В ожидании малыша, будущие родители стараются узнать как можно больше о том, каким родится их кроха, что он будет чувствовать, о чем думать, что будет составлять его маленький мир. Ведь каждая мама и каждый папа стремятся дать своему дитя все самое лучшее. А для этого так важно понимать малыша. В этой статье мы постараемся рассмотреть то, каким рождается ребенок, с чем он приходит в наш мир, и что он ожидает от этого мира — такого большого, непонятного, захватывающего, а иногда и пугающего.
«…Из всех существ человек рождается наиболее слабым, оставаясь долгое время совершенно беспомощным…», — говорит известный психолог профессор В.В. Зеньковский в своей книге «Психология детства» [2]. Однако, даже несмотря на свою беспомощность, дитя появляется на свет, имея некоторый свой собственный внутриутробный опыт. Этот опыт можно условно подразделить на сенсорный, основанный на сигналах, получаемых ребенком извне, и эмоциональный, основанный на физическом выражении эмоций: напряжении мышц и изменениях гормонального уровня.
При нормальном внутриутробном развитии и нормальных родах ребёнок рождается с достаточно развитой нервной системой, которая в дальнейшем продолжает развиваться и усложняться. С развитием нервной системы совершенствуются органы чувств (анализаторы ребёнка), которые в известной степени функционируют уже у новорожденных.
Так, только что появившийся на свет ребенок хорошо различает темноту и свет. Ребенок видит лучше всего на расстоянии 20-25 см. Лицо мамы при кормлении грудью находится от него именно на таком расстоянии. Движение глазных мышц пока не скоординировано, поэтому кроха может косить. Слух несколько снижен (из-за жидкости во внутреннем ухе), но примерно к недельному возрасту устанавливается хороший слух. От сильного звука младенец может вздрагивать, закрывать глаза, реагировать мимическими мышцами лица (морщит лоб, появляется гримаса плача) или изменением глубины и частоты дыхания.
Малыш особенно реагирует на мамин голос. Поэтому желательно стараться разговаривать с ребенком, даже если вы думаете, что он еще ничего не понимает. Малыш различает все запахи, для новорожденных особенно приятен запах маминого молочка. Точно также дитя прекрасно различает вкусы — сладкое, горькое, соленое и кислое.
Кроме этого, у новорожденного крохи развито осязание (особенно в области рта), болевая (боль чувствуется всем телом, ребенок не может определить, что конкретно у него болит), тактильная и температурная чувствительность. В связи с этим прикосновения мамы являются особо важной потребностью малыша. Такие прикосновения стимулируют кровообращение ребенка, обеспечивают развитие его эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга. У новорожденного ребёнка хорошо выражены в первую очередь сосательный, глотательный и поисковый рефлексы.
Врожденными являются и типологические особенности нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность, лежащие в основе темперамента, с которым малыш появляется на свет, тогда как характер формируется по мере роста и развития ребенка
Однако, «все биологические особенности, с которыми рождается ребёнок, создают лишь возможности для физического и психического развития. Они являются предпосылками, но сами не определяют характера и уровня дальнейшего развития. Врожденные особенности не формируют психической деятельности ребёнка», — пишет профессор П.Д. Ваганов.
Рождаясь в определенном отношении незрелым, ребенок продолжает еще долгое время находиться в полной зависимости в первую очередь от мамы, целиком существуя за ее счет [1]. Это нормальное состояние ребенка. От такого симбиоза мамы и малыша зависит дальнейшее развитие крохи и главным образом становление базового (базисного) доверия к миру и самому себе.
По мнению Э. Эриксона, чувство базисного доверия формируется на основании опыта первого года жизни. Эриксон указывает, что преобладание базисного доверия над недоверием является первым шагом психосоциальной адаптации. В соответствии с впечатлениями первого года жизни человек впоследствии строит свои отношения с другими людьми, с обществом в целом. И, что самое главное, благодаря базовому доверию к миру у человека формируется отношение к самому себе.
А. Г. Маслоу также рассматривает вопрос о здоровом развитии ребенка в связи со своей теорией базовых потребностей и говорит, что только предсказуемый мир формирует доверие ребенка к миру: «…непредсказуемость мира, его опасность, убеждает ребенка в том, что этому миру нельзя доверять». В то же время «дети, которые постоянно чувствуют любовь и заботу родителей, дети, у которых сформировано базовое чувство доверия к миру, порой с поразительной легкостью переносят случаи депривации, дисциплинирующий режим, наказания и тому подобные вещи, они не воспринимают их как фундаментальную угрозу, как угрозу своим главным, базовым потребностям и целям».
К факторам, вызывающим субъективное ощущение угрозы, Маслоу относит в числе прочих обстоятельства, которые угрожают «чувству базового доверия к миру и чувству уверенности в себе. Если у ребенка отсутствует базовое чувство доверия и безопасности, то он «будет вести себя эгоистично, деструктивно и агрессивно». Невротическое развитие личности приводит к тому, что взрослый человек ведет себя как ребенок, потребность в безопасности «заставляет его искать себе защитника, сильную личность, на которую он мог бы положиться, которой он мог полностью довериться». Психически здоровый и самоактуализированный человек доверяет себе и миру [3].
