Каждый ребенок, кроме первых шагов, слов и прочих последствий освоения мира, рано или поздно начинает проявлять интерес к самостоятельному приему пищи. Как правило, мама пытается научить малыша самостоятельно кушать, когда ему исполняется годик. Последствия такой самостоятельности проявляются наглядно: в виде компота, банана, растертого по всему столу, каши на голове. Прежде чем еда попадет в рот, ребенок пытается исследовать ее.
Чтобы нервы мамы не тратились понапрасну, достаточно просто знать, как научить ребенка самостоятельно кушать.
Сегодня в магазинах можно найти кучу приспособлений, помогающих обучить ребенка самостоятельному приему пищи. Любая мама может купить пластмассовую посуду для еды или нагрудник, который легко помыть. Тем не менее, помните, что наши мамы обходились без всего этого. Просто нужно быть мудрой и изобретательной.
Ребенок во всем подражает своим родителям. Это же происходит при приеме пищи. Старайтесь сажать его за стол вместе с собой. Продемонстрируйте, как держать ложку, чашку и т.д. Обращайте внимание крохи на то, как едят взрослые: «Посмотри, как ест папа. Хочешь быть похожим на него? Попробуй сам».
Хороший пример – дети, которые уже умеют кушать сами. Также можно использовать элементы игры. Пусть ребенок попробует покормить мишку или куклу, а потом себя. Или, например, мама выражает сомнения, вкусно ли она приготовила. Предложите малышу попробовать. Можно сказать, что тарелка придавила бабочку, чтобы ее выпустить, надо все съесть. Предварительно положите под тарелку бумажную бабочку.
Если вы полагаете, что ребенок уже в состоянии обращаться с вилкой или ложкой, но ленится, дождитесь, пока он хорошо проголодается. Посадите его за стол кушать и выйдите из комнаты. Возможно, кроха покапризничает, однако голод заставит его есть самостоятельно. Периодически заходите в комнату понаблюдать за процессом и не удивляйтесь, что остатки еды будут и на обоях, и на занавесках, и на полу. Это вполне обычное явление. Важно сразу же приучать ребенка к аккуратности. Не стоит ругать или кричать на него, достаточно объяснить, что так делать некрасиво и нехорошо. Научите мыть руки перед едой, вытираться салфеткой после приема пищи. После обеда попросите ребенка помочь убрать посуду.
Подавайте личный пример. Не разрешайте играть со столовыми приборами. Рассказывайте, как нужно держать ложку, пользоваться вилкой. Приучайте ребенка говорить «спасибо» после еды.
Если у ребенка пока не получается кушать самому, не оставляйте его одного. Покормите второй ложкой, пока своей он будет ковыряться в тарелке. Помните, что нужно проявить терпение. Не радуйтесь, когда ребенок забавно кидается едой. Все игры нужно незамедлительно прекращать. Когда кроха видит, что вы этого не одобряете, он поймет, что так делать нельзя. Не заставляйте ребенка кушать «за маму, за папу». Иначе он привыкнет, что его уговаривают поесть либо съест больше положенного. Лучше оставить его в покое, а в следующий раз покормить пораньше.
Попросите бабушку придерживаться тех же правил, что и вы. Расскажите ей подробно об этом, чтобы она не баловала малыша и не препятствовала его самостоятельности. Естественно, сами соблюдайте установленные правила. Например, если вы спешите, а кроха ест медленно, посадите его за стол заранее, а не кормите с ложечки.
Главное, не говорите ребенку, что если он не поел, то он плохой. Его нужно как можно чаще хвалить. Стараясь заслужить вашу похвалу, малыш будет делать успехи. Не обращайте внимания на детей своих друзей. Каждый ребенок развивается по-своему. Все рано или поздно научились есть самостоятельно, поэтому проявите терпение и не применяйте силу.
