Здравствуйте, дорогие читательницы и молодые мамы!
У кого-то из вас уже произошло, а у кого-то только впереди значимое событие – ребёнку два месяца. Он прибавил в росте и весе и теперь сосредоточен не на себе, а на окружающем его мире. Кроха знает, что такое мамина грудь, он с каждым днём всё более общительный и развитый. Вы всё лучше и лучше его понимаете.
Вам интересно, что умеет делать ваш ребенок в 2 месяца? Тогда читаем!
Шейка малыша потихоньку крепнет, он уже может приподнимать её, лёжа на животике. Особо бойкие детки к этому времени даже могу привставать, опираясь на локотки.
Кладите чадо почаще на живот, чтобы у него была необходимость приподнимать голову и тем самым тренировать мышцы шеи. С той же целью держите во время прогулок ребёнка «столбиком» и только слегка придерживайте головку: пусть сам осматривается и поворачивается, чтобы изучить окружающий мир.
Будьте очень внимательны, когда достаёте ребёнка из кроватки. Движения у него всё ещё резкие и он может сильно дёрнуть головкой, поэтому уверенно придерживайте её.
Мама с папой так часто дарят малышу свою улыбку! В два месяца он начинает отвечать тем же. На знакомый голос или появившегося в поле зрения родителя ребёнок отвечает лучезарной улыбкой. Когда он в особенно хорошем настроении или что-то обрадовало – приготовьтесь к смеху.
Проявляйте свои эмоции ярко: гримасничайте, гиперболизируйте. Старайтесь делать так, чтобы ваше настроение и чувства были легко различимы для маленького.
Теперь, когда где-то что-то падает, звучит музыка или слышен разговор, двухмесячный малыш уже знает, откуда исходит звук. Он непроизвольно поворачивает головку в правильную сторону.
Для лучшего развития слухового аппарата, обзаведитесь каким-нибудь «тихим» колокольчиком с приятным звуком. Позвените им сначала справа, потом слева, пусть кроха прислушивается. Однако, с такими упражнениями не стоит переусердствовать. Достаточно 5 минут подобных занятий в 2-3 дня.
В 2 месяца ваше чудо уже жаждет общения и делает всё от него возможное, чтобы завести с вами диалог. Уже не крик, но ещё и не лепет – это гуление. В первый месяц своей жизни ребёнок ещё не мог произносить различные «ууааа» и «агууу», а теперь комната буквально наполнена этим пением.
Разговаривайте с маленьким, копируйте, усовершенствуйте его гуление, делайте акцент на каком-то звуке – он будет стараться повторить.
Крохотные ручки теперь могут разжиматься и сжиматься. Однако, хватательный рефлекс пока не ослаб, поэтому ребёнку намного проще что-то схватить, а с разжиманием ладошки ещё есть проблемы.
Когда малыш сжал что-то, аккуратно разожмите кулачок и слегка разотрите ладошку и пальчики. Экспериментируйте с предметами, которые даёте в ручку крошке, но следите, чтобы вещица не была слишком маленькой или слишком большой. Лучше всего подходят шарики: деревянные, пластиковые, тканевые. Каждый новый материал будет восприниматься с интересом и осторожностью.
В два месяца он уже может фокусироваться на определенных предметах и даже следить глазками за ними. Лучше всего воспринимаются контрастные цвета и тёмные предметы. Также маленький может доставать ручками висящие над кроваткой игрушки.
Во многих источниках пишут о том, что нужно «водить» игрушкой на определенном расстоянии, чтобы ребёнок следил за ней. Я считаю, что это расстояние нужно определять в зависимости от возможностей вашего малыша. Сначала ближе, потом чуть дальше, чуть с другого ракурса и т.д.
То, что всё индивидуально, касается не только зрительных занятий. Все детки разные. Кто-то в 3 месяца с трудом держит головку, а кто-то в 2 это делает уверенно. Не нужно переживать или нервничать – всему своё время. Особенно это касается недоношенных малышей. Я не раз сталкивалась с тем, что родители напрочь забывают об этом моменте и начинают «бегать по потолку», обнаружив какое-то отхождение от нормы. Берегите и себя и маленького, всё будет хорошо.
