого, что связано в первую очередь с более интенсивным обменом веществ в организме ребенка.

В первые месяцы жизни малыша частота его пульса составляет 120-140 ударов в минуту, а при кормлении и плаче она увеличивается до 160-200 ударов. После того как ребенок начинает активно и много ходить, частота пульса заметно снижается.

В силу анатомо-физиологических особенностей (АФО) сердечно-сосудистой системы новорожденного артериальное давление младенца в первые дни жизни составляет в среднем 66/36 мм рт. ст., а к концу первого месяца жизни — 80/45 мм рт. ст. Затем на протяжении 2-3-го года жизни ребенка величина его артериального давления увеличивается наиболее значительно.

Иммунная система. Некоторые факторы иммунитета плод получает через кровь матери, часть — с молозивом или вырабатывает сам. При хорошем уходе ребенок первые полгода жизни не болеет, так как его защищают материнские антитела. Однако при встрече с сильными болезнетворными микроорганизмами или при проблемах со здоровьем малыш заболевает, поскольку в целом его иммунная система еще несовершенна.

АФО и особенности пищеварительной системы у новорожденных

Многие органы пищеварительной системы новорожденного еще недостаточно развиты к моменту появления на свет. В то же время на нее приходится очень большая нагрузка в связи с высоким обменом веществ в детском организме. Поэтому даже небольшие нарушения диеты и режима питания кормящей грудью матери приводят к расстройству пищеварения у младенца.

Язык новорожденного относительно большой. В целом строение его полости рта приспособлено для сосания: на поверхности губ есть небольшие возвышения, так называемые подушечки, в толще щек располагаются специальные скопления жировой ткани — комочки Биша. Одна из особенностей пищеварительной системы у новорожденных – недоразвитость слюнных желез, поэтому в первое время слюны у ребенка выделяется очень мало.

Мышцы, закрывающие место перехода пищевода в желудок, развиты недостаточно, поэтому у малышей часто возникают срыгивания. Для того чтобы их избежать, рекомендуется после кормления подержать малыша 15-20 минут в вертикальном положении, прислонив его головку к груди матери. Желудок также развит недостаточно к моменту рождения. В первый день жизни ребенка его вместимость составляет всего 7 мл, на 4-е сутки она увеличивается до 40-50 мл, а к 10-му дню составляет уже 80 мл.

Ещё одна анатомо-физиологическая особенность (АФО) пищеварительной системы новорожденного ребенка – недостаточное развитие толстого кишечника, особенно мышц его стенки. Поэтому пища продвигается по нему замедленно, и новорожденных нередко мучает скопление в кишечнике газов и вздутие живота — метеоризм. Нередко у малышей по той же причине бывают запоры.

В первые 1-3 дня жизни ребенка его стул довольно специфический. Он называется «меконий» и состоит в основном не из пищи, а из попавших в желудок и кишечник еще до рождения околоплодных вод, слизи, желчи. Он представляет собой вязкую грязно-зеленую массу без запаха.

Появление мекония является очень важным признаком правильности формирования и проходимости желудочно-кишечного тракта и оценивается врачами в роддоме.

Если в эти сроки меконий не появляется, значит, у ребенка есть порок развития желудочно-кишечного тракта, требующий немедленного хирургического вмешательства.

В первые дни жизни кишечник новорожденного заселяется пищеварительной микрофлорой, налаживается работа пищеварительных желез, и характер стула меняется. Теперь это масса желтоватого цвета, состоящая из слюны, пищеварительных соков и остатков пищи. Особенность пищеварительной системы новорожденного ребенка такова, что при грудном вскармливании стул ребенка практически не имеет запаха.

Другие особенности новорожденных детей

Мочеполовая система. К моменту рождения ребенка его почки, мочеточники и мочевой пузырь сформированы достаточно хорошо, хотя и малого размера, однако во время появления на свет ребенок испытывает стресс, который приводит к снижению работы мочевыделительной системы в первые дни жизни.

