«Как научить ребенка говорить Р? Даст ли эффект проведение дома артикуляционной гимнастики для звука Р? Что делать, если ребенок никак не может научиться говорить этот звук, хотя другие звуки давно уже произносит правильно?», — эти вопросы волнуют многих мам и бабушек. Хорошо, если рядом есть логопед. А если логопеда нет, то что же – так и оставаться человеку картавым на всю жизнь??? Выход из ситуации есть! Помочь ребенку научиться выговаривать звук Р могут родители. Главное – использовать правильные и эффективные способы помощи ребенку.
Многие мамы и бабушки, а также педагоги, не имеющие специального логопедического образования, успешно помогли своим детям научиться выговаривать Р, используя методику обучения, разработанную в отечественной методике развития речи. Эта методика многократно использовалась и мной, и теми моими знакомыми и друзьями, которым я рассказывала о ней. И всегда давала хороший результат.
Вот как я это делаю.
Перед началом занятий — мамам на заметку:
Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки речевого аппарата к произнесению звука Р. Артикуляционная гимнастика поможет придать языку гибкость, подвижность, научит правильной подаче струи воздуха и заложит основы для дальнейшего правильного произнесения звука Р.
Первый этап состоит из 3 игр-занятий. Максимальная длительность каждого занятия 10 минут.
1. «Цоканье». Предложите ребенку отправиться вместе с Вами в путешествие. Но необычное – на конях!!! Мы щелкаем языком, подражая цоканью копыт (т.е. происходит поочередное присасывание и отрыв языка от твердого нёба). Можно устроить соревнование – кто громче цокает или чей конь быстрее скачет (пробуем освоить быстрый темп цоканья).
2. «Индюк». На конях мы прискакали на птичий двор. Какие домашние птицы там живут? (Выслушайте предположения ребенка). На нашем птичьем дворе живут курицы, утки, гуси а еще – индюки!!! Которые говорят вот так!!! (даём образец выполнения артикуляционного упражнения – быстрое выбрасывание языка между зубами и губами наружу – получается звук похожий на «бл-бл-бл»). А ты так сможешь? (Ребенок пробует подражать индюку).
Если ребенку трудно выполнить упражнение, то предложите ему приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и делать движения широким передним краем языка по верхней губе – вверх – вниз (погладить верхнюю губу). Нужно стараться не отрывать язык от губы. Также следите, чтобы язык «облизывал» верхнюю губу, а не делал движения из стороны в сторону. Сначала выполняются медленные движения, потом темп постепенно убыстряется и добавляется голос, пока не послышится разговор индюка – блблбл.
3. «Прыжки». Для проведения этого упражнения руки ребенка должны быть чистыми. Вам понадобится зеркало. Какой сердитый индюк!!! Лучше зайдем в дом! А в доме живёт. Догадался кто? (заинтриговать ребенка, выслушать его предположения). В нём живёт Весёлый Язычок! И его домик называется – рот! Он очень любит… прыгать!!! И прыгает он до потолка! Посмотри в зеркало и открой ротик. Найди, где в доме Язычка пол, а где потолок (ребенок находит нёбо-потолок). А на потолке есть бугорки внутри рта за зубами. Попробуй пальчиком их найти (ребенок пальчиком находит альвеолы за зубами, термин «альвеолы» ребенку не говорится). Многим детям нравится, когда альвеолы-бугорки называют «диванчики на потолке», и они смеются тому, как необычно устроен дом Язычка – даже мебель у него не на полу, а на потолке!!! А теперь Веселый Язычок начинает прыгать от пола до «диванчиков на потолке» т.е. щелкать по альвеолам. Обратите внимание – язык должен быть именно на бугорках – «диванчиках», а не за зубами.
4. Дыхательное упражнение «Буря». Пока мы путешествовали, поднялась очень сильная буря. Поставь язычок вверх на бугорки – диванчики (т.е. на альвеолы) и сильно подуй как ветер. Вот так. Взрослый показывает упражнение - резко дует на ватку или лепесток цветка или тонкую бумажку (заранее их приготовьте), губы в улыбке!!! (получается дрожание языка и глухой звук похожий на ТРРРР). Образец звука даёт взрослый, ребенку пока достаточно просто дуть на ватку и пробовать. При этом чем сильнее выдыхаемая струя, тем дальше улетит ватка или другой предмет. Попробуйте устроить соревнование на дальность полёта – это весело и всегда нравится детям!!! Главное в этом упражнении – попробовать добиться дрожания кончика языка у альвеол. Если у ребенка получается шипение – значит язык «убегает» с бугорков, надо его вернуть на место.
