Ребенку 10 месяцев что он должен уметь


Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

Для детей 10 месяцев – это круглая дата, потому что в этом возрасте они многое понимают и умеют. Можно заметить индивидуальные проявления крохи, самостоятельные стремления, проявления характера, он активно передвигается, все больше и чаще произносит различные звуки, может сосредоточенно заниматься любым делом. На десятом месяце своего развития дети все больше стараются подражать взрослым, и если помешать ему в достижении цели, то они могут и по возмущаться.

Умения и навыки малыша в 10 месяцев

Многие детки в 10 месяцев внимательно слушают взрослых и подражают речевым звукам своих родителей, они способны воспринимать и реагировать на шутки в свой адрес. Над забавными звукосочетаниями смеются, радуются играм, разделяют мелкие и крупные предметы, одну игрушку вкладывают в другую. Кроме этого, они используют один предмет, чтобы достать второй, сознательно разбрасывают вещи, катают и толкают, сидят, ползают и ходят, опираясь на подручные средства. Теперь грудь мамы не является основной в их жизни, дети в этом возрасте легко пережевывают мелко нарезанную еду и проявляют интерес по отношению к другим малышам.

Самое главное достижение в возрасте 10-ти месяцев – это делать все за взрослыми, ребенок отлично управляет руками, пальцами, ногами и мимикой, поэтому родителям следует быть аккуратными в играх и в процессе обучения ребенка. Если сделать какой-нибудь неправильный жест и малышу он понравится, потом будет очень тяжело его отучить. Дети в этот период повторяют не только за мамой или папой, но и за младшими сестрами и братьями, например, бьют по барабану или нажимают на кнопки, катают машинку или кормят игрушку ложкой.

Чтобы расширить возможности ребенка, следует и дальше развивать его навыки, это можно делать с игрушками или другими предметами. В этом возрасте малыши пытаются определить связь между предметами, например, если в его присутствии поговорить по телефону, после разговора кроха будет долго рассматривать предмет и заглядывать в него, пытаясь понять, где бабушка, с которой мама недавно разговаривала.

То же самое происходит с игрушками, многие родители думают, что дети ломают вещи, но на самом деле, они пытаются разобраться в них, как они работают и из чего состоят, конечно, в некоторых ситуациях, кроха просто не рассчитывает свои силы.

Среди всех этих умений, малыши начинают понимать, как, используя один предмет, можно приблизить к себе другой, например, при помощи лопатки подвинуть к себе кубики или, ложкой достать кусочек хлеба. Некоторые родители с такими возможностями знакомят малышей, а есть и такие детки, которые в результате простого эксперимента сами научились. В 10 месяцев кроха активно и уверенно хватает все мелкие детали или крошки, которые находит, чтобы избежать неприятных ситуаций, родителям рекомендуется давать малышу любую крупу, пусть играет под присмотром взрослых.

Многие мамы занимаются с малышами в этом возрасте рисованием или лепкой, поэтому они уверенно держат в руке фломастер или мелок, для лепки можно использовать самое обычное тесто. Благодаря такому процессу ребенок научится отрывать маленький кусочек теста от большого, а также лепить его на специальную дощечку и придавливать его рукой.

Двигательные навыки ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте уже многие малыши отлично ползают и продолжают этим заниматься дальше, теперь они быстро и легко передвигаются по квартире. Некоторые дети бегают на четвереньках, отрывая колени от пола. Кроме этого, в 10 месяцев ребенок хорошо и без поддержки сидит ровно и длительное время, не падает в сторону, уверенно стоит и при помощи опоры уверенно шагает. Подошло то время, когда малыша нужно учить подтягиваться, отталкиваться ногами, а спускаться с дивана, например, попой вперед, чтобы не упасть и не разбить нос.

