Первая серьезная дата для малыша и его родителей – полгода с рождения. Развитие ребенка в 6 месяцев значительно отличается от того, каким оно было два-три месяца назад. Высокие темпы в приобретении навыков и умений позволяют малышу к возрасту полугода стать более подвижным, самостоятельным и социализированным. Чтобы оценить уровень физического, умственного и эмоционального развития, молодой мамочке можно свериться с нормами для данного возраста.
В идеале до достижения ребенком 6 месяцев он должен питаться только грудным молоком. С полугода постепенно и поэтапно в меню малыша начинает вводиться и другая еда. Именно поэтому в возрасте полугода вопрос о росте и весе малыша стоит достаточно остро. Прибавки показывают, наедается ли ребенок, хватает ли ему маминого молока. Также недостаточный или избыточный вес может сигнализировать о возможных проблемах со здоровьем малыша.
Если исходить из среднестатистических показателей, то рост ребенка может находиться в пределах от 64 до 67 см. Его вес при таком росте составляет от 6800 до 7200 г. За шестой месяц малыш еще вырастет примерно на 2-2,5 см. Его прибавка в весе составит 600-700 г.
Это лишь примерные показатели для полугодовалых детей. Индивидуальные характеристики роста и веса должен ежемесячно проверять педиатр. Как правило, они рассчитываются исходя из данных показателей при рождении. А дети, как известно, появляются на свет и большими, и маленькими.
Каждой маме очень хочется гордиться собственным ребенком! Самые ответственные родители ежемесячно записывают достижения малыша в специальный дневник. К полугоду кроха меняется день ото дня, приобретая все новые и новые умения. Если говорить о нормах развития, что должен уметь ребенок в 6 месяцев?
Его способности можно разделить на несколько групп, принадлежащих к определенной области развития:
Рассмотрим каждую из них и перечислим, что умеет малыш в 6 месяцев.
Малыш умеет:
Особое внимание в полгода следует уделять именно двигательной активности ребенка. Если не в полгода, то в семь месяцев он поползет. А пока многие дети стараются «подползать». Другими словами, поднимают корпус, опираются на ручки и отталкиваются ножками. Так они пробуют дотянуться до яркой игрушки или чего-то другого не менее интересного.
Если мама замечает, что многое из описанного не получается у малыша, стоит сказать об этом педиатру. Также хорошо стимулирует двигательную активность специальный массажный комплекс. Это не тот общеукрепляющий массаж, который делает мама. Курс должен проводить профессиональный детский массажист. Уже после первых занятий активность малыша возрастает, а мышцы укрепляются.
Малыш должен:
Облизывать и засовывать в рот все, что попалось в руки – это не вредная привычка. В шесть месяцев познание окружающего мира происходит именно через рот. Эта особенность будет сохраняться у ребенка вплоть до того времени, когда он начнет говорить. Рот малыша полон нервных окончаний и рецепторов, что позволяет ему определять не только вкус, но и сформировывать впечатления о размерах и характере поверхности предмета.
Зная неизбежность подобных детских исследований предметов через рот, родители должны следить за чистотой игрушек и пола в доме. Считается, что если игрушка имеет на себе «родные, домашние» микробы, то они не столь опасны для малыша. Особенно внимательной маме нужно быть на улице, при посещении поликлиники или других общественных мест. Упавшая там пустышка или игрушка должна быть немедленно убрана до дома, пока ее не помоют кипяченой водой с мылом.
Ребенок способен:
Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев идет полным ходом. Малыш начинает понимать связь между поступками и их следствиями. Также в это время кроха уже проявляет интерес к еде. Это хорошо, так как именно в шесть месяцев начинают вводить прикорм.
Родителям стоит насторожиться, если ребенок не реагирует на звуки, издаваемые вблизи него, или не просится на ручки.
Для полноценного развития в полгода нужно проводить игры с ребенком. Как известно, многие познавательные процессы лучше усваиваются, если происходят в форме игры. Они могут быть направлены как на физическое и двигательное развитие, так и на эмоциональное и интеллектуальное.
