Человек без остался бы вечно в положении новорожденного


16.Психология и поведение человека

Великий русский учёный XIX в. И.М. Сеченов сказал, что: «Человек без … остался бы вечно в положении новорождённого». Какой термин из предложенных следует поставить на место пропуска?

Демонстрационный вариант ОГЭ 2017 г. – задание 2017 г. – Задание№16

1) характера

2) памяти

3) эмоции

4) потребности

Решение: 

Из-за  па­мя­ти, со­зна­ние че­ло­ве­ка не огра­ни­чи­ва­ет­ся на­сто­я­щим, а вклю­ча­ет про­шедшие опыты, зна­ния, без па­мя­ти че­ло­век вечно Был бы в по­ло­же­нии но­во­рож­ден­но­го, по­это­му Се­че­нов на­звал па­мять «кра­е­уголь­ным кам­нем раз­ви­тия». Ответ:

2

onlyege.ru

Тест ГИА 2014 по биологии. Часть "А"

Часть А включает 22 задания (А1–А22). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

1. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

  1. моделирование
  2. измерение
  3. эксперимент
  4. наблюдение

2. Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:

  1. из клеток состоят только животные и растения
  2. клетки всех организмов близки по своим функциям
  3. все организмы состоят из клеток
  4. клетки всех организмов имеют ядро

3. Плесневые грибы человек использует в

  1. выпечке хлеба
  2. силосовании кормов
  3. получении сыров
  4. приготовлении столового вина

4. Плод паслёновых растений картофеля и томата называют

  1. клубнем
  2. корнеплодом
  3. корневищем
  4. ягодой

5. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,

  1. тело составляют органы и ткани
  2. оплодотворение происходит при наличии воды
  3. в семени формируется зародыш
  4. осуществляется двойное оплодотворение

6. Поступление кислорода в тело гидры происходит через

  1. жаберные щели
  2. дыхальца
  3. клетки щупалец
  4. всю поверхность тела

7. Определите по внешнему виду клюва попугая, чем он питается в естественной среде.

  1. летающими насекомыми
  2. мышевидными грызунами
  3. твёрдыми плодами
  4. зелёными побегами

8. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

  1. строение передних конечностей
  2. уровень обмена веществ
  3. общий план строения
  4. забота о потомстве

9. Нервные узлы в нервной системе человека относят к её

  1. периферическому отделу
  2. центральному отделу
  3. коре больших полушарий
  4. подкорковым ядрам

10. Какой сустав человека изображён на рентгеновском снимке?

  1. тазобедренный
  2. коленный
  3. плечевой
  4. локтевой

11. До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения ребёнком этого инфекционного заболевания?

  1. естественный врождённый
  2. естественный приобретённый
  3. искусственный активный
  4. искусственный пассивный

12. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначено правое предсердие?

13. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?

  1. участвуют в образовании водорастворимых витаминов
  2. повышают скорость продвижения пищи во время переваривания
  3. нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества
  4. увеличивают поверхность соприкосновения стенки кишечника с пищей

14. Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?

  1. защищает организм от ультрафиолетового излучения
  2. служит резервным питательным веществом для клеток
  3. способствует сохранению тепла организмом
  4. укрепляет клетки кожи

15. Где расположены рецепторы, позволяющие изображённому на рисунке гимнасту выполнять данные упражнения?

  1. полукружные каналы
  2. гипоталамус
  3. сетчатка
  4. улитка

16. В XIX в. И.М. Сеченов сказал, что: «Человек без ... остался бы вечно в положении новорождённого». Какой термин из предложенных следует поставить на место пропуска?

  1. характер
  2. память
  3. эмоция
  4. потребность

17. Если кровь из раны вытекает пульсирующей струёй и имеет ярко-алый цвет, то кровотечение у пострадавшего

  1. венозное, и достаточно наложить тугую повязку
  2. артериальное, и достаточно наложить тугую повязку
  3. артериальное, и необходимо наложить жгут
  4. венозное, и необходимо наложить жгут

18. Какова роль разрушителей в экологических сообществах?

