Здравствуйте, дорогие читатели моего блога. В этой статье я буду говорить о том, как сделать ребенка уверенным в себе. Воспитание детей — это непростое дело. И многое в будущем вашего чада зависит от того, что и как вы в него вкладываете в детстве. Как почувствовать тонкую грань между уверенностью и самоуверенностью, как должны складываться отношения дома и многое другое.
Многие согласятся со мной, что уверенные в себе люди достигают гораздо больших успехов в жизни, нежели забитые и неуверенные. И это задача именно родителей, помочь своему отпрыску стать сильным, решительным и волевым. Успех любит сильных. А эта самая сила зарождается с детских лет. Именно то, что вы вложите в своего ребенка будет помогать или мешать ему в дальнейшем.
Уверенность обычно идет вкупе с ответственностью, решимостью, смелостью. Неуверенные люди боятся, трусят перед сложностями, не берут на себя ответственность, выбирают более легкие и простые пути, уходят от развития. Такие люди редко добиваются успеха. Но некоторым удается изменить себя. Помогают обычно тренинги, сеансы у психолога, книги по саморазвитию, программы повышения квалификации.
Но этот путь достаточно трудный и не все с ним справляются. Так вот, чтобы вашему чаду было легко изначально, вы должны помочь ему стать уверенной в себе личностью.
Существует несколько правил, которые помогут вам понять, как нужно себя вести в отношениях с детьми.
Первое — не восхваляйте своего малыша словно он царь и бог. Это поможет развить не уверенность, а бахвальство, наглость и нарциссизм. Я все чаще стала замечать, как родители превозносят своих детей на один уровень с небожителями. Такое чувство, что ребенок — это не просто человек, а какое-то сверхъестественное существо.
Не делайте так. Конечно, родителям кажется, что их сынок самый лучший, прекрасный, умный и, вообще, лучше всех. Только вот его уверенности это совсем не помогает. Мнение малыша о себе формируется во многом за счет отношения родителей к нему. И что можно ожидать в будущем, когда мальчика постоянно хвалят? За любое действие. Завязал шнурки — молодец, убрался в комнате — умница, нарисовал картинку — шедеврально!
Первое, что вам стоит запомнить — хвалить детей можно и нужно, но лишь за те вещи, которые не являются его обязанностями и нормальным поведением. Не устраивайте праздник из того, что ребенок умылся самостоятельно. Это нормальное поведение человека. И дети должны это понимать.
Нахваливание отбивает всяческую охоту развиваться дальше. Зачем? Ведь меня похвалили. Значит, я делаю все отлично, зачем мне расти еще дальше? Родители своими хвалебными речами сами стопорят развитие своего малыша. Поэтому перед тем как очередной раз сказать какой сын замечательный, задумайтесь, действительно ли это имеет место быть.
Помните, что уверенность сильно отличается от бахвальства. Не делайте из своего сына или дочери нарцисса. Помогайте развивать его сильные стороны и подтягивайте то, в чем ему трудно и тяжело.
Дети должны иметь возможность решать некоторые вопросы самостоятельно. Именно так прививается чувство ответственности, которое помогает создавать общий образ уверенного человека. Не бойтесь и доверяйте своему ребенку. Да, он может поначалу ошибаться, делать что-то неправильно, но именно так он учится быть самостоятельным.
Малыш должен чувствовать себя во власти делать что-то сам, без вашей помощи. Если что, он всегда попросит и спросит, но у него обязательно должны быть свои обязанности.
Одна моя знакомая разрешила сыну самостоятельно выбирать себе одежду. Таким образом, когда он выбирал что-то неподходящее — ему было холодно или неудобно. Вначале маме было очень тяжело смотреть, как он мучается. Но со временем, малыш понял, что зимой лучше в теплых вещах, что яркие и красивые вещи не всегда бывают удобными. Таким образом, сейчас ее сын сам себе покупает вещи и мать невероятно довольна результатом.
Про ответственность и самостоятельность ребенка вы можете подробнее узнать в книге «Ленивая мама».
