Каждая мама с нетерпением ждет первых слов своего малыша – ведь это не только показатель полноценного развития грудничка и предмет материнской гордости, но и возможность лучше понимать карапуза, который уже проявляет характер. Даже если мама способна практически всегда догадаться, что не устраивает кроху, речевое общение заметно облегчает этот процесс.
Ответственные родители не оставляют обучение малыша на самотек – большинство современных мам и пап знакомы с историями детей-маугли, у которых при отсутствии человеческого общения речь так и не развилась. Кроме того, наблюдая во время прогулок за чужими малышами, которые уже в год умеют хорошо разговаривать, мамы молчунов задумываются, как научить ребенка говорить. Интуитивно многие родители часто используют классические методы обучения речи, но если процесс идет туго и хочется его ускорить, важно понимать, какие этапы развития речи должен пройти каждый малыш, и какие методы правильно использовать для его обучения.
Основы человеческой речи закладываются в период чисто эмоционального общения крохи с окружающими — в первом полугодии жизни. Освоение речевых навыков проходит несколько стадий:
Поскольку умение разговаривать относится к важнейшим факторам развития ребенка, многие родители стремятся помочь крохе овладеть этой способностью как можно раньше. Чтобы процесс обучения был эффективным и не утомлял малыша, а приносил ему удовольствие, важно знать, как научить ребенка рано говорить и какие методы можно при этом использовать.
Каждая мама неосознанно воспроизводит при общении с крохой тот стиль общения, который был свойственен ее семье, и этот передающийся из поколения в поколение «научно необоснованный» стиль во многом способствует развитию речи у карапуза. Поскольку в воспитании грудничков в наше время часто участвует и папа, а некоторые мамы стремятся все делать «правильно», сформулированы правила, помогающие понять, как учить ребенка говорить.
Основным условием развития речи является речевое общение с другими людьми. Безусловно, новорожденный не понимает слова, которые произносит мать, обращаясь к нему, но чутко улавливает материнские эмоции. Именно ранний эмоциональный контакт и регулярное обращение к крохе — залог раннего развития речи.
Поскольку малыш воспринимает не смысл произнесенного слова, а интонацию и мимику, маме нужно:
Важно! Когда вы обращаетесь к малышу, наклоняйтесь или поворачивайтесь так, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию – подражая вам, он быстрее научится произносить звуки правильно.
У маленьких детей способность долго концентрировать внимание на одном виде деятельности еще неразвита – ребенок быстро устает, теряет интерес к занятиям и начинает капризничать. Именно поэтому все занятия, способствующие развитию речи и увеличению словарного запаса, построены в игровой форме. Многие прекрасно работающие способы изобрели наши далекие предки, и они передаются мамами и бабушками из поколения в поколение.
Если для родителей годовалого ребенка важен вопрос, как быстро научить ребенка говорить, то родителям деток после полутора лет вопрос стоит иначе. В возрасте около 2-х лет важно научить малыша говорить правильно (особенно «суров» в этом отношении папа, не склонный к сюсюканьям и ласкательно-уменьшительным суффиксам). Масла в огонь подливают родственники, рассказывающие, что вот другие дети чуть ли не в год хорошо говорят любое из слов с буквой «ш» или «ж» и т. д., и советуют срочно обратиться к логопеду.
Поскольку способность произносить определенный звук формируется в разное время, важно не переживать, а сверить возраст малыша с «графиком». В отдельных случаях занятия с логопедом необходимы, но при отсутствии отклонений помочь ребенку научиться правильно произносить определенный звук можно и в домашних условиях при помощи определенных упражнений.
Чтобы знать, как научить ребенка говорить сложные звуки, надо представлять, в каком возрасте малыш способен их произносить.
В год с половиной можно приступать к артикуляционной гимнастике, которая облегчит произношение сложных звуков. Гимнастика с детками проводится в виде игры, причем малыш сначала смотрит на маму, а потом повторяет вместе с ней.
Погулять язык собрался: (открываем рот) Он умылся, (быстро кончиком языка проводим по зубам верхнего ряда) Причесался, (проводим языком несколько раз из стороны в сторону между зубами, высовываем язык изо рта и прячем) На прохожих оглянулся, (облизываем губы) Вправо, влево повернулся, (поворачиваем язык в указанном направлении) Вниз упал, наверх полез, (опускаем и поднимаем язык)
Раз — и в ротике исчез. (прячем язык)
Играть в такую игру надо часто, но не превращать этот процесс в серьезное занятие, иначе малыш не будет повторять упражнение.
Уже в год можно учить малыша сдувать с ладошки мелкие кусочки ваты или бумаги, имитирующие снежинки. Летом вместо «снежинок» используются во время прогулки одуванчики. Если кроха интересуется мыльными пузырями, можно предложить подуть самому, но «палочку» в руки в таком возрасте лучше еще не давать.
Полезно также имитировать звуки, которые издают животные, бытовые предметы (часы, молоток и др.), дождь. Такие упражнения подойдут деткам и в год, а вот серии упражнений для правильного произнесения «л», «р», «ц» для совсем маленьких детей не подходят.
В случае серьезных нарушений рекомендуется посещение логопеда.
И, конечно, в любом возрасте важно регулярное общение родителей и малыша – именно родители открывают ребенку многогранность этого мира и богатство речи.