Одна из физиологических особенностей новорожденного заключается в том, что на протяжении первой недели жизни ребенок мочится всего 5-6 раз в сутки. Со второй недели состояние мочевыделительной системы постепенно приходит в норму, и количество мочеиспусканий составляет уже 20-25 в сутки, объем выделяемой мочи небольшой из-за малого объема мочевого пузыря.

Наружные половые органы сформированы. Признаком доношенного новорожденного мальчика является опущение яичек к моменту рождения в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые.

Органы чувств. В первые дни зрение, слух и обоняние новорожденного почти не работают. В этот период ребенок познает мир только через осязание, вкус и температурную чувствительность. В первые 2 месяца у младенца не вырабатывается слезная жидкость, поэтому новорожденный плачет без слез.

Кроветворение. Образование новых клеток крови у новорожденного происходит очень активно. У него, как и у взрослых, основным кроветворным органом является красный костный мозг. Кроме того, в организме новорожденного имеется несколько дополнительных очагов кроветворения — это печень, селезенка и лимфатические узлы. В связи с выполнением этой функции селезенка имеет довольно большие размеры.

Обмен веществ. Одна из особенностей новорожденного ребенка – очень интенсивный обмен веществ. У младенцев повышена потребность в углеводах как источнике энергии, а также в жирах. Высока и потребность в жидкости, которую они в первые месяцы жизни полностью удовлетворяют за счет потребления материнского грудного молока или искусственных питательных смесей.

Загрузка...

my-ledimir.ru

Анатомо - физиологические особенности новорожденного ребенка

Поделитесь ссылкой с друзьями

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

У рожденного малыша за определенный период развиваются отличительные особенности, при помощи которых он начинает адаптационный период к новой полноценной жизни.

Меняется масса, оттенок кожного покрова, температурные показатели, цвет половых органов, стул. Наблюдаются и иные проявления. Период их относительно мал, не более четырех недель. Наверное, по этой причине его принято считать переходным. В это время проявляются все анатомо - физиологические особенности новорожденного ребенка.

К проявлению анатомо - физиологическим особенностям новорожденного ребенка можно отнести основные признаки:

  • кожа – отличается упругостью и эластичностью, легко ранима. При рождении имеет бледно-синюшный оттенок, с первыми вдохами постепенно становится розовой;
  • волосы –покров в виде тонких волосков на теле, понемногу исчезающий в течении первых двух недель. На головке волосы достигают двух сантиметров, ресницы и брови еле заметны глазу. Ногти, как правило, сформированы почти полностью;
  • голова и лицо – на долю головы выпадает четвертая часть всего тела новорожденного, связано это с развитием мозга. Форму имеет различную – сплющенную, круглую. На головке бывает родничок – мягкий участок черепа. Как правило, он зарастает к двум годам. Лицо малыша обычно вполне симметрично по форме;
  • нос – размеры его небольшие, носовые ходы узкие, слизистая очень нежная. Иногда у рожденных может быть насморк. В этом случае необходимо обязательно проконсультироваться у врача;
  • глаза – при рождении они закрыты, цвет их ясный, зрачки круглой формы, голубоватого оттенка белки. Железы слез не развиты полностью, поэтому первое время малыш рыдает без слез. А вот недельки через три – пожалуйста;
  • уши – раковина уха вполне твердая;
  • грудная клетка – размер ее на первом этапе меньше головного сантиметра на три, форма напоминает бочонок, реберные кости расположены горизонтально, грудная клетка имеет симметричные размеры. Встречаются дефекты, которые нуждаются в хирургическом вмешательстве;
  • половые органы – у здоровых мальчишек яички располагаются в мошонке, головка члена спрятана под крайней плотью. У девочек большие половые губы закрывают малые;
  • сердце и система кровообращения – при начальных вдохах малыша кровеносная система преображается, сердце имеет учащенное биение. Сердечная масса увеличивается до года, частота пульсации понижается;
  • дыхание – при первом вдохе воздух как бы раскрывает легкие малыша, ритм дыхания не равномерный, постепенно стабилизируется, дыхательный ритм колеблется от 30 до 50 вдохов в минуту;
  • система пищеварения – сначала ребенок питается исключительно молоком матери, со временем начинает принимать соки, творожную массу и каши. Кишечник всасывает питательные вещества достаточно активно, поэтому на 1 кг веса грудник употребляет в 2 раза больше еды, чем обычный взрослый человек;
  • мочегонная система –вместительность мочевика увеличивается, количество испусканий мочи медленно сокращается, достигая не более 15 раз за сутки;
  • нервная система – проявления наблюдаются с самого начала. Реакция на свет, плач при чувстве голода или других раздражающих факторов, реакция на приближение кого-либо – первые признаки.

