Патронаж новорожденных пример


Патронаж здорового ребенка

Декабрь 29, 2014 admin Нет Комментариев

Патронаж здорового ребенка

Патронаж (фр. – patronaqe – покровительство) – система медицинского обслуживания беременных, детей раннего возраста и некоторых категорий больных в домашних условиях.

В задачи патронажной работы входит помощь матери по организации правильного режима и рационального вскармливания, профилактики рахита, анемии, детских инфекций, контроль за физическим и нервно-психическим развитием ребенка, состоянием здоровья и семейного воспитания и т.д.

В течение первого полугодия жизни участковая медсестра (фельдшер) посещает здорового ребенка 2 раза в месяц, во втором полугодии – ежемесячно, в течение второго и третьего годов жизни  – 1 раз в 3 месяца. По показаниям посещения могут быть чаще.

Патронажи детей разного возраста отличаются целями.

Порядок работы при посещении здорового ребенка на дому:

а) представиться матери ребенка и сообщить ей о цели посещения;

б) снять верхнюю одежду, головной убор, уличную обувь;

в) вымыть руки;

г) приготовить дневник, ручку;

д) собрать анамнез жизни ребенка;

ж) осмотреть ребенка;

з) дать конкретные советы матери по уходу за ребенком;

и) оформить патронаж в соответствии с рекомендациями: написать дату патронажа, данные анамнеза, осмотра ребенка и советы по уходу, режиму, вскармливанию, профилактике рахита.

Схема сбора анамнеза жизни и осмотра ребенка

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка.
  2. Дата рождения, возраст.
  3. Домашний адрес.
  4. Сведения о родителях:

мать: возраст , профессия , состояние здоровья;

отец: возраст ,  профессия, состояние здоровья

5.1. От какой по счету беременности данный ребенок.

5.2. Чем закончились предыдущие беременности (аборт, выкидыш, рождение ребенка,

состояние здоровья детей, возраст).

5.3. Как протекала данная беременность:

— гестоз (в 1 или 2 половине беременности и в чем он проявлялся);

— чем болела во время беременности;

— соблюдала ли женщина режим дня, рационально ли питалась;

— были ли травмы (физические, психические);

— достаточно ли гуляла на свежем воздухе.

Читайте так же про:  Примеры первичного и вторичного дородового патронажа

5.4. Роды:

— какие по счету;

— в срок, преждевременные (указать срок беременности в неделях);

— как протекали роды, если была патология, то какая;

— кто родился (мальчик, девочка);

— закричал ребенок сразу после рождения или нет (если проводились меры

оживления, то какие);

— оценка ребенка после рождения по шкале Апгар в баллах;

— масса тела и длина при рождении.

5.5. Состояние ребенка в период новорожденности и в дальнейшем:

— когда приложили первый раз к груди, если поздно, то почему;

— как взял грудь (сразу или нет), как сосал (активно или нет);

— когда отпал пуповинный остаток;

— когда зажила пупочная ранка;

— проводилась ли специфическая профилактика туберкулеза, вирусного гепатита «В»

(в роддоме, поликлинике);

— проводилось ли обследование на врожденную патологию;

— на какие сутки ребенок был выписан из роддома, если позднее 4-5 дней, указать

причину;

— каково было состояние глаз, кожи после выписки из роддома и в течение

первого месяца жизни.

5.6. Вскармливание ребенка (естественное, смешанное, искусственное), если смешанное

или искусственное, то почему и с какого месяца жизни переведен ребенок на

данный вид вскармливания:

— если естественное, то достаточно ли молока у матери;

— когда были введены: соки, яблочное пюре, масло, желток, творог, овощное

пюре,  каши, мясной фарш, сухарики, хлеб и другие продукты питания;

— какой набор продуктов получают в настоящее время, каково их количество;

— режим кормления (сколько раз или по требованию ребенка),  аппетит в настоящее время.

5.7. Развитие двигательных умений и навыков по месяцам (когда начал держать

голову, переворачиваться, сидеть, вставать у барьера, передвигаться вдоль

барьера, стоять самостоятельно.

5.8. Развитие речи (когда начал «гулить», лепетать, произносить слоги, повторять слоги,

слова, предложения).

5.9. Сроки и порядок прорезывания зубов.

5.10. Были ли аллергически реакции на что либо, если были, то в виде чего они

проявлялись.

5.11.Профилактические прививки (какие сделаны прививки, в каком возрасте, если

нет, то указать причину).

5.12.Перенесенные заболевания (указать какие, в каком возрасте, где лечились).

