Как научить ребенка устному счету


Как научить ребенка считать в уме

Если ученику в школе «не дается» математика, то проблему следует искать в его первых шагах по изучению цифр. Именно так отвечают на вопрос, как научить ребенка считать в уме, авторы методик раннего развития и обычные учителя. Школьники, не освоившие устный счет, не могут решить даже простейшие задачи по физике и химии. Контрольные по математике и ЕГЭ вызывают у них стресс. Попробуем разобраться, как обучать дошкольника устному счету, необходимому для изучения математики, физики, химии и просто для жизни в нашем сложном мире.

С какого возраста учить малыша считать?

Ведущие педагоги и талантливые энтузиасты раннего развития детей предлагают разные методики обучения счету в уме. Общее в этих рекомендациях — поэтапное развитие у маленького человека умения складывать и вычитать. Стройную систему уроков-упражнений для дошкольников создал С.Н. Поляков. Вдохновили бывшего инженера-ядерщика методики раннего развития детей Н.А. Зайцева — известного педагога из С.-Петербурга — создателя карточек для занятий с детьми.

Авторы методик раннего развития ребенка рекомендуют обучить его перед поступлением в первый класс счету в уме и выполнению примеров в одно действие.

Замешательство родителей, обсуждающих тему устного счета и готовности детей к школе, можно понять. Как научить ребенка считать в уме, если современные дошкольники и первоклассники не понимают важность этого умения. Зачем, ведь есть калькуляторы?! Так рассуждают дети и некоторые родители. В результате ребята легко осваивают игры на мобильном телефоне и компьютере, но с трудом считают в уме.

Поэт Н. Заболоцкий писал, что «душа обязана трудиться». Те же слова относятся к мозгу человека, даже самого маленького. Устный счет — лучшая тренировка умственных способностей. Раннее детство — оптимальный возраст для начала обучения.

Занимательные упражнения для обучения устному счету можно предлагать детям уже в годовалом возрасте. Хотя есть немало родителей, считающих, что ребенок до 5 лет не справится с подобными заданиями. Мнение специалистов таково: умение считать в уме следует целенаправленно формировать и развивать. Относиться ли к устному счету детей, как к математическому занятию? Да, но при этом ни на минуту не забывать, что игровая деятельность — ведущая на протяжении дошкольного детства.

Как правильно заниматься с детьми разного возраста?

До 1 года

Родителей в первую очередь интересует, как научить ребенка считать в уме, с какого возраста начинать обучение, как правильно это делать. Многие будут удивлены тем, что первыми занятиями становятся простые игры с малышом, например, «Сорока-ворона», «Вышли пальчики гулять». Такие упражнения развивают образное мышление крохи, помогают первому восприятию числа объектов.

2–3 года

Чем старше становится ребенок, тем больше усилий требуется от родителей и воспитателей. Малыш двух–трех лет любит играть с пирамидкой, с удовольствием строит башню из кубиков? Ему нужно объяснить, что сначала надеваем одно кольцо на стержень, потом добавляем к нему второе, третье и так далее. Такие игры стимулируют у любознательного ребенка желание все сосчитать, как это делал милый козленок в добром советском мультфильме: «Про козленка, который умел считать до 10». Бывает, что кроха уже в два–три года знает цифры, пересчитывает ступеньки на лестнице, тарелки и ложки на обеденном столе, монетки. Такой «математический» энтузиазм появляется не случайно. Только при поддержке и поощрении родителей малыш начинает чувствовать интерес к устному счету, радуется успехам, когда ему удается правильно ответить на вопросы мамы или папы.

Развивающие мультфильмы «БебиЭнштейн – Первые цифры»

и «Маленький гений»

помогут детям лучше освоить счет в пределах 5 и 10.

4–5 лет

Механическое заучивание цифр — не самое большое достижение. Гораздо полезнее познакомить ребенка с составом числа и понятиями «меньше», «больше», «поровну». Занятия проводят с игрушками и другими предметами разного размера. Умение сравнивать поможет малышу быстрее научиться считать в уме. Для изучения состава числа можно использовать яркую «кассу цифр» или карточки, обучающие способам разложения чисел. Пятилетний дошкольник может свободно выполнять несложные арифметические действия со счетными палочками, но как научить ребенка считать в уме? Ничего страшного, если некоторое время малыш продолжит пользоваться предметами, собственными пальчиками. Так рекомендую школьные психологи. Ребенка постепенно отучают загибать пальцы и перекладывать предметы, когда он считает в уме.

Автор одной из методик раннего развития детей С.Н. Поляков не рекомендует с самого начала учить считать с помощью пальцев либо палочек. Ребенок легко осваивает такой способ, но отучить будет трудно. При счете с помощью пальцев не задействован механизм запоминания результатов.