Трудно предугадать, когда именно ребенок научится самостоятельно кушать, во многом это зависит от индивидуальных особенностей. Однако большинство детей к моменту посещения детского садика уже едят сами. Конечно, можно сказать, что проще говорить и писать, как нужно сделать. На практике же все гораздо сложнее. Научить ребенка самостоятельно кушать несложно, если посмотреть на это с правильной стороны.
Если Вам понравилась наша статья и Вам есть что добавить, поделитесь своими мыслями. Нам очень важно знать Ваше мнение!
woman-v.ru
Научить ребенка самостоятельно употреблять пищу не так и сложно. Для этого нужно соблюдать несколько правил.
1. Правильная подготовка.
Чтобы учиться есть самостоятельно, малышу нужно любить есть вообще. У ребенка должен быть интерес к употреблению пищи к тому времени как он будет способен учиться держать ложку. Если шестимесячного малыша вы кормите под спектакли, мультики или с угрозами, то вряд ли он захочет есть самостоятельно. Существует только один способ заинтересовать ребенка приемом пищи – это присутствие за столом всей семьей. Делать это нужно с самого раннего детства, и особенно это относится к детям, которые питаются маминым молочком.
Чтобы первые попытки кушать самостоятельно удались, разрешите малышу пользоваться ложкой при введении первого прикорма, а также разрешайте брать подходящую для него пищу из вашей тарелки. И самое главное – не заставляйте есть. Специалистами уже доказан тот факт, что пищевое насилие негативно отражается на психике малыша и на его системе пищеварения. Помните, что вы и то, как вы пользуетесь ложкой и вилкой – главный пример для ребенка.
2. Не спешите.
Многие родители постоянно торопят ребенка: «Быстрее ешь», «Давай глотай», «Не отвлекайся». Им кажется, что процесс принятия пищи слишком долго тянется. Но для малыша еда – не только утоление голода. Это и удовольствие, и игра, и общение с мамой. Дети, которых торопят, долго учатся жевать и пользоваться столовыми приборами. Дайте ребенку время, хвалите и подбадривайте его. Часто спешка родителей вызвана подготовкой к яслям. Не стоит волноваться по этому поводу. Ребенок быстро научится есть самостоятельно в обществе ровесников.
3. Учтите индивидуальность.
Всегда помните, что каждый ребенок индивидуален, поэтому график его развития также индивидуален. В литературе пишут, что ребенок к году должен уметь держать ложку и зачерпывать ею еду, а к полутора годам есть самостоятельно. Но практически все несколько иначе. Некоторые сначала пытаются покормить родителей, некоторые хватают ложку к 7 месяцам, некоторые до 2,5-3 лет хотят чтобы их кормили. Не стоит переживать по этому поводу и ставить малыша в рамки. В свое время он обязательно научится есть самостоятельно.
4. Ловите момент.
Очень важно не пропустить момент, когда ребенок начинает проявлять интерес к ложке. Пытаясь поскорее накормить малыша, можно не заметить его. Как только увидите, что малыш хочет копировать ваши движения, сразу же выдайте ему желаемый инструмент – ложку, и дайте возможность тренироваться. Тогда к 1,5 годам ребенок вполне сможет самостоятельно есть кашу, суп или творожок.
5. Помогайте.
Бывает, освоить науку пользоваться ложкой только на примере родителей ребенок не может. Тогда помогите ему: возьмите ручку с ложкой в свою руку и поднесите вместе ко рту. Когда увидите, что это начинает получаться, ослабьте свою руку.
6. Тренируйтесь.
Например, в песочнице. Дети, освоив игру лопаткой, быстрее учатся управляться с ложкой. Ведь эти процессы схожи. Также очень помогает игра в кормление игрушек или мамы.
7. Будьте рядом.
Не оставляйте малыша одного с полной тарелкой. Возможно, ему будет необходима ваша помощь (на случай если он испугается вылитой на себя еды, или подавится), или из-за усталости от собственного бессилия справиться с едой, начнет капризничать. Это не будет хорошим помощником для вас. В таком случае необходимо докормить малыша. Родители с опытом едят «в две ложки». Одной ест ребенок сам, в меру своих возможностей, другой его кормит мама.
