Стимулируйте малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»
Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»
Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.
Игра в «прятки»
Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.
Развитие движений ребенка
В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса. И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.
Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.
Игра «Забавные пяльцы»
Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.
Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики ( совместных движений всего тела ).
На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.
Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.
К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.
Упражнение «Большие ноги шли по дороге»
Вам понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью. Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие движения по гладкой поверхности.
Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.
Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.
В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.
Поиграйте с крохой следующим образом: в раскрытую младенческую ладошку, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, по материалу ( пластмассовый, деревянный и т.д. ), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.
Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь малыша сверху. Это упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Потягивая шарик за ленточку, при этом, не вынимая его из ладони крохи, взрослый стимулирует более сильное схватывание.
Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками ( диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см ). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну или обе ручки ребенка. Держа палочку посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание.
Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук ( схватывание, сжимание ), развивают тактильную чувствительность ладони.
www.baby.ru
Трехмесячные малыши могут бодрствовать уже довольно долго. Они становятся необычайно любознательными, и находиться в кроватке в одиночестве им уже не интересно. Для полноценного развития детей в возрасте 3 месяцев необходимы различные развивающие игры, благодаря которым кроха сможет не только освоить новые навыки, но и наладить тесный контакт с родителями.
В данной статье мы расскажем вам, в какие игры будет полезно поиграть с ребенком в 3-4 месяца, чтобы весело провести время и способствовать правильному и всестороннему развитию малыша.
Игры с ребенком в 3 или 4 месяца должны быть достаточно короткими и очень простыми. Сопровождайте каждое свое действие веселой песенкой или потешкой, ведь это в дальнейшем будет способствовать развитию речи малыша.
Во время занятий предлагайте крохе ощутить различные по текстуре предметы. Можете специально сшить небольшую книжечку, в которой будут представлены разные материалы, такие, как шелк, шерсть, лен и так далее. Кроме того, в подобную игрушку полезно вставить яркие крупные бусины и пуговицы разных форм и цветов, чтобы кроха мог водить ручкой по поверхности и испытывать различные тактильные ощущения.
Несколько раз в день играйте с трехмесячным карапузом в пальчиковые игры. Большинство деток в этом возрасте очень любят нежные прикосновения мамы и других взрослых. К тому же, подобные игры развивают моторику, поэтому им необходимо уделять особенное внимание. Также полезно делать легкий поглаживающий массаж стоп, ладошек и других частей тела.
Во время проведения массажа можно добавить и несколько гимнастических упражнений, например, «велосипед». Двигайте крошечные ножки в противоположные стороны, имитируя, как будто бы малыш крутит педали.
Еще одна веселая, увлекательная и полезная игра – «Самолетик». Сядьте на пол и возьмите свое чадо на руки таким образом, чтобы его лицо оказалось прямо перед вашим. Обхватите его под мышками и медленно приподнимите, слегка отклонив корпус своего туловища в противоположную сторону.
Статьи по теме: Какие игрушки нужны ребенку в 1 месяц? К рождению крохи заботливые родители стараются наполнить комнату младенца многочисленными игрушками, порой, опережая события, и приобретая игрушки «на вырост». Так какие же в действительности нужны развлечения для месячного ребенка? Давайте разбираться. | Развитие ребенка по месяцам до 1 года Крошки растут и развиваются с невероятной скоростью. Только за какой-то год они от несмышленых и беспомощных малышей превращаются в настоящих маленьких человечков, которые ходят, пытаются говорить и даже требовать то, чего они хотят. Подробнее о развитии ребенка до года поговорим далее. |
Как научить ребенка пить из чашки? Дети любят подражать взрослым, копируя слова, поведение, манеры и навыки. Так незаметно познается мир вокруг, воспитывается личность. Прекрасным «взрослым» умением самостоятельно пить из чашки малыши могут овладеть уже в 7-8 месяцев. | Игры с ребенком в 7 месяцев Семимесячный ребенок уже вполне проворен и необычайно активен - познавательный интерес к окружающему его миру постоянно возрастает. По мере развития ребенка, игры с ним несколько усложняются. Далее разберем, как и во что играть с малышом в 7 месяцев. |
WomanAdvice.ru
Игры с детьми от 0 до 3 месяцев
20 февраля
Для начала общие игры, в которые можно играть с рождения и дальше
Шлеп, шлеп!
В эту игру хорошо играть, когда вы меняете пеленки своему малышу.
Положите малыша на спину и дотрагивайтесь до различных частей его тельца, произнося “шлеп, шлеп” при каждом прикосновении к нему. Малыш при этом, скорее всего, начнет улыбаться и с видимым нетерпением, будет ожидать нового прикосновения в другом месте. Приговаривая “шлеп, шлеп”, называйте ту часть его тельца, которой вы касаетесь.
Мой сладкий малыш
Играйте в эту игру всякий раз, когда вы одеваете ребенка, и особенно после купания.
Массируйте и похлопывайте малыша. Говорите малышу, что вы любите его. Называйте те части его тела, которые вы массируете. Декламируйте во время одевания ребенка что-нибудь в таком роде:
Как приятно маме малыша купать, Мягким полотенцем тельце вытирать. Пяточки, животик, пальчики и носик Не устанет мама целовать!
