Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают


новорожденный ребенок

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период  между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица -  Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

После

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

После

2 -го

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

После

2 -го

месяца.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

После

5 -го

месяца.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

 месяца

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

кого

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

месяца.

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Сосате

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

месяца.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачко

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица - Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Раздражители

Рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо  

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов - роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще  нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Физиологические состояния новорожденных

Оставлен Bardin птн, 24/06/2011 - 09:46

Период новорожденности  — это период адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни, длительность которого составляет 28 дней с момента рождения.

После появления на свет условия жизни ребенка радикально изменяются, он сразу попадает в другую окружающую среду, где значительно понижена температура (по сравнению с внутриматочной), появляются зрительные, звуковые и другие раздражители. Ребенку необходимо приспособиться к новому типу дыхания и способу получения питательных веществ, что сопровождается изменениями практически во всех системах организма.

Состояния, реакции, отражающие процесс приспособления к родам, новым условиям жизни, называют переходными (пограничными, транзиторными или физиологическими) состояниями новорожденного. Для них характерно появление в родах или после рождения, затем проходят. Пограничными эти состояния называются не только потому, что они возникают на границе двух периодов жизни (внеутробного и внутриутробного), но и потому, что обычно физиологичные для новорожденных, они при определенных условиях (некомфортные условия внешней среды после рождения, дефекты ухода) могут приобретать патологические черты. Например, дети с низкой массой при рождении более чувствительны к перепадам температуры окружающей среды, что может стать причиной большой потери массы тела и развития патологических состояний.

К пограничным состояниям новорожденных детей относят:

1.Синдром «только что родившегося ребенка» связан с выбросом большого количества гормонов в процессе родов в организме ребенка и обилием внешних и внутренних раздражителей. Сразу после рождения ребенок делает глубокий вдох, громко кричит и принимает характерную сгибательную позу. В течение 5–10 минут после рождения он активен, ищет сосок и энергично сосет, если приложить его к груди. Спустя некоторое время малыш успокаивается и засыпает.

2. Изменения кожных покровов отмечаются практически у всех новорожденных детей на 1-й неделе жизни:

  • Простая эритема — краснота кожи, проявляющаяся после удаления первородной смазки, наиболее яркая на 2-е сутки после рождения, полностью исчезает к концу 1-й недели жизни.

  • Шелушение кожных покровов — возникает на 3–5 день жизни, чаще бывает на животе, груди. Особенно обильное шелушение отмечается у переношенных детей. Лечения это состояние не требует, однако участки шелушения лучше после купания смазывать увлажняющим детским кремом или косметическим молочком.

  • Токсическая эритема — пятнистая сыпь с серовато-желтыми уплотнениями в центре, которая располагается чаще всего на разгибательных поверхностях конечностей вокруг суставов, на груди. Самочувствие малышей при этом не нарушено, температура тела нормальная. В течение 1–3 дней могут появляться новые высыпания, через 2–3 дня сыпь исчезает. Лечения обычно не требуется, но при обильной токсической эритеме рекомендуется дополнительное питье, иногда врач назначает антигистаминные (противоаллергические препараты).

3. Потеря первоначальной массы тела при рождении возникает вследствие голодания из-за дефицита молока в первые дни установления лактации. Максимальная убыль массы тела обычно отмечается на 3–4 день жизни и составляет у здоровых новорожденных от 3 до 10% веса при рождении. У недоношенных детей первоначальная потеря массы тела зависит от соответствующего показателя при рождении и восстанавливается лишь ко 2–3 неделе жизни, причем сроки восстановления веса тела находятся в прямой зависимости от зрелости ребенка. Восстановление массы тела у доношенных новорожденных обычно наступает к 6–7 дню жизни у 60–70% детей, к 10-му — у 75–85% и ко 2-й неделе жизни у всех здоровых доношенных детей. Залогом хорошей прибавки веса у новорожденного ребенка является раннее прикладывание к груди, свободный режим вскармливания. Потеря более 10% массы тела при рождении может привести к ухудшению состояния ребенка. В этом случае в индивидуальном порядке врач решает вопрос о дополнительном выпаивании ребенка или докармливании смесью.

4. Физиологическая желтуха кожных покровов определяется повышением уровня билирубина в крови и отмечается у 60–70% детей. Билирубин в небольшом количестве содержится в крови у каждого взрослого и ребенка, однако в период новорожденности уровень этого вещества может повышаться, и связано это с особенностями новорожденного ребенка:

  • Повышенное образование билирубина происходит при распаде эритроцитов — красных кровяных телец, в которых содержится основной переносчик кислорода в организме — гемоглобин. Внутриутробно в эритроцитах ребенка содержится так называемый фетальный гемоглобин, отличающийся по своей структуре от гемоглобина взрослого. После рождения начинается активный процесс распада эритроцитов с фетальным гемоглобином и синтез эритроцитов с гемоглобином взрослого.

  • Незрелые ферменты печени новорожденного не справляются с большим количеством билирубина.

