Диспансерное наблюдение здоровых и детей групп риска
Диспансеризация – комплекс активных мероприятий, обеспечивающий систематическое наблюдение за здоровыми и больными детьми с проведением соответствующих профилактических мер, предупреждающих возникновение и прогрессирование заболеваний, отклонений в развитии ребенка. Диспансеризация предполагает раннее выявление заболевания и лечение его до полного выздоровления или восстановления функции пораженного органа или системы, включает в себя мероприятия по широкому оздоровлению окружающей среды и улучшению условий быта ребенка. Целью диспансеризации является основанная на комплексной оценке состояния здоровья разработка и реализация системы активных мероприятий, направленных на формирование оптимального уровня здоровья. В настоящее время в отношении диспансеризации здоровых детей прослеживаются два направления: — расширение возрастного контингента здоровых детей, подлежащих диспансеризации с участием специалистов;
— привлечение к диспансеризации все расширяющейся группы специалистов детских поликлиник.
На каждого ребенка заполняется История развития ребенка (ф.112/у) на обложке которой проводят цветную маркировку, на организованных детей – Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений (ф. 026/у-2000), на детей, воспитываемых в домах ребенка – Медицинская карта ребенка, воспитывающегося в доме ребенка (ф. 112-1/у-2000). Основным документом диспансерного наблюдения является Карта учета диспансеризации ребенка (ф. 030-Д/у). Контроль эффективности диспансеризации проводится заведующим поликлиническим отделением, результаты проверок заслушиваются на медицинских советах лечебно-профилактических учреждений.
Детей, достигших 18-летнего возраста, передают под наблюдение врача взрослой поликлиники посредством переводного эпикриза (приказ №154).
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НОВОРОЖДЕННЫХ
Здоровый новорожденный – ребенок, родившийся у практически здоровой матери без осложнений во время беременности и родов, получивший оценку по шкале Апгар 8-10 баллов, имеющий массу тела 3-4,5 кг, массо-ростовой коэффициент 60-80, при условии нормального течения периода адаптации и максимальной убыли массы тела не более 6-8%, находящийся на естественном вскармливании с первых дней жизни.
Выделяют клинические группы новорожденных:
— доношенные дети, родившиеся при сроке 38-40 нед. беременности, с массой тела >2501 г, ростом >47 см, морфологически и функционально соответствующие гестационному возрасту;
— недоношенные дети, родившиеся при сроке беременности менее 38 нед., массой тела <2500 г, ростом <47 см. Недоношенные дети могут быть зрелыми, незрелыми, с внутриутробной гипотрофией;
— переношенные – родившиеся при сроке беременности свыше 42 нед. и имеющие клинические признаки переношенности.
С учетом гестационного возраста к моменту рождения различают градации недоношенности:
35-37 нед. беременности;
32-34 нед. беременности;
29-31 нед. беременности;
менее 29 нед. беременности.
Незрелые – новорожденные, не соответствующие по степени зрелости гестационному возрасту. Могут быть доношенными, переношенными и недоношенными.
Дети с задержкой внутриутробного развития – новорожденные, массо-ростовой показатель которых <60 и/или имеющие клинические признаки морфофункциональной незрелости (гипотрофический тип, гипопластический тип).
Крупные – дети с массой тела >4000 г. При массе тела >4500 гноворожденного считают гигантским.
Группы здоровья новорожденных
(цит. по Т.Г.Авдеевой, 2008)
Группу здоровья новорожденного оценивают при выписке из родильного дома.
1-я группа – здоровые дети от здоровых матерей.
2-я группа:
«А» подгруппа – дети от матерей, имеющих узкий таз, дети с физиологической незрелостью, недоношенностью I степени, токсической эритемой, отечным синдромом I степени, переношенностью I степени.
«Б» подгруппа – осложненный соматический анамнез матери: хронические заболевания органов дыхания, эндокринопатии, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические, мочевыделительной системы. Осложненный акушерско-гинекологический анамнез матери: острые и хронические заболевания половых органов, роды в ягодичном предлежании, вакуум-экстракция, наложение акушерских щипцов, кесарево сечение, гипогалактия у матери. Ребенок от многоплодной беременности, оценка по шкале Апгар 6-7 баллов (асфиксия легкой степени), задержка внутриутробного развития, переношенность II степени, масса менее2000 г или более4000 г, множественные малые анатомические аномалии (более 4-5), транзиторная лихорадка, патологическая убыль массы тела (более 8%).
