Как ребенка с дцп научить ходить


Как помочь ребенку с дцп ходить и говорить

В сегодняшней статье мы поговорим о том, как помочь ребенку с дцп. Большую группу детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом. Ведущим дефектом в клинике заболевания является двигательный дефект, который может проявляться недоразвитии, нарушении или утрате двигательных функций.

Часть детей с ДЦП не имеет отклонений в развитии познавательной деятельности, тем не менее, у многих детей отмечаются задержка психического развития, речевые нарушения, нарушения функций других анализаторов (зрения, слуха). К причинам нарушений опорно-двигательного аппарата относятся: внутриутробная патология (инфекционные, вирусные заболевания, перенесенные во время беременности, токсикозы в тяжелой форме и др.), родовая травма, асфиксия, патологические факторы, действующие на ребенка в течение первого года жизни (перенесенные малышом менингит, энцефалит, травмы, ушибы головы). В настоящее время врачи называют одной из самых частых причин возникновения ДЦП сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой.

К особенностям проявления нарушений у детей с ДЦП относятся задержка и нарушение формирования всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипуляций. На ранней стадии двигательное развитие может характеризоваться неравномерностью: к 8-10 месяцам, когда обычные дети уже умеют сидеть, пробуют стоять, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто еще не могут держать голову, хотя, как и ровесники, начинают переворачиваться, пробуют садиться.

У ребенка с ДЦП в этом возрасте еще может не быть реакции опоры, зато он может тянуться к игрушке и захватывать ее, установка тела при стоянии и ходьбе чаще всего дефектна из-за патологии тонуса мышц, ограниченности произвольных движений, наличия насильственных движений или нарушением равновесия и координации.

Отклонения в развитии детей с ДЦП

Отклонения в психическом развитии детей с ДЦП определяются временем, степенью и локализацией поражения головного мозга: чем раньше произошло поражение головного мозга в период внутриутробного развития, тем тяжелее дефект.

Характерными нарушениями являются различные нарушения познавательной и речевой деятельности, в плане эмоционально-волевой сферы у одних детей отмечается повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других, напротив – вялость, заторможенность реакций.

У деток с ДЦП личность формируется своеобразно: если не проводить специальных занятий с дефектологом, самим родителям не формировать в ребенке чувство уверенности и самостоятельности, велика вероятность того, ребенок вырастет застенчивым, робким, обидчивым и слишком чувствительным. Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение общего и профессионального обучения. В коррекционной работе, направленной на реабилитацию ребенка с ДЦП и адаптацию в социуме, важна согласованность действий докторов, педагогов-дефектологов, психолога, воспитателя и родителей.

В комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий должны быть включены: медикаментозное лечение, гомеопатия, массаж, физиотерапия, ортопедическая помощь, комплекс ЛФК, водные процедуры.

Обучение и воспитание такого ребенка должно проводиться в рамках коррекционного обучения и воспитания: подготовка ребенка с ДЦП к школьному обучению предполагает не только развитие двигательных функций, но и работу по формированию психических функций, коррекции звукопроизношения, овладению речью на уровне грамматики и синтаксиса, работа по становлению функции письма.

Работы по социальной адаптации

Параллельно социальными работниками, психологами, педагогами-дефектологами должна проводиться работа по социальной адаптации, которая заключается в формировании навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентации, навыков коммуникации. Такие занятия проводятся в игровой форме, в ходе таких уроков ребенку проще усвоить навыки повседневной жизни.

Доктора уверены: если верно установлена причина возникновения ДЦП, при правильно подобранном лечении, индивидуально разработанном для конкретного ребенка комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий, верно выбранному курсу обучения и воспитания особых деток прогноз весьма благоприятный – до 80% детей с диагнозом ДЦП могут быть излечены до полного восстановления. При этом до 90% детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут посещать общеобразовательные школы (опять же при условии верно выбранной тактики воспитания и обучения в дошкольном возрасте).

Кроме того, в настоящее время медицина предлагает не только традиционные, но и нетрадиционные методики лечения, включающие в себя весь комплекс необходимых мер по реабилитации и социальной адаптации особых детей. Родителям важно помнить и то, что чем раньше начато лечение, тем более очевиден благоприятный результат. Мануальные терапевты уверены, что тот дефект, который может быть вылечен в первый год жизни ребенка, будет устранен легче при своевременном обращении, если же затянуть с обращением к доктору – не помогут и пять лет лечения.