Многие родители замечают, что у их детей появляются любимые занятия, например, часами смотреть в окно и следить за машинами, прохожими, или наслаждаться рисованием. Некоторые малыши полюбили музыку, а кто-то сидит на протяжении многих часов за кубиками. Кому то достаточно пары стаканчиков и тазик с водой, а кто-то отдает предпочтение обществу других деток. Родителям следует поддерживать малыша и помогать развиваться дальше.

В 10 месяцев дети перестают выделять маму и обращают свое внимание на других взрослых, в этом возрасте мамы могут пробовать отучать своих малышей от груди, если необходимо. Как только малыш начинает делать первые шаги, его смело можно выводить на детскую площадку, пусть гуляет вокруг песочницы, качается на качелях и видит других деток, как они играют, может с кем-то и подружиться.

Питание и отдых малыша в 10 месяцев

В большинстве случаев в возрасте десяти месяцев мамы, практически полностью, заменяют грудное кормление обычными продуктами, постепенно ребенок переходит на взрослый стол. Вскармливание грудью можно оставить перед сном или после отдыха, а также, заменить им сок или воду. Как правило, в сутки дети потребляют не больше, чем 700 грамм молочных продуктов, это утренний или вечерний прием молока или смеси, одно кормление составляет 250 мл.

Но если мама продолжает кормить грудью ребенка, то днем – это 4 или 6 полноценных и коротких прикладываний, ночью особенно активно дети кушают между 3 и 8 часами. На протяжении дня малыш трапезничает вместе с родителями, разве только между приемами пищи может что-то жевать. До полуторагодовалого возраста малыш самостоятельно управляет грудью во время вскармливания, может вынимать и снова брать в рот, а также теребить ее или менять свою позу.

В этот период детский организм нуждается в витаминах, минералах, белках и жирах, поэтому мама должна подумать о том, чтобы питание ребенка было сбалансированным и легко усваивалось. Жареные блюда пока не входят в детское меню, лучше варенные или приготовленные на пару продукты, если у малыша есть зубки, можно давать ему небольшие кусочки пищи, например, картофель или фрукты, такие, как банан или персик. Это позволит развивать жевательные навыки у крохи, теперь его еду можно готовить не с помощью блендера, а простой вилкой, так получится не слишком мелкое пюре, и мама, также продолжает знакомить ребенка с новыми продуктами.

Как правило, отдых у детей до 1,5 года не меняется, они спят ночью по 10 часов, а днем два раза максимум по 2 часа. Каждый ребенок – это индивидуальность, поэтому, кто-то будет ложиться и вставать рано, а кто-то, наоборот, поздняя птичка. Родителям в этом деле остается приучать ребенка к режиму, правильно питаться и спать, тогда он не будет быстро уставать и кушать с аппетитом.

Уход за детьми в 10 месяцев

Это время, когда малыши самостоятельно пытаются ходить, они отлично стоят с опорой и могут вдоль нее двигаться, именно в этот период можно учить малыша залазить на диван и правильно с него слазить. Родители могут учить ребенка переходить или переползать различные препятствия, конечно, с поддержкой мамы. Можно научить малыша подниматься и спускаться по ступенькам, лазить в специальных тоннелях, детских, а можно такие конструкции сделать самостоятельно из домашних предметов.

Ребенок может и не ползать, но это не повод расстраиваться, просто малышу интереснее играть с небольшими предметами, это все индивидуально, и такое проявление может сохраниться в старшем возрасте, дите будет наблюдательным и терпеливым, усидчивым и рассудительным. Многие дети вообще пропускают этап ползанья и начинают сразу ходить, используя мамину поддержку для начала, а потом и самостоятельными силами.

Родители не забывают про ежедневные водные процедуры, прогулки на свежем воздухе, как минимум, 2 часа каждый день. Что касается погодных условий, то малыша следует одевать таким образом, чтобы не случилось переохлаждения или теплового удара, летом необходимо защищать его от попадания прямых солнечных лучей, а осенью и весной от холодного сквозняка.