8. Приготовьте кашу.
Важным фактором в освоении ложки является консистенция блюда. Она должна легко зачерпываться и не быть очень жидкой, чтобы не проливалась. С этой задачей как нельзя лучше управляется каша, крем-суп, овощное пюре, творожок. Чтобы еда не остыла, кладите в тарелку небольшие порции, и по мере надобности добавляйте. Еда кусочками не очень хорошо подходит для этой задачи, так как ее можно взять просто руками.
9. Дайте выбор.
Иногда детям проще учится есть вилкой, а не ложкой. Предложите малышу пробовать управляться и с тем, и с другим. Вилка должна иметь закругленные края и тупые зубцы, лучше всего приобретите специальную детскую вилку. В этом варианте меняется и содержимое тарелки. Нарежьте кусочками вареные овощи (морковь, картофель, капусту брокколи).
10. Проявите терпение.
Терпение – это первое, чем необходимо запастись родителям. Не лишним будет подготовить специальное место для приема пищи, застелите пол клеенкой и будьте готовы переклеить обои, когда малыш научится есть самостоятельно. Также увеличится и количество стирок. Повезло тем родителям, у которых обучение самостоятельной еде приходится на теплый период года. В этом случае ребенка можно раздеть до трусиков, а потом просто ополоснуть под душем.
11. Заинтересуйте.
Если еда в тарелке не вызывает интереса у малыша, есть 2 варианта решения:
woomy.ru
Детские специалисты сходятся во мнении, что возраст, с которого ребенок начинает есть самостоятельно, в полной мере зависит от мамы. Это она находится всегда рядом с малышом и все заботы по его развитию и воспитанию лежат на ней. Чем раньше мама позволит чаду пробовать есть самостоятельно, тем раньше он научится это делать хорошо. Поэтому стоит разобраться, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно как можно раньше.
Многие дети проявляют желание брать ложку и кушать самостоятельно уже к 10 месяцам. Родителям необходимо поощрять это стремление, и тогда малыш будет хорошо справляться с едой уже в полтора года. Начало самостоятельного питания можно отнести к 6 месячному возрасту. В это время делаются попытки есть самому, держа в руках печенье, сушки или сухарики.
В возрасте 8 месяце дети могут уже хорошо сидеть, поэтому надо усаживать их на специальный стульчик за столом и давать в руки ложку. Когда родители не делают этого, они могут сами забирать ложку. Необходимо наблюдать за малышами, и лучше отдать им свой прибор, чтобы они пробовали им манипулировать. Не надо принимать желание вашего чада отобрать ложку за баловство, он просто испытывает потребность кушать самостоятельно. Но прежде чем вы дадите малышу ложку, почитайте как научить ребенка жевать твердую пищу.
Во время самостоятельного приема пищи, ребенок не только проявляет свою независимость, он еще познает многие вещи и их свойства. Например, что жидкость льется, пюре теплое, посуда звенит, когда к ней прикасается ложка. Для него процесс еды является увлекательным занятием. Но эта игра может надоесть и больше не вызывать интереса, если малыш остается голодным, потому что у него плохо получается накормить себя самого.
Часто у детишек пища скатывается с ложки, они переворачивают орудие еды другой стороной и многое другое. В данном случае необходимо помочь им получить удовольствие, орудуя ложкой самому, и в то же время сделать так, чтобы он наелся. Для этого нужно давать детям густые каши, пюре, макароны. Они хорошо удерживаются на ложке. А взяв вторую ложку, в определенные моменты маме самой его подкармливать.
Рассмотрим подробнее, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно.
Усаживая маленького за стол, где едят все, вы показываете ему, как нужно правильно есть. Личный пример родителей является для этого наилучшим способом.
