Развитие в 5 месяцев ребенка


Развитие ребенка в 5 месяцев

5 месяцев – это своеобразный рубеж в развитии маленького крохи.

Именно сейчас у него начинается период повышенной двигательной активности: он может запросто переворачиваться и даже пытаться доставать интересующие его предметы и игрушки.

С этого момента перед каждой мамочкой помимо остальных задач появляется новая – внимательно следить за всеми телодвижениями ее маленького сокровища.

Пятимесячный младенец несколько отличается и в физическом плане. К этому возрасту у него уже более-менее становятся пропорциональными все части тела, а также уменьшаются их объемы. А вот окружность груди и головы наоборот становится больше на несколько сантиметров.

В 5 месяцев ребенок уже самостоятельно переворачивается на животик и спинку, может даже начинать самостоятельно сидеть с опорой для спинки, а самые активно развивающиеся детки – даже становиться на ножки при поддержке взрослых.

Вес ребенка в 5 месяцев знаменуется значительной прибавкой – не менее 600-700 грамм. Дети этого возраста должны весить не менее 6-8 кг. Любые несоответствия считаются отклонениями от нормы.

Режим кормления и питание ребенка в 5 месяцев

Пятый месяц в жизни каждого малыша знаменуется началом нового этапа – прикорма.

С этого времени ему не просто можно, но и нужно давать разбавленные натуральные соки или тертое яблочко.

Так как зачастую в молоке мамы в этот период значительно снижается уровень содержания железа, то у крохи даже может развиться анемия.

Таким образом, следует особенно ответственно отнестись к выбору продуктов, предназначенных для малыша в столь раннем возрасте.

ВОЗ рекомендует начинать прикорм не ранее четвертого месяца, но и никак не позднее шестого. Поэтому пятый месяц является просто идеальным моментом для начала разнообразного питания маленького человечка.

Кроме того, если малыш начинает отставать от норм развития либо у него меняются показатели крови, значит идеальный момент для начала прикорма уже настал.

Специалисты рекомендуют малышам в 5 месяцев кушать:

1 правильно приготовленные разнообразные пюре из овощей, которые отлично усваиваются и способствуют обогащению маленького организма различными витаминами и полезными для роста и развития веществами,

2 натуральные детские соки всего по несколько капель в день.

Маме следует в этот период внимательно следить за реакцией организма малыша на каждый отдельный продукт, чтобы избежать возможности появления аллергической реакции на «взрослую» еду.

Кроме того, в этот момент мамочке легко определить, готов ли ее малыш к приему новой густой или не очень пищи.

Если он пытается ее выталкивать языком или плохо глотает, то вполне возможно, что начало прикорма преждевременно.

Прикорм малышу дается перед кормлением грудью, а соки – после.

В любом случае, индивидуальный подход и внимательное отношение родителей к потребностям их чада помогут значительно облегчить переход от грудного вскармливания.

Первое время достаточно всего пяти грамм, постепенно за несколько недель увеличивая дозу до 130 - 140 грамм.

Если консистенция стула малыша не меняется, и он не испытывает дискомфорта, то можно смело увеличивать дозу и продолжать кормление новой пищей.

Активные занятия и массаж ребенку в 5 месяцев:

На нашем сайте Вы можете узнать, как правильно заниматься гимнастикой с вашим малышом.

1 разнообразие гимнастических упражнений помогут малышу в дальнейшем увереннее стать на ножки, а также отлично стимулируют его двигательную активность,

2 перекаты специальным гимнастическим мячом помогут избавится от колик и мягко промассажировать спинку и остальные части тела,

3 полезен ежедневный массаж ручек поглаживаниями и кольцевыми растираниями – по 2-3 на каждой,

4 скрещивание ручек крохи на груди и круговые движения ими – по 4-5 на каждую ручку,

5 спинка и ягодицы требуют касаний, поглаживаний и растираний,

6 для массажа ножек идеально подойдут 2-3 поглаживания на каждую ножку и кольцевые растирания и разминания,

7 массаж стоп малыша выполняется простыми поглаживающими движениями.

Следует помнить!

1. Каждый отдельный вид движений (кольцевые растирания и разминания) обязательно чередуется с мягкими поглаживаниями.

2. Во время массажа кожа малыша должна лишь слегка порозоветь.

Зачем нужен детский массаж и как его правильно делать, читайте здесь

Кроха знакомится со своим телом

Пятый месяц жизни ребенка способствует его активному физическому развитию.

Дети в этом возрасте пытаются учиться управлять своим телом, поэтому крайне важно делать специальную гимнастику и массаж, которые существенно помогут малышу справится с его новыми задачами.

Ведь буквально через месяц он уже сможет самостоятельно сидеть или даже ползать.

Маму не должен тревожить факт ощупывания своих половых органов ребенком. Это абсолютно нормально, ведь кроха узнает себя.

Главное – следить, чтобы это занятие на стало для него постоянной фиксацией внимания.

Следует понимать, что малыш может делать это по нескольким причинам – ему что-то доставляет дискомфорт (это вполне может быть раздражение из-за подгузников либо детской косметики) или же крохе просто не хватает ласки и прикосновений со стороны родителей.

Сколько спит ребенок 5 месяцев

Режим дня малыша в пятимесячном возрасте несколько меняется и отличается от предыдущих месяцев жизни.

Ночной сон становится длиннее и может достигать 10 часов, при условии, что ребенка ничего не беспокоит, и он сытый и сухой.

Дневное времяпровождение тоже отличается – теперь кроха значительно дольше бодрствует и активно проводит время, прерываясь на несколько часовой сон всего пару раз в день.

В перерывах между кормлением и сном очень полезно делать гимнастику и массаж, которые самым благоприятным образом будут отражаться на самочувствии и развитии малыша.

Почему в 5 месяцев ребенок плачет?

На самом деле причин для этого может быть не так уж и много, особенно если кроха здоров. Чаще всего у современных детей в возрасте 5 месяцев уже активно начинается период прорезывания молочных зубов.

Признаки прорезывания зубов у малыша:

1 внезапный насморк или повышенная температура,

2 обильное слюноотделение, с которым малыш не в состоянии справиться,

3 если провести пальцем по десне, чувствуется характерное уплотнение - знаменуется появление зубика,

4 в конце концов, возможен жидкий стул.