5–6 лет

Визуализации чисел и усвоению представлений о числовом ряде помогут карточки и таблицы Н. Зайцева. Они дают возможность разнообразить занятия с ребенком, проводить их в игровой форме. Продолжительность занятия с ребенком — 15 минут. Дошкольнику предлагают карточки с изображением цифр и такого же числа объектов для облегчения визуализации. Труднее всего дошкольникам понять, что такое «состав числа». Помогут сформировать представления игрушки и пособия для занятий, предложенные авторами методик раннего развития детей. Наглядные примеры позволят ребенку лучше понять, что 5 — это 1+4, 2+3, 3+2, 4+1. Поменяли числа местами? Да, но сумма не изменилась, — удивляется ребенок.

Важный рубеж наступает, когда дошкольник научится складывать в уме в пределах десяти. Выходить ли за эти пределы — решать родителям.

Трудно переоценить значение этих первых упражнений для последующего изучения в школе математики, географии, физики. Возможно, родители шестилеток об этом пока не задумываются, для них важнее подготовить детей к школе, чтобы умение ребенка считать помогло ему на первом этапе обучения.

Развивающие игры и задания для обучения устному счету

«Кубики знаний» Набор можно приобрести в магазине игрушек или канцелярских товаров. Всего кубиков 108 штук. В каждой коробочке находится 36 кубиков. Кроме того, нужны карточки с цифрами от 1 до 5. Используют еще коробочку с нарисованными пустыми клеточками для кубиков, которые будет считать ребенок. Кубики и карточки с цифрами помогут малышу отождествлять действия с числами.

Ход игры:

  1. Малыш берет кубик и устанавливает его в коробочке на первую клетку слева.
  2. Перед коробкой размещает карточку с цифрой «1».
  3. Затем рядом с первым кубиком ребенок устанавливает второй.
  4. Взрослый спрашивает, сколько теперь кубиков в коробке.
  5. Малыш должен сказать «два» и заменить карточку «1» на столе жетоном с цифрой «2».

«Дом для гномов» Надо договориться с ребенком, что кубики будут «гномами», коробка станет «домом», клетка — «комнатой». Занятие обеспечивает наглядность — основное условие успешного счета в уме. Кубики помогут ребенку освоить счет десятками, научиться складывать и вычитать.

Ход игры:

  1. Малыш помещает в «дом» сначала одного «гнома», затем остальных по очереди.
  2. Взрослый накрывает коробку рукой или крышкой.
  3. Ребенка спрашивают, сколько останется «гномов», если 1–2–3 из него выйдут.

Играть и обучаться устному счету — это просто!Ребенок 5–6 лет и старше может практиковаться в выполнении математических действий, складывая монетки разного достоинства. Упражнений, игр, заданий существует множество, только родителям надо проявить интерес к их подбору. Еще следует помнить, что малыша надо целенаправленно учить считать в уме. Как отмечала в свое время итальянский педагог М.Монтессори, если ребенок не делает чего-либо, то он не знает, как это сделать. Авторы предлагаемого ролика к словам Монтессори еще добавляют важное замечание к вопросу о том, как научить ребенка считать в уме. Малыша надо заинтересовать! Родителям придется включить фантазию, фонтанировать идеями, чтобы ребенок видел увлеченность взрослого, сам тянулся к изучению цифр и освоению устного счета. Взрослый на прогулке может предложить крохе посчитать голубей, снующих в поисках крошек на детской площадке, машины, стоящие рядом с подъездом дома. Ребенку 5–6 лет будет интересно сложить числа в номерах машин, к примеру «215» — это 2+1+5.

Процесс обучения разнообразят в домашних условиях с помощью настольных игр. Подходят виртуальные деньги «Монополия». Часто используют для обучения устному счету чашки, контейнеры, пластиковую одноразовую посуду.

Рекомендации родителям

Дети в 7–8 лет считают в столбик, позже осваивают составление уравнений и пропорций. К этим важным умениям школьники приходят постепенно, освоив простые способы счета. Наиболее простой — на пальцах — доступен малышам 3–4 лет. Ребята постарше используют классические счетные палочки, счеты, ученики начальных классов — квадраты с цифрами от 1 до 100. Взрослые знакомят детей с разными способами, чтобы была возможность выбрать наиболее удобные. До начала систематического обучения ребенка сложению и вычитанию родители предлагают ему, сосчитать пять пальчиков во время купания, пять игрушек на полке. Использовать такие объекты для целенаправленного обучения сложению и вычитанию не рекомендуется, лучше подобрать однородные предметы.

На разных этапах обучения счету в уме меняются двигательные реакции ребенка:

  1. Передвигает игрушки и другие предметы руками.
  2. Указывает на объекты рукой на расстоянии.
  3. Считает предметы глазами.

