Знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, поможет родителям заложить правильную основу физического и психологического развития малыша. Многие папы и мамы удивляются, что такой крохотный человечек уже обладает определенными навыками. Несмотря на то, что в первые недели после своего рождения грудничок много спит, с ним необходимо заниматься специальными упражнениями, чтобы развивать его умения. Короткие моменты активности ребенка можно провести с огромной для него пользой.
В этом возрасте малыш должен набираться сил, и делает он это в основном во сне, проводя в активном состоянии всего лишь около 4 часов в сутки
Большую часть времени первого месяца (около 20 часов в сутки) новорожденный спит. Чаще всего во сне младенец находится в позе «лягушки» – лежит на спине, подняв вверх ручки, согнув их в локтях и раздвинув в стороны согнутые ножки. Некоторые дети спят на животе, подтянув колени к груди и повернув голову набок. Педиатры рекомендуют именно так укладывать малышей, потому что в таком положении сон ребенка протекает значительно спокойней, а также реже возникают колики. Во время бодрствования грудничок совершает ручками и ножками некоординированные движения. Это происходит потому, что мышцы младенца находятся в физиологическом гипертонусе, который обычно проходит к концу третьего месяца. Если малыша во время бодрствования положить на животик, он приподнимет головку и будет пытаться удерживать ее несколько секунд.
Зрение крохи еще несовершенно, но к концу первого месяца жизни он уже может различать лица, улыбки, следить взглядом за яркой игрушкой
Органы зрения новорожденного малыша являются незрелыми, поэтому он видит окружающий мир нечетким и не может сконцентрировать взгляд на конкретном предмете. Однако если вы на расстоянии 60 см от лица ребенка поместите яркую игрушку, то увидите, как взгляд малыша задержится на ней. К концу месяца грудничок научится следить глазками за медленно перемещаемым предметом. В этот период можно подвешивать над детской кроваткой яркие вращающиеся игрушки.
Специалисты выяснили, что больше всего малыша привлекают лица людей. Новорожденный любит рассматривать часто склоняющееся над ним мамино лицо и обращает при этом внимание на ее мимику. Вы можете заметить, что ребенок, которому исполнилось 2-3 недели, повторяет за вами активные движения: улыбается, высовывает язычок, вытягивает губки трубочкой.
Новорожденный обладает хорошим слухом. Уже в первый месяц своей жизни малыш пытается найти источник звука, поворачивая во все стороны голову. Ребенок умеет выделять знакомый и приятный ему мамин голос. Женщина может успокоить плачущего младенца, ласково заговорив с ним: малыш притихнет и станет прислушиваться. Месячный ребенок отлично различает и эмоции. Если мама раздражена или расстроена, ему тоже некомфортно. Все свои желания грудничок выражает плачем. Со временем вы сможете понять, что именно «говорит» малыш. Ребенок по-разному плачет, когда голоден, требует сменить пеленки, испытывает холод или жару, чувствует боль или усталость. К концу первого месяца малыш начинает издавать различные звуки: пищать, фыркать и даже имитировать слоги. В этот период грудничок может порадовать родителей первой осознанной улыбкой, которая является эмоциональной реакцией на обращение к нему человека.
Так называемый хватательный рефлекс — один из показателей нормального развития вашего малыша
Природа наделила новорожденного безусловными рефлексами, чтобы он мог адаптироваться к окружающему миру и подготовиться к осознанным движениям. Их оценка должна проводиться в теплой комнате, на ровной поверхности. При этом малыш не должен быть усталым, голодным или мокрым. У ребенка, имеющего здоровую нервную систему, на первом месяце жизни должны присутствовать следующие рефлексы:
Детки в первый месяц жизни любят спать на спине в позе лягушки и уже могут проснуться от резких звуков
Все дети развиваются по-разному. Однако к концу 4-й недели своей жизни они должны овладеть определенными навыками. Родителям необходимо не только правильно ухаживать за младенцем, но и следить за его развитием. Ребенок, достигший 1 месяца, умеет:
Чаще держите ваше сокровище на ручках, ведь ребенку это внушает спокойствие и помогает почувствовать себя лучше
Чтобы вся семья, в том числе новорожденный малыш, находилась в спокойной, благоприятной обстановке, при общении с ребенком нельзя проявлять нервозность. Грудничка первых недель жизни лучше всего чаще брать на руки: слыша биение сердца родителей, чувствуя запах маминого молока, малыш успокаивается. Дети любят качаться, поэтому покачивайте его на руках, в колыбели, детском шезлонге. Очень важно следить за температурой и влажностью в помещении, где находится новорожденный.