В ваши обязанности входит научить ребенка пользоваться чем-то, но не делать все вместо него. Отдавайте ему долю ответственности. Приучайте с детства, что за поступками идут последствия. Когда у него что-то не получается, расскажите, что в этом нет ничего страшного. Главное — это практика и опыт. Подскажите как сделать лучше. Донесите до него, что в ошибках нет ничего страшного.
Помните о том, что дети следят за каждым вашим действием. Если вы сами неуверенный человек, как малыш узнает, что такое уверенность. Он должен видеть в родителях пример. Следите за вашим собственным поведением. Чем увереннее вы себя чувствуете, тем легче ребенку понять что это такое и как ему следует вести себя. Вы должны уметь принимать решения, быть ответственным и волевым человеком. Именно эти качество тогда и захочет забрать себе малыш.
У меня есть знакомый отец одиночка. Более неуверенного и слабого человека я еще не встречала, но все эти проблемы начались после ухода жены к более богатому мужчине. Его сыну шесть лет и он ведет себя точно так же, как и отец. И знакомый мне постоянно жалуется, что его сын размазня, нюня и совершенно ничего не может делать сам. Я посоветовала приятелю самому обратиться к специалисту, который поможет разобраться с его внутренними проблемами.
Через два года я встретила совершенно другого человека, который шел рядом с сыном и они весело что-то обсуждали. Я подошла поздороваться и была потрясена переменами в отце и сыне. Передо мной стояли уверенные, смелые, решительные и сильные мужчины.
Помните, что все ваши проблемы серьезно отражаются на детях. Не отбрасывайте свою жизнь с появлением детей в дальний ящик. Не переставайте заниматься собой, совершенствуйтесь, идите вперед и не останавливайтесь. Ведь вы для ребенка главный пример в жизни. Будьте таким человеком, которым ваше чадо сможет гордиться и захочет быть таким же.
Никогда не забывайте, что дети должны чувствовать себя дома в безопасности. Очень важно иметь доверие с ребенком. Когда он вам доверят, то может поделиться такими вещами, которые вы бы никогда не узнали. Например, его дразнят в школе. Если он вам доверят и рассказал об этом, то вы можете объяснить, что дразнилки никак не связаны с его настоящими способностями и возможностями. Что другие дети могут обзываться из зависти. Таким образом, эта ситуации не повлияет на уверенность малыша и не создаст заниженную самооценку.
В ситуации, когда дети не доверяют своим родителям и не рассказывают о подобных вещах, они сами делают выводы и могут решить, что раз они стали объектом насмешек, то все из-за их глупости. И может получиться так, что ребенок станет все более закрытым и неуверенным в себе.
Чтобы этого не допустить — разговаривайте, доверяйте, слушайте. Будьте другом, оставаясь родителем. Подумайте, в каких ситуациях вам бы хотелось получить поддержку от своих родителей.
Надеюсь, вы сможете воспитать замечательного, уверенного человека, который добьется невероятных успехов. Если вам понравилась моя статья, то вы можете поделиться ссылкой на мой блог в социальных сетях.
Удачного дня!
ezy-life.ru
Малыш не уверен в собственных силах, способностях, внешности, сомневается в своих замыслах и поступках. Чтобы устранить эту проблему, воспитывайте в ребенке уверенность и решительность в себе. Задача нелегкая, но без этого не обойтись. Итак, как научить ребенка быть уверенным в себе?
Да, такое возможно. Чаще хвалите детей, показывайте вашу любовь к ним. Давайте малышу право выбирать самостоятельно, реализовывать планы. Как можно чаще общайтесь с ребенком на разные темы, нацеливайте на успех.
Учите малыша постоять за себя. Для этого воспользуйтесь некоторыми советами:
Расширяйте просторы общения застенчивого малыша постепенно, предоставляйте ему возможность прочувствовать вкус победы. Учите малыша не переживать, если он совершит ошибочное действие. Старайтесь во всем стать ярким примером.
detskoerazvitie.info
Добрый день, дорогие родители. Сегодня мы поговорим с Вами о тревожных детях, причинах тревожности и страхов у детей, а также что делать родителям, чтобы помочь ребенку обрести внутренний покой и уверенность в себе.