Речевое поведение ребенка тоже меняется по мере освоения устного счета:

  1. Громко проговаривает весь процесс и оглашает результат вычислений.
  2. Считает шепотом либо шевелит губами.
  3. Считает про себя.

Родителям следует знать о проблемах, затрудняющих обучение счету в уме:

  • серьезные заболевания;
  • неготовность устанавливать логические цепочки по причине возрастных особенностей;
  • недостаточная развитость психических процессов (восприятия, памяти, мышления); отсутствие самоконтроля.
Родителям следует обратиться за консультацией к психологам инейропсихологам при сложностях с формированием внимания и усидчивости у ребенка с симптомами СДВГ.

Если у младшего школьника возникают проблемы на уроках математики в школе, то первыми ему на помощь приходят родители. Надо показать, что считать — это увлекательно и приятно. Такие занимательные упражнения принесут удовольствие, появиться интерес, а вместе с ним будет формироваться умение выполнять математические действия в уме.

Подведем итоги. Ребенок в результате правильного обучения устному счету:

  • находит один предмет и много среди игрушек, канцелярских принадлежностей;
  • правильно использует понятия «больше», «меньше», «поровну»;
  • называет состав чисел от 1 до 10;
  • применяет количественный и порядковый счет (один, два, три — первый, второй, третий — и т.д.);
  • несколькими способами решает простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
  • соотносит количество предметов с цифрами.

Перечисленные выше умения развивают память, интеллект, формируют черту характера, в обиходе называемую «смекалкой». Это именно те качества личности, что жизненно необходимы для успешной социализации, овладения профессией и движения по карьерной лестнице. Сообразительность, облегчающая учебу в школе, тоже развивается в раннем возрасте благодаря устному счету.

В помощь родителям, которые решили воспользоваться готовой методикой Н. Зайцева и С. Полякова, предлагаем посмотреть видео

Нам очень важно ваше мнение. Оцените пожалуйста статью: оценивших 12, оценка: 4,83 из 5 Загрузка...

ChildAge.ru

Учимся считать в уме: советы для родителей и малышей

Главная / Наши дети

Навыки устного счета облегчают жизнь взрослым, детям же они просто необходимы для успешного овладения точными науками в школе. Задумываться о том, как научить ребенка считать в уме, стоит задолго до того как он сядет за парту. Лучше всего формирование навыков происходит, когда интерес к их получению не иссяк. Дети проявляют максимум любознательности в самом нежном возрасте, когда познают мир. С 2-3 лет уже можно обучать ребенка счету, но делать это следует не быстро, постепенно. В этом вопросе солидарны авторы почти всех методик обучения детей устному счету.

Первое знакомство с миром чисел

Такие понятия, как «больше», «меньше» или «равное количество», ребенок вполне может усвоить и в ясельном возрасте. Родителям нужно только помочь ему в этом. Формирование навыков количественного сравнения может происходить на каждом шагу. Сравнивать вместе с крохой можно количество бутербродов или конфет в тарелках, ушек-лапок-хвостиков у зверят (их будет, разумеется, поровну), страничек в детских книжках, мелков и карандашей в коробочке, бантиков и косичек у девочек и так далее. Не стоит замахиваться сразу на большие группы предметов: начинать надо с одного – двух, потом увеличивать количество сравниваемых предметов до трех, четырех, пяти.

Параллельно можно учить ребенка порядковому счету. Делается это тоже ненавязчиво в быту: подсчитывают количество столовых приборов и членов семьи, кукол, мишек, ступеньки на лестнице, окошки в квартире, пуговицы на пальто и так далее. На первом этапе достаточно научить малыша считать до десяти. Еще раньше малыш способен различать понятия «много» и «один». Помогут в этом те же игрушки, тарелки на столе, цветы в вазе и другие предметы.

Когда первое знакомство с миром чисел уже произошло, и основные математические понятия крохе знакомы, пора учиться решать самые простые примеры.

Состав числа и простые задачи

Каждое число, кроме единицы, можно разложить на другие числа. Так, два раскладывается на один и один, три – на один и два. Это называется составом числа. Именно разбором чисел по составу следует заняться после того, как ребенок научился правильно считать по порядку.

Раскладывая числа на составляющие, ребенок автоматически учится решать простые примеры. Например, твердо усвоив, что три – это не только три раза по одному, но и два и один, он быстро сообразит, что если к двум прибавить один, получится три.

Не предлагайте ребенку складывать разнородные предметы, иначе он в впоследствии будет испытывать трудности в решении математических задач. Пусть он привыкнет к тому, что карандаши с ложками не складываются, математические действия можно осуществлять лишь с предметами одной категории.

При обучении ребенка количественному счету можно воспользоваться различными приемами, которые уже успели себя хорошо зарекомендовать.

