Уже давно прошло то время, когда родители начинали обучение счету, чтению и письму незадолго до поступления в первый класс. Сегодня мамочки, растящие юных гениев, стараются научить маленького ребенка считать уже лет эдак с двух, а то и раньше. Мамы, а вы как считаете — торопиться или нет, насколько важным является привитие навыков счета малышу 2—3 лет? И как научить ребенка считать, какие методики обучения наиболее оправданны и эффективны? Дорогие родители, будем разбираться!
С какого же возраста стоит начать обучать чадо точным наукам?На самом деле причин начать обучение счету очень много, но стоит выделить две основные:
Маленькие умники, освоившие непростые азы арифметики, вырастают в великих математиков.
На самом деле числа нас окружают повсюду, поэтому играючи знакомить малыша с миром цифр можно, когда его возраст составляет всего годик. Для этого придуманы считалочки, пальчиковые игры, подойдет все абсолютно, что есть под рукой.
Кстати, чрезмерно усердным и зацикленным на образовании своего чада мамочкам хочется сказать: «Дорогая, не переживайте, если ваш малыш сегодня предпочтет обучение цифрам игре на площадке». Главное в обучении — удовольствие, радость от занятий, поэтому чутко прислушиваемся к желаниям своего чада, и если сегодня юный гений не желает заниматься — так тому и быть.
Занятие должно быть в радость!Уже с года маленькие дети вполне готовы к волнующему знакомству с миром чисел. Поэтому, элементарно поднимаясь по ступенькам, так и проговариваем: «раз ступенька, два ступенька ….». То же самое проделываем с едой, машинками, встречающимися на прогулке и т.д. Почаще хвалите своего умничку, искренне радуйтесь его успехам и помните, лучший друг — спонтанность, а не методические занятия строго по полчаса и исключительно в 11.00 по Московскому времени. Жизнь — игра, и именно дети постоянно напоминают нам об этом.
Познаем мир цифр, играя!Давайте раскроем ключевые моменты, связанные с обучением счету и изучением цифр:
Негативное отношение к знаниям может сказаться и в будущем.
Мамочки и папочки, никаких учебных томов и энциклопедий!
Подсчет собственных пальчиков — интересное времяпрепровождение.
Существует множество известных и эффективных методик раннего развития, и о каждой из них написаны книги: это и метод Монтессори, и знаменитые карточки Домана, и методика Зайцева.
Давайте рассмотрим, какие оригинальные методы и игры применимы к малышу 1,5—3 лет, жаждущему знаний:
Вычислительные операции, касающиеся предметов, которые находятся в поле зрения — лучшая практика.
Яркая атрибутика заинтересует деток!
Просмотр любимых мультфильмов — сочетаем приятное с полезным.
— И посчитаем, и приготовим!
Ольга, 31 год:
«Мы начали заниматься с сыночком, когда ему было чуть больше годика. Сначала это был подсчет ушек, глазиков, ручек и ножек, причем не только у него самого, но и у мамы, папы, бабушек и т.п. Затем в ход пошли подручные материалы — машинки, яблоки, одинаковые (это, как мне кажется, важно) игрушки. Уже после двух лет мой малыш стал считать сам, причем выглядело это так: «один, два, три, много»)))) Сейчас ему 3,5 года, и он легко складывает и вычитает в пределах 10, уже думаю переходить на второй десяток. Дети — действительно как губка, впитывают все, я думаю, главное – преподносить информацию весело, в игровой форме, с юмором и похвалой, тогда малыш будет ждать, когда же мама опять поиграет с ним «в числа»».
Ирина, 35 лет:
«Девочки, имейте в виду, что при занятиях с ребенком по обучению цифрам и счету важно практиковать такие занятия, в которых в виде игры анализируется не просто число, а его состав. Тогда ваши сын или доченька будут не просто считать количество машинок или кукол на картинке, но и понимать, что, например, число 3 можно получить, сложив 2 и 1, или 1 плюс 1 плюс 1. Примеров таких игр полно, например, во всевозможных обучающих программах для компьютера или планшета».
Изучая с ребенком счет, вы можете придумать и свои игры, считалочки, сделать наглядные материалы. Если малышу легко даются цифры — не останавливайтесь, усложняйте задания. Быть может, именно ваше солнышко станет вторым Биллом Гейтсом?
— 1 —
Один — важный господин, Два — глаза есть у льва, Три — желанья загадай, Четыре — буквы в слове «край», Пять — пальцев на руке, Шесть — шишек в рюкзаке, Семь — счастливое число, Восемь — как две буквы «О», Девять — с хвостиком кружок,
Десять — молодец дружок.