И самое главное – при достижении определенного уровня развития ребенка, улучшению физического состояния малыша не нужно прекращать занятий. Напротив, самим родителям следует заниматься с ребенком в домашних условиях: проводить несложные игры на двигательную активность, занятия на развитие памяти, внимания и мышления, выполнять все рекомендации и домашние задания логопеда, обучать самостоятельности в быту. Если вести себя с особым ребенком как с обычным, не формировать в нем иждивенческий стиль поведения, социальная адаптация пройдет намного легче, и особый ребенок сможет стать действительно полноценным Человеком.

detkambest.ru

Ребенок ходит на носочках: почему и как исправить?

Дцп представляет собой тяжелую болезнь, при которой часто наблюдается хождение на цыпочках. Однако, такое явление у деток с данным диагнозом встречается реже, чем при других отклонениях.

Помимо этого, на наличие у ребенка дцп могут указывать многие симптомы, поэтому верный диагноз может установить только доктор. В этой статье мы расскажем вам о том, как научить ребенка ходить.

Приветствую вас, дорогие гости! Разберем сегодня проблему, когда ребенок ходит на носочках.

Почему ребенок ходит на носочках?

Любые движения, которые выполняет человек, управляются его нервной системой.

Каждая ее часть отвечает за определенную функцию. Ее можно сравнить с пирамидой, где все должно находиться на правильном уровне.

Уникальная система в мозгу позволяет нам выполнять любые движения, которые мы захотим. Все виды нарушений нервной системы в медицине давно уже определены.

К сожалению, среди них часто встречается такое заболевание, как детский церебральный паралич.

Американская медицина считает хождение на носочках нормальным явлением, если ребенку не исполнилось три годика.

Иностранные специалисты объясняют это тем, что если у малыша, который только учится навыкам ходьбы, его первый опыт может включать в себя несколько экспериментов.

Но нужно учитывать, что то, что было раньше нормой, в дальнейшем может перейти в привычку и послужить серьезным поводом для переживаний. Научным термином данное явление называется идеопатическим хождением.

Чтобы обнаружить такое хождение у своего ребенка, возьмите и поднимите его за подмышки над столом, чтобы ноги дотронулись до его поверхности.

При этом ребенок должен быть слегка наклонен вперед, чтобы начать ходьбу. Когда он начнет двигать ножками, ставя их полностью на стол, можете не бояться за его нервную систему.

Но если малыш начинает ходить на носочках, обязательно покажите его доктору.

Что делать взрослым?

Если у вашего малыша кроме идеопатической ходьбы наблюдаются и другие признаки, возможно у него присутствуют неврологические нарушения.

В этом случае необходимо обратить внимание на бессонницу, непроизвольные запрокидывания головы, нервозность в дневное время. Доктор поставит правильный диагноз и назначит эффективную тактику лечения.

Самыми частыми методиками терапии, направленными на усовершенствование мускулатуры и опорно-двигательного аппарата являются лфк и оздоровительный массаж.

Ни в коем случае нельзя выбирать комплекс занятий либо техники массажа самостоятельно, не посоветовавшись со специалистом.

Доктор параллельно может прописать вашему малышу комплекс лекарственных препаратов. Каждый организм индивидуален и решать проблемы со здоровьем без врача не правильно.

Задача родителей состоит в том, чтобы показать своего малыша нескольким специалистам, чтобы установить причину нарушений и подобрать максимально действенный метод терапии.

Рекомендуем эффективный тренажер.

Специальные комплексы для укрепления мускулатуры.

Как бороться с пирамидальной недостаточностью?

Деткам с дцп, у которых наблюдается пирамидальная недостаточность, показан курс лечебного массажа.

Он должен выполняться только профессионалом. При помощи методик массажа у ребенка будут разрабатываться мышцы и снижаться тонус.

Такую коррекцию важно повторять каждые полгода. Взрослые не должны оставаться в стороне, им нужно научиться делать эту процедуру, чтобы в дальнейшем ребенок смог полноценно ходить.

Детям обязательно прописывают витамины, чтобы стимулировать энергетический обмен в организме. Помимо массажа и медикаментов маленьким пациентам делают физиотерапевтические процедуры.

  Массажные коврики

Специалист ортопед посоветует, в какой обуви лучше заниматься.

                      Ортопедическая обувь для детей

Деткам с данной проблемой необходимо разрабатывать голень, растягивать мышцы. Через время малыш постепенно опустится на пятки, а в будущем будет все чаще применять их в ходунках без поддержки.

Разрабатывайте стопу крохи вперед – назад. Возьмите ногу ребенка и рисуйте пальцем узоры на подошве. Это очень эффективное упражнение.

Особо действенными считаются спец. Тренажеры. Таким оборудованием служит фитбольный мяч.

Положите малыша на него, плавно качайте в стороны, держа его за руку. Поднимите его над мячом и пусть перебирает ножками вдоль фитбола.

Идеально, если при этом задействованы оба родителя. Один перебирает ногами, а другой держит кроху.