Современные подходы к обучению устному счету

Самая распространенная методика, по которой учили считать еще наших бабушек и дедушек – это счет по пальцам. Эту методику считают классической и несколько устаревшей. Авторы более современных методик считают, что способ не помогает ребенку запоминать числа и решения. Ведь пальцы всегда при себе, так зачем же напрягать память?

В опалу попали и методы счета по палочкам, по линейке. По мнению отдельных педагогов, прибавляя к числу каждый раз по единице, пока не прибавится нужное количество, ребенок привыкает считать медленно.

Взамен предлагаются альтернативные варианты:

  • кубики разного размера, веса, цвета и таблицы, клетки на которых соответствуют кубикам (методика Зайцева);
  • карточки с точками (методика Домана);
  • наборы с разноцветными кубиками, которые можно купить или сделать самим, склеив из цветной бумаги и заполнив крупой (методика Полякова), так как последний способ не требует серьезных материальных затрат, есть смысл остановиться на нем подробнее.

Для первых занятий потребуются всего пять кубиков одинакового размера и коробочка, разделенная на пять клеток (можно смастерить самостоятельно). На листах бумаги следует написать также цифры от 1 до 5. В дальнейшем число кубиков придется увеличить до ста, коробка тоже потребуется побольше.

Занятия проходят в игровой форме. На первом используют всего два кубика. Один кладут в коробку и говорят ребенку, что это один кубик, кладя перед коробкой лист с цифрой «1». После прибавляют второй кубик, листок заменяют на тот, на котором цифра «2». Следом эти действия проделывает и ребенок. Повторять придется несколько раз.

После игра усложняется: ребенок представляет, что коробка – домик, а кубики – гномики. Один «гномик» дома, к нему «приходит в гости» второй, и ребенку нужно сказать, сколько «гномиков» в домике. После нескольких уходов и новых визитов «гномика» (при этом каждое действие сопровождается подсчетом числа кубиков) у «домика» появляется «крыша» (накройте коробку рукой или бумагой). Подсчет числа «гномиков» в «домике» ребенок осуществляет уже в уме, не видя кубиков. Малыша следует постоянно подбадривать, говоря ему, что он подсчитал правильно – осознание успеха подогрет его интерес к изучению математики.

На последующих занятиях таким же точно способом усваивается количественный счет до трех, четырех и так далее, вплоть до десяти. Затем уже можно переходить к сложению и вычитанию двухразрядных чисел.

Смастерив коробки, в которых помешается ровно 10 кубиков, вы легко поможете усвоить малышу еще до школы такое понятие, как «разряд числа». Наглядность позволит ребенку считать быстро, даже если числа довольно большие. Однако правильнее будет не задавать ему сложных примеров сразу, начинать рекомендуется со сложения девяти и двух или девяти и трех.

Секреты быстрого обучения счету

Психологи утверждают, что любая информация лучше запоминается, если задействованы все органы чувств. Процесс обучению счету в уме будет проходить быстро и легко, если ребенку не будет скучно, если он будет считать не только глазами. По этой причине целесообразно позволить ему самому перекладывать кубики или другие предметы при обучении счету, приучать его вслух произносить числа на каждом этапе. Можно сделать таблички с цифрами разного веса или размера: чем больше число, тем крупнее табличка. Необходимо подключить ассоциативное мышление, сравнивая кубики или числа с разными сказочными персонажами. Можно подключить к запоминанию чисел даже обоняние и вкус, например, выложив новую изученную цифру на тарелке малыша ягодами или овощами.

Научить ребенка быстро и правильно считать в уме не так уж и сложно, главное, не торопиться и не переживать из-за временных трудностей и случайных неудач.

Загрузка...

KladvSebe.ru

Как научить ребенка считать в уме – 1 класс, методика

Многие взрослые думают, что обучение счету - простейшее дело, и их ребенок должен с легкостью освоить эту науку. Однако это не так. Очень часто шестилетний малыш не может понять, почему это за десятью идет одиннадцать, а не двенадцать. Он нередко переставляет цифры местами, путает их и сбивается при счете. Поэтому родители должны узнать, как научить ребенка считать в уме в 1 классе и какие методики для этого существуют.

Как научить первоклассника быстро считать в уме?

Психологи утверждают, что память в детском возрасте довольно избирательна. Ребенок чаще всего не запомнит неинтересную или непонятную для него информацию. А вот то, что его удивило или заинтересовало, он запомнит сразу. Из этого следует, что если вы хотите научить малыша считать, постарайтесь заинтересовать его этим занятием. И ни в коем случае не заставляйте его заниматься насильно.

Начинать знакомить ребенка со счетом можно очень рано, ведь для этого не обязательно сидеть за столом с ручкой или книжкой, как это происходит при обучении чтению. Учиться считать можно и играя на прогулке, по дороге в садик или дома. Например, увидев, что на доме написан его номер 35, попросите ребенка ответить, сколько получится, если сложить две эти цифры 3 и 5. Важным этапом в процессе обучения счету является умение ребенка различать «меньше» и «больше».