Чтобы развить слух и речь младенца, чаще рассказывайте ему стихи, потешки, сказки, пойте песни. Комментируйте все свои действия, называйте предметы вокруг. Малыш будет пытаться вступить с вами в «диалог», станет активнее произносить звуки и улыбаться. Разговаривая с грудничком, всегда сохраняйте хорошее настроение.
Для новорожденного очень важны тактильные ощущения. Чаще выкладывайте его на животик, поглаживая при этом спинку, ручки и ножки. Помещайте перед малышом яркие предметы, игрушки, побуждая его тем самым тянуться вперед. Включайте ребенку классическую музыку. Специалисты уверяют, что спокойные мелодии помогают детям лучше развиваться и чувствовать себя более уверенно.
Помните, что каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе. Если ваш малыш к концу 1-го месяца чему-то не научился, не расстраивайтесь. В ближайшие недели он обязательно догонит своих ровесников и приобретет необходимые навыки. Если вы все же чем-то обеспокоены, обратитесь к детскому врачу.
agushkin.ru
1. РАЗВИТИЕ ГРУДНОГО РЕБЕНКА В 1 МЕСЯЦ ЖИЗНИ
В первые
2-3 месяца жизни маленький человек развивается стремительно. Еще совсем недавно кроха не мог держать свою головку,а уже спустя несколько месяцев маленький исследователь легко поднимает верхнюю часть туловища, опираясь на крепкие ручки!Рассмотрим особенности зрения 1 месячного крохи :
Несколько дней с момента рождения крохе еще тяжело фокусировать и удерживать взгляд на объекте. Но уже спустя неделю грудничок владеет этими навыками перфектно, хотя предметы, расположенные слишком близко или далеко от его глаз, не имеют ясных очертаний.
Новорожденный малыш хорошо видит объекты, находящиеся на расстоянии около 30 сантиметров от него. Если вы демонстрируете игрушку ,то старайтесь приблизить её на это расстояние. Улыбаясь, наклоняйтесь поближе к личику крохи, чтобы он мог видеть вашу радость и положительные эмоции.А теперь рассмотрим развитие слуха у грудного ребенка :Слуховой нерв развивается очень постепенно и говорить о хорошем слухе у ребенка до 1 года преждевременно. В первые недели жизни малыш слышит звуки и разговорную речь не очень отчетливо, немного приглушенно, как будто он находится в утробе. Старайтесь почаще общаться с ребенком, почаще включайте в его комнате спокойную, мелодичную музыку. Перед сном напевайте колыбельные песенки. Вовсе не обязательно вести себя очень тихо в присутствии спящего малыша и создавать кромешную тишину - если он будет чутко реагировать на каждый стук, то его нервная система будет неустойчивой. Развивайте слух крохи, окружая его разнообразными звуками (не слишком громкими и не резкими).
Какой будет ребёнок уже в 1 месяц после рождения :
ВАЖНО !Уход за малышом:
• Обязательно придерживайте головку ребенка, когда он находится у вас на руках! Голова крохи не должна быть запрокинута назад;• В этом возрасте нельзя
поднимать грудничка, взяв его за ручки; • В первый месяц жизни ребенка желательно удерживать следующим образом: тельце лежит на одной руке, головка при этом покоится в области локтя, а второй рукой вы придерживаете ножки;• Массаж. Очень полезно
массировать грудку и спинку малыша подушками пальцев круговыми движениями . Кроме этого, массируйте ножки и ручки ребеночка, а также каждый пальчик по отдельности;• Так как движения ребенка в 1 месяц во многом ограничены, в некоторых складках кожи часто появляется пот, который раздражает кожный покров,вызывая
потницу в виде мелкой сыпи. Старайтесь почаще протирать вспотевшие складочки, чтобы избежать появления потницы, а в худшем случае и гнойничков на коже; • Прочищать ушки и носик, мыть глазки, ручки и между пальцами желательно утром, когда малыш проснется, поест и отдохнет.Почему грудной ребёнок плачет. 3 распространенные причины :
• Дискомфорт и раздражение кожи от грубой нижней одежды или от швов распашонки. Вам следует поменять одежду на более мягкую и надевать распашку на тельце крохи швами наружу;• Малыш "сходил в туалет по большому ". Поменяйте ему подгузники и он успокоится;• Плачет, потому что хочет пить или пришло время кормления .
