Как научить ребенка читать слитно слоги


Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях

20 мая, 2016 Загрузка...

Современным детям очень трудно, так как в школе к первому классу ребенок уже должен уметь читать, знать слова и буквы. Потому вам нужно будет заинтересовать своего малыша, раскрыв перед ним удивительный мир букв, слогов и новых выражений.

Учим гласные и согласные

Первое что нужно сделать для того, чтобы научить ребёнка чтению быстро и легко – нужно купить ему правильный словарь. Купленная вам книга должна пояснять ребенку, как буквы составляются в слоги, как читать по слогам. Позже ребенок научится правильно читать целыми предложениями.

Научить ребёнка эффективно и очень быстро читать гласные и согласные буквы, нужно будет начать с простого. Выучите с малышом такие главные, как «а», «о», «у», «ы» , «э». Повторите эти уроки, пока они не дойдут у ребенка до автоматизма. Далее введите в обучение твердые звонкие согласные, такие как «м» и «л». Обязательно обратите внимание на то, что произносить звуки нужно четко, не «эм» и не «мэ», а только четко и ясно «м». Следующими в обучении ребенка читать будут звуки глухие и шипящие, это ж,ш,к,д,т и т.д.

Обязательно закрепляйте и повторяйте с малышом материал, так он лучше закрепиться в памяти ребенка. Смотрите с малышом обучающие видео, повторяйте пройденные уроки и очень скоро вы сможете научить ребенка 6 лет распознавать целые слова, быстро и правильно их прочитывать по слогам.

Учим слоги

Когда малыш 6  лет будет уверенно ориентироваться в распознавании звуков, вы сможете сделать следующий шаг – научить его правильно произносить простые слоги. Желательно, чтобы такие уроки для ребенка проходили в игровой форме. Разберите с малышом простой слог, по типу «ма». Вы должны научить ребёнка тому, что буква «м» бежит к букве «а», звуки произносятся слитно и неотрывно друг от друга.

Когда у ребенка появится навык произношения звуков по слогам, он будет говорить быстро и правильно, вы сможете начать давать ему произносить более сложные слоги, такие как «жу», «вэ», «до». Пройдите уроки по закреплению пройденного материала в игровой форме. Посмотрите обучающие видео, они помогут малышу 6 лет быстро и легко освоить слоги.

Когда у ребёнка начнет получаться читать по слогам, начинайте ему давать сложные слоги, такие, в которых гласная стоит перед согласной. Это позволит малышу 6 лет правильно понять механизм составления слогов, а позже у ребёнка начнет получаться читать слитно слова быстро и легко.

Как научить ребенка читать по слогам

Дидактическая игра

Легко научить ребенка чтению по слогам и слитно поможет интересная дидактическая игра. Вам нужно будет подготовить бумажечки с буквами а, б, в, д, н. Возьмите кукольную посуду, а также маленькие стульчики. В чем заключается игра:

  1. Рассаживаем на стульчики буквы, перед каждым стульчиком ставим столик и на столике ставим чашки из посудного набора.
  2. Расскажите ребенку, что буква «а», ходит по очереди на чай к другим буквам.
  3. Игра подразумевает, что вы будете произносить слог «ба», когда буква «а» будет приходить в гости к букве «б».

Игра не обязательно должна происходить в форме чаепития. Буквы могут кататься на машинке, встречаться в гостях у мягких игрушек и так далее. В сюжете, по которому будет развиваться игра, ориентируйтесь на интересы ребёнка.

Дидактическая игра поможет заинтересовать ребенка 6 лет и подвести его к чтению слова слитно. Учиться быстро читать слоги и слова в игровой форме – это лучший вариант для малышей, так как на кроху не оказывается давление и ему игра интересная. Конечно же, игру нужно сразу заканчивать, когда вы видите, что у ребёнка пропал интерес. Переключите кроху на что-то другое, посмотрите вместе обучающее видео, которое будет полезно для крохи возрастом 6 лет.

Учим беглому чтению

Когда кроха 6 лет  сможет уже правильно произносить слоги, вы можете начать ему давать читать первые простые слова, такие как «кот», «сыр», «дым» и другие. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова, которые он читает, раздельно. Ваша задача сразу научить кроху прочитывать слова правильно.

Для обучения чтению в домашних условиях вы можете распечатать много букв и составлять из них варианты слов для прочтения. Можете воспользоваться магнитной доской, с такой игрушкой можно придумать разные обучающие уроки, на этот счет в сети есть много видео. Главное чтобы беглое чтение и обучение ему было представлено малышу в игровой форме, тогда уроки будут приятными для малыша.

10 советов

Чтобы научить кроху чтению слитно правильно, чтобы малыш умело произносил слоги, существует  10 универсальных советов, которыми должны пользоваться все родители.

  1. Играйте с малышом — самый лучший и важный совет из 10. Кроха не должен воспринимать занятие как обязанность, это должна быть легкая и очень приятная забава, которая будет занимать малыша на какое-то время.
  2. Никакого насилия во время обучения быть не должно. Если малыш не хочет заниматься – лучше не заставляйте его, иначе вы отобьете всю охоту к обучению. Это второй по значимости совет из 10.
  3. Третий очень важный совет из 10 – сразу учите кроху правильному произношению. Он должен знать, что звук произноситься именно «р», а никак не «рэ» или «эр».
  4. Просите своего маленького ученика прочитывать и даже заучивать слоги, а не отдельные буквы, так процесс обучения пойдет намного проще.
  5. Повторение по время занятий обязательно. Повторяйте все, что было пройдено до этого, так материал лучше отложиться в памяти малыша.
  6. Никогда не забегайте вперед и постарайтесь идти от простого к сложному. Можете смотреть с крохой разные обучающие мультипликационные видео, постепенно увеличивая уровень сложности.
  7. Обучайтесь не только дома за столом. Просите малыша прочитать слоги на рекламных щитах или вывесках магазинов, а ярком журнале или в газете.
  8. Приучите своего кроху к чтению вслух. Читайте ему сами и просите кроху почитать вам. Пусть кроха осилит всего 10 слов за минуту, никуда не торопитесь. Пусть малыш оттачивает навыки.
  9. Пробуйте чтение с закладкой. Открыточкой закрывайте уже прочитанные слова, так кроха не будет путаться и будет сосредотачиваться только на одном нужном слове.
  10. Занимайтесь каждый день регулярно, избегайте перерывов и не забрасывайте чтение. Предлагайте малышу на выбор чтение книги, просмотр видео или другое занятие, которое поможет отточить навыки чтения.