3-я группа – асфиксия средней и тяжелой степени, родовая травма, кефалогематома, катетеризация пупочной вены, недоношенность III степени, эмбриофетопатии, геморрагическая болезнь, гемолитическая болезнь новорожденного, внутриутробные инфекции.
4-я и 5-я группы – врожденные пороки развития с признаками выраженной декомпенсации.
Диспансерное наблюдение новорожденных
(приказы №60, 151, 307)
1-я группа здоровья:
— в первые 2 дня после выписки из родильного дома;
— на 14 и 21-й день жизни;
— на 30-й день жизни – посещение ребенком поликлиники, далее здоровый ребенок посещает поликлинику ежемесячно.
2-я группа здоровья:
— в первые 2 дня после выписки из родильного дома;
— 14 и 21-й день жизни;
— на 30-й день жизни – посещение ребенком поликлиники, далее здоровый ребенок посещает поликлинику ежемесячно.
3-я группа здоровья:
— в первые сутки после выписки из родильного дома;
— каждые 5 дней в течение первого месяца жизни детей осматривает педиатр. Далее наблюдение ведут по основному заболеванию вместе с узкими специалистами.
4-ю и 5-ю группу наблюдают в первые сутки после выписки из отделения патологии новорожденных, затем 2 раза в неделю в течение первого месяца, далее – по основному заболеванию.
СТАНДАРТ ДИСПАНСЕРНОГО (ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО)
НАБЛЮДЕНИЯ РЕБЕНКА В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
(приказ МЗ РФ от 28.04.07 г. №307)
Задачи врача-педиатра на дородовом патронаже
— Сбор и оценка данных генеалогического анамнеза.
— Сбор и оценка данных биологического анамнеза.
— Сбор и оценка данных социального анамнеза.
— Анализ и оценка факторов антенатального риска развития плода
— Выявление групп риска.
— Составление прогноза состояния здоровья и развития ребенка.
— Определение направленности риска.
— Составление рекомендаций по санитарно-гигиеническим условиям, режиму, вскармливанию и питанию детей;
Задачи участкового врача-педиатра на первичном патронаже новорожденного
— Сбор и оценка данных генеалогического анамнеза.
— Сбор и оценка данных биологического анамнеза.
— Сбор и оценка данных социального анамнеза.
— Выявление групп риска.
— Прогноз состояния здоровья и развития ребенка.
— Определение направленности риска.
— Оценка сведений за период, предшествующий осмотру.
— Оценка физического развития.
— Диагностика и оценка нервно-психического развития, определение варианта группы развития и выделение групп риска;
— Оценка резистентности, в том числе анализ частоты, длительности и тяжести острых заболеваний.
— Диагностика и оценка функционального состояния организма:
а) выявление жалоб;
б) осмотр по органам и системам;
в) оценка частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхательных движений (ЧДД) и артериального давления (АД);
в) сбор сведений и оценка поведения ребенка;
г) выделение групп риска по отклонениям в поведении.
— Заключение о состоянии здоровья:
а) направленность риска, группа риска;
б) оценка физического развития;
в) оценка нервно-психического развития;
г) оценка резистентности;
д) оценка функционального состояния и поведения;
е) прогноз адаптации;
ж) диагноз, группа здоровья.
— Рекомендации по следующим разделам:
а) санитарно-гигиенические условия;
б) режим, вскармливание и питание;
в) физическое воспитание и закаливание;
г) воспитательные воздействия;
д) иммунопрофилактика инфекционных заболеваний;
е) профилактика пограничных состояний, их прогрессирования;
— Лабораторные и другие методы исследования, включающие аудиологический скрининг, УЗИ.