Рассказывает Наталья БОГАЧКОВА, педагог-психолог 1-й категории.
Благодарность за предоставленные материалы журналу «Предупреждение Плюс Украина».
В чем разница между такими близкими, казалось бы, понятиями, как страх, тревога и тревожность?
Страх — это реакция на конкретную угрозу, когда опасности подвергается жизнь человека, его физическая целостность.
Тревога же возникает из-за угрозы преимущественно воображаемого характера — это смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся ожиданием неблагоприятного развития событий, наличием дурных предчувствий, напряжения и беспокойства. Мы тревожимся, когда под угрозой оказываются наши социальные ценности: положение в обществе, представления о себе. Такое случается, когда мы попадаем в непривычные для себя обстоятельства или готовимся сделать что-то необычное. Мы боимся, что будем выглядеть нелепо в глазах других людей, что нас осудят или унизят. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Существуют и поведенческие признаки этого состояния, которые легко увидеть. Их легко обнаружить и у детей, и у взрослых: в волнении мы барабаним пальцами по столу, крутим в руках разные предметы, грызем ногти, теребим волосы.
Тревогу и страх нельзя воспринимать как однозначно негативное состояние. Иногда именно благодаря им происходит мобилизация наших возможностей. В страхе, убегая от опасности, человек мчится значительно быстрее, чем в обычном состоянии. Тревога накануне экзамена — это нормальное явление, так как она побуждает нас сосредоточиться, повторить материал. Итак, запомним, что тревога — это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Но бывают ситуации, когда она возникает без каких-либо предпосылок, то есть неадекватно и неестественно, постепенно проявляясь и не только в стрессовых ситуациях, а порой и без видимых причин. Когда нечастые, возникающие время от времени проявления тревоги перерастают в устойчивое состояние, можно говорить о тревожности.
Тревожность — это склонность человека к переживанию состояния тревоги. Тревожный человек испытывает беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому вовсе не располагают.
Тревожные дети отличаются большим количеством страхов, причем страхи могут возникать и тогда, когда ребенку ничего не грозит. Эмоцию страха переживают люди всех возрастов, и для каждого возраста можно выделить «свои» страхи, которые появляются постепенно как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. Двухлетние дети чаще всего боятся посещения врача и разлуки с мамой. К трем годам число конкретных страхов снижается, а на смену им приходят страхи символические: боязнь темноты, одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, в 7-8 — страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится не соответствовать требованиям и нормам, принятым в социуме. При благоприятных условиях развития страхи исчезают, дети как бы «Перерастают » их. Но иногда страхи накапливаются и создают у ребенка адаптационные и невротические проблемы.
Доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Александр Иванович Захаров в своей работе «Психотерапия неврозов у детей и подростков» предложил возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). В норме из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. Тест А И. Захарова «Страхи в домиках» прост в приме нении, но при его использовании могут возникнуть сложности. Например, когда дети на вопрос: «Ты боишься или не боишься … ?» — постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» В этом случае стоит обратить внимание на внешние реакции ребенка во время ответов и проанализировать его поведение в повседневных жизненных ситуациях. Это поможет обнаружить «спрятанные» страхи. В идеале их должно быть не более пятнадцати. Если· число страхов превышает норму, мы можем говорить о повышенном уровне тревожности в характере ребенка.
Страхи детей:
1) когда остаешься дома один;
2) нападения бандитов;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) маму или папу;
8 ) того, что они тебя накажут;
9) страхи сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников добавляются страхи невидимок, скелетов, зомби и т.п.;
10) опоздать в детский сад (школу);
11) перед тем, как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19) в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших улиц, площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови (когда идет кровь);
27) уколов;
28) боли (когда больно);
29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых, ему передается их чрезмерное беспокойство. В семьях, где отношения доброжелательные, дети менее тревожны, чем в семьях, в которых часто возникают конфликты. Мы, взрослые, должны помнить, что тревогу у ребенка могут вызывать любые резкие перемены в его жизни: переезд на новую квартиру, изменение состава семьи, переход на новый режим дня, смена учителей и т.д. И если родители не в состоянии помочь ребенку сами, нужно обратиться за помощью к специалистам. С возрастом проблема сама не уйдет, а только запрячется глубже, и «вытаскивать» ее потом будет куда тяжелее!