Развитие малыша в 10 месяцев

Родители продолжают помогать ребенку развиваться, используя для этого различные игры или упражнения. Мама носит малыша в течение некоторого времени на руках, разговаривает с ним, рассказывает про окружающую среду, ведет беседу с ребенком, но без употребления сложных слов. Чтобы воспитывать у малыша интерес к вещам не надо давать сразу много игрушек, достаточно несколько штук, потом их можно сменить на другие, для него это будет каждый раз что-то новое. Развивать мелкую моторику помогут разнообразные крупы, цветная бумага, прищепки или любые другие подручные средства.

Дополнительно о навыках малыша в 10 месяцев расскажет видео

Отправить комментарий

zhenomaniya.ru

Физическое, психическое, речевое и социальное развитие десятимесячного малыша: что должен уметь ребенок в 10 месяцев?

Теги: Развитие по месяцам

В вашей жизни произошло очередное знаменательное событие – малышу исполнилось 10 месяцев! К этому времени многие дети умеют сидеть, быстро ползают, делают первые неуверенные шаги и безостановочно болтают на «детском» языке.

Но не стоит волноваться, если кроха пока не овладел этими навыками. Каждый десятимесячный малыш – уникальная личность с собственным характером и темпераментом. Потребности и интересы вашего ребенка могут значительно отличаться от потребностей и интересов других малышей: когда одни дети усиленно осваивают новые пространства, другие предпочитают сидеть в кроватке, сосредоточенно изучая книжные страницы или собирая конструктор.

Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не интересно: если нет врожденных патологий или родовых травм, скоро он догонит в развитии своих более подвижных сверстников.

Физическое развитие

Тело десятимесячного ребенка развивается гораздо медленнее, чем раньше: за месяц он набирает всего 300–450 г веса и 1–1,5 см роста. Теперь его вес составляет 8,5–10 кг, а рост – 71–74 см.

Навыки и умения

Десятимесячный малыш хорошо контролирует собственное тело: его движения становятся все более точными и скоординированными. Вот почему новые умения и навыки осваиваются очень быстро, и к концу 10 месяца ребенок радует родителей множеством новых достижений:

  • может сесть из положения лежа или стоя и сидеть продолжительное время, спину при этом держит ровно, не заваливается в сторону;
  • держась за поручни или решетку манежа, уверенно ходит по кругу, пританцовывает, приседает, подпрыгивает;
  • без помощи или опоры поднимается на ножки, делает несколько неуверенных шагов по направлению к заинтересовавшему его объекту (обычно в роли такого объекта выступает любимая игрушка или мама);
  • быстро ползает в разные стороны на четвереньках (а многие малыши, чтобы передвигаться быстрее, отрывают от пола колени и локти, опираясь только на ладони и пальцы ног);
  • координирует движения обеих рук: может взять предмет двумя ладонями, переложить его из одной руки в другую (если дать ему по игрушке в каждую руку, он начнет соединять их, ставить одну на другую);
  • умеет спускаться и подниматься: на четвереньках легко преодолевает небольшую лестницу, свободно взбирается на диван, подтягиваясь на руках, а затем спускается ножками вниз.

Основной способ развития новых умений – подражание. Малыш с удовольствием копирует все движения родителей: вот почему нередко можно увидеть младенца, который сосредоточенно нажимает кнопки пульта или телефона, рассматривает газету, кормит плюшевого зайца с ложечки или укачивает тряпичную куклу. Чем больше интересных действий вы покажете ребенку, тем обширнее будет «репертуар» его игр.