В эту игру весело играть в ванне или детском бассейне. Декламируйте стихи, двигая под водой рукой, как маленькая рыбка:
Плыви ко мне, рыбёшка, Словлю тебя ладошкой. Куда же ты уплыла, Скользкая, как мыло? А рыбонька купалась И в руки мне попалась!
На последних словах слегка обрызгайте ребёнка водой.
Разговоры с малышом
Рассказывайте малютке все, что вы делаете. Описывайте, как вы моете руки, одеваетесь и все в таком духе.
Каждый день пойте ребенку самые разные песни, рассказывайте сказки и детские стишки.
Время от времени изменяя высоту голоса. Пробуйте говорить высоким голосом, низким, нараспев или тихо.
Чем больше вы разговариваете с ребенком, тем больше связей, необходимых для развития речи, будет устанавливаться в мозгу.
Первый месяц малыша Как я тебя люблю! Цель игры: приучить малыша к разнообразным движениям. Сначала мама ласково поглаживает младенца, говорит ему хвалебные слова, о том, как она его любит. Затем мама кладет ребенка в разные положения: на живот, на спину, на бок.
В результате этой игры малыш учится двигать ножками, ручками, головой.
Игра с погремушками
Поднесите погремушку к ребенку и тихонечко ее потрясите.
Тряся погремушкой, напевайте любую песенку ( например, "Жили у бабуси...").
Убедившись, что ребенок обратил внимание на погремушку, медленно передвиньте ее в сторону и снова пропойте песенку.
Передвигайте игрушку в различных направлениях и следите, как ребенок будет поворачивать голову на звуки песни.
Маленькие дети обожают петь, и позже, когда подрастут, они будут пытаться имитировать звуки, которые слышали ранее.
Позже можно вкладывать погремушку в руки при игре.
Велосипед
Положите малыша на спинку и двигайте его ножками, как будто он едет на велосипеде.
Напевайте при этом какую-нибудь песенку вроде "Мы едем, едем едем в далекие края...".
Попробуйте сами примумать несложный стишок или спеть на мотив " Мы едем..."
Крути, крути педальки
Быстрей, быстрей, быстрей.
Чудесная прогулка,
Нам вместе веселей.
Внимание! Не прилагайте усилий, если чувствуете, что малыш сопротивляется, - придумайте что-нибудь другое.
С первого по второй месяц
Подвигаем ножками Цель игры: развитие навыка движений ногами, укрепление мышц ног, знакомство со своим телом.. ЧТО НАДО ДЛЯ ИГРЫ Яркая мягкая или пищащая игрушка. Подушка Чтобы помочь малышу подвигать ножками, положите игрушку ему в ноги. Но прежде покажите ее ему: ребенок обязательно должен увидеть игрушку и проследить, куда вы ее положили. Если она будет яркой, пищащей, то обязательно привлечет его внимание. Затем переходите ко второму этапу игры. Возьмите подушку и подвесьте так, чтобы малыш смог ударять по ней ножками. Его действия сопровождайте похвалами и стишками.
Важно!
Обычно малышам нравится брыкаться и двигать ножками, и потому игра проходит весело. Удовольствие от нее получают все.
Покатаемся на мячике Цель игры: развитие вестибулярного аппарата и координации движений. ЧТО НАДО ДЛЯ ИГРЫ Большой пластиковый мяч Положите ребенка животом на упругий большой пластиковый мяч. Придерживая малыша за бока, медленно покатайте его взад-вперед на мяче, приговаривая какой-либо стишок в ритме движения. Например:
К маме, папе, бабе, деду. На мяче я в гости еду.
Игра на развитие сенсорного восприятия
Старайтесь разнообразить ощущения вашего ребенка: это поможет ему в осознании самого себя и окружающего мира.
попробуйте тереть о ладошки малыша различные ткани. Для начала отлично подойдут атлас, шерсть, и махровая ткань.
Дайте ребенку возможность почувствовать разнообразные запахи. выходите на улицу и нюхайте цветы. Понюхайте спелый апельсин.
То, что младенцы видят и нюхают, способствует образованию связей в мозгу, особенно, если ребенок находится в любящем, заботливом и знакомом ему окружении.
Внимание! Будте осторожны и не переусерствуйте. Внимательно следите за признаками усталости.
Перекатывания
Положите малыша на мягкую поверхность.
Возьмите его за лодыжку или бедро и положите эту ножку на другую. Не волнуйтесь, бедра и верхняя половина туловища перевернуться сами.
Внимание! Не прилагайте усилий, делая это упражнение.
Верните малыша в исходное положение.
Проделайте то же самое, перекрещивание ножки в другом направлении.
Во время упражнения порторяйте:
В кроватке двое жили,
Жили не тужили.
Все целый день играли, Весело махали.
www.BabyBlog.ru
Иногда родители слишком увлекаются новомодными методиками развития, и совсем забывают об огромном наследии, которое оставили нам наши предки. Зачем придумывать велосипед? Если его уже создали.
Малыши очень любят рассматривать новые лица, игрушки, предметы и т.д. Надо взять несколько ярких игрушек. Водите ими из стороны в сторону, привлекая внимание малыша. Кроме того, детишки в этом возрасте обожают рассматривать свои ручки, открывают для себя, что могут ими управлять. Помогите малышу. Возьмите ручки малыша в свои и похлопайте ими перед его личиком. Поем присказку:
Ладушки, ладушки,
Хлопаем в ладошки.
Мамочку … ( называйте свое имя) погладь по щечке.