Советы по первому занятию:
В начале второго занятия мы повторяем упражнения артикуляционной гимнастики для звука Р первого занятия в течение 4-5 минут ( в виде сказочной истории с новым сюжетом, чтобы это было интересно ребенку) и добавляем к ним новые упражнения (5-7 минут).
Новые артикуляционные упражнения для постановки звука р:
1.Упражнение «Кучер». Быстро скачет наша лошадка. Как её остановить? Ты знаешь, кто такой кучер? Как он останавливает лошадь? Он говорит «тпр». Попробуешь остановить лошадку? При произношении губного р губы вибрируют, звук получается глухим.
2.Упражнение «Блинчик». Кучер проголодался. Давай его угостим блинчиком.
Маме на заметку: Произношение звука Р требует, чтобы передний край языка был широким. Но многие детям это трудно сделать, их язык всегда узкий. Для того, чтобы помочь ребенку научиться делать язык широким и служит это упражнение.
Взрослый показывает перед зеркалом, как широкий язычок лежит на нижней губе. «Сделай язычок блинчиком, пусть он лежит на тарелке».
Если всё равно ребенку трудно выполнить упражнение, то тогда взрослый предлагает положить язык на нижнюю губу и пошлёпать язычок губами, чтобы он стал ровным. При этом получается звук «пя-пя-пя», и язык ребенка без всяких усилий становится широким. Во время всего упражнения язык спокойно лежит на нижней губе. Вот какой блинчик, теперь он готов. Давай его положим на тарелку. Ребенок кладет широкий язык на нижнюю губу.
Мамам на заметку: иногда это упражнение называют «накажи язычок», но лично мне такое название не нравится, и я его никогда не использую – зачем же наказывать язычок, который так старается и так трудится. Лучше угостить его вкусным блинчиком J!
3.Упражнение «Любопытный язычок». Устал язычок и решил в свой домик – рот – спрятаться. Покажи еще раз, какой язычок стал широкий. И теперь широкий язычок медленно подними вверх и отодвинь за зубы в глубь рта (широкий язык поставить за зубы на альвеолы – «бугорки»). Отдохнул язычок в домике и снова решил выглянуть из домика. Ребенок снова плавно выводит широкий язык на верхнюю губу. Мимо собака бежала, испугался язычок и спрятался снова в дом (медленно убираем широкий язык за зубы). Убежала собака, язычок вышел из домика – плавно выводим широкий язык на верхнюю губу.
При выполнении этого упражнения губы должны быть в улыбке. Просто попросите ребенка улыбаться Вам и веселому язычку!
4. Упражнение «Барабанщик». Любит наш язычок играть в прятки, а еще он любит барабанить. Предложите ребенку побарабанить кончиком языка за верхними зубами по альвеолам со звуком д (д-д-д…). При этом губы в улыбке, а широкий передний край языка находится за верхними зубами. Нижняя челюсть неподвижна.
Давай проверим, громко ли барабанит наш язычок. Поднесите полоску бумаги ко рту ребенка – при правильном выполнении упражнения она будет колебаться при каждом ударе языка.
5.Упражнение «Сорока». Прилетела сорока, села на забор и затрещала «тррррррр». (Язык у альвеол. Язычок широкий как блинчик. Звук произносится сначала шепотом с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка. Потом громче).
Если уже на втором занятии у ребенка получился звук похожий на Р (р проторный) – это здорово! Если нет – не расстраивайтесь, это произойдет уже совсем скоро! Не забывайте хвалить ребенка. Но мой опыт показывает, что просто слов: «Молодец! Постарался!» недостаточно пятилетнему ребенку. Чтобы вызвать у него желание заниматься нужно каждый раз называть его конкретные достижения: «Уже язычок широкий получился. Скоро язычок научится и вверх подниматься»
Именно на этом занятии происходит постановка звука Р у детей.