  1. 13. Проводилась ли профилактика рахита, анемии (каким препаратом, доза, длительность)

5.13.Материально-бытовые условия (какая квартира или дом, их состояние, уборка,

проветривание, содержание предметов ухода за ребенком, наличие игрушек в

соответствии с возрастом).

5.14.Уход за ребенком (кто ухаживает за ребенком, туалет, купание, создание условий

для бодрствования, соблюдение режима дня).

— жалобы мамы (есть, нет, если есть, то какие);

— общее состояние ребенка;

— масса, рост в настоящее время;

— долженствующие рост и масса;

— температура тела;

— кожные покровы и видимые слизистые, язык (окраска, влажность, опрелости, гнойнички, высыпания);

— эластичность кожи и тургор мягких тканей;

— толщина подкожно-жировой клетчатки;

— костная система (форма головы, состояние большого родничка, его размеры,

грудная клетка, позвоночник, конечности, количество зубов в настоящее время);

— число дыхательных движений (ч.д.д);

— число сердечных сокращений (ч.с.с);

— соотношение дыхания и пульса (Д:PS);

— данные перкуссии и аускультации легких, сердца;

— данные пальпации живота (мягкий, напряжен, болезненный или нет, если есть боль,

то указать локализацию, размеры печени);

— характер стула (сколько раз в сутки, какой консистенции, есть ли патологические

примеси, запах);

— мочеиспускание (сколько раз мочится в сутки, цвет мочи, болезненное

мочеиспускание или нет);

— поведение (эмоции, сон, активность во время бодрствования, вредные привычки,

если есть — указать какие, индивидуальные особенности ребенка);

— психо — неврологический статус на момент осмотра и его оценка по линиям развития (см.

методическое пособие «Уход за здоровым ребенком» под редакцией   А.К.Душининой стр.28-32).

  1. Заключение о состоянии здоровья ребенка с указанием:

Читайте так же про:  Сестринское дело тесты

— здоров или нет ребенок (группа здоровья);

— группа развития;

— оценка физического развития.

Если выявлены проблемы, то составить карту сестринского процесса.

  1. Рекомендации по вскармливанию, режиму, уходу, профилактике рахита.
  2. Примечания.

9.1. Осмотр слизистых рта проводится в конце осмотра, а запись о состоянии

слизистых ведется после записи о состоянии кожи и подкожно-жировой

клетчатки.

9.2. При патронаже обращайте внимание на качество ухода за ребенком. В случае

плохого ухода необходимо отметить это в своих записях и сообщить врачу.

9.3. Если при патронажном посещении Вы обнаружили, что ребенок болен и

нуждается в помощи врача, помогите матери ребенка вызвать участкового врача

или «скорую помощь», окажите и другую посильную помощь.

9.4. Если в квартире взрослых нет, а с маленьким ребенком находятся дошкольники

или младшие школьники, то для предупреждения недоразумений лучше в

квартиру не заходить. Узнайте, когда будут взрослые, и повторите посещение.

Печать ЛПУ, подпись непосредственного руководителя ПП

Категория: Сестринский процесс, Сестринский уход, Сестринское дело

Метки: патронаж

sestrinskij-process24.ru

Что такое патронаж. Цель патронажа. Схема проведения.

Декабрь 29, 2014 admin Нет Комментариев

 ПАТРОНАЖ.

Патронаж –это активное посещение пациента на дому.

1.Первый дородовый педиатрический патронаж  осуществляется  медсестрой или фельдшером ФАПа после взятия женщины на учет в женской консультации и передачи сведений в детскую поликлинику.

ЦЕЛЬ – сбор анамнеза и проведение инструктажа будущей матери. Обратить внимание на:

  • Факторы пренатального риска;
  • Наследственность;
  • Выявить желательна ли беременность;
  • Морально-психологический климат в семье.
  • Материально- бытовые условия.

Рекомендации:

    1. Посещение школы молодых родителей в детской поликлинике;
    2. Вопросы рационального питания и ЗОЖ.
  1. Второй дородовый педиатрический патронаж осуществляется на 31-38 неделе беременности (декретный отпуск).

Цель:

  • Проверка выполнения полученных ранее рекомендаций;
  • Повторная оценка  факторов пренатального риска;
  • Подготовка к послеродовому периоду (беседа о грудном вскармливании, о подготовке молочных желез к кормлению, профилактика гипогалактии, подготовка приданого и уголка ребенка, аптечки).

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКИХ ПАТРОНАЖЕЙ.