Хлопаем в ладошки.
Попробуйте поиграть в такие похлопывания с малышом. Указательным и средним пальцами нежно похлопывайте ребенка по разным частям тела, каждый раз называя каждую из них. Пойте присказку:
Хлоп, хлоп, хлоп
По щечке малыша.
Хлоп, хлоп, хлоп
По щечке малыша ( Возьмите его ручку и дотроньтесь ею до его щечки.)
Повторяйте это маленькое стихотворение, дотрагиваясь до различных частей тела малыша. Можете детской ручкой дотрагиваться до своего лица, называя то, до чего дотрагивайтесь. Тактильные ощущения позволяют детям знакомиться с окружающим миром.
Дети безумно счастливы, если в поле их зрение попадают движущиеся предметы. Малыши как завороженные наблюдают как крутится барабан стиральной машинки. Можно выйти на улицу, сесть на скамеечку и наблюдать за всем, что происходит вокруг. Ребенку это занятие понравится. Он будет упоенно и радостно наблюдать за птичками, собачками, кошечками, машинами, прохожими и т.д. Говорите малышу названия предметов, на которые он смотрит. Можно поставить кроватку возле окна, чтобы малыш видел птиц, деревья и т.д. Малыш, сидя у вас на руках и наблюдая за миром вокруг, получает позитивные эмоции. Так он чувствует себя уверенно, спокойно, в безопасности.
Возьмите ребенка на руки и говорите: «Носик, носик, курносый носик». На слове «курносый» потритесь о носик малыша своим носом. Продолжайте эту игру, и каждый раз, проговаривая «курносы», тритесь носами. Такие нежные прикосновения позволят малышу почувствовать себя в безопасности, а это развивает уверенность в себе.
Такая игра укрепит спинку и шею малыша. Лягте на спину, положите ребенка себе на живот. Обхватив ребенка крепко под мышки, поднимите осторожно его вверх так, чтобы ваше лицо было напротив его лица. Говорите присказку:
Где мой малыш?
Вот где он. (Поднимите его вверх).
Где мой малыш? (Опустите ребенка на живот)
Вот где он (Снова поднимите его вверх)
Где мой малыш? (Опустите ребенка на живот)
Высоко, высоко, высоко. (Высоко поднимите ребенка)
Так развивается сила, чувство равновесия.
В игре можно укрепить мускулатуру ребенка, развить координацию движений. Положите ребенка на спину. Поднимите одну ножку, повторяя при этом: «Высоко, высоко, высоко вверх. Раз, два вниз.» Опустите ножку. Повторите упражнение со второй ножкой. Не надо заставлять делать ребенка движения, если он не хочет!
Необходимо положить малыша на спину на твердую поверхность. Придерживая его за лодыжки, сгибайте и выпрямляйте ножки, припевая песенку:
Раз, два, три,
Коленочки согни.
Раз, два, три,
Коленочки согни.
Такое упражнение укрепит мышцы и подготовит ребенка к ходьбе. Не надо заставлять ребенка делать упражнения, если он сопротивляется.
Возьмитесь за детские пальчики и осторожно приподнимите ручки малыша вверх, приговаривая:
Вверх везет нас эскалатор,
Вверх, вверх, вверх.
Вниз везет нас эскалатор.
Вниз, вниз, вниз.
Затем приподнимите ножки, напевая стишок. Поднимайте ножки, ручки ребенка, припевая песенку. Постарайтесь закончить упражнения, подняв малыша вверх, а затем опустив. Обязательно обнимайте и целуйте ребенка.
В этом возрасте дети лепечут. Имитируйте звуки ребенка. Составляйте из лепетных слов малыша предложения. Если вы будете обращать внимание на определенные звуки ребенка, типа «ма-ма» ли «па-па», то малыш станет произносить их чще. Повторение лепета ребенка – это поощрение его речевой деятельности.
Запишите на пленку лепетание вашего малыша. Включите воспроизведение и понаблюдайте за его реакцией. Волнуют ли малыша эти звуки? Начинает ли он отвечать магнитофону? Если ребенку нравятся подобные записи, попробуйте поставить ему другие звуки. Например, звуки природы. Это обеспечит отличные языковые возможности в будущем.
Разговаривайте с малышом, начиная с коротких предложений вроде «Какой сегодня чудный день». Когда малыш отреагирует каким – нибудь лепетом, перестаньте говорить и посмотрите ему в глаза, отвечайте ему улыбкой и кивайте. Малыш так поймет, что его понимают, слушают. Говорите дальше и сделайте паузу. Так ребенок поймет, что пришла его очередь лепетать и вам это нравится. Таким образом развивается речь ребенка.
В три месяца ребенок произносит огромное количество звуков. Отвечая на его лепет, вы поощряете его произносить новые звуки. Повторяя за ним то, что он произносит, приложите его пальчик к своим губам. Пусть он почувствует их движение и воздух, выходящий изо рта во время разговора. Приложите ваши пальцы к его губам и подбадривайте малыша издавать побольше звуков.
Пойте любую песню, заменяя все слова одним слогом. Выберите для этих целей слог, чаще всего употребляемый вашим ребенком. Например, «ма» или «ба». Пойте песни, используя только эти слоги, вставляя иногда несколько слов. Можете таким образом петь любые песенки, которые вам нравятся. Чем больше вы повторяете звуков, издаваемых вашим малышом, тем больше новых звуков он будет произносить.