Упражнения для постановки звука Р:
1.Повторяем упражнения артикуляционной гимнастики для звука Р, которые первоначально вызывали сложность у ребенка. И конечно же придумываем с ними новый сказочный сюжет. К придумыванию сюжета про новые приключения язычка можно подключать детей – они это очень любят! После уже знакомых упражнений выполняем следующие упражнения:
2.Барабанщик (описание упражнения см. выше). Упражнение делать обязательно с проверкой, которая показывает ребенку, правильно ли у него получается. Как мы помним, при правильном выполнении этого артикуляционного упражнения для звука Р полоска бумаги, поднесенная ко рту ребенка, колеблется (при каждом ударе языка).
3. О! Вот оно – долгожданное упражнение, которое помогает выполнить постановку звука Р у детей. Теперь, когда язычок ребенка стал более подвижным, оно нам поможет! Я его называю «Заведи мотор». Такое название очень любят мальчики. Можете придумать своё название артикуляционного упражнения. Для звука Р характерна вибрация языка, и чтобы ее получить мы будем использовать плоскую ручку чайной ложки или указательный пальчик ребенка. Поэтому руки у ребенка должны быть чисто вымыты!
Попросите малыша поднять широкий язык за верхние зубы на бугорки (он уже это умеет делать). При этом ребенок «заводит мотор машины» — многократно проговаривает звук д – ддддддддддд. В это время нужно подложить прямой правый указательный палец ребенка под кончик языка и начать производить частые колебательные движения справа налево от одного угла рта к другому (если ребенок левша – то левый). От этого будет слышаться рокочущий звук дддррррррр. Мотор завелся, машина поехала и рычит дрррррррр!
Маме на заметку:
Автор видео — Ирина Денисова.
Как сделать так, чтобы повторения упражнения не надоели ребенку и были ему в радость? Для этого нужны игры со звуком Р. О них – в следующей статье.
А сейчас хочу предупредить частую ошибку. Бывает, что родители, желая помочь ребенку, находят в книгах комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки и начинают их смешивать в одном занятии с малышом («для разностороннего развития речевого аппарата и более быстрого эффекта»). Этого делать нельзя! Каждая группа звуков требует определенных конкретных движений и определенного положения органов артикуляционного аппарата! Артикуляционная гимнастика для звука Р включает упражнения, направленные на выработку движений, необходимых именно для звуков Р и РЬ.
О последующих этапах работы над звуком Р Вы можете прочитать в статьях:
Игры со звуком Р.
Автоматизация звука Р: песенки, чистоговорки, видео для детей, игры, игровые упражнения, скороговорки, стихи.
Еще о развитии речи детей Вы можете найти интересную и полезную информацию в статьях рубрик:
Как научить ребенка правильно произносить звук С и другие свистящие звуки
Игры и упражнения для автоматизации звуков С и СЬ в речи детей, скороговорки, чистоговорки — шутки, песенки для речевых занятий.
Развитие речи ребенка 3-4 лет.
Мир вокруг нас: развивающие задания. речевые игры, задания в картинках, стихи и рассказы для детей.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
rodnaya-tropinka.ru
Правильное произношение всех звуков необходимо для того, чтобы в дальнейшем не возникало проблем при чтении и письме. Прежде всего, вам нужно настроиться на долгий и кропотливый труд. Для постановки звука «Р» может понадобиться несколько недель, а то и месяцев.
Если вы уверены в своих силах и настроены заниматься с ребенком дома, хотя бы одно посещение логопеда все же не повредит. Специалист определит причины неправильного произношения и поможет выстроить индивидуальную схему занятий. Ниже — основные причины дефектов речи.
Прежде чем начинать логопедические упражнения, необходимо выяснить причины дефектов речи и по возможности их устранить, иначе занятия могут быть неэффективными. Обратите внимание, что иностранный акцент, региональное «оканье» или «геканье» не являются дефектами речи.
Итак, вы побывали у логопеда, выяснили все особенности ситуации и готовы начать заниматься. Если вы хотите получить максимальный эффект, то необходимо соблюсти несколько простых условий.