 Для ребенка в 5 месяцев характерно проявление его эмоций и настроения. Сейчас его чувственная палитра несколько расширилась, и он уже испытывает радость или возбуждение, страх, печаль и веселье.

Звуки, которые он начинает активно издавать в этом возрасте, чаще всего означают какую-либо просьбу для родителей или выражение его недовольства чем-либо происходящим.

В 5 месяцев ребенок уже умеет:

с уверенностью держать головку,

проявляет повышенный интерес к окружающему миру и людям,

внимательно рассматривает предметы и цветные картинки,

пытается повторять за взрослыми простые движения, например, хлопать в ладошки,

ребенок учится повторять взрослую речь, издавая различные звуки, проявляя собственный характер и эмоции,

свободно переворачивается,

уже может хватать предметы сразу двумя ручками и даже трясти погремушки,

во время лежания на животике уже опирается на руки, выпрямляя их.

Малыш в пять месяцев начинает активно проявлять себя и в социальном плане. Легко различает «своих» и «чужих», неохотно идет на руки к малознакомым людям. В этот период ему требуется некоторая адаптация к человеку, чтобы ему довериться.

Для крохи знакомым является только тот человек, который чаще всего с ним проводит время и играется. Кроме того, в этот период малыш все больше времени проводит в вертикальном положении – на руках у взрослых, и заинтересованно изучает новый для него мир.

В этом возрасте очень важно начинать полноценно разговаривать с малышом не сюсюкая. Сейчас он очень активно прислушивается к каждому слову, изучает речь и интонацию.

Мало того, по тону говорящего с ним человека, кроха уже пытается понять настоящее отношение к нему. Следует учитывать, что 5 месячный малыш многое понимает и с интересом наблюдает за происходящим, а значит требует к себе соответственного отношения, ведь в дальнейшем это сильно повлияет на его развитие.

moe1.ru

Развитие ребенка в 5 месяцев

На пятом месяце жизни ваш карапуз становиться очень подвижным. Он не только изучает окружающий его мир, но и себя. Все без исключения предметы привлекают внимание малыша, но просто смотреть не интересно — нужно попробовать, поэтому он все тянет в ротик. И никакой лени! Вы можете гордиться целеустремленностью вашего малыша!

Вес ребенка на 5 месяце жизни увеличивается в среднем на 650-700 г, то есть каждую неделю малыш набирает около 150 г. За этот месяц его вес удвоится в два раза, если сравнивать с весом при рождении. Если при рождении ребенок весил около 3кг, то увеличение массы вдвое может произойти уже в 4 месяца. Но, если ваш малыш родился с большой массой тела (около 4-4,5кг), то увеличение его веса вдвое следует ожидать немного позже — 5,5-6 месяцев.

С каждым месяцем рост маленького человечка постепенно замедляется. И так, к пятому месяцу ребенок вырастает на 13-15 см. У каждого малыша есть индивидуальная программа роста и развития. Одни дети растут быстро, периодично ускоряют темпы, но со временем эти темпы замедляются. Мы взрослые тоже разные — худые, толстые, высокие, низкие. Поэтому оставьте приоритеты оценки правильного развития вашего малыша, то есть, хорошо ли ребенок набирает вес и рост, вашему педиатру, потому что это компетенция специалистов.

Размер «родничка» на головке с каждым месяцем уменьшается, не забывайте, что за ним нужно ухаживать и держать в чистоте.

В этот период все части тела малыша становятся очень гибкими. Одним из любимых упражнений малыша становится «аэроплан» — лежа на животике, карапуз поднимает и тянет головку вверх, ручки разводит в стороны и поднимает вверх ножки, при этом спинка становится ровной или немножко выгибается внутрь. Если вы увидели такую картину, знайте: малыш самостоятельно тренируется. Это прекрасное упражнение, которое укрепляет мышцы шеи и спины. В прошлом месяце малыш изучал свои ножки, разглядывая их, теперь он тянет пальчики ножек себе в ротик и для карапуза это обычное занятие такое интересное и легко выполнимое. Жаль, что нам, взрослым, это не под силу.

Еще одно любимое упражнение ребеночка — «мостик» — упираясь головкой и ступнями ног в опору, он поднимает таз и туловище, и таким образом выгибается в дугу. Не волнуйтесь — это тоже своеобразная гимнастика.

Будьте внимательны — малыш стал лучше переворачиваться с животика на спинку и наоборот. Поэтому, одевая ребенка на прогулку, кладите его перпендикулярно к краю стола или дивана, что бы он не упал, к примеру, когда вы отворачиваетесь на пару секунд, чтобы взять одежду. Именно в этом возрасте детки очень часто получают травмы от ударов во время падения.

Ребенок передвигается по поверхности (диван, манеж, стол, коляска и т. д.) на много лучше, чем в прошлом месяце, при этом его движения совершенствуются. Он настойчиво преодолевает сантиметр за сантиметром с помощью ручек, коленок и стопочек. Обратите на это внимание и не оставляйте малыша в небезопасном относительно падения месте.

Предложив карапузу яркую игрушку с интересным звучанием, вы увидеть — он схватит ее ручками, и будет крепко держать. Если это будет погремушка, то ее звучание вызовет у ребеночка большой интерес. Малыш внимательно изучает данную вами игрушку, рассматривает ее и тут же тянет ее в ротик. Не мешайте этому (если, конечно, у игрушки нет токсичной окраски и острых сторон или углов.)! Таким образом, происходит процесс познания окружающего мира. Одним из самых любимых занятий пятимесячного малыша становится смоктание одеяла, когда вы так стараетесь его укрыть.

В этот период жизнь маленького ребеночка становится очень насыщенной. Период бодрствования после сна увеличивается, поэтому у него есть больше времени для усовершенствования своих движений и знакомства с окружающим миром. Он может долго «разговаривать» на «своем» языке, изучать все ручками, ротиком, глазками, касаниями, различать запахи. Малыш рано просыпается, поэтому уже в 7 часов (а может быть и раньше) он хочет играться, в отличие от вас. Поэтому положите ему в кроватку несколько ярких мягких игрушек — проснувшись утром, малыш поиграется игрушками, а вы сможете немного дольше поспать.

Коляска становится самым любимым средством передвижения малыша. При этом он хочет кататься сидя. Ведь вокруг столько интересного можно увидеть: цветочки, собачки, котики, большие машины, деревья, дома и все то, что вы предложите. Поэтому, старайтесь показывать вашему малышу, что-то новое, интересное. В награду получите счастливую улыбку!