Детишки любят брыкаться. Кроме того, это занятие способствует развитие двигательных навыков. Можно привязать к лодыжкам ребенка цветные ленточки, чтобы малышу было интересно. Можно купить специальные детские башмачки с яркими игрушками и погремушками.
Игры, позволяющие малышам перекатываться с живота на спину, способствует развитию грудной клетки и мышц рук. Поэтому надо поощрять ребенка переворачиваться. Положите ребенка на живот на мягкий ковер. Поднесите к его лицу любимую игрушку, например, медвежонка. Привлеките внимание ребенка к игрушке стишком или песенкой. Когда вы добьетесь внимания ребенка, уведите игрушку в сторону так, чтобы малыш проследил за ней глазами и повернулся к ней всем телом. Так проделывайте несколько раз, чтобы малыш поворачивался за игрушкой. Постоянное упражнение мышц спины и живота укрепляет их и делает эластичными.
Крепко возьмите ребенка од мышками и сделайте несколько танцевальных движений. Попробуйте потанцевать под любимую песенку или стишок.
Детям нравится музыка и ритм. Находясь в материнском чреве, ребенок ощущает биение сердца и движение крови по телу. Возьмите две деревянные ложки и, постукивая ими друг о друга, напевайте песенку про двух гусей. Постукивайте ложками тихонько, увеличивая громкость, когда произносите слово «два». Скоро ребенок будет ждать этого громкого слова. Помогите малышу удерживать ложки. Пойте эту же песенку, когда он держит ложки в руках.
Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся.
Музыка и пение помогает соединять нервные связи в мозгу.
Существует огромное количество развивающих игр (раньше их называли потешками), которые прошли проверку временем, причем не десятками, а сотнями лет. Одной из таких игр является игра «Коза рогатая». В нее играли наши бабушки и дедушки, наши мамы и папы, в нее будут играть наши дети, наши внуки. Она подходит деткам от четырех – пяти месяцев жизни. Эта игра благотворно влияет на развитие речи; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; тренирует ловкость, способность управлять своими движениями, терпеливость; развивает познавательные способности (внимание, память, творческое мышление), реакцию предвосхищения, фантазию; закладывает основы творческой личности; способствует развитию способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности; а кроме этого отлично развлекает и поднимает малышу настроение.
1. Положите ребенка на спинку в кроватку или посадите себе на колени.
2. Сложите пальцы на своей руке в виде «рогов» (мизинец и указательный пальцы выпрямить, безымянный и средний согните, придерживая их большим пальцем).
3. Начните водить возле малыша рукой – «рогами», медленно приговаривая
«Идет коза рогатая,
За малыми ребятами (девчатами).
Забодаю, забодаю!!! (последние слова говорите быстро, «бодая» в животик малыша)»
или
«Идет коза рогатая,
За малыми ребятами (девчатами).
Кто соску сосет,
Молоко не пьет,
Того я на рога,
На рога посажу!»
Крепко прижмите ребенка к себе и двигайтесь с ним по комнате, напевая любимые песенки и стихи. Ребенок почувствует вашу радость и хорошее настроение, и сам будет доволен. Попробуйте перейти на военный шаг. Вышагивая по комнате, отсчитывая «раз, два – раз, два». Можно раскачиваться, поворачиваться кругом, ходить на цыпочках или делать широкие размашистые шаги.
Покачивания на коленях доставляет детям немало удовольствия. Кроме того, так малыши учатся удерживать равновесие. Вы можете покачивать малыша, сидящего или лежащего у вас на коленях на животе или спине. Всегда крепко придерживайте ребенка!!! Можно припевать такой стишок:
Мы ездили на рынок,
Купили пару свинок,
Сапожки, платья, шубки –
Вот и все покупки.
Проговаривая предложенный стишок, передвигайте пальцы сначала вверх по детской ручке, а затем – вниз:
Едет поезд – чух-чух-чух,
Колесами стуча.
Едет поезд – ту-тууу,
А теперь назад.
Повторите тоже со второй ручкой. Выразительно произносите «чух-чух» и «ту-тууу». Выразительная речь помогает детям эмоционально реагировать. Это активизирует мозг и способствует развитию памяти.
В своей кроватке маленькие детки постоянно ворочаются и извиваются. Эти движения подготавливают их к ползанью. Положите малыша животом на пол и понаблюдайте за ним. Положите перед ребенком любимую игрушку так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Перекатывайте игрушку туда – сюда. Малыш будет стремиться дотянуться до игрушку и будет двигаться. Дайте ему возможность дотянуться до игрушки и похвалите его. Такое упражнение развивает у ребенка уверенность в себе.
Положите ребенка на живот. Встаньте позади него и положите ладони ему на стопы. Почувствовав ваши руки, он постарается продвинуться вперед, отталкиваясь от ваших ладоней. Это подготовительное упражнение перед ползанье. Можете аккуратно подтолкнуть малыша.
В этот период ребенок начинает перекладывать предметы из одной руки в другую. Вы можете помочь укрепить нервные связи, помогая малышу перекладывать предметы. Эта игра развивает простые двигательные навыки и координацию движения. Вложите ребенку в руку погремушку. Потрясите ручку с вложенной игрушкой. Покажите ему, как нужно перекладывать предмет в другую ручку. Для этого положите свободную ручку на погремушку, и ребенок автоматически ухватится за нее. Разожмите пальчики другой ручки и поцелуйте ее.