C точки зрения Карен Хорни, каждый человек обладает собственным личностным потенциалом развития, реализация которого позволяет ему достигать цели, добиваться успехов, преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать. «У ребенка», — пишет Хорни, — «растущего в здоровой социальной среде, развивается чувство принадлежности к безопасному и обучающему окружению. Ребенок, родители которого не способны проявлять любовь, заботу и уважение к его индивидуальности, становится человеком, постоянно испытывающим чувство тревоги, воспринимающим мир как недружественный и враждебный. В этом случае стремление к самоактуализации замещается стремлением к безопасности». Хорни особо подчеркивала важность выделения концепции базисной тревоги. Это чувство тревоги, беззащитности ребенка, рождающееся из состояния изоляции и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Базисную тревогу нельзя считать наследственной, генетически обусловленной, она всегда представляет собой продукт культуры и воспитания. Тревога такого рода становится основой для возникновения более поздних личностных нарушений [6].
Если с рождения ребенок знает, что мама всегда рядом и всегда сможет прийти к нему, стоит только позвать на помощь, он может ей доверять; он знает, что никогда не останется один. Если так и происходит, то у ребенка со временем формируется и доверие к другим людям — сначала к близким родственникам, потом к знакомым, друзьям, а потом и к людям вообще.
Однако это не означает, что ребенок будет слепо доверять всем без исключения в более старшем возрасте. Первые отношения с посторонними людьми ребенок учится строить через маму, находясь с ней в плотном контакте, и постепенно осваивает навык общения и построения отношений с другими людьми самостоятельно. Поэтому, благодаря маминой опеке и заботе, подросший малыш прекрасно знает, каким образом ему общаться как с близкими, так и с чужими людьми.
Так как же сформировать у своего малыша это базовое доверие к миру и к самому себе? Ребенок первых месяцев жизни не отделяет свое «Я» от маминого, он не делает различия между собой и мамой, в его сознании он и мама по-прежнему одно целое. Точно так же ребенок не может отделить себя от мира вокруг. По словам Дж. Л. Морено «Он есть мир и мир есть Он. И, следовательно, если мир хорош, и заслуживает доверия, то хорош и заслуживает доверия и он сам…» [4]. Для новорожденного малыша его мама – единственная существующая реальность. А мамина грудь – единственная осязаемая реальность. В каком-то смысле она для него весь мир. Материнская грудь так же необходима для дитя, как и грудное молоко. Можно сказать, что до определенного возраста ребенок «живет и любит через свой рот, а мать живет и любит через свою грудь….» [7]. Это самый понятный для новорожденного крохи язык. Ему не нужно ничего другого, только мамино тепло и грудь как источник не только питания, но и удовлетворения все его детских нужд и потребностей.
Неразрывная связь матери с ребенком предполагает наличие эмоционального контакта мамы с ребенком с первых минут жизни малыша. Уильям и Марта Серз [5] определили пять правил поведения родителей, укрепляющих связь с ребенком:
Примерно первые 6 недель с момента появления малыша на свет можно назвать периодом адаптации крохи к внешнему миру. Этот период необычайно важен для ребенка и всей его дальнейшей жизни. Это первый этап формирования у ребенка базового доверия к миру. В это время особенно важно адекватно и своевременно отвечать на потребности дитя. Ребенок рождается с определенными потребностями.
Кроме физических потребностей у малыша есть еще множество гораздо более существенных психологических потребностей. У крохи есть большая потребность в любви – и задача родителей дать ему эту любовь почувствовать.
Сделать это можно с помощью ношения ребенка на ручках, неограниченных кормлений грудью в ответ на просьбы о сосании, совместным сном, незамедлительной реакцией на плач, помощью в устранении и предупреждении любого дискомфорта.
Ребенок, в соответствии со своей потребностью, должен достаточно много сосать. При сосании вырабатывается вещество холицистокинин, которое способствует засыпанию и перевариванию съеденного молока. Не бойтесь перекормить малыша, ведь из-за своих физиологических особенностей малыш нуждается в поступлении питания небольшими порциями, но часто.
Еще одна потребность — это потребность в тепле и термоадаптации. Так как ребенок все еще не воспринимает себя как отдельного человека, а считает частью мамы, то первое время ребенка можно свободно пеленать и поддерживать тепловой комфорт, создавая, таким образом, малышу условия, приближенные к внутриутробным и помогая ему мягко адаптироваться к внешнему миру.
Очень желательно специально не закаливать совсем маленького ребенка, в связи с его незрелостью. Если малыша купают, то можно предварительно заворачивать его в пеленку и купать в маленькой ванночке, либо попробовать организовать совместное купание мамы и крохи.
Новорожденный ребенок полностью зависим от мамы, ее действий и поступков по отношению к нему. Поэтому для того, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности, он должен как можно больше находиться рядом с мамой и днем, и ночью. Это одна из жизненно важных потребностей крохи.
У крохи сон комфортен только рядом с матерью. Это объясняется биологическими особенностями человеческого организма и связано в первую очередь с тем, что мозг и нервная система ребенка развивается очень активно, особенно в фазе поверхностного сна.