  • Транзиторная желтуха кожных покровов появляется на 2–3 день жизни ребенка, достигает максимума на 3–4 день, исчезает к концу первой недели. Однако появление желтухи в первый день жизни или интенсивное желтое окрашивание кожи являются тревожным признаком и требуют проведения дополнительного обследования.

5. Нарушения теплового баланса возникают у новорожденных вследствие несовершенства процессов регуляции и нестабильности температуры окружающей среды. Новорожденные легко перегреваются и охлаждаются при некомфортных для них внешних условиях. Основными особенностями процесса теплорегуляции у у младенцев являются:

  • Способность детей легко терять тепло при некомфортных условиях (снижение температуры окружающей среды, мокрые пеленки);

  • Сниженная способность отдавать тепло при повышении температуры окружающей среды (например, при перекутывании ребенка, расположении кроватки в непосредственной близости от батареи отопления или под прямыми солнечными лучами).

  • Все это приводит к тому, что в первые 30 минут после рождения у ребенка начинается процесс снижения температуры тела. Для профилактики переохлаждения сразу после появления из родовых путей малыша укутывают в стерильную пеленку, осторожно вытирают и помещают на подогреваемый пеленальный столик. Учитывая перечисленные выше особенности новорожденных детей, необходимо поддерживать комфортную температуру окружающей среды (для доношенного ребенка это 20–22 °). При этом необходимо избегать возможного перегревания. Так как очень редко, у 1% родившихся детей, на 3–5 сутки может развиваться временная гипертермия — повышение температуры тела до 38–39 °.

6. Гормональный криз новорожденных связан в основном с действием гормонов мамы на ребенка и встречается у доношенных новорожденных. У недоношенных детей данные состояния бывают достаточно редко. Половой криз включает несколько состояний:

  • Нагрубание молочных желез, которое начинается на 3–4 день жизни, достигает максимума на 7–8 день и затем постепенно уменьшается. Иногда из молочной железы отмечаются выделения молочно-белого цвета, которые по составу приближаются к молозиву матери. Увеличение молочных желез встречается у большинства девочек и у половины мальчиков. Это состояние не требует лечения, однако в ряде случаев — при выраженном нагрубании — педиатр рекомендует применять специальные компрессы. Кроме того, родителям можно порекомендовать накладывать на грудь ребенка специальную мягкую повязку, которая предотвратит возможное дополнительное травмирование одеждой кожи молочной железы. Ни в коем случае нельзя выдавливать у ребенка секрет молочных желез из-за опасности нагноения.

  • Десквамативный вульвовагинит — обильные слизистые выделения серовато-белого цвета из половой щели, появляющиеся у 60–70% девочек в первые три дня жизни. Выделения бывают 1–3 дня и затем постепенно исчезают. Характер влагалищных выделений также может быть кровянистым — это не повод для беспокойства. Такое состояние терапии не требует.

  • Милиа — беловато-желтые узелки размером 1–2 мм, возвышающиеся над уровнем кожи, локализующиеся чаще на крыльях носа и переносице, в области лба, подбородка. Это сальные железы с обильным секретом и закупоренными протоками. Встречаются у 40% новорожденных и не требуют лечения.

  • Водянка оболочек яичек (гидроцеле) — встречается у 5–10% мальчиков, проходит без лечения в период новорожденности.

7. Переходные изменения стула — расстройства стула, наблюдающиеся у всех новорожденных на первой неделе жизни. В первые 1–2 дня у всех новорожденных детей отходит первородный стул (меконий) -густая вязкая масса темно-зеленого цвета. Отсутствие мекония может быть признаком серьезного заболевания, например, кишечной непроходимости, что требует дополнительного обследования и лечения. На 3–4 день жизни, появляется переходный стул — негомогенный по консистенции и окраске (комочки, слизь, участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленоватыми и желтыми). К концу первой недели жизни стул у большинства новорожденных детей устанавливается в виде желтой кашицы.

В этом обзоре мы перечислили основные состояния, которые могут наблюдаться в период новорожденности. На самом деле их значительно больше. Как видите, маленький организм новорожденного ребенка — очень сложный. Именно поэтому наблюдением и лечением младенцев занимаются специальные врачи — неонатологи. Каждый день из 28 дней неонатального периода — это целый этап. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни, что отражается в изменении многих органов и систем организма. В этот период жизни ребенок как никогда нуждается во внимательном и тщательном наблюдении сначала врачей и медсестер родильного дома, а затем личного педиатра на дому.

"Физиология и патология периода новорожденности. Основные синдромы адаптации"

Неонатальный период - от рожденья до 28 дня жизни.1-6 день - ранний неонатальный.

    Первые 30 мин- ранняя кардиореспираторная адаптация

    Первые 5 минут синдром только что рождённого ребёнка

7-28 день поздний неонатальный. Пограничный период

Критерии живорожденности.

    Пульсация пуповины

    Сердечные сокрацения

    Самостоятельные дыхания

    Мышечные сокращения

Группы детей.

    Недоношенные дети - менее 37 недель.