Для проведения игр необходимы игрушки для детей. Они непременно должны быть качественными и подобранными согласно возрасту. Вот несколько полезных игрушек, которые заинтересуют и отвлекут малыша:
Еще одним способом отвлечь ребенка являются мультики для детей. Так считают многие родители. Включая телевизор или компьютер, они выигрывают немного свободного времени для отдыха. Однако не многие дети в полгода способны интересоваться мультфильмами. Большинство просто никак на них не реагирует.
Возможно, это своеобразный внутренний способ защиты детей от излишней информации. Также просмотр мультфильмов опасен для детских глаз. Поэтому педиатры советуют начинать приучение детей к телевизору не раньше, чем в 2-3 года. Так что пока малышу исполнилось только 6 месяцев, о телевизоре лучше забыть.
agushkin.ru
Все о развитии ребенка: месяц шестой
Шестой месяц жизни ребенка знаменует собой круглую дату: полугодие его роста и развития. Уже в конце пятого месяца ребенок проявляет себя всё более и более активно. Он научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, с большим интересом смотрит на вас, как бы ожидая вашего участия, «призывает» к общению.
Если в 5 мес. малыш научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, то на 6-м месяце жизни дитяовладевает поворотами с живота на спину.Таким образом, его локомоторное развитие (изменение положения тела в пространстве) получает статус большей самостоятельности. Это очень важно для дальнейшего развития малютки. Теперь ребенок без вашей помощи делает повороты в горизонтальной плоскости во все стороны, практически на 360°С. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве.
Ребенок, овладев поворотами, «тренируется» в своих умениях. Очень хорошо, если мама побуждает малютку к движению и, радуясь его успехам, поддерживает улыбкой, радостным голосом.
Шестой месяц привносит еще одно действие, вернее, двигательную реакцию в поведение ребенка. Ребенок начинает подтягивать свое тело на руках. Нет, это еще не ползание, а только подготовка к нему! Поэтому и называется оно подползанием. Как это выглядит?
Руки малыша настолько окрепли, что он может, перевернувшись со спины на живот, расставить их и, опираясь на ладони, высоко приподнять свое тело. Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта.
Чтобы малыш начал подползать, следует ему помочь: скатать валик, например из байкового одеяла, и подложить под стопы малютки, создав таким образом ситуацию отталкивания от опоры. Необходимо организовать пространство, в котором ребенку удобно поворачиваться и двигаться, наполнить его игрушками, побуждающими к движению.
Третьим достижением ребенка становится удивительная способность брать предметы (игрушки) самостоятельно из любого положения.
Вспомним, на пятом месяце жизни ребенок научился «перехватывать» у вас из рук протянутую ему погремушку с удобной ручкой для захвата. Теперь же малыш, видя предмет перед собой, протягивает руку и берет его. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.
С освоением самостоятельных действий с предметами (игрушками) меняется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Теперь ведущей в развитии ребенка становитсяпредметная деятельность – это ознакомительная игра с предметами: манипулятивная по форме и ориентировочно-исследовательская по содержанию. Поясним сказанное.
В шесть месяцев малыш обостренно реагирует на окружающий мир. Любопытство его безгранично. Ребенок открывает для себя новые свойства предметов в процессе действий с ними. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вы видите, что малыш каждый предмет или игрушку берет в рот, как бы вы ни старались противодействовать этому. Оказывается, ребенок языком (язык обладает особой чувствительностью) обследует поверхность игрушки и узнает её вкус. Вот почему в этот периодяркой сенсорной активности ребенку не следует давать в руки предметы экологически опасные. Любая игрушка, предназначенная для малютки, должна иметь медицинский сертификат качества. И еще очень важная информация. Ребенку не следует давать в руки мелких предметов. Погремушка в объеме должна иметь не менее 5-6 см. Если же вы хотите дать ребенку предметы меньшие по объему, то закрепите их тщательно на тонкой, гладкой ленточке. Все действия с предметами и игрушками малыш совершает в присутствии мамы и с её активным участием. Ребенку полезны погремушки, имеющие разные по форме ручки для захвата и занимательные основные части, увлекающие цветом, формой, неожиданностью «скрытых» свойств, звуком. Это могут быть и геометрические игрушки, т.е. имеющие форму шара, куба, цилиндра, и сюжетные, например зайчик, лисичка, кошечка.
Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни являются яркие речевые реакции. Если к концу пятого месяца малыш гулил, радуя вас руладами гласных звуков типа «ауа», «уау», «ау», «иоа», то теперь вы четко слышите: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Это новый этап речевого развития, который называется лепетом.Лепет включает в себя сочетания согласного и гласного звуков, т.е. слоги.Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией.
Столь существенные новации в двигательной, сенсорной, речевой сферах оказывают положительное влияние на развитие первых жизненно необходимых навыков, возникающих при вашем участии. Если вы начнете их вовремя формировать, то в дальнейшем малыш сумеет хорошо есть, снимая пищу губами с ложки, пить из чашки и т.п.
В заключение хочется упомянуть о темпах развития ребенка. Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги – чему малыш научился за прошедший период. В педиатрии нормальное развитиеребенка в этом возрасте подтверждается формированием навыков с отклонением от средних сроков не более чем на 15 дней. Если малыш в шесть месяцев не выполняет определенные действия, характерные для этого возраста, у него в запасе есть еще время (14-15 дней) для овладения необходимыми умениями. А это большой срок для раннего детства. Навыки, сформированные на 16 и более дней раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии. Овладение действиями с задержкой по одному или нескольким показателям на один месяц (т.е. ниже допустимой степени отклонения) говорит о замедлении темпа развития. Причины этого явления следует установить. Это может быть связано с индивидуальностью малютки, но может и сигнализировать о какой-либо болезни. Если причина в неосведомленности родителей или педагогической запущенности ребенка, советуем родителям пересмотреть свои позиции. Малыш, отстающий в развитии в пределах одного месяца, нуждается в увеличении количества воспитательных и обучающих воздействий.
Формирование умений с задержкой на два месяца классифицируется как отставание, а на три месяца и больше – как значительное отставание в развитии, которое может быть отнесено к состоянию, пограничному с патологией, или к патологии. В этих случаях малышу требуется немедленная консультация специалистов: невролога, педиатра, психолога, педагога и т.д. для выявления причин задержки развития, а также для определения методов их устранения. Приведенная ниже таблица поможет вам правильно оценить успехи вашего малютки. И даже если ему что-то пока не удалось, не печальтесь: у него и у вас еще всё впереди.
Развитие и воспитание ребенка. 6-й месяц жизни
ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Педагогическая направленность
Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами
Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым
Подготовительные этапы развития активной речи и мышления
Развитие общих движений и действий руки
Мини-программа 6-го месяца
1. Продолжать развивать предметность восприятия, побуждая ребенка к рассматриванию одинаковых и разных игрушек, помещая их на близкое и более дальнее расстояние от малыша, приближая и удаляя от него.
2. Закреплять опыт зрительного восприятия предметов (игрушек) из разных положений: лежа на животе, на боку, на спине, в вертикальном положении на руках у взрослого.
3. Формировать более сложные ручные умения, обогащая действия с предметами (игрушками) более сложными двигательными заданиями.
1. Обогащать эмоциональную жизнь малыша, усиливая содержательную сторону общения взрослого с ребенком.
2. Гигиенические процедуры, кормление, игры, занятия и пр. осуществлять на фоне эмоционально-положительного состояния ребенка.
3. Приучать к элементарной самостоятельности в быту.
1. Развивать понимание речи взрослого, обращенной к ребенку, используя все возможные моменты игры с предметами и специальные речевые занятия.
2.Создавать ситуации, побуждающие ребенка к речевой активности: развивать гуление, способствовать возникновению л е п е т а.
1. Создавать условия, способствующие двигательной активности малыша. Продолжать укреплять мышцы плечевого пояса, шеи, брюшной пресс и мышцы ног.
2. Осуществлять дальнейшее локомоторное развитие (повороты).
3. Продолжать развивать действия рук.
Задачи
1. Продолжать формировать простые ориентировочно-исследовательские действия с предметами (игрушками): знакомить с их цветом, формой, величиной, массой, фактурой и физическими свойствами.