Следует заметить, что на пятом месяце положение сидя есть не желательным для ребенка, особенно если вы заметите, что спинка при этом не ровная, а круглая (выгибается дугой). Но, учитывая желание ребенка все увидеть, можете обеспечить ему полу сидячее положение.

Самым любимым делом малыша становиться общение. Он с таким удовольствием пищит, аукает, складывая губки в трубочку, или вытягивает их в улыбку. Все делается для того, чтобы послушать себя или привлечь ваше внимание. Но самое большое удовольствие малыш получает от общения с вами. Именно теперь вы почувствуете как «ноет» ваша спина от общения с вашим карапузом, когда он хочет видеть мир только с ваших рук. Поэтому желательно приобщать к этим занятиям папу, дедушку, бабушку.

Звуки, которые издает ребенок, не совершенны, в их формировании не берут участие язычок и губки. Если малыш поет «свою» песню, она, как правило, заканчивается на высоких нотах. Любимой игрой остается «развлечение» с вами, когда вы повторяете «его» песню — этот процесс стимулирует к продолжению «беседы». Очень часто слог «да» становится самым любимым в этой «песне» и получается цепочка да-да-да-да… Конечно, малыш произносит их неосознанно, но со временем, ему будет легче произносить эти слоги в новых словах.

В этом возрасте ребенок уже умеет не только фиксировать свой взгляд на предмете, который вы ему показали, но и поворачивать головку и следить за его перемещениями взглядом. Если раньше у ребенка наблюдалось косоглазие, то в этом месяце оно должно исчезнуть. Если вы уверенны, что малыш продолжает «косить» глазками, сообщите об этом вашему педиатру и обязательно проконсультируйтесь у детского окулиста. Мышцы, которые отвечают за движение глаз, можно тренировать и усовершенствовать с помощью ежедневных простых упражнений, повторяя их несколько раз в день. Для этого разместите перед глазками малыша какой-то блестящий предмет на расстоянии 35-40 см и перемещайте его вправо, влево, вверх, вниз. Конечно, вашему сыночку или доченьке такое занятие очень быстро может надоесть, поэтому повторите это тренировочное упражнение несколько позже.

Слух малыша улучшается. Теперь он четко знает направление звука, от куда он поступает. Реакция на услышанный звук у малыша разная: он может смеяться, плакать, содрогаться или вскрикивать. Но самым любимым звуком остается человеческий голос и особенно — ваш! Постоянно разговаривайте с вашим малышом. Называйте ему все предметы, озвучивайте все ваши действия, рассказывайте коротенькие сказки и стишки, пойте песенки.

Вы можете проверить, хорошо ли слышит ваш малыш. Для этого нужно чтобы в комнате была полная тишина. Отойдите от ребенка на 5,5-6 метров и сделайте хлопок ладошками или не очень громким голосом скажите что-нибудь, например, назовите малыша по имени. Когда ребеночек услышит звук, он не только повернет голову в вашу сторону, но постарается найти вас глазками. А теперь сделайте тоже самое, но с противоположной стороны. По окончании упражнения вы можете констатировать, что левое и правое ушко малыша слышат хорошо. Помните: проводить этот тест лучше всего в активный период дня, когда у ребенка хорошее настроение и он спокоен.

Если вы подозреваете, что со слухом малыша не все в порядке, он ослаблен, срочно обратитесь к детскому лор-врачу.

Карапуз очень внимательно вас изучает. Сначала ваши глаза (он следит за их движениями), затем нос, рот, руки и, конечно, же, вашу одежду. Он запоминает все черты вашего лица и для него формируется образ самого дорогого человека в мире — мамы! Если малыш обнаружит ваш халатик или кофточку на другом человеке, будь это бабушка или совсем не знакомая тетя, ему трудно будет понять такое «перевоплощение».

В этом месяце дети уже умеют четко различать «своих» и «чужих». Если ребенок живете с бабушкой и дедушкой в одном доме, то он привыкает к ним, и будет относиться, как к своим родным — маме и папе. Но если же бабушка и дедушка не частые гости в вашем доме, в силу определенных обстоятельств (например, живут в другом городе, и нет возможности часто видеться), малыш занесет их в категорию «незнакомцев» и будет обеспокоено реагировать на их появление. Возможно гостям будет не понятно такое поведение внука или внучки, но вы, для того чтобы успокоить малыша не оставляйте его одного с «незнакомцем».

Посадите ребенка в рюкзачок и берите его с собой по делам (исключением являются места, где много людей – рынки, магазины), знакомьте малыша с окружающим миром и новыми людьми. Кстати, прогулка в рюкзачке не должна превышать более двух часов. У него будет прекрасная возможность увидеть новых людей, понаблюдать за процессом вашего общения, а вы получите много комплиментов относительно маленького создания, похожего именно на вас. Поверьте, для малыша такая прогулка станет настоящим праздником!

«Ой, кто это на меня смотрит?» — подумает малыш, увидев свое отражение в зеркале. Он берет в ручки маленькое зеркальце, обследует его всеми возможными способами, а, увидев, свое отражение замирает на минуту и с интересом его рассматривает, не понимая, кто на него смотрит. Дело в том, что малыш пока не воспринимает «свое» отражение в зеркале, но он получает много впечатлений и в следующий раз постарается рассмотреть свое отражение лучше.

В этот период большое значение имеет правильный подбор игрушек. Купите для малыша кольца разных цветов и размеров, всевозможные погремушки, игрушки, изготовленные из резины. Самыми удобными в использовании остаются пластмассовые и резиновые игрушки, которые легко моются. Для того чтобы ребенок мог дотянуться до игрушки, размещайте ее на расстоянии вытянутой руки, тем самым стимулируйте его желание к ползанию.

Ваш малыш заметно подрос. Каждый день вы с удовольствием наблюдаете за его новыми достижениями, как ребеночек старается ко всему дотянуться, все рассмотреть, попробовать, произнести. Очень важно, чтобы одежда малыша была максимально комфортной, свободной и не ограничивала его движения.