  1. обеспечивают производителей минеральным питанием
  2. синтезируют глюкозу из неорганических веществ
  3. поедают растительные организмы
  4. служат дополнительным источником энергии для агроценозов

19. На рисунке изображен отпечаток археоптерикса. Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними

  1. птицами и млекопитающими
  2. пресмыкающимися и птицами
  3. пресмыкающимися и млекопитающими
  4. земноводными и птицами

 20. Изучите график зависимости скорости химических реакций в живом организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в ºС), а по оси у – относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)). Какое из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в указанном диапазоне температур? Скорость химической реакции в живом организме с повышение температуры

  1. резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт
  2. медленно растёт на всем протяжении
  3. медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается
  4. колеблется в интервале 12–30 условных единиц

21. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  1. ядро
  2. вакуоль
  3. рибосома
  4. митохондрия

22. Верны ли следующие суждения о цепях питания?А. При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается.

Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

iumka.ru

БИ-9_ДЕМО_2016

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ)

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по БИОЛОГИИ

подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 2 / 27

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по БИОЛОГИИ

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2016 г. следует

иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не

отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью

вариантов КИМ в 2016 г. Полный перечень элементов содержания, которые

могут контролироваться на экзамене 2016

г., приведён в Кодификаторе

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для

проведения основного государственного экзамена, размещенном на сайте:

www.fipi.ru.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать

возможность любому участнику экзамена и широкой общественности

составить представление о структуре будущей экзаменационной работы,

количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые

критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом,

включённые в этот

вариант, позволят

составить

представление о

Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной

работы

требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по биологии.

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 3 / 27

Демонстрационный вариант 2016 года

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 32 задания. Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа

(180 минут).

Ответы к заданиям 1–22записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 23–28записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

К заданиям 29–32следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 4 / 27

Часть 1

При выполнении заданий 1–22в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

1)моделирование

2)измерение

3)эксперимент

4)наблюдение Ответ:

Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:

1)из клеток состоят только животные и растения

2)клетки всех организмов близки по своим функциям

3)все организмы состоят из клеток

4)клетки всех организмов имеют ядро

Ответ:

Плесневые грибы человек использует при

1)выпечке хлеба

2)силосовании кормов

3)получении сыров

4)приготовлении столового вина Ответ:

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 5 / 27

4Плод паслёновых растений картофеля и томата называют

1)клубнем

2)корнеплодом

3)корневищем

4)ягодой

Ответ:

5У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,

1)тело составляют органы и ткани

2)оплодотворение происходит при наличии воды

3)в семени формируется зародыш

4)осуществляется двойное оплодотворение

Ответ:

6Поступление кислорода в тело гидры происходит через

1)жаберные щели

2)дыхальца

3)клетки щупалец

4)всю поверхность тела

Ответ:

7Определите по внешнему виду клюва попугая, чем он питается в естественной среде.

1)летающими насекомыми

2)мышевидными грызунами

3)твёрдыми плодами

4)зелёными побегами

Ответ:

8Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

1)строение передних конечностей

2)уровень обмена веществ

3)общий план строения

4)забота о потомстве

Ответ:

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 6 / 27

9Нервные узлы в нервной системе человека относят к её

1)периферическому отделу

2)центральному отделу

3)коре больших полушарий

4)подкорковым ядрам

Ответ:

10Какой сустав человека изображён на рентгеновском снимке?

1)тазобедренный

2)коленный

3)плечевой

4)локтевой

Ответ:

11До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения ребёнком этого инфекционного заболевания?

1)естественный врождённый

2)естественный приобретённый

3)искусственный активный

4)искусственный пассивный

Ответ:

12На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначено правое предсердие?

1)А

2)Б

3)В

4)Г

Ответ:

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 7 / 27

13Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?

1)участвуют в образовании водорастворимых витаминов

2)повышают скорость продвижения пищи во время переваривания

3)нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества

4)увеличивают поверхность соприкосновения пищи со стенкой кишечника Ответ:

14Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?

1)защищает организм от ультрафиолетового излучения

2)служит резервным питательным веществом для клеток

3)способствует сохранению тепла организмом

4)укрепляет клетки кожи

Ответ:

15Где расположены рецепторы, позволяющие изображённому на рисунке гимнасту выполнять данные упражнения?