В первую неделю самостоятельной жизни у новорожденного появляется сильно выраженная вкусовая функция. Подслащенная пища его успокаивает, горечь или соль вызывают беспокойную реакцию, переходящую в плач. Хорошо развивается и обоняние. Зрение реагирует на яркий свет, предметы различаются чуть позже, на втором месяце. Слух снижен, реагирует только на громкие звуки. Органы выделения начинают работать самостоятельно, частота стула достигает 4-5 раз за сутки. Мочится малыш еще чаще. Нормальная работа кишечника и почек является подтверждающим фактором того, что развитие организма происходит правильно.В начальном периоде жизни необходимо следить за двигательной активностью малыша, когда он спит. При дыхании он может вздрагивать, Желательно на время сна пеленать не очень туго. Мышечная активность малыша полностью зависит от температурного режима в комнате. Чем больше он отличается от температуры тела, тем активнее функционируют мышцы, обеспечивая правильное развитие организма.

babyimama.ru

Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы новорожденного ребенка.

Кора головного мозга новорожденного, несмотря на незаконченность раз­вития, способна не только принимать сигналы, но и участвовать в осуществле­нии рефлекторных реакций. В первые месяцы после рождения регуляция ос­новных жизненных функций осуществляется преимущественно таламо-паллидарной системой. Развитие безусловных и условных рефлексов во мно­гом зависит от анатомической и функциональной зрелости экстерорецепторов. Слуховой анализатор анатомически и функционально сформирован на столь­ко, что способен воспринимать звуковые раздражители сразу после рождения ребенка. Новорожденные, и даже недоношенные, дети реагируют на звуки вздрагиванием, изменением дыхания, пульсацией родничка, миганием, закры­ванием глаз и др. Отчетливая реакция на звук обнаруживается в спокойном со­стоянии ребёнка и почти не отмечается во время крика, кормлении и глубоко­го сна. К моменту рождения корковый и подкорковый отделы зрительного анализатора морфологически подготовлены к функционированию, зрительный нерв и сетчатка имеют признаки неполного развития. В первые 2-3 недели у ребёнка наблюдается физиологическая светобоязнь. К моменту рождения у доношенных детей выражены безусловные рефлексы: пищевой (сосательные и глотательные движения), оборонительный (мигание глаз), ориентировочный (движение глаз в освещенную сторону). На основе их возникают условные рефлексы, вначале элементарные, а затем и более сложные. У новорожденного ярко выражена пищевая доминанта - пищевой суммарный рефлекс, слабее вестибулярная, выражается в торможении ребёнка при быстрой перемене по­ложения тела. К концу 2-й и на 3-й недели жизни у ребёнка вырабатывается условный рефлекс на положение для кормления грудью и на покачивание в люльке. Условный рефлекс на звуковой раздражитель в виде защитного (мига­тельного) движения век образуется к концу 1-го месяца.

Безусловные рефлексы и рефлексы позы.