Иногда малыш очень активно двигается и это может стать причиной появления раздражений на тех участках кожи, где она наиболее поддается трению. При этом могут появляться красные пятнышка на спинке, головке и ножках. Там, где находиться наиболее количество потовых желез (под ручками, головка, участки шеи) может появится «потничка» или маленькие красные (розовые) высыпания. Не нужно паниковать по этому поводу. Просто старайтесь придерживаться таких рекомендаций:

  • старайтесь оставлять на ребенке минимум одежды;
  • проверьте, нет ли на ползунках и рубашечке жестких швов, которые могли бы вызвать раздражение;
  • старайтесь не оставлять малыша в подгузнике более чем на 3 часа;
  • убедитесь, что кроватка малыша удобная, простынь мягкая;
  • не злоупотребляйте клеенкой под простыней в кроватке;
  • купайте малыша каждый день несколько раз. Летом можно купать даже три раза в день. Но не забывайте — мыло сушит кожу, поэтому его разрешается использовать 1-2 раза в неделю, 3-4 раза в неделю вы купаете малыша в отварах трав ромашки, череды, сена, хвои, шалфея (в соответствии с назначением врача);
  • после купания ребеночка нужно хорошо вытереть, посушить все складочки и обработать все раздраженные участки детской присыпкой, смягчающим детским маслом или кремом.

Родители пятимесячного ребенка могут заметить, с каким интересом их карапуз изучает свои половые органы. Большинство из вас реагирует на это очень беспокойно. И зря! Потому что половые губы и член это такая же часть тела ребенка как ножка, ручка, ротик. Ребеночек просто изучает еще одну часть своего тела, и она очень интересна для ручек и глазок малыша. Не беспокойтесь, что это «грязно» или «аморально», лучше используйте момент и назовите ему все части тела, которые изучаются. Вы успокоитесь, а малыш, слушая ваш спокойный голос, перейдет к другому занятию.

Навыки и достижения

Физические навыки

  • ребенок набирает в весе 650-700 гр. за месяц, или по 150 г каждую неделю. Вес ребенка, по сравнению, с тем который был при рождении, увеличивается вдвое;
  • в среднем за весь период (с 1-го по 5-й месяц) ребенок вырастает на 13-15 см.

Сенсорно-моторные навыки

  • может сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых;
  • становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки;
  • выгибается и оборачивается, во всех возможных направлениях;
  • ребенку нравиться играть едой с помощью ложки, игрушки, пальчиков или язычком;
  • кроха может держать в руках чашку;
  • свободно оборачивает головку во все стороны;
  • ребенок может садиться самостоятельно, поворачиваясь со спины на бок;
  • вкусовые ощущения усовершенствуются, появляются «любимые» и «не любимые» блюда и прикормы.

Интеллектуальные навыки

  • кроха выговаривает несколько согласных (б, д, м, к) и гласных (а, е, и, ы) звуков, пробует объединить их в слоги;
  • находясь в новом помещении, рассматривает новую обстановку, оглядывается;
  • малыш глядя в зеркало, может отличить себя от других людей;
  • проявляет интерес к разным предметам, хочет их хватать, держать, трясти, и, обязательно, «пробовать» на вкус;
  • ребенку нравиться наблюдать за предметом, который падает с высоты;
  • стремиться имитировать движения, которые видит и звуки, которые слышит;
  • радость подтверждает эмоциями – визжит, смеется, гукает, пищит.

Социальные навыки

  • ребенку нравиться играться во время еды и повторять мимику взрослых;
  • гукает и улыбается, чтобы привлечь к себе внимание и начать игру;
  • малыш возмущенно кричит, если вы отбираете у него игрушку;
  • хорошо знает родителей, к чужим людям относится с недоверием, особенно к женщинам.

Режим дня

Режим дня малыша на пятом месяце должен быть в следующей последовательности: сон — кормление — активный период — сон и т.д.

Период бодрствования малыша после каждого кормления составляет около 2 часов, перед ночным сном этот период можно сократить до одного часа.

Режим дня ребенка относительно дневного сна не изменился. Он по-прежнему спит один раз утром после завтрака и два раза после обеда. Ночной сон малыша становиться более длительным (10-11 часов), глубоким и беспрерывным. Укладывать спать ребенка лучше в соответствии с его биоритмами, стараясь придерживаться режима дня.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21°С. Комнату, как и раньше, проветривайте 4-5 раз в день, с использованием сквозного проветривания. Летом необходимо постоянно держать открытой форточку.

Прогулки с ребенком проводите два раза в день при температуре воздуха от +30°С до -10°С. Во время прогулок ребенок должен быть защищен от ветра. Летом длительность прогулок составляет 2-2,5 часа, а зимой — по 2 часа. Для малыша очень полезен сон на свежем воздухе.

Малышу необходимо, чтобы родители с ним были внимательными, ласковыми, много и долго с ним разговаривали (при этом слова нужно называть правильно), пели песенку. Некоторым деткам, нравиться слушать спокойную негромкую музыку — колыбельные, детские песенки. Мелодия должна быть легкой. Рассказывайте вашему малышу детские стишки и сказки, а также старайтесь озвучивать все ваши действия (во время кормления, купания, одевания) — малыш почувствует вашу заботу и внимание.

Старайтесь с пользой для ребенка проводить то время, когда он не спит. Делайте массаж, гимнастику, упражнения, которые стимулируют к ползанию, учите малыша переворачиваться. Берите вашего карапуза на руки, когда нужно его покормить, или для занятий массажем и гимнастикой. Конечно, если ребенок плачет, постарайтесь не только установить, но и устранить причину, которая его расстроила. Но, если малыш не голоден, не уписался, он здоров и не хочет пить или спать, значит это обычные капризы, уступать которым не рекомендуется.

Купать ребеночка нужно каждый день, лучше всего вечером. Температура воды 36°С, длительность ванны 7-8 минут. После купания малыша облейте водой прохладней на один градус — 35°С. Затем тщательно высушите тельце пеленкой, при этом обращайте внимание на состояние складочек на коже.

