Примерно к 5 годам настает то время, когда ребенку пора учиться читать. Сегодняшние учителя ожидают, что новоиспеченные первоклашки приходят в школу, по крайней мере, уже зная звуки и умея самостоятельно складывать из них слоги. Тогда-то многие мамы и задаются вопросом: «Как правильно научить ребёнка читать?».
С чего начать?Прежде всего, любой обучающий должен знать, что называть ребёнку необходимо не букву, а звук. Всем понятно, что буква и звук - 2 разных понятия: буква - это символ, которым обозначается звук, а звук в свою очередь - это то, как мы произносим и слышим ту или иную букву. Однако у малышей, как правило, слабо развито абстрактное мышление и у них мысли соответствуют конкретным образам. Именно поэтому в процессе обучения необходимо малышу говорить буква «Н», а не «ЭН», «П», а не «ПЭ».
ОбучениеДля того, чтобы научить ребёнка читать по слогам, не обязательно чтобы он знал все буквы сразу. Они запоминаются в процессе. На сегодняшний день известно большое количество методик, позволяющих научить ребёнка читать уже в 5 лет. Наиболее простой и действенной из них является следующая:
Говорят, что умственные способности закладываются у ребенка с рождения. Но если их не развивать, не заниматься с малышом с самого раннего возраста, то они так и останутся на уровне зачатков. Поговорим о задачах и методах умственного воспитания детей. | Обучающие мультфильмы для детей Начинать раннее развитие ребенка лучше всего в игровой форме. Одним из средств обучения в игре является просмотр специальных обучающих мультиков и программ, рассчитанных на разный возраст. Несколько советов родителям по выбору таких мультиков для своих малышей. |
Обучающие программы для детей Грех не воспользоваться возможностями, которые предоставляют компьютеры современным папам и мамам. Посадив ребенка за монитор, можно очень многому научить его при помощи специальных программ. Однако это не значит, что можно поручить воспитание машине и заняться своими делами. | Пальчиковая гимнастика на тему «Осень» Пальчиковая гимнастика безумно полезное занятие для деток, которая позволяет увлечь малыша и в форме игры улучшить кровообращение, отработать мелкую моторику рук и просто поднять настроение! За окном золотая пора, а значит можно разучить с ребятками новые стишки для гимнастики про осень! |
WomanAdvice.ru
Не стоит надеяться, что вашего ребенка всему научит школа. Как первым шагам учит малыша мама, так и азам чтения основу закладывать следует с первых лет жизни. Нельзя приступать к изучению буквенной азбуки на «голом» месте – прививайте тягу к литературе малышу заранее, до того, как он пойдет в первый класс.
Дети гордятся умением читать
Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.
С первых дней надо заниматься с малышом над развитием речи
Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.
Дальше – больше, малыш переходит к словоформам. И чем активнее будут родители общаться с ребенком, тем более разговорчивым он будет (в хорошем смысле). Основным подспорьем в развитии речи малыша станет чтение, т.е. книги, которые будут читать вслух взрослые своим детям.
Естественно, маленький ребенок самостоятельно читать не может. Но приучать его к общению с литературой можно уже с первых лет жизни. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.
Интерес к чтению развивается в игровой форме
Следует превратить чтение в своеобразный ритуал – сказки, потешки, колыбельные лучше всего воспринимаются перед сном. Чем четче и правильнее будет произношение взрослого во время чтения, с эмоциональной окрашенностью, тем более запоминающимися будут услышанные ребенком фразы.
И тем яснее у малыша будут возникать зрительные образы. А это в дальнейшем поможет в обучении чтению. Ведь чем лучше ребенок мыслит образами, тем быстрее и легче он учится.
Чтобы развить умение детей, им следует читать вслух сказки с дошкольного возраста. У малыша должен развиться не просто интерес к литературе – книга обязана стать символом психологического «удовольствия».
Семейное чтение развивает интерес к нему у детей
И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей), будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению.
К тому же чтение для детей способствует их духовному единению с родителями, доставляя всем радость. И у ребенка формируется ощущение семейного комфорта, которое он ассоциирует с книгами. В семье, где присутствует культ книги, у детей быстрее развивается тяга к чтению.