Купайте малютку каждый день. Если хотите добавить в ванночку травы или какие-то специальные косметические средства, то делать это нужно не чаще двух раз в неделю.
Ноготки растут в этом возрасте очень быстро и сами являются крайне острыми. Малыш может ими пораниться и поранится, если не принять меры. Поэтому внимательно следите за этим и вовремя делайте маникюр.
Массаж необходим. Нежный, правильный, регулярный. Благодаря массажу можно облегчать колики, развивать его суставы и косточки, помогать кровообращению.
Убедившись, что нет сквозняка, а в комнате тепло и комфортно, оставляйте ребеночка голеньким. Пусть его не стесняют ни памперсы, ни пелёнки. Изначально, длительность этой процедуры не должна превышать 2-3 минут, а со временем можно увеличить до 10 минут.
Наблюдайте за состоянием ушек и носика, при необходимости чистите. Это можно делать специальными приспособлениями либо ватным тампоном. Тампон можно предварительно смочить специальным детским маслом.
Если у женщины это первый ребёнок, то она к нему невероятно внимательна и любое отхождение от нормы воспринимает как нечто аномальное или странное. Молодая мама следит за тем сколько съедает кроха, считает количество улыбок в день и мгновенно бежит к врачу за советом. К счастью, чаще всего она слышит в ответ что-то вроде «Да отстаньте вы от ребёнка, всё с ним нормально.»
Давайте рассмотрим самые распространенные возможные «проблемы» и вашу реакцию на них.
Вы можете улыбаться, но в Интернете много обсуждений на эту тему. Успокойтесь, маленький свою ручку не съест и всю жизнь так не проживёт. С возрастом это пройдет!
Всегда родителей беспокоит вопрос о том, сколько спит маленький. Когда малышу 1 месяц он спит значительно больше, чем в два. Только в самых редких случаях маме везет и её ребенок спит целую ночь и почти весь день. В большинстве случаев, кроха может до годика «давать жару» родителям. Это, скорее, норма чем наоборот.
Причины того, почему не спит ваше чадо могут быть такие: слишком душно, жарко или холодно, голод, колики, перед сном активничал. Можно попробовать ставить определенную мелодию перед тем, как убаюкать маленького либо напевать одну и ту же песенку перед сном. Тогда может выработаться нужная вам реакция (сон) на уже знакомые звуки.
Причин много и, опять-таки, все индивидуально. Обращайте внимание на то, как выглядит ребёнок и как себя ведёт. Если он активный и жизнерадостный, то вам незачем насиловать ни его, ни себя. Ну, да, мало ест, не доберёт в этом месяце какое-то количество грамм, он обязательно догонит упущенное чуть позже.
Бить тревогу нужно тогда, когда вы замечаете негативные изменения в поведении крошки.
До трёх месяцев все дети срыгивают, только после этого периода срыгивания уменьшаются или вовсе прекращаются. Если же срыгивания ребенка аномальные, то можно обратиться к врачу. Но и в этом случае не стоит бить тревогу. Есть море примеров того, как срыгивание сверх нормы ничем ребенку не грозило, врачи ничего не находили и всё само проходило.
С целью уменьшения срыгивания, нужно следить за тем, чтобы малыш не переедал и после кормления его не тискали, а дали немного спокойно полежать. Также можно давать крохе специальные смеси, но это только после разрешения врача.
«Почему он плачет?!» — знакомый вопрос? Поводов для беспокойства может быть очень много, самая распространенная – это колики. Они мучают 90% младенцев. С ними справляются лекарственными препаратами и массажами, которые способствуют выведению газиков.
Может быть и такое, что малыш слишком привык к тому, что его носят на ручках и постоянно требует к себе внимания и этих самых «ручек».
Если мама не улыбается, нервничает, то и ребенок будет в таком же настроении. Старайтесь быть расслабленной и спокойной, тогда это состояние передастся и маленькому.