Кроме гигиеничных ванн, каждое утро, проводите туалет носика, глазок, ушек. Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

В этом возрасте расширяется комплекс массажа и гимнастики, которые чередуются с воздушными ваннами и водными обтираниями. В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения:

  • движения руками с обниманием тела;
  • сгибание и разгибание ног вместе;
  • поворот со спины на живот за правую руку;
  • массаж спины;
  • массаж живота;
  • поворот со спины на живот за левую руку

Питание ребенка

Если ребенок находиться на искусственном вскармливании, то на пятом месяце при необходимости можно вводить в дневной рацион малыша первый прикорм (если на четвертом месяце вы не вводили в меню малыша фруктовый сок или фруктовое пюре). Для этого проконсультируйтесь с вашим педиатром, пусть он определит степень развития малыша (физические показания — вес, рост ребенка) и порекомендует, как правильно выбрать первый прикорм для вашего ребенка. В возрасте пяти месяцев первым прикормом может быть каша или овощное пюре. Если вы в прошлом месяце ввели соки в рацион ребенка, то в пятом месяце этот ассортимент можно расширить (при обязательном условии — нормальная реакция организма ребенка на новый продукт). Хотелось бы заметить, что соки не являются продуктом докорма или прикорма ребенка — это корректирующие добавки, которые вводятся в рацион малыша с целью обеспечить организм ребенка необходимым набором витаминов и минеральных веществ, потребность в которых для детского организма увеличивается с каждым месяцем.

Более подробно о прикорме, докорме и корректирующих добавках вы можете прочитать в статьях «Корректирующие добавки», «Введение прикорма при грудном вскармливании» и «Докорм при грудном вскармливании».

Часы кормления для ребенка до введения прикорма следующие: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30. Ребенок кушает 6 раз в сутки через 3-3,5 часа (все зависит от аппетита малыша), период между кормлениями ночью около 6-6,5 часов. То есть режим питания малыша такой же, как в прошлом месяце.

Если вы уже ввели в дневной рацион малыша прикорм, то время кормлений изменится следующим образом: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00. То есть ребенок будет кушать пять раз в сутки и ночной интервал между кормлениями увеличиться до 8 часов. Первое кормление будет сразу после сна.

Примерная схема вскармливания ребенка на пятом месяце жизни ребенка предоставлена в таблице.

Часы Меню Объем еды на одно кормление, мл
6.00 Грудное молоко или смесь 200
10.00 Овощное пюре 200
Сок фруктовый 25
13.00 Фруктовый сок 25
14.00 Грудное молоко или смесь 200
Фруктовое пюре 25
18.00 Грудное молоко или смесь 200
22.00 Грудное молоко или смесь 200
Page 2

По окончанию этого месяца вы отпразднуете первый юбилей вашего малыша — полгодика. Ребеночек очень изменился за это время. Вы подружились, понимаете, друг друга, знаете его вкусы, что именно он хочет в этот момент, какое у него настроение.

На шестом месяце вес ребенка увеличивается в среднем на 600-650 г, то есть каждую неделю малыш набирает по 140 г.

Ребенок больше двигается, чем в прошлом месяце. Никто не может научить ребенка ползать на полу, пока он сам не поймет какие движении ручками и ножками нужно делать. В своем стремлении к ползанию, малыш руководствуется безусловным интересом: быстрее самому доползти к интересной игрушке, чем думать какими же звуками объяснить маме дать ему эту самую игрушку или предмет. Как правило, в этом месяце малыши начинают ползать. Самая любимая методика ползания у деток — это ползание «на животе».

Малышу, в возрасте шести месяцев, все еще сложно ползать классическим способом, с помощью вытянутых ручек и коленок. Но некоторые детки могут использовать и этот способ. В основном сначала, получается, ползти назад — «рачком». Но, есть уникальные детки, которые умеют ползать своим уникальным способом — «колобком». Они просто переворачиваются со спины на животик, потом с животика на спинку через другую сторону — и так через всю комнату. Это занятие для малыша становиться любимым видом спорта. Не мешайте! Может перед вами будущий гимнаст или гимнастка! Кроме того, это своего рода прекрасный массаж.

К концу шестого месяца большинство деток могут самостоятельно, полноценно сидеть. «Полноценно» — это когда ребенок сидит с ровной спинкой без прогибания туловища в сторону или вперед. Но, дорогие родители, не пробуйте выровнять спинку ребенка самостоятельно. Если она остается круглой, значит, время сидеть, пока еще не пришло. Не волнуйтесь, у всех деток по-разному. Одни малыши готовы садиться уже в 5,5 месяцев, другие ближе к 7 месяцам. Если в возрасте 7 месяцев спинка ребенка остается круглой и по-прежнему не может сидеть без поддержки, следует обратиться к врачу-педиатру. Причиной этого может быть снижение тонуса мышц спины, например, в связи с рахитом, или же с заболеванием нервной системы. Если с рождения ребенок отстает в психомоторном развитии, то навыки сидеть у него тоже появятся позже.

Очень часто в возрасте 6 месяцев у деток появляется желание «ходить». Конечно с вашей помощью. Счастливые родители с гордостью сообщают об этом достижении. Но, обратите внимание, как в коленках выгибаются ножки, стопочки тоже выворачиваются наружу и это есть не правильным в формировании будущих навыков ходьбы. Более того, иногда такая «ходьба» может задерживать или искажать появление нормальной, хорошей ходьбы. Дело в том, что мышцы гомилок, бедер и тазового пояса еще не полноценно развиты, для того чтобы обеспечить правильную технику ходьбы. В этом возрасте рекомендуются «прыжки» и «танцы», к которым малыш может проявить желание. Такие занятия не только улучшат настроение ребенка, но и будут тренировать все группы мышц, которые берут участие в ходьбе. Поэтому, обязательно включите эти упражнения в ежедневный комплекс гимнастики малыша.

Можно использовать «ходунки». Беря во внимание, что малыш может передвигаться, ползая или с помощью «ходунков», нужно следить за безопасностью. Это касается розеток, горячих нагревательных приборов, цветов на высоких подставках и т.д. Желательно выделить отдельную комнату для малыша, если такой возможности нет, сделайте в данной комнате временные преграды. Особое внимание следует обратить на ступеньки. Помните, что они очень привлекают внимание ребенка.

Поскольку, ребеночек уже может передвигаться в «ходунках», разместите на безопасный уровень все острые, дорогие, мелкие и стеклянные предметы. Спрячьте все лекарственные препараты! Очень жаль, что именно в этом возрасте детский интерес приводит к тяжелым химическим ожогам и медикаментозным отравлениям.

В этом возрасте ребенок интуитивно или поверхностно начинает понимать разные эмоции. Помните, что высокие тона ваших реплик и ссоры между взрослыми, не только настораживают, пугают, но и раздражают вашего малыша. Ребенок получает общее впечатление об эмоциональности общения родных через выражение их лиц, громкости разговора, интонации.