    Доношенные 38-42 недели.

    Переношенные дети 42 недели.

Факторы влияющие на здоровья новорожденного.

    Возраст родителей (генетические заболевания) После 35 лет и до 18 лет

    Разница в возросте родителей Отец намного старше..

    Соматичекие заболевания матери. (гипертония, анемия, хр заб сердца, органов дыхания, почек)

    Вредные внешние воздействия

    Вирусно-бактер заболевания матери во время беременности.

1.      Патология беременности. Первичная и вторичная плацентарная недостаточности.

2.      Гестоз

3.      Угроза прерывания беременности.

 Зрелость - состояние, характеризующееся готовностью органов и систем к обеспечению внеутробной жизни.

    Функциональная зрелость.

    Морфологическая зрелость.

           Морфологические критерия зрелости.

    Пропорции тела и его размеры

    Степень развития хрящей (форма и твёрдость ушной раковины)

    Рсположение пупочного кольца.

    Состояние грудных желёз (диаметр и выраженность сосков и ареол)

    Позрачность кожи.

    Состояние ногтей

    Складки на подошве (первые после 30 нед)

    Волосяной покров ( распространённость, лануго)

    Состояние гениталий.

Фунуциональные критерии зрелости.

    Крик. (звучноть, эмоциональность)

    Поза (флексии, полуфлексии)

    Физиологические рефлексы. ( транзиторные рефлексы, координация сосания, глотания, дыхания)

    Мышечный тонус

    Зрелость всех органов и систем.

Недоношеные дети.

Менее 37 нед. или на 37Степени недоношенности.

1.      35-37 недели

2.      32-34 недели

3.      29-31 недели

4.      28 или меньше (24)

Морфологические признаки недоношенности.

    Кожа тонкая багрово-красная

    Нет ПЖК

    Податливые кости черепа

    Швы и роднички открыты

    Хрящи мягкие

    Яички не опущенные в мошонку Большие половые губы не прикрывают малые

    Ногтевые пластины не прикрывают ногтевое ложе

Функциональные признаки недоношенного ребёнка.

    Трудности самостоятельного дыхания.

    Незрелость сосательных и глотательных рефлексов

    Мышечная гипотония

    Сниженная двигательная активность

    Плохо держит тепло.

    Более длительная и выраженная желтуха.

           Более выраженна потеря массы тела.

    Пупочное кольцо несомкнуто.

Маловесные дети.

    Весовое соответствие сроку гестации

    ЗВУР

- доношеные и переношенные с низкой массой- недоношенные с меньшей массой тела

ЗВУР :

1.      Гипопластическому типу.

2.      По гипотрофическомутипу

3.      По диспластическому типу.

Социально-биологические факторы риска, ведущие к ЗВУР.

    Низкий социальный и образовательный уровень матери.

    Юный возраст матери

    Профессиональные вредности.

    Экологические условия.

Материнские факторы риска ведущие к ЗВУР.

    Хронические заболевания сердца, лёгких и почек

    Дефицит питания

    Вредные привычки

    Патология репродуктивной сферы.

    Патологии беременности.

Плацентарные факторы риска , ведущие к ЗВУР 

    Малая масса

    Аномалия расположения и строения плаценты

    Плацентит

    Инфаркты плаценты

    Кальциноз и фиброз плаценты.

Плодовые факторы риска, ведущие к ЗВУР.

    Многоплодная беременность

    Хромосомные и геномные мутации

    Врождённые пороки развития.

    Генерализованные внутриутробные инфекции. (Цитомегаловирус, хламидиоз, микоплазмоз)

Пограничные состояни периода новорожденности.

    Простая эритема (физиологический катар кожи)

    Физиологическое шелушение кожи

    Токсическая эритема.

    Физиологическая желтуха (гипербиллирубинемия) Смена гемоглобина, несовершенная функция печени. Конец вторых, начало 3 суток - проходят к 10 суткам.

    Физиологическая убыль массы. Дегидратация связанная с дыханием. 

     Половой криз.

    Транзиторная олигурия, мочекислый инфаркт почек.

    Дисбактериоз и катар кишечника.

    Нарушение теплового баланса.

    Гипервентиляция лёгких .

    Перестройка кровообращения.

    Полицитемия, гиперволемия

    Гиперфункция надпочечников, гипофиза, щитовидной железы

    Гипофункция паращитовидных желёз

    Катаболическая направленность обмена

Ацидоз

Недоношенный ребёнок: определение понятия «недоношенный ребенок», степени и признаки недоношенности, этапы созревания, особенности течения периода новорожденности у недоношенных детей, условия выхаживания.

Недоношенный ребёнок- ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности.

Степени недоношенности:

 I степень 35-37 недель вес примерно 2001—2500 г

 II степень 32-34 недель вес примерно 1501—2000 г

 III степень 29-31 недель вес примерно 1001—1500 г

 IV степень менее 29 недель вес менее 1000 г.