При повторных патронажах на 14-й и 21-й день педиатр обращает внимание на адаптацию малыша к новым условиям жизни, организацию режима дня и воспитания ребенка, выполнение матерью данных ранее рекомендаций, оценивает эффективность ранее назначенных профилактических мероприятий, вносит в них коррекцию при появлении отклонений в здоровье и развитии ребенка. При подозрении на отклонение в состоянии здоровья новорожденного в максимально короткие сроки врач должен установить его причины и назначить лечение, привлекая (в случае необходимости) заведующего отделением, врачей-специалистов, лабораторно-диагностическую службу. При патронажах врач советует родителям литературу по уходу за ребенком, его воспитанию; проводит беседу о возможном развитии состояний у новорожденного, требующих немедленной медицинской помощи (беспокойство, нарушение аппетита, сна, дыхания, повышение температуры тела, появление кожных высыпаний, срыгивания, рвота и др.). Матери надо объяснить, куда следует обратиться в случае заболевания ребенка. Для контроля состояния здоровья матери педиатр должен направить ее к терапевту, акушеру-гинекологу, а при наличии неблагоприятных социально-бытовых факторов – на консультацию к юристу, установить контакт с администрацией и общественными организациями по месту ее работы.
Главной целью профилактической работы медсестры является обучение родителей методам ухода, вскармливания, закаливания и воспитания детей первых трех лет жизни, повышение санитарной культуры родителей. Участковая медицинская сестра при посещении новорожденного на 28-й день жизни знакомит мать с расписанием работы участкового врача и приглашает ее с ребенком в поликлинику в дни приема здоровых детей, рекомендует пройти осмотры у специалистов, оставляет направления на анализы крови и мочи, проводит беседу о предстоящих прививках.
prizvanie.su
Тема настоящей статьи – группы здоровья детей и их характеристика. Постараемся разобраться, зачем нужно это деление, какие вообще бывают категории, и как отнести своего малыша к одной из них.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Приветствую вас уважаемые читатели, если вы зашли на странички моего блога, то скорей всего являетесь родителем. Дети растут очень быстро. Казалось бы, всего неделю назад малыш только научился ползать, буквально вчера пошел и заговорил. А сегодня уже пора собираться в детский сад, а то и в школу. С одной стороны, это замечательно! Во-первых, важное событие для ребенка, который чувствует себя почти взрослым. Во-вторых, это облегчение для родителей. Мамочки могут выйти на работу, бабушки ‒ отдохнуть, ведь чадо хотя бы полдня находится под присмотром педагогов. Но с другой стороны, поступление в детское учреждение ‒ это всегда огромное количество формальностей. Родители вынуждены изучать все тонкости внутренних правил учебных заведений.
Казалось бы, все детки, которые начинают свой образовательный путь, между собой равны. Однако это не всегда так. И здесь речь идет не только об индивидуальных особенностях характера, темпераменте и психологическом типе. Одним из основных критериев «классификации ребенка» является уровень его здоровья.
Группы здоровья – это условные категории, объединяющие в себе деток с разным уровнем физического состояния. Относя человека к той или иной группе, врач как бы дает условный знак тем людям, кто еще будет работать с малышом. В первую очередь, группа здоровья определяет, нуждается ли чадо в зачислении в специализированное учебное учреждение, или нет. На основе этой цифры, в карте для ребенка, подбирается подходящий тип физической нагрузки, стол (диета), выставляются ограничения на занятия той или иной деятельностью.
Распределение детей по группам здоровья, что логично следует из вышесказанного – прерогатива педиатра. И это правильно. Ведь только врач может оценить состояние, основываясь на полном, комплексном обследовании, результатах анализов и функциональных тестов.
Надо оговориться, что существуют группы здоровья новорожденных. Они присваиваются малышам, которых выписывают из роддома. На основе этого показателя определяется, сколько раз за тот или иной промежуток времени мамочка с дитем должны посетить педиатра. Однако чаще всего врач на приеме указывает дату следующего посещения. Поэтому эти данные не столь важны для родителей. В основном, категория начинает «требоваться» при поступлении в сад или школу.
Закономерный вопрос – а как вообще формируются эти группы? Для того чтобы отнести маленького пациента в ту или иную, врач должен «охарактеризовать» его по нескольким пунктам. Наиболее полный список выглядит так:
Однако чаще всего, для определения группы, первый критерий из перечисленных в расчет не берется. Он учитывается в большей степени для выставления категории здоровья новорожденному.