2. При захватывании, удерживании и сжатии предмета побуждать к простому результативному действию (например, сжимая резиновую игрушку-пищалку, извлекать звук; поворачивая шарик погремушки, обнаруживать изменения ее цвета; подтягивая одни игрушки – подвески, изменять положение других и т.п.).
3.Формировать умение брать предмет (игрушку) из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п.
1. Стимулировать радостное настроение, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.
2. Наряду с ласковым обращением к ребенку(например, «солнышко», «заинька», «ягодка» и т.п.) нужно обязательно называть его и по имени, а также добиваться, чтобы малыш воспринимал это обращение.
3. Эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать «деловыми» контактами по поводу действий с предметами и игрушками.
4. Обращать внимание на индивидуальные проявления личности ребенка, реакцию на присутствие близкого человека, знакомый голос, вид любимой игрушки, звучащую мелодию и т.п. Учитывать предпочтения малыша.
5Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.
1. Продолжать развивать речевой слух ребенка, побуждая его прислушиваться к голосу взрослого.
2. Создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.).
3. Создавать ситуации, способствующие развитию активной речи – проявлению у ребенка лепета. Отмечать, какие звуки (приближенные к речи), слышатся в его лепете.
4. Вступать в «перекличку» с ребенком, повторяя за ним его речевые звуки.
5. Способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому.
1. Закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук.
2. Побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину.
3. Способствовать движениям, подготавливающим появление ползания. На данном этапе – подтягивание на руках: подползание (к игрушке).
4. Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, колени взрослого).
5. Способствовать локомоторному развитию, помогая ребенку самостоятельно изменять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и т.п.)
6. Учить брать игрушки из разных положений, разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.).
Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 6-го месяца
ЗАНЯТИЕ 1
Цель.Развивать ориентировку на предметы, находящиеся в горизонтальной плоскости перед ребенком. Совершенствовать тактильную чувствительность (чувство прикосновения к чему-либо) ладоней при соприкосновении с предметами.
Материал.Плоская подушечка из поролона (40x40 см, толщина 1--1,5см), к которой прилагается такого же размера набор чехлов из ярких тканей, различных по фактуре (махровой, байковой, ситцевой, шелковой, джутовой и т.п.). Стороны чехлов могут быть украшены крупной выпуклой аппликацией (цветы, ягоды, различные узоры).
Ход занятия. Ребенок лежит в манеже на животе, опираясь на предплечья, мама берет ладонь малыша и проводит ею по поверхности предмета, давая возможность ощупать его. Взрослый должен обратить внимание ребенка на рисунок, назвать изображенное на чехле. Далее подушечка переворачивается, малыш знакомится с фактурой другого типа.
ЗАНЯТИЕ 2.
Цель. Обучить выполнению двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит в движение другой).
Материал. Подвесное устройство (модуль), к которому крепятся различные игрушки. Оно позволяет создать ситуацию простых результативных действий, возникающих при поочередном захватывании и притягивании игрушек.
Ход занятия. Мама побуждает ребенка протянуть руку к висящему в поле его зрения предмету (шарику, колокольчику). Притягивание одной игрушки изменяет положение второй и третьей, находящейся рядом со второй. ЗАНЯТИЕ может иметь множество вариантов, а различный подбор игрушек способствует обогащению чувственного опыта ребенка.
ЗАНЯТИЕ 3
1.Взрослый подбирает 23 яркие игрушки, различные по физическим свойствам. Например, резиновую пищалку, мягкую игрушку, пластиковую погремушку (лошадка, попугайчик и т.п.). Мама показывает каждую игрушку, привлекая внимание к их звуковым свойствам. Затем кладет игрушки перед малышом, слева или справа примерно в 30 см от него. Ребенок вначале лежит на спине, рассматривает игрушки, которые показывает мама. Затем, видя их сбоку, около себя, делает поворот со спины на бок, а затем на живот. Высоко приподнимает себя на вытянутых руках, чуть подтягивает тело (выполняет подползание). Протягивает руку и берет игрушку. Рассматривает ее, прислушивается к звуку. Выполняет поворот на бок, затем на спину. Манипулирует игрушкой. Аналогично действует с другими игрушками, перекладывает их из руки в руку. Тем самым ребенок знакомится с физическими свойствами предметов из различных материалов.