— 2 —
Как-то раз один пингвин Заблудился среди льдин.
Вышел он на берег моря Видит — два медведя спорят.
Три лисенка под кустами Машут рыжими хвостами.
А четыре вороненка У тропы щебечут звонко.
Под горою пять зайчат Из морковки суп едят.
Шесть мышат, затеяв пир, Поделить не могут сыр.
Семь хорошеньких опят На сыром пеньке сидят.
Восемь чаек прилетели На пингвина поглядели.
Девять лошадей пингвина Отвезли домой на льдину.
В небе десять звезд сверкают, Ждут, когда их посчитают.
— 3 —
Про порядковый счет. На полянке у реки Жили-были мотыльки Братья разноцветные
Как фантики конфетные.
1. Первый — красный, как рябина, Словно капелька рубина. 2. А второй — небесно-синий, В белых брызгах, словно иней. 3. Третий — желтый, как лимон, Светом солнца окрылен. 4. А четвертый — белоснежный, Лепесток ромашки нежный. 5.Пятый — рыжий, как лиса, Полосатый, как оса. 6. В синих точках брат шестой, Красно-желто-голубой. 7. А седьмой — совсем лиловый, Лишь с полоской бирюзовой. 8. Брат восьмой — ярко-зеленый, Словно океан соленый. 9. А девятый — в белых точках, желтых ромбах и кружочках. 10. Брат десятый к нам летит,
Пестрый весь, как конфетти.
Ольга Зеленцова
Вам понравилась статья? Подпишитесь на обновления нашего сайта и вы будете получать их по электронной почте. Также вы можете вступить в наши группы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Google+ и Twitter.Ну, и не забывайте ставить нам лайки, кликая по кнопочкам слева. :)
www.o-my-baby.ru
На первый взгляд, кажется, что в счете нет сложностей. Но не возникает трудностей у взрослых, а для малышей совсем непонятно, почему после 10 идет 11, а после 30 – 31. Поэтому очень часто происходит путаница и дети местами меняют цифры, доводя своих родителей до отчаяния.
Память у малышей избирательна, и они в состоянии запомнить то, что вызывает у них интерес. Поэтому вопрос о том, как научить ребенка считать, для взрослых достаточно актуален. Прежде всего, малышей необходимо заинтересовать, тогда даже самые непоседливые из них легко научаться считать.
Педагогами разработано много методик, помогающих детям освоить счет. Это очень важный момент, так как до поступления в школу ребенок должен уметь считать. Это обусловлено современными школьными программами, которые достаточно насыщены. Кроме того, сейчас ни одна школа не может обойтись без применения компьютеров, а в некоторых из них роль учебников выполняют планшеты.
С первого класса в школьной программе вводится предмет – информационные технологии. Именно это предполагает определенных знаний ребенка, включая счет. Поэтому многие родители интересуются, какая методика является наиболее эффективной. Специалисты советуют проводить обучения в игровой форме и начинать его можно, когда малышу уже исполнился 1 годик.
Хорошо усваиваются детьми считалки. Многим из малышей в детстве бабушки и мамы рассказывали стишок про сороку-воровку, которая варила кашу своим птенцам. Плюс этой игры еще и в том, что у малыша развивается мелкая моторика пальчиков. В интернете можно найти много забавных стихов-считалок: про ежиков, кошек, кротов и других животных.
В процессе общения с ребенком хорошо пересчитывать различные предметы. Это могут быть игрушки, пуговицы, деревья на улице, ступеньки в подъезде. Во время прогулок можно давать задание ребенку найти определенное количество предметов. Например, ему можно предложить посчитать, сколько лавочек находится на детской площадке.
Будет еще лучше, если в игре примет участие несколько малышей. Это вызовет дух соперничества и стремление к победе. Можно приобрести ребенку разноцветные детские счеты. Он с удовольствием будет перебирать пальчиками их костяшки.
Учите ребенка сравнивать, познакомив тем самых его с такими понятиями, как «мало» и «много». Примеров для подобных упражнений много и дома и на улице. Например, на прогулке можно дать задание отыскать маленькое и большое дерево, а в доме предложить ему определить, в какой из ваз больше конфет.
В магазине рекомендуется приобрести палочки Кюизенера – прекрасный дидактический материал для малышей. С их помощью у него развиваются математические способности. Кроме счета он научится правильно разбираться в цветовых оттенках и формах, игра развивает память и речь.
Освоить цифры также можно с помощью специальных развивающих наборов, которых в продаже очень много. Сначала ребенок познакомится с внешним видом цифр и сможет акцентировать внимание на номера домов, машин во время прогулки. Несколько позже он сможет с помощью цифр обозначать количество предметов.