Эти 10 советов будут очень важны для родителей. Именно эти 10 советов помогут родителям обучить своего ребенка читать по букварю или по видео. Учитывайте их все в процессе обучения, и вы скоро начнете радоваться первым успехам своего малыша.

Учимся читать. Обучение чтению. Говорящие буквы. Развивающие мультфильмы для детей

razvitieiq.ru

Как научить ребенка читать по слогам?

Когда учить ребенка читать? Согласно популярной сегодня идее раннего развития, следует начинать обучение этому навыку чуть ли не с пеленок, уже года в 2-3.

Однако специалисты в области педагогики не рекомендуют так нагружать малыша в этом возрасте, ведь двухлетке и без того есть что постигать. В это время должны формироваться навыки социализации, коммуникации, без которых в будущем ребенку будет сложно найти свое место в обществе.

Родители могут возразить: ведь детки очень хорошо узнают буквы на картинках! Действительно, это так. Малыши 2-3 лет хорошо запоминают и узнают графические изображения букв, но расценивают их только как картинки.

Но соотнести букву со звуком, соединить две буквокартинки в слог – слишком сложные задачи для ребенка раннего дошкольного возраста. Учиться читать в 2-3 года еще рановато.

Признаки готовности ребенка к началу обучения

Первое правило, касающееся сроков обучения такому навыку как чтение, гласит, что начинать этот процесс необходимо тогда, когда малыш уже:

  • хорошо говорит,
  • не пропускает и не «глотает» звуки,
  • успешно справляется с трудновыговариваемым «р»,
  • не шепелявит и не присвистывает.

Если кроха начнет учиться читать до устранения этих проблем, в будущем у него могут возникнуть проблемы не только с самим чтением, но и с письмом: перестановка звуков и букв, пропуск звука во время говорения и буквы при написании слов.

Еще одним условием благополучного обучения грамоте является наличие у ребенка развитых навыков анализа и синтеза. Именно они помогут малышу разобраться, что он видит не просто изображение, а именно, букву, которой соответствует определенный звук. А также понять, что две буквы образуют слог, который можно произнести.

Как правило, этими навыками ребенок овладевает к 5 годам. Именно в это время опытные педагоги и рекомендуют начинать освоение навыка чтения по слогам.

Помимо этого, следует заниматься с ребенком чтением тогда, когда он к этому готов, то есть может в течение 15-20 минут сосредоточиться на одном деле. В противном случае наука не пойдет впрок, и обучение малышу совсем не понравится.

Подготовительный этап: осваиваем буквы и звуки

Еще одним условием, без которого чтение по слогам, а уж тем более беглое, просто невозможно, является знание ребенком всех букв и звуков. Важно, чтоб ребенок понимал, какому изображению соответствует тот или иной звук.

Именно поэтому начинать обучение чтению следует с изучения грамоты. Для этого можно использовать любую детскую книгу с крупными буквами.

Но все же лучше приобрести букварь: это проверенное годами пособие, способствующее поэтапному овладению навыком. Здесь и буквы, и звуки, и интересные картинки по теме. Обучение будет и продуктивным, и интересным.

Освоение гласных

Как правило, звукобуквенный состав языка начинают изучать с гласных А, О, Э, У, Ы, И. Ребенок запоминает, как выглядят эти буквы и как произносятся соответствующие звуки. Покажите малышу, как хорошо пропеваются гласные. Следом за простыми гласными можно изучить йотированные, составив все 10 звуков в пары: А – Я, О – Ё, У – Ю, Э – Е плюс еще одна пара Ы – И.

В таком сочетании ребенок быстро освоит гласные звуки. Не стоит углубляться в фонетику и объяснять ребенку, что йотированные гласные обозначают два звука, и уж тем более не нужно употреблять на занятии сам термин. Достаточно просто изучить сами буквы и звуки. Теорию детям подробно объяснят в школе.

Разучивание согласных

Разобравшись с «поющими» гласными, можно переходить к согласным. Обычно сначала изучают сонорные – Л, М, Н, Р и звонкие звуки. Затем можно приступить к освоению глухих согласных, используя тот же метод, что и при изучении гласных – соединение букв (звуков) в пары: Б – П, З – С и так далее.

После этого наступает очередь непарных шипящих и Й. С «беззвучными» буквами – Ь и Ъ – знакомятся в последнюю очередь.

Важный момент: впервые показывая ребенку буквы, произносите не их названия, а звуки, то есть не «бэ», а «б», не «эн», а «н». Так малышу будет легче соотнести звук и букву. В противном случае пятилетка может перепутать название буквы и звук и выдаст загадочное «эноэс» вместо простого и понятного «нос».

Начинаем читать по слогам

Сонорный + А

Учиться читать слоги следует с самых простых примеров. Как правило, на первых этапах осваиваются слоги, начинающиеся с сонорных и оканчивающиеся на А: МА, ЛА, РА и так далее. На данном этапе важно объяснить малышу, что во время чтения слога один звук как бы притягивается к другому, звуки нужно произносить слитно.