 Здесь вы найдете любое приспособление, подходящее вашему крохе и по вашему бюджету.

Что важно исключить в процессе лечения?

  1. Пассивность взрослых. Многие останавливаются на этапе, когда ребенок начал опускаться на пятки. Но помните, что чудес не бывает и всего нужно добиваться упорным трудом. Избыточный тонус остается, а это значит, что существует огромная вероятность того, что дите снова станет на носки.
  1. Малыш начал опускаться на пятки, но алгоритм действий остался не проработанным. Ни в коем случае нельзя останавливаться, ведь тогда ребенку придется проходить курс терапии вновь.
  1. Малыш нормально ходит, но иногда стает на носки. Многие специалисты советуют делать перерыв в коррекции, но этого делать не нужно, ведь тогда ситуация будет запущена, ребенок не сможет ходить без опоры и лечение будет уже более сложным.

Потрясающих результатов можно достичь, если заниматься с малышом плаваньем и постоянно ходить с ним по гальке.

  Детские бассейны.

Не стоит отдавать предпочтение какому-то одному типу коррекции. Развивайте малыша комплексно и позитивный эффект не заставит себя долго ждать.

Мать больного ребенка придумала «ходунки» для детей с ДЦП

Израильтянка Дебби Эльнатан (Debby Elnatan), чей сын Ротем страдает детским церебральным параличом (ДЦП), разработала поддерживающее приспособление, позволяющее детям с этим заболеванием находиться в вертикальном положении и ходить, будучи «пристегнутыми» к матери или отцу. Как сообщает The Daily Mail, устройство Firefly Upsee на днях запущено в массовое производство северо-ирландской компанией Leckey.

Firefly Upsee

Представляет собой подвесную страховочную систему, в которую помещается ребенок, пристегиваемую к поясу, обхватывающему талию взрослого. Специально сконструированные «двойные» сандалии позволяют ребенку и взрослому двигаться синхронно, оставляя при этом руки свободными.

За последние три месяца Firefly Upsee прошло успешные испытания в 20 семьях с детьми, страдающими ДЦП, из Великобритании, США и Канады. Компания Leckey планирует 7 апреля выпустить приспособление, предназначенное для детей от 3 до 8 лет, на мировой рынок по цене 540 долларов за штуку включая доставку.

Дорогие читатели, мы с вами на этом прощаемся, до новых интересных статей, которые вы сможете прочитать подписавшись на наш блог.

Буду вам признательна, если оставите свой комментарий и поделитесь с друзьями, тем более это так просто, жмяк по иконке соц-сетей и все. До встречи!

на главную

mamaalay.ru

Глава 15. Туалет

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

– Этапы обучения пользованию туалетом – Как правильно удерживать младенца – Как правильно поставить горшок

– Как учить ребенка быть самостоятельным

Одним детям требуется больше времени, чтобы научиться пользоваться туалетом, другим – меньше, но почти для всех это трудная задача. Разные семьи начинают обучать ребенка быть опрятным в очень разном возрасте, поэтому мы можем дать здесь только общие рекомендации. Обычно у детей приблизительно в возрасте одного года появляется представление о том, для чего нужен горшок, и они начинают проситься на него, показывая жестом, что им нужно. Когда ребенок учится самостоятельно ходить, он часто бывает так поглощен этим занятием, что слишком поздно сообщает о том, что ему пора на горшок. Но, тем не менее, он постепенно становится самостоятельнее, и где-то к двум годам уже может потерпеть до того момента, когда закончит игру. Часто в этот период можно видеть, как ребенок начинает выгибаться и подпрыгивать, стараясь дотерпеть до последнего момента. Примерно в четыре года ребенок начинает самостоятельно ходить во взрослый туалет. Он уже может снять и надеть штаны, а потом освоит молнии и пуговицы. Мы видим, что для того, чтобы научить малыша быть опрятным, требуется много времени. Иногда случаются неудачи, например, когда ребенок возбужден или чем-то занят или когда его внимание сосредоточено на освоении других навыков, например, когда он учится ходить.

Ребенку с церебральным параличом, у которого много проблем с движениями, возможно, потребуется больше времени, чтобы научиться не пачкать и не мочить штанишки. Так что не поддавайтесь соблазну и не сравнивайте его с детьми ваших друзей или с его братьями и сестрами. Неважно, сколько времени потребуется для достижения результата, важно поощрять стремление ребенка быть самостоятельным и давать ему возможность учиться с подходящей именно для него скоростью. Например, ребенку с церебральным параличом потребуется больше времени, чтобы научиться сохранять равновесие в положении сидя, поэтому ему труднее расслабиться, сидя на горшке, и понять, что от него требуется.