Предложите маленькому попить и попробуйте его покормить.2. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 1 МЕСЯЦ ЖИЗНИ
√ фокусирует взгляд на объекте, находящимся рядом, а к концу первого месяца - отслеживает медленно движущийся объект;
√ к концу первого месяца может поднять головку,лежа на животике ;
√ умеет различать узоры и контрастные цвета;
√ должен уметь
сосать грудь продолжительное время (сосательный рефлекс );√ если
вложить в ручку игрушку, спонтанно сожмет её, но практически сразу разожмет (хватательный рефлекс );√ ближе к 2 месяцам уже умеет гулить ;
√ умеет
поворачивается в сторону услышанного звука или на поглаживание по щечке (по правой стороне-повернется вправо);√ должен опираться всей поверхностью стопы, если поставить его на ножки, придерживая за бока;√ если надавить на подушечку большого пальца малыша, то он приоткроет рот и слегка наклонит голову (через несколько месяцев этот рефлекс утратится).
3. РЕЖИМ БОДРСТВОВАНИЯ И СНА ДЛЯ ОДНОМЕСЯЧНОГО МАЛЫША
Примерный распорядок дня для грудного малыша в первый месяц с момента рождения :Режим дня для ребенка в 1 месяц жизни состоит из двух самых важных составляющих - питание и сон, между которыми надо выдерживать соответствующие интервалы.Сколько спит маленький ребенок в этом возрасте?
До
3 месячного возраста он спит в среднем 18 часов ежедневно - длинный сон ночью до 9 часов с перерывом на кормление и 4 коротких дневных сна.Как понять, что ребенку уже пора спать?
- малышу пора отправляться ко сну, если он трёт глазки ручками. Глазки становятся красными;- кроха начинает зевать , интенсивнее двигать ручками и ножками,хныкать;- у некоторых деток движения становятся вялыми,он начинает закрывать глазки и совершать сосательные движения губами.Что можно предпринять,если грудной ребенок плохо спит :
- включите спокойную, негромкую музыку или записанные на носитель звуки журчащей воды, другие монотонные звуки природы ;- чтобы у малыша был крепкий сон, можно проветрить и увлажнить детскую комнату;- перед сном младенца сделайте его постель теплее - на холодной простыне малышу засыпать не комфортно ;- купание в теплой водичке с фиксацией головки
в специальном круге - отличный способ быстро уложить ребенка после процедуры . В ванночку можно добавить расслабляющие травы - боярышник, ромашку или мяту;- не включайте в его комнате яркий свет. Лучший вариант - небольшой ночник;- если ребёнок постоянно плохо спит и регулярно не высыпается,то попробуйте
скорректировать свой рацион питания. Некоторые продукты вызывают колики и вздутие животика, когда попадают в желудок ребенка с материнским молоком. Повышенное газообразование мешает ему нормально спать; - всегда укладывайте младенца спать в одно и то же время с одинаковым ритуалом отхода ко сну.4. ИСКУССТВЕННОЕ И ЕСТЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ 1 МЕСЯЧНОГО РЕБЕНКА
Естественное кормление младенцаИдеальное питание для одномесячного крохи - мамино молоко ,содержащее сбалансированное количество полезных веществ и регулирующее
заселение кишечника микрофлорой . Кроме того, грудное молоко поддерживает иммунитет в детском организме . Если вы испытываете проблемы с лактацией или ваше молоко недостаточно питательное, то придется включать в рацион питания детские смеси. В крайнем случае (если лактация полностью прекратилась) надо полностью переводить младенца на искусственное питание.Чтобы проблемы с лактацией вас не коснулись, старайтесь как можно чаще прикладывать кроху к груди . Когда он
сосет грудное молоко, то стимулируется вырабатывание фермента лактаза и молочко выделяется в нужном для кормления объеме . Иногда грудной малыш начинает засыпать в процессе кормления. В этом случае желательно разбудить малыша,чтобы он продолжил кушать.Если во время кормления
малыш часто срыгивает,то скорее всего он неправильно захватывает ротиком сосок,заглатывая при этом воздух.Искусственное кормление младенца
Если вам все же пришлось перевести ребенка на вскармливание адаптационными смесями, то обязательно придерживайтесь инструкции приготовления порции для кормления. Если неправильно приготовить питание, то можно расстроить работу желудочно-кишечного тракта младенца ,что может привести
к набору лишнего веса ,обильному срыгиванию или вздутию животика. Температура смеси не должна превышать 36 CВ среднем 1 месячный малыш съедает около 730 мл,если его вес составляет 3600 гр. В первые десять дней после рождения количество кормлений может доходить до 10. В среднем ребенок в 1 месяц жизни кушает 7-8 раз, включая ночное кормление.Если младенец обильно срыгивает