Используя сочетание «сонорный + гласный» можно наглядно показать слияние звуков, произнеся слог нараспев: «ммммаааа». Еще нагляднее суть соединения звуков можно продемонстрировать на примере сочетания двух гласных: АУ, УА.

Конечно, такое сочетание слогом не является, но использование его на данном этапе поможет ребенку понять, как один звук постепенно, безотрывно переходит в другой.

Сонорный +другие гласные

Разобравшись с сочетанием сонорного и гласного А, можно приставить к тем же согласным новый гласный звук. Далее можно заменить и согласные – на другие звонкие или глухие: ЖИ, КО, СА. Поняв принцип сложения звуков, в дальнейшем маленький читатель сможет самостоятельно произносить и составлять слоги.

Некоторые методики предлагают уже на этом этапе попробовать прочитать слова, состоящие из знакомых ему слогов: «мама», «молоко». Если у малыша все получается, можно закончить занятие прочтением фразы из старого советского букваря: «Коси, коса, пока роса».

Если же обучение проходит не слишком легко для ребенка, не стоит пока нагружать его чтением слов и фраз.

Осваиваем более сложные слоги

Традиционно более сложными считаются закрытые слоги (то есть оканчивающиеся на согласный звук): АМ, ОК, ЭХ. Можно изучать их, сравнивая с уже знакомыми открытыми: МА – АМ, КО – ОК. Так ребенок поймет, что одинаковые буквы и звуки можно складывать в слоги, разные не только по написанию, но и произношению.

Когда освоены закрытые слоги, можно перейти к трехбуквенным сочетаниям: конструкции «согласный + гласный + согласный». Например: КОТ, НОС, ТОМ.

Более сложным вариантом является трехбуквенный слог, где два согласных звука идут подряд: ТРА, ПЛИ, СТО. Изучение трехбуквенных слогов подготавливает ребенка к чтению слов.

Переходим к чтению слов и предложений

Читаем слова из открытых двухбуквенных слогов

Для начала стоит попробовать читать с малышом простые слова и предложения из открытых двухбуквенных слогов: «мама», «коса», «корова».

После изучения сложных слогов читать простые ребенку будет легко, и он сможет осилить слово, прочитав поочередно два или три знакомых слога.

Конечно, между частями слова будут оставаться небольшие паузы, ничего страшного в этом нет. Однако нужно следить, чтоб пауза не слишком затягивалась, иначе слово превратится просто в слоги.

Осваиваем более сложные слова

Далее можно потренироваться в чтении трехбуквенных слов конструкции «согласный + гласный + согласный»: «рот», «сон», «мир». Объясните ребенку, что эти слова не что иное, как сложные слоги, которые вы уже тренировались читать вместе раньше.

Следующий этап предполагает чтение сложных в фонетическом плане слов с двумя согласными подряд: «стол», «плита», «травка», а также с Й, Ь и Ъ.

Особенности обучения прочтения слогов и слов

Стоит сказать, что сегодня методик обучения чтению очень много. Их авторы по-разному распределяют материал.

Предложенной последовательности обучения ребенка чтению по складам можно предложить следующую альтернативу: освоив простые слоги с одним гласным, к примеру, с А, можно приступать к чтению более сложные слогов с этим же звуком, а затем попробовать складывать и слова (например, «забава», «парад»).

Затем следует пройти такой же путь с другими гласными, после чего пробовать читать по слогам целые предложения, например: «Мама мыла раму». Слоги и слова с Й, Ь и Ъ традиционно остаются на конец периода обучения.

Важно, что общим моментом всех современных методик является закрепление материала в игровой форме. Игра – важнейший элемент обучения в наши дни, тем более если речь идет о дошколятах.

Как сделать обучение ребенка более продуктивным?

Научить ребенка читать слоги – процесс небыстрый и не всегда легкий. Родителям важно не допускать ошибок, которые могут усложнить обучение, сделать его неинтересным для ребенка и, следовательно, непродуктивным.

Основные моменты

Итак, обучая ребенка чтению по слогам, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Повторимся: буквы следует называть как звуки: «м», а не «эм», «к», а не «ка».
  2. Следите, чтоб ребенок произносил слоги правильно, и исправляйте ошибки сразу во избежание запоминания неверных вариантов.
  3. Не перегружайте малыша лишней информацией, в частности фонетическими терминами, а также звукобуквенным анализом. К примеру, не вдавайтесь в подробности о том, что некоторые буквы в определенных положениях в слове обозначают два звука.
  4. Переходя к чтению слов, предоставляйте ребенку текст в книге с правильным их написанием, без дефисов, которые затрудняют восприятие слова целиком.

Интерес ученика - ключ к успеху

Старайтесь делать занятия интересными для ребенка, проводите их в игровой форме. Только в этом случае можно надеяться на результат.

Чтение – сложная наука, и без наглядности здесь не обойтись. Используйте яркие картинки, карточки с буквами для складывания слогов и со слогами для составления слов, представляйте информацию в виде мини-кроссвордов.

Вместе с ребенком иллюстрируйте прочитанное, используйте настольные игры и образные средства (классические примеры: слоговой паровозик или гусеничка), включайте малышу обучающие онлайн игры и видео на компьютере или планшете – в общем, разнообразьте и дополняйте учебный процесс всем, что душе угодно.

Цель одна: устойчивый интерес к занятиям у ребенка. Заскучавший ученик информацию практически не воспринимает.

Научить ребенка читать по слогам может каждый родитель. Для этого не нужно педагогического образования, достаточно ознакомиться с пособиями, которые сегодня в большом ассортименте, поинтересоваться основными методиками, выбрать понравившуюся и следовать советам автора.

А если вы сделаете освоение этого нужного навыка еще и увлекательным, то можете быть уверены, что в первый класс ваш малыш пойдет уже умея читать как минимум по слогам.

OtvetProst.com

Учим ребенка читать: когда и с чего начинать, как построить урок?