Если все ваши попытки научить малыша ходить в туалет заканчиваются провалом, не падайте духом. Кроме физических трудностей, тут могут быть и другие причины. Например, малышу может казаться, что после рождения младшего брата или сестры он получает недостаточно внимания, или он видит, что вы больше занимаетесь им, когда меняете ему подгузник, чем тогда, когда он самостоятельно сидит на горшке.

Одежда

Подгузники и непромокаемые штаны

Выбирайте удобные для ребенка подгузники, которые крепко застегиваются, хорошо впитывают жидкость, с дополнительной защитой от протекания. Детям с пупочной грыжей рекомендуются специальные памперсы, которые маркированы на пакете надписью «Pampers 4 micro-nappies», у такого памперса есть специальный вырез, который оставляет пупок свободным. Если у вашего малыша чувствительная кожа, лучше использовать дополнительные прокладки или мягкие хлопчатобумажные вкладыши в подгузники – они защищают кожу от раздражения. Большинство родителей считают, что непромокаемые штаны с завязками удобнее, чем застегивающиеся на кнопки. Некоторые младенцы с пониженным тонусом ограничены в своих движениях из-за того, что их ноги чрезмерно согнуты, отведены и повернуты наружу в тазобедренных суставах. Подгузник создает дополнительный объем между ножек, при этом нарушение в движениях усугубляется, что мешает ребенку сидеть, переворачиваться, вставать на четвереньки и ползать. Очень важно начать удерживать бедра ребенка в более нейтральном положении, прежде чем у него начнут развиваться неправильные компенсаторные образцы движений. Специалист, который занимается с вашим ребенком, покажет вам, как это можно сделать с помощью легкой хлопчатобумажной пеленки, которая складывается треугольником и фиксирует бедра поверх подгузника. Для этого прекрасно подходят пеленки из мягкой махровой ткани, хотя их и приходится часто стирать. Пеленку можно складывать разными способами, чтобы контролировать излишнюю внешнюю ротацию или асимметричное положение бедер.

Многим родителям больше всего нравятся непромокаемые штаны с поливинилхлоридным наружным покрытием и мягкой махровой тканью внутри. Их обычно используют вместо памперсов, когда хотят научить малыша быть опрятным. Памперсы среднего размера для детей от года до двух-трех лет очень гигроскопичны и выкроены так, что между ножками ребенка оказывается только узкая полоска. Подвижным детям это не мешает двигаться.

Трусы и штаны

Когда ребенок в возрасте от года до трех лет уже научился какое-то время терпеть и сам ходит в туалет, лучше всего покупать ему обычные трусы. Для ребенка постарше с более тяжелыми проблемами подойдут штаны с эластичным верхом и с отстегивающейся передней частью, которая крепится липучками на талии.

Полезные приемы

Есть одно золотое правило, как менять подгузник ребенку (о нем нужно помнить и тогда, когда вы надеваете сухой подгузник, и когда снимаете мокрый), особенно оно касается детей с преобладающим тонусом в мышцах-разгибателях. Никогда не поднимайте ребенка за обе ноги одновременно – его центр тяжести сразу переместится к плечам и голове, а это приведет к тому, что спастичность в ногах усугубится. Лучше поднимать ноги ребенка по очереди, при этом поворачивая его таз. Большинство детей с детским церебральным параличом лежат на спине в асимметричной позе. Асимметрия развивается особенно рано у детей со спастической гемиплегией (когда нарушения движений есть только в одной половине тела). Можно избежать асимметричного положения во время смены подгузника, если использовать коврик для пеленания с полукруглым вырезом в середине и приподнятым бортиком по сторонам. Вы можете положить ребенка так, чтобы рука и нога на спастичной стороне тела, которые находятся в ретракции (то есть смещены назад), лежали на бортике (рис. 15.1). В некоторых случаях, чтобы удержать ребенка в симметричном положении, уменьшить разгибание тела или ретракцию, удобно менять подгузник на клиновидной подушке или на другой наклонной поверхности. Вот четыре этапа обучения опрятности: – начало формирования контроля; – произвольный контроль; – обучение самостоятельности;

– самостоятельность.

Начало формирования контроля

Многие дети с церебральным параличом, сидя на горшке, чувствуют себя неуверенно, поэтому им трудно расслабиться и сидеть чуть наклонившись вперед, в позе, которая способствует сокращению брюшных мышц и освобождению кишечника.

Куда поставить горшок?

Важно поставить горшок в таком месте, чтобы ребенок чувствовал себя безопасно и мог расслабиться. Если он не удерживает равновесие в положении сидя, маме придется самой поддерживать его и следить за тем, чтобы его бедра были согнуты, ноги разведены, а плечи и руки выведены вперед (рис. 15.2).