 

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЧАСТОТА ПАТРОНАЖЕЙ
Новорожденный 1 патронаж в первые 3 дня после выписки из роддома или в 1-й день
Новорожденный (1 неделя) 2 раза в неделю
Новорожденный (до 1 месяца) 1 раз в неделю
Грудной ребенок (до 6 мес.) 2 раза в месяц
Грудной ребенок (после 6 мес.) 1 раз в месяц
Ребенок от 1-го года до 2-х лет 1 раз в 3 месяца
Ребенок от 2-х  до 3-х лет 1 раз в 6 месяцев
Старше 3-х лет 1 раз в год

Читайте так же про:  Сестринский процесс при сахарном диабете

 

  1. Первый патронаж к новорожденному.

Основные правила:

  • Осуществляется совместно   врачом-педиатром с участковой медсестрой;
  • Своевременность проведения;
  • Торжественность;
  • Информативность.

На этом патронаже проводится:

  • осмотр ребенка (в том числе осмотр пупочной ранки и место БЦЖ);
  • инструктаж матери по вопросам вскармливания, ухода за ребенком, его воспитания;
  • санитарно-гигиенические условия для ребенка в квартире (санитарное состояние и уборка помещений, температурный режим в комнате, правила стирки и хранения чистого и грязного белья и т.д.);
  • обучение матери манипуляциям по уходу за новорожденным: пеленание, подмывание, туалет кожи и слизистых и т. д.
  • организация прогулок;
  • роль отца в воспитании и уходе за ребенком;
  • информация о состояниях, требующих срочной медпомощи (гипертермия, аспирация, синдром внезапной смерти).
  1. Патронажи к детям первого года жизни.

Алгоритм проведения учебного патронажа:

  1. Выяснить проблемы у матери и у ребенка.
  2. Собрать анамнез (генеалогический, биологический, социальный).
  3. Провести анализ возрастного режима дня на основании беседы с мамой (число кормлений, количество часов ночного и дневного сна, как организовано бодрствование).
  4. Оценить характер питания (вид вскармливания, кратность кормлений, прикормы, аппетит, любимые блюда).
  5. Провести объективное обследование:
    • Ведущие линии НПР, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, индивидуальные особенности);
    • Состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя; у новорожденных отметить состояние пупочной ранки);
    • Состояние костно-мышечной системы (размеры и состояние краёв большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания, мышечный тонус, двигательные умения);
    • Определить частоту пульса, дыхания, температуру тела;
    • Выяснить частоту и характер стула, частоту мочеиспускания;
    • Оценить реакцию на вакцинацию БЦЖ (пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).
  6. Дать рекомендации матери по:
  • Соблюдению возрастного режима дня;
  • Рациональному питанию;
  • Физическому воспитанию;
  • Воспитательным мероприятиям;
  • Подготовке к прививкам;
  • Профилактике пограничных состояний (рахит, гипотрофия, анемия и т.д.);
  • Устранению выявленных отклонений.
  1. Сделать запись в Ф № 112/у.
  2. О выявленных отклонениях в состоянии здоровья ребенка и матери информировать участкового педиатра.

 

Категория: Сестринский процесс, Сестринский уход, Сестринское дело, сестринское дело педиатрия

Метки: патронаж

sestrinskij-process24.ru

Что такое патронаж новорожденного?

Врачебный патронаж новорожденного – нужен или нет?

Приезд новорожденного малыша домой из роддома – очень ответственное и волнительное событие. Ведь это означает, что жизнь семьи круто меняется и разворачивается на 180 градусов. Это касается и режима дня, и питания, и много другого. Так, например, в первые 30 дней с момента выписки в доме грудного ребенка будет проводиться врачебный патронаж.

Что такое патронаж?

Врачебный патронаж новорожденного ребенка представляет собой обязательную медицинскую услугу, которая бесплатно оказывается всем молодым родителям. Сведения о выписывающемся вместе с матерью младенце передаются в поликлинику по адресу фактического местожительства семьи. При этом нет привязки к прописке матери. И поэтому очень важно в роддоме точно указывать сведения о месте своего проживания.

Первичный патронаж новорожденного – образец того, как медики будут оценивать и изучать состояние малыша в первый месяц его жизни. Минимум два раза в неделю участковый терапевт и медсестра должны приходить на дом и осматривать ребенка, давая маме советы, как правильно ухаживать за младенцем. В первую очередь, врачей при осмотре грудного малыша интересует состояние его пупка и режим кормления. В случае если роды были сложными или состояние ребенка требует особого наблюдения, но необязательно в стационаре, медперсонал будет приходить с осмотрами чаще.

Какие манипуляции проводят врачи в процессе патронажа?

Врач, придя на дом к новорожденному ребенку, обязательно должен его осмотреть на предмет того, как хорошо заживает пупочная ранка, не зарастает ли раньше времени родничок. Кроме того, медики при осмотре ощупывают животик младенца и оценивают состояние кожных покровов. Немаловажным моментом врачебного патронажа грудного ребенка является изучение рефлексов и проверка активности сосания груди (если же младенец питается смесями — соски).