Ребёнок рождается с комплексом рефлексов, которые играют важную роль в его развитии. В дальнейшем по мере развития коры головного мозга они тормозятся и на их базе развивается условные рефлексы. Поэтому значение процессов становления и угасание безусловных рефлексов имеет большое значение в оценке неврологического статуса ребенка раннего возрас­та.

В норме безусловные рефлексы обнаруживаются у новорожденных с пер­вых часов жизни и физиологичны до 2-3 мес., а затем начинают ослабевать и исчезают к 4-5 мес.

У глубоко недоношенных детей безусловные рефлексы тормозятся на 2-3 мес. позже, в зависимости от степени недоношен­ности. У здорового новорожденного выраженность ответных реакций, быстро­та их появления в ответ на стимуляцию зависит от генетически детермированного типа высшей нервной деятельности. Кроме того, у одного и того же ре­бенка возбудимость сменяется утомляемостью, сном, состоянием насыщения. Рефлексы выражены более отчетливо, если они вызываются в спокой­ной обстановке, когда ребенок не испытывает дискомфорт, а наносимые раз­дражения не причиняют ему боли.

Исследуя безусловно - рефлекторную сферу новорожденных и грудных детей, необходимо учитывать не только наличие того или иного рефлекса, но и время его появления с момента нанесения раздражения, его пол­ноту, силу угасания и быстроту угасания.

Схема угасания безусловных рефлексов

Рефлексы и реакции

Месяцы жизни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Поисковый рефлекс

Сосательный рефлекс

Хоботковый рефлекс

Ладонно-ротовой рефлекс

Хватательный рефлекс

Рефлекс Моро

Рефлекс опоры и автоматическаяпоходка новорожденного

Защитный рефлекс

Рефлекс Таланта

Рефлекс ползания

Реакции выпрямления и равнове­сия

Поисковый рефлекс (искательный рефлекс Куссмауля).

Поглаживание пальцем в области угла рта, не прикасаясь к губам, вызывает опуска­ние рта и поворот головы в сторону. Надавливание на середину нижней губы приводит к открыванию рта, опусканию нижней челюсти и сгибании головы. При болевом раздражении происходит поворот головы в противоположную сторону. Поисковый рефлекс хорошо выражен перед кормлением. Поисковый рефлекс выражен у детей до 3-4 месячного возраста, а затем тактильный раздражитель сменяется зрительным, и ребёнок оживляется при виде бутылки с молоком или приготовлении матери к кормлению.

Хоботковый рефлекс.

Быстрый удар пальцами по губам вызывает сокращение круговой мышцы рта, и губы вытягиваются в хоботок. “Хоботок” является постоянным компонентом сосательных движений. Рефлекс физиологичен до 2-3 мес. (рис.1).

Сосательный рефлекс. Если поместить соску в рот новорожденному на глубину 3-4 см, ребенок совершает ритмические сосательные движения. Рефлекс физиологичен до 1-го года жизни.

Ладонно-ротовой рефлекс(рефлекс Бабкина). Надавливание на область ладони ближе к m.tenar вызывает открывание рта, сгибание головы, плеча и предплечья. Ребенок как бы стремится подтянуться к кулачкам. Ладонно-ротовой рефлекс является физиологически древним, на базе которого формируются разнообразные руко-ротовые реакции. Рефлекс ярко выражен в первые 2 мес. жизни, а затем начинает ослабевать и в возрасте 3 мес. можно отметить лишь его отдельные компоненты (рис.2).

Хватательный рефлекс.Если поместить указательные пальцы врача на ладони новорожденного, не касаясь дорзальной стороны, и надавить на ладонь, происходит сгибание пальцев новорожденного и захватывание пальцев.

Иногда новорожденный так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинсона). Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает сгибание пальцев. Если нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит разгибание стопы и

Рис.3 Рис.4

веерообразное расхождение пальцев. Рефлекс физиологичен до 3-4 мес. (рис.3,4).