Рис. 15.1. Так вы можете во время смены подгузника использовать бортик коврика для пеленания, чтобы избежать асимметрии или ретракции плеча и бедра с одной стороны.

Рис. 15.2. Можно поставить горшок на стул между своих ног, так будет легче перенести вес тела ребенка вперед, удерживая его бедра согнутыми и разведя ему ноги.

Выбор горшка[22]

Горшок фирмы Mothercare

Мы очень рекомендуем горшок такой формы, потому что он устойчивый, с прочным расширяющимся к низу основанием и хорошей спинкой. Ребенок чувствует себя на нем удобно и безопасно, может поставить обе ноги на пол (рис. 15.3).

Рис. 15.3. Горшок фирмы Mothercare.

Музыкальный горшок

Некоторые мамы обнаружили, что горшок, который играет мелодию, когда ребенок успешно справился со своей задачей, является очень хорошим стимулом. Чаще всего, независимо от пола ребенка, используют горшок для мальчиков, у которого есть передняя стенка, защищающая от брызг.

Стульчик-горшок фирмы Mothercare с убирающейся перекладиной

Для ребенка, который может сидеть с поддержкой, мы рекомендуем такой пластиковый (его легко мыть) стульчик с горшком и со съемной деревянной перекладиной впереди. У стульчика широкое основание, поэтому он очень устойчив (рис. 15.4,а). Для детей постарше рекомендуется стульчик с горшком фирмы Smirthwaite – его высоту можно регулировать. При необходимости к нему можно присоединить регулируемую подставку для ног (рис. 15.4,6). На рис. 15.5 и 15.6 представлены две очень простые конструкции, мы успешно использовали их для детей более старшего возраста, которые могут удерживать равновесие в положении сидя, но не могут расслабиться на горшке, если им не за что держаться руками. В первом варианте горшок ставится в прочную картонную коробку с перекладиной, за которую можно держаться (рис. 15.5), а во втором – в перевернутую табуретку (рис. 15.6). Другой способ дать ребенку возможность почувствовать себя безопасно и расслабиться – поставить горшок в угол комнаты, а к нему придвинуть стул или табуретку.

Рис. 15.4. а – стульчик-горшок фирмы Mothercare со съемной перекладиной; б – регулируемый стульчик с горшком фирмы Smirthwaite.

Рис. 15.5. Горшок, поставленный в картонную или деревянную коробку с перекладиной, за которую можно держаться руками.

Рис 15.6. Горшок, поставленный внутрь большой перевернутой табуретки, дает ребенку ощущение безопасности, а перекладины табуретки расположены как раз на таком уровне, что ребенок может за них держаться.

Произвольный контроль

Приучение к горшку – вопрос, который многие десятилетия интересует педиатров, детских психологов и других специалистов по детскому развитию. Эта проблема обсуждается во многих изданиях для родителей по воспитанию детей, каждая такая книжка отражает взгляды, популярные в момент ее написания. Родителям детей с церебральным параличом неизбежно придется самим решать, когда и как обучать малыша этим навыкам. Мы хотим только обратить внимание на особые потребности ребенка, связанные с его двигательными нарушениями. Полезно подчеркнуть следующее. – Регулярность. В идеале, когда ребенок дома, нужно сажать его на горшок через равные промежутки времени, даже если он уже вышел из младенческого возраста. – Объяснения. Объясняйте ребенку, почему вы собираетесь посадить его на горшок, и чего вы от него при этом ждете. – Одобрение – желание заслужить похвалу. У ребенка должно появиться желание доставить вам удовольствие, иначе он не поймет, зачем переставать пачкать подгузники. Вы, в свою очередь, должны дать ему:

– Ощущение безопасности. Не уходите далеко, чтобы ребенок мог позвать вас. Тогда он будет чувствовать себя в безопасности, зная, что вы в любой момент придете ему на помощь.

– Стимул. Всегда хвалите ребенка за то, что у него сухие и чистые штанишки. Но так же важно не нервничать, не сердиться и внутренне не раздражаться в случае неудачи. От этого малыш только станет тревожнее или начнет упрямиться.

Обучение самостоятельности

Первый этап

Можно считать, что ребенок достиг «первого уровня» самостоятельности, если научился сообщать вам, что ему нужно на горшок. Очень важно, чтобы жест или слово, которое он употребляет для этого, были известны не только вам, но и всем, с кем он проводит время. Похвала и поощрение очень важны на данном этапе. Полезно помнить, что обычно контроль над дефекацией появляется приблизительно в 19 месяцев, раньше, чем контроль за мочеиспусканием, да и заметить, что ребенку нужно «по-большому» гораздо легче. Контроль за мочеиспусканием в дневное время появляется примерно в 21 месяц. Как правило, мальчики обучаются этому позже девочек, но и те и другие сначала привыкают не мочить и не пачкать штаны днем, и только потом могут научиться контролировать себя ночью.