1)полукружные каналы

2)гипоталамус

3)сетчатка

4)улитка

Ответ:

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 8 / 27

16В XIX в. И.М. Сеченов сказал, что: «Человек без … остался бы вечно в положении новорождённого». Какой термин из предложенных следует поставить на место пропуска?

1)характер

2)память

3)эмоция

4)потребность

Ответ:

17Если кровь из раны вытекает пульсирующей струёй и имеет ярко-алыйцвет, то кровотечение у пострадавшего

1)венозное, и достаточно наложить тугую повязку

2)артериальное, и достаточно наложить тугую повязку

3)артериальное, и необходимо наложить жгут

4)венозное, и необходимо наложить жгут

Ответ:

18Какова роль разрушителей в экологических сообществах?

1)обеспечивают производителей минеральным питанием

2)синтезируют глюкозу из неорганических веществ

3)поедают растительные организмы

4)служат дополнительным источником энергии для агроценозов Ответ:

19На рисунке изображён отпечаток археоптерикса. Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними

1)птицами и млекопитающими

2)пресмыкающимися и птицами

3)пресмыкающимися и млекопитающими

4)земноводными и птицами

Ответ:

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 9 / 27

20 Изучите график зависимости скорости химических реакций в живом организме от температуры (по осих отложена температура организма (в С), а по осиу – относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)). Какое из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в указанном диапазоне температур?

y

30

25

20

15

10

5

0

31

33

35

37

39

41

43

45

x

Скорость химической реакции в живом организме с повышением температуры

1)резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт

2)медленно растёт на всем протяжении графика

3)медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается

4)колеблется в интервале 12–30условных единиц

Ответ:

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 10 / 27

21Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

Объект

Процесс

Хранение продуктов жизнедеятельности

растительной клетки

Лизосома

Внутриклеточное пищеварение

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)ядро

2)вакуоль

3)рибосома

4)митохондрия Ответ:

22Верны ли следующие суждения о цепях питания?

А. При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается.

Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

Ответ:

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 11 / 27

Ответом к заданиям 23–28является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

23Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)пользование общественным туалетом

2)поцелуй в щёку больного СПИДом

3)нахождение за одной партой с больным СПИДом

4)пользование чужой зубной щёткой

5)прокалывание ушей

6)нанесение татуировки

Ответ:

24Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1)Длина тела животных составляет 18–26,5см, а масса –170–319г.

2)Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.

3)Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.

4)Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2м.

5)По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу – до типичных степей.

6)Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.

Ответ:

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 12 / 27

25Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

КЛАССЫ

А)

У части представителей в развитии

имеется

1)

Насекомые

стадия куколки.

2)

Паукообразные

Б)

Подавляющее большинство представителей –

хищники.

В)

Тело состоит из головы, груди и брюшка.

Г)

Способны поглощать только жидкую пищу.

Д)

Имеют четыре пары ходильных ног.

Е)

На

голове

могут

располагаться

простые

и сложные глаза.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

26 Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.

1)На бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10ч) семян огурцов.

2)Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.

3)Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.

4)Через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.

5)Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.

6)Поставьте тарелку в тёплое место.

Ответ:

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Ответ:

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 13 / 27

27Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите в таблицу.

ТИПЫ КЛЕТОК

Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие мелкие клетки с простой организацией, – _________(А). Эти доядерные клетки не имеют оформленного _________(Б). В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая _________(В) ДНК. Такие клетки есть у современных _________(Г) и синезелёных.

Перечень терминов: 1) хромосома 2) прокариотные 3) цитоплазма

4) кольцевая молекула

5) ядро

6) одноклеточное животное

7) бактерия

8) эукариотные А Б В Г

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 14 / 27

28Рассмотрите фотографию листа дуба черешчатого. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы используйте линейку.

А. Тип листа

1)черешковый

2)сидячий

Б. Жилкование листа

1)

параллельное

2)

дуговидное

3)

пальчатое

4)

перистое

В. Форма листа

1)

перисто-лопастный

2) перисто-раздельный

3) перисто-рассечённый

4) цельный

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс Демонстрационный вариант 2016 г. - 15 / 27

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее

широкой части

Длина превышает ширину в 1,5–2раза.

1) яйцевидный

2) овальный

3) обратно-яйцевидный

Длина превышает ширину в 3–4раза.