В первом классе ребенок уже должен уметь считать в уме. Дело это непростое. Если вы хотите, чтобы школьник легче научился считать, не следует при этом позволять ему прибегать к помощи калькулятора, компьютера или телефона. Ведь мозгу ребенка, как и взрослого, необходимы постоянные тренировки. Если родители будут обучать ребенка устному счету с раннего возраста, это будет способствовать более успешному развитию умственных способностей малыша.

Как правило, научить ребенка в 1 классе быстро считать в уме можно с помощью различных игровых методик. Например, прекрасно зарекомендовали себя в обучении счету кубики Зайцева. Этот метод счета основан на работе со специальными таблицами. С помощью первой таблицы ребенок гораздо легче осваивает сложение и вычитание в уме в пределах сотни. Вторая таблица помогает в освоении трехзначных чисел и дает представления об их составе: сотнях, десятках, тысячах. Третья таблица знакомит учеников с многозначными числами.

Еще одна популярная сегодня методика обучения устному счету была разработана Гленом Доманом. Однако принцип обучения, представленный этим ученым, имеет как преимущества, так и много недостатков. Хотя многие родители и являются приверженцами такой методики раннего обучения ребенка.

Согласно закона, выведенного Доманом, интеллект взрослого человека зависит от той нагрузки, которую мозг ребенка будет получать в раннем возрасте. Для обучения ребенка счету Доман предлагает использовать специальные карточки с нанесенными на них точками. Именно благодаря таким карточками ребенок научится считать количество предметов зрительно, не прибегая к привычному пересчету или сложению-вычитанию, утверждает разработчик методики. Для достижения желаемого результата родители должны показывать такие карточки ребенку по многу раз в день, что не для всех семей приемлемо из-за работы папы и мамы.

Как видим, научить школьника считать в уме можно разными методами. Родители первоклашки должны выбрать одну из методик и в игровой форме приобщать своего малыша к устному счету. Однако обучать необходимо именно по методу, согласно которому идет обучение ребенка и в школе. В противном случае использование разных методик в школе и дома не принесут должного результата.

Статьи по теме:
Техника чтения 1 класс - нормативы

Многих родителей первоклассников заботит техника чтения ребенка. Чаще всего подготовку к школе детей проводят заранее, и многие ребята, придя в 1 класс, уже умеют читать. Но вот, какая должна быть скорость, и только ли она так важна для успешного освоения навыков чтения?

Техника чтения в 1 классе

Родители стараются заранее подготовить ребенка к школе, обучая его читать еще задолго до поступления в 1 класс. В школе существует система оценки техники чтения, где учитывается скорость. Но не стоит делать упор только на этот показатель, ведь не менее важны понимание прочитанного, выразительность и пр.

Скороговорки для детей 1 класса

Замечательным средством развития, тренировки речи и чистого произношения всегда считались скороговорки. Причем придумано их великое множество, как для маленьких детей, так и для взрослых. Сегодня мы расскажем вам о скороговорках для детей 1 класса.

Что нужно к школе – список

С окончанием лета родители активизируют свои силы в направлении закупок, связанных со сборами ребенка к школе. Чтобы не забыть чего-то важного, мы подготовили для вам примерный список необходимых школьнику вещей.

WomanAdvice.ru

Способы обучения ребенка счету в уме

Каждый родитель желает своему ребенку, чтобы вырос умным, хорошо развитым и проявлял заинтересованность к учебе. Тем не менее, существует сложность в проявлении интереса у малыша в получении новых знаний. Одним их первых проявлений интереса к знаниям у детей дошкольного возраста является счет.

Именно в этот момент очень важно создать из математических заданий игру, которая увлечет малыша.

О том, как быстро научить ребенка складывать в уме, пойдет речь в этой статье. Мы приведем не только упражнения, но и расскажем, с чего следует начинать занятия и как перевести их в игровую форму.

Основа математики – усвоение счета

Первой ступенью в образовательном процессе является изучение порядкового счета, иными словами цифр их расположения. Начальным этапом можно взять повседневные занятия, т.е. внедрение счета, когда вы идете с малышом по лестнице, застегиваете ему куртку или кушаете. Остальные этапы обучения также плавно идут один за другим, поэтому в таких занятиях важно соблюдать последовательность и систематичность.

Основными заданиями на первичных этапах являются:

  • обучить малыша различать множественные предметы от единичных, т.е. «много» и «один»;
  • научить разделять такие понятия, как «равно», «больше» и «меньше»;
  • порядковый и количественный счет;
  • научить пониманию, как количество предметов относится к конкретной цифре;
  • изучите состав чисел – сначала от одного до десяти, затем от 10 до 20 и т.д.;
  • простейшие задачи по арифметике.