Второй этап

Этот уровень самостоятельности достигается, когда ребенок может: – взять и отнести на место свой горшок; – самостоятельно сесть и встать с горшка;

– снять и надеть штаны.

Вы можете помочь ребенку,

– выбрав горшок, на котором ему удобно сидеть, поставив обе ноги на пол; – поставив горшок в такое место, где он будет чувствовать себя безопасно и где сможет держаться, если ему трудно сохранять равновесие; – дав возможность держаться за что-то руками, когда он садится и встает с горшка; – помогая ему в течение всего дня учиться вставать из положения сидя, надежно захватывать предмет и держаться одной рукой, и другим необходимым навыкам. Специалист, который занимается с вашим ребенком, покажет вам, как разделить обучение этим навыкам на маленькие шажки. Например, можно начать с того, что малыш делает сам первое и заключительное движение, а затем самостоятельно садится на горшок. Рис. 15.7 показывает, как ребенок может держаться за тяжелый стул, когда учится снимать штаны.

Если ребенок уже научился по вашей просьбе приносить горшок, ставьте его всегда в одно и то же, удобное для малыша, место и объясните всем, с кем ребенок остается в течение дня, что он уже умеет сам брать горшок.

Рис. 15.7. Когда ребенок начинает учиться снимать и надевать штаны, иногда бывает удобно держаться рукой за тяжелый стул.

Рис. 15.8. Мальчику бывает легче справиться с горшком в таком положении, если есть перекладина, за которую он может держаться рукой. Мальчику, который хочет делать все сам, но не умеет стоять, можно на короткое время разрешить пользоваться горшком стоя на коленях – это поможет ему почувствовать себя самостоятельным (рис. 15.8).

Специальные приспособления для туалета

Если ваш ребенок уже дорос до того, чтобы пользоваться туалетом, важно обеспечить ему возможность сидеть безопасно, чтобы мышцы живота могли расслабиться. Под ноги нужно поставить специальную подставку или коробку с нескользкой поверхностью. Могут понадобиться также подлокотники или специальные перила.

Рис. 15.9. Сиденье Колумбия", детская модель.

Рис. 15.10. Адаптированное сиденье для унитаза.

Приспособления следует подбирать с учетом индивидуальных потребностей вашего малыша. Мы же просто расскажем о том, что кажется удобным многим родителям. Для старших детей, которым нужна дополнительная поддержка, мы рекомендуем специальное сиденье «Колумбия» (детскую модель). У такого приспособления есть пластмассовая спинка, которая по форме соответствует спине ребенка, высоту спинки можно менять, и все сиденье легко снимается с унитаза (рис. 15.9). Для того чтобы дополнительно зафиксировать ребенка, можно использовать ленты из широкой тесьмы, отрегулировав их длину. Величина отверстия унитаза уменьшается за счет детского пластмассового сиденья с передней стенкой, которая защищает от брызг. Кроме этого, можно приобрести подлокотники и пластмассовую подставку для ног, высота которой легко меняется. Ребенку, который хорошо удерживает голову и спину, прекрасно подойдет специальное адаптированное сиденье для туалета. Оно сделано из пластмассы, соответствует по форме телу ребенка, у него есть небольшая спинка и передняя стенка для защиты от брызг. Оно подходит к сиденью стандартного унитаза, легко снимается и не требует дополнительного крепления (рис. 15.10).

Самостоятельность

Чтобы быть полностью самостоятельным, ребенок должен: – уметь самостоятельно передвигаться или уметь пользоваться коляской; – уметь сидеть, вставать из положения сидя и частично удерживать равновесие стоя; – уметь захватывать рукой перекладину и отпускать ее, а также иметь навыки в мелкой моторике; – справляться с такими застежками, как пуговицы и молнии; – уметь пользоваться туалетной бумагой; – уметь спускать воду в туалете; – уметь мыть и вытирать руки. В этом списке приведены некоторые важные навыки, без которых ребенок не сможет самостоятельно пользоваться туалетом. На протяжении всей книги мы пытаемся показать, как одни двигательные навыки встраиваются в новые или вытекают из других, а также много говорим о важности использования приобретенных навыков в новом положении тела или в новой ситуации. Без этого ребенок не сможет успешно справляться со своими повседневными задачами. Это хорошо видно на примере самостоятельного пользования туалетом, потому что для этого требуется взаимодействия многих двигательных навыков. Как вы помните из предыдущих глав, двигательные навыки формируются не сразу, а маленькими шажками. Поэтому, как только ваш ребенок дошел до того этапа, когда он может сам пойти в туалет, вы должны обеспечить ему все, что нужно для того, чтобы он делал это полностью самостоятельно. Тут может помочь и складное сиденье, и перила, за которые он будет держаться, и нескользкий коврик, и устойчивая подставка под ноги. Важно также, чтобы ребенок легко мог достать туалетную бумагу и чтобы ручка для спускания воды была приспособлена к возможностям ребенка.