Прежде чем задаваться вопросом, как поставить ребенку букву «р», необходимо определить правильное положение органов речи при произнесении звука. Не помешает перед занятиями и вам самим постоять перед зеркалом и проверить — а верно ли вы произносите все звуки (каким бы смешным это ни казалось).
Если вы видите, что ребенку трудно приводить язык и губы в нужное положение, то перед занятиями необходимо проводить разминку. Несложные упражнения помогут разогреть мышцы перед занятиями, улучшат их подвижность, а также медленно будут растягивать укороченную уздечку.
Научить ребенка говорить букву «р» не всегда просто, ведь это одна из самых сложных букв русского языка. Но не стоит переживать и делать из этой ситуации трагедию, и тем более пугать ребенка будущими трудностями. Если у вас не получается поставить звук «р» в домашних условиях (например, из-за собственных дефектов речи), обратитесь к специалисту. Современные логопеды творят чудеса, иногда исправляя детям и взрослым речь за несколько занятий. Главное — настройте ребенка на то, что его дефект речи не является чем-то страшным, и даже если звук не удастся поправить, вы все равно его любите и будете любить всегда.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
kids365.ru
Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с обучением счету, чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.
В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.
Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:
Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.
Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.
Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.
При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.
При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.
Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.
Чем поможет ребенку логопед:
Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).
Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.
Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».
“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.
“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.
“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.
“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!
“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.
“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.
“Лошадка”. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.
“Варенье”. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.
“Качели”. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.
Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:
При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.
Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.
Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.
Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.
Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».
ра-ра-ра-ра | ра-ро-ры-ру |
ро-ро-ро-ро | ру-ры-ра-ро |
ры-ры-ры-ры | ры-ра-ро-ру |
ру-ру-ру-ру | ро-ру-ра-ры |
РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.
РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.
РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.
РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.
УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.
– У коровы рога.
– Вера и Рома играют в жмурки.
– Туристы развели костёр.
– Фёдор топором рубит дрова.
– У Иры красные рукавички.
– Шофёр проверят мотор.
– На горе Арарат растёт крупный виноград.
– У мыши в норке сыра корка.
– Трое трубачей трубили в трубы.
– После росы росли розы.
– Во мраке раки шумят в драке.
У реки росла рябина,
А река текла – рябила.
Посередине глубина,
Там гуляла рыбина.
Эта рыба – рыбий царь,
Называется “пескарь”.
На дворе горка,
Под горкой – норка.
В этой норке крот
Норку стережёт.
Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.
Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.
Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:
P.S. Также советуем вам ознакомиться с другими полезными материалами из рубрики “Обучение и развитие детей“
rebenokmama.ru
В дошкольном возрасте у малышей очень часто встречается нарушение произношения звука [р]. Чаще всего дети неправильно произносят этот звук (картавят, произносят через нос или без участия голоса) или заменяют звук другим звуком. Конечно, в формирование речи существует определенный график, однако начиная с двух-трех летнего возраста можно готовить речевой аппарат малыша к «выговариванию» звука [р]. Самый благоприятный период для автоматизации звука в произношении возраст 5 – 6 лет.
Интересен факт, что артикуляционные расстройства у мальчиков встречаются в два-три раза чаще, чем у девочек.
Однако не следует впадать в отчаяние, если заметили, что Ваш малыш не «дружит» со звуком [р]. Регулярные занятия с ребенком, добросовестное выполнение заданий принесет свои плоды.
Всю работу можно разбить на несколько этапов, каждый их которые может проводиться отдельно, либо быть частью одного занятия. Рассмотрим их более детально.
Подготовительный этап
Артикуляционная гимнастика (развитие подвижности языка)
Дыхательные упражнения
Звуковая гимнастика:
Постановка звука (различные методики)
Постановка звука [р] включает несколько основных способов:
Постановка звука [р] по М.Е. Хватцеву (1959)
1. Производить выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ, сначала шепотное, затем с голосом. В случае затруднения указательным пальцем быстро двигать вверх-вниз, задевая губы.
2. То же, но с помещенным между губами свободным кончиком языка. Сочетание этой вибрации с гласными [а], [у], [о], [ы].