Подержите перед глазами ребенка его любимую игрушку. Затем спрячьте ее. Поощряйте малыша на поиск при помощи вопросов вроде: «она наверху?» Посмотрите вверх. «Она внизу?» – посмотрите вниз. Потом спросите: «может она у меня в руках? И правда, в руках!». Как только ваш малыш подрастет, он начнет сам искать игрушку, исчезнувшую из его поля зрения. Когда он начнет обращать внимание на то, куда вы спрятали игрушку, то будет следить за вашими движениями, когда вы станете убирать руку.
Ребенок от трех месяцев, начинает чувствовать себя увереннее, лучше контролирует свое тело (держит голову), поэтому они еще больше изучают окружающий мир. Но то, что они видят лежа в кроватке или колясочке, уже их не устраивает. Именно с этого возраста они любят «перебирается» на руки к маме или папе ( ведь отсюда лучше и больше всего видно). Самое время начинать с малышом играть в развивающую игру «Лифт».
Эта игра развивает органы чувств; способствует когнитивному развитию (память, внимание, творческое мышление, экспрессия); отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; учит ребенка сознавать положение своего тела в пространстве; стимулирует сенсорный аппарат; развивает умение оценивать расстояние и свое положение в пространстве, а также среди окружающих людей и предметов.
1. Крепко, но аккуратно возьмите малыша под мышками.
2. Поднимите его так, что бы его глаза были на уровне ваших глаз. Расскажите, во что будете сейчас с ним играть.
3. Медленно поднимайте ребенка вверх, приговаривая:
«Едем-едем вверх!
4. Также медленно опускайте вниз до пола:
«Едем-едем вниз!»
5. Поднимитесь и опуститесь «лифтом» несколько раз.
6. Можно останавливаться, так чтобы глаза ребенка видели ваши, и говорить «Встали в середине!»
7. Как только ребенок устанет, прекращайте игру. Скажите:
«Стоп, приехали!».
Детям в любом возрасте интересно смотреться в зеркало. Для них это, наверное, самый загадочный предмет, в котором, если к нему подходишь, появляется такой же человечек, как и он. Почему бы не превратить это занятие в интересную развивающую игру «Свет мой, зеркальце».
Эта игра подходит детям от трех месяцев и до шести (хотя эту игру можно использовать и с детками более старшего возраста, если она им будет интересна, а она им будет интересна еще долго, уж поверьте!).
Эта игра помогает малышу узнать свое тело; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; вырабатывает навыки контроля движений разных частей тела; учится узнавать свое отражение; обучает определять левую и правую сторону; развивает познавательные способности.
1. Возьмите ребенка на руки и подойдите к зеркалу.
2. Обратите внимание малыша на отражение в зеркале.
3. Когда ребенок заметит свое отражение, возьмите ручку ребенка и помашите в виде приветствия. Скажите: «Смотри, малыш с нами здоровается!»
4. Выполняйте различные движения перед зеркалом (машите ручками, кивайте головой, кривляйтесь, показывайте различные мордочки, гримасничайте), принимайте различные позы (поворачивайтесь боком, стойте прямо, подержите ребенка на одной руке, потом на другой).
5. Как только вы заметите признаки усталости малыша, прекращайте игру.
Одной из самых полезных развивающих игр для первых трех месяцев жизни, является игра «Велосипедик». Она помогает малышу учиться ощущать свое тело, укрепляет ножки, развивает моторику, чувство ритма, познавательные способности (внимание, память, экспрессию, творческое мышление), обучает синхронизации движений, помогает отрабатывать новые движения и улучшает уже имеющиеся двигательные навыки.
В эту игру лучше играть после смены подгузника.
1. Положите ребеночка на спинку. Аккуратно возьмитесь за пяточки и по очереди осторожно сгибайте и разгибайте ножки, имитируя движения велосипеда. Старайтесь, чтобы ваши движения были ритмичными.
2. Чтобы внести разнообразие: меняйте скорость «езды», чередуя быстрый темп с медленным; сгоните и разогните обе ножки вместе; пойте, рассказывайте потешки.
3. Игру необходимо закончить по требованию малыша. В конце игры поцелуйте его. Приласкайте.
Подходящей игрой для детей от трех и до шести месяцев является игра «Качалка».
Она не только развивает ребенка, но и успокаивает и расслабляет, готовит его ко сну. Во время этой игры малыш учится принимать и удерживать позу; укрепляет вестибулярный аппарат; развивает органы чувств, а также чувство равновесия; приобретает моторные навыки, совершенствует уже имеющиеся двигательные навыки, а также ощущает чувство уверенности при совершении различных движений.
1. Сядьте на пол. Вытяните ноги и соедините их, слегка согнув их в коленях.
2. Положите малыша спинкой себе на ноги, так чтобы ножки ребенка упирались вам в нижнюю часть живота, а голова лежала на ваших коленях.
3. Возьмите за ручки ребенка. Медленно лягте на спину, не разгибая ног, так чтобы малыш оказался в стоячем положении.
4. Медленно сядьте.
5. Повторяйте «качающие» движения несколько раз, приговаривая:
«Кач-кач, Кач-кач,
Тише, маленький, Не плачь.
Кач-кач, Кач-кач, Купим Эммочке
Калач.