Когда вы дойдете до задач по математике, следует применять не один способ решения, а несколько. При таком подходе, ребенку в дальнейшем будет легче искать иные пути решения, а ум его станет более гибким.

Отвечая на вопрос, «как научиться считать в уме?», отметим, что обучение следует начинать планомерно, при достижении ребенком возраста 3-х, 4-х лет. Помните, что процесс должен быть игровым. В противном случае, у малыша можно заблокировать желание учиться.

Презентация: "Устный счет на уроках математики"

Процесс счета

Умственный процесс, касающийся счёта всегда начинается с простых действий. Как правило, они подразделены на два компонента – речевой и двигательный.

  1. Речевое действие развивается по схеме – сначала говорим о том, что делаем, затем шепчем, а после счет происходит про себя. И лишь после этого этапа можно переходит на быстрый счет. К примеру, при сложении единиц 1+1, называется следующая цифра в ряду, т.е. в уме ребенок сразу будет добавлять 1,2,3,4…
  2. Двигательный элемент развивается с обычного перекладывания предметов из стороны в сторону. Таким образом, в игровой форме предметы будут увеличиваться или уменьшаться. Поначалу ребенок будет следить за счетом пальчиком, затем только глазами, в уме совершая математические действия.

Некоторые педагогические эксперты рекомендуют не учить ребенка считать на пальцах, т.к. это снижает развитие интеллекта и памяти.

При счете на пальцах или палочках, малыши не стремятся запомнить результат. Ввиду этого, когда при счете не хватит пальцев и палочек, у ребенка возникают трудности.

Если родитель желает научить ребенку счета, то предмет следует как можно быстрее снизить их участие в процессе, однако убрать их полностью не получится. Как научиться быстро считать в уме? Об этом читайте в следующих разделах.

Главный компонент обучения – игра

Развитие каждого человека происходит индивидуально. Совершение ошибок в процессе ознакомления с материалом – нормально. Тем не менее, многие родители не понимают, отчего смышленый ребенок не способен понять простых вещей, с точки зрения взрослого.

Отметим, что мозг ребенка отличен по своей структуре от мозга взрослого человека. Малыши не хотят и не могут запоминать то, что не вызывает их интереса.

Память у детей устроена таким образом, что она хранит только то, что вызывает эмоциональный ответ. При этом не имеет значение позитивные это эмоции, или негативные.

Так как же научить считать в уме ребенка? Игра поможет усваивать математические основы можно начинать считать котят на улице, пока, например, вы идете в детский сад. Обучив ребенка цифрам от 1 до 10 можно предложить ему искать их по дороге в магазин, а придя домой, посчитать, сколько цифр было найдено, и сложить их в уме.

Методик существует множество и с наиболее популярными предлагаем ознакомиться в следующем разделе.

Учимся считать до 10

Умение считать важно не только при подготовке к школе, но и в дальнейшей жизни любого человека. Счет до 10 важен, но осилить его сразу, у малыша вряд ли получится, поэтому необходимо начинать с 1 до 5, а затем усложнять задачу по нарастающей.

Для того чтобы освоить счет быстро и успешно, рекомендуем пользоваться подсказками, но только в начале обучения. Далее их постепенно нужно убирать, чтобы малыш учился считать в уме.

  • пальцы рук;
  • развивающие ТВ-передачи;
  • обучающие игры и счёты;
  • стишки с цифрами или считалочки;
  • ежедневно считать с малышом всё, что видите.

Приемы быстрого счета:

  1. Карточки. В период изучения цифр, карточки очень важно. Их можно купить, или смастерить с ребенком самостоятельно. Последнее будет более интересным для ребенка. В начале показывайте их малышу последовательно, затем меняйте очередность.
  2. Магазин. Одна из самых любимых игр у малышей. На столе следует разложить «товары для продажи», придумать «валюту» и назначить на каждый предмет ценник. Ваше чадо следует назначить кассиром. При общении с сотрудником магазина нужно не обращать внимание на ценники, пусть ребенок сам рассказывает, и считает, сколько стоят предметы.
  3. Пластилин. Игра, в которой необходимо попросить ребенка слепить мишке 4 лапки, или котику два ушка. Попутно следует показывать ему карточки с этими цифрами.

Как научить ребенка считать в уме? Обучить ребенку счету достаточно непросто, при этом все родители стремятся, чтобы он делал не задумываясь. Ежедневные упражнения, увлекательные формы занятий вкупе с вашим упорством и терпеливостью помогут ребенку освоить королеву наук – математику.

TonusMozga.ru

Как ребенку научиться быстро считать числа в уме

Специалисты утверждают, что дети должны учиться считать еще в детском саду, важно, чтобы занятия проходили интересно, и ребенок 3-4 лет сам хотел считать. Как только первые знания о цифрах и счете будут получены, малышу будет легче и проще закреплять новые знания о сложении и вычитании.