Когда малыш чувствует маму, слышит ее дыхание, ощущает ее прикосновение, он полностью уверен в своей безопасности. Тогда как, находясь отдельно, дитя ощущает одиночество, тревогу, страх, свою слабость и беспомощность. Кроме того, тесный телесный контакт с мамой, ношение на руках, совместный сон, купание, легкое укачивание ребеночка помогают малышу быстрее расти, набирать вес, гармонично развиваться физически и психологически.
Таким образом, постепенно удовлетворяя свои природные потребности в неразрывной связи с мамой на протяжении некоторого времени, малыш быстрее сможет осознать себя как отдельную полноценную личность и приобретет относительную независимость и автономность. Удовлетворение потребностей дитя именно в первые месяцы и годы жизни помогут вам вырастить здоровую в физиологическом и психологическом личность, с уверенностью и оптимизмом открывающую для себя все новые и новые грани мира.
Литература:
Алёна Короткова, клинический психолог, консультант по грудному вскармливанию
milkyfairies.ru
Ребенок рождается и первым криком оповещает этот мир о своем появлении. Вспомним Короля Лира:
Родясь на свет, мы плачем —
Грустно нам к комедии дурацкой приступаться.
Не драматизируя излишне это событие, отметим все же, что процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребёнку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?
Это прежде всего система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, и все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приведен в табл. II. 1.
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материнскую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» настолько сильно, что ребенка можно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок научится схватывать предметы, он уже будет лишен такой цепкости рук.
Таблица 11. 1
Раздражители | Рефлексы |
Действие яркого света Шлепок по переносице Хлопок руками возле головы ребенка Поворот головы ребенка направо Разведение локтей в стороны Нажатие пальцем на ладонь ребенка Нажатие пальцем на подошву ребенка Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Укол булавкой подошвы Поднимаем лежащего животом вниз ребенка | Глаза закрываются Глаза закрываются Глаза закрываются Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается Руки быстро сгибаются Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются Пальцы ног сжимаются Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются Колено и стопа сгибаются Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги |
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы*. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
* Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он снова испытывает чувство страха.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3-й неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений ребенка, он замирает и замолкает. Позже, на 3—4-й неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5-й неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму*, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления. Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
* Или другого близкого человека, который ухаживает за ним. Здесь рассматривается стандартная, «нормальная» ситуация, когда о ребенке заботится главным образом мать
StudFiles.net
Родители чувствуют некоторую растерянность, когда у них появляется первый ребёнок, ведь этот маленький человечек нуждается в их заботе с самого первого дня. Но в чём нуждается малыш в первые дни своей жизни? Что он чувствует? Каковы особенности ухода за ребёнком в период новорожденности?
Ещё находясь в родильном доме с крохой, мама постепенно начинает приспосабливаться к новым обстоятельствам. В этот короткий промежуток времени она учится ухаживать за своим новорожденным ребёнком. В чём нуждается кроха в первые недели своей жизни?
Конечно, большую часть времени новорожденные дети спят. Продолжительность сна новорожденного первых дней жизни может составлять около восемнадцати часов в сутки. Большей частью малыши спят некрепко, иногда вздрагивая и гримасничая. Чтобы сделать сон малыша максимально комфортным, следите за температурой воздуха в комнате, хорошо проветривайте её.
Питание малыша – ещё одна важная составляющая его жизни. В первый месяц после появления на свет ребёнок проводит у груди матери почти всё время, если не считать сон. Количество прикладываний младенца к груди в некоторых случаях доходит до пятнадцати. Неужели ребёнок так много ест? Не обязательно, новорожденные дети сосут грудь не только, чтобы утолить чувство голода, но и для удовлетворения сосательного рефлекса. Кроме того, кроха чувствует себя в безопасности, когда находится у маминой груди.
Любящая мать должна научиться правильно ухаживать за телом ребёнка, содержать его в чистоте. Что для этого нужно делать?
Регулярная смена подгузников – обязательное условие. Педиатры рекомендуют менять их каждые три часа, а если малыш испражнился, то сразу.
При каждой замене подгузника половые органы ребёнка следует тщательно мыть с детским мылом, соблюдая определённые правила. Если у вас родилась девочка, то подмывать её следует спереди назад, чтобы кал не попал в половые пути. Это поможет избежать инфицирования.
Каждый день нужно аккуратно очищать все складочки малыша ватным шариком, смоченным в детском масле, чтобы не допустить образования опрелостей.
Ребёнок нуждается и в чистке носика и чистке ушей. Вначале может показаться, что делать это весьма сложно, но всё же научиться этому необходимо. Носик очищают ватными жгутиками, предварительно капнув в носовой проход морской водой. Ушки лучше чистить специальными ватными палочками с ограничителем, чтобы не травмировать ухо малыша.
Умывать кроху следует каждый день, используя ватный диск, смоченный кипячёной водой. Для каждого глазика используют свой ватный диск.
Ногти у маленьких детей растут довольно быстро, поэтому рекомендуется обрезать их на руках каждые четыре-пять дней, а на ногах – раз в десять дней.