Когда ребенку исполнится три месяца, он уже будет хорошо держать свою головку. Самое время приступать к новым развивающим играм, хотя старые, которые нравятся малышу забрасывать не стоит. Одной из самых подходящих игр для детей от трех месяцев и до шести является игра «Самолетик».
В нее лучше всего играть тогда, когда малыш хорошо выспался и у него хорошее настроение. Эта игра еще лучше познакомит его с окружающим миром (ведь с высоты все лучше видно), а также укрепит чувство равновесия и вестибулярный аппарат; улучшит зрение; поможет лучше ощущать свое тело; будет способствоватьразвитию способности находить и узнавать предметы из окружения ребенка, развитию органов чувств, психомоторному развитию и когнитивному развитию (памяти, вниманию, творческому мышлению).
1. Возьмите ребенка на руки. Аккуратно возьмите малыша за бока под ручками лицом к себе;
2. Сосчитайте до трех и медленно поднимите вверх на вытянутые руки;
3. И начинайте не спеша поворачивать вокруг собственной оси, потом обойдите с ним по комнате. Пусть ребенок рассмотрит все вокруг.
4. Во время игры издавайте звуки, похожие на гул самолета, называйте предметы, на которые смотрит малыш, здоровайтесь со всеми, кто встречается на вашем пути.
5. Сразу же «идите на посадку», как только увидите, что ребенок начал уставать
Вам понадобится колокольчик или бубенцы на прищепке. Как только малыш научится сам направлять руку к своей другой руке или ступне и захватывать их, усложните игровую задачу,
Для этого используйте колокольчик или бубенцы, прикрепленные к прищепке. Прикрепите звенящую прищепку к рукавчику кофточки малыша, позвените, привлекая его внимание, научите малыша направлять руку к колокольчику.
Играйте в эту игру втроем. Положите малыша на диван или на большую кровать, а сами прилягте рядом, но так, чтобы он вас не видел.
Пусть вначале мама позовет малыша по имени, нежно и ласково, нараспев произнеся его имя. Когда малыш повернет голову, скажите: «Вот мамочка».
Предоставьте ребенку возможность порадоваться и еще раз услышать, как вы ласково и нежно зовете его.
Затем пусть папа позовет ребенка, а когда малыш повернет голову к нему, он скажет: «Вот папочка». И вновь позовет малыша. Играйте в эту игру снова и снова, и ваш малыш начнет различать вас по голосу.
Приготовьте для игры погремушки с разнообразными ручками: в виде кольца, рукоятки, петли или гантели. Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка (поочередно правой и левой).
Если он не пытается ее захватить, легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка игрушкой, а когда пальчики малыша раскроются, дотроньтесь до них кончиком погремушки —- ребенок обязательно попытается ее взять.
Обхватите кулачок малыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу.
Малыш находится на полу.
Предварительно проверьте, достаточно ли безопасно для малыша это пространство, нет ли твердых и острых углов, посторонних предметов.
Поставьте малыша на ножки, наклонитесь к нему, потянув вперед за обе ручки, позовите его к себе: «Иди ко мне, иди, топ-топ!» Желательно, чтобы рядом был диван или спинка кровати, которая может стать опорой для ребенка.
Маните малыша к себе, приговаривая:
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ! Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом, Топ-топ.
Покажите малышу, как нужно, придерживаясь за диван, спинку кровати, а потом стул, переходить от предмета к предмету. Отметьте радостными эмоциональными возгласами успехи малыша, его любые активные действия, поддержите и помогите ему научиться двигаться по комнате среди предметов.
Положите малыша на животик чтобы ваша нога служила ему порой для груди, а если ваш манн умеет самостоятельно сидеть, кладите его лицом к себе.
Вам понадобится небольшая пластмассовая машинка. Подтолкните машинку по направлению к малышу, потом — от него.
Толкайте мажу туда и сюда, приговаривая:
Автомобиль по улице бежит, Пыхтит, спешит, в рожок гудит. Би-би-би, берегись, берегись, Би-би-би, бе-ре-гись, посторонись!
Возьмите автомобиль в руки, покрутите его колесики, сказав: «Это машинка — би-би». Помогите малышу научиться толкать игрушку, вначале вместе с вами, затем — подражая вам.
Когда ребенку исполнится 5-6 месяцев, то можно с ним начинать в еще одну развивающую игру «А где у нас …?». Эта игра рассчитана на взаимодействие родителей и ребенка. Она знакомит с собственным телом, с их названиями; развивает сенсорный аппарат, органы чувств, познавательные способности (память, творческое мышление, внимание); отрабатывает основные моторные навыки; знакомит с социальными нормами и учит общаться с другими людьми; способствует развитию способности к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности; устанавливает эмоциональный контакт и взаимопонимание между ребенком и родителями.
1. Задайте вопрос, где находится та или иная часть тела: «А где у Эмилии носик?»
2. Коснитесь данной части тела, в данном случае носика, и радостно скажите: «А вот он!»
3. Потом спросите: «А где мамин (папин, бабушкин, дедушкин) носик?
4. Возьмите ручку малыша и ею коснитесь своего носа. И снова радостно: «А вот он!»
5. Продолжайте игру, называя различные части тела (ротик, глазки, ушки, щечки, лобик, шейка, ручки, ножки и т.д.).