Автор: Носова Марина
comments powered by HyperCommentsKrohaPuz.ru
Родители всегда с нетерпением ждут первых слов своего крохи. Но проходит первый год жизни вашего чада, а затем и второй, а его словарный запас почти не меняется. Тогда родители начинают думать, как научить ребенка говорить. На самом деле интересоваться этим вопросом нужно уже в первые месяцы жизни малыша.
Речевое развитие ребенка состоит из нескольких стадий, знание которых поможет избежать проблем и вовремя обратится к специалисту. Дети не развиваются одинаково, но если отставание в речи превышает один возрастной период, необходима консультация логопеда. Но прежде чем думать о том, как научить ребенка говорить рано, стоит ознакомиться с особенностями развития речи детей в первые 3 года жизни.
Уже в первые месяцы новорожденный способен освоить ряд звуков и звуковых групп. Малыш издает звуки, реагируя на обращение взрослых. Тот же крик ребенка представляет собой сочетание гласных а, у, о, я. В тоже время звуки, которые издает ребенок, отличаются от взрослой речи, они как будто уходят в нос.
Примерно в 1,5 месяца начинается период так называемого гуления. Малыш начинает произносить отдельные согласные звуки к, г, х, сочетая их с гласными. В результате получается гу, агу и т.д. Очень хорошо, если гуление возникает при общении с взрослыми, ведь это указывает на смену рефлекторных звуков коммуникативными. Кроме того, при гулении проходит развитие интонационной системы языка.
В 6 месяцев начинается лепет. Этот этап характеризуется произношением слогов: ба, па, ма… Данная стадия длится до 11 месяцев. Сначала слоги достаточно простые, но со временем они превращаются в длинные цепочки, которые являются прообразами слов. Также к первому году ребенок может научиться произносить несколько простых слов и понимать некоторые короткие предложения. Нужны ли для этого специальные методики? Как научить ребенка говорить без логопеда? Об этом вы узнаете ниже.
В начале года заметно, что ребенок все больше понимает взрослую речь. Кроме того, малыш чаще повторяет слова за другими и внимательно слушает, если к нему обращаются. Также он может отвечать на своем языке. Могут появиться и первые словосочетания. Но явных признаков развития речи не стоит ждать ранее 2 лет. Отметим, что в описанный период работа над речью интересна для малыша не меньше, чем двигательная активность.
Именно в 3 года проявляется заметный прогресс в развитии речи. В разговоре появляются целые предложения. Малыш начинает задавать вопросы «когда?» и «почему?», использовать множественное и единственное число, разные части речи. Как научить ребенка говорить в 3 года? В это время ребенку полезно слушать чтение, петь песни и много общаться с взрослыми. Дальнейшее развитие речи оценивается по умению отвечать на вопросы, строить логические цепочки, проявлять инициативу в разговоре.
Как научить ребенка говорить? Через органы восприятия ребенок получает информацию об окружающем мире. Именно она и мотивирует малыша говорить. В связи с этим работа над речью начинается с развития слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Поэтому перед тем как научить ребенка говорить звуки, подумайте о том, чтобы уже с первых дней взгляд новорожденного был устремлен на красивые разноцветные предметы. Также помогут погремушки и игрушки с различной структурой.
Но главным ключом к успеху является эмоционально-речевое общение ребенка с родителями.
Именно это поможет малышу развить умение воспринимать общение и делится своими эмоциями. Также важно проговаривать звуки, которые ребенок уже знает. После 3-х месяцев стоит подключить гимнастику кистей рук и пальцев. Логопеды утверждают, что рука — это 2-й орган речи. Массируйте пальчики крохи, одновременно напевая или рассказывая стишок. Мелкую моторику хорошо развивать при помощи простых игр. Например, в кастрюлю с мукой можно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти.
Как научить годовалого ребенка говорить? После года лучше избегать языка жестов. Прогрессу также способствует и подражание звукам животных. Помимо этого, нужно привлекать внимание малыша к окружающим звукам, обозначая их речевыми высказываниями. Не менее важно многократное повторение слов, слогов и постоянное побуждение ребенка к диалогу.
Ребенок может произносить первые слова ближе к 11 месяцам. До года малыш вполне может овладеть набором из 10 слов. Сюда входят не только правильно произносимые слова, но и звукоподражания. При этом малыш продолжает использовать цепочки из слогов или лепет.
В названный период стоит подумать о том, как научить ребенка говорить мама. Но помните, что первым ребенок произнесет то слово, которое будет слышать чаще. Чтобы обучить ребенка достаточно постоянно комментировать действия матери. Побуждайте малыша произносить новое слово. Маленьких детей увлекает повторение слогов. Помните об этом, если хотите знать, как научить ребенка говорить папа.
Не упускайте возможность поиграть со звуками, слогами и словами, тренируясь в четкости произношения. Стоит помнить об игре «Что это?». Показывайте малышу предметы, спрашивая и отвечая на вопрос «что это?».
Когда знакомите ребенка с новыми словами, смотрите ему прямо в лицо, чтобы он видел артикуляцию. При этом звуки надо выговаривать четче и громче обычного. Также не стоит заменять сложные слова простыми. Если на картинке нарисован осьминог, то так и говорите. Называйте вещи своими именами, и тогда позднее ребенку будет легче их различать.
Часто, комментируя что-либо, родители используют только наименования предметов. Но глаголы стоят не меньшего внимания. Ребенку, который знает глаголы, намного легче учится строить предложения. Не менее важно накапливать признаки предметов. Кроме того, используйте противопоставления. Так, вы не только обогатите словарь ребенка, но предоставите ему возможность систематизации.