4) ланцетный

5) продолговатый

6) обратно-ланцетный

Д. Форма края листа

1) цельнокрайный

2) волнистый

3) пильчатый

4) двояко-

5) лопастной

пильчатый

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г Д

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 16 / 27

Часть 2

Для ответов на задания 29–32используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задание 29.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

ВСредние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря

иговядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

ВXIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 17 / 27

29Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

1)Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?

2)Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

3)Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?

30Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Таблица 1

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи

организма человека (в %)

Составные

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

вещества

Белки, жиры,

7–9

Отсутствуют

Отсутствуют

гликоген

Глюкоза

0,1

0,1

Отсутствует

Натрий (в составе

0,3

0,3

0,4

солей)

Хлор (в составе

0,37

0,37

0,7

солей)

Калий (в составе

0,02

0,02

0,15

солей)

Мочевина

0,03

0,03

2,0

Мочевая кислота

0,004

0,004

0,05

1)Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?

2)Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 18 / 27

Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задания 31 и 32.

Таблица 2

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции

кафе быстрого питания

Жиры

Блюда и напитки

Энергетическая

Белки

Углеводы

ценность (ккал)

(г)

(г)

(г)

Двойной МакМаффин

425

39

33

41

(булочка, майонез, салат,

помидор, сыр, свинина)

Фреш МакМаффин

380

19

18

35

(булочка, майонез, салат,

помидор, сыр, ветчина)

Чикен Фреш МакМаффин

355

13

15

42

(булочка, майонез, салат,

помидор, сыр, курица)

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат «Цезарь»

250

14

12

15

(курица, салат, майонез,

гренки)

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция

225

3

12

29

картофеля фри

Мороженое с шоколадным

325

6

11

50

наполнителем

Вафельный рожок

135

3

4

22

«Кока-Кола»

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные

68

0

0

14

ложки)

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 19 / 27

Таблица 3

Энергозатраты при различных видах физической активности

Виды физической активности

Энергозатраты

Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч;

4,5 ккал/мин

волейбол любительский; стрельба из лука; гребля

народная

Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч;

5,5 ккал/мин

настольный теннис

Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на

6,5 ккал/мин

велосипеде – 16 км/ч; гребля на каноэ – 6,5 км/ч;

верховая езда – быстрая рысь

Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на

7,5 ккал/мин

велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования;

большой теннис – одиночный

разряд; лёгкий спуск

с горы на лыжах; водные лыжи

Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный

9,5 ккал/мин

спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой;

футбол; игра с мячом в воде

31Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания.

Используя данные таблиц 2 и 3, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.

При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка. В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.

32 Почему тренер обратил особое внимание Ольги на содержание белков в заказываемых блюдах? Укажите не менее двух аргументов.

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Биология. 9 класс

Демонстрационный вариант 2016 г. - 20 / 27

Система оценивания экзаменационной работы по биологии Часть 1

За верное выполнение каждого из заданий 1–22выставляется 1 балл.

№ задания

Ответ

Ответ

№ задания

№ задания

Ответ

1

2

10

3

19

2

2

3

11

2

20

3

3

3

12

4

21

2

4

4

13

4

22

2

5

4

14

1

6

4

15

1

7

3

16

2

8

1

17

3

9

1

18

1

За верный ответ на каждое из заданий 23–27выставляется 2 балла.

За ответ на задания 23 и 24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны

две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов, если верно

указана одна цифра или не указано ни одной. Если экзаменуемый указывает в

ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний

символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).

За ответ на задания 25 и 27 выставляется 1 балл, если допущена одна

ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибок.

За ответ на задание 26 выставляется 1 балл, если на любых двух

позициях ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне

ответа. Если ошибок больше, то ставится 0 баллов.

За полный верный ответ на

задание 28 выставляется 3 балла;

выставляется 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот

символ, который представлен в эталоне ответа; выставляется 1 балл, если на

любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены

в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

№ задания

Ответ

23

456

24

346

25

121221

26

531264

27

2547

28

14125

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

StudFiles.net

Память и мышление

Приобретение индивидуального опыта называют обучением. Формирование условных рефлексов — один из видов обучения. Существует много других видов обучения. Обучение возможно благодаря памяти.