Ребенок будет лучше усваивать материал и познавать жизненный мир, если его обучать счету в уме. Начинать обучение специалисты советуют с помощью стихов, поговорок и пословиц. Далее нужно для него подготовить раздаточный материал и счетные палочки. Усвоив счет с их помощью, ребенку легче будет освоить его в уме.
После этого следует показать малышу, как выглядят цифры и научить его считать до 10. Это можно делать на улице, например, считать машины. Он также должен разбираться в таких понятиях: больше, поровну и меньше. Для этих целей можно использовать игрушки, яблоки, конфеты. И после этого приступить к выполнению упражнений.
1. Учим считать до 5. Делать это рекомендуется в виде игры. Например, можно предложить малышу собрать в ящик игрушки. Собирая их, он должен считать. При этом обязательно нужно обратить его внимание на то, что прибавляя по одной игрушке, в ящике становится их больше. В итоге ребенок усвоит, что прибавляя единицу, получится другое число. Игру можно повторить в обратной последовательности.
2. С помощью палочек или другого раздаточного числа обучение направлено на прибавление и вычитание. Как только ребенок это усвоит, следует переходить к прибавлению и вычитанию невидимых предметов. Например, можно ему показать 3 конфеты и дать ему задание прибавить к ним в уме еще 2. Ребенок должен мысленно это представить и ответить, сколько конфет получилось. Одновременно с этим он знакомится с математическими действиями: прибавить, отнять и равное количество.
3. Объяснить, что сумма (общее количество) останется неизменной, если переставить слагаемые. Ребенку это нужно показать: 1+4=5 и 4+1= 5. Сначала эти действия выполняются на практике, после этого они повторяются в уме.
Освоив в уме счет до 5, можно продвигаться дальше, используя также палочки и раздаточный материал. Для того чтобы вызвать больший интерес в качестве раздаточного материала рекомендуется использовать фигурки животных, маленькие машинки, кубики и другие красочные и яркие игрушки. Учим малыша в уме считать до 10. Например, за основу возьмем цифру 8.
Подготовим такое же количество фигурок животных и рассматриваем вместе с ребенком состав этой цифры. Например, 4+4=8 3+5=8, 2+6=8. Использование фигур позволит детям быстро запомнить счет в уме. Не нужно расстраивается из-за того, что не сразу все получится. Каждый ребенок индивидуален и восприимчивость разная. Главное – это ежедневные занятия, которые в дальнейшем обязательно дадут хорошие результаты. Теперь вы знаете, как правильно научить ребенка считать в уме.
Основы любых знаний, в том числе и счета, закладываются в детстве. Поэтому очень важно, чтобы к учебе школе ваш малыш был хорошо подготовлен, научился правильно и быстро считать. Для достижения этой цели он должен уметь:
При возникновении трудностей со счетом, нужно уделить занятиям больше времени. Учиться считать можно за завтраком, спросив у малыша, сколько тарелок, ложек и других предметов на столе. Выйдя на прогулку, спросите у него, сколько детей в песочнице, на качели, игровой площадке.
Быстрому и правильному счету можно научить, познакомив ребенка с бытовыми домашними предметами, имеющимися в доме: часы, барометр, термометр. Каждый день он самостоятельно может отмечать показания температуры за окном и записывать их в тетрадь. Это наглядно покажет насколько изменилась температура на улице. Сопоставляя числа, он лучше усвоит такие понятия, как больше и меньше. Он также научится узнавать разницу двух чисел. Чаще спрашивайте время.
Малыши – большие фантазеры, поэтому особого труда придумать сказку для них не составит труда. Поэтому отличным решением будет дать им задание придумать сказку. После этого он пусть расскажет о своих героях, нарисует их в альбоме. Это поможет определить, сколько героев в сказке, какие из них высокие, а какие имеют небольшой рост.
Хорошее занятие – сравнение картинок. По ним ребенок сможет ответить, что их объединяет, и чем они отличаются. Хорошо, если на картинках будет различное количество предметов. После этого можно предложить ему нарисовать разных животных, деревья, дома и сравнить их между собой.
С помощью палочек дети увлеченно составляют различные фигуры. Дайте им задание составить из них квадраты, треугольники и другие фигуры. Сколько он сможет составить фигур из 5, 10 палочек?
Для написания цифр лучше использовать тетрадь в клеточку. Но, предварительно нужно рассказать малышу о разлиновки тетради. Объяснить ему, что такое клетка, из каких сторон и углов она состоит. После этого показать ему, как на ней рисовать. Для примера можно соединить углы или точки между ними по стороне. После этого можно приступить к обучению рисования цифр на клетках.