Первые шаги ребенка в счете должны поддерживать взрослые. К примеру, можно просить малыша, чтобы он нашел один или несколько предметов, озвучивая их количество. Также нужно будет обучить малыша пониманию того, что такое «больше», «меньше» и «одинаково».

Прежде чем ребенок научится слагать и вычитать, нужно научить его просто считать, далее обучить проговариванию счета вслух, потом он должен научиться делать это шепотом, а только последним этапом станет счет в уме, и вслух малыш будет произносить только получившийся результат.

Учимся считать

Считать можно не только дома, вполне можно научить ребенка счету на прогулке. К примеру, вы можете посчитать, сколько машин припарковано во дворе, потом попробовать усложнить задачу и посчитайте, сколько из них красных, а сколько серых. Можно сосчитать встречающихся животных, птичек, деревья и все, что только попадется на глаза. Так ребенок будет усваивать процесс счета, подкрепляя его визуальными образами, и на шаг приблизится к цели, чтобы научится быстро считать в уме.

Любое обучение ребенка счету должно проходить в виде игры. Тут вам могут помочь специальные счетные палочки или же обычные одинаковые предметы, это могут быть карандаши, пуговки, фломастеры. Начините занятия с дошкольником, начиная усваивать счет до пяти. Когда ребенок научится быстро считать в пределах 5, вы можете попробовать обучить его счету до 10-ти.

Постарайтесь объяснить ребенку, из чего состоит число. Это легко сделать при помощи сладостей, к примеру, у ребенка есть четыре конфеты, если он поделится с мамой и даст ей одну, то у него останется три конфеты. Вы сможете объяснить ребенку процесс вычитания, что если у него было 4 конфеты и если одну убрать, то останется 3.

Для счета можно использовать палочки и линейки

Попробуйте научить малыша и сложению таким же способом, меняйте количество конфет местами, чтобы ребенок понял, что от перемены мест слагаемых сума не меняется. Так вы сможете очень быстро научить ребенка считать до 5-ти и до 10-ти, а также закрепите навыки сложения и вычитания.

Обязательно поясните ребенку понятие «ноль», это сделать гораздо проще чем кажется. Просто разложите перед малышом несколько счетных палочек и проведите с ними несколько сложений и вычитаний, и приведите пример, когда три палочки будут отниматься от трех палочек. Уберите все палочки со стола и объясните, что в этом случае ничего не останется, то есть, будет ноль.

В обучении счету ребенка главное регулярность и никакого принуждения, занятия должны быть ежедневными и веселыми, чтобы малыш понимал, что быстро считать в уме числа – это очень весело. Старайтесь давать ребенку простые и хорошо запоминающиеся примеры, так он запомнит числа намного быстрее, тут вам могут помочь бумажечки с цифрами.

Обучение цифрам для малышей — цифра и число 10

Пока вы обучаете малыша счету в пределах 10-ти, вы должны ему объяснить из чего состоит число 10. Он должен понимать, что десятку можно получить разными способами, сложив 5+5, 3+7 или 8+2. Как только малыш сможет слагать и вычитать числа до десяти в слух, попробуйте его попросить делать это шепотом, а потом и в уме.

Чтобы научить дошкольника счету до 20-ти, используйте тот же способ, что и при обучении  до десяти. Приведите ребенку пример, что нужно сложить 8+4. Числу 4 не хватает до десяти 6, мы их заберем у 8. Останется 2, а потом десятку нужно прибавить к двум, вот и получится 12.

Не забывайте о том, что нужно научить дошкольника счету сначала на наглядных пособиях, потом перейти на карточки с цифрами, потом на устный счет вслух без пособий, на счет шепотом и только потом устный счет в уме. Пока ребенок не усвоит первый уровень знаний и не доведет их до автоматизма, не переходите ко второму.

Учим цифры. Учимся считать от 1 до 20 с Ежиком Жекой. Развивающие мультфильмы для детей.

Как только дошкольник сможет легко сосчитать до 20-ти, вы можете превратить счет в увлекательную игру, предлагая малышку складывать и вычитать разные числа, которые он встречает на улице. Это могут быть номера домов, машин или цифры на рекламных плакатах.

Сложные числа по типу «245» разлагаете на простые, просите малыша посчитать, сколько будет 2+4+5 вслух или шепотом. Так ребенок сможет в виде игры оттачивать навыки счета в уме и легко научится слагать и вычитать цифры до 20-ти.

Неплохо может помочь в обучении дошкольника счету до десяти и до 20-ти обычная линейка с делениями.  Тут вы можете наглядно показать ребенку сложение и вычитание и можете обучить его быстро считать до 20-ти. Попросите малыша приплюсовать 4+4. Найдите на линейке цифру 4 и от нее пальчиком пойдите вправо, так как речь идет о сложении.