В обследовании маленького человека, разумеется, участвует не только участковый врач-педиатр. Малыш проходит полное обследование, включающее в себя консультацию следующих специалистов:
Если специалисты находят те или иные отклонения от нормы, обязательно назначается дообследование с участием докторов других профилей.
Кто-то из родителей, учитывая нынешние веяния свободолюбия и индивидуализма, может сказать: а не ущемление ли это прав моего чада? Почему кому-то можно заниматься физкультурой, кушать то, что готовят для всех, а нам – нет?! Так вот, это мнение совершенно ошибочно!
Ведь запреты ставят не по прихоти или за деньги, а ориентируясь на состояние малышули, его физические возможности учитывают возможные негативные последствия.
К сожалению эта система несовершенна. Зачастую внешне здорового ребенка обследуют недостаточно часто или не очень тщательно. Кроме того, педагоги и родители не торопятся учитывать рекомендации врачей. Отчасти поэтому встречаются эпизоды детской смерти прямо на уроках физкультуры (что недопустимо!), развития осложнений в результате неправильного питания. И возможно усугубление состояния малыша вследствие несоблюдения режима.
Именно поэтому необходимо осознавать всю важность такого распределения! Это делается не по прихоти врачей и не ради «облегчения жизни» педагогам. Не для того, чтобы учитель мог заниматься физкультурой только с половиной класса, т.к. остальные ходят в «подготовительную группу». Не с целью разделить деток на «здоровых» и «не очень», а потом обделять заботой одних, акцентируя внимание на других.
Такая практика введена для того, чтобы не пропустить развитие заболевания или осложнения у малыша, предрасположенного к патологическому процессу. Для того чтобы оградить его от непосильной для него нагрузки, дав время организму реабилитироваться и сформироваться. Чтобы, в конце концов, исключить слишком явную разницу в классе между теми, кто с легкостью справляется с нормативами по физкультуре, и теми, кто, не будучи ленивым и безответственным, чисто физически не может их выполнить!
В первую очередь, нужно выяснить, какие группы здоровья бывают у детей. Всего их пять, но некоторые авторы выделяют во второй категории подгруппы 2а и 2б. Разбирая вторую группу, я буду их упоминать, но в большей степени это подразделение характерно, опять же, для новорожденных.
Группы здоровья детей и их характеристика начинаются со здоровых деток. К огромному сожалению, крохи, которых можно было бы сюда отнести, встречаются все реже. Надо сказать, что уже в роддоме полностью здоровыми (ориентируясь только на шкалу Апгар *Шкала оценки состояния новорожденного) можно назвать менее 15% родившихся крошек, ведь оценку 10/10 или хотя бы 8/10 получают единицы. Соответственно, и в старшем возрасте показатели оставляют желать лучшего.
Итак, кого причисляют к первой группе здоровья? Это детки, которые не болели или крайне редко болели за исследуемый срок (обычно обследование проводится раз в год). У них нет хронических заболеваний, а также функциональных или анатомических проблем в работе всех органов и систем организма.
Важно, что ребята не должны отставать в нервно-психическом развитии от возрастных норм. Здесь речь не идет об индивидуальных особенностях характера (например, кто-то более медлительный), а только об объективных признаках. Существуют нормы и правила оценки соответствия поведенческих реакций малыша этим нормам. В том числе с целью определения нервно-психического здоровья всем показана консультация невролога. И только если этим доктором обнаружены какие-либо отклонения, маму с дитем направляют к более узким специалистам – психологу, логопеду.
Такие дети не имеют пороков и аномалий развития. Надо учитывать, что крохотульки, имеющие, например, дефект строения ушной раковины, не влияющий на слух (оттопыренные, эльфийские уши), относятся сюда же. То есть допустимо то, что абсолютно никак не ухудшает состояние человека и не требует медицинского вмешательства.
Что значит 2 (вторая) группа здоровья у ребенка? Такой «диагноз» выставляется в тех случаях, когда у малыша есть функциональные отклонения от нормы. Это значит, что проблема не органическая (не опухоль, воспаление или разрушение ткани), но только в работе органа. Так бывает, когда дают сбой биохимические механизмы, иммунитет, снижается способность организма к адаптации. Чаще всего нарушения обусловлены тем, что кроха растет очень быстро, а системы органов (особенно сердечно-сосудистая) не успевают перестроиться. Ведь им теперь необходимо работать на больший рост (большой круг кровообращения увеличивается), а сил пока не хватает.