Наконец, если вы беспокоитесь из-за того, что ваш ребенок никак не перестает пачкать и мочить штаны, или если у вас есть еще какие-то вопросы, обязательно посоветуйтесь со специалистом (см. главу 2).

Популярные материалы

Создан: 28.02.2001. Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

aupam.ru

Надо ли терпеть боль? ЛФК: почему дети с ДЦП плачут

У нас в центре для детей с ДЦП «Сделай шаг» дети во время занятий плачут. Не все, не всегда, многим занятия нравятся. Но с некоторыми детьми наши специалисты работают через силу и не обращая внимания на то, что детям больно и страшно. У нас мало статистики, но, кажется, результатов добиваются именно те дети, что занимаются с удовольствием, а у тех детей, что плачут, положительной динамики нет.

Книжка Екатерины Клочковой «Введение в физическую терапию» лежит у меня на столе, и я ее перечитываю. Некоторые куски по пять раз. Понять трудно.

Там сначала длинная вводная часть про то, как современная медицинская наука представляет себе болезнь, инвалидность, двигательное развитие ребенка и устройство нервной системы.

Это достоверные сведения, подкрепленные списком научной литературы, но их трудно уложить в голове, точно так же, как трудно уложить в голове тот научный факт, что Земля круглая – легче все же в быту представлять себе Землю плоской.

Точно так же трудно представлять себе объемной, например, проблему «ребенок не ходит». Дело ведь не только в его индивидуальных особенностях, не только в том, что повреждены нейроны мозга и спазмированы мышцы ног. Возможно ведь, что и сама задача «ходить» сформулирована неправильно.

Например, если ребенку два месяца – глупо же учить двухмесячного ходить. А если ему два года, но он отстает в развитии? А может быть, ребенку мешают ходить не столько собственные спазмированные мышцы, сколько окружающая среда. Например, мама так перепугана диагнозом ДЦП, так лелеет больного ребенка, что никогда не спускает с рук. Как же он научится ходить, если всегда живет на руках у мамы?

Екатерина Клочкова – физический терапевт

В описаниях Екатерины Клочковой каждый случай такой – сложный, объемный, развивающийся еще и во времени. Если ребенок не ходит от того, что ноги у него вывернуты и не становятся на пятку, глупо водить его за ручки в надежде, что научится ходить.

Он не научится, а ноги еще больше вывернутся от неестественной нагрузки, и взрослый, который водит за ручки, сорвет себе спину, потеряв способность хоть как-то ребенку помогать.

Каждый случай сложный. Нет волшебного метода, в который маме предлагалось бы поверить. Нет реабилитационного центра на краю света, в который следовало бы повезти ребенка во что бы то ни стало. Нет ударных двухнедельных курсов, которые следовало бы претерпеть сквозь боль и страдания.

Есть зато многостраничные анкеты, в которых разбирается, что именно с этим именно ребенком не так. И есть два-три раза в неделю безболезненные занятия, похожие на игру. И цель этих занятий – скорее не выправить ребенка прямо сейчас, а показать маме, как можно день изо дня заниматься с ребенком дома.

Отрицание боли

Санкт-Петербург, улица Чехова. Екатерина Клочкова принимает в Институте раннего вмешательства, в красивом здании, перестроенном из старинной конюшни. Мы пока ждем пациентку (Екатерина предпочитает термин «клиент») примерно трех лет по имени Ульяна, пьем чай и разговариваем о боли. Екатерина довольно решительно не признает необходимости терпеть боль.

Институт раннего вмешательства когда-то был конюшней

– Исследования доказывают нам, что если ребенок орет, то разрушается привязанность на биологическом уровне. Мать, вынужденная спокойно смотреть, как плачет ее ребенок, перестает реагировать выбросом пролактина на крик ребенка, на зов ребенка о помощи. Она находится в состоянии стресса. И ребенок тоже находится в состоянии стресса, в состоянии «собраться и спасаться», в этом состоянии в мозг ребенка поступает крайне мало кислорода, и учиться ребенок не может ничему. Вы же не можете учиться, когда убегаете в лесу от медведя.

Мы говорим про то, что боль – это несовременно и ненаучно

Я слушаю и не соображаю сразу спросить, что будет, если лечебную боль будет причинять ребенку сама мать. Что там будет с пролактином, если не чужой человек, инструктор ЛФК, причиняет ребенку боль, и мать не спасает кричащего малыша, но если болезненные упражнения исходят от самой матери, и ребенок плачет в ее руках.