Развивающие мультики для детей малышей – Удивительная стройка — Сложение — Учимся складывать числа

Нам нужно прибавить еще 4, значит нужно сделать 4 шага. Опробуйте таким же образом вычитание, только возьмите в пример 9-5. Найдите с ребенком девятку, оставьте на ней пальчик, а другим отсчитайте 5 шагов. Остановите свой пальчик на цифре 4. Так вы сможете очень легко и наглядно обучить малыша счету, сложению и вычитаю до 20-ти.

Многие родители сомневаются, нужна ли ребенку таблица умножения до школы, но вы, как родитель, должны оценить способности своего малыша, возможно, для него это будет слишком большая нагрузка. Не стоит превращать жизнь дошкольника в сплошной урок математики, есть много других интересных занятий. Счет должен быть интересной и увлекающей игрой, а не обязанностью.

Вопросом о том, как научить ребенка быстро считать в уме задаются многие родители, у которых дети уже достигли младшего школьного возраста. Родители должны понимать, что интерес к счету нужно начать прививать как можно раньше, в форме игры, чтобы малыш понял, какой это интересный предмет – математика.

Как научить ребенка считать в столбик

 Чтобы счет поддавался первокласснику намного проще и легче, обязательно нужно научить малыша складывать и вычитать числа в столбик. Обучить ребенка будет легко, для этого вам понадобиться немного терпения, желание малыша, листочек и ручка.

В начале обучения сосредоточьтесь только на сложении. Попросите ребенка на листике записать числа так, чтобы единицы были над единицами, десятки – над десятками, сотни – над сотнями. Как только числа будут записаны – подведите под ними черту.

Поясните, что сложение нужно начинать с единиц, которые записаны в самом конце. Если сумма цифр получается меньше десятки, то вам нужно будет сразу записать ее под чертой. Если больше, чем десять, то единицы пишите под черту, а количество десятков – запомните или запишите сверху примера.

Теперь нужно будет складывать десятки, но к ним же нужно будет прибавить тот десяток, который мы запомнили при сложении единиц. Сотни и тысячи складываются точно так же, как и десятки.

Сложение столбиком целых чисел

Когда первоклассник запомнит, как складывать числа, попробуйте решать примеры на вычитание. Поясните, что записывать цифры нужно точно также, а если количество единиц в уменьшаемом больше, чем в вычитаемом, необходимо «занять» десяток.

Научите первоклассника делению. Для этого число, которое делите, запишите на бумаге и отделите его от делителя уголком. Результат записывает под ним. Помните, что в отработке счета в столбик нужна практика. Занимайтесь с ребенком, который пойдет в первый класс по чуть-чуть, но регулярно. Обязательно следите, чтобы примеры были решены правильно.

Устный счет для школьника

Существует несколько видов устного счета и для ученика, который ходит в первый класс, очень важно освоить каждый их них.

Беглый слуховой счет развивается, когда его насчитывает учитель, родитель или одноклассник. Основная нагрузка приходится на память, но при этом малыш будет быстро утомляться, поэтому не нужно практиковать этот счет слишком долго.

Зрительный устный счет может производиться при помощи таблиц, плакатов и записей на доске. Так ребенку будет намного легче выполнять математические действия, и математика будет усваиваться намного легче при наличии наглядных пособий.

Комбинированный счет может проводиться при помощи разных способов. Класс может показывать ответы на карточках, учитель может попросить детей провести взаимопроверку, упражнения могут даваться в виде игры, викторины, лабиринта и т. д.

Круглые числа

 Чтобы объяснить ребенку понятие круглых чисел, можете использовать обычную длинную линейку. Вы сможете пояснить, что десяток состоит из десяти единицы, два десятка  — из двадцати и так далее.

Расскажите малышу, который ходит в первый класс, что чтобы посчитать что-либо десятками правильно, нужно использовать принцип счета единицами, на ноль не нужно обращать внимание. Постарайтесь посчитать десятками и не забывайте записывать ноль.

Трехзначные числа

Часто бывает, что когда первоклассники доходят до темы трехзначных чисел, они пугаются. Чтобы ребенок быстро понял, что к чему, постарайтесь преподнести малышу материал при помощи таблиц.

   Сотни     Десятки     Единицы
  3     5    1
 2     3    8

Решим пример 351+238 с помощью таблицы. Нам нужно будет заполнить пустой ряд

Расписываем число на разряды и проводим складывание. У нас получится простой счет в пределах десятки.

    Сотни    Десятки    Единицы
   3    5   1
   2    3   8
   5    8   9

Похожие действия можно делать с вычитание и с переходом на десятки.

razvitieiq.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]