Рефлекс Моро. Рефлекс вызывается различными приемами-ударами по поверхности, на которой лежит ребенок, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием ног. Наилучшим является следующие приемы: ребенок лежит на левой руке исследующего. Правой рукой голова удерживается в состоянии сгибания. Внезапно голову опускают, вызывается хватательный рефлекс, затем ребенка подтягивают за руки, не отрывая головы от пеленального стола, и внезапно опускают его руки.

Ответной реакцией является отведение рук в стороны и открывание кулачка-1-вая фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение 2-рая фаза рефлекса Моро. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 мес., а затем начинается угасание и после 4 мес. можно наблюдать лишь отдельные его компоненты (рис.5,6).

Рефлекс опоры. Рефлекс автоматической походки.Положение вертикальное, голова вверх. У новорожденного нет готовности к стоянию, но имеется способность к опорной реакции. Если взять ребенка под мышки, удерживая пальцами, то он сгибает ноги во всех суставах поставленный на опору, ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция ног является подготовкой к шаговым движениям (рис.7,8). Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденного).

При шаговых движениях новорожденного руки остаются интактными, нет реакции равновесия. Если его отпустить, он сразу падает.

Новорожденный ходит на согнутых в коленных и тазобедренных суставах ногах. В связи с более сильным сокращением аддукторов, физиологичным для этого возраста, иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голени и стоп, что напоминает походку при детском церебральном параличе. Реакция опоры и автоматическая походка до 1,5-2 мес. И только к концу 1-го года жизни развивается самостоятельное стояние и ходьба (рис.9).

Защитный рефлекс. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс физиологичен до 1-го года жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть ребенка в сторону, он может задохнуться (рис.10).

Рефлекс Галанта. Положение на животе. При раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника новорожденный изгибает позвоночник так, что он образует дугу, открытую в сторону раздражителя, голова поворачивается в туже сторону, нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. В первые дни жизни ребенка этот рефлекс ослабевает и хорошо вызывается с 5-6-го дня жизни. Физиологичен рефлекс до 3-4 мес. (рис.11).

Рефлекс Переса. Положение на животе. Если провести пальцем, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребенок кричит, приподнимает

голову, лордозирует туловище, приподнимает таз, сгибает руки и ноги. Этот рефлекс вызывает отрицательную реакцию со стороны новорожденного, поэтому его надо вызывать последним. Рефлекс физиологичен до 3-4 мес. (рис. 12,13).

Рефлекс ползания(Бауэра). Положение на животе, голова по средней ли­нии. В таком положении ребёнок совершает ползающие движения - спонтан­ное

ползание. Если к подошвам подставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движения рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорожденного становятся вы­раженными после 3-4 дня жизни. Физиологичен рефлекс до 4 мес., затем уга­сает. Самостоятельное ползание начинает развиваться с 7-8 мес. (рис.14,15).

Основные процессы неонатального периода

Система

Физиологическая перестройка в

неонатальный пе­риод

Переходные процессы (пограничные состоя­ния)

Патологические процессы, основой которых может являться пограничное состояние

Цен­тральная нервная система

Адаптация к рез­ко изменившимся условиям окру­жающей среды (температура, свет, звук, грави­тация и др. — «сенсорная ата­ка»), болевым на­грузкам в родах.

Синдром только что родившегося ребенка.

Депрессия при рожде­нии — легкая чернич­ная асфиксия. Общие симптомы (ги­первозбудимость или угнетение) при самых разнообразных заболеваниях.

Внешнее дыхание

Запуск. Расправ­ление легких. Со­зревание альвеол и аэрогематиче-ского барьера.

Транзиторная гипервентиляция

Транзиторное тахипноэ (СДР II ти­па). Респираторные нарушения.