Связная речь формируется у детей к 3-м годам. Начиная с рождения, ребенку нужно читать художественную литературу. В быту используются простейшие слова, а писатели всегда стараются разнообразить произведения красочными эпитетами. С детьми постарше обязательно обсуждайте иллюстрации. Хотя сначала лучше всего говорить с ребенком простыми предложениями: солнце светит, машина мчится и др. Старайтесь не реагировать на тычущий палец или протянутую руку, наоборот, поощряйте ребенка сказать «дай». Постепенно стоит усложнять вариант: «Скажи, мама, дай мяч».
Поощрять малыша к изменению окончаний в словах и составлению их в предложению нужно на 3-м году жизни. Как научить ребенка говорить в 2 года? К примеру, когда малыш что- либо делает, просите его охарактеризовать свои действия. При этом стоит использовать пальчиковые игры, которые напрямую влияют на речь.
Грамотность нужна как для правильного произношения слов, так и для построения самых простых предложений. Работать над ней нужно начинать уже в раннем возрасте. В этом вам помогут 3 простых совета.
Маленькие дети часто заменяют букву «л» звуком «в». Как правило, это связано с нарушением воздушных потоков и недостаточной подвижностью языка. Исправить названную проблему помогает упражнение «Лошадка», которое представляет собой цоканье языком. Над воздушными потоками работают при помощи выдувания воздушных струй.
Чтобы ребенок научился произносить букву «ш», нужно помочь ему освоить движение «чашечка»— прикладывание языка к нижней губе сочетающиеся с приподниманием его боковых сторон и кончика. Также помогут упражнения для растягивания губ и жевательные движения. Как научить ребенка говорить шипящие? Используйте те же методы.
Самым лукавым звуком является буква «р». Устранить данную трудность в первую очередь поможет частое произношение слов с этой коварной буквой. Ребенку нужно показать верное расположение губ и языка. Помимо этого, стоит пользоваться специальными стишками и скороговорками. Похожая методика подойдет и для буквы «ж». Слова с этим звуком нужно проговаривать медленно, одновременно изображая жука или попросту жужжать.
Признаки для беспокойства или когда стоит обратиться к логопеду?
Научить ребенка говорить нужно вовремя. Несмотря на это, часть родителей склонна пускать процесс развития речи ребенка на самотек, думая, что проблемы решатся со временем. В результате получается, что достигнув школьного возраста, ребенок не смог усвоить язык в том объеме, который необходим для успешного обучения. Чтобы подобного не приключилось с вашим малышом, обращайтесь к специалисту, если:
при произношении отдельных звуков появляется хлюпающий призвук, при этом воздух идет как будто вбок;
Как правильно научить ребенка говорить? Как показывает все вышесказанное, в этом процессе нет ничего сложного. Вы сможете преодолеть большинство трудностей, если будете уделять малышу достаточно внимания и больше общаться с ним. И только в редких случаях вам потребуется помощь специалиста.
4child.ru
Ваш малыш уже прекрасно понимает, что вы от него хотите. На просьбу принести вам пирамидку, он резво бежит за нужной игрушкой и протягивает ее вам, показывает пальчиком части тела на картинках, радуется, когда вы говорите, что пора идти купаться в ванную. Ребенок пытается подражать вам, и даже что-то лопочет на собственном особенном языке, но взрослые зачастую не понимают того, что хотят донести до них дети. Так как же наладить «обратную связь» с малышом? Терпеливо ждать, когда он начнет говорить сам, или же все-таки целенаправленно учить годовалого ребенка каждый день?
Речь ребенка развивается постепенно, он разбирается в работе своих голосовых связок и начинает учить, как управлять артикуляцией. Груднички общаются с нами посредством крика, призывая нас. Потом, придавая плачу разные интонации, малыш может показать, что именно его не устраивает. Внимательные родители, вслушиваясь в крик своего дитя, могут определить причину его возникновения, ведь малыши капризничают по-разному в зависимости о того, что их беспокоит.
В возрасте 4 месяцев начинается освоение гласных, дети иногда соединяют их с согласными. Малыш подолгу может «гулить», протягивая или отрывисто произнося однообразные сочетания. Это еще нельзя считать осознанной речью, ребенок только начинает пробовать издавать звуки и понимать, как положение губ влияет на результат.
После полугода младенец уже хорошо знает названия окружающих его объектов, но все еще не может произнести осознанно нужные слоги. Он продолжает гулить, к освоенным гласным добавляя новые согласные, и подолгу их повторяет. В 9 месяцев грудничок может произнести «баба», «мама», «ляля», «папа», но пока это не осознанная речь, а просто артикуляционная тренировка малыша. Уже сейчас родители могут пробовать научить ребенка некоторым звукосочетаниям.
К своему первому дню рождения грудничок имеет в запасе около 10 слов, произносимых осознанно.Теперь наступает тот момент, когда вы можете ежедневно учить годовалого ребенка говорить новые звукосочетания и называть разные объекты. После года большинство детей начинают выстраивать предложения, состоящие из двух слов. При этом произношение у малышей, конечно же, далеко от идеала, но внимательные родители способны построить с ребенком общение и научить говорить.