3. Задувание на кончик языка, который плотно прикасается только к верхней губе. Задувание производится настолько сильно, чтобы вызвать вибрацию верхней губы совместно с кончиком языка.
4. Производить попеременное задувание на кончик языка, то сближенного с губами, то помещенного в зубной полости.
5. Широко открыть рот, присосать широкий язык к небу. Сильно задувать на кончик языка, стараясь вызвать вибрацию.
6. Поднять кончик языка к альвеолам и долго тянуть звук [з], при этом быстро двигать указательным пальцем по нижней части языка, ближе к его краю.
7. Произносить слоговое сочетание за с несколько удлиненным звуком [з]: зззз-за. В ходе многократного повторения слогов происходит перемещение переднего края языка вверх и вперед до получения акустического щелевого эффекта [р] в сочетании с гласным [а]. После этого производятся быстрые движения зондом слева направо и справа налево. В момент возникновения вибрации слышится звук [р].
После появления звука [р] отработать шепотную вибрацию: 1) далее производить рокотание на коротких толчкообразных выдохах; 2) развивать длительный рокот на разной высоте тона; 3) рокотать с постепенным усилением и ослаблением голоса.
8. Установить лопатообразный язык так, чтобы он касался боковыми краями верхних зубов, произносить: дз-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з. Язык должен быть неподвижным за исключением самой маленькой части кончика языка.
Лопатообразный язык плотно прижать к верхним зубам и задувать на кончик языка.
9. «Барабан». Поднять язык за верхние зубы, постучать кончиком языка по деснам, произнося д-д-д-д-д. Нижняя челюсть в спокойном состоянии.
10. Быстрое повторение на одном выдохе звука [д], артикулируемом особым образом. При несколько открытом рте, при смыкании переднего края языка не с резцами, а с деснами или даже с альвеолами: дд, дд, дд, ддд, ддд, дд, ддд, ддд, ддддд. Темп постепенно увеличивать.
11. Использование в качестве исходного звук [т]. Тд, тд-д, тдд-д. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными [а] или [ы] (дда, дда, дда …, дды, дды, дды …, ддда, ддда, ддда …, ддды, ддды, ддды …). Работать должен только язык при зафиксированной нижней челюсти. Для фиксации раскрытого рта и неподвижной нижней челюсти можно ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или резиновый брусок.
12. Четко и быстро прижимать и отрывать кончик языка от верхних десен. При этом слышится [т] — подобное звукообразование. Далее в последний момент делается сильное задувание, вызывающее трепетание кончика языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-трррр. Аналогичное упражнение можно проводить, используя звук [д].
13. Раскатистое произнесение звукосочетания тр сначала с помощью пальцев, а затем без них. На первых порах произносить звукосочетание тр только шепотом, так как нервное возбуждение распространяется на область гортани и будет тормозить работу языка.
Если звук [р] получается с предшествующими звуками [т] или [д], то-гда между ними вставляется редуцированный (нечеткий) гласный звук [ы] (дырра, тырра). Прилагаемые при этом некоторые усилия задерживают произнесение первых звуков [т] и [д]. Далее произносятся дарра, тарра. Еще позже произносятся слоги, начинающиеся со звуков [к], [п], [б] (крррр, прррр, брррр). Использование механической помощи «Балалайка».
Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка. Происходит попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть использован палец самого ребенка, предварительно вымытый и обработанный. На первых занятиях движения пальца осуществляются с помощью логопеда, в дальнейшем ребенок действует самостоятельно.
Постановка звука [р] по Р.Е. Левиной (1965)
При замене звука [р] его мягкой парой [р’] следует предложить ребенку широко раскрыть рот и более протяжно произнести звук [р’], переместив передний край языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При обратной замене надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [и].
Для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы артикуляционные упражнения. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильной артикуляции, получить так называемое фрикативное [р], но пока без вибрации. Следует закреплять фрикативный звук [р] на материале слогов, слов и предложений.
Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Базой для постановки звука [р] могут быть звуки [ш], [ж]. Надо предложить ребенку открыть рот, но без округления губ, и произнести протяжно звук [ж], переместив передний край языка немного вперед к деснам верхних зубов. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами.