Определение недоношенности только по весу и росту нельзя считать абсолютно правильным, особенно когда продолжительность беременности трудно установить. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. Встречаются дети, рожденные с большим весом и ростом, но с явными признаками незрелости, которая характерна для недоношенных детей. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребёнка.

StudFiles.net

Какие бывают виды рефлексов у новорожденных и их описания

После появления на свет новорожденного ребенка, все его органы и системы начинают адаптироваться к совершенно новым условиям жизни. Совсем маленькие детки лишены основных человеческих навыков, которые им предстоит осваивать в дальнейшем  по мере взросления. Немаловажную роль и значение в процессе адаптации, занимают рефлексы новорожденных, с помощью которых малыш выживает и может в дальнейшем полноценно жить без них.

При появлении крохи, его первыми осматривают педиатр и невропатолог. Очень важной частью осмотра является проверка врожденных рефлексов. При нормальной работе центральной нервной системы, все физиологические рефлексы должны быть у ребенка в норме. Их тестирование проводится специалистами в теплом, хорошо освещенном помещении. При этом малыша в состоянии бодрствования, сухого и сытого, укладывают на ровную полужесткую поверхность, что также имеет значение для правильной диагностики.

Основные группы рефлексов

Врожденные рефлексы новорожденных являются ничем иным, как специфической ответной реакцией, на те или иные внешние раздражители. Каждый из рефлексов возникает и исчезает в определенное время. Одним свойственно появляться непосредственно при рождении и с взрослением малыша затухать, другим – появляться уже в процессе взросления.

Все рефлексы у здорового новорожденного ребенка, должны иметь симметричный характер. Речь идет об одинаковом ответе левой и правой стороны на раздражители. Ненормальной реакцией считается, когда рефлекс присутствует с одной стороны, а с другой – отсутствует.

Это может свидетельствовать о проблемах с нервной системой.

Рефлексы можно условно классифицировать на две основные группы:

  • безусловные рефлексы новорожденных, которые заложены самой природой, имеют место сразу после рождения и со временем утихают, уступая место условным;
  • условные рефлексы новорожденных, которые ребенок приобретает из собственного жизненного опыта в процессе созревания головного мозга и физического, а также психоэмоционального развития.

Среди врожденных или безусловных рефлексов различают около 15 видов. Именно они помогают пережить ребенку сложный процесс адаптации, связанный с приспосабливанием к совершенно новым условиям жизни. Некоторые из них выполняют толчковую роль для приобретения других рефлексов, а некоторые и вовсе остаются с ребенком на всю жизнь.

Среди врожденных рефлексов можно выделить несколько групп:

  • с помощью которых обеспечивается нормальная жизнедеятельность всех систем малыша – дыхательный, глотательный, сосательный, а также спинальные;
  • с помощью которых слабый детский организм может защищаться от внешних раздражителей, например, холода или жары, яркого света и т.д.;
  • временные, играют разовую роль в жизнедеятельности малыша, например, во время родовой деятельности при прохождении по родовым путям младенец способен рефлекторно задерживать дыхание.

Оральные рефлексы новорожденных

Под этим понятием следует понимать, возможность малыша сосать материнскую грудь или соску при искусственном вскармливании, а также глотать получаемую пищу.

Среди основных оральных рефлексов следует отметить:

Сосательный — начинает себя проявлять буквально с первых часов жизни малыша. Проявляется он в виде готовности ребенка хватать своими губами любые раздражители, которые касаются губ или попадают в ротовую полость. Активные и ритмические сосательные движения обеспечивают ребенку питание и проявляются примерно до 1 года жизни, после чего начинают постепенно стихать. (подробнее о сосательном рефлексе)

Глотательный — с помощью которого ребенок может глотать поступающую пищу.

Хоботковый — при малейшем прикосновении к губам ребенка, он выпячивает их, свернутыми в трубочку, что напоминает хоботок. За это отвечает круговая мышца рта, которая непроизвольно сокращается при прикосновении (зачастую уже к 2-3 месяцам пропадает).

Поисковый или рефлекс Куссмауля — при котором ребенок опускает нижнюю губку и поворачивает головку в сторону раздражителя, активно занимаясь поиском маминой груди. Происходит рефлекс при каждом осторожном прикосновении к уголкам рта малыша и чаще всего также присутствует лишь в первые месяцы жизни ребенка.

Ладонно-ротовой или рефлекс Бабкина — выражается в открытии ротика ребенком с одновременным движением головы в направлении раздражителя при легком, одновременном нажатии на его ладошки. Явно выражен только в первые месяцы и уже к третьему месяцу жизни ребенка начинает постепенно угасать.

Спинальные — представляющие собой набор специфических реакций, которые указывают на состояние мышечного аппарата малыша. Специалисты проверяют эти рефлексы на протяжении всего периода новорожденности.

Защитный — активируется в первые часы жизни ребенка. Если малыша выложить на животик, его головка поворачивается в сторону и он пытается ее приподнять (подробнее об удерживании головки). Таким образом от природы у ребенка заложена защитная функция от нарушения дыхания.