Уход за пупочной ранкой – ещё одна обязанность любящей мамы. Пока ранка не зажила, её нужно каждый день обрабатывать раствором перекиси водорода, после чего смазывать зелёнкой или Хлорогексидином.
Купание новорожденного вызывает у новоиспечённых родителей смешанные чувства, ведь малыш такой крошечный! Купать кроху нужно каждый день в тёплой воде, примерно 37 градусов. При этом в комнате тоже должно быть тепло. Во время купания хорошо промывают складки малыша, используя простую воду, а один раз в неделю моют ребёнка с мылом. Пока не зажила пупочная ранка, лучше использовать кипячёную воду для купания.
Раньше считалось, что после рождения ребёнок ничего не слышит, но сейчас доказано, что это не так. Уже в роддоме, на третьи или четвертые сутки жизни, малышу проводят проверку слуха новорожденного ребенка - как называемый аудиологический скрининг, целью которого является выявление возможных проблем со слухом. В первые дни жизни новорожденный ребёнок слышит звуки, особенно ему нравится нежный голос мамы, тиканье часов, монотонный шум воды.
Кроха уже с первых дней видит очертания предметов, находящихся в непосредственной близости от его лица, именно поэтому мамам советуют наклоняться к малышу поближе.
Вкусовые рецепторы крохи способны реагировать на разные раздражители. Ребёнку нравится вкус материнского молока, он ест его с удовольствием.
Как приятно крохе чувствовать мамино тепло, ощущать нежные прикосновения её рук и губ, поэтому не пренебрегайте возможностью полежать рядом с малышом и приласкать его.
Быть родителями – большая ответственность, но также и огромная радость. Наслаждайтесь каждым мгновением, проведённым с ребёнком, дарите ему свою любовь, ведь дети так быстро растут!
BudLaska.ru
Многие особенности мотивации человека позволяет понять концепция жизненного пространства («жизненного мира», «психологического мира»), разработанная К. Левиным. Согласно К. Левину, индивид и воспринимаемый им окружающий мир представляют собой единое векторное поле, специфика которого определяется потребностной значимостью всего того, что воспринимается и осознается.
Любой значимый объект обладает силой притяжения или отталкивания той или иной интенсивности, в связи с чем возникает соответствующий напряженный вектор. Каждый вектор имеет, таким образом, определенную валентность, знак, направление и точку приложения.
Векторное поле жизненного пространства определяет особенности мотивации и поведения индивида: предпочтения, характер снятия напряжений, восприятие при перенапряжении потребностей и т.д. Концепция жизненного пространства позволила ввести понятие полевого поведения, описать эффект незавершенного действия и ряд других интересных феноменов мотивационно-потребностной сферы.
Представления К. Левина по существу являются одним из вариантов деятельностного подхода в психологии. Они исходят из единства индивида и окружающей среды и подразумевают активный, деятельностный характер его связей с миром. Каждая область жизненного пространства представляет собой «возможные действия индивида с вещами или относительно вещей, через которые только и могут быть определены все вещи».
Единство человека и значимых для него объектов окружающего мира мы хотели бы проиллюстрировать выдержкой из письма известного писателя А. Синявского своей жене: «Говорят — характер. Не знаю, что такое характер. И в себе я больше чувствую не себя, а отца, мать, тебя, Егора, Пушкина, Гоголя. Целая толпа. Накладываются на восприятие, участвуют в судьбе... и если писать человека реально, то это выльется скорее в пространство, в ландшафт, в океан, чем в характер».
Концепция жизненного пространства, предложенная К. Левиным, хорошо описывает динамику мотивационных процессов. Ее недостатком, свойственным и большинству других теорий, является отсутствие учета содержательной стороны мотивации, определяющей направленность личности и линию жизни человека.
Интересным развитием представлений К. Левина, ознаменовавшимся выходом на содержательную сторону мотивации, является типология жизненного мира Ф.Е. Василюка. Выделенные им типы жизненного мира (жизненного пространства) соотносятся с так называемыми центральными жизненными принципами (принципами существования). В качестве последних выступаютпринципы удовольствия иреальности, используемые в психоаналитической теории З. Фрейда, а также введенный Ф.Е. Василюкомпринцип ценности, означающий новую ступень в развитии мотивации. Тип жизненного мира и соответствующий ему жизненный принцип характеризуют направленность личности.
В основу типологического анализа Ф.Е. Василюк положил выделение в жизненном мире внутреннего и внешнего аспектов (внутреннего и внешнего мира). Внутренний аспект может быть простым или сложным, а внешний -легким или трудным. В результате выделяются четыре типа жизненного мира: простой и легкий; простой и трудный; сложный и легкий; сложный и трудный (рис. 1.7).
Рис. 1.7. Типы жизненного мира (по Ф.Е. Василюку)
Под простотой внутреннего мира понимается либо его «односоставность» (наличие только одной потребности) либо «отсутствие надерганической структурированности отдельных моментов жизни» — непересекаемость, независимость друг от друга имеющихся потребностей. В нашем жизненном мире имеет место взаимосвязь различных потребностей и, соответственно, появляются «в строение жизни, организация, сопряженность и связь между собой отдельных ее единиц». Легкость внешнего аспекта жизненного мира означает «непосредственность индивиду предметов потребностей, а трудности наличие препятствий к их достижению».