«Словарный запас» детей пополняется с невероятной скоростью, годовалый ребенок пытается назвать все объекты, окружающие его, сокращая количество звуков в словах до освоенного набора. Артикуляция малышей пока не готова к сложным звукосочетаниям, поэтому их речь состоит в основном из «обрезанных» слов с открытыми слогами. Слово «мяч» дитя сократит до «мя», «иди» будет произноситься как «ди». Ваша задача — научить малыша говорить наименования полностью, не обрезая их до ударного слога.
В полтора года дитя не только осваивает правильное произношение слов, но и может изменять их формы по падежам и числам. К двум годам дети должны знать около 100 слов и активно пользоваться ими в своей речи.
Конечно же, эти сроки являются средними, и каждый ребенок индивидуален. У тех родителей, которые регулярно разговаривают и занимаются со своими малышами, дети начинают говорить даже раньше.
Чтобы речь малыша четкой и понятной, вам нужно не только чаще разговаривать с ним, учить его говорить и заниматься артикуляционными упражнениями, но и развивать его мелкую моторику во второй год жизни.
Разговаривать с малышом нужно постоянно едва ли не с рождения. Ласковая речь мамы будет успокаивать новорожденного и обогащать пассивный словарный запас ребенка в первый год жизни. Говорите с грудничком на прогулке и при купании, держите в курсе происходящего вокруг, демонстрируйте иллюстрации в книжках и объясняйте, что изображено на них.
Когда малыш начнет активно гулить и подражать интонации вашей речи, активно вступайте с ним в диалог, детям важно, что их понимают и общаются с ними, как со взрослыми. Если ребенок в год неправильно произносит какое-то слово – нужно его научить, показать малышу, как правильно его говорить, нарочито растягивая слоги.
Не коверкайте слов и не сюсюкайтесь, когда общаетесь с малышом, не повторяйте за ним его неправильное произношение, поскольку тогда он может усвоить их неправильно.Когда малыш начнет активно гулить и произносить сочетания звуков, вы можете присоединиться к процессу. Расположитесь так, чтобы ребенок видел ваше лицо, и, растягивая гласные, медленно произнесите какой-нибудь слог. Дитя увидит движение ваших губ и захочет повторить их за вами. Вам придется долго и много учить малыша произносить определенные звуки, если у него что-то не будет получаться — ласково подбодрите.
Можете поиграть с малышом в веселую игру с повторением. «Передразнивайте» гуление ребенка, в точности копируя его произношение. Когда он поймет правило игры, предложите ему повторить за вами. Начните с тех звуков и сочетаний, которые дитя уже освоило, постепенно переходя к тем, с которыми у него возникают проблемы и которые ему нужно учить.
Детям нравится подражать не только родителям, но и окружающим объектам. Когда гуляете на улице, обратите внимание малыша на то, как пищат птички в кустах («пи-пи-пи»), как летит жучок («ж-ж-ж»), как капает вода («кап-кап»), как мяукает кошечка («мяу-мяу»), как чихает дед («апчхи»). Годовалого ребенка позабавит такое развлечение, и он с удовольствием будет повторять эти подражательные сочетания и учить новые.
Поскольку неправильный прикус может стать причиной появления проблем с артикуляцией, важно избежать этого. Старайтесь, чтобы ребенок не сосал подолгу пустышку или соску бутылочки, чтобы длительный контакт с ними не изменил строения его лицевых костей. Искусственникам лучше покупать специальные силиконовые наконечники для бутылочек с маленьким отверстием, чтобы их нижняя челюсть работала как следует.
Дети, которые постоянно тянут пальцы в рот и долгое время их не вынимают, также могут впоследствии иметь неправильный прикус. Следите за младенцем, у которого зудят десна, и вытаскивайте его пальчики изо рта. Изменение прикуса может привести к нарушениям артикуляции, и вам будет очень тяжело научить ребенка говорить вовремя.Участки головного мозга, отвечающие за нашу речь и движения пальцев, расположены рядом. Поэтому, активно развивая верхние конечности и их координацию, вы тем самым стимулируете тот отдел, что отвечает за речь. Предоставляя ребенку, которому не исполнился год, возможность тактильно исследовать мир, вы тем самым закладываете серьезный фундамент в развитии его речевых навыков.
Младенцу будет полезно трогать разнофактурные игрушки, ощупывать их отличающиеся поверхности. Детям постарше можно предложить игры с крупами или макаронными изделиями, им понравится запускать туда пальчики, разминать мелкие частички и перекладывать их из емкости в емкость.
К девяти месяцам дайте малышу мягкий нетоксичный пластилин, а если боитесь, что он все же может случайно съесть кусочек, замените его на тесто или хлебный мякиш. Можно научить ребенка катать колбаски или сплющивать подушечками пластичный материал.
Со временем вы сможете научить ребенка не только успешно управлять своими пальчиками, но и совершать с их помощью сложные «взрослые» движения» — застегивать пуговки и завязывать шнурки.
Помимо развития речевых навыков для ребенка будет важно расширять познания о мире, ведь нужно не только уметь произносить слова, главное, чтобы было о чем говорить. С самого начала рассказывайте и объясняйте малышу в первый год жизни все происходящее вокруг, при этом используйте те слова, которые будут просты для его понимания и произношения в дальнейшем. Ваша задача — заложить фундамент его словарного запаса, научить базовым словам, называющим все, что его окружает.