Хватательные и двигательные реакции

Отдельная категория рефлексов – это двигательные и хватательные, среди которых можно отметить:

Рефлексы Робинсона и Янишевского или хватательный — выражаются в хватательном движении обеих ручек малыша и достаточно сильном удерживании в ручках маминых пальцев. Иногда сила захвата бывает настолько сильной, что таким образом удается даже слегка приподнять ребенка. Начинает ослабевать этот рефлекс примерно к 3-4 месяцам жизни новорожденного. Если он сопровождает малыша в более позднем возрасте, то это может указывать на наличие неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского или подошвенный, когда легкое поглаживание наружной части подошвы ребенка сопровождается раскрытием пальчиков на ножках в виде веера. При этом с тыльной стороны стопы слегка сгибаются. Этот навык оценивают по его энергичности и симметричности.

Рефлекс Моро — происходит в виде двух фаз, являющихся специфической реакцией малыша на громкий стук или другой резкий звук. При этом в первой фазе ребенок раскидывает в стороны ручки, разжимая при этом пальчики и выпрямляя ножки. Во второй фазе малыш возвращается в свое прежнее положение. Иногда его называют рефлексом объятий, так как во второй его фазе ребенок делает движение, которое напоминает объятие самого себя. Остается явно выраженным примерно до 5-месячного возраста.

Рефлекс Кернига — проявляется в виде специфической ответной реакции на попытки разжать ножки в коленных суставах и отвести их в стороны в тазобедренном суставе. У нормального здорового ребенка сделать это движение не удается. Проявляется до достижения малышом 4 месяцев.

Рефлекс автоматической походки или шаговый — малыш делает движения ножками, имитирующие самостоятельную ходьбу. Происходит это, когда его немного приподнять, слегка наклонив тело вперед. При этом он должен наступать на всю ступню, что является хорошим сигналом. Если же стопы начинают цепляться друг за друга или ребенок становится с опорой на пальчики, то это может быть сигналом для обращения к неврологу.

Рефлекс Галанта, при котором определяется степень ответной реакции позвоночника ребенка на внешние раздражители. Малыш должен выгнуть спинку, если провести по позвоночнику пальцем (в дальнейшем, выгибание спинки может говорить о проблемах).

Это далеко не полный список всех реакций. Существуют и некоторые другие врожденные реакции, которые в обязательном порядке проверит специалист в роддоме.

В каких случаях родителям следует беспокоиться

В случаях, когда врожденные рефлексы проявляются со слабой степенью интенсивности или немного запаздывают, необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Такие отклонения могут указывать на определенные проблемы со здоровьем, например:

  • получение малышом травмы в период родовой деятельности;
  • присутствие некоторых заболеваний;
  • рождение ребенка недоношенным;
  • рождение с асфиксией;
  • специфическая индивидуальная реакция на прием некоторых лекарственных препаратов и т.д.

Особо опасной будет ситуация, когда рефлексы полностью отсутствуют в виду серьезных родовых травм, тяжелых внутриутробных пороков, глубокой асфиксии. Этот факт является основанием для проведения экстренных реанимационных мероприятий. Однако, если ребенку своевременно помочь, то можно с легкостью избежать проблем, так как резервы организма малыша огромные.

ladyibaby.ru

Первый месяц жизни новорожденного

Всего несколько секунд требуется новорожденному, чтобы, «вынырнув» из водной среды, перестроиться и начать дышать воздухом. Короткий вскрик — малыш набрал в грудь воздух — и вот он уже дышит самостоятельно, перешел на легочное дыхание. Но может пройти еще пара недель, пока крошка полностью приспособится к новым условиям. В этот период у него отмечаются некоторые тревожащие неопытных родителей симптомы, такие как внезапные дыхательные паузы, посинение губ, учащенный пульс, какие-то странные сердечные тоны. Как правило, это не повод для серьезного беспокойства: пугающие явления объясняются тем, что кровообращение младенца должно приспособиться к совершенно иным условиям «внеутробной» жизни. В первые недели жизни новорожденный полностью занят тем, чтобы приспособиться к новым условиям жизни. Он пока не понял, чем день отличается от ночи. Из 24 часов, составляющих сутки, он может проспать в общей сложности от 18 до 20 часов. Сон — это средство «самозащиты» малыша. Чтобы не перегрузиться от многочисленных факторов воздействия окружающей среды, его система просто отключается.

Когда малыш ищет сосок материнской груди, стоит только прикоснуться к его щеке или дотронуться пальцем до губ, как он начинает производить сосательные движения. Это проявления врожденного рефлекса. Хватательный рефлекс через три-четыре месяца угасает. Другие рефлексы остаются на всю жизнь: мигательный, дыхательный, глотательный, кашлевый, чихательный.

Собственными силами младенец еще не может поменять своего положения. Только лежа на животе, он пробует преодолевать мощную силу земного притяжения: хоть на пару секунд, но приподнять голову.