Типы жизненного мира были выделены и описаны Ф. Василюком «как особые измерения жизнедеятельной человека», как «определенные срезы психологической реальности, которые необходимо иметь в виду для анализа критерия жизненных ситуаций и выбора адекватных стратегий терапевтической помощи. В качестве онтогенетичких зов, отражающих особенности мотивации в целом не рассматривались. В то же время предложенная Ф. Василюком типология жизненного мира представляет интерес и с точки зрения онтогенеза мотивационной и соответственно выделения различных линий жизненного развития. В приводимой ниже краткой характеристике типов жизненного мира, основанной на их описании автором типологий, сделан акцент на онтогенетических аспектах. Типы жизненного мира рассматриваются не только как отдельные срезы, отдельные стороны мотивационной сферы, но и как «схемы для понимания», характеризующие варианты мотивации человека в целом.
Внутренне простой и внешне легкий жизненный мир (1-й тип) «соответствует жизненному миру существа, обладающего единственной потребностью и живущего в условиях непосредственной данности соответствующего ей предмета». Существование в данном жизненном мире характеризуется «абсолютной пассивностью, страдательностью», сведением всего к удовольствию-неудовольствию. По существу, это еще допсихическая форма жизни, не требующая никакой внешней активности. Центральным принципом существования являетсяпринцип удовольствия. Примером такого существования и мироощущения может служить пребывание в чреве матери, в меньшей степени — младенческое существование и соответствующее ему инфантильное мировоззрение.
стве отдельных мотивационных срезов (и соответственоо отдельных сторон жизни) простой и легкий жизненный мир проявляется в различных чертах инфантильном стремлении уйти от проблем, избежать ответственности, сохранить психологический комфорт вопреки ре- и т.п. Кроме того, данный уровень мотивации _основе всевозможных вредных и отрицательных с: лени, неряшливости грубости, сквернословия
с. «»п общей мотивации человека данный жизненный етствует всем случаям паразитического существо-го жизненный мир гончаровского Обломова, жиз-•*ир чад, независимо от возраста целиком сидящих дителей (особенно часто такое бывает в неполных де мать и в быту делает за горячо любимого сына о все). Это также случаи браков ради безмятежного вания за счет супруга (супруги). Так, немецкие со-обратили внимание на участившиеся в последнее РРГ браки совсем юных молодых людей на состоя-кенщинах среднего возраста.
Внутренне простой и внешне трудный жизненный мир • ) отличается от предыдущего наличием трудностей - препятствия для удовлетворения потребности. Трудность обусловливает появление «опосредствованной психической деятельности». Простота внутреннего мира освобождает деятельность от внутренних препятствий и ограничений: существуют только внешние препятствия. В данном жизненном мире одна деятельность (одна сторона жизни) отождествляется со всей жизнью в целом.
Основное правило деятельности в этом жизненном мире заключается в необходимости отражать реальность (внешние препятствия), подчиняется ей. Центральным жизненным принципом становится принцип реальности. «Внутренняя ипостась реалистической установки — это механизм терпения». Механизм терпения, как и психологическая защита, действующая по принципу удовольствия, «актуализирует в сознании ощущение наличия блага». Таким образом, механизм терпения выступает в простом и трудном жизненном мире как отсроченный принцип удовольствия. Но этому механизму присущ психологический парадокс: при реальном достижении предмета потребности актуальность «ощущения наличия блага» исчезает — происходит привыкание и пресыщение.
Иллюстрацией данной формы жизни являются случаи (либо состояния), «при которых одна какая-нибудь потребность (мотив, отношение) получает резко доминирующее положение и интенсивность, не сопоставимую с силой других потребностей». В связи с этим деятельность в простом и трудном жизненном мире «характеризуется истовостью».
В качестве типа мотивации в целом этот жизненный мир отвечает случаям, когда для реализации гедонистической установки требуется та или иная деятельность. Он свойствен, например, алкоголику, перебивающемуся случайными заработками либо добывающему средства воровством, жульничеством и т.п. Близкий тип мотивационной сферы возникает при развитии гипертрофированной потребности к обогащению, когда внутренний мир становится практически простым и исчезают все внутренние препятствия морального характера. В этом случае ради наживы совершаются самые тяжкие и страшные преступления.
Внутренне сложный и внешне трудный мир (4-й тип) отличается от вышеописанного тем, что появляются противоречащие друг другу потребности (и соответственно мотивы), возникает борьба разнонаправленных мотивов. Борьба мотивов вызывает необходимость их соподчинения. Сложность и трудность мира обусловливают развитие воли, т.е. сферы произвольности, призванной преодолеть неблагоприятные условия существования, гармонизировать жизненный мир. Стремясь обрести целостность своей личности, человек порождает для себя тот или иной жизненный замысел. Воплощение его в реальность осуществляет воля. Воля ведет «борьбу с борьбой мотивов», она служит не отдельной деятельности, а «строительству всей жизни», «соотносит и связывает надситуативность и ситуативность жизни». Происходит «самостроительство» личности, активное созидание человеком самого себя, т.е. «жизненное творчество». В связи с этим центральным жизненным принципом сложного и трудного жизненного мира является, согласно Ф.Е. Василюку,принцип творчества.