Чтобы не тратить время для развития своего малыша, можно купание превратить в веселую, развивающую игру. Игра «Буль-буль» отрабатывает новые движения; улучшает моторику; развивает память, внимание, творческое мышление; знакомит с причинно-следственными отношениями (если ударить по воде – появятся брызги); прививаетлюбовь к водным процедурам; дает выход энергии ребенка; вырабатывает способность к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности.
1. Наберите в ванночку воды. Аккуратно, но крепко, возьмите малыша и посадите его в ванночку.
2. Возьмите его ручки и покажите, как можно шлепать по воде, чтобы получались брызги. Эти действия малышу очень понравятся, и он с радостью начнет шлепать своими ручками по воде.
3. Во время этих действий можно приговаривать:
«Буль-буль-буль,
Кораблики,
Кораблики плывут.
Буль-буль-буль,
Издалека,
Издалека плывут.
Буль-буль-буль,
На бережке,
На бережке ждут!
4. Во время игры весело восклицайте. Смейтесь, тогда и ребенок будет смеяться, и радоваться вместе. Конечно, вокруг ванночки образуется лужа воды, да и вы хорошенько промокнете, но радость и удовольствие вашего малыша стоит таких небольших «неприятностей».
Развивающая игра «Жонглер» отлично подходит для детей от пяти месяцев жизни. Эта игра вырабатывает моторные навыки (отрабатывает новые движения и улучшает уже имеющиеся двигательные навыки), упражняетноги; развивает познавательные способности и зрительно-моторную координацию и общую подвижность; обучает обращаться с твердыми и плотными предметами; знакомит с пространственными отношениями (близко – далеко).
Для этой игры необходим маленький пластиковый мячик.
1. Положите малыша на спинку в кроватку.
2. Покажите ему мячик. Дайте ему хорошо рассмотреть его.
3. Поднимите ножки малыша вверх и положите ему на ступни мячик.
4. Старайтесь сделать так, чтобы мячик не упал, хотя малыш будет подталкивать его, двигая ножками.
5. Если мячик упадет. Радостно сообщите ему об этом. И снова продолжайте игру.
6. Можно поместить мячик недалеко от ножек ребенка – он с огромным удовольствием будет стукать ножками по мячику.
7. Попробуйте научить малыша подбрасывать мячик и даже крутить его ножками.
Как только ваш малыш научится сидеть, с ним можно играть в подвижную игру «По кочкам, по кочкам». Эта игра, всегда сопровождается громким смехом, является не только развлечением, но и тренировкой, которая учит ребенка удерживать позу; укрепляет вестибулярный аппарат и двигательный контроль; вырабатывает чувство ритма и моторные навыки и совершенствует уже имеющие; развивает органы чувств, внимание, творческое мышление, память, а также музыкальные способности, но кроме этого способствует развитию реакции предвосхищения.
1. Посадите себе малыша на колени лицом к себе, так чтобы его ножки свешивались по разные стороны ваших ног.
2. Крепко, но аккуратно возьмите ребенка за руки или под мышки.
3. Начинайте совершать ногами движения вверх-вниз, отталкиваясь пятками от пола, так, чтобы ребенок подпрыгивал, словно он едет на лошадке. Движения должны быть ритмичными. Во время игры свои движения комментируйте – рассказывайте стишки. Их существует несколько вариантов. Выбирайте тот, что больше понравится, или, для разнообразия, используйте разные по очереди.
«Пан – едет, (медленные, аккуратные подскоки)
Пан – едет, (медленные, аккуратные подскоки)
Мужики, мужики!» (более резкие, быстрые подскоки)
«Едем-едем
На лошадке,
Едем-едем тихо, гладко (медленные, аккуратные подскоки)
По ровненькой дорожке, (медленные, аккуратные подскоки)
По ровненькой дорожке, (медленные, аккуратные подскоки)
По камушкам, (более резкие, быстрые подскоки)
По камушкам, (более резкие, быстрые подскоки)
По кочкам, (более резкие, быстрые подскоки)
По кочкам!» (более резкие, быстрые подскоки)
«По кочкам,
По кочкам,
По маленьким цветочкам,
Прямо в ямку –
БУХ! (раздвигаете свои ноги и ребеночек, как бы, падает в «ямку». Естественно, вы его держите и не даете упасть. Сначала малышу будет немного страшно, но он быстро поймет, что вы его не уроните. И, вскорости, он уже со смехом будет ждать заветное «БУХ!»).
Если ваш малыш хорошо сидит, то уже можно с ним перед кормлением поиграть в игру «Ловкие ручки». Эта игра хорошо тренирует способность ребенка удерживать в руках различные предметы; обучает манипулировать различными предметами; развивает координацию движений; устанавливает эмоциональный контакт и взаимопонимание между ребенком и родителями; знакомит его с социальными нормами и учит общаться с другими людьми; дает ребенку возможность чувствовать себя личностью.
1. Посадите ребенка на стульчик для кормления.
2. Покажите ему ложку, которой вы будете его кормить. Он сразу же схватит ее своими ручонками.
3. Покажите, как вы будете его кормить. Пусть он повторяет за вами. Если у него не получается, ненавязчиво помогите ему.
4. Когда ребенок наиграется, приступайте к кормлению. Не мешайте ему пытаться самому кушать. В этом возрасте он себя, конечно же, еще не накормит, он больше разбросаетпищу по стульчику, полу, но для него важен будет полученный опыт и сознание того, что он «сам» кушал.