Новорожденный может видеть, слышать, ощущать, обонять, хотя его органы чувств работают не так, как у взрослого человека. Очень четко видеть младенец может примерно к полугоду. В этом возрасте рассматривать предметы ему лучше всего с расстояния двадцати пяти сантиметров. Зато уже сейчас ребенок способен выделять голоса людей и отличать их от других источников шума. Когда младенец слышит знакомый ему голос матери или отца, он начинает проявлять повышенное внимание, другие акустические шумы его не занимают.

  • Кормление по требованию — самое правильное в этот период. У младенца аппетит просыпается каждые два-три часа, а иногда и того чаще.
  • В первые недели постарайтесь быть сдержаннее с пустышкой. Это пойдет на пользу грудному вскармливанию. Помогите ребенку, подведите ручку ко рту, пусть он лучше пососет свой кулачок — это прекрасный для него способ утешения.
  • Не нужно постоянно ходить на цыпочках. Это непривычно и для вас, и младенцу сложнее заснуть и спать.
  • Детские ванночки на первых порах велики для крошки. Будьте осторожны! Лучше купать в круглом тазу. Чтобы малыш не скользил, положите на дно мягкое полотенце.

Сердце новорожденного бьется быстро, делая 110—150 ударов в минуту (у взрослых нормой считаются 70—80 ударов пульса). С такой скоростью оно бьется, потому что маленькое и, соответственно, объем перекачиваемой им в организме крови пока невелик. Так как сердце бьется быстро, то и дышит кроха учащенно.

В первые недели жизни младенец может делать до 50 вдохов в минуту, к тому же нерегулярных и шумных. Некоторые еще и тяжело вздыхают, храпят, громко сопят. И только в фазе глубокого сна они дышат бесшумно, что опять же очень настораживает родителей. Адаптация к новой среде — тяжелая работа для младенца, поэтому недолгие паузы в процессе дыхания — явление нормальное. Иногда проходит целая секунда — вечность! — пока малыш сделает следующий вдох.

Бить тревогу нужно, если ребенок при этой дыхательной паузе резко бледнеет или синеет — тогда необходимо срочное вмешательство врача.

Когда младенец громко плачет, он тоже может посинеть, так как при крике ритм дыхания сбивается, не обогащенная в достаточной мере кислородом, отработанная кровь возвращается в систему кровообращения. Стоит ребенка поднять, взять на руки и успокоить, как коже возвращается ее нормальный розовый цвет.

С перестройкой организма связано и пожелтение кожи у новорожденного. Так как младенец дышит уже самостоятельно, то теперь он нуждается в меньшем количестве красных кровяных телец, чем в период пребывания в материнской утробе. Их излишки перерабатываются в печени, при этом образуется билирубин, который и окрашивает кожу в желтый цвет. Три четверти новорожденных имеют «желтушку», однако через несколько дней от нее не остается и следа.

Существует еще одна важная проблема — теплосбережение: ребенок должен постоянно поддерживать в своем организме слегка повышенную температуру — от 37 до 37,5? С. Переохлаждение опасно для него, потому что в этом случае организму требуется больше кислорода для удержания тепла. В этой ситуации полезно надеть новорожденному шапочку, она хорошо защищает его, потому что тепло в основном уходит «через голову». Холодные ручки или ножки — еще не показатель того, что малыш переохладился. Одежда для новорожденных не должна быть слишком теплой и раздражающей. В первые дни достаточно будет пеленать ребенка и не стоит сразу его одевать в ползунки и комбинезончики. Лучше потрогать кожу на спинке и животике, она должна быть приятно теплой, но не потной — этот симптом показывает, что малыш чувствует себя хорошо.

Для неустойчивого еще кровообращения большой нагрузкой является и холодная постель. Холод означает дополнительную работу для сердца — ему требуется делать больше усилий для восполнения недостающего тепла. Поэтому до того, как положить ребенка в кроватку, обязательно прогрейте постель, например, положив в нее грелку или бутылку с горячей водой (бутылку затем следует убрать или положить так, чтобы младенец не смог случайно к ней прикоснуться).

Период новорожденности особо трудная пора для ребенка. Это период адаптации к условиям окружающей среды — существованию вне утробы матери. Перестраиваются функции всех органов и систем: дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной, выделительной, иммунной и т. д. Немало проблем и немало вопросов может возникнуть в этот сложный период у мамы и папы. Поэтому малыш должен находиться под постоянным наблюдением врача — начиная с роддома, а потом в поликлинике по месту жительства. Первое обследование ребенок проходит сразу после рождения.  Не успел родиться, уже ставят первые отметки. Врачи оценивают состояние здоровья младенца, тестируя его по шкале Апгар. Контролируется сердцебиение, дыхание, цвет кожных покровов, напряжение мышечных тканей, проверяются врожденные рефлексы. Большинство малышей получают при этом семь-восемь баллов. Внимательнее к результатам этого «экзамена» присматриваются, когда проявляется некоторая задержка в развитии ребенка.