Когда ребенок начнет активно интересоваться окружающим миром и показывать пальчиком на какие-то предметы, четко проговаривайте их названия, показывайте, как ими пользоваться. При объяснении используйте простые слова, значение которых малыш уже освоил, так ему будет легче ориентироваться в смыслах и учить новые словоформы. Вспомните, как вы в школе изучали иностранный язык: постепенно, плавно узнавая новые слова и вводя их в свой лексикон. Примерно так же вы должны научить русскому языку своего ребенка во второй год его жизни.
Чтобы помочь малышу в год наработать словарный запас, можете использовать детские книги. Потешки и несложные стихи для самых маленьких легко запоминаются как по ритму, так и по произношению, и, если вы будете ежедневно читать ребенку полюбившиеся ему произведения, он довольно скоро сможет копировать не только вашу интонацию, но и звуковой ряд.
С помощью книг вы можете учить малыша называть части тела. В первый год жизни он уже освоил их названия на слух, теперь пришло время самостоятельно произносить их наименования.
Если на второй год жизни ребенок умеет различать цвета, можно научить его искать на картинках предметы определенных оттенков и называть их вслух.
Когда ребенок уже начнет нарабатывать свой активный словарный запас, помогайте ему в этом. Если малыш в год молча потянется к вам за каким-то предметом, просите его произнести вслух «Дай». Вам нужно учить его здороваться и прощаться с гостями («Привет», «Пока»), делиться с ними игрушками или угощением («На», «Возьми»).
Если ваш малыш не слишком капризен, покажите ему, что вы не понимаете его. Например, ребенок тянет ручку к банану на столе, но вы, словно не догадываясь, подавайте ему ложку («Ты хотел ложку? Дать тебе ложку?»), через минуту протяните кружку или салфетку, пока не добьетесь от малыша названия необходимого объекта.
Расширять словарный запас вашего чада должны не только названия объектов. Как только малыш освоит ряд существительных, обогащайте его лексикон относящимся к этим словам глаголам и прилагательным («Машина едет», «Машина остановилась», «Машина красная»). Показывайте ему это на примере игрушек, объясняйте, что значит быстро и медленно, тихо и громко, вниз и вверх.
Ежедневно занимаясь с малышом, в конце концов вы добьетесь значительных результатов, и ребенок в год будет радовать вас связной четкой речью и сознательным общением. Вам станет намного легче воспитывать его, когда вы начнете понимать друг друга.
newbabe.ru
Содержание статьи:
Как известно, одинаковых детей в природе не существует, даже близнецы всегда развиваются по-разному. Поэтому и речевое развитие каждого ребенка происходит строго индивидуально. Однако, есть много факторов, от которых оно зависит. Главным из них является постоянное общение с малышом. Чем раньше начать разговаривать с ребенком, тем раньше он заговорит. Ведь для того, чтобы младенец произнес первые слова, он должен их услышать. Когда дети начинают гулить, большое внимание нужно уделить чтению, рассказам и совместным играм. На первый взгляд может показаться, что читать книги полугодовалому малышу еще рано. Но нужно понимать, что этим самым мы пополняем ему его пассивный словарный запас, который будет так полезен, когда ребенок научится говорить. Давно доказано, что развитие речи ребенка очень зависит от развития мелкой моторики. Поэтому периодический массаж, который легко могут заменить игры с пальчиками и ладошками, также помогут речевому развитию.
Дети осваивают речь за несколько этапов. Нельзя однозначно сказать, когда ребенок должен начать говорить, поскольку овладение этими навыками у всех малышей происходит индивидуально. Однако существуют определенные возрастные периоды, по которым родители могут ориентироваться, правильно ли идет развитие ребенка.
Первый этап освоения речи происходит в возрасте 2-3 месяцев. В это время малыш учится воспроизводить первые звукосочетания, которые носят название «гуление». К 5-7 месяцам малыш проходит вторую стадию речевого развития, когда его «гуление» становится более отчетливым, однако пока еще бессмысленным.
На возраст 7-9 месяцев приходится третий период, когда ребенок уже может произносить короткие слова с повторяющимися сочетаниями звуков. Это время, когда ребенок начинает говорить «мама», «баба», «папа», но при этом еще не связывает слова с определенными объектами.
После 9 месяцев кроха уже начинает вкладывать в произносимые им звуки определенный смысл. Он может говорить «мама» и тыкать пальчиком в сторону матери. К годовалому возрасту большинство детей уже имеют в своем лексиконе до десяти простых звукосочетаний, и помимо простых слов «мама» и «папа» могут регулярно повторять «ку-ку», «ав-ав», «ка-ка» и т.д.
После девятимесячного возраста развитие речевых навыков у детей обычно идет в очень быстром темпе. За день кроха может радовать маму сразу несколькими новыми словами. После полуторогодовалого возраста малыши уже не только проговаривают отдельные слова, но и учатся составлять из них самые примитивные предложения, например, «баба, пока», «киса ку-ку» и т.д. Освоение же более сложных конструкций начинается приблизительно с двух лет, когда ребенок начинает говорить осмысленными предложениями, учится соблюдать правильный порядок слов и постепенно знакомится с остальными языковыми нюансами.
Зная, во сколько дети начинают говорить, можно понять, правильно ли происходит развитие речевых навыков малыша, и при необходимости ввести дополнительные занятия, которые помогут научить его правильному произношению определенных звуков. Однако стимулировать развитие речи нужно, не дожидаясь того момента, когда ребенок начинает говорить «агу» и прочие простые звукосочетания, лучше это делать с момента его рождения.