Для выработки вибрации можно использовать звук [д], произносимый на одном выдохе. При этом следует обратить внимание на его артикуляцию: рот широко открыт, смыкание переднего края языка происходит с деснами верхних зубов или с альвеолами.
Сначала идет двух-, трехкратное равномерное повторение звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд), затем повторение идет с усилением последнего звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд,). Звук [д] может многократно повторяться равномерно (дддддддд) и с ритмическим выделением каждого третьего звука серии (ддд, ддд, ддд). В качестве исходного звука используется звук [т] (тд, тд, тддд, тддд). В дальнейшей работе двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными [а] или [ы] (дда, дда, дды, дды, дддда, ддда, ддды, ддды). Появлению самостоятельной вибрации языка способствует произнесение сочетаний звуков [т], [д] с фрикативным [р] (др, др, дддр, дддр, тр, тр, тттр, тттр).
Для выработки вибрации произносить [д] вместо звука [р] в словах с сочетанием др или тр («тдава», «тдамвай», «тдуба», «ддова», «ддозд», «ддуг»).
Постановка звука [р] по А.И. Богомоловой (1979)
Зубы приоткрыть на расстояние 1,5—2 пальцев. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Средняя часть языка и уздечка должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Получится звукосочетание тж. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр.
Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удер-живался у неба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр. После закрепления короткого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.
Автоматизация звука [р] в произношении слов
Игровые задания
Имитация звуков
Упражнения на развитие фонематического восприятия
Стихотворения, песенки
Троллейбус Затормозил У тротуара Синий троллейбус, Круглые фары. Вошли пешеходы, Лишь двери открылись, И в пассажиров
Все превратились.
Черный кротик Чёрный кротик вырыл норку, Проглотил от булки корку, Положил зерно в кладовку,
С огорода взял морковку.
Рита и дождь Барабанил мелкий дождь — Пробирала Риту дрожь. Рита долго не дрожала: Быстро-быстро побежала. И прогнала Рита дрожь,
И не страшен больше дождь.
Находчивый воробей Он не вор и не злодей — Серогрудый воробей. Просто думает быстрей
Тугодумов-голубей.
Сорока-болтунья Всем сорока сорок раз Повторила свой рассказ. Как гнездо в лесу свила
Как яйцо в гнездо снесла.
Пословицы и поговорки со звуком [р]
Рука руку моет.
Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
Рыбак рыбака видит издалека.
Скороговорки
Мандаринки у Иринки, У Иринки мандаринки.
Фонари на двери. На двери фонари.
Тетерев на дереве, На дереве тетерев.
Использованная литература:
1. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. 2. Богуш А., Гавриш Н. Лінгводидактика.
3.
Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки. 4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классахСоставитель: Сазонова Анастасия.
PlanetaDetstva.net
Речевой аппарат ребенка развивается постепенно. Поэтому многие сложные звуки дети часто не выговаривают в раннем возрасте. Одним из наиболее проблемных считается звук «р». Иногда даже дети младшего школьного возраста не выговаривают этот звук. Быстро научить ребенка говорить букву «р» поможет логопед. Зная упражнения для развития речевого аппарата научить ребенка говорить букву р можно и самостоятельно.
Звук «р» не зря считается одним из сложных звуков для произношения в русском языке. Это звук дети учатся произносить дольше всего. Для четкого постановки звука «р» должен быть достаточно хорошо развит речевой аппарат, чего у ребенка пока не наблюдается. Попробуйте произнести это звук. Кончик языка при произношении касается неба, а боковые части языка прижаты к верхним жевательным зубам.
Воздух выходит с такой силой, чтобы передняя часть языка вибрировала. Речевые связки напряжены, и даже в горле чувствуется дрожание. Очень непросто настолько хорошо управлять своим речевым аппаратом для крохи. Поэтому звук «р» дети начинают произносить ближе к 5-6 годам. Если к указанному сроку ребенок все еще не осилил эту букву, то причинами этого могут быть:
Постановкой произношения можно заниматься и самостоятельно, но сначала необходимо показать ребенка специалисту, для исключения физиологических нарушений.