Врач прослушивает его сердце, легкие, ощупывает головку, животик, конечности; проверяет сосательный, хватательный, подошвенный и другие важные рефлексы, характерные для новорожденного. В роддоме ребенок получит первые прививки: в течение суток проводится первая вакцинация гепатита В; на третий — седьмой день жизни здоровому новорожденному делают прививку против туберкулеза (БЦЖ).

После выписки из роддома на первый или второй день на дом приходит врач из детской поликлиники. Он знакомится с мамой, с условиями жизни семьи, выясняет особенности течения беременности и родов. После подробного опроса и тщательного осмотра ребенка врач должен рассказать маме об особенностях периода адаптации: объяснить, почему малыш теряет в весе в первые дни, что такое половой криз у девочек и мальчиков (набухание грудных желез, кровянистые выделения у девочек и отечность мошонки у мальчиков). Врач и участковая медсестра учат маму обрабатывать пупочную ранку зеленкой или раствором марганцовки до полного заживления. Это важно, так как пупочная ранка может стать открытой дверью для инфекции. Даются также советы по вскармливанию, купанию и уходу за новорожденным.

В течение первого месяца жизни врач посещает ребенка три раза. Когда малышу исполнится месяц, маму с ребенком приглашают в детскую поликлинику на прием. Проводится взвешивание, измеряется рост и окружность груди и головы. Врач смотрит, правильно ли развивается ребенок, дает рекомендации по питанию, разъясняет преимущества грудного вскармливания.Часто детям назначают витамин D — для профилактики рахита. В месячном возрасте ребенку делают вторую вакцинацию от гепатита В. Кроме того, мама с малышом должна попасть на прием к специалистам: невропатологу, окулисту, ортопеду.

Ранняя диагностика отклонений в состоянии здоровья ребенка помогает своевременному и успешному лечению.

mamochki-detishki.ru

Особенности периода развития в первые дни жизни новорожденного

Первые дни жизни новорождённого относятся к неонатальному периоду, в течение которого организм ребенка приспосабливается к новым условиям существования. Это очень ответственный момент в жизни малыша, потому что в первый месяц выявляются многие врожденные пороки. В это время нужно внимательно наблюдать за рефлексами ребенка, чтобы не пропустить симптомы, указывающие на врожденную патологию. Здоровые дети хорошо едят и спят, что указывает на устойчивую нервную систему.

Первый месяц жизни врачи делят на два этапа. Ранний этап проходит в течение первой недели после рождения, поздний начинается со второй недели и длится до 28 дней.

Особенности первой недели

У малыша первые дни проходят под пристальным вниманием медицинского персонала в стенах родильного дома. Врачам нужно убедиться, что здоровью матери и дитя ничего не угрожает.

В первые минуты после рождения врач проводит тест, по которому дает оценку состоянию новорождённого ребенка. Если малыш правильно дышит, у него присутствуют все рефлексы, то это указывает на его жизнеспособность. При выявленных патологиях малышу оказывают первую медицинскую помощь, стимулирующую систему дыхания и сердечную деятельность. При необходимости новорождённого ребенка содержат в отдельном, специально оборудованном кювезами помещении, где за ним наблюдает специально обученный персонал. Первые дни жизни дома относятся к наиболее опасному периоду жизни, когда у малыша происходит адаптация к новым условиям жизни.

У малыша после отрезания пуповины теряется привычная связь с матерью, и он начинает самостоятельно дышать. Вместе с этим включается малый круг кровообращения. Системы организма активно перестраиваются, и в любой момент могут дать сбой.

Стерильный кишечник постепенно заселяется микрофлорой, поэтому стул у малыша после выхода мекония будет плохо переваренным.

Система терморегуляции приспосабливается к новым условиям существования.

Переохлаждение, как и перегрев, в этот момент недопустимы.

Нервная система малыша несовершенна, и все процессы замедленны. Ребенок большую часть времени спит, а в промежутках ест.

Сразу после рождения часто развиваются физиологические переходные состояния. К ним относятся:

  • эритема;
  • механическая желтуха;
  • снижение массы тела;
  • транзиторная лихорадка;
  • половой криз.

Все эти состояния имеют временный характер и не повлияют на дальнейшее развитие малыша дома.

Симптомы гормональных изменений

Половой криз происходит, когда в организме новорождённого ребенка начинается резкое уменьшение уровня женских половых гормонов – эстрогенов. Симптомы появляются у родившихся вовремя малышей. Криз чаще наблюдают у девочек, чем у мальчиков. Течение полового криза указывает на то, что ребенок хорошо адаптируется, а его внутриутробная жизнь была без патологий. Если половой криз начался, то он продлится до конца неонатального периода. В это время у новорождённого младенца будут развиваться такие симптомы, как:

  • набухание молочных желез и выделения из них;
  • выделения слизи у девочек из влагалища серовато-белого цвета;
  • угревая сыпь.

Выделения из влагалища объясняются активной заменой верхнего слоя эпителия.  Они могут иметь примеси крови, которые будут присутствовать в слизи в течение двух дней. Ребенка нужно содержать в чистоте, чтобы выделения смывались, и в них не развивалась условно-патогенная микрофлора.