В особых случаях нужно обратиться к невропатологу.
При грудном вскармливании у малыша жидкий стул, а при искусственном он более твердый. В любом случае, вы сами должны понимать, какой обычно стул у вашего ребенка. Если кроха прибавляет в весе и у стула не заметны какие-либо существенные изменения, то все хорошо. Если же запах, консистенция и цвет резко изменились, то нужно обратиться к врачу.
Вот, собственно, такие малыши и их проблемы в 2 месяца. А что может делать ваш ребёнок? Как он вас удивляет и радует? Делитесь с нами, пожалуйста, нам очень интересно!
Пока!
my-happybaby.ru
Сразу после рождения и до возраста шести недель новорожденный улыбается так называемой искусственной, или рефлекторной улыбкой. В такой период своего развития малыш не различает окружающих предметов, не всегда распознает звуки голоса, а проявление улыбки – это скорее реакция на внутренние процессы организма. Основными из них являются газовые колики в кишечнике, процессы переваривания пищи в желудке.
Когда ребенок начинает улыбаться в возрасте от шести до восьми недель, это говорит о его нормальном умственном развитии. Подобная улыбка называется осознанной. Педиатры поясняют, что на этом этапе развития новорожденный распознает окружающие его предметы, различает голоса родных, может фокусировать свое внимание на внешних раздражителях. В педиатрии явление такого типа принято называть «проявление рефлекса оживления».
В два-три месяца от рождения дети начинают постигать «социальную улыбку». Такая улыбка направлена конкретному человеку, чаще родителям, как проявление положительных эмоций. Обычно улыбка младенца сопровождается подергиваниями конечностей, звуками. Все в комплексе свидетельствует о стабильном процессе роста малыша.
Так называемая постоянная улыбка появляется, когда младенцу исполняется пять-шесть месяцев. Этот период считается временем самого активного проявления чувств у малыша, познавание мира происходит посредством касаний, а реакцией является улыбка. Улыбаться совершенно незнакомым людям на протяжении этого периода – это обычное явление, которое не должно волновать родителей.
Очередным признаком нормального психического развития детей является «выборочная» улыбка. С возраста восьми-девяти недель новорожденный привыкает к людям, которые его постоянно окружают, и начинает недоверчиво относиться к незнакомцам. Улыбаться в восемь месяцев родителям – это залог нормального эмоционального развития малыша. Врачи классифицируют период как наиболее важный с точки зрения развития детей.
С появлением речи возникает новый рефлекс, который носит название смех. Смех в год – это реакция на окружающий мир, он полностью разумный и сознательный.
Если новорожденный слабо выражает эмоции – это не повод для беспокойства. Точно так же, как и взрослые, дети имеют свой темперамент. До полутора месяцев неулыбчивость считается нормальным явлением, не имеющим побочных эффектов. Когда малыш не умеет улыбаться по достижении двух-трех месяцев, необходимо проконсультироваться с педиатром.
Основные причины отсутствия улыбки у детей:
Самостоятельно справиться с перечисленными проблемами невозможно. В подобных случаях, врачи советуют пройти комплексное обследование организма, выявить причину нарушения в психике или физиологии новорожденного. Необходимо вовремя среагировать на проблему и начать действовать. Своевременное лечение поможет избавиться от проблем в будущем развитии малыша.
Для нормального развития детей родители должны проводить развивающие упражнения, занятия для того, чтобы новорожденный воспринимал окружающее пространство адекватно, без опаски. Когда родители улыбаются ребенку – это лучший способ вызвать реакцию у малыша.
Главное – это выбрать подходящий момент для действий. Он наступает, когда:
Мама должна начать разговаривать с малышом, при этом не забывая улыбаться. Чаще всего младенец начинает улыбаться ответно. Дети учатся у родителей, повторяют мимику, слова, движения, поэтому занятия – это важный и нужный процесс их воспитания.