2.Взрослый кладет перед ребенком музыкальную игрушку, например, яркого Петрушку. Предварительно обвивает игрушку лентой (ширина 3--4 см, длина 60--80 см), в два-три оборота, на конце которой пришито кольцо (например, прорезыватель для зубов). Кольцо кладется перед ребенком, на расстоянии его вытянутой руки.
Малыш протягивает руку, обхватывает кольцо и натягивает ленту. Игрушка раскачивается, звенит. Ребенок практически устанавливает связь между интенсивностью своих действий с предметом (кольцом) и движениями и звоном Петрушки. Стремится подтянуться к игрушке ближе или подтянуть ее за ленту к себе (действие и результат).
Примечание: занятие с лентой проводится только в присутствии взрослого. Если малыш не заинтересовался предметом, мама «помогает» ему обнаружить занимательность Петрушки.
3. Взрослый использует подвесные игрушки-модули.
Ребенок выполняет простые результативные действия, подтягивая то одну, то другую игрушку. Берет предметы из любого положения.
1. Взрослый, приступая к кормлению, переодеванию, умыванию и т.п., создает у ребенка предварительную эмоциональную установку. Так, например, перед кормлением мама показывает ребенку бутылочку. Далее звучит вопрос: «Кто будет кушать?». Мама улыбается малышу, помогает ему принять позу «для кормления» и ожидает ответной реакции.
Ребенок вступает в эмоциональный контакт с мамой, «внутренне» готовится к предстоящему приему пищи. «Отвечает» улыбкой, гулением, общей двигательной активностью.
В процессе кормления он держит руки на маминой груди или бутылочке.
Примечание:
«Игровое» общение обеспечивает общее хорошее настроение.
2. Взрослый способствует тому, чтобы малыш реагировал на обращение к нему по имени.
Мама проверяет реакцию малыша: находясь вне поля зрения ребенка, называет имя, не сходное по звучанию с именем ребенка. Повторяет его два раза. После паузы (10 сек) называет два раза имя ребенка и после следующей паузы (10 сек) – другое имя.
Ребенок, услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается, смотрит на взрослого.
1. Взрослый в процессе ухода за ребенком разговаривает с ним, поясняет кратко свои действия и действия ребенка. Слова взрослого и его действия синхронно совпадают с ощущениями ребенка.
Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на его действия.
2. Взрослый вслушивается в речевые реакции малыша. Если у ребенка в основном слышится гуление (гласные звуки), иногда лепет: «в-ва», «ба-ба», «м-ма» и т.п., мама голосом вступает в «перекличку» с малышом на основе тех звуков (фонем), которые уже появились в его речевых реакциях.
Ребенок прислушивается, затем выразительно вторит взрослому. Если у него что-то не получается, делает попытки к повторению. Создаются ситуации, способствующие появлению у ребенка активного лепета.
3. В 6 месяцев взрослый вводит в обращение к ребенку вопрос «где?».
Для этого в определенном месте комнаты ставится игрушка (собачка) или какой-либо предмет (часы).
Мама несколько раз в день спрашивает: «Где собачка?». Показывает собачку, всегда стоящую на одном и том же месте. Аналогично: «Где часы?».
Ребенок постепенно на вопрос взрослого начинает поворачивать голову в сторону «заученного» предмета.
ЗАНЯТИЕ 1.
Цель. Учить брать погремушку из любого положения, а также из рук взрослого. Удерживать её в руке не менее 2--3 мин. Закреплять умение менять положение своего тела, ориентируясь на лежащий сбоку предмет. Делать поворот со спины на живот и с живота на спину.
Материал. Яркие погремушки, имеющие различные по форме ручки: в виде палочки, ровной или утолщенной книзу по типу булавы, в виде петельки, в виде кольца, в виде гантели, а также образные погремушки (попугайчик, обезьянка, крокодил и т.п.). Их нижняя часть (хвост попугая, крокодила) служит ручкой для захвата.
Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Мама предлагает ему погремушку с ручкой в виде палочки. Располагает её на высоте 20--30 см над грудью ребенка. Взрослый держит игрушку за кончик ручки, оставляя среднюю часть свободной, т.е. создает условия, удобные для перехватывания погремушки из рук взрослого. Ребенок ее берет. Желательно, чтобы он смог удержать в руке игрушку 1,5--2 мин. Мама исключает все отвлекающие моменты, отходит в сторону, создает все условия, чтобы малыш слышал звук погремушки при встряхивании.
Во второй части занятия мама побуждает ребенка взять у нее из рук погремушку другого типа, например с ручкой в форме кольца. Дальнейший ход занятия аналогичен первой его части.
В третьей части занятия ребенок должен сделать поворот с живота на бок и на спину. Для этого ребенку, лежащему на животе, мама показывает игрушку, добивается сосредоточения на ней. Затем мама перемещает предмет по кругу за спину ребенка.
Он следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину. Чтобы вызвать у ребенка подползание, предметы располагают перед малышом на расстоянии чуть большем его вытянутой руки.
Ребенок смотрит на них и пытается достать. Подтягивается на руках, подползает вперед. Может менять направление, двигаясь в сторону или назад в зависимости от перемещения игрушек. Так жевзрослый создает игровые ситуации с предметами, которые побуждают ребенка не только брать игрушку из разных положений, но и способствуют обучению (метод пассивных упражнений) различным приемам их захватывания. Взрослый выполняет рукой ребенка скользящие, накрывающие, петлеобразные и пр. действия. Взрослый продолжает учить различать игрушки разной фактуры,
проводит гимнастику и массаж, используя рекомендуемый специалистом комплекс упражнений.
Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца
1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).
2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.
3. Способен 1--3 мин заниматься одним предметом.
1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт. 2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.
3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.
4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.
5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.
6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).
7. Напряжен при трудно дающихся ему движениях и действиях.
8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).
2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).
3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.
4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.
1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.
3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
4. Уверенно берет игрушку из любого положения.
5. Относительно долго (3--5 мин) может заниматься с предметами.
6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.
8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.
www.baby.ru
В первый год ребенка родители ежемесячно замечают приобретение очередных навыков. Мамы и папы стремятся дать только лучшее своему малышу. Новый скачок в развитии отмечается, когда исполняется 6 месяцев ребенку развитие, что должен уметь, вес и рост, режим дня – об этих особенностях вам расскажет статья.
Развитие полугодовалого малыша идет быстрыми темпами. Кажется, еще совсем недавно, этот комочек ничего не умел. Теперь же это подросший ребенок. Что происходит с ним в возрасте шести месяцев? В этот период происходит новое осознание себя. Ребенок уже не чувствует себя одним целым с мамой. Младенец пытается отталкиваться от нее ручками. Это нормально. Теперь кроха учится узнавать предметы. При упоминании папы малыш понимает, о ком речь и поворачивает голову в его сторону.
В полгода приходит время введения первого прикорма. Если вы не сделали этого раньше, то настал подходящий момент. Обязательно обговорите данный вопрос с вашим педиатром.
Умение кушать с ложечки не появится сразу, однако, малыш каждый день будет этому учиться. В зависимости от индивидуальных особенностей малыша выбирается тактика прикорма. Деткам с избыточным весом рекомендуют начинать с фруктов, переходя на овощи. Ребятишкам с недостатком массы тела стоит сначала кушать каши, кисломолочные продукты и только потом вводить остальное. Обратите внимание на то, что вся еда должна быть гипоаллергенной и экологически чистой.
Ребенку в этом возрасте интересно все. Читайте и пойте, рассказывайте потешки. Обязательно проводите гимнастику. Если вы еще не побывали у массажиста, то стоит подумать об этом. Допустимо отдать ребенка на плавание. Такие занятия будут способствовать физическому развитию и приобретению навыков.
Чтобы оценить нормально ли развивается ваш малыш, обратите внимание на нижеизложенные пункты. Описанные навыки должны быть у шестимесячного ребенка.