Первый класс для каждого ребенка – это особый этап в его жизни. Здесь закладывается основа всех будущих знаний. При поступлении в 1 класс меняется деятельность. Но игровой процесс во время обучения сохраняется. Изменяется социальная роль ученика, у него формируются новые способности, заключающиеся в самоорганизации. Он учится планировать свою работу, контролировать и оценивать свои поступки и действия, взаимодействовать с педагогом.
При обучении учитель оценивает индивидуальные способности каждого ученика. Поэтому для родителей очень важно подготовить свое чадо в школу. Большое значение в 1классе имеет устная работа. Для того чтобы научить детей счету в уме и закрепить навыки, полученные ими до школы, педагоги в своей работе используют различные методики игрового характера.
Хорошо зарекомендовала себя методика обучения счету с применением кубиков Зайцева. Эта методика считается уникальной, она носит игровой характер и способна помочь быстро освоить счет. Кроме того, им очень нравиться обучение с помощью этих кубиков. В основе работы метода используется несколько таблиц. Они значительно облегчают процесс обучения, и дети быстрее осваивают вычитание чисел в уме, их состав.
Перед тем как научить своего ребенка считать до его поступления в 1 класс, можно приобрести кубики Зайцева и использовать их для обучения малыша. К набору кубиков прилагается методическое пособие и диск с песнями. Это поможет сделать процесс обучения легким и ненавязчивым.
Некоторые педагоги при работе используют методику Глена Домана. Автор методики предлагает применять для обучения счету, разработанные им карточки, на которых нанесены точки. Этот дидактический материал дает возможность учащемуся зрительно научиться считать количество предметов. Существуют и другие методы, которые используют педагоги в своей работе с учащимися.
Поэтому родители, перед поступлением их ребенка в 1 класс, могут узнать у педагога, какую методику для обучения счета он берет за основу и заниматься по ней дома. Специалисты считают, что использование разных методик может оказать негативное действие и достигнуть желаемого результата не всегда удается.
forsmallbaby.ru
С числом ребенок знакомится в раннем возрасте, а счет до десяти он должен освоить до того, как пойдет в школу. Далее предстоит обучиться таким вычислительным навыкам как сложение и вычитание. Если на данном этапе у ребенка возникли трудности, не спешите нанимать репетитора. Сперва попробуйте самостоятельно решить данную проблему. Прочитайте информацию о том, как научить ребенка считать на счетах.
Калькуляторы, конечно, значительно облегчают жизнь, но совершенно не развивают логическое и математическое мышление. Старайтесь не приучать ребенка к гаджетам, иначе он так и не начнет считать в уме.
Сразу освоить устный счет непросто. Можно попробовать вычитать и складывать яблоки или палочки, но как быть, если речь о двузначных или трехзначных числах? Тут-то и приходят на помощь счеты. Сначала ребенок использует костяшки для решения математических задач, а спустя некоторое время вы заметите, что он делает это устно, представляя счеты в уме, ментально.
Несмотря на то, что калькуляторы и прочие гаджеты уже давно вытеснили счеты, эти приспособления несложно найти в продаже, причем в разнообразных вариациях. При покупке обратите внимание на то, что костяшки должны быть двух цветов. В каждом ряду две из них должны выделяться для удобства. Все остальные характеристики этого вычислительного устройства имеют второстепенное значение.
Счеты рекомендованы для использования ребенком не ранее 3 лет. В этом возрасте уже можно начинать обучение числам до десяти, а по мере усвоения материала усложнять задачи. Впрочем, под присмотром взрослых со счетами могут знакомиться и малыши. Эта полезная игрушка в данном случае будет отлично развивать мелкую моторику. Как научить ребенка считать на счетах, рассмотрим.
Как считать
Опытные счетоводы без труда могут выполнять такие операции, как умножение и деление. Для ребенка же это может оказаться сложным. Впрочем, попробуйте решить задачи с небольшими числами, например, умножить на 2 или 3. Для этого передвиньте умножаемое число костяшек, а затем добавьте к ним ещё столько же (умножение на 2), повторите ещё раз (умножение на 3). Деление на счетах целесообразно проводить только на число 2, просто раздвинув набранное количество костяшек посередине.
Использование счетов, для обучения ребенка математическим навыкам, лишь на первый взгляд кажется трудным. На самом деле, ничего сложного в этом вычислительном устройстве нет. Счеты – это не просто прекрасный помощник на уроках математики, но ещё и замечательный тренажер для памяти, моторики и логического мышления. Они значительно облегчают устный счёт, но при этом полностью его не исключают.
detskoerazvitie.info