Другим критерием, по которому можно определить, что имеет место быть группа здоровья 2 у ребенка, являются частые острые заболевания. «Частые» – это более 4 раз за год. Для них характерен долгий период выздоровления и восстановления. Длительное время к малышу не возвращается аппетит, присутствует вялость, сонливость. Зачастую после простудных заболеваний возникают осложнения на уши. Неотъемлемая часть – функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта после любого лечения.
Детки второй группы не должны иметь тяжелых отклонений от норм психического развития. Показатели находятся либо в пределах допустимого, либо совсем незначительно от этих пределов отдалены. А вот хронические заболевания, пороки и аномалии развития у этих деток отсутствуют вообще.
По некоторым данным, выделяют две подгруппы этой категории – А и Б. Группа здоровья 2б ребенка – это как раз детки, попадающие под описание выше. Вот некоторые состояния, позволяющие отнести кроху к 2б группе:
В подгруппу А входят те, у кого нет перечисленных выше отклонений, но имеется отягощенный анамнез.
Это может означать, что:
На самом деле, это в какой-то степени наиболее благоприятная «компания». Такие малыши ничем не болеют, но находятся под пристальным наблюдением медиков, гораздо более внимательным, чем ребята из 1 группы. Шанс пропустить развивающуюся патологию очень низок.
Таким образом, вторая категория здоровья – это практически здоровые малыши. Но они имеют незначительные отклонения в развитии и требуют внимания со стороны медицинских работников.
Что значит 3 (третья) группа здоровья у ребенка? Это так называемое состояние компенсации. Как можно заметить, группы здоровья детей и их характеристика отражают не только наличие у детей тех или иных заболеваний, но и степень их тяжести. В данном случае речь идет о том, что хроническая патология есть. Однако подразумевает редкие ее обострения, протекающие не тяжело, легко купирующиеся (снимающиеся с помощью лекарств или манипуляций).
Это могут быть и пороки развития, которые не влекут за собой значительного ограничения возможностей. Вполне возможны здесь и функциональные изменения в работе организма. Однако они касаются только той системы, которая развита неправильно («больна»). Эти отклонения мало влияют или не влияют на общий уровень жизни и активности человека.
Острые заболевания у таких малышей возникают довольно редко, протекают не тяжело. Возможен удлиненный период восстановления (особенно если патология связана с пораженной изначально системой). Что касается психо-физического развития, то оно может быть нормальным или несколько отставать от нормы.
Значительных отклонений обычно не наблюдают, малыши из 3 группы вполне социально адаптированы, с легкостью находят общий язык со сверстниками. Однако для таких крох характерна недостаточность массы тела 1 или 2 степени, низкий рост, некоторая мышечная слабость.
Группа здоровья 3 у ребенка – это совершенно не приговор. Самое главное – не пропускать визиты к врачу, выполнять рекомендации. Неизлечимых заболеваний у деточек этой категории обычно нет, все поддается медицинской коррекции. Но от родителей требуется максимум ухода и заботы. Это важно еще и для того, чтобы не допустить развития имеющихся заболеваний.
Четвертая (4) группа здоровья у детей – это «промежуточная» стадия, так называемой субкомпенсации. Термин этот подразумевает под собой отсутствие угрожающих жизни состояний, не говорит о неизлечимости больных.
Для ребят этой «компании» характерны довольно серьезные врожденные пороки развития. Они уже имеют влияние на жизненный ритм человека. Патологические изменения затрагивают не только изначально «неправильную» систему, но и органически здоровые органы. Имеются хронические заболевания (часто не одно). Обострения этих нарушений развиваются часто, обычно с осложнениями.
Острые нарушения лечатся тяжело, после них чадо долго восстанавливается, ему требуются особые условия реабилитации. Часто такие детки находятся в обществе с трудом, т.к. их диагнозы накладывают отпечаток и на характер, и на мировосприятие, и на физические возможности.