В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, с 9 до 11 лет тревожность у тех и других примерно одинакова, а начиная с 12-летнего возраста, тревожнее девочки. При этом причины, вызывающие тревогу мальчиков и девочек, различны. Девочки, совершив «некрасивый» поступок, волнуются, что подружки больше не будут с ними дружить, а родители или учитель плохо о них подумают. Мальчиков же страшит угроза наказания взрослыми либо они опасаются, что их побьют сверстники.
Отдельная тема — школьная тревожность. Многие специалисты считают, что она начинает формироваться еще в дошкольном возрасте по целому ряду причин. Родители, заранее озабоченные выбором «хорошей» школы, зачастую обсуждают эту тему в присутствии детей, не задумываясь о том, что тревога взрослых передается маленьким слушателям. Также нередко мы сравниваем способности своего ребенка со способностями сверстников, причем не всегда в его пользу. Детям транслируются ожидания родителей, и у ребенка может возникнуть страх не оправдать эти ожидания. Или, придя на занятия по подготовке к школе, малыш, который в семье объявлен «самым лучшим ребенком в мире», обнаруживает вокруг себя более успешных конкурентов за это звание.
Став первоклассником, вчерашний дошкольник сталкивается с новыми для себя требованиями. Игровая деятельность заметно сокращается, меняется привычный распорядок дня, возрастает учебная нагрузка. Стиль педагогического общения учителя отличается от привычных требований воспитателя в детском саду. Да еще нужно найти свое место в детском коллективе! В новой ситуации тревожность ребенка может усилиться, и тогда он начинает чувствовать себя беспомощным, боится играть в новые игры, приступать к новым заданиям. Нередко у тревожных детей бывает занижена самооценка, что выражается в болезненном восприятии критики, обвинении себя в неудачах, поэтому мы, взрослые, должны их почаще подбадривать.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: головные боли, головокружения, боли в животе и др. Мы не всегда осознаем, насколько наше поведение может влиять на характер ребенка. Безусловно, ни один родитель не желает, чтобы его малыш стал тревожным и закомплексованным. Но непреднамеренные действия взрослых способствуют развитию этих качеств у детей.
Руководствуясь стремлением защитить ребенка от проблем, непредвиденных обстоятельств, некоторые родители 6epyr решение всех вопросов на себя. И ребенок растет, не зная тревог и забот. А повзрослев, продолжает надеяться на помощь, не научившись защищаться и не пасовать перед трудностями.
Другая крайность — это предъявление ребенку завышенных требований, выполнить которые он не в состоянии. Страх, что он не соответствует ожиданиям окружающих, заставляет его чувствовать себя неудачником. Со временем он все чаще отказывается от активных действий даже в знакомых ситуациях, опасаясь сделать что-то неправильно. Так формируется личность тревожного человека, который старается избегать любых проблем.
Чтобы помочь своим детям обрести уверенность в себе и повысить самооценку, родителям тревожных детей можно порекомендовать придерживаться следующих правил:
Родители тревожного ребенка должны постоянно говорить ему о своей любви независимо от успехов. Возможно, вы за своими большими ожиданиями просто не видите его маленьких успешных шагов? Вспомните, что не бывает совсем неспособных детей. Когда ребенок будет ощущать вашу любовь и веру в него, тогда проявятся его таланты и способности.
Рассказывала Наталья БОГАЧКОВА, педагог-психолог 1-й категории.
Благодарность за предоставленные материалы журналу «Предупреждение Плюс Украина» (zoj.com.ua). Материалы статьи были опубликованы в №4 (115), 2015 г.
(Visited 2 249 time, 1 visit today)Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!
happy-people.org.ua
Для успешного развития психики ребенка, его способностей необходимо, чтобы малыш чувствовал себя уверенно, не боялся проявить себя, свои возможности, стремился к лучшему, был открыт и честен. Неуверенные взрослые чаще всего вырастают из неуверенных детей.