во время искусственного кормления, то скорее всего неправильно подобрана бутылочка для наполнения смесью.Консистенция стула у грудного ребенка в первый месяц жизни :
В первые несколько дней стул ребенка - 3-4 раза в день выделение макония темно-зеленого цветаЗатем - стул с творожистой консистенцией горчичного цвета со сладковатым запахом 4-6 раз в день. В кале младенца могут быть прожилки красного цвета. Этот признак может указывать на наличие микротрещины в толстой кишке. Обычно в этом нет ничего опасного для здоровья ребенка, но если вы не уверены, то обязательно обратитесь к специалисту за консультацией.5. ВЕС И РОСТ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ
Известно,что грудные дети очень активно набирают вес в первый месяц жизни (за исключением 2-4 дней после рождения,когда кроха теряет около 7% собственного веса). Тем не менее,очень многие детки даже в этот период активного роста и развития прибавляют в весе очень медленно и эта характерная особенность обусловлена наследственностью - если и мама и папа не отличаются большими габаритами,то и малыш,как правило,не очень крупный с самого рождения. Но незначительная прибавка веса (или даже уменьшение) в 1 месяц жизни может говорить о том,что малыш не получает достаточное количество питательных веществ во время кормления или увеличение веса сдерживает какое-либо заболевание.Норма веса 1 месячного мальчика - от 3,7 до 5,2 кгНорма веса одномесячной девочки - от 3,5 до 4,8 кг
Рост мальчиков в этом возрасте составляет примерно 52-56,5 смА рост девочек - 50-56 см
В среднем малыш набирает около 630 граммов собственного веса до 2 месяца жизни, а
рост увеличивается на 3-4 см после рождения.Обязательно обратитесь к педиатру,если вы обнаружили существенные отклонения
от нормы увеличения веса и роста младенца.6. ВИДЕО МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : ДЕЛАЕМ МАССАЖ ГРУДНИЧКУ ПРАВИЛЬНО
Как правильно делать массаж ребенку в 1 месяц жизни ? Наглядная демонстрация массажных движений для ручек,ножек,грудной клетки и спинки грудничка :4 этапа выполнения комплексного массажа для новорожденного малыша в видео уроке:Будем рады, если вы поделитесь своим опытом по уходу и развитию маленького ребенка на первом месяце жизни. Оставляйте свои комментарии в форме ниже. вернуться на Главную страницу Детский Портал: Главная Страницаbebi.lv
Жизнь каждого человека наполнена множеством дней и лет, которые приносят множество приятных моментов. Но первому месяцу жизни малыша не зря придается большое значение. На этом этапе развития нового человека родители должны проявлять особое внимание и осторожность к своему чаду. Ребенок за первые четыре недели испытывает совершенно новые ощущения неизвестного ему мира.
На протяжении первых дней своей жизни малыш может утратить немного своего веса – этого пугаться не стоит, так как является вполне естественным процессом. Когда малыш появляется на свет, в его организме содержатся излишки жидкости. В момент рождения ребенок утрачивает 8-10% своего веса, только потом его масса принимает стабильно положение и начинает возрастать. Спустя две недели ребенок восстанавливает массу тела, зафиксированную при его появлении на свет. Развитие его веса в первый месяц жизни прогрессирует примерно от 15 до 30 грамм в сутки. Ежемесячные консультационные встречи, которые мама обязана посещать, позволяют специалистам наблюдать развитие роста и массы ребеночка. Это поможет матери избавиться от лишних и ненужных переживаний.
За весь первый месяц малыш вырастает на 3 см, обхват головки и грудки — 1,4-1,5см. Однако, следует помнить, что каждый малыш развивается уникально, в силу своих индивидуальных особенностей.
Когда у ребенка фиксируется несущественный весовой дефицит, или наоборот, одновременно с этим у малыша наблюдается прекрасное самочувствие, он активно кушает, не присутствуют какие либо симптомы патологий, волнения тут будут лишь напрасны
Любая мамаша ясно понимает, что движения ребенка в первые четыре недели его жизни слабо координируются. Ноги и руки ребенка находятся в согнутом положении, ладони закрыты. Таким вот образом проявляется повышенный мышечный тонус. Подобное явление абсолютно проходит лишь к четвертому месяцу.