Бывает, что родители довольно долго не обращают внимание на картавость ребенка. Считают это нормальным и ждут, когда он сам освоит букву. Конечно, когда малыш маленький и только учится произносить буквы, то некая картавость выглядит забавно. Но когда школьник не выговаривает звуки, это уже не хорошо.
Если ребенок после 5 лет не произносит звук «р», то необходимо показать его логопеду. Ведь не исправленный во время недостаток может сохраниться на всю жизнь. Нарушения речи ограничивает общение, провоцирует у ребенка создание комплексов, замкнутость, стеснительность. Ему будет сложно добиться успеха в дальнейшей жизни.Поэтому чем раньше родители начнут заниматься с ребенком упражнениями для разработки языка и развития артикуляции, тем быстрее малыш сможет освоить звуки. Начинать выполнять артикуляционную гимнастику можно и в 3 года. Для этого лучше всего подойдут специальные игры, а позже и упражнения для развития подвижности языка. Тогда к 5 годам малыш наверняка сможет правильно произносить звук «р».
Если малыш не «рычит» в 5-6 лет визит к специалисту обязателен. Прежде всего, врач осмотрит ребенка на возможные физиологические проблемы. При выявлении недостатка, может направить к другим специалистам для его устранения. Например, вылечить насморк, удалить аденоиды, подрезать короткую уздечку и прочее.
Проводить эти упражнения необходимо дома самостоятельно или ходить на занятия к логопеду. Выполнять гимнастику для развития речевого аппарата необходимо регулярно, иначе результата не будет.
Итак, как быстро научить ребенка говорить букву «р»?
Не всегда у родителей есть возможность показать ребенка логопеду, да и часто найти свободного логопеда, который сможет заниматься с ребенком, не просто. Если малыш хорошо произносит остальные звуки и проблемным остается только «р», то можно попробовать поставить звук занимаясь с ребенком самостоятельно.
Чтобы успешно развивать речевой аппарат малыша, логопеды рекомендуют придерживаться таких правил:
Часто обучать ребенка начинают скороговоркам для простановки определенного звука. Это не верно. Для начала необходимо освоить звук отдельно. После этого добиться правильного произношения простых слогов с этим звуком. Потом закрепляем звук в произношении коротких легких слов. И лишь после этого начинаем заучивать скороговорки для выработки автоматизма при произношении звука «р».
Дети, особенно раннего возраста не могут долго концентрировать свое внимание. Поэтому быстро устают выполнять однообразные упражнения. Лучше если подготовка к постановке звука «р» будет происходить в игровой форме. Для разработки речевого аппарата важна подвижность языка. Поэтому можно придумать много игр – упражнений для языка.
Такая артикуляционная гимнастика сможет подготовить речевой аппарат ребенка к произношению сложных звуков. К тому же ребенку понравится играть с мамой или папой. Можно придумывать новые игры, когда малыш потеряет интерес к прежним упражнениям.
Существуют специальные артикуляционные упражнения и зарядка для языка. Такие занятия проводят в игровой форме, чтобы ребенку было интересно и легко. Если поначалу что-то не будет получаться, не настаивайте сильно и не ругайте ребенка. Можно выбрать те упражнения, которые больше нравятся, а потом иногда их менять. Главное выполнять зарядку ежедневно.
После освоения упражнений для языка, если вы пока не решились обратиться к логопеду, можно начать выполнять упражнения для постановки звука «р».
Эти упражнения не сложные и не требуют длительного выполнения. Они помогут научить ребенка говорить букву р. Важно, чтобы занятия дома проводились регулярно. Тогда скоро вы заметите желанный результат.
Когда звук «р» начнет получаться, то для его произношения сначала учимся говорить слоги: ра, ро, ру, ри, ре, ар, ор, ур, ир. Позже более сложные слоги или простые слова: мур, ром, рис, рак, рука, рыба и так далее. Важно научить ребенка говорить также мягкий и твердый звук «р».
Если у ребенка не все получается, ни в коем случае не ругайте его. Занятия должны приносить удовольствие. Будьте настойчивы и терпеливы. Показывайте ребенку упражнения и выполняйте вместе с ним.Пусть повторяет за вами как отражение в зеркале. Если занятия не приносят никакого результата, то лучше все-таки показать ребенка специалисту.
umnyash.ru