Рассматривая данный тип жизненного мира, следует иметь в виду, что с точки зрения психологической помощи сложный и трудный мир является единственным типом, отражающим мотивационную сферу человека в целом. Остальные выделенные Ф.Е. Василюком типы жизненного мира выступают в этом аспекте как отдельные стороны мотивации. В онтогенетическом аспекте картина иная, здесь все типы жизненного мира в той или иной степени могут отражать мотивацию в целом. И поскольку «самостроительство» личности обычно присуще человеку независимо от типа его мотивации (за исключением рассмотренных выше 1-го и 2-го типов), то принцип творчества имеет в аспекте онтогенеза другой статус: он не может рассматриваться в качестве собственно центрального жизненного принципа конкретного типа жизненного мира.
В данном типе жизненного мира человек независимо от направленности своей личности стремится к воплощению того или иного жизненного замысла, в котором отражены его представления об оптимальной для него линии жизни. Но этот замысел несет на себе отпечаток сложности и трудности мира, т.е. подчинен все той же реальности. «Самостроительство» личности, «жизненное творчество» подконтрольно здесь принципу реальности, который распространяет свое влияние и на внутренний аспект жизненного мира.
Как и в простом и трудном жизненном мире, здесь необходимо адекватно отражать реальность, но реальность не только внешнего аспекта, а всего жизненного мира: реальность сложных отношений различных мотивов и реальность возможностей их реализации. Доминирующими становятся мотивы, отвечающие оптимальному сочетанию параметров «значимость — достижимость». Сочетание сложности и трудности мира обусловливает, таким образом, общую ориентацию на эгоистические, узко личные интересы и ценности. В этом жизненном мире теряется характерная для предыдущего простого и трудного мира связь с гедонистической установкой. Последняя сохраняется во 2-м типе жизненного мира именно ввиду его простоты, унаследования первичного уровня мотивации.
Внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир (3-й тип) как психологическая реальность, отвечающая формальному сочетанию сложности и легкости, не существует.
Ф.Е. Василюк отмечает, что сложность появляется в онтогенезе позже трудности. Следовательно, сложность может сочетаться только с трудностью, легкость исчезает еще до ее появления. Рассмотрев различные теоретические модели сложного и легкого мира, Ф.Е. Василюк в качестве его реального аналога называет «сферу нравственного поведения», в которой «трудность мира... выносится за скобки и человек действует в условиях как бы легкого мира». Таким образом, в реальности это не сложный и легкий, а сложный и «как бы легкий» жизненный мир, в котором трудность внешнего мира не исчезает, а перестает быть значимой.
Центральным жизненным принципом в сложном и «как бы легком» мире является принцип ценности. Сложность внутреннего мира вызывает необходимость соподчинения мотивов, что связано с выработкой системы ценностей. В общем случае системы ценностей могут быть самыми разными. В условиях 3-го типа жизненного мира они, как и жизненный замысел, определяются сложностью и трудностью мира, подчинены принципу реальности. Однако незначимость трудности внешнего мира может определяться не любыми, а только нравственными (духовно-нравственными) ценностями. Как отмечаетФ.Е. Василюк, ценность — это то, «что ведет к росту и совершенствованию личности». Единственным вариантом существования принципа ценности и подконтрольного ему жизненного мира может быть, следовательно, принцип духовно-нравственных ценностей.
Напомним, что те или иные ценности общественного сознания становятся ценностями индивидуального сознания только тогда, когда являются реально действующими мотивами, т.е. внутренними эмоционально переживаемыми побуждениями. С ними должны быть связаны направляемые этими мотивами соответствующие деятельности, соответствующие стороны жизни. Это значит, что духовно-нравственные ценности могут стать собственными ценностями человека только в том случае, если станут частью его собственной жизни, его собственной жизненной практики.
Что же это за стороны жизни, в которых человек эмоционально переживает внутреннюю необходимость духовно-нравственных ценностей, которые ведут «к росту и совершенствованию личности»? В. Франкл, автор широко известной книги «Человек в поисках смысла», связывает духовный рост человека с «самотрансцендированием» — выходом мотивации за рамки направленности на самого себя: «Быть человеком — значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит, или богу, которому он служит».
Воспользуемся этим известным критерием В. Франкла. Прежде всего определим круг мотивов, не отвечающих условию «самотрансцендирования», не выходящих за рамки эгоцентричности. Сюда попадают очень многие побуждения, зачастую определяющие жизнь человека: гедонистическая установка, материальное благополучие и достаток как доминирующие мотивы, материальные ценности, богатство, престиж, карьера, слава, власть и т.п.
Соответствуют «самотрансцендированию» мотивы и отвечающие им стороны жизни, определяемые глубокими непреходящими интересами, увлеченностями, привязанностями, духовными отношениями между людьми (отношениями дружбы, любви и т.д.). Все это сущностные мотивационные отношения, сущностные предметные чувства, подробная характеристика которых дана выше (§ 5 главы 2 и § 2 настоящей главы).