Родителям следует внимательно наблюдать за каждым рефлексом своего чада, ведь на данный момент – это единственное средство коммуникации малыша с этим миром. Если ребенок ощущает дискомфорт или испытывает боль, он сообщит об этом криками и интенсивными движениями конечностей. Многочисленные исследования сумели доказать, что при болевых ощущениях ребенок сгибает пальчики на ногах, а на руках разгибает большие пальцы. Когда начинается колика, малыш будет делать активные манипуляции нижними конечностями. Если вдруг малыш испытывает неудобства, связанные с ушами, он начнет усиленно вертеть головой. Когда родители внимательно относятся к своему чаду, учатся понимать каждое его движение, это существенно упростит жизнь всей семье.
Когда малыш находится в положении лежа на животике, он способен ненадолго приподнять головку, иногда даже посмотреть по сторонам. Подобное движение присуще практически всем малышам на первых этапах его развития. Подолгу головка малыша не может еще находится в приподнятом состоянии, так как мышцы шейного отдела недостаточно развиты. В том случае, когда у детеныша диагностировано поражение центральной нервной системы, он не способен выполнить такой рефлекс. Тогда родителям необходимо быть предельно внимательными, потому что малыш может задохнуться, когда лежит на животе. В этой ситуации необходимо срочно повернуть ребенка на спинку.
В это сложно поверить, но роды – это стресс не только для матери, но и для малыша тоже. Первое время большую часть суток (примерно до 18-20 часов) малыш проводит во сне. Однако, дети в этом возрасте еще не понимают время суток. Чтобы помочь малышу привыкнуть к суточным циклам, можно в меру контролировать его сон днем. Следовательно, в ночное время должна усиленно соблюдаться тишина и темнота. Спустя определенное количество времени, ребенок привыкнет к тому, что день – время для активности, ночь – время для крепкого сна.
Сон малыша в этот период его жизни может проходить в следующих пяти стадиях:
Для большинства сложно представить, что должен уметь ребенок в 1 месяц.
Если внимательно понаблюдать за малышом, можно заметить, как много он умеет делать:
Глазное яблоко к первому месяцу жизни уже имеет сформированные качества. Однако, зрительная функция еще не достигла своего полного развития. Слезки у малыша начинают формироваться только к третьей, четвертой неделе. Для большинства малышей в этом периоде характерно небольшое колебание глазного яблока и легкое косоглазие. Больших беспокойств по этому поводу делать не стоит. Такое явление обосновывается не полным развитием зрительной функции.
Первые несколько недель жизни малыша наполнены совершенно новыми для него звуками. Так как малыш еще не научился обнаруживать место, откуда звук исходит, его естественной реакцией будет замирание. Однако, когда ребенок вдруг слышит родительский голос, он сразу же перестает плакать.
Необходимо понимать, что успех качественного воспитания и формирования чада зависит от своевременного участия родителей в жизни ребенка. А начинать это участие следует с момента его появления на свет. Конечно же, не всегда все бывает быстро, как бы того не хотелось. Но всякая победа начинается с маленьких действий.
Для хорошего формирования малыша ему потребуется благоприятная обстановка, способствующая его хорошему настроению. Атмосфера дома должна быть спокойной и тихой, без резких раздражающих факторов. На первых этапах жизни малыша необходимо вынашивать на руках. Прикосновение родительских рук, особенно матери, невероятно положительно воздействуют на внутренний мир ребенка. Так же это поможет ребенку привыкнуть к своим родителям, когда он слышит сердечный ритм отца и матери, запоминает из аромат.
Тактильное прикосновение незаменимо в развитии ребенка. Оно должно приносить малышу удовольствие. Когда детеныша нужно переодеть, следует обратить внимание на температурный показатель в комнате. Если комната недостаточно прогрета, или руки холодны, малыш может начать икать, что принесет немало сложностей. Особенное внимание стоит уделить массажным сеансам для ребеночка.
Периодически малыш должен лежать на животе. Такое положение малыша минимизирует вероятность появления запора, побудит ребенка выполнять двигательные рефлексы головкой и конечностями
Постоянные беседы с малышом помогут ему активнее развивать слух на первом месяце его жизни. Очень благоприятно влияют материнские песни и различные диалоги с карапузом. Подобные действия нельзя недооценивать. Регулярное повторение слов вскоре вызовет реакцию у ребеночка, появится первый диалог, хотя и не из полноценных слов.