Неуверенность в себе – это заниженное представление о собственных возможностях и способностях.
Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Развитие уверенности у малыша необходимо начинать в раннем возрасте. Эта черта личности продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Уверенным может стать любой ребенок независимо от пола и возраста.
Нотки неуверенности можно увидеть в чаде не сразу, родителям не всегда удается распознать ситуацию, когда ребенку уже необходима помощь.
Люди, постоянно испытывающие нерешительность, сомневающиеся в себе и своих возможностях, ощущают значительные трудности в жизни, им сложнее достичь значимого успеха, они постоянно пытаются вызвать одобрение со стороны, не могут понять, чего хотят.
Именно поэтому так важно искоренить зарождающееся чувство неуверенности в вашем ребенке как можно скорее.
Понаблюдайте и задумайтесь, как ведет себя ребенок дома, в детсаду или школе, со сверстниками.
Если ребенок разговаривает тихо, даже если того не требует ситуация, часто грызет ногти, поправляет одежду без видимых на то причин, облизывает губы, то это мелкие признаки нерешительности, неуверенности и закомплексованности.
Вот еще несколько признаков неуверенного поведения:
Если в вашем ребенке проявляются хотя бы некоторые их перечисленных признаков, то вам стоит начать работу над собственными ошибками в воспитании и обязательно развивать в чаде уверенность в себе.
Часто неуверенные застенчивые дети способны проявлять раздражение по отношению к домашним животным и близким людям. Повзрослев, такие дети понимают, что они ничего не достигли в жизни, демонстрируют зло к окружающим, обвиняя их во всех бедах.
Светлана Войтенко, детский психолог: «Уверенность в себе – это очень широкое понятие. Его развитию способствуют позитивное видение мира, самоуважение, устойчивую самооценку, веру в свои возможности и т.д. Уверенность в себе формируют, прежде всего, родители, правильное домашнее воспитание. Конечно, важны и взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и вообще школьная атмосфера. Если у ребенка есть проблемы в школе, стоит поговорить с учителем или со школьным психологом».
Если ребенок вырос неуверенным, ему могут быть присущи такие черты:
Самая частая причина детской неуверенности – воспитание и обращение с ребенком в семье и его ближайшем окружении. Даже самые любящие родители порой допускают ошибки, считая, что поступают в интересах ребенка. Рассмотрим основные факторы, влияющие на детскую решительность и уверенность.
Родители – сами неуверенные люди.
То, как глядят на мир и на различные ситуации родители малыша, зависит и его собственное миросозерцание и поведение. Если ребенку без конца твердят: «Лучше и не берись, а вдруг проиграешь», «А если не получиться, что тогда», «Не лезь, а то может быть хуже», — то и в понимании ребенка такие стандарты мышления становятся обыденными. Он решает, что для собственной безопасности, дабы не выглядеть глупо, избежать потерь и наказаний, лучше и не браться за какое-либо дело, избегать ответственности.
Нерешимость не передается по наследству, но очень глубоко может засесть в подсознании. Малыш, проецируя поведение и слова родителей, снижает себе самооценку, считает бездействие лучшим выбором.
Читаем также: как повысить самооценку ребенку
Поэтому, даже если вы от природы люди застенчивые, нерешительные, старайтесь не проявлять эти свои качества, не говорите чаду, что он может потерпеть поражение, так как не достаточно силен и умен. Наоборот, пытайтесь породить в ребенке инициативность, стремление к новому.
Если родители слишком уверенны в себе, считают себя самыми умными и умелыми, не терпят оспаривания своих действий, то ребенок вырастает неспособным принимать самостоятельные решения.
Замечено, что первенцы в семье чаще страдают заниженной самооценкой, имеют больше проблем в общении с окружающими, чем их младшие братья и сестры. Дело в том, что когда в доме появляется первый ребенок, родители испытывают множество беспокойств по его поводу. Тревога взрослых в отношении того, насколько они справляются со своими родительскими обязанностями, передается ребенку.
Постоянная критика, сравнивание, наказания.