Некоторые детишки в возрасте полугода уже могут ползать. Одни практикуют перекрестное передвижение, другие – пластунское. Однако это не является обязательным навыком. Есть детки, которые вовсе отказываются ползать. Уверенно сидеть кроха должен к 7 месяцам. Поэтому если ребенок еще не сделал этого сам – присаживайте его. Пришло время научиться держать спинку. Когда 6 месяцев ребенку, он хорошо узнает своих близких: маму и папу. Но малыш настороженно относится к посторонним людям: начинает хмурить брови и изучать новое лицо.
Полугодовалый малыш сильно отличается от новорожденного. К этому возрасту он прибавил в весе примерно вдвое. Также увеличился и рост ребенка.
6 месяцев ребенку | вес | рост | общая прибавка за месяц |
девочки | 5,8-9,2 кг | 63,6-71,6 см | 340-500 гр |
мальчики | 6,4-9,7 кг | 61,5-70,0 см | 370-510 гр |
Если масса тела и рост вашего малыша не укладываются в указанный диапазон, то необходимо получить индивидуальные рекомендации от педиатра.
Режим дняВ полгода распорядок крохи изменяется. Малыш увеличивает продолжительность ночного сна и уменьшает количество дневного отдыха. В этом возрасте младенец спит днем от двух до четырех раз. Продолжительность одного сна варьируется от 30 минут до 2 часов.
Если у вашего полугодовалого ребенка есть установленный режим, то он будет чувствовать себя увереннее, а поведение станет спокойным. Ведь малыш знает, что случится с ним в следующую минуту. Самое время установить ритуал отхода к ночному сну. Для этого придумайте определенную последовательность действий, например: купание, кормление, спокойные игры, сон. Пусть вся семья придерживается этого плана в отношении ребенка.
Ночные пробуждения для приема пищи в 6 месяцев становятся более редкими. Тем не менее ребенок еще нуждается в грудном молоке (адаптированной смеси). Наберитесь терпения, очень скоро кроха станет спать всю ночь беспрерывно.
Если исполнилось 6 месяцев ребенку – посетите педиатра. Пришло время для проведения очередной вакцинации. Помните, что перед прививками не стоит вводить новые продукты питания. Следующий месяц принесет вашему малышу новые умения, а вам положительные эмоции.
detskoerazvitie.info
Беременность, дети > Здоровье ребенка > Общее развитие, рост и вес ребенка в 6 месяцев
Вашему малышу уже исполнилось полгода? О, да он у вас уже совсем взрослый!
Содержание:
Давайте определим основные моменты в развитии ребенка этого возраста: выясним каков должен быть рост и вес ребенка в 6 месяцев, что он должен уметь делать, обозначим его режим сна и питания.
Итак.
С рождения и до шестого месяца ребенок в среднем должен прибавить в весе около 4,3 кг, а в росте — 15 см. Таким образом, вес ребенка в 6 месяцев должен находиться в пределах 7,1-7,4 кг, а рост — около 66-70 см.
Но это, конечно же, среднестатистические данные — ничего страшного нет, если малыш быстрее или медленнее набирает вес и растет.
Все индивидуально. Учитывайте, что физическое развитие крохи зависит от ряда условий. Во-первых, наследственность (имеется в виду конституция) будет играть большую роль. Все, что унаследовано (в т.ч. физические особенности) остается на всю жизнь. Во-вторых, всегда в расчет необходимо брать параметры тела малыша при рождении: исходите от того, с каким весом и длиной тела родился ребеночек.
Не забывайте регулярно взвешивать вашего кроху, а после вычерчивать кривую веса. Полезно начать это занятие сразу с рождения. В норме кривая должна отличаться плавным и постоянным подъемом. Не должно быть резких перепадов и довольно длительных (более 7 дней, что касается веса) зависаний на одном уровне. Если так случилось, то первым делом необходимо выяснить, по какой причине малыш перестал набирать в весе. Для этого обязательно обращайтесь за консультацией к педиатру. В идеале взвешивания крохи нужно проводить 1 раз в неделю. И так делать, пока малышу не исполнится годик.
Читайте: Молочные зубы у детей: сколько их должно быть
Что касается роста: все детишки растут скачками. Например, за неделю малыш подрастает на 1 см или даже больше, а потом целый месяц не растет вовсе. В принципе, это нормально.
Какие навыки малыш получил к 6-ти месяцам своей жизни?