Развитие зрительной функции способствуют красочные погремушки. Яркие краски будут побуждать ребеночка концентрировать взгляд на предмете. Когда это действие будет освоено, можно начинать двигать предметом перед глазками малыша, чтобы чадо начинало наблюдать за движением погремушки. Когда с ребенком ведется разговор, необходимо смотреть на него. В скором времени малыш наградит своих родителей первой незабываемой улыбкой.
Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц жизни Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц жизни. Внимательная забота за ребенком никогда не принесет ущерба его развитию.
rebenokrazvit.ru
#Новорожденный младенец — существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли — внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!
Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!
Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое — сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться — ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.
Но самое удивительное — это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!
Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок — это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.
Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:
— «подошвенный» рефлекс — вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
— «сосательный» рефлекс — вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
— «хватательный» рефлекс — вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.
Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш ребенок — в норме.
Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни — в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей — чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.
Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью — пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром — на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный — и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.
В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.
Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома.
На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс — вес ребенка в граммах, а ось ординат — месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной — без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес.
Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.
Не перекармливайте детей. Толстый ребенок — еще не значит красивый. Повышенный вес — не гарантия от заболеваний.
Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.
Нельзя поднимать ребенка за руки.
Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.
Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.
Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры — затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.
С самых первых дней не нужно нянчить ребенка — не следует без особой на то нужды брать его на руки, укачивать, убаюкивать. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие — поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать.
Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выяснете причину плача.
Причин плача новорожденного и ребенка в первые месяцы жизни не много:
— ребенок «сходил» в пеленки,
— ребенок чувствует дискомфорт (например, давят шовчики распашонки),
— ребенок голоден или его мучает жажда.
В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае — пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку — швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае — надо просто посмотреть на часы, не пришло ли время кормления вашего малыша. Разберитесь. Быть может, ваш ребенок просто хочет пить. Дайте ему кипяченой водички с чайной ложечки или сладкого чаю.
Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах — на затылке, на шейке — временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах — в виде мелкоточечных красных высыпаний. Это так называемая потничка.
Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.
Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.
То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина — в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, — не переживайте.
Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей — особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, — при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки.
Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи — приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.
Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром — в мокрых пеленках; от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.
Каким образом не допустить опрелости:
— стремиться перепеленать ребенка вовремя;
— обратить внимание на качество стирки пеленок (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).
Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой — протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.
Одна из особенностей первого месяца — струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся.
Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка — он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом после купания ребенка.
Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» — зона роста — на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.
Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни
Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения — около недели — ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.
С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки — приглушенные, конечно, — звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом — так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом — обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.
Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в такие минуты звучит музыка — негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком.
Зрение новорожденного ребенка в первый
месяц жизни
Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...
Если вы хотите что-либо показать своему малышу -яркую игрушку, например, — держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см.
Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?
Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.
Осязание новорожденного в первый месяц жизни
У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» — это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания… Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно.
Пеленание новорожденного
Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия — недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.
Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.
Для широкого пеленания придуманы различные трусики, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником. Или, еще проще: используя в качестве подгузника не маленькую пеленку, как обычно, а большую.
Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания.
Грудное вскармливание новорожденного
Надо ли доказывать, что грудное вскармливание — самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но — только питание. А материнское молоко — больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В последнее время проведены исследования, показавшие, что в материнском молоке появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.
Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.
Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) — сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу — так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это — профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.
Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, похлопывая по щечке, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.
Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди — пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.
В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.
Идеальный ритм кормлений — шесть раз в сутки, через три с половиной часа с обязательным ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить семь раз с трехчасовыми перерывами, а может быть и чаще. Можно пойти ему навстречу и покормить ночью, в общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности.
Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, — кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений не допускать.
Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух — это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.
Первые недели грудного вскармливания — время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.
Что естественно и что тревожно
Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!
В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.
Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест — тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это — правило навсегда!
Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни
К концу 1 месяца жизни новорожденный:
Вздрагивает и мигает при резком звуке.
Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.
К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Общие движения еще заторможены. Малыш еще дальнозорок, и не следует фиксировать его взгляд на предметах, расположенных ближе полуметра, иначе он будет косить глазами, чтобы рассмотреть предмет или игрушку.
В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.
Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие «а”, „кх”, “ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже „храп”.
Движения еще не координированы.
Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!
Ребенок в 1 месяц
Рост и вес ребенка в 1 месяц
За первый месяц жизни ребенок прибавляет в среднем около 600 г веса и 3 см роста, за второй месяц можно ожидать уже большей прибавки — около 800 г и более, ребенок снова вырастет примерно на 3 см. Средний рост ребенка в возрасте 1 месяца — 54-55 см.
Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах: для мальчиков, для девочек.
Что умеет ребенок в 1 месяц
Пролетел первый месяц жизни Вашего малыша — самый мучительный и страшный. Теперь малышу уже 1 месяц, и во второй месяц он вступает с улыбкой. Улыбка была и раньше, но та улыбка была непроизвольной — ребенок реагировал на комфортные ему ощущения. На 4-5 неделе малыш начинает улыбаться “по-настоящему» — реагируя на Ваши ласковые слова.
К этому времени малыш обычно уже может недолго удерживать головку в вертикальном положении. Может длительно удерживать в поле зрения Ваше лицо или яркую игрушку, поворачивается в сторону источника звука. Появляется первое гуление, мимика становится более выразительной.
Сколько ест ребенок в 1 месяц
Малыш сейчас активно растет, поэтому организму требуется все больше питания. К концу месяца потребность в молоке можно оценить в 750-800 граммов в сутки (110-150 граммов за одно кормление).
Сколько спит ребенок в 1 месяц
В возрасте 1-2 месяцев ребенок спит 17-19 часов в сутки, из них ночной сон составляет около 8ч 30м, а дневной сон может быть поделен на 3-4 раза
Режим, распорядок дня ребенка в 1 месяц
Вот так может выглядеть распорядок дня малыша в возрасте от 1 до 2-х месяцев:
Время Распорядок
6:00 1-е кормление
6:00 — 7:00 Бодрствование
7:00 — 9:30 Сон
9:30 2-е кормление
9:30 — 11:00 Бодрствование
11:00 — 13:00 Сон
13:00 3-е кормление
13:00 — 14:00 Бодрствование
14:00 — 16:30 Сон
16:30 4-е кормление
16:30 — 17:30 Бодрствование
17:30 — 19:30 Сон
19:30 — 20:30 Бодрствование
20:00 5-е кормление
20:00 — 21:00 Бодрствование
21:00 — 23:30 Сон
23:30 6-е кормление
23:30 — 6:00 Сон
Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.
Здоровье ребенка в 1 месяц
Если ребенок родился осенью, зимой или ранней весной, на втором месяце жизни врач обычно назначает ему препарат, содержащий витамин Д с целью профилактики рахита. И препарат, и его доза подбираются индивидуально, учитывается характер вскармливания ребенка (поскольку большинство адаптированных смесей содержит витамин Д). Иногда профилактику рахита могут начать раньше или наоборот отодвинуть при определенных показателях (при желудочно-кишечных расстройствах или если врач находит слишком маленькими размеры родничка, недостаточным прирост окружности головки).
Развитие месячного ребенка
Сейчас для малыша самое приятное и родное — голос окружающих его людей, а в особенности мамы. Ведь именно его он слышал еще в животике. Поэтому почаще с ним разговаривайте — это его одновременно и успокаивает, и позволяет узнавать больше об окружающем мире.
Называйте его по имени или просто ласковым прозвищем, когда входите в комнату. Рассказывайте о своих чувствах, когда переодеваете. Меняя громкость голоса, можно его успокоить или привлечь внимание. Малышу очень интересно наблюдать за изменением тембра — от низкого до высокого и наоборот — это надолго может привлечь его внимание.
Еще одно великолепное занятие — массирование пальчиков ручек и ножек. Помассируйте ему отдельно каждый пальчик, это позволит малышу почувствовать его тело.
www.baby.ru
Многие молодые родители удивляются, что их малыш, не успев родиться, уже имеет некоторые навыки. И хотя первое время ребенок проводит очень много времени во сне, что необходимо ему для того чтобы набраться сил, но уже сейчас можно заниматься с ним специальными упражнениями, для того чтобы развить все его навыки.
Новорожденный кроха бодрствует всего 4 часа в день, но даже столь малое время можно посвятить занятиям, которые принесут несомненную пользу. Знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, подскажет молодым родителям, как именно надо заниматься с ребенком, чтобы его развитие соответствовало возрасту.
В конце первого месяца жизни физическое развитие грудничка еще довольно слабое, однако двигательная активность является неотъемлемой частью его жизни, даже несмотря на то, что он пока еще спит по 20 часов в сутки. Одни крохи предпочитают видеть сны на спине в позе «лягушки» — с поднятыми вверх и согнутыми в локтях ручками, а также с согнутыми ножками, раздвинутыми в стороны. Другие дети наоборот любят спать на животике, подтянув к груди согнутые колени и повернув голову вбок — именно такая поза наиболее полезна для малышей, так как их сон в таком состоянии проходит намного спокойнее, да и колики в животе возникают намного реже.