Память — это комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта. И.М. Сеченов писал, что человек без памяти оставался бы вечно в положении новорожденного. Без памяти люди были бы «существами мгновения», так как все ощущения, все образы внешнего мира исчезали бы бесследно по мере их возникновения.

Что происходит с человеком, если он лишается памяти, можно наблюдать у больных с глубокими нарушениями функций мозга. Такие больные не помнят, кто они, где они находятся, не знают, что они делали в этот день, могут много раз читать одну и ту же страницу, не запоминая ее содержания. Они не могут трудиться и приобретать даже простейшие навыки. Без накопления индивидуального опыта нарушается обычный ход жизни человека.

Физиологическая природа памяти. Физиологи в опытах на животных и врачи в наблюдениях за больными людьми установили, что память связана с определенными отделами больших полушарий головного мозга.

При повреждении отдельных областей коры, в которых расположены анализаторы, нарушаются специальные виды памяти: слуховая, зрительная, двигательная и др. Это ведет к нарушению запоминания и воспроизведения звуков, зрительных образов, движений. В случае поражения лобных или височных долей коры ухудшается память в целом. Больной не может запоминать, хранить и воспроизводить информацию. Согласно современным представлениям, отделы мозга, имеющие отношение к процессам памяти, связаны между собой замкнутыми цепочками нейронов (рис. 150). Нервные импульсы, циркулирующие в этих цепочках, вызывают образование в нервных клетках специфических веществ – материальных носителей «следов памяти». Нарушение синтеза этих веществ препятствует образованию «следов памяти» и, следовательно, процессу обучения, который возможен благодаря памяти. Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо какое то время ее повторять. Например, когда мы хотим запомнить номер телефона, стихотворение или математическую формулу, мы сознательно неоднократно повторяем материал, чтобы закрепить его в памяти.Рис. 150. Замкнутая цепь нейроновВиды памяти. В зависимости от того, что запоминается человеком, можно выделить несколько видов памяти.

Двигательная память лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным и трудовым навыкам, письменной речи.

Образная память помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии.

Образная память особенно хорошо развита у писателей, артистов, художников, музыкантов.

Эмоциональная память прочно сохраняет пережитые человеком чувства. Доказано, что запоминанию способствуют биологически активные вещества, выделяющиеся при эмоциональном возбуждении. В той или иной мере эмоциональная память развита у каждого человека. Об этом виде памяти великий режиссер К.С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память». Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку.

Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов — это словесная память.

Все виды памяти взаимосвязаны. Одна и та же информация обычно запоминается с помощью двух и более видов памяти.

Память может быть непроизвольной, когда запоминание идет без усилий, как бы само собой. Непроизвольно запоминается то, что произвело сильное впечатление или имеет для человека важное значение. В случае, когда человек осознанно старается запомнить материал, прилагая волевые усилия, используя специальные приемы, говорят о произвольной памяти.

Улучшают запоминание выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц. Одна и та же информация, неоднократно повторенная, запоминается лучше. Поэтому и говорят: «Повторение – мать учения». Самостоятельное повторение вслух всегда дает больший эффект, чем механическое, пусть даже многократное прочтение материала. Чем больше тренируется память, тем лучше она становится. В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное запоминание. Произвольное запоминание активно формируется в школьные годы. Наибольшего развития память достигает к 25 годам, сохраняясь до 50 лет. Затем способность запоминать и вспоминать постепенно идет на убыль. Профессиональная память сохраняется и в пожилом возрасте.

Память нужно тренировать не только в специально отведенное для этого время, но и дома, по дороге в школу, в электричке, автобусе.

Память и речь служат основой мышления — процесса обдумывания, без которого невозможно обобщение сведений о мире и программирование поведенческих реакций. Благодаря речи информация быстро передается от одного человека к другому, что позволяет ускорить обработку информации и строить новые формы поведения.

1. Что такое эмоции? 2. Каково значение реакций внутренних органов (сердца, дыхания и т. д.), сопровождающих эмоции? 3. Что такое выразительные движения? Какова их роль? 4. Какова физиологическая природа эмоций? 5. Что такое обучение? 6. Что называется памятью? 7. Какие виды памяти человека вы знаете? 8. С какими отделами мозга связана память? 9. Что такое непроизвольная и произвольная память?

blgy.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]