Почему портится нрав малыша?
Докторы всегда пробовали осознать, что все-таки делает души их пациентов изломанными, что все-таки превращает их в людей постылых, вредных, злых, наглых. И практически всегда приходили к выводу: что-то было упущено в детстве, на что-то принципиальное не направили внимания, а позже все, что было некорректно заложено в детстве, пышноватым букетом расцвело в более старшем возрасте.
Предки молвят о отпрыску: "У него тяжелый нрав: он очень эгоистичен, возбудим, драчлив, нетерпим к замечаниям". Либо: "Чрезвычайно конфузлив, нерешителен, слабоволен, труслив". И далековато не всегда думают над тем, что иногда они сами оказываются прямыми либо косвенными виновниками конфигураций нрава малыша, ведь детская психика отличается обостренной ранимостью, беззащитностью, неспособностью противостоять воздействиям мира вокруг нас.
Бывает и по другому. Предки как бы и отдают для себя отчет в том, что у их малыша усугубляется нрав из-за неблагополучия в семье. Но не присваивают этому особенного значения, считая, что с годами все пройдет, исправится само собой.
Детские же докторы могут привести бессчетное огромное количество примеров, когда подобные конфигурации нрава оказываются стойкими, продолжительными, нарушающими приспособление малыша к окружающей среде, когда результатом неблагополучия в семье, а как следует - дурного воспитания, становится стойкое извращение нрава, рассмотрение которого и исправление уже выходят за границы педагогики и являются компетенцией докторов и психологов.
Один из самых выдающихся кинорежиссеров современности Ингмар Бергман практически в каждом собственном кинофильме так либо по другому касается заморочек собственного (и чужого) юношества. В одном из интервью он гласил: "Я всегда держу открытыми двери в мое детство. Я думаю, что схожее происходит со многими людьми творческого труда. Время от времени ночами, когда я дремлю, могу войти в мое детство, а там все так же, как и было, - цвета, запахи, звуки и люди. Я даже помню размеренную улицу, где жила моя бабушка, помню неожиданную, непонятную ребенку злость взрослых, кошмар перед неизбежностью и ужас, который я пережил, следя за напряженными отношениями меж папой и мамой. Мое детство смоделировало мое воображение".
В 1983 году Бергман окончил кинофильм "Фанни и Александр", в каком в очередной раз возвратился к теме собственного юношества.
В небольшом шведском городе живет семейство Экдаль. Отец - обладатель театра, у него дочь Фанни и отпрыск Александр. В семье удовлетворенность, беспечалие, беззаботность. Но вот погибает отец, и мама вторично выходит замуж. Отчим - сухой, сумрачный лютеранский священник, установивший в доме атмосферу духовного холода, молчания, солдатской дисциплины. Десятилетний мечтатель Александр мучается из-за всего этого. Мучается и его сестра. И малыши уходят в мир фантазии. Они играют в сказочную страну, они веруют, что магический фонарь возвратит им счастье. В собственных играх малыши так далековато заходят, что иногда уже не способен отличить фантазию от действительности. За такие игры, которые прямолинейный священник расценивает как зазорную ересь, малышей сердито наказывают.
В этом кинофильме, как и в большинстве кинофильмов Бергмана, посвященных собственному детству, много горечи, печали.
Но тяжелое детство не сломило этого человека, а скольких сломило, не отдало распрямиться, не отдало выявить творческие возможности.
Все в семье отлично, но мама холодно относится к ребенку. Год так относится, два, три. Ребенок привыкает к тому, что мама его не любит. Он иногда даже подозревает, что она ему не родная, но позже эту идея отбрасывает. Позже начинает себя винить: "Означает, что-то я не так делаю, если мать меня не любит". У него появляется тревожность, неуверенность внутри себя, склонность к сомнениям.
Почему же мама к нему относится холодно? Ответ ее очень прост и краток: "Отпрыск мне не нравится. Когда он был небольшой, я ложила на него огромные надежды, а он их не оправдал. Означает, наши дела с ним кончились. Я, понятно, кормлю, одеваю, смотрю за ним, но не люблю. Он не в моем вкусе".
Малыши, живущие в деспотических семьях, где царят лицемерие, пресмыкательство перед сильными, холуйство и ересь, практически всегда обречены на то, чтоб быть в психическом отношении рабами, т. е. тоже холуйствовать, пресмыкаться, а когда появится возможность получить власть, пусть самую малозначительную, перевоплотиться в еще больше злостных и ожесточенных, чем их учителя жизни, тиранов. От рабс
Фильм *Опыт* красочное-наглядное пособие по психологии человека. И не обольщайтесь идеей, что Я, не таковой…