Поболтаем с полезностью для развития!
Что все-таки может быть лучше каникул либо отпуска, когда вы имеете возможность проводить много времени со своим ребенком! Эта красивая пора для того, чтоб отвлечься от обыденности, заняться увлекательными делами, отправиться в путешествие либо на исследование увлекательных мест. Но за всеми новыми чувствами и впечатлениями не запамятовывайте о том, что вы сможете провести это время с полезностью для развития активного словаря собственного малыша.
Активный словарь
Побывав в незнакомом месте, ребенок получает новые воспоминания и, конечно, обучается новым словам. Поводом обогатить его словарный припас может стать, например, визит в музей, зоопарк, в ботанический сад. А вам стоит заблаговременно поразмыслить над тем, что вы можете там узреть и вспомнить, либо даже составить маленький перечень слов (заглавие животных либо деревьев, наименование различной техники и проч.) по теме предполагаемой экскурсии.
А после того, как вы с ребенком возвратились с прогулки, экскурсии либо поездки, можно совместно поиграть в «догадки». Эта игра поможет ребенку «закрепить» скопленную информацию, обучить ее систематизировать и покажет, как можно использовать в речи.
Пример:
- Давай поиграем в «догадки» о зоопарке
- Отлично, только первым загадываю я! Он большой и на 4 ногах!
- Слон?
- Нет, это не слон! Он темного цвета!
- Медведь?
- Нет! У него рога и он живет в прерии.
- Додумался, это бизон! Сейчас загадываю я! Это плотоядное млекопитающее!
- Медведь? Гризли?
- Нет, не верно. Это аква млекопитающее.
- Это дельфин?
- Нет. Это аква животное, но живет оно на суше, обитает в Арктике.
- А, я додумался! Это тюлень!
В данном диалоге ребенок использовал главные свойства (внешний вид, место обитания), чтоб вы по описанию могли додуматься о ком речь идет. Другими словами он тренировал умение систематизировать. А вы в свою очередь называли некие категории (млекопитающее, плотоядное, аква).
Таковой навык категоризации возникает в речевой деятельности малыша в более позднем возрасте, поэтому как категория в основном абстрактное понятие. Но конкретно конкретизация равномерно становиться основой для закрепления активного словаря малыша. И в этой связи, очень принципиально демонстрировать ему на практике, как можно использовать этот навык в речи.
Слуховая память
Существует огромное количество увлекательных языковых игр для малышей, развивающих их слуховую память. Напомним одну из самых фаворитных: «Я отправляюсь в путешествие и с собой беру…». После этих слов 1-ый участник гласит, предмет, который желал бы взять с собой в дорогу, последующий участник повторяет все то, что произнес предшествующий и добавляет собственный предмет. 3-ий перечисляет все ранее нареченные предметы и также именует собственный, и т.д. с следующими участниками.
Можно просто поменять тему этой игры и, например, «отравиться на рынок, чтоб приобрести..» либо «полететь в космос и там узреть…».
Другое занятие, которое отлично сказывается на развитии слуховой памяти - это повторение считалочек и разучивание песен. Конкретно ритм слов помогает ребенку просто зпомнить даже самые сложные считалочки и песни, также учит его составлять предложения намного длиннее тех, которые он обычно употребляет в ежедневной речи. Такое занятие совершенно подходит для долгих переездов на автомобиле, когда малыша нужно как-то развлечь. Так почему бы в пути не вспомнить и не спеть возлюбленные в вашей семье песни? Только необходимо варьировать собственный репертуар, чтоб ребенку не было скучновато.
Фонологическая зарядка
Такое занятие поможет ребенку осознать, что слово состоит из отдельных звуков. Это осознание содействует в предстоящем освоению способностей чтения. Вот некие словесные игры, которые дают ребенку представление о составе слова.
К примеру, возьмем тему «Животные» и вспомним, а так же совместно с ребенком прочитаем и разучим всем известные стихи А. Барто:
Про лошадку.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Про бычка.
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу,
Ох, доска кончается,
На данный момент я упаду.
..либо С.Я. Маршака:
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И произнес: - Необходимы пошире
,
И не две, а все четыре!
Тигренок
Эй, не стойте очень близко -
Я тигренок, а не киска!
.. либо даже народные:
Петух, петух,
Золотой гребешок,
Маслена головушка!
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Ту же игру «Я отправляюсь в путешествие…» можно малость изменить: «Я лечу на Марс и вижу там...». А позже вспомнить и именовать как можно больше слов, которые начинаются на буковку М. Можно, к примеру, перечислить те слова на буковку М, которые можно «встретить» на Марсе, а потом на ту же буковку именовать те, которых на этой планетке нет.
К примеру: «на Марсе живут марсиане, они носят майки, обожают пить молоко и слушать музыку»; «На Марсе нет кроватей, зато можно просто отыскать матрасы»; «На Марсе не вырастает виноград, зато там продают мармелад».
Словесных игр существует превеликое огромное количество. Вот, к примеру: избираем какую-нибудь буковку и просим малышей именовать как можно больше слов, начинающихся с нее. Проигрывает тот, у кого такие слова «закончились». Правила игры, конечно, можно и стоит усложнить, предложив, к примеру, именовать только те слова, которые относятся к определенной категории (допустим, заглавие деревьев, предметы мебели и проч.).
Структура фразы
Свободное время, которое вы совместно с ребенком проводите, например, на пикнике, можно использовать для осознания временных связей и их употребление в разговорной речи. Вот так, допустим:
- На данный момент я приготовлю бутерброды, а позже мы их скушаем.
- Пока ты достанешь из плетенки фрукты, я порежу овощи.
- Как папа возвратится с работы домой, мы поедим за город.
Для того чтоб тренировать понятие последовательности выполнения действий, можно малость «схитрить», назначить малыша командиром группы и выдать ему перечень поручений, выполнение которых он должен проследить.
К примеру: «Во-первых, нужно собрать все игрушки, во-2-х, нужно переодеться, в - третьих, вам необходимо собрать ранцы…»
Все деяния, которые производятся в определенной последовательности, естественным образом помогают ребенку осознать сущность временных связей. Очень полезным в этой связи возможно окажется совместное изготовление какого-либо легкого блюда по рецепту, либо изготовка изделия своими руками по аннотации.
Для осознания пространственных связей можно поиграть в прятки. Только вам самим скрываться не придется, необходимо будет упрятать какой-нибудь предмет, допустим, в комнате. Ребенок начинает его находить, а вы направляете его поиски словами «Правее!», «Левее!», «Посмотри наверх!» и т.д..
Кстати, рутинную домашнюю уборку просто перевоплотить в интересное упраженение на тренировку пространственных связей. Главное тут - мыслить неординарно:
- Сынок, давай уберем твой клинок в корзину с запятанным бельем?
- Нет, мать, он там не должен лежать!
- Тогда положим его за холодильник?
- Но ведь я не смогу его оттуда достать!
- Тогда я выдумала, мы положим его для тебя на голову!
- Нет, мать, давай лучше я повещу клинок на стенку, чтоб он был всегда
под рукою, если на меня ночкой нападут неприятели!
Итак, нет ничего проще, чем развивать словарный припас вашего малыша в процессе вот таких интересных и смешных занятий. Так что проводите свободное время с полезностью для языка!
Акимова Татьяна
Спасибо. Будем использовать
СПАСИБО!!! Нужная ИНФОРМАЦИЯ. ПОСТАРАЮСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В Собственной РАБОТЕ.
Спасибо, огромное за увлекательную статью! Выяснила много полезного, сейчас будем использовать на практике