5. Давайте ложку малышу то в одну руку, то в другую. Учите ребенка брать и отдавать. Давайте различные предметы ему в руки, а потом попросите, чтобы он отдал вам этот предмет назад. Постепенно, учите ребенка слаживать предметы в определенные места или доставать их откуда-нибудь.
Если вашему малышу пять месяцев и больше, то можно с ним поиграть в развивающую игру «Разноцветные огоньки». Эта игра развивает органы чувств, познавательные способности (внимание, память, творческое мышление); отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся двигательные навыки; вырабатывает умение следить взглядом за движущимися субъектами; упражняет мышцы шеи; учит небояться непривычной ситуации; знакомит и тренирует различать и узнавать разные цвета; способствует выработке способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности.
Для игры необходим фонарик, целлофан разных цветов (одноразовые пакетики), небольшие картонные фигурки (квадратик, треугольник, кольцо, круг, цветочек, звезда и другие), резинка.
1. Наденьте на фонарь пакетик и закрепите его резинкой.
2. Оставьте в детской слабое освещение и сядьте рядом с ребенком.
3. Включите фонарик и покажите на световые пятна, которые появятся на потолке.
4. Поводите фонариком, чтобы ребенок заметил, как эти пятна двигаются.
5. Скажите какого цвета свет. Называйте предметы, которые осветил фонарик.
6. Пускай ребенок возьмет в руки фонарик и попускает световых «зайчиков».
7. На следующий раз возьмите пакетик другого цвета.
8. А позже поиграйте с фигурками. Положите фигурку на стекло фонарика, оберните целлофан и закрепите резинкой. И посмотрите, какое световое пятно получится в этот раз.
mam2mam.ru/articles/children/article.php?ID=723www.baby.ru
Из журнала пользователяLiliane
13 августа 2014, 20:52
Понравилась статейка, делюсь, кому интересно и актуально.Заранее извиняюсь, если мое приглашение не актуально.
Долгожданный малыш появился на свет. В хлопотах и заботах незаметно пролетел первый месяц его жизни. Пришла пора вспомнить маме об играх, которые полезны для ребенка, начиная с месяца. Игра сделает вашего ребенка активным и жизнерадостным. Малыш будет развиваться намного быстрее, чем его сверстники, с которыми родители занимаются меньше. Именно во время игры ребенок получает много информации при незначительных ваших усилиях! В этот период жизни у малыша активно развиваются тактильные рецепторы, поэтому и игры носят тактильный характер. Приучите себя и ребенка играть с пеленок, а в последующие месяцы игры станут неотъемлемой частью его жизни!
«Интересная игрушка»
Цель игры
Развить у ребенка 1-3 месяцев способность фокусировать взгляд на одном предмете.
Описание игры
Уложите ребенка в кроватку. Передвигайте над кроваткой игрушку или светящийся предмет. На несколько секунд останавливайте предмет, чтобы малыш мог сфокусировать на нем взгляд. Рекомендуется стоять так, чтобы ребенок не видел лица человека — не отвлекался.
«Мои ножки»
Цель игры
Развить мышцы ног и улучшить физическое развитие ребенка, а также развить его слуховое восприятие.
Описание игры
Положите малыша на спину. Делайте массаж его ножек и одновременно читайте ему стихотворение:
Кую, кую ножку
На дальнюю дорожку,
Надо коника ковать,
Чтоб далеко ночевать.
Примечание. Эту игру необходимо проводить каждый день.
«Моя ладошка»
Цель игры
Развить мелкую моторику рук и слуховое восприятие ребенка.
Описание игры
Возьмите ручку малыша в свои руки. Массируйте его руку и пальчики и одновременно читайте ему стихотворение
«Моя ладошка»:
Вот моя ладошка,
Мягкая как кошка.
Мой мизинчик
Хочет спать,
Пальчик рядом –
Прыг в кровать!
Средний пальчик прикорнул,
Указательный заснул,
Ты, большой, не шали,
Младших братьев не буди!
Примечание. Эту игру необходимо проводить каждый день.
«Мячики в воде»
Цель игры
Развить мышцы рук и ног ребенка, а также улучшить чувствительность пальцев, стабилизировать мышечный тонус.
Описание игры
Положите малыша в ванну с водой. Поместите к его ножкам большой мяч, для того чтобы он начал толкать его. Пусть ребенок делает это в воде некоторое время. После этого дайте ребенку маленький мяч в руки. Малыш будет всеми силами удержать мяч в руке. Потом поменяйте мячики местами.
Примечание. Первое время можно чередовать мячи у ног ребенка, а позднее давать мячи в руки.
В перечисленные игры можно играть не только до 3 месяцев, но даже вплоть до 5 (о подборе игрушек для ребенка 5 месяцев мы упоминали в статье, посвященной его развитию). Они останутся актуальными, может измениться лишь реакция ребенка, степень его вовлеченности и участия. Конечно, разница будет: как он будет вам «отвечать», насколько внимательно наблюдать и следить за вашими действиями. Во время игр без прибауток («Интересная игрушка», «Мячики в воде») не забывайте включать «мамино радио» — рассказывайте малышу, что вы делаете, давайте характеристики предметам, называйте все своими именами. При этом постарайтесь следить за тем, чтобы в речи не было «слов-паразитов», стройте предложения правильно — это будет полезно в будущем для развития речи ребенка.
Автор — Мария Савельева
www.baby.ru