Кровооб­ращение

Перестройка кро­вообращения, в связи с из­менением газо­обмена и отсутст­вием плацентарно- пуповинного кровотока (закры-

тие шести фетальных коммуникаций)

Транзиторное крово­обращение (шунтирование). Транзиторное нару­шение метаболизма миокарда. Транзиторные поли-цитемия и гиперволе-мия без или с нару­шениями микроциркуляции.

Респираторные нару­шения. Сердечно­сосудистая недоста­точность. Тромбозы. Отечный синдром. Транзиторная желтуха.

ЖКТ

Перестройка в связи со сменой гемо- и амниотрофного питания на лактотрофное; заселение кишечника бактериальной флорой.

Транзиторный катар кишечника. Транзиторный дисбактериоз.

Заболевания ЖКТ вследствие неадекватного питания, инфицирование условнопатогенной и патогенной флорой, срыгивания, рвота.

Кожные покровы

Адаптация к более низкой температуре окружающей среды, тактильным раздражителям, микробному окружению.

Простая эритема. Токсическая эритема. Физиологическое шелушение. Транзиторный дисбиоценоз.

Приобретенные инфекционные и неинфекционные заболевания кожи и подкожной клетчатки.

Обмен веществ

Перестройка в связи с гипоксемией в родах, изменениями газообмена, голоданием в первые дни жизни, новым видом питания, другим гормональным фоном.

Активированные гликолиз и гликогенолиз, липолиз. Транзиторные: гипогликемия, отрицательный азотистый баланс, гипербилирубинемиягипокальциемия, гипомагниемия, ацидоз,убыль массы, нарушения теплового баланса .

Симптоматические: гипогликемия, гипокальциемия, гипомагниемия, гипераммониемия, энергетическая недостаточность. Транзиторная лихорадка, потеря массы тела более чем 10 %. Респираторные нарушения,склерема, гипертермия,

судороги.

Гемопоэз

Смена гемоглобина с фетального на взрослый тип. Активация лимфоцитопоэза.

Повышенный эритропоэз. Транзиторные: гипербилирубинемия лимфоцитолиз. Транзиторная активация миелопоэза.

Лейкопения. Лейкемоидные реакции при тяжелых инфекциях.

Гемостаз

Фазовые состояния в связи с поступлением тромбопластических веществ в кровь в родах, повышенной проницаемостью сосудистой стенки и гибелью эритроцитов, лейкоцитов.

Транзиторные: -активированный фибринолиз, недостаточность витамин К-зависимых факторов свертывания крови, низкая агрегационная активность тромбоцитов.

Геморрагическая болезнь новорожденных и вторичные геморрагические синдромы, тромбозы.

Органы мочевыде-ления.

Адаптация к измененной гемодинамике, гормональному фону, большим потерям воды.

Транзиторная- олигурия. Протеинурия. Мочекислый инфаркт.

Отечный синдром. Инфекция мочевыводящих путей. Азотемия.

Эндокрин. система

Адаптация к стрессу в родах. Адаптация к «лишению» гормонов фетоплацентарного комплекса.

Транзиторная гиперфункция гипофиза, надпочечников , щитовидной и поджелудочной желез, недостаточность околощитовидных желез.Половой криз.

Симпатоадреналовый криз. Недостаточность надпочечников. Транзиторные гипокальциемия и гипомагниемия, гипогликемия с неврологическими нарушениями. Транзиторный гипотиреоз, синдром дыхательных расстройств (СДР).

Иммунитет

Перестройка в связи с массивной антигенной агрессией (жизнь в нестерильных условиях при не сформированных барьерах, лактотрофное питание) на фоне стрессорного гормонального фона, окончанием поступления гуморальных факторов иммунитета через

плаценту.

Транзиторный иммунодефицит, особенно выраженный в первые дни после рождения. Транзиторный дефицит хемотаксиса мононуклеаров и полиморфноядерных лейкоцитов.

Инфекционные болезни. Медленные инфекции.

studfiles.net


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]