Что будет, иными словами, если мать сама под руководством инструктора будет делать с ребенком болезненную гимнастику. Ведь не нарушается же привязанность в традиционалистских культурах, когда мать ребенка шлепает.

Эти вопросы не приходят мне в голову. С Екатериной говорить трудно. Ее гуманистическая модель мира крайне разумна, основывается на научных исследованиях, но плохо укладывается в голове человека, живущего в мире, где боль повседневна, а любовь – редкость.

Екатерина тем временем продолжает:

– Мы же хотим научить ребенка полезным навыкам? Ходить, обслуживать себя. Представьте, что вы учитесь чему-нибудь новому, например, кататься на одноколесном велосипеде. Если в процессе обучения один человек будет держать вашу голову, другой будет держать вашу попу, а третий будет выкручивать ваши суставы – вы научитесь кататься? Нет, конечно. Вы научитесь, только если у вас будет желание научиться, и если вы будете учиться самостоятельно.

Дальше Екатерина излагает научно обоснованную теорию о том, как человек в три этапа обучается двигательным навыкам, но понять этой теории я уже не могу, кончается оперативная память. Слава Богу, приходит клиент Ульяна, и я имею возможность посмотреть, как эта физическая терапия работает.

Ульяна улыбается.

Ульяна тренирует ротацию за поцелуи и похвалы

Ульяне три года. Она не умеет ходить, сидеть и переворачиваться. Ноги у нее спазмированы так, что носки вытянуты, как у балерины, руки спазмированы так, что пальцы намертво сжаты в кулаки.

Екатерина встает на колени, мама Ульяны встает на колени напротив, Ульяна лежит между ними на полу, и похоже, что они просто ласкаются. За любое движение, тем более осознанное, Ульяна получает тысячу похвал и поцелуев в нос.

– Поднимайся-поднимайся-поднимайся…

Екатерина придерживает Ульяну за бедра, а девочка приподнимается слегка и опирается на руку. Если я правильно понимаю, вся наша крупная моторика – ходить, садиться, переворачиваться – состоит из множества мелких и неосознанных элементов. Например, умение садиться начинается с умения опираться на руку. Вот его-то они сейчас и отрабатывают за поцелуи в нос.

Чтобы сесть, надо научиться опираться на руку

А чтобы Ульяне не было скучно просто сидеть и опираться на руку, Екатерина ставит перед нею кегли. То есть Ульяна сидит, опираясь на левую руку, сбивает кегли правой рукой, тем самым выводит себя из равновесия и сменою равновесия опору на руку тренирует.

Дальше – подготовка к ходьбе. Ходьба тоже состоит из множества мелких элементов, и один из них – опора на пятку. Екатерина сажает Ульяну себе между колен, устраивает ноги девочки так, чтобы пятки касались пола, а чтобы не было скучно просто сидеть, касаясь пола пятками, ставит перед Ульяной коробку с фасолью.

Ульяна разбрасывает фасоль, машет руками и этим самым выводит себя из равновесия, тренирует свою способность удерживать правильную позу, когда сидишь, спустив ноги и поставив пятки на пол.

Екатерина говорит к тому же, что разбрасывание фасоли тренирует Ульянины мышцы куда эффективнее, чем если бы инструктор ЛФК делал подобные движения за нее. Потому что она сама машет руками, а не предоставляет инструктору ее руками махать.

Смысл игры в фасоль в том, чтобы сидеть на попе, уперев пятки в пол

Ну и опять, разумеется, объятия, поцелуи в нос, похвалы. Ульяна улыбается. Занятие не кажется ей физкультурой, а кажется игрой.

Наконец – дельфин и пена. Ульяна с мамой и Екатериной играют с вибромассажером, выглядящим как дельфин. А потом сбивают в тазу пену для бритья. Играть с вибрирующим дельфином и сбивать пену Ульяне очевидно нравится. Девочка улыбается и даже смеется.

Через четверть часа таких игр спастически сжатые Ульянины кулаки расправляются, пальцы расслабляются. Я видел подобный эффект расслабления, но только после интенсивного и болезненного массажа, во время которого ребенок орет будто его режут, а мать стоит рядом и теряет способность вырабатывать пролактин.

Пена не творит чудес, просто в ней расслабляются руки

– Вы научите нас? – спрашиваю я Екатерину.

– Ну… – Екатерина, кажется, оценивает степень невыполнимости моей просьбы.

– Ну, или расскажите, где этому можно научиться.

Валерий Панюшкин

Источник: Православие и мир

dislife.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]