Зачастую родители не знают, как учить ребенка говорить, и обращаются за помощью к специалистам. Однако ничего сложного в самостоятельном развитии речевых навыков малыша нет, и даже совершенно неподготовленным маме с папой это оказывается под силу. Маленькие дети очень легко воспринимают новую информацию и усваивают ее, а с определенного момента стремятся подражать взрослым, поэтому никаких сложных упражнений обычно не требуется.
Родителям стоит взять за правило всегда и везде разговаривать со своим малышом, даже когда кроха еще совсем мал, и кажется, будто он ничего не понимает. Когда ребенок слышит мамин голос, у него развиваются речевые и слуховые навыки, поэтому не так важен смысл произносимых слов. Можно рассказывать малышу о погоде за окном, описывать все предметы, которые находятся поле зрения, объяснять, что и почему нужно надеть, что купить в магазине, как приготовить то или иное блюдо.
Постепенно нужно знакомить малыша с разными звуками. Детки хорошо воспринимают информацию в игровой форме, поэтому им интересны подобные примеры: машина едет «тр-тр-тр», водичка капает «кап-кап-кап», собачка лает «ав-ав-ав», ветер воет «у-у-у», жук пролетает «ж-ж-ж» и т.д. Такие конструкции обязательно нужно использовать в общении с малышом, и очень скоро он сам начнет повторять потешные звуки.
Ни в коем случае нельзя забывать и о развитии мелкой моторики, ведь она играет большую роль в развитии речевых навыков. Можно попросить ребенка помочь по хозяйству (пересыпать крупу, слепить из теста пирожок, обвалять в сухарях котлету, расставить на столе чашки и разложить ложки) или предложить ему поиграть с мелкими предметами (пуговицы, монетки). Главное – не оставлять кроху без присмотра, чтобы он не смог утащить понравившийся предмет в рот. Отлично развивают мелкую моторику традиционная лепка из пластилина и соленого теста, игры с песком. Лепку из пластилина можно сопровождать придуманными историями о вылепленных героях, тогда малыш будет не только тренировать моторику рук, но и одновременно развивать слуховое восприятие и образное мышление.
Обязательно нужно читать ребенку вслух – это поможет ему быстрее научиться говорить. Выразительное рассказывание сказок и стихотворений, пение веселых песенок и прослушивание хорошей музыки вызовет у крохи желание быстрее освоить речевые премудрости. Рассматривание вместе с ребенком ярких картинок и комментирование их поспособствует развитию образного мышления, и тогда, когда малыш заговорит, он с интересом будет самостоятельно придумывать разные истории.
Домашний театр, когда родители наряжаются сказочными героями или «оживляют» кукол и мягкие игрушки – еще один отличный способ познакомить малыша с волшебным миром искусства и побудить его быстрее начать разговаривать. Можно вместе с ребенком вырезать сказочных персонажей из бумаги или слепить их из пластилина, что поспособствует и развитию мелкой моторики крохи.
Важно научить ребенка связывать слова с определенными предметами. Когда малыш показывает пальчиком на родителей, нужно проговаривать вслух «мама», «папа» и просить его повторять. То же самое можно проделывать и со всем, к чему ребенок тянется: ложка, детская погремушка, кубик, пирамидка, зайчик, кошка и т.д. Так кроха запомнит новые слова. Когда малыш уже сможет самостоятельно повторять за родителями названия предметов, можно начать обучение коротким предложениям. К примеру, когда ребенок показывает на плюшевого медведя и жестами просит дать его ему в руки, нужно сделать вид, что его жестикуляция непонятна и попросить его сказать «Дай мишку».
Малыши учатся говорить быстрее, когда находятся в компании с другими детьми, поскольку детские голоса похожи на их собственный, и им проще понять произношение некоторых звуков. Поэтому так важно, чтобы ребенок общался и играл не только со взрослыми.
Учить малыша речевому общению необходимо сразу после его рождения. Первые слова – агу, аку – он начинает говорить уже в 2-3 месяца. В этот период важно разговаривать с ним часто, но понемногу, чтобы он не переутомлялся, а общение приносило ему только радость. К 6-8 месяцам дети начинают гулить, то есть произносить первые слоги – ма, ба, та, га и другие. Обычно в таком возрасте дети сами экспериментируют с артикуляцией и подолгу могут сами по себе повторять одни и те же слоги. О том, как учить ребенка говорить на этом этапе, уже говорилось выше. Пополняя пассивный запас слов малыша, важно не забывать об их ассоциативном восприятии. Разговаривая с ним или читая ребенку книги, нужно стараться показывать то, о чем идет речь. Не нужно стесняться повторять за ребенком слоги, которые ему нравятся. Очень интересно и легко малышу будет учить подражания звукам животных.
Первые «мама», «папа», «дай», «на» проявляются у детей ближе к году. Хотя абсолютной нормой будет и появление таких слов к полутора годам. В этом возрасте дети потихоньку начинают активировать свой словарный запас. Вопрос о том, как правильно учить ребенка говорить, обычно волнует мам, дети которых уже переступают годовалый рубеж. Ведь в этом возрасте многие дети начинают произносить первые слова осознанно. А, как правило, мамы часто начинают сравнивать достижения своего ребенка с успехами детей знакомых. Это, конечно, неправильно, но сейчас речь не о том. После года малыши уже стараются донести свои желания словами, а не жестами. Тут важно уделить большое внимание произношению слов. Сюсюканья и агугуканья должны остаться в прошлом. Самое время учить ребенка правильно разговаривать. Существует несколько правил, которые помогут в том, как учить ребенка говорить. Попробуем выделить основные.