Как научить ребенка читать? Этот вопрос рано или поздно начинает волновать каждого родителя. Если раньше все было просто и понятно, всех детей перед школой учили чтению по букварю, то сейчас появилось множество новых интересных методик. Некоторые из них позволяют начать обучение еще с пеленок. Что они собой представляют и как определить, готов ли ребенок освоить новый навык? Как правильно в домашних условиях проводить уроки, чтобы любимое чадо не отвлекалось и с легкостью усваивало новую информацию?

Когда начинать?

В последнее время чтению принято учить практически с самого рождения малыша. Как, вашему ребенку уже 3 года, а он все еще не читает слитно, а только по слогам? Многих такой вопрос может вогнать в ступор. Однако переживать не стоит, истинное чтение у ребенка сформируется не раньше, чем в 5 лет. Нет, малыш 3-4 лет, конечно же, может при помощи взрослого заучить буквы, слоги и слова, но навыки синтеза и анализа у него сформируются гораздо позже. Если же вы считаете, что ваш ребенок развивается быстрее сверстников, предлагаем проверить его готовность к обучению чтению по ряду характерных признаков.

Физиологическая готовность

Ребенок достаточно развит и готов учиться читать, если он соответствует следующим критериям.

  1. Правильно выговаривает большую часть алфавита, у него отсутствуют нарушения ритма речи, мелодики, не наблюдается других серьезных логопедических проблем.
  2. Разговаривает предложениями, его рассказ связный и понятен любому взрослому.
  3. Имеет хороший фонематический слух (без труда распознает, отделяет и воспроизводит звуки в слове). Ребенок может выделить одинаковый звук в словах «рожь», «нож», «ложка», подбирает по просьбе слово, которое начинается на букву «М» и заканчивается на «А».
  4. Хорошо ориентируется в пространстве, не путает «верх» и «низ», «право» и «лево».

Психологическая готовность

Честно ответив на дюжину простых вопросов, вы сможете определить, пора ли приступать к обучению чтению или стоит еще немного подождать.

  1. Ваше чадо внимательно слушает стихи, сказки, песни и рассказы?
  2. Может ли ребенок пересказать их суть?
  3. Часто ли он самостоятельно рассматривает книжки?
  4. Интересно ли ребенку содержание книжки или он больше разглядывает картинки?
  5. Знает ли он некоторые буквы или проявляет к ним интерес?
  6. Малыш пытается читать книгу вслух, подражая родителям?
  7. Есть ли у него любимые герои книг?
  8. Он бережно относится к книжкам?
  9. Ребенок имеет богатый словарный запас?
  10. Он предпочитает чтение книг просмотру телевизора?
  11. Может ли он подобрать слово, которое начинается на последнюю букву слова «лимон»?
  12. Ваш малыш может рассказать стих, спеть песню?

Если положительных ответов меньше 5, то чтение ребенку будет даваться нелегко. В возрасте до 5 лет это нормально. Оптимально приступать к обучению в домашних условиях, когда на большинство вопросов можно ответить «да».

С чего начать?

Многие родители обучают детей чтению хаотично, не понимая, с чего начать, чтобы ребенку было легче освоить материал. Этого делать категорически нельзя, малыш просто запутается в огромном потоке новых знаний. Во всем важна последовательность и регулярность. Не стоит перепрыгивать с одного этапа на другой, даже если какой-то из них слишком затянулся по времени.

  1. Знакомство со звуками. Попросите малыша прислушаться. Как шуршат листья? Как жужжит пчела? Какой звук издает машина, поезд? Расскажите о различии гласных от согласных. Чем отличаются эти звуки. Можно ли пропеть согласную?
  2. Пробуждаем интерес ребенка. Расскажите малышу о разных письменностях, покажите ему иероглифы, различные способы написания букв, обратите внимание на таблички и древние свитки в музее. Много читайте вслух, с выражением, разной интонацией. Доступно объясните, как строится предложение, что оно состоит из нескольких слов, слова в свою очередь, делятся на слоги (слияния звуков). Расскажите об ударении, что им нужно выделять определенную часть слова, которая произносится чуть громче.
  3. Изучаем буквы. Объясните малышу, что буквы – это письменное обозначение звуков. Начните знакомить с их написанием. Не обязательно использовать лист и бумагу. Буквы можно чертить на песке, лепить их из пластилина, теста,, шить, клеить наклейки, выкладывать камушками и т. д. А вот азбуку с картинками на начальном этапе лучше не использовать. Ребенок может запомнить что «А» – это «аптечка», и эта ассоциация в дальнейшем ему будет мешать.
  4. Слоги. Как научить ребенка слогам? Сначала стоит вспомнить, что слоги бывают разные. Когда согласный звук перетекает в гласный (БА, МА, РО, ТУ), его называют слогом слияния. В обратном случае (АП, УС, ИГ) получается слог примыкания. Правильно начинать чтение именно с последних, при обучении ребенку легче долго тянуть первую гласную, вспоминая следующую букву (запомнить все согласные не так-то легко). Еще лучше начинать с соединения двух гласных (АУ, ИА, УА). Затем постепенно следует добавлять простые звуки (К, М, П, Т). После можно перейти к изучению слогов слияния. На заключительном этапе к прямым слогам присоединяют по одной согласной (С-ОК, К-ОТ, М-АК, К-ОМ).
  5. Учимся читать слоги слитно. Довольно часто ребенок длительное время читает по слогам. Чтобы помочь ему понять, как произносить их слитно, можно наглядно карандашом чертить по низу слова скобки, объясняя что каждая буква движется к следующей, образуя новый звук. Также наглядно нужно выделить паузу между словами, особенно в предложении, где есть предлоги. Если произносить все слоги нараспев, то в последствии ребенок будет делать ошибки в написании слов и предлогов (будет писать их слитно).