Мелкоточечные узелки появляются на лице из-за активной работы сальных желез, вызванных гормональным сбоем. Такие высыпания проходят самостоятельно, и их не нужно лечить дома. Если есть воспалительный процесс, то их нужно точечно обработать Мирамистином.

Развитие новорождённого после роддома

Мать и ребенка выписывают домой, когда начинается поздний неонатальный период.

При наличии грудного молока малыша нужно кормить по требованию. Естественное питание очень полезно для любого ребенка, потому что молоко матери является сбалансированным и легко усваиваемым продуктом.

Если питание младенца дома будет искусственным, то требуется использовать специальные смеси, предназначенные для кормления новорождённых. Искусственное питание нужно давать по схеме, указанной на продукте, не нарушая рекомендации. При появлении сыпи на теле ребенка, продукт следует сменить, выбрав другого производителя.

В первые дни жизни у ребенка наблюдаются рефлексы, развитые во внутриутробной жизни. Одни постепенно угасают, потому что больше не применяются, но некоторые из них можно использовать для раннего развития малыша.

Его способность задерживать дыхание при попадании на лицо воды позволяет поддерживать этот рефлекс и обучать младенца постепенно плавать, используя рекомендации специалистов. Это не даст рефлексу угаснуть, и ребенок сможет научиться нырять и плавать в возрасте до года. Начинать первые тренировки нужно во время купания с первого месяца жизни.

Мамы должны помнить, что в первый месяц у младенца работа всех органов и систем организма нестабильна, и есть опасность развития инфекции. Если соблюдать правила ухода за младенцем дома, то он не будет болеть в этот период. Малыш имеет пассивный иммунитет, защищающий его от детских инфекций. Неблагоприятные условия жизни могут привести к развитию стафилококковой или стрептококковой инфекции. Она часто осложняется тяжелой пневмонией и может привести к гибели новорождённого. Чтобы этого не произошло, нужно мыть ребенка дома в детской ванночке, соблюдая все рекомендации по влажности воздуха и температурному режиму воды.

Как контролировать процессы развития

Наличие безусловных рефлексов будет наблюдаться в течение первого месяца.  Их можно наблюдать дома, переодевая ребенка в чистую одежду или меняя гигиенические средства, применяемые для ухода за грудничком. Некоторые исчезают раньше, другие позже, но при хорошей нервной системе они должны угаснуть к трем месяцам.

Для малышей этого возраста характерны следующие рефлексы:

  1. Сосательный, помогающий ребенку выжить. Он проявляется при прикосновении нежной кожи губ грудничка к соску.
  2. Рефлекс ползания, который проверяется, когда малыш лежит на животе.
  3. Защитный, наблюдаемый при неожиданных звуках, когда малыш вскидывает ручки.
  4. Хватательный рефлекс, появляющийся при безотчетном сжимании кисти в кулак после того, как к ней прикоснутся.
  5. Подошвенный, когда после надавливания на стопу возле пальцев они сгибаются, а при проведении кистью по наружному краю подошвы – разжимаются.

Некоторые люди уверены, что ребенок рождается слепой и глухой. Это неверное убеждение. После выписки из родильного дома ребенок уже может задерживать взгляд на ярких цветных предметах.

Чаще всего интерес у него вызывают яркие предметы, имеющие овальную форму, с красными пятнами. Предполагается, что он принимает их за лицо человека и радуется этому. Яркие лучи солнца вызывают у новорожденного сужение зрачков. Малыш при этом сжимает веки и откидывает голову. Такая реакция указывает на то, что он видит.

Слышать звуки и реагировать на них он начинает еще в утробе матери. Новорождённый вздрагивает от резких звуков и рефлекторно выставляет ручки вперед. Если нужно провести проверку слуха, можно провести несложный тест. Если громко хлопнуть у него над ухом, то глаза непроизвольно моргнут.

У малыша есть реакция на воздействие тепла, и он может ползти по кровати в поисках материнской груди.

Мамы должны быть готовы к тому, что реакция малыша на неприятные раздражители может быть резко негативной. Голодный, мокрый ребенок может реагировать на дискомфорт громким плачем. Таким способом он хочет довести до сведения своих родителей, что ему плохо. Здоровые дети успокаиваются быстро после того, как неприятная для них причина ликвидирована. Постоянно плачущий ребенок может иметь скрытые генетические дефекты, которые раскроются в более позднем возрасте.

В первый месяц своего развития у здорового малыша хороший аппетит и сон. Он много спит, а мама в это время может что-нибудь сделать или отдохнуть рядом. Находясь в сонном состоянии, младенец может двигаться, напрягать мышцы спины и гримасничать. Если ребенка спеленать перед сном, то это помешает ему совершать такие движения и правильно развиваться. Поэтому пеленание уходит в прошлое, а современные мамы дома надевают новорождённому ползунки и кофточки, чтобы ребенок от рождения правильно развивался.

Автор: Марина Джабраилова

legkopolezno.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]