Что касается нервно-психического развития, то оно может быть абсолютно нормальным. Отклонения совершенно необязательны, такие детки, наоборот, часто интеллигентнее других (в силу отсутствия возможности, например, бегать и баловаться). Однако нередки и отклонения, от незначительных до тяжелых. Характерен дефицит массы тела, роста, мышечной силы.
Очень часто таким ребятам требуется обучение в специализированных заведениях. И даже если это не так, им показаны значительные ограничения по учебным и физическим нагрузкам. Практически всегда обязательна какая-либо поддерживающая терапия на постоянной основе (медикаменты, ЛФК и т.п).
Стоит напомнить, что группы здоровья детей и их характеристика не обязывают родителей отдавать своего кроху в специализированные учреждения. Но если такой совет прозвучал, лучше к нему прислушаться. Вопреки распространенному мнению, не совсем здоровое дитя, находящийся в обществе «обычных» сверстников, не идет на поправку быстрее. Наоборот, он начинает осознавать некую неполноценность, развиваются комплексы, маленький человек замыкается в себе (а если он еще и подвергается насмешкам?). Зато находясь в особом учреждении, где с ним занимаются подготовленные педагоги, он может делать большие успехи. И никто не сказал, что через пару лет такой малыш не сможет учиться в рядовой школе!
Что значит 5 (пятая) группа здоровья у ребенка? К этой категории относят деток, имеющих очень серьезные отклонения в физическом состоянии. Будь то тяжелые хронические заболевания, с редкими периодами клинической ремиссии (отсутствие симптомов), или аномалии развития. Эти малыши угрожаемы на инвалидность или уже ее получили.
У таких детей имеется поражение всех (или почти всех) органов и систем, причем патология как функциональная, так и органическая. Частые инфекционно-воспалительные процессы с большим количеством тяжелых осложнений.
Острые заболевания – состояние, практически перманентное для них. Это значит, что за год они более 8-10 раз обращаются за медицинской помощью.
К этой категории относят наиболее «тяжелых» пациентов, для которых, кроме прочего, нередка задержка психического развития. Однако этот пункт вовсе не является обязательным!
Надо сказать, что аномалии развития могут быть не только врожденными. К этой же группе относятся детки, перенесшие тяжелые калечащие операции, травмы, заболевания. В обязательном порядке пятая группа здоровья у ребенка включает в себя онкологических больных. Причем как в процессе лечения, так и на этапе ранней реабилитации, и в постреабилитационном периоде (до 5 лет).
Обучение таких малышей в общеобразовательных школьных и дошкольных учреждениях исключено. К ним необходим индивидуальный подход. Для таких малышей оптимальным будет обучение на дому, либо в узкоспециализированных учебных заведениях. Эти дети требуют беспрерывного надзора, постоянной помощи и опеки. Чаще всего социально неадаптированы (особенно в раннем возрасте, когда большую часть времени проводят в больницах).
Отдельно хотелось бы упомянуть о двух похожих друг на друга понятиях: группа здоровья и группа риска. Несмотря на их сходство, речь идет о разных вещах. В первом случае мы говорим о реальном, настоящем, нынешнем состоянии человека. А второе понятие характеризует деток, у которых «больше возможностей» получить то или иное заболевание, больше патогенных факторов.
При делении по степени риска – это категория детей, склонных к развитию той или иной патологии. Это деление довольно старое, еще 90х годов XX века, но иногда на эти данные ссылаются и сегодня. Выделяют 5 основных групп риска и 4 дополнительных. Если пациент причисляется к категории риска, то изменяется график его диспансеризации, к рекомендациям добавляются консультации узких профильных специалистов.
По сути, групповая единица 2а – это одна группа риска. И к ней относятся все крошки, предрасположенные к формированию того или иного патологического процесса.
Как уже упоминалось, распределением детей по категориям занимается врач-педиатр. Каждый малыш, зарегистрированный на участке, должен быть «классифицирован» по этому признаку.
А как определить группу здоровья ребенка самостоятельно, можно ли это сделать? В принципе, да, хотя большого смысла в этом нет. Ведь перед садиком и школой Вашему чаду все равно придется проходить медкомиссию. Однако материалы на тему группы здоровья детей и их характеристика доступны всем. Чтобы не возникало путаницы, попробуем вывести строгий алгоритм определения категорий.