Способы развития физических навыков

  1. Поскольку многие действия ребенка носят подражательный характер, показывайте ему максимальное количество примеров: вместе играйте в мячик, машинки или куклы, укладывайте спать игрушечных зверьков, кормите и мойте их. И не удивляйтесь, если малыш, успешно освоив кормление куклы, не сможет повторить то же действие с игрушечным зайкой: ребенок пока не умеет переносить полученные знания на другие предметы.
  2. Водите ребенка гулять. Поскольку теперь он может передвигаться самостоятельно, от коляски можно отказаться. Пусть малыш поползает по дорожкам и газонам, посидит в песочнице, понаблюдает за играми сверстников и примет в них участие.
  3. Продолжайте занятия с мелкими предметами. Дайте ребенку пару коробочек и горсть разноцветных бусин: пусть он складывает их в коробочку, пересыпает из одной емкости в другую, сортирует по цвету и размеру или выкладывает из них фигурки.
  4. Купите малышу детский совочек, лопатку или грабельки, ведерко и формочки. Отведите его в песочницу и покажите, как насыпать песок в ведро с помощью совка или как делать куличики с помощью формочек. При этом желательно, чтобы ребенок действовал обеими руками: это не только улучшит координацию действий, но и будет способствовать развитию интеллекта малыша.
  5. Научите карапуза танцевать. Покажите ему несколько простых движений: пусть он топнет ножкой, хлопнет в ладоши, наклонится, кивнет головой. Сначала выполняйте эти упражнения перед зеркалом, самостоятельно двигая ручки и ножки ребенка. Когда он поймет, что от него требуется, сможет выполнять движения без вашей помощи. Такое упражнение поможет улучшить координацию.
  6. Малыш любит разбрасывать игрушки? Превратите это в игру! Поставьте перед ним коробку: пусть он пытается забросить в нее разные предметы. Перемещая коробку то вправо, то влево, вы научите ребенка одинаково хорошо пользоваться обеими руками.

Психическое развитие

Навыки и умения

Карапуз становится все более общительным и открытым, с удовольствием проводит время со сверстниками и взрослыми людьми. К 10 месяцу достижения ребенка таковы:

  • подражает действиям взрослых, пытается копировать их жесты, движения, речь;
  • демонстрирует хорошее чувство юмора: услышав шутку, обращенную к нему, принимается хохотать, а иногда специально издает забавные звуки, чтобы посмешить окружающих;
  • обзаводится любимым занятием: одни дети с увлечением строят «замки» из кубиков, другие – рисуют, третьи – пританцовывают под музыку, а четвертые проводят время за коллективными играми;
  • показывает привязанность к определенным вещам: у него уже есть собственное мнение о том, какой игрушкой сейчас играть или какую майку надеть на прогулку;
  • демонстрирует талант исследователя: открывает баночки и пакетики, чтобы познакомиться с содержимым, ломает игрушки, чтобы узнать их устройство;
  • проявляет интерес к мелким вещицам (деталям конструктора, небольшим кубикам, горошинкам), от больших игрушек отказывается;
  • осознает расположение предметов в пространстве, может оценить расстояние до какого-либо объекта (если выясняется, что игрушка находится слишком далеко, чтобы достать ее руками, малыш попробует дотянуться до нее другим предметом).

У десятимесячного ребенка возникает острая потребность в одобрении со стороны взрослых. Многие действия он совершает, только чтобы услышать ласковые слова «молодец», «умница». Желание заслужить похвалу – нормальное для ребенка явление, которое свидетельствует о том, что малыш признает авторитет родителей. 

Способы развития психики

  1. Интересной игрушкой для десятимесячного малыша станет телефон. Дайте ребенку трубку: пусть он услышит папин или бабушкин голос. После «разговора» он долго будет изучать телефон, чтобы понять, почему голос есть, а человека, которому голос принадлежит, нет. Эти занятия помогут малышу освоить некоторые особенности причинно-следственных связей.
  2. Наверняка у вашего ребенка неожиданно появилось желание все ломать и разбирать на кусочки. Не препятствуйте ему! Малыш начинает понимать, что каждый предмет состоит из отдельных деталей, и ему интересно узнать его устройство и принцип действия. Такие занятия совершенствуют конкретно-образное мышление и закладывают основы логического и абстрактного мышления.
  3. Самое время приступить к развитию творческих способностей. Купите крохе краски, мелки или пластилин и займитесь с ним рисованием! Пусть он водит кисточкой по листу ватмана или увлечено приклеивает кусочки разноцветного пластилина к картону. Занятия творчеством совершенствуют мелкую моторику и способствуют развитию мышления.