Совет

Учите ребенка читать слоги слитно сразу. Не позволяйте обрывать один звук, а затем начинать второй. Лучше долго тянуть первую гласную [АААААУ], чем читать слог по буквам [А], [У].

Важно! Диетологи в шоке! Можно легко ПОХУДЕТЬ после родов ! Копеечное и эффективное средство после приемов которого лишнего веса уходит на всегда... Читать далее »

Упражнения

Ничто так хорошо не закрепляет пройденный материал, как интересные упражнения. Поэтому каждый домашний урок правильно заканчивать небольшим заданием. Можно выдумывать их самим, а можно отрыть любой логопедический учебник. Приведем несколько примеров таких упражнений.

  1. Ударение в слове, слоги. Предложите каждый слог в слове отхлопывать в ладоши, при этом ударный выделять более громким хлопком.
  2. Слияние слогов. Соорудите многоэтажный домик, где с одной стороны в окошке будет согласная буква, а с другой гласная. Предложите ребенку их соединить. Пример: «М» + «а» = «Ма», «К» + «и» = «Ки». Затем поменяйте согласные и гласные буквы местами. Чтобы ребенку было интереснее, можно задавать осмысленные короткие слова из двух букв (он, ох, ус).
  3. Упражнение на внимательность. Напишите один слог в несколько рядов, где-нибудь в середине намеренно сделав ошибку. Предложите ребенку найти ее и исправить. Пример: слог «СО», ошибка «ОО».
  4. Упражнение «подставь букву». Напишите несколько слов, пропустив некоторые буквы (вместо них нужно оставить пустое место). Ребенок должен сообразить, какой буквы не хватает. Пример: _ир, _ыба, _ост.
  5. Читаем слитно. Напишите предложения из двух коротких слов. Можно проиллюстрировать их картинками. Пример: «вот мак», «тут ель», «там рот», «где кот».

Кубики Зайцева

Методики

На сегодняшний день обучение чтению по букварю далеко не единственный метод. Перед родителями стоит непростой выбор. Что выбрать: кубики Зайцева, карточки Домана, буквы Марии Монтессори, МИРР (метод интеллектуального развития ребенка) Павла Тюленева? Конечно же, каждый родитель решает сам, что лучше для его чада. Давайте лишь в общих чертах расскажем, что представляет собой каждая методика.

Обучение методом целых слов придумал американский ученый Г. Доман. Он предлагает уже с 2 месяцев жизни показывать детям карточки со словами и предложениями, одновременно их озвучивая. Сначала уроки длятся по 5-7 минут, затем время обучения увеличивается. И хотя карточки быстро сменяют друг друга, в конце концов ребенок запоминает слово целиком. Стоит отметить, что многоуважаемый Глен Доман советует использовать только специальные карточки: с определенным шрифтом, размером букв, объемом информации. Рукописные тексты, изготовленные родителями самостоятельно, могут не вызвать у ребенка интерес, и, соответственно, читать он не научится. Кроме того, к недостаткам такого метода можно отнести и то, что ребенок воспринимает слово целиком, не запоминая последовательность букв на карточке. Под вопросом остается и сложная система окончаний. Но в общем, как дополнительный метод он не так плох.

Российский педагог Н. А.Зайцев придумал свой метод – он разместил склады на кубиках и таблицах (аудиокассета и учебное пособие прилагаются). Стоит такой комплект довольно дорого, но есть ли от него польза? Неоспоримым достоинством такого метода является его интересная игровая форма. Ребенок с интересом крутит кубики, и в то же время запоминает сочетание букв в складах. Обучение чтению по методике Зайцева хорошо подходит для детей с ограниченными способностями, аутистов. Однако есть и недостатки. Например, ребенку сложно понять, как соединяются звуки, он не может разобраться в составе слова (делит его только на склады). Несмотря на это, практически все школы развития, частные детские сады и другие негосударственные учреждения чаще всего используют именно кубики Зайцева.

Данная методика основана на строгих правилах, полной смене образа жизни всей семьи. Родителям предлагают создавать для ребенка максимально полезную среду: правильно выбирать игрушки, полностью загружать его занятиями во время бодрствования. Тюленев уверяет, что если следовать его рекомендациям с самого рождения, то уже к 2 годам ребенок будет не только читать, но и печатать на компьютере или пишущей машинке. Заманчиво для родителей, которые мечтают вырастить гения. Но нужно ли это для самих детей?

Обучение чтению по методу Монтессори основывается на тактильном, зрительном и слуховом ощущениях. Малышу предлагается гладкая карточка (картонная или деревянная) с шершавой буквой посредине. Он должен обвести ее пальцем так, как ее обычно пишут. Сначала при помощи родителя, затем сам. Одновременно взрослый озвучивает букву. В дальнейшем, ребенку предлагается написать ее в воздухе, найти карточку с буквой с закрытыми глазами, а также другие интересные упражнения. Для знакомства детей с миром букв такой метод очень хорош.

Практические советы

Чтобы обучение чтению было успешным и приносило только положительные эмоции ребенку и родителям, важно запомнить несколько правил.

  1. Наиболее эффективная форма обучения дошкольника – это игра. Сделайте так, чтобы ребенку было интересно, и тогда он быстрее освоит грамоту. Используйте разные игры, задания и упражнения, желательно каждый раз новые.
  2. Уроки должны быть короткими, но частыми и регулярными (ежедневно 3-5 уроков по 8-15 минут).
  3. Подавайте материал доступно и понятно, инструкции должны быть короткими.
  4. Если ребенок засиделся за интересным заданием, не забывайте делать разминку. Можно сделать пальчиковую гимнастику, небольшую зарядку или просто поиграть в подвижную игру.
  5. Выбирайте благоприятное время для урока. Перед тем как научить ребенка читать по слогам, убедитесь, что он в хорошем расположении духа, не хочет спать или есть. В период болезни от уроков лучше отказаться.
  6. Будьте терпеливы. Раздражение в вашем голосе может отбить желание у ребенка заниматься. Правильно рассчитывайте его силы и не давайте слишком сложных заданий.
  7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Каждый человек индивидуален, кто-то осваивает чтение быстро, а кому-то необходимо время, чтобы во всем разобраться.