Для начала каждому родителю нужно знать, что групповая принадлежность выставляется по наиболее тяжелому заболеванию. Если, например, у малыша нет никаких заболеваний, кроме порока сердца, который не доставляет беспокойства, его следует отнести к 3 группе.
Во-вторых, может помочь с определением таблица. По сути, это те же данные, что были представлены выше в текстовом виде, но более сжато.
1 (первая) | Нет | Редко (до 4 раз в год) | Нет или незначительные, не влияющие на качество жизни | Нет | В норме |
2 (вторая) | Нет | Часто (от 4 до 6 раз в год), лечение долгое, период реабилитации затягивается | Нет или незначительные, не влияющие на качество жизни | Есть | В норме/слегка отстает |
3 (третья) | Есть, нетяжелые, обостряются редко, дают хороший ответ на лечение | Часто, с тяжелым течением | Есть, незначительное ограничение возможностей | Есть, но только в той системе, где есть хроническая патология | В норме/слегка отстает |
4 (четвертая) | Есть, частые обострения, лечатся с трудом, вызывают нарушения ритма жизни, требуют ограничений деятельности | Часто, протекают тяжело, лечатся долго, почти всегда осложненные | Есть, ощутимое ограничение возможностей. Часто требуется специализирован-ный уход | Есть, причем не только в уже пораженной системе, но и в той, где нет порока развития или хронического заболевания | В норме/слегка отстает/ощутимо отстает |
5 (пятая) | Есть, тяжелые, с редкими облегчениями | Возникают часто, периоды реабилитации затянутые, частые осложнения | Есть, тяжелые. Обучение только в специализирован-ных учреждениях. | Есть, затрагивают не только анатомически пораженный орган или систему, но и «здоровые» элементы | В норме, может быть незначительное или значительное отставание |
Стоит оговориться, что подобные распределения по категориям, актуальны до 17-18 лет. По достижению этого возраста человек переходит во взрослую сеть, а там уже свое деление.
Определение категории – важный этап. Нельзя «расслабляться», даже если Вашему чаду поставили 1 группу. Необходимо в срок проходить медицинское обследование. Обязательно помните, что выставление номера категории – это не подписание приговора. Из каждой ситуации есть выход. Группы здоровья детей и их характеристика – это серьезно, но не окончательно. Большинство заболеваний сегодня поддается лечению, но этим нужно заниматься — скрупулезно, долго, ежедневно. И тогда родительский труд будет вознагражден здоровьем ребенка.
Вам также будет интересно:
Утренняя зарядка для детей 2-2,5 лет Как тренировать вестибулярный аппарат малыша
www.millionairekids.ru
Группу здоровья новорождённого оценивают при выписке из родильного.
1-я группа здоровья:
2-я группа здоровья:
3-я группа здоровья:
Группы риска новорождённых детей (методические рекомендации СССР от 1984 г.)
Выделяют также дополнительные группы (согласно приказу М3 РФ № 108 от 29.03.96 г. и методическим рекомендациям г. Иваново от 1988 г.
Диспансерное наблюдение за новорождёнными из разных групп риска на педиатрическом участке осуществляют дифференцированно.
Факторы риска:
План наблюдений
Факторы риска:
План наблюдений
Факторы риска:
План наблюдений
Факторы риска:
План наблюдений
Факторы риска:
План наблюдений
Факторы риска:
План наблюдений
Факторы риска:
План наблюдений
Факторы риска:
План наблюдений
Факторы риска:
План наблюдений
Задачи врача-педиатра на дородовом патронаже:
Составление рекомендаций, в том числе по следующим разделам:
Задачи участкового врача-педиатра на первичном патронаже новорожденного:
Диагностика и оценка нервно-психического развития, в том числе:
Оценка резистентности, в том числе:
Диагностика и оценка функционального состояния организма, в том числе:
Заключение о состоянии здоровья, в том числе:
Рекомендации, в том числе по следующим разделам:
1 месяц
2 месяц
3-4 месяц
5-6 месяц
7-9 месяц
В 12 месяцев
1 месяц
3 месяца
12 месяцев
На 2-м году жизни участковый педиатр осматривает ребёнка ежеквартально, в конце года наблюдения здоровому ребёнку назначают общий анализ крови, общий анализ мочи и исследование кала на яйца гельминтов.