В короткое время бодрствования новорожденный постоянно совершает нескоординированные движения ручками и ножками, так как почти до трехмесячного возраста мышцы крохи находятся в гипертонусе. Если в это время положить младенца на животик, он будет старательно приподнимать голову и стараться удерживать ее по несколько секунд в таком положении, что у него будет успешно получаться.
В конце первого месяца жизни младенец хорошо следит глазками за медленно движущимся предметом и если подвесить яркие игрушки над его кроваткой, он будет стараться их достать. Но больше всего кроху привлекают лица людей, поэтому он с удовольствием разглядывает склонившееся к нему лицо мамы, а затем пытается повторить мимику. Уже в 2 недели ребенок начинает высовывать язычок, улыбаться и вытягивать губки трубочкой. Именно сейчас малыш порадует своих родителей первой осознанной улыбкой, которая станет эмоциональным ответом на обращение к нему.
Хотя в первые 12 месяцев жизни малыш слышит окружающие звуки немного приглушенными, однако уже в конце четвертой недели он не только обращает внимание на звуки, но и активно поворачивает голову во все стороны, пытаясь найти их источник.
Но особое внимание малыш обращает на голос мамы, которая легко может успокоить плачущего ребенка, просто заговорив с ним. Он сразу же затихнет и будет прислушиваться к маминому звуку.
Также хорошо малыш различает и эмоциональное состояние мамы. Если она чем-то раздражена или расстроена, ему тоже будет некомфортно, о чем он и даст знать при помощи плача.
Со временем удастся понимать, что именно хочет сказать кроха своим плачем. Голод, холод или жара, мокрые пеленки, усталость или боль – на каждую причину у него свой звук и тембр плача. А к концу первого месяца жизни кроха начинает издавать свои первые звуки – пищит, фыркает, или даже имитирует слоги.
Подробнее о том, когда ребенок начинает разговаривать – читайте здесь.
Для того чтобы новорожденный мог легче подготовиться к осознанным движениям, адаптироваться к окружающим его условиям и подготовиться к осознанным движениям, природа наделила его безусловными рефлексами. Чтобы правильно оценить их развитие, проверку нужно проводить в теплом помещении и на ровной поверхности. Малыш не должен быть голодным, мокрым и усталым.
На первом месяце жизни здоровый ребенок должен обладать следующими рефлексами:
Полезно: Про рефлексы новорожденных.
К концу первой недели каждый, нормально развивающийся малыш, должен иметь некоторые важные навыки. Для того чтобы это заметить, родителям следует не только ухаживать за ребенком, но и постоянно следить за развитием.
Что одномесячный малыш умеет:
Чтобы новорожденный всегда был в спокойном состоянии, при общении с ним не рекомендуется быть нервозным. Начиная с первых дней жизни грудничка нужно часто брать и носить его на руках. Он будет слышать биение родительского сердца, запах материнского молока и успокоится. Поскольку новорожденным нравится качаться, можно покачать его на руках или в детской кроватке.
Обязательно нужно следить за температурой в комнате и влажностью. Кроме того, в ней должна быть комфортная обстановка. Чтобы развивать слух и речь малыша, следует рассказывать ему сказки, стихи и потешки, петь песенки и включать спокойную музыку. Все выполняемые вами действия требуется постоянно комментировать и называть предметы, которые вас окружают. Благодаря этому ребенок начнет пытаться отвечать вам, станет произносить звуки, а также постоянно улыбаться. При разговоре с младенцем нужно всегда иметь отличное настроение.
Тактильные ощущения для грудничка также важны. Необходимо как можно чаще выкладывать его на животик, при этом легкими движениями поглаживая малышу спинку, шейку, ножки и ручки. Расположенные перед ним яркие игрушки будут побуждать его тянуться вперед и совершать новые познания.
На протяжении первого месяца жизни малыш учится вести себя «правильно», что хорошо видно по его крику. Когда он начинает громким криком звать отлучившуюся в другую комнату маму, и она быстро приходит, то кричать уже и не надо.
Не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален, поэтому если грудничок чему-то не научился в 1 месяц жизни, то не стоит расстраиваться. Спустя совсем немного времени он догонит своих сверстников и получит нужные навыки и умения.
prokrohu.ru