Отметим, что сущностный характер указанных мотивационных отношений позволяет рассматривать их возникновение не как «самотрансцендирование» в собственном значении этого понятия, а как рост, развитие самой личности, развитие и расширение сущности человека. В каждой сущностной стороне жизни происходит единение той или иной «единицы» сущности субъекта с соответствующей ей «единицей» мира. Человек не выходит за свои пределы, он расширяет сущностную часть своего «Я». В этом смысле введенный Франклом термин «самотрансцендирование» представляется не совсем точным.
Итак, в тех сторонах жизни, которые определяются духовно-нравственными ценностями (в сущностных связях с миром), человек действует в условиях «как бы легкого мира», в условиях незначимости тех трудностей, которые возникают на пути реализации мотива. Например, любящая своего ребенка мать, защищая от опасности, проявит чрезвычайно высокие мужество, упорство и изобретательность независимо от того, отвечают эти качества ее характеру или нет. Аналогично действует человек во всех сущностных сторонах жизни: разнообразных проявлениях любви, увлеченности и т.п.
Незначимость трудности в этих сторонах жизни можно наглядно пояснить на примере поведения высокоразвитых животных при защите своих детей. И.А. Ефремов в романе «Лезвие бритвы» описывает прием, применяемый пастухами для защиты лошадей от волков. Если лошадь выпустить ночью на пастбище одну, волки задерут ее. Если же к ней подпустить жеребенка, она отобьется от волков, спасет и жеребенка, и себя.
Различный исход одной и той же по трудности ситуации объясняется различным уровнем мотивации (в данном случае связанной с инстинктом). Инстинкта сохранения своей жизни (тоже весьма сильного) оказывается недостаточно лошади для защиты от стаи могучих и ловких хищников. Заметим, что здесь мотив направлен на самого субъекта, не выходит за рамки эгоцентричности. Но если смертельная опасность грозит жеребенку, ценность которого для матери более высока, чем собственная жизнь, этот высший для нее уровень мотивации обусловливает функционирование всей психики (и соответственно моторно-двигательного аппарата) в максимально возможном, предельном режиме. Те же самые хищники, нападающие со всех сторон, уже как бы не существуют.
Выработанные за многотысячелетнюю историю человеческой цивилизации нормы нравственности и морали (например, заповеди Моисея) также связаны со сферой духовно-нравственных отношений, являются их производными. В индивидуальном сознании эти нормы имеют ту же основу: человек следует нормам нравственности и морали как внутренним побуждениям, определяющим незначимость трудности, только при общей ориентации на духовно-нравственные ценности. Последняя же возникает лишь при достаточном чувственно-практическом знании этих ценностей, при достаточной роли их в собственной жизненной практике, т.е. при достаточной роли сущностных сторон жизни.
Таким образом, сложный и «как бы легкий» жизненный мир, подконтрольный принципу ценности, как тип мотивационной сферы возникает только при определенном уровне значимости сущностных связей в общем содержании жизни. В сложном и трудном мире обычно тоже имеют место отдельные сущностные связи: люди, у которых совершенно отсутствуют те или иные проявления любви, привязанности, увлеченности и т.п., по всей вероятности, встречаются не часто. Однако вследствие их дефицита направленность личности, общая мотивационная ориентация определяются другими, несущностными сторонами жизни. По мере преодоления этого дефицита, по достижении определенного уровня их значимости в жизненном мире, происходит общая ориентация на духовно-нравственные ценности и внешний аспект мира становится «как бы легким», трудность перестает быть значимой.
В то же время внутренний аспект жизненного мира остается сложным. Это означает, что имеют место и значимые несущностные стороны жизни, определяемые значимыми несущностными мотивами. Воле, сфере произвольности приходится, как и в сложном и трудном мире, вести борьбу с борьбой мотивов, соподчинять их в стремлении к целостности личности. Отличие заключается в том, что жизненный замысел при общей ориентации на духовно-нравственные ценности всегда определяется именно ими. Вместе с тем наличие значимых несущностных мотивов сохраняет в сложном и «как бы легком» мире связь с реалистической установкой, принципом реальности. Несмотря на «как бы легкость» внешнего мира, происходящая борьба мотивов требует учета этой реальности внутреннего мира в условиях примата духовно-нравственных ценностей. Безраздельный контроль принципа ценности имеет место только во внешнем аспекте данного жизненного мира.
Как уже отмечалось, сложный и «как бы легкий» жизненный мир, подконтрольный принципу ценности, выходит за формальные рамки предложенной Ф.Е. Василюком типологии. Именно выход за эти рамки, учет содержательной стороны мотивации позволил ему ввести понятие принципа ценности, который по своему статусу в регулировании мотивации стоит в одном ряду с принципами удовольствия и реальности, знаменуя новый уровень развития психического.
Рассмотрение описанных Ф.Е. Василюком типов жизненного мира в онтогенетическом плане позволяет нам выделить еще один, 5-й тип мотивационной сферы человека. Он возникает тогда, когда в общем содержании жизни определяющую роль начинают играть ее сущностные стороны. Этот тип жизненного мира может быть назван сущностным.