Если вы постоянно критикуете ребенка, вместо похвалы игнорируете его достижения, осуждаете выбор малыша, не цените его друзей, много запрещаете, требуете идеального исполнения всего, за что ребенок берется, вы неизбежно взращиваете в нем чувство неуверенности, боязни браться за любое значительное дело.
Срываясь на крик, часто наказывая малыша, вы способствуете его замкнутости, отчужденности, убиваете веру в себя и хорошие отношения между людьми. Частый страх вкупе с регулярным запугиванием самым негативным образом влияет на психику ребенка. Сравнивая его с другими, уверяя, что есть более сильные, умные, красивые, вы снижаете ему самооценку. Ребенок может запросто замкнуться в своих переживаниях и страхах оказаться неудачником, а в результате перестать нормально развиваться как личность, во взрослом возрасте не устроить личную жизнь, не построить карьеры, все так же считая себя недостойным и неспособным.
Реализация ваших несбывшихся мечтаний, планов и желаний.
Допустим, мама всю жизнь хотела стать известным музыкантом, но из-за первой любви забросила музыкальную школу и навсегда рассталась со своей мечтой, а позже и с первой любовью. Теперь мама, сама того не осознавая, решила, что ее чаду просто необходимо музыкальное образование, и отправила кроху учиться играть, например, на скрипке, не учитывая отсутствие желания и стремления ребенка. Папу в детстве обижали сильные здоровые ребята, а сейчас, он настаивает на боксе и единоборствах для чада.
Задумайтесь, выбирая путь ребенка по жизни, не проецируете ли вы свои собственные желания, учитываете ли способности, наклонности и стремления малыша.
Неудачи в социальной жизни.
Попадая в детский коллектив, сначала садика, потом школы, ребенок учится осознавать себя личностью, индивидуальностью, ищет способы взаимодействия со сверстниками. Поэтому неудачи и промахи в общении, попадание «не в ту компанию», издевки и насмешки недругов, невзаимная влюбленность и т.д. сильно гиперболизируются детьми, вызывая море переживаний. Если семья вовремя не поможет пережить ребенку свои проблемы, то они могут провоцировать развитие неуверенности в себе.
Не соответствие стандартам.
Окружающий мир навязывает нам массу стереотипов и стандартов. Чувствительная детская психика очень восприимчива к критике по поводу внешности, национальной принадлежности, религии. Стремление стать таким, как все, стирает индивидуальность, а желание бесконечно менять внешность, скрывать надуманные недостатки фигуры, вызывает массу комплексов. Без поддержки близких эти комплексы будут только расти.
Ни в коем случае нельзя оскорблять и унижать ребенка, позволять делать это другим людям. Почаще говорите чаду, что вы в него верите и очень любите!
Если вы – действительно, любящий родитель, то вы непременно найдете подход к ребенку, исправите или не допустите ошибок в воспитании и взаимоотношениях. Ваша любовь и стремление к лучшему победят неуверенность вашего ребенка.
Читаем также:
razvitie-krohi.ru
Такие люди знают свои минусы и плюсы, всегда верят в себя и не устают совершенствоваться, не занимаясь излишней самокритикой. Чтобы помочь своему ребенку вырасти гармоничной личностью, возьмите на вооружение эти советы.
1. Будьте взрослыми
Ребенок по-настоящему начинает себя чувствовать увереннее, когда в его жизни присутствуют такие же уверенные в себе родители. Для этого у вас должны быть четкие правила и принципы, которыми вы руководствуетесь при принятии решений. Еще один момент – не стоит становиться совсем "одноклассником" своему ребенку и вести себя с ним панибратски. Так вы лишаете его ощущения "взрослого Взрослого", который может защитить и поддержать в трудную минуту.
2. Поработайте с комплексами
Брекеты, очки, заикание, плохая одежда – сверстники всегда найдут к чему можно придраться и сделать объектом насмешек. Если ребенок открылся вам и поделился, что он сильно переживает из-за чего-то, что он считает своим дефектом, приложите все усилия, чтобы помочь ему с этим справиться. Любой недостаток можно исправить, было бы желание и возможности. Но если по каким-то причинам вам не удается это сделать, постарайтесь объяснить ребенку, что это – всего лишь небольшая часть его личности. Что он – это весь его необъятный внутренний мир, цели, интересы, и только в последнюю очередь – внешние проявления.