Как уже говорилось, начинают приучать ребят к самостоятельному питанию, а затем владению ложкой примерно с шести месяцев. Для всех время обучения будет разным. И это естественно, все дети развиваются по-разному, и имеют разный темперамент. К 1,5 годам все уже должны есть сами и уметь жевать.
Размышляя, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно, не забывайте, что все нужно делать методично, постепенно и без отрицательных эмоций. Только в этом случае можно добиться хороших результатов.
Дети поначалу всему учатся у своих родителей, так как они постоянно находятся рядом с ним в первое время. Они повторяют многие действия за мамой и папой, поэтому нельзя допускать проявления отрицательных эмоций. Это касается и приучения к ложке. Важные рекомендации помогут родителям не допустить ошибок:
1. Обязательно надо мыть руки перед едой и после нее.
2. Защитить одежду ребенка фартучком, ведь малыши едят не аккуратно.
3. Нужно использовать для детей небьющуюся посуду, желательно привлекательных расцветок с интересными рисунками.
4. Для разных блюд нужно использовать разные тарелки, и не выставлять на стол сразу все блюда.
5. Когда малыш не хочет брать ложку, бросает ее, не нужно его ругать. Пусть он ест руками сам. Немного погодя, он сам захочет взять ложку, видя, как едят другие члены семьи.
6. Малыш учится управляться с ложкой не так быстро. Одно дело держать ее в руках. А ведь нужно еще зачерпнуть еду и донести ее до рта. Здесь надо проявить терпение. Дети сами быстро устают от манипуляций с ложкой. Не надо их заставлять, в следующий раз они дольше будут пытаться проводить действия с этим предметом. Постепенно все встанет на свои места.
Поговорим о нормах в развитии. Читайте во сколько ребенок начинает сидеть и чем может грозить ранее присаживание.
О правильности действий родителей в обучении малышей кушать самостоятельно мы поговорили. Важным в этой теме является сама ложка. Какой она должна быть и как ее правильно выбирать для маленьких детей?
Начиная прикорм малыша, стоит выбрать мягкую силиконовую ложечку. Такие изделия являются безопасными, многие из них являются термочувствительными. Они меняют свой цвет при температуре пищи в тарелке более 40 градусов. Особенно это удобно, когда детское пюре разогревается в баночке в микроволновой печи. Оно может у стенок быть более горячим, а внутри холоднее. Изменение цвета ложки поможет уберечь детей от чрезмерно горячих участков еды.
Преимущество силиконовой ложки для малышей состоит еще в том, что она не поранит десны при резких движениях. Также в период появления зубов она помогает массировать десны. Силиконовые ложки можно выбрать ярких расцветок, с детскими рисунками, которые будут привлекать внимание малыша. Начинать стоит с совсем маленькой ложечки, примерно в 2 раза меньшей, чем чайная ложка. Ее форма должна быть приближена к плоской.
Со временем, дети нуждаются в более серьезной ложке. Это происходит в 12 месяцам, у многих даже ранее. Тогда стоит приобрести пластмассовую тонкую ложечку специально для детского питания. Можно взять и обычный металлический прибор, который будет отвечать требованиям:
Объем первой «серьезной» ложки равен чайной, а затем увеличивается до десертной и далее.
В процессе приучения в еде ложкой очень важна последовательность. Основные этапы, которые проходят все детки:
1. Период игровой. Ложка воспринимается как интересная новая игрушка.
2. Копирование действий с ложкой. Она воспринимается ребенком уже осознанно как предмет для еды. Но у малыша плохо получается с ней управляться.
3. Период активного обучения. Дети могут зачерпывать ложкой еду, доносить до рта, только у них еще не получается есть аккуратно, еда часто вываливается.
4. Самый радостный период привыкания. Малыш ест сам простые блюда, уверенно держа в руках ложку.
Самостоятельная еда ложкой является одним из периодов долгого развития ребенка. И только родители смогут оказать в этом помощь, проявив терпение и мудрость.
umnyash.ru