Совет

Существуют определенные периоды, когда ребенок наиболее успешно осваивает грамоту. Как правило, это теплое время года – конец весны, лето, начало осени. Это связано с обилием витаминов, более длинным световым днем, редкими болезнями. Ребенок в этот период больше двигается, он бодр и позитивно настроен, буквы запоминаются проще, а слоги сами складываются в слова.

Молодой организм, в том числе и мозг, созревает постепенно. Поэтому если ребенку пока не удается достигнуть тех успехов, на которые рассчитывали родители, не нужно его упрекать. Если интенсивно развивать отделы мозга, которые еще не могут работать на полную силу, это может привести к психологическим проблемам, чрезмерной возбудимости и гиперактивности. Обучение детей чтению, прежде всего, должно строиться на интересе.

На свет появился самый любимый и долгожданный ребенок, а вместе с ним и ЛИШНИЙ ВЕС. Но заботы о ребенке не оставляют времени ни на себя, ни на спортзалы. А большинство диет могут иметь опасные последствия как для мамы, так и малыша.

Но так хочется снова надеть свое любимое платье, туфли на каблуках и выглядеть превосходно, как и раньше... Выход есть - истории мамочек о том, как легко сбросить 20+ КИЛО!

Читать далее »

TheRebenok.ru

Как научить ребенка читать по слогам

Если ребенок уже освоил алфавит, то значит, пришло время научить его определять и читать слоги. Многие родители задаются вопросом о том, как объяснить ребенку, что такое слоги, как лучше научить его объединяя составлять из звуков слоги, а из слогов — слова.

Необходимо помнить, что процесс обучения чтению – занятие серьезное и требующее родительской подготовки. Он состоит из нескольких этапов – запоминания букв и звуков, работы со слогами и освоения самих навыков связного чтения. И если изучение алфавита, как правило, дается многим детям легко, то следующий, очень важный этап – объединение букв и последующее чтение слогов у некоторых детей может вызвать затруднения, что замедлит процесс обучения вашего ребенка связному чтению.

Когда можно приступать к обучению ребенка чтению по слогам

Есть несколько педагогических мнений на этот счет:

Методика 1: Перед тем как начать обучение чтению, необходимо убедиться в том, что юный ученик хорошо изучил алфавит, без проблем определяет буквы и правильно воспроизводит звуки.

Для  этого проведите небольшой эксперимент. Поместите перед ребенком азбуку и попросите назвать все ее буквы. Засеките время, которое он потратит на это. Скорее всего, он сделает это за 2–3 минуты. Если провести несложные вычисления, то выяснится, что в этом случае на определение одной буквы у него ушло от 4 до 6 секунд. Значит, чтение простого двусложного слова «мама» займет у него 20–25 секунд. А теперь подумайте, легко ли с такой скоростью читать?

Поэтому знать и определять буквы — немаловажный навык, но для того, чтобы научить маленького ребенка читать, необходимо, чтобы обучаемый, называя буквы, не раздумывал ни секунды. Когда общее время «прочтения» алфавита ребенком будет составлять не более 20 секунд, тогда можете смело приступать к следующему этапу обучения.

Методика 2: Приступать к изучению слогов можно до того, как ребенок выучит все буквы.

Подробней об этой методике, описанной педагогам дошкольного образования, и других важных правилах, которые необходимо знать перед тем, как учить ребенка читать — вы узнаете из статьи по ссылке.

Научить читать малыша самостоятельно, без помощи дидактических пособий, родителям будет сложно. Поэтому необходимо озаботиться приобретением букваря. На сегодняшний день существует великое множество этих пособий – от новаторских до классических. Наиболее интересными и доступными методиками в обучении чтению отличаются буквари Е. Бахтиной и Н. Жуковой.

Учим определять и читать слоги, используя методику Е. Бахтиной

Суть заключается в следующем: после того, как обучаемый освоил беглое (автор акцентирует на этом внимание!) определение букв алфавита, нужно научить его сначала складывать буквы в слоги, затем слитно их произносить. Заключительным этапом должно быть запоминание написания и произношения слогов, их вариаций.

Например: Вы указываете на любой слог, допустим — «НА», и поясняете, что здесь буквы «дружат», поэтому оказались вместе рядом. «Н» и «А» встретились и подружились, поэтому вместе получилось «НА». Повторите несколько раз в течение дня, что «Н» и «А» вместе – «НА», закрепите на следующий день. Используя эту же схему, приступайте к запоминанию других буквосочетаний. Вначале пусть это будут открытые (заканчивающиеся на гласную слоги «ТА», «ДА», «БА», и т.д). Обязательно подкрепляйте то, что говорите наглядным изображением. Сделайте несколько табличек с изучаемыми буквосочетаниями или воспользуйтесь материалами из букваря.

Важные моменты

  • В начале обучения избегайте слогов с йотированными гласными «я», «е», «ю» и сложными в произношении согласными – шипящими «ф», «ш», «щ», ч».
  • Не делайте перерывов в обучении, тренируйте определение и произношение слогов не только во время непосредственных занятий с букварём, но и, например, на прогулках. Обращайте внимание юного ученика на вывески, учите его читать уже знакомые слоги, показывайте и обращайте внимание на незнакомые сочетания букв. Постепенно усложняйте задания, переходите к более сложным слогам, содержащим шипящие согласными и йотированные гласные.

Автор этой методики предлагает объединить зрительное (визуальное) восприятие ребенком слога и его звуковое наполнение для того, чтобы обучаемый мог не только читать слоги, но и «распознавать» их визуально.