3. Создайте ребенку возможность для роста
Для этого старайтесь давать ему задания, с которыми он может самостоятельно справиться. Когда ребенок будет видеть, что у него все получается, на волне энтузиазма он будет браться за новые задачи и снова успешно их выполнять. Это очень качественно укрепит его уверенность в собственных силах. Точно так же, шаг за шагом, следует осваивать и новые сложные навыки, разбив процесс обучения на небольшие этапы и начиная с азов.
Если ребенок не пользуется особой популярностью в школе, займитесь поиском места, где его таланты окажутся открытыми и признанными. Такое место обязательно найдется — может быть, это будет спортивная секция, клуб юных натуралистов, музыкальная или художественная школа. Самое важное, что попадая в среду единомышленников, ребенок будет вдохновляться и ощущать, что его ценят не по "пятибалльной шкале", а за реальную деятельность, в которой он выражает себя настоящего.
5. Расскажите ему, что критика – это зона роста
У неуверенного в себе ребенка от критики будет просто выбиваться почва из-под ног. Поясните ему, что это вовсе не плохо, и что существует 2 типа критики. Многие замечания указывают на то, что есть моменты, которые можно доработать и стать еще лучше – так могут критиковать учителя в школе. А второй тип критики вовсе не несет никакой смысловой нагрузки ("ты лох"). На такие комментарии нужно учиться просто не обращать внимания и пропускать их мимо ушей.
6. Не перехвалите
Может показаться, что закомплексованный ребенок разом забудет обо всех своих проблемах и неурядицах, если его часто хвалить. И хотя это дает кратковременный эффект, вы можете таким образом расслабить его и развить излишнее самодовольство. А когда выяснится, что похвала была излишней и неоправданной, с созданного вами же пьедестала ребенку будет очень больно падать. Лучше поощряйте в меру, за реальные старания, и акцентируйте внимание, что главное в жизни — делать что-то не ради похвалы, а исходя из личной увлеченности процессом.
У каждого ребенка есть то, что дается ему легко и играючи. А над некоторыми делами и навыками ему приходится изрядно попотеть. Первоочередная задача родителей — поощрять любые усилия, которые ребенок в этом случае прикладывает. Даже можно завести специальную "тетрадку стараний", где вы будете ставить плюсики за приложенные усилия в любой сфере. А когда накопится определенное количество плюсиков, их можно "отоварить", сходив в планетарий или подарив какую-нибудь развивающую игру.
8. Не сравнивайте с другим детьми
Самый верный способ расшатать уверенность своего ребенка — это начать сравнивать его с другими детьми. За такими сравнениями чаще всего стоит неприкрытая зависть и неспособность безусловно любить своего ребенка. Не стоит формировать самооценку сына или дочки, беря за уровень успехи и достижения "идеальных детей". Воодушевляйте его возможностью стать сегодня чуточку лучше, честнее, добрее, смелее, чем он был вчера — пусть ваш ребенок будет сам себе примером.
9. Создавайте ребенку достойных героев
В продолжение предыдущего пункта еще один пример, как можно мотивировать ребенка. Некоторым детям психологически проще двигаться, имея перед собой не призрачный образ идеального себя, а кого-то более "прорисованного" — например, реального героя. Пусть ваш ребенок воодушевляется уникальными поступками или порядочным характером, ведь чем выше цель, тем больше сил образуется для ее достижения.
10. Дарите безусловную любовь
Это ключ, который открывает все двери. Ощущение безграничной родительской любви окрыляет любого ребенка и придает уверенность в собственных силах. Чтобы выразить эти трепетные чувства, вам не нужны слова — просто вспомните, как вы вынашивали своего малыша и уже тогда готовились ко встрече с ним. Ведь вам ни сейчас, ни тогда не нужны были никакие успехи и показатели, чтобы любить своего ребенка.
FamilyBoom.ru