Когда малыш знает уже много слов и может пользоваться ими, родителям хочется поскорее научить ребенка правильно разговаривать, то есть строить предложения. Для этого нужно не так много. Главное здесь не только желание или погоня родителей за успехом, а внимание к ребенку и его собственное желание научиться правильно говорить. Строить первые предложения некоторые дети могут научиться уже к двум годам, но большинство начинают ими активно пользоваться уже после трех лет. Как уже говорилось, все индивидуально. Правильно связать слова в одно предложение порой не может даже взрослый ребенок. Поэтому требовать это от малышей 2-3 лет не стоит. Всему свое время. Главное, научить ребенка связно говорить, рассказывать и выражать свое мнение до начала учебы в школе. Чтобы ребенок мог говорить предложениями, его нужно стимулировать. Попробуем перечислить эти основные стимуляторы:
Научить ребенка говорить легко, если не лениться. Как говорится, главное желание и терпение. После того, как ребенок научиться читать, говорить он уже будет учиться самостоятельно.
Часто родители вынуждены обращаться за помощью к логопеду, когда ребенок неправильно говорит окончания слов или не выговаривает некоторые буквы. Перед тем, как пойти к специалисту, можно попробовать домашние занятия, которые помогут научить ребенка говорить букву «р» и другие звуки, произнести которые у малыша не получается правильно. В этом поможет артикуляционная гимнастика.
Родителям нужно показывать ребенку простые упражнения и просить его повторять все их движения. Маме с папой, желающим знать, как научить ребенка правильно говорить, стоит запомнить, что хорошо способствуют правильному произношению:
Каждое упражнение нужно повторять по несколько раз, после чего приступить к повторению отдельных звуков: сначала гласных, затем согласных. Важно, чтобы малыш не только проговаривал короткие гласные звуки, например, «а», «у» или «о», но и тянул: «а-а-а-а-а», «о-о-о-о-о», «у-у-у-у-у». После произношения гласных и согласных по отдельности, нужно повторять их вместе, используя каждый согласный звук в сочетании с каждой из гласных: «ба-бе-бо-бу-би-бы», «ва-во-ву-ви-ве-вы», «ка-ко-ку-ки-кы-кэ» и т.д.
Родителям, которые хотят знать, как научить ребенка говорить «р», обязательно стоит включить в ежедневную программу следующие упражнения:
Если ребенок 11 месяцев не говорит, это не значит, что у него имеются какие-то отклонения. Быть может, он еще успешно наверстает упущенное за будущие полгода, поскольку некоторые дети осваивают речевые навыки лишь в возрасте 12-14 месяцев.
Чаще всего родители обращаются к врачам с проблемами: ребенок 2 года не говорит, ребенок 4 года плохо говорит, и это действительно повод насторожиться. Если малыш уже достиг возраста 2-4 лет, но никаких слов он не произносит или произносит очень плохо, консультация детского невропатолога и логопеда в таком случае обязательна. Врач выяснит возможные отклонения, а по результатам диагностики назначит соответствующее лечение.
love-mother.ru
На долгом и занимательном пути развития ребенка и становления его, как личности, умение разговаривать и облачать мысли в верно подобранные слова является, пожалуй, одним из самых необходимых навыков. От этого многое зависит в будущем: как ребенок будет общаться с людьми, сможет ли находить с ними общий язык....
Но это все потом, а сейчас, когда малыш уже давно гулит и агукает, родители так сильно ждут, когда он скажет свое первое слово и гадают на ромашке: каким оно будет? «Мама»? «Папа»? Или даже «Кыся»?
Все родители желают, чтобы их ребенок как можно быстрее заговорил, но у всех детей это происходит по-разному. В силах мамы и папы повлиять на речевой процесс и помочь ребенку начать говорить.
Первые звукосочетания малыш начинает издавать в раннем возрасте, когда ему исполняется 2-3 месяца. Ему даже удается отличать голоса, но вот общие звуки дети воспринимают, как умиротворяющую мелодию. Это считается первой стадией развития речи.
К 5-7 месяцам бормотание ребенка становится более отчетливым, украшается эмоциями, потому что наступает вторая стадия.
Наконец, третья стадия приходится на возраст с 7-9 месяцев. Малыш в этот период начинает произносить короткие слова, сложенные из слогов: «ма-ма», «ба-ба».
Восторг родителей, услышавших такие свершения, малыш не воспринимает, как данность. Осмысленность речи появляется у него в возрасте около года, когда словарный запас пополняется уже несколькими «конструкциями» из 3-10 примитивных слов.
Если с ним в это время заниматься, то в 2 года малыш будет способен не только пополнить словарный запас, но и называть предметы, действия и даже говорить о собственных ощущениях.
Считается нормальным, если ребенок не очень хорошо говорит в 2 - 2,5 или даже в три годика. Научить ребенка разговаривать — это означает видеть явный прогресс в развитии речи: новые звуки, попытку повторения слов, знание того, что означают конкретные предметы.
Девочки в этом смысле гораздо быстрее начинают радовать родителей своими звуковыми успехами, а мальчишки отстают от них на несколько шагов. Все потому, что слабый пол созревает намного раньше, чем сильный — и это природный закон выживания.
В тех семьях, где родители говорят на двух и более языках, малыш, скорее всего, начнет разговаривать еще позже. Сами посудите, каково ему «переварить» и применить в действии сразу два потока информации!