Также педиатр в обязательном порядке должен проводить беседы с матерью, разъясняя ей нюансы, связанные с кормлением, купанием, зарядкой. В некоторых случаях врачи могут даже обучить женщину основам массажа ребенка. В случае, если у матери это вызывает затруднение, врач или медсестра покажут, как правильно нужно чистить грудному ребенку глазки, ушки и носик.

На что обращают внимание медики?

Патронаж грудного ребенка – это еще и способ оценить условия, в которых проживает семья младенца. Так, например, врач и медсестра обязательно оценивают чистоту детского белья (маечек, кофточек, ползунков, постельных комплектов и т. д.), наличие детской мебели (должна быть отдельная кроватка или люлька для ребенка). Кроме того, особое внимание уделяется соблюдению гигиенических требований – уборке, проветриванию и иным бытовым условиям.

Какие дополнительные советы может получить мать новорожденного ребенка?

Кроме советов по уходу за малышом, в процессе патронажа женщина может получить и ценные рекомендации по вскармливанию ребенка. Медсестра или врач при необходимости могут осмотреть грудь молодой матери, расскажут, как правильно сцеживаться, дадут советы по питанию и диете. В последующие посещения они будут контролировать выполнение этих рекомендаций и смогут корректировать ситуацию, если есть проблемы.

Если же наладить грудное вскармливание по каким-либо причинам не сложилось, медики должны дать рекомендации по налаживанию искусственного кормления, а также по прикорму и допаиванию малыша водой.

Молодая мать может отказаться от патронажа новорожденного ребенка. Достаточно просто не указать свой адрес фактического проживания при оформлении в роддоме. Однако специалисты рекомендуют не отказываться от такой услуги. Ведь дополнительное наблюдение ребенка на дому медиками лишним не будет. Кроме того, оно поможет найти ответы на вопросы, мучающие молодую мать. Да и в случае каких-то проблем (повышенного газообразования, появления болей в животике крохи, проблем с грудным вскармливанием и т. д.) решить их можно будет быстрее с помощью квалифицированных специалистов.

Автор: Шатохина Анна

comments powered by HyperComments

KrohaPuz.ru

Патронаж к новорожденному и ребенку первого года жизни

Декабрь 22, 2014 admin Нет Комментариев

I. ЦЕЛИ сестринского дела:

— определить состояние здоровья ребенка и матери, условия жизни в семье, наличие факторов риска;

— наладить психологический контакт с матерью и другими родственниками ребенка;

— обработать пупочную ранку новорожденному:

— обучить мать навыкам ухода и вскармливания, информировать мать о работе поликлиники (при первичном патронаже новорожденного).

II. ПОКАЗАНИЯ:

выписка новорожденного из родильного дома (доношенного здорового новорожденного посещаем в первые два дня, а недоношенного и ребенка из «группы риска» — в день выписки, а также детей из двойни, тройни).

III. ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ при сестринском процессе нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставлять ребенка без присмотра.

Информировать мать о целях, задачах патронажа,

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: отсутствие матери и ребенка дома в момент патронажа; негативное отношение матери к проведению патронажа,

неподготовленность матери к общению с ребенком и уходу за ним.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

чистый халат, маска, комплект для обработки пупочной ранки (для новорожденного).

V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться, поздравить с новорожденным.
  2. Собрать информацию о ребенке: состояние здоровья, аппетит, сон, индивидуальные особенности. Характер вскармливания: свободное или по режиму. Состояние здоровья матери, лактация (достаточная, нет), форма сосков. Информация об организации ухода: температурный режим в комнате, санитарное состояние комнаты, чистота белья, наличие аптечки для ухода за ребенком, организация прогулок, роль отца в уходе, эмоционально-психологический климат в семье.
  3. Вымыть руки.

Выполнение процедуры:

  1. Попросить маму распеленать ребенка
  2. Осмотреть кожу, слизистые, пупочную ранку, оценить их состояние
  3. Обработать пупочную ранку новорожденному
  4. Оценить состояние здоровья ребенка, его физическое, нервно-психическое развитие, развитие речи, эмоциональное состояние.

Окончание процедуры:

  1. Все полученные сведения занести в историю развития ребенка.

ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО:

контакт у матери и медсестры хороший, мама доверяет медсестре. Обучить маму манипуляциям по уходу, если мама ими не владеет; сообщить расписание работы участкового врача и м/с. При необходимости дать направление на анализы, на прием к специалистам.

Категория: сестринское дело педиатрия

Метки: педиатрия

sestrinskij-process24.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]