Речевое развитие

Умения и навыки

Ребенок с удовольствием болтает, поэтому приходит в восторг, когда окружающие вступают с ним в диалог. Однако понять его словечки способны далеко не все: с «детским» языком ребенка, как правило, знакомы лишь близкие родственники.

Карапуз демонстрирует новые речевые умения:

  • напевает песенки, при этом хорошо попадает в мелодию, но слова пока не произносит;
  • внимательно слушает речь взрослых и пытается подражать их разговору;
  • произносит новые слова, среди которых «дай-дай», «на» и еще около 6–8 слов;
  • много разговаривает на собственном «детском» языке и очень огорчается, когда окружающие его не понимают;
  • осваивает разнообразные приемы интонирования речи: меняет громкость и тембр голоса, темп речи.

Не огорчайтесь, когда ребенок коверкает и искажает слова: артикуляционный аппарат малыша еще недостаточно развит, чтобы правильно произносить сложные звукосочетания. Рано или поздно вы начнете понимать, что пытается сказать вам ваш кроха. А нормальную речь он освоит только к 1,5–2,5 годам. 

Способы развития речи

  1. Возьмите карапуза на руки или посадите к себе на колени, поцелуйте или погладьте его, поулыбайтесь. После этого начните петь песенки. Малыши хорошо чувствуют мелодию и даже запоминают отдельные слова, поэтому у родителей, которые ежедневно в течение часа поют песни своему крохе, дети начинают говорить гораздо раньше сверстников.
  2. Любое совместное занятие сопровождайте разговорами. Если ребенок хочет поболтать, поддерживайте диалог; если кроха молчит – просто комментируйте все, что происходит в данный момент. Говорите медленно, негромким голосом, четко проговаривая слова; используйте короткие предложения, состоящие преимущественно из существительных и глаголов (изредка вводите в свою речь прилагательные, обозначающие цвет, размер, форму предметов).
  3. Расскажите ребенку о строении его тела. Посадите малыша перед зеркалом и, называя часть тела, дотрагивайтесь до нее. Потом попросите ребенка показывать называемые части тела самостоятельно.

Социальные навыки

Десятимесячный малыш живо интересуется окружающими людьми. Он по-прежнему осторожен с незнакомцами, однако любопытство побеждает страх, и ребенок пытается завязать общение. Гораздо менее настороженно он относится к сверстникам: проявляет интерес к совместным прогулкам и играм, с любопытством разглядывает других малышей.

Ребенка в этом возрасте уже можно оставлять с няней. Он не нуждается в ежеминутном общении с матерью, поэтому без страха примет нового человека.

Способы развития социальных навыков

  1. Запишитесь в развивающую группу. В таких группах собираются мамы с маленькими детьми, и карапузы получают возможность вдоволь пообщаться со сверстниками, поиграть с ними. За игрой следит воспитатель, поэтому в это время мамочки могут поделиться друг с другом секретами воспитания детей.
  2. Водите с ребенком хороводы. Напевая песенку, покажите, какие движения нужно совершать (для этого привлеките к игре других родственников: папу, бабушку, дедушку). Когда малыш заинтересуется, пригласите его присоединиться.

Режим дня

Сон

У большинства детей режим сна и бодрствования не изменяется: они по-прежнему спят по 10 часов ночью и дважды по 1,5–2 часа в дневное время. Некоторые малыши отказываются от одного дневного сна.

Обратите внимание на качество детского сна. Если малыш спит спокойно и просыпается бодрым и отдохнувшим, волноваться не о чем. Но если сон ребенка прерывист, а пробуждение сопровождается капризами и плохим настроением, нужно обратиться к невропатологу. Именно в этот период обнаруживаются скрытые нервные расстройства.