На 3-м году жизни участковый педиатр осматривает ребёнка 1 раз в полугодие, в конце года наблюдения здоровому ребёнку назначают общий анализ крови, общий анализ мочи и исследование кала на яйца гельминтов.
Осмотр ребёнка узкими специалистами обязателен перед поступлением в детское дошкольное учреждение (хирург-ортопед, офтальмолог, невролог, стоматолог, логопед, оториноларинголог, психолог).
Источник
bolnoy.top
Состояние здоровья детей — это достаточно важный показатель не только настоящего, но и будущего благополучия общества и государства. Поэтому, для необходимой своевременной коррекции каких-либо отклонений в здоровье ребенка и для проведения в должной мере профилактических осмотров, детей раннего и дошкольного возраста принято относить к определенным группам здоровья.
Группы здоровья — это определенная шкала, которая оценивает здоровье и развитие ребенка с учетом всех возможных факторов риска, с прогнозом на будущее. Группу здоровья каждого ребенка определяет участковый врач-педиатр, исходя из основополагающих критерии:
1 группа здоровья у детей
К ней относятся дети не имеющие отклонений по всем критериям оценки здоровья, с нормальным психическим и физическим развитием, которые редко болеют и в момент обследование совершенно здоровы. Также к этой группе относятся дети, которые имеют единичные врожденные дефекты развития, которые не требуют коррекции и не влияют на общее состояние здоровья ребенка.
2 группа здоровья у детей
Эту группу составляют здоровые дети, но имеющие небольшой риск развития хронических заболеваний. Среди второй группы здоровья выделяют 2 подгруппы детей:
Среди отклонений данной группы выделяют: многоплодная беременность, недоношенность или переношенность, внутриутробное инфицирование, низкая или избыточная масса тела при рождении, гипотрофия 1 ст., рахит, аномалии конституции, частые острые заболевания и т.д.
3 группа здоровья у детей
К этой группе относятся дети имеющие хронические заболевания или врожденную патологию с редким проявлением легкого обострения, которое не сказывается на общем самочувствие и поведении ребенка. Такими заболеваниями считаются: хронический гастрит, хронический бронхит, анемия, пиелонефрит, плоскостопие, заикание, аденоиды, ожирение и т.д.
4 группа здоровья у детей
Данная группа объединяет детей с хроническими заболеваниями и врожденной патологией, которые после стадии обострения приводят к длительным нарушениям самочувствия и общего состояния здоровья ребенка. К таким заболеваниям относятся: эпилепсия, тиреотоксикоз, гипертоническая болезнь, прогрессирующий сколиоз.
5 группа здоровья у детей
Эту группу составляют дети имеющие хронические заболевания или тяжелые пороки развития с существенно сниженными функциональными возможностями. Это дети, которые не ходят, имеют инвалидность, онкологические заболевания или другие тяжелые состояния.
Группа здоровья — это показатель, который может меняться у детей с возрастом, но, к сожалению, обычно только в сторону ухудшения.
Статьи по теме: Проблемы параметров ребенка и соответствие их общепринятым нормам беспокоят всех родителей. Мы постоянно измеряем и взвешиваем малышей, особенно в первые годы жизни. В нашей статье мы поговорим о весе двухлетнего ребенка. | Бактерии в моче у ребенка Показатели анализа мочи помогают врачам диагностировать многие детские заболевания. В нашей статье мы расскажем, что значит обнаружение бактерий в моче у ребенка и насколько оно опасно. |
Артериальное давление у детей Принято считать, что с проблемами с артериальным давлением сталкиваются в основном взрослые. Однако, это не так, и очень часто отклонения от норм встречаются и в детском возрасте. В нашей статье мы расскажем о средних показателях артериального давления у детей. | Дыхание - естественный процесс нашего организма, который мы практически не замечаем. Однако, иногда у детей можно заметить ускорение или замедление дыхательных движений. В нашей статье мы поговорим о нормах дыхания в детском возрасте. |
WomanAdvice.ru