Именно сейчас малыш самым лучшим образом проявляет всю гумму своего настроения. Вы редко когда сможете объяснить, почему ваша доченька или сыночек, только что улыбалась, а теперь стала очень серьезной. Дело в том, что малыш научился переключаться с одного предмета на другой, при этом каждое новое впечатление проявляется новой эмоцией. Диапазон новых навыков расширяется с каждой неделей. И, теперь вы уверенно можете рассказывать своим подругам, у которых есть малыши такого же возраста как у вас, какой умный ваш ребенок и сколько всего нового он умеет делать.

В шестимесячном возрасте малыш начинает формировать свой пассивный словарик. Все предметы, которые вы называете, он запоминает и, со временем, при назывании их в слух, малыш будет смотреть именно на эти вещи.

Ребеночек и дальше продолжает изучать ваше лицо. Его маленькие пальчики прикасаются к вашим глазам, носу, рту… Малыш начинает понимать, что он и вы — это два разных человека: если себя дергать за волосы, то становится больно, а если маму, даже если сильно, почему-то не болит!

С 6-месячным малышом нужно как можно больше разговаривать — во время кормления, купания, одевания, чтобы малыш чувствовал ваше внимание и заботу. Укладывая ребенка спать, пойте ему колыбельные песни. Предлагайте малышу слушать разнообразные музыкальные произведения — тихую спокойную музыку. Называйте ребенка по имени и при этом отходите от него на разные расстояния.

Не все дети к 6 месяцам начинают сидеть, и в этом нет ничего страшного — каждый ребенок развивается индивидуально. Не обкладывайте вашего малыша подушками, потому что этими действиями вы не поможете ему быстрее присесть, а наоборот ограничите его двигательную активность, а пассивное положение ребенка без движений будет негативно отражаться на его развитии.

Большинство родителей пытаются подытожить этот период и сделать выводы, о том, что ребенок должен быстрее «пойти», потому что начал сидеть чуть ли не в 5 месяцев, хорошо прыгает, ползает и т.д. Не стоит! «Раньше» или «позже», об этом вам не скажет ни одна книжка. Все зависит только от вас!

Самым любимым занятием карапуза есть игра, обязательно с вашим участием. Он постоянно стремиться к общению: движениями, звуками, взглядом. Если вы от него отвернетесь или будете уделять внимание экрану телевизора, он очень расстроиться.

В этот период рекомендуются такие игрушки как кольца разных цветов и размеров, погремушки с ручками, погремушки-подвески, резиновые игрушки, «грызунчики» сс охлаждающим гелем.

В возрасте 6 месяцев, вы должны посетить детскую поликлинику для проведения вашему малышу 3-й профилактической прививки. Вы можете задать вопросы врачу по поводу массы ребенка, роста, соответствия навыков малыша его возрасту, необходимости осмотра его другими специалистами.

После того как врач оценит состояние здоровья ребенка, можно обговорить дату проведения третей иммунизации вакциной АКДС и против полиомиелита.

Именно на шестом месяце у большинства малышей начинают прорезаться первые зубки. Помните, что точного времени появления первого зубчика нет. У всех деток по-разному. Для кого-то этот процесс начинается в 4 месяца, у других — в 9-10 месяцев. Этот срок зависит от наследственной склонности ребенка. Спросите у родителей, когда у вас появился первый зубчик, у мужа, у родственников.

Напомним, что сроки появления зубов не влияют на их последовательность. У большинства детей их порядок остается одинаковым. Первыми появляются 2 нижних средних резца, следующими — 4 верхних резца, а потом 2 нижних боковых резца. Первые 8 передних зубов. Прорезание зубчиков длительный процесс и детский организм за долго до появления зубов (за 3-4 месяца) начинает реагировать на изменения. Поэтому, наберитесь терпения на 2-2,5 года. За это время у малыша должно появиться целых 20 зубов.

Общие признаки прорезания зубчиков, характерные для многих детей:

  • повышенная температура тела (до 37-38 грудусов по Цельсию);
  • увеличение выделения слюны;
  • отказ от еды;
  • жидкий стул;
  • сосание нижней губки.

На сегодняшний день есть много способов, с помощью которых вы можете облегчить появление зубов. Вот некоторые из них:

  • специальные резиновые игрушки — «грызунчики», которые наполняются холодной водой из холодильника, но не с морозильной камеры. Холод снимет раздражение и устранит боль на деснах;
  • в аптеке можно приобрести препараты, в которые содержат вещества местной анестезии. Использование таких препаратов уменьшает чувствительность десны в том месте, где прорезывается зубчик.

Навыки и достижения

Физические навыки:

  • ребенок набирает в весе 600 — 650 гр. за месяц, или по 140 г каждую неделю;
  • в среднем за весь период (с 1-го по 6-й месяц) ребенок вырастает на 15–16 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • может сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых;
  • становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки;
  • выгибается и оборачивается, во всех возможных направлениях;
  • ребенку нравиться играть едой с помощью ложки, игрушки, пальчиков или язычком;
  • кроха может держать в руках чашку;
  • свободно оборачивает головку во все стороны;
  • ребенок может садиться самостоятельно, поворачиваясь со спины на бок;
  • вкусовые ощущения усовершенствуются, появляются «любимые» и «не любимые» блюда и прикормы.

Интеллектуальные навыки:

  • ребенок не только смотрит на два разных предмета — он может их сравнивать;
  • у ребенка есть разные эмоции, может быстро менять настроение;
  • любит наблюдать за предметом, который двигается (машина, мячик, человек);
  • увеличивается количество звуков, «удачных» по произношению, а также объединение их в слоги.

Социальные навыки:

  • малыш смеется и «хихикает», если ему, что-то нравиться;
  • эмоционально проявляет удовлетворение или неудовлетворение чем-либо;
  • улыбается, когда видит свое отображение в зеркале;
  • беспокоится, если рядом находиться чужой, незнакомый человек;
  • ребенок оборачивается на голос, когда слышит свое имя;
  • перестает плакать, прислушивается или подпевает, когда слышит музыку.

Режим дня

Режим дня ребенка в этом месяце остается таким как в предыдущем месяце: сон-кормление-активный период-сон и т.д. Днем малыш спит 3-4 раза по 1,5-2 часа, при этом дневной сон обязательно должен быть на свежем воздухе. Ночной сон длится около 10,5-11 часов.