Кроме того, большинство карапузов к этому времени самостоятельно сидят без поддержки взрослых и уверенно держат в руках бутылочку. И если до сих пор ваш малыш спокойно реагировал на появление незнакомых людей и даже без проблем сидел у них на руках, то теперь его поведение может резко поменяться. Не стоит удивляться, если ребенок при очередном визите знакомых или родственников, редко бывающих у вас дома, проявит вдруг настороженность или начнет плакать при попытке взять его на руки.
Также к этому периоду родителям рекомендуется в аптеке приобрести пару прорезывателей и специальный стоматологический гель. Ведь главный переломный момент в возрасте 6-ти месяцев — это появление первых зубок. Перед их прорезыванием десны у малыша набухают, чешутся, что нередко доставляет ему определенный дискомфорт. И не забывайте, что в этот тяжелый для многих деток период лучшим лекарством может стать родительская ласка и забота.
Сон
Чем старше становится кроха, тем реже он спит. Начиная с шестимесячного возраста, ребенок должен спать около 14-15 часов в сутки. В идеале при этом ночью малыш спит по 10-11 часов, а днем 3 раза по 1,5-2 часа.
Помните, что дети являются чаще самыми строгими консерваторами. Поэтому старайтесь укладывать кроху спать в одно и то же время. Это правило относится и к вечерним прогулкам, купанию и кормлению. Важно, чтобы ребеночек в моменты отхождения ко сну и пробуждения находился в привычной для него обстановке. Если малыш привык засыпать с пустышкой, то не нужно ее отбирать. Зато когда он уснет, следует осторожно вынуть ее изо рта.
Еще один важный момент: если кроха с рождения спит всегда рядом с мамой, то пора уже приучать его засыпать одного. Уложив малыша, выходите из комнаты. И помните, что самым лучшим местом для ребеночка в ночное время является его собственная кроватка, а не родительская постель. С 6 месяцев уже допускается перенос кроватки малыша в отдельную спальню.
Читайте: Свечи для грудничков
Кормление
В шесть месяцев ребенка необходимо кормить 5 раз в сутки через каждые 4 часа. Кроме того, с этого возраста рекомендуется уже постепенно вводит прикорм. Кормить следует с ложечки только измельченной или размятой пищей с добавлением жидкости. Также начинайте поить кроху из чашки, которую держит взрослый. Многим малышам родители начинают давать сухое печенье и сушки: внимательно следите за детьми и не оставляйте их без присмотра ни на минуту.
Развивающие занятия
С полугодовалого возраста кроха проявляет особый интерес к музыкальным игрушкам, ему интересны звуки, в том числе и имитирующие голоса животных. Также малышу понравятся предметы, которые складываются друг в друга: матрешки, формочки, пирамидки.
Игры со звуками легко придумать самостоятельно: возьмите пару-тройку металлических баночек и наполните их мелкими игрушками, крупами, пуговицами. Потрясите их по очереди, чтобы кроха видел, как это делается. Потом малыш будет их трясти сам, чтобы извлечь звуки.
Другой вариант игры — повторяйте за ребенком звуки, которые слышатся в его лепете. При этом изменяйте интонацию, выражение лица. В такие моменты кроха наверняка будет получать радость и удивляться, а может, начнет следом повторять новые звуки.
Ну, и наконец, 6 месяцев — это тот возраст, когда с малышами начинают играть в их любимую забаву «ладушки». Возьмите ладошки ребеночка и похлопайте ими, напевая песенку. Совсем скоро кроха будет сам хлопать в ладоши при очередном напевании знакомых слов.
Еще можно научить ребенка поднимать ручки вверх и класть их на голову, читая при этом стишок о птичках: «Птички полетели, на головку (имя малыша) сели».
Так что, как видите, 6 месяцев — это уже значительный прорыв в росте и развитии маленького человечка. Несмотря на это, родители не должны терять бдительность: малыш должен постоянно находиться под присмотром. Ведь в этом возрасте дети все предметы тянут в рот, попадающиеся им на пути.
Читайте: Лечение дисбактериоза у новорождённых
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
05 Мар 2012 Светлана Мамочкина 245MamyiDeti.com