Тренировка зрительной памяти ребенка сослужит вам хорошую услугу и в дальнейшем, ведь дети с хорошей зрительной памятью, как правило, грамотно пишут, не особо утруждая себя знанием правил орфографии.

Именно потому что просто «воспроизводят» правильное написание слова по памяти.

На этом этапе важно не спешить, но если вы видите, что ребенок без проблем складывает из букв слоги, прочитывает их, называет и определяет в частях различных слов – тогда можно переходить к освоению и чтению двухсложных (не более слов).

Если же предыдущий способ оказался не очень эффективным, и, пользуясь им, вам не удалось научить ребенка быстро и эффективно читать по слогам, то рекомендуем попробовать другую методику.

Методика Н.С Жуковой, автора классического школьного букваря

Скачать букварь Жуковой

Научить ребёнка составлять из букв слоги, используя букварь Жуковой можно следующим образом.

Берутся две простейших буквы – «М» и «А». Сочетание этих букв знакомо любому малышу буквально с первых месяцев его жизни, оно для него родное, элементарное в произношение и в запоминании, так как является частью слова «мама».

На картинке видно, что одна буква постепенно приближается, бежит к другой. Акцентируйте на этом внимание обучаемого! Произнесите вместе с учеником букву «М», как бы растяните её, постепенно превращая звук из «М» в «МАааааа». Первый звук при этом сокращается, а второй удлиняется. Следуя предложенной схеме, переходите к образованию других простейших открытых слогов: «НА» «НО», «ТА», «ВА», «ПО», «ДО», «МУ» и т.д. Можно поэкспериментировать с образованием простейших слов, смысл которых хорошо понятен ученику. «МА-МА», «ПА-ПА», «ВА-ТА», «НО-ТА». При этом не забывайте об артикуляции — протягиваем первый звук слога, второй произносится короче.

Важные моменты

  • Необходимо учить детей анализировать те слоги, которые они прочитали. В процессе занятий задавайте ребёнку вопросы: «сколько букв в этом слоге?», «какие это буквы?», пусть ребёнок их перечислит.
  • Нужно следить, чтобы ученик при чтении слогов не «отрывал» буквы друг от друга, не допускайте прочтения слогов путём названия букв, а не проговаривания звуков. Напоминайте, что первый звук нужно немного «протянуть», а второй сказать короче.
  • Старайтесь, чтобы в процессе обучения ребёнок мог определить на слух, сколько звуков (букв) вы произносите. Каким был первый звук, каким второй. На начальном этапе потренируйтесь на простейших звукосочетаниях «ау», «уо», «уа».

Методика Н. Жуковой может показаться родителям более удобной и доступной для того, чтобы объяснить малышу, каким именно образом буквы объединяются в слоги.

Тем не менее, методика Бахтиной рассчитана на обучение чтению самых маленьких детей — от двух лет. Автор утверждает, что уже в возрасте трёх лет, дети, регулярно обучающиеся чтению с использованием её методики, могут уверенно читать.

Необходимо принимать во внимание, что процесс обучения чтению у всех детей протекает по-разному. Один ребёнок быстро освоит процесс объединения звуков и букв в слоги, у другого могут возникнуть трудности на этом этапе. Не переходите к следующему этапу – чтению двусложных слов, если ребёнок неуверенно читает по слогам. Наберитесь терпения, проводите занятия регулярно, не бойтесь пробовать разные методики и способы обучения чтению.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра Дружинина Елена

Развивающий мультфильм Роберта Саакаянца — «Учимся читать по слогам»:

MaryPop.ru

Как научить ребенка читать по слогам

(13 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

Часто родители спрашивают: «Когда необходимо учить малыша читать, сколько времени понадобится для успешной подготовки к школе?». Существует множество методик по обучению детей чтению. По одним учить читать предлагается 1,5-2 лет, по другим – непосредственно за год до школы. Какой компромисс выбрать?

Когда надо начинать учить ребенка чтению?

Алфавит русского языка для детей

Затронем немного аспект развития малышей. У детей дошкольного возраста еще не сформировано произвольное внимание, ребенок часто отвлекается на малейшие внешние раздражители. Только к шести годам малыш учится управлять вниманием самостоятельно. Поэтому занятие у дошкольников должно длиться не более 15 минут, в противном случае малыш устанет, начнет отвлекаться и потеряет интерес к чтению.

У детей дошкольного возраста хорошо развито наглядно-образное мышление, иначе говоря: «Что вижу — то понимаю». Это значит, что ребенок усваивает объяснение материала только в том случае, когда оно сопровождается иллюстрированием. Под иллюстрированием понимают не только картинки с буквами, но и анимацию, рисование, конструирование и прочие виды деятельности. Для формирования правильного произношения ребенок должен видеть и слышать, как произносится звук.

Прежде чем начать обучение чтению, необходимо ответить на вопросы:

  • как разговаривает ребенок: предложениями или отдельными словами;
  • насколько правильно малыш произносит отдельные слова;
  • какие звуки ребенок не выговаривает;
  • правильно ли выполняет малыш простые инструкции.

Если малыш плохо разговаривает, не выговаривает отдельные звуки или имеет какие-либо еще логопедические проблемы, не умеет выполнять то, что попросила мама, торопиться с обучением чтению не рекомендуется. Такого ребенка очень трудно научить читать, неудачи в процессе обучения могут отбить желание учиться. Изначально рекомендуется решить с логопедом речевые проблемы, а затем приступать к обучению чтению.

Категорически запрещается учить ребенка читать, когда он этого не хочет, особенно с применением физических наказаний.

Малыш озлобится, в дальнейшем перестанет учиться в школе. Процесс обучения необходимо организовывать по взаимному желанию в игровой форме. Одни дети с удовольствием учатся читать по книжке, других можно научить только в игровой форме. Подбор правильной методики обучения чтению – залог быстрого и успешного усвоения материала.