Ребенок к шести месяцам больше бодрствует — около двух часов после дневных кормлений, и час — после последнего. С каждым днем он становится все активнее. В это время с ним нужно играть, гулять на улице, делать массаж и гимнастику.

Ваш малыш начинает обращать больше внимания на игрушки и конечно же хочет чтобы вы общались с ним — это для него очень важно. Пробуйте оставлять малыша одного в окружении игрушек на некоторое время.

Во время, когда малыш не спит, занимайтесь с ним массажем, гимнастикой, учите ползать, переворачиваться, дотягиваться до игрушки и просто играйте, чередуя разные игрушки по цвету, форме, звучанию.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21-20 °С. Систематично проветривайте комнату, с использованием сквозного проветривания. Летом держите форточку постоянно открытой можно прикрывать ее только на ночь.

Гуляйте с ребенком на улице два раза в день при температуре воздуха от +30 °С до -12 °С. Летом по 2,5-3 часа и зимой — по 2 часа в день. Не оставляйте малыша на улице без присмотра.

Купать ребенка все еще необходимо каждый день. Температура воды 35- 35,5 °С, длительность ванны 8-9 минут. После купания ребенка нужно облить водой, температура которой 34- 35 °С. Кроме гигиенических ванн, каждое утро умывайте лицо малыша и чистите носик и ушки.

Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

Продолжайте заниматься гимнастикой и массажем. В комплекс массажа и гимнастики входят такие упражнения как движения руками с обниманием тела, сгибание и разгибание ног вместе, поворот со спины на живот за правую руку, массаж спины, «ширяние» в положении на животе, массаж живота, сгибание и разгибание рук попеременно, поворот со спины на живот за левую руку, упражнения, стимулирующие к ползанью. Этот комплекс следует проводить каждый день на протяжении 10 минут, с повторением каждого упражнения по 5 -7 раз.

Питание ребенка

С введеним прикорма в дневной рацион ребенка часы кормлений распределяются следующим образом: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00. — пятиразовое питание с периодами в четыре часа, интервал между ночными кормлениями — 8 часов.

В этом возрасте нужно продолжать кормление грудью или молочной высокоадаптированной смесью. Ассортимент фруктовых соков и фруктовых пюре увеличивается. Возьмите себе за правило — не совмещать разные соки и пюре в один день. Сегодня даете яблочный сок, завтра — банановое пюре, послезавтра — сливовый сок и т.д. Это делается, для того чтобы, во-первых: избежать дополнительной нагрузки на желудочек малыша и, во-вторых: определить реакцию организма на новый продукт.

На шестом месяце одно кормление полностью заменяется прикормом — овощным пюре или кашей (в соответствии с рекомендациями вашего педиатра о введении прикорма при грудном вскармливании). В этом месяце в питание ребенка нужно ввести яичный желток (куриный). Для этого варят вкрутую яйцо (не менее 15 минут), достают желток и растирают его с материнским молоком или со смесью, дают ребенку перед кормлением. Рекомендуется добавлять желток в овощное пюре, для того чтобы блюдо прикорма (овощное пюре) стало более рациональным, а витамины, которые находятся в желтке, лучше усваивались. В рацион малыша яичный куриный желток вводят в количестве 1/4 желтка и постепенно доводят порцию до 1/2 желтка. Желток не вводят в рацион детей с аллергичными заболеваниями.

Новый продукт или блюдо нужно давать маленькому ребенку небольшими порциями, чтобы у малыша была возможность распробовать еду, которую вы ему приготовили, и привыкнуть к ее вкусу. Особенно если до этого он знал только вкус маминого молочка!

Примерная схема вскармливания ребенка на 6 месяце жизни предоставлена в таблице.

Часы Меню Объем еды на одно кормление, мл
6.00 Грудное молоко или смесь 200
10.00 Овощное пюре 200
Яичный желток 1/2
14.00 Грудное молоко или смесь 200
Пюре фруктовое 30
18.00 10% молочная каша 200
Сок фруктовый 30
22.00 Грудное молоко или смесь 200

Если малыш каждый месяц много набирает в массе, подкорректируйте его дневной рацион: количество овощного пюре и сырых фруктов увеличьте, и сократите объем высококалорийных блюд (молочные каши). Но если ребенок каждый месяц не добирает в массе около 300-400 г, то в его дневное меню можно добавить сливочное и подсолнечное масло, подобрать калорийную кашку и готовить пюре из разных овощей.

Выражение «Когда я ем, я — глух и нем» не о вашем малыше в этом возрасте. Дело в том, что принятие еды становиться самой приятной игрой карапуза. Если у вас есть время, достаточный объем еды и относительно чистая одежда малыша, хоть иногда организовывайте ему такую игру. Вы увидите — с каким удовольствием ребенок тестирует все то, что есть на тарелке! Сначала одним пальчиком, потом пятью, а затем и ротиком.

Малышу (а, возможно, и вам) эта игра принесет много радости и новых открытий: оказывается, овощное пюре прекрасно растирается по столу, а чай или сок, почему-то оставляет мокрый след на столе или целую лужу. Для вашего карапуза это просто захватывающе занятие!

ladushki.info

Развитие ребенка в 5 месяцев

Сейчас ваши сын или дочка весят уже вдвое упитаннее, чем при рождении и выросли более, чем на 10 сантиметров. Узнать достаточно ли ваш малыш вырос и набрал в весе помогут соответствующие таблицы и видеоматериалы, которые можно найти на различных сайтах, посвящённых здоровью и развитию детей. Однако не стоит забывать, что подобная таблица может показать насколько должен вырасти и каким должен быть среднестатистический здоровый ребёнок.

Молодых мам должны успокоить словами доктора Комаровского о том, что ваш, конкретно ваш ребёнок, по большому счёту, никому и ничего не должен. Не следует принимать как догму какие бы то и было нормы. Нормы — разные и их диапазон очень большой.

Каковы всё же основные достижения пятимесячного ребёнка и чего следует избегать?

К пяти месяцам мышцы малыша ещё более окрепли в сравнении с трёхмесячным возрастом и теперь он уже подолгу лежит на животе, свободно приподнимается на локтях и с интересом рассматривает интересующие его предметы, игрушки и даже пытается тянуть руки к ним. В три месяца он мог лишь повернуться на бочок и с трудом — на животик. Сейчас же малыш уже свободно переворачивается на животик, обратно на спинку и даже пробует ползать на животике. При этом многим детям проще ползти назад, толкаясь руками.