Кормление

Десятимесячный ребенок уже может употреблять «взрослую» пищу: супы, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, соки и печенье. Поэтому многие родители прекращают готовить для младенца отдельную еду и прививают ему пищевые привычки, характерные для всей семьи.

Однако нужно помнить, что существуют продукты, которые еще долго время будут под запретом: колбасы, сосиски, острые приправы, газированные напитки, какао, кофе, жареные блюда, фаст-фуд. Пища должна быть сбалансированной, богатой витаминами и минералами.

В 10 месяцев ребенка уже можно отучать от груди, поэтому общий объем материнского молока в этот период должен составлять всего 400 мл в день (можно распределить этот объем на 2–3 кормления, одно из которых должно приходиться на утро). Иногда вечернюю порцию грудного молока можно заменять кефиром.

Десятимесячный малыш осваивает множество новых умений. И важнейшим механизмом его развития в этот период становится подражание. Поэтому чем больше времени родители проводят со своим крохой, показывая ему примеры новых действий, тем более гармонично и многосторонне развивается карапуз.

← Что должен уметь ребенок в 9 месяцевЧто должен уметь ребенок в 11 месяцев →

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

jliza.ru

Развитие вашего ребенка в 10 месяцев — что он должен уметь и знать

Ребенок в 10 месяцев овладевает предметной деятельностью. Окружающие предметы очень привлекают малыша. Теперь он их не просто хватает, но и пытается что-то с ними сделать. Раньше ребенок больше разрушал, раскидывал игрушки, которые давала ему мама, а теперь появляется «созидательность». Малыш пытается собрать пирамидку, складывает в стопочку тарелочки, в чашечку собирает шарики и т.д. Результат игр очень значим и  интересен для ребенка. Он теперь умеет совершать определенные действия, которые заканчиваются появлением «целого» продукта: пирамидки, башенки.

Особое внимание следует уделять развитию у ребенка мелкой моторики. Занятия с развивающими игрушками оказывают воздействие на развитие психики ребенка. Движения руки крохи уже осуществляются под контролем зрения на более высоком уровне. Глаза выполняют ведущую роль в развитии движений рук. Получается, что во время игры, руки воспроизводят форму, очертания предмета, а при помощи зрения возникают ассоциации. Взаимодействие, когда «глаз учит руку, а рука глаз» называется сенсомоторной активностью.

Занятия с ребенком проходят как обучение. Сначала мама показывает, как нужно манипулировать с игрушкой, а малыш пытается повторить. В  10 месяцев малыш уже может нанизывать кольца на стержень в горизонтальном положении, разъединять  предмета, открывать бочонки и матрешки, снимать крышки с коробок и закрывать фиксированные крышки. Умеет выполнять цепочку действий: складывание – выкладывание, снятие – нанизывание и т.д.

Ребенок в 10 месяцев пытается выполнять более мелкие движения пальцами. Небольшие предметы малыш пытается взять «щепотью», а раньше в захвате участвовала вся ладонь. Работа пальцев оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, в частности на развитие речи. Именно на 10 месяце в речевых навыках малыша появляются новые звуки, ребенок уже начинает подражать взрослому, повторяя за ним новые звуки.

Особое внимание нужно уделять развитию устойчивого внимания. Нужно в течение 3-5 минут стараться играть с одной игрушкой, чтобы ребенок вырабатывал устойчивость игровых действий. Можно показывать предмет с разных ракурсов, стимулируя интерес к предмету и игровой ситуации. Можно использовать сюрпризы. Например, спрятать в коробочку несколько шариков и погреметь, или положить в матрешку колокольчик. Для интеллектуального развития очень важно развивать устойчивость и целенаправленность игры.

Важно обогащать чувственный опыт малыша, используя предметы различных цветов. Но и тут не должно быть излишней пестроты. Достаточно выбрать основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный и белый.

На десятом месяце малыш уже начинает овладевать ходьбой. В начале его поддерживают взрослые, а если рядом никого нет, то он способен ползком добраться до интересующего его предмета и подняться на ножки.

deti-chudo.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]