Улыбка – это эмоционально-двигательная реакция детей на внешние проявления. Когда младенец смеется – это говорит о его нормальном психическом, физиологическом и эмоциональном развитии.
kidpuz.ru
Улыбка маленького ребенка - это всегда небольшой праздник для его мамы, папы, дедушек и бабушек. А что уж говорить о первой улыбке - она словно подарок с небес, награда за бессонные ночи и нелегкий родительский труд. Когда ребенок начнет улыбаться? Почему он не делает этого, тогда как соседский малыш-ровесник одаривает всех улыбкой? Этими вопросами задаются многие молодые родители. На них мы постараемся ответить в нашей статье.
Улыбка ребенка - это не только приятное событие в жизни семьи, но и показатель нормального умственного, физического и психического развития, начало социализации малыша. Поэтому момент, когда ребенок начнет улыбаться осознанно, своего рода следующая ступень в длинной дороге его развития.
"Мой ребенок начал улыбаться еще в роддоме!" - говорят многие мамочки. Не принимайте их слова близко к сердцу. То, что они называют улыбкой, всего лишь гримаса, неосознанное сокращение определенных мышц, которое похоже на улыбку.
Отвечая обеспокоенным родителям на вопрос о появлении первой осознанной улыбки у младенца, педиатр назовет им возраст 1,5-2 месяца. Адресована эта улыбка, как правило, маме (или лицу, ее заменяющему). Здесь многое зависит от окружения крохи: если с самых первых дней рядом с малышом заботливые родители, которые все время общаются с ним, часто берут на руки, поддерживают зрительный и голосовой контакт, он начнет улыбаться уже в 6 недель. Если ребенку уделяется меньше внимания, произойдет это только к двум месяцам или чуть позже. Поэтому не расстраивайтесь, если ваш ребенок не улыбается в месяц, ничего страшного в этом нет. Нужно просто подождать.
Когда ребенок начнет улыбаться, можно говорить о формировании у него так называемого комплекса оживления. Это эмоционально-двигательная реакция малыша в ответ на появление или обращение к нему взрослого человека. Начинает свое формирование этот комплекс уже в возрасте трех недель от рождения: ребенок замирает и сосредоточенно смотрит, когда к нему обращен разговор взрослого. Позднее, к двум месяцам, эта реакция перерастает в улыбку, гуление и двигательную активность при общении со взрослым. Пик формирования комплекса оживления - четырехмесячный возраст. Позднее появляется хохот, но улыбка все реже достается незнакомым людям, даже если те ласково говорят с малышом, часто он будет даже плакать в таких случаях.
По тому, во сколько месяцев ребенок улыбается, можно в некоторой степени судить об атмосфере в семье, отношении к нему мамы, ее эмоциональном состоянии. Даже если вы думаете, что ребенок ничего не понимает, разговаривайте с ним, так вы ускорите его речевое и психоэмоциональное развитие: он начнет раньше гулить, улыбаться.
Специалисты утверждают, что мальчики реже смотрят в глаза и позже начинают улыбаться, чем их ровесницы девочки. Поэтому если у вас растет сын, уделяйте больше времени общению с ним.
Период, когда ребенок начнет улыбаться, может стать решающим в становлении его отношений с отцом. Малыш начинает посылать сигналы, и если отец ответит ему мимикой и голосом, между ними установится особенная эмоциональная связь, даже если ранее ее не было.
День, когда ваш ребенок начнет улыбаться, станет началом долгого, но интересного процесса в его жизни - социализации.
fb.ru
Из журнала пользователяЕлена
26 февраля 2010, 13:13
НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА Признаки нормального развития ребенка от 1 до 12 месяцев Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного. К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом. Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни. На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот. Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение. На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию. В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире. К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша. При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков. Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей. В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами. Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной. К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба». На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие. Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки. В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование. НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА Признаки нормального развития ребенка от 1 до 12 месяцев Отклонения в развитии Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам. В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику. Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни. Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений. Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы. Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться. Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий. Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных. Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность. У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее. Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты. Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста. Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии. Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича. Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре. Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.www.baby.ru