Нельзя пытаться начинать учить ребенка говорить только тогда, когда ему исполнится годик. С самого рождения мама должна принимать активное участие в формировании его речи: говорить с ним, петь, улюлюкать, агукать, при этом показывая малютке свою артикуляцию.
Когда он подрастет, вы должны постоянно разговаривать с малышом: обо всем и постоянно, чтобы он сначала научился понимать интонацию, потом ритм, затем смысл слов. Также давайте ребенку возможность ответить вам пусть даже и на непонятном, гулящем языке. Такой смешной на первый взгляд диалог помогает ребенку учиться разговаривать.
Комментируйте действия, которые вы выполняете: Смотри, мама берет кастрюльку», «Гляди, мама наливает тебе молоко!», «Сейчас я буду тебя переодевать». «Рассказывайте» малышу свой жизненный опыт, чтобы он понимал, о чем идет речь.
Малыш должен видеть ваше лицо, когда вы к нему обращаетесь. Слова, брошенные на бегу, тут не помогут. Произносите слова четко, а ударные гласные протягивайте: ка-роо-вааа. Смело тяните губы в трубочку и округляйте рот, чтобы малыш понял, как нужно произносить звуки.
В возрасте полутора лет переходите на обычный «голосовой режим», при этом продолжая четко проговаривать звуки. Сложные слова при этом не стоит заменять простыми, пусть ребенок пополняет свой словарный запас.
Также не стоит обобщенно называть какие-то предметы: шапкой именовать и шляпу, и косынку, и каску. Вы не облегчаете ему этим «жизнь», а затрудняете процесс познания мира.
Берите во внимание глаголы, не останавливаясь на пополнении словарного «существительного» запаса. Тучка, дождик, собачка должны присутствовать в разговоре, но наравне с «идет», «летит» и «бежит». При этом предложения должны быть максимально простыми: машинка едет, солнышко светит.
К этим правилом добавьте и необходимость накопления определений, чтобы малыш мог сказать, что солнышко на улице золотое, а лето жаркое. Правильным также будет противопоставлять слова друг другу: бабочка порхает, а жучок ползет.
Так вы обогатите словарь малыша и систематизируете все в голове ребенка, чтобы он вовремя смог «выудить» из библиотеки необходимое слово.
Думая о том, как научить ребенка говорить, чаще играйте со слогами и звуками, ведь все это можно совмещать с текущими делами: едете в автобусе - играйте в слоги, идете на прогулку - пойте песни.
Когда малыш станет старше, увеличьте нагрузку и начните ту же забаву, только со словами: что бывает твердым? (камень), что можно назвать зеленым? (траву).
Мелкая моторика рук тоже должна постоянно развиваться, ведь руки по утверждениям врачей считаются вторым органом речи. Массируйте пальцы ребенка, играйте с ними в потешки, ладушки, сороку-ворону.
Немногим позже, когда малыш станет старше, перейдите на игру разными предметами – резиновыми, деревянными, колючими, шершавыми, гладкими, чтобы он изучал их своими руками.
Смело давайте годовасику макароны и фасоль, занимайтесь с ним лепкой из пластилина, собирайте мозаику и обязательно рисуйте. Все это поможет ребенку не только научиться говорить, но и делать это правильно.
Хорошая забава — игра с языком, которой необходимо заниматься вместе с ребенком.
Мама и папа поют песню, при этом изображая звуками все, что в ней происходит: цоканье копыт, звук мотора, мычание коровы. Потом повторяют тоже самое с малышом.
Когда детки плохо выговаривают звуки ж, с, щ и прочие, помогите ему скороговорками.
Например, такими:
Размышляя о том, как научить ребенка говорить, необходимо осознавать одну важную деталь: вы должны быть ответственным и внимательным родителем. Чем больше вы говорите с ним, тем больше ребенок запоминает слов, а его речь развивается гармонично.
Однако не всегда малыш проговаривает буквы хорошо, а родители, желая помочь ему, пытаются откорректировать эти дефекты самостоятельно. Делать этого категорически нельзя!
Подобные логопедические занятия вредят малышу, а их последствия не в силах исправить и опытный специалист. То же самое относится и к логопедическому массажу, из-за неправильных движений которого происходит спазм нервных окончаний.
Обращаться за помощью к специалисту стоит в том случае, если ребенок в 3 года вообще не говорит или заикается. Также насторожить родителей должен факт того, что малыш говорил, а потом вдруг прекратил разговаривать.
Наконец, если в пять лет ваше чадо все еще неверно произносит звуки, помощь логопеда ему просто необходима!
Чтобы найти профессионала своего дела, лучше воспользоваться услугами «сарафанного радио» - спросить о хорошем логопеде у знакомых и друзей. Если же вы решили обратиться сразу в клинику, то посмотрите на отзывы в Интернете и попросите дипломы и сертификаты заведения — так же, как и диплом врача.
«Медвежья» услуга непрофессионала приведет к тому, что ребенок не только не научится говорить, но и его речь впоследствии вообще нельзя будет исправить.
И, напоследок стоит сказать, что речь любого малыша напрямую зависит от того, сколько времени родители уделяют занятиям. Научить ребенка говорить можно только разговаривая с ним. Потому, приложив к достижению заветной цели необходимые усилия и свободное время, вы достигнете на пути развития речи вашего карапуза больших и радостных успехов!
OtvetProst.com