Оптимальным возрастом для обучения чтению является период от 3 до 7 лет в зависимости от развития малыша. Многие дети до 5 лет не понимают смысла прочитанного, поэтому быстро теряют интерес к учению. К началу обучения чтению ребенок должен уметь объяснять свои мысли, рассказать, что видит на картинке, выполнять простые инструкции. Он должен желать учиться без указки родителей.

Как научить ребенка читать по слогам?

Для обучения чтению рекомендуется приобрести пособие Н.С. Жуковой «Букварь», в котором сочетается оригинальная методика автора по обучению чтению с логопедическим компонентом. Почему именно он? Во-первых, по структуре и иллюстрациям пособие отличается от школьных аналогов. Во-вторых, в книге доступно объясняется на начальных этапах, как соединять буквы в слоги. Богатый иллюстративный материал и дополнительные задания внизу страницы помогут закрепить выученный материал.

Сначала учат читать гласные А, О, У, Э, Ы, затем согласные. Согласные необходимо произносить как звуки М, Л, Б, а не как буквы эМ, эЛ, Бэ. Если это правило нарушить, ребенку трудно будет сопоставить звук-буква, он так и будет читать: эМА-эМА. Переучить будет очень сложно.

Перед изучением новой буквы обязательно необходимо повторять пройденный ранее материал. Для этого подбираются для чтения слова, где присутствуют выученные буквы и слоги. Это способствует запоминанию и закреплению материала.

Советуем также прочитать статью Правила личной гигиены для детей дошкольного возраста

Нельзя научить ребенка читать по слогам, если он не знает букв, из которых состоит слог. Для составления слогов малышу нужно знать основные гласные: А, О, У, Э, Ы. Ребенок должен понимать, как формируется слог. В пособии Н.С. Жуковой данный материал качественно проиллюстрирован. Рассматриваем картинку на странице 14:

— Какая первая буква? – спрашивает мама.

— М,- отвечает малыш.

— К какой букве бежит М?

— К букве А.

— Вот и получается: М-м-м-А. Пока буква М бежит к А нельзя останавливаться: они произносятся слитно друг возле друга.

Когда малыш выучит 2-3 таких сочетания, он уже будет понимать принцип построения слогов и дальнейшие звуки начнет складывать самостоятельно. Такая методика позволяет на лету складывать слоги и перейти на поздних этапах к беглому чтению. Сложные слоги, которые состоят из трех и более букв, учат тогда, когда малыш без затруднений составляет и произносит слоги из двух букв.

Не рекомендуется в процессе обучения чтению по слогам произносить каждую букву по отдельности, например, М и А будет МА. В этом случае период чтения по слогам значительно затянется. Лучше произносить нараспев: М-м-м-А, такой способ чтения способствует зрительному запоминанию слогов и более быстрому переходу на чтение по словам.

При чтении слов следует обращать внимание на две вещи. Первое: ребенок должен плавно соединять слоги в слове. Второе: делать паузы между словами и понимать прочитанное. Рассмотрим на примере: откроем страницу 33 пособия Н.С.Жуковой.

Перед нами предложение: «У На-ты но-ты». Читаем нараспев: «У [пауза] С-с-с-А-а-а-Ш-и [пауза] У-у-Ш-и». Задаем вопросы: «О чем ты прочитал?», «Что у Саши?», «У кого уши?». Подобные вопросы способствуют пониманию прочитанного текста. Если малыш затрудняется сразу ответить на вопрос, его просят найти ответ в предложении.

Можно ли быстро научить ребенка чтению?

Научить ребенка читать быстро можно только при систематических занятиях. Заниматься с малышом рекомендуется в одно и то же время. Длительность занятий составляет 10-15 минут. Когда малыш научится составлять слоги, занятия постепенно увеличивают до 30 минут.

Занятия чтением необходимо сочетать с другими видами деятельности. Ребенку предлагают раскрасить выученную букву и прописать печатный вариант. Таким образом, у малыша не только работает запоминание, но и развиваются мелкие мышцы руки, что способствует более быстрому обучению письму. Картинка должна быть крупной, иллюстрация не должна отвлекать от буквы, содержать возможность обвести букву по пунктиру и прописать ее в строке.

Также можно закреплять выученный материал с помощью кубиков с буквами. Для этой цели оптимально подойдут «Умные кубики» с тренажером для письма. Малыш не только будет механически соединять буквы в слоги, произносить полученные сочетания, составлять слова и предложения, но и обводить контуры каждой буквы в трафарете.

Как научить ребенка читать бегло?

Для того чтобы научить читать бегло, используют различные методики. Рассмотрим несколько. Следует помнить, что для обучения беглому чтению необходимо освоить весь алфавит, уметь читать по слогам.

На первом этапе взрослый читает первое предложение, предлагает ребенку за ним повторить. Далее читают 3-4 предложения, малыш повторяет. В процессе чтения необходимо корректировать интонацию, расстановку логических пауз, исправлять ошибки в словах.

Далее берется текст, в котором некоторые слова заменены картинками. Ребенок читает предложения, подставляя слова по картинке. Когда с такого рода текстами малыш легко справляется, предлагают тексты с пропущенными словами без картинок. Пропущенные слова должны быть такими, чтобы они легко узнавались по смыслу. Ребенок должен интуитивно подставить недостающее слово.

Особое внимание следует уделять чтению слов с предлогами. Слова с предлогами должны читаться слитно. Для тренировки можно подбирать печатные тексты, в которых убирать предлоги. Ребенок учится подставлять их по смыслу, вырабатывается беглое чтение.

Также предлагаем Вам ознакомится с видео, в котором подробно рассказывается о процессе обучения ребенка чтению по слогам.

www.prodetey.com


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]