Сидеть или не сидеть?

Именно в возрасте пяти месяцев малыш пытается сесть. Если дать ему ухватиться за что-нибудь, то он может подтянуться и сесть. Однако усаживать его помимо его воли, а тем более надолго пока ещё не стоит. Можно прислонить его к опоре из подушек или усадить в специальное детское кресло, но пока на очень короткое время. Сидячее положение открывает ребёнку большие возможности для игр и развития. Поэтому многие родители пытаются ускорить развитие своего малыша, усаживая его в ходунки или прыгунки. Позвоночник и мышцы спины ребёнка сейчас значительно крепче, чем раньше, но увлекаться сидением в 5 месяцев не стоит.

Известный педиатр доктор Комаровский в одной из своих видео-передач говорит: «Сидеть маленькому ребёнку не полезно. Чем позже произойдёт вертикальная нагрузка на позвоночник, тем ровнее спинка, тем крепче ножки, тем лучше.»

Находясь в ходунках или прыгунках длительное время малыш, конечно, учится передвигаться в вертикальном положении, одновременно у него развивается мускулатура ног. Плохо в этой ситуации, кроме преждевременной нагрузки на позвоночник то, что такая важная ступень развития ребёнка, как ползание практически выпадает и развитие мышц рук, которое должно происходить как раз при ползании, приостанавливается.

Многие видео-уроки и статьи расскажут вам о том, что лучше малыша в этом возрасте стимулировать именно в ползанию. Малыш с интересом изучает погремушки и может подолгу трясти их, внимательно вслушиваясь в звук, который она издаёт. Если игрушка упадёт, он будет стараться найти её взглядом. Хорошо всячески поощрять попытки крохи к ползанию. Можно посмотреть видео как это лучше сделать. Перед малышом можно положить две или три его любимые игрушки так, чтобы он их почти мог достать. Если при этом дать маленьким ножкам опору, то барахтания малыша вполне способны привести к успеху и он, пусть не с первой попытки, но доберётся до интересующих его вещей.

Прекрасным подспорьем в укреплении мышц малыша и стимулировании его двигательной активности могут стать массаж и специальная гимнастика. Лучше, если сеансы массажа будет проводить специалист. Однако в сети интернет достаточно видео-уроков несложного массажа для малышей, который можно проводить и дома.

Количество кормлений уже можно уменьшить с шести до пяти с промежутком между ними в 4 часа. Теперь же можно вводить и первый прикорм. Малыш уже может захватывать и переваривать более густую пищу, чем материнское молоко.

Психическое развитие крохи также не стоит на месте.

Режим дня малыша заметно изменился. Теперь он спит меньше, по 14-16 часов в сутки, засыпая примерно в одно и то же время. Обычно его сон длится около десяти часов ночью и два или три раза по паре часов днём.

В пять месяцев малыш учится делить мир на своих, тех кто относится к его кругу и заслуживает доверия и тех, кто в этом кругу чужой. Теперь ему уже не всё равно кто находится рядом с ним и уж тем более не всё равно кто берёт его на руки. Он с не доверяет малознакомым и пойдёт на руки далеко не ко всякому. Каждый незнакомец вызывает у малыша напряжение до тех пор, пока он хоть немного не привыкнет к нему. Причём будет лучше, если знакомство произойдёт когда малыш сидит на руках у матери. И не стоит заставлять его быть сколько-нибудь любезным с незнакомцем раньше времени. Малыш сам начнёт общаться как только рассмотрит, потрогает и убедится в безопасности пришедшего в гости.

Мамам следует предупредить о том, чтобы гости или даже родные, но малознакомые люди не стремились брать малыша на руки. Особенно в те моменты, когда мамы нет рядом. Такие действия постороннего человека могут спровоцировать у малыша настоящую истерику, которую трудно будет унять.

Когда малыш в настроении, он сам может провоцировать окружающих на контакт. Кроха может начать гулить и ворковать, а если не добьётся ответной реакции, то очень расстроится и начнёт обиженно плакать.

К концу пятого месяца жизни у ребёнка почти сформирована связь глаз/рука и он уже довольно уверенно протягивает ручку и достаёт интересующий его предмет или игрушку, посмотрев на неё. Малыш с каждым днём становится всё самостоятельнее и уже вполне может некоторое время занимать себя сам, изучая понравившуюся игрушку. При этом он сам выбирает, что именно хочет взять в этот момент и это свидетельствует о формировании ещё одного важного навыка — умении концентрировать внимание и выбирать.

В этом возрасте ребёнок уже чётко удерживает в памяти привычные образы. Самый близкий пример — мама, которую малыш чаще всего видит с одной и той же причёской и в одной и той же домашней одежде. Стоит ей уложить волосы по другому и надеть, к примеру, вечернее платье, и настороженная реакция малыша не заставит себя ждать. Некоторое время он будет ощупывать маму, прислушиваться, приглядываться и даже принюхиваться к ней.

Ещё одно важное умение, которое оформилось и совершенствуется в 5 месяцев — хватание. Малыш может схватить, притянуть к себе, качать, толкать, крутить и опускать интересующие его предметы. Одним из любимых занятий может стать бросание игрушек. Ребёнок может несколько раз подряд с завидным упрямством бросать на пол игрушку, которую подбирает и подаёт ему кто-то из взрослых. Причина может быть в том, что ему нравится звук, с которым она падает на пол или же сейчас ему хочется именно бросать. Следует набраться терпения — бросая предметы, малыш учится сжимать и разжимать пальчики, выпуская предметы из руки, пусть тренируется.

В конце следует сказать, что зацикливаться на любых перечнях того, что ребёнок должен уметь в 5 месяцев не стоит. Если вдруг ваш малыш не умеет делать чего-то, что уже умеют некоторые его ровесники, паниковать и мчаться к врачу не стоит.

Поищите в сети видео доктора Комаровского. Он очень часто говорит о том, что если врачи не обнаружили у ребёнка никаких серьёзных болезней: неврологических или опорно-двигательного аппарата, то ребёнок обязательно сядет, обязательно встанет, поползёт, пойдёт, всё это произойдёт само по себе.

rebenokrazvit.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]