Сущностный жизненный мир характеризуется незначимостью как трудности его внешнего аспекта, так и сложности внутреннего. Это «как бы простой» и «как бы легкий» мир. Незначимость сложности определяется в нем незначимостью несущностных мотивов, незначимостью всего того, что не соответствует духовно-нравственным ценностям. Все значимые мотивы в данном жизненном мире являются сущностными и потому принципиально однородными. Эти мотивы по сути своей не могут быть противоречивыми, разнонаправленными, в иерархии ценностей сущностного жизненного мира они представляют собой единый доминирующий блок.
Сущностные мотивы могут быть конкурирующими друг с другом лишь в условиях физической невозможности их одновременной реализации. При этом перевод части из них в потенциальные не снижает их ценности. Человек, увлеченный делом жизни и жертвующий ради него рядом других сущностных увлечений, все равно осознает сущностность последних. Они продолжают жить в нем, участвуя в формировании его личностной целостности.
Определяющая роль духовно-нравственных отношений в сущностном жизненном мире обусловливает обобщение чувственно-практического знания их высшей ценности. В связи с этим доминирование сущностных отношений в иерархии мотивов принимает непосредственный характер и нужда в опосредствующем механизме принципа ценности отпадает. Центральным жизненным принципом становится принцип сущностности. Все иные мотивационные отношения, кроме сущностных, являются незначимыми.
Целостность мотивации, характерная для сущностного жизненного мира, позволяет рассматривать его как общую целостную связь индивида с миром. Подобно тому, как отдельная сущностная связь (конкретное проявление любви), с одной стороны, выступает как «единица» жизни, выражающая и раскрывающая определенную «единицу» сущности человека, а с другой — является предметным чувством, внутренней эмоциональной стороной мотива, сущностный жизненный мир представляет собой особую форму жизни (жизни в целом), раскрывающую всю сущностную целостность индивида, и в то же время является особым конкретным чувством (по М.М. Пришвину — «особым чувством жизни»).
Когда проявления любви, привязанности, глубокие непреходящие интересы, увлеченность становятся в общем содержании жизни определяющими, возникает особое чувство, в котором сила интегрированной любви фокусируется на самой сути бытия человека. Это не просто сумма отдельных проявлений сущностных чувств. «Особое чувство жизни» дает ощущение, знание своей сущностной целостности и соответственно знание целостности мира и своего единства с ним. Подобно тому, как отдельная конкретная любовь «соединяет сутью» с предметом любви (соответствующей «единицей» мира) и в этом единении дает чувственно-практическое знание его сущности, «особое чувство жизни» соединяет сутью со всем миром и дает чувственно-практическое знание о сущности мира в целом.
Подчеркнем, что сущностное единение с миром реализует основную потребность человека — быть самим собой и в согласии с миром. Два этих понятия означают, по сути, одно и то же. Их единство отражает единство индивида и окружающего, внутреннего и внешнего в жизненном мире.
Следует отметить, что целостность личности, воплощаемая волей посредством «самостроительства», «жизненного творчества», при наличии сложности (в сложном и трудном и в сложном и «как бы легком» жизненном мире) принципиально нереализуема. Пока не преодолена сложность внутреннего мира, пока происходит борьба противоречащих друг другу значимых мотивов, целостность личности представляет собой, по удачному выражению Ф.Е. Василюка, «не наличное, исполненное, но... вечно предстоящее единство». Сложность же преодолевается только в сущностной форме жизни. Человек может обрести целостность своей личности только как сущностную целостность, выйдя на сущностный уровень общей мотивации. Только в этом случае он становится самим собой и обретает согласие с миром.
Люди с сущностной формой жизни, по всей вероятности, встречались еще в глубокой древности. Таковым был, несомненно, создатель представлений о сущностности и всеохватности любви, ставший прототипом Христа. По-видимому, носителями данной формы жизни были Марк Аврелий, Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов. Можно полагать, что в современную эпоху людей с сущностным жизненным миром неизмеримо больше, чем в прошлом. При все убыстряющемся расширении сферы человеческой деятельности неуклонно повышается и количество возможных сущностных связей с миром. Во всех областях деятельности имеет место не только необходимость, но и творчество, сущностное чувство, и именно это последнее определяет развитие данной области, ее основные достижения.
Из известных современников в числе носителей сущностной формы жизни можно назвать А. Швейцера, А. де Сент-Экзюпери, М. Джалиля, П. Брегга, П.П. Бажова и ряд других. Особый интерес представляет пример М.М. Пришвина, сумевшего обрести согласие с миром в результате долгого и трудного жизненного пути. Анализ дневников писателя показывает, что большую часть жизни ему был присущ сложный и «как бы легкий» мир, подконтрольный принципу ценности. Значимость сложности внутреннего мира была очень велика. В то же время с годами неуклонно повышалась роль сущностных связей с миром, постепенно все более оптимистичным становилось отношение к жизни, все чаще ощущалась радость бытия. Примерно с 65 лет (последние 15 лет жизни) жизненный мир М.М. Пришвина уже имел все черты сущностного.
studfiles.net