Лучший способ, позволяющий подготовить ребенка к самостоятельному чтению, читать книгу, сидя с малышом рядом. Он должен видеть страницы книги, на которых прописан текст. Это позволит сначала визуально привыкнуть к буквам, вовлекающим в мир таинства.
Первые книжки ребенка должны быть качественными и яркими
Первые детские книги не зря богаты красочными иллюстрациями. С их помощью можно воспринимать услышанное образами, прорисованными на картинках. И когда ребенок пойдет в первый класс и начнет буквы складывать в слова, знакомые фразы уже будут восприниматься именно образно, что позволит быстрее и легче научиться читать.
Постарайтесь во время чтения сказки или потешки водить пальчиком ребенка по буквам, чтобы малыш видел, какое именно слово вы читаете. Зрительная память в дальнейшем поможет правильному обучению.
Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.
Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.
Надо развивать правильное произношение звуков
Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.
Обучение дается легче, если каждый пройденный урок будет повторяться многократно. С момента изучения звуков и до чтения по слогам следите за четким произношением речи малыша.
Научить ребенка быстро читать без специальной методики невозможно, как и без соответствующей (последовательной) систематики.
Магнитная азбука Н.С.Жуковой
— сначала изучите все гласные;
— дальше переходите к освоению звонких твердых согласных, уделяя внимание правильному произношению;
— затем приходит очередь глухих звуков;
— шипящие оставьте напоследок.
Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.
Развитию речи способствует пропевание звуков
Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.
Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.
Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит – это может отбить желание к последующему обучению.
Самый оптимальный восприимчивый возраст, когда следует подготавливать в 1-й класс, — 5 лет. И параллельно с чтением следует учить детей писанию (пока только печатными буквами), что поможет им закрепить навыки чтения.
Чтобы понять, как учить ребенка чтению, следует первоначально определиться, готов ли малыш к такому обучению. Для этого первоначально протестируйте степень развития ребенка.
Надо убедиться, что малыш готов к обучению
Обучение чтению методом сопоставления картинок и слов
Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.
Не стоит ограничивать самостоятельность детей – всю работу они должны выполнять сами. Третье правило – сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).
Вовлекайте ребенка в совместную деятельность – например, можно подготовить вместе пособия для занятий. И тогда малыш легче и быстрее будет воспринимать материал. Но главный стимул для успешного обучения – похвала даже за самую незначительную победу. И никогда нельзя акцентировать внимание на промахах.
Обучающие игрушки Никитиных
Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):
Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.
Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.
Кубики Зайцева
Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.
Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:
Обучение по методу Зайцева
Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов — маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.
Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.
Запоминание букв по ассоциации
Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.
В среде педагогов постоянно идут споры о том, как правильно научить ребенка читать, какую при этом использовать методику. А их существует достаточно много, и у каждой есть как свои поклонники, так и противники.
Обложка книги Масару Ибуки
Например, девизом Масару Ибуки в воспитании является известная большинству фраза «После 3-х лет уже поздно». Японский педагог основывает свою методику на убеждении, что самые восприимчивые к обучению дети в возрасте до 3-х лет, на периоде формирования клеток мозга.
Сродни и методика Павла Тюленева, который создал свою систему «Мир». Основная ее идея – успеть раскрыть потенциал ребенка. Педагог считает, что начинать следует с первых минут рождения. По его мнению, дети могут научиться читать и писать раньше, чем начнут ходить.
Метод Павла Тюленева
Но какие бы ни были разработаны методики обучения ребенка (по Монтессори, Фребелю, Лупан и т.п.), все педагоги сходятся в одном – обучение должно принимать форму игры и основываться на любви к детям. Зная, как научить ребёнка быстро читать, у вас всё получится.
detki.guru
Есть педагоги, которые утверждают, что нужно учить читать одновременно с развитием навыков разговорной речи. Однако большинство родителей начинают учить с ребенком буквы только по достижению ими 4-5 лет – когда обратная связь вполне доступна.
Есть ли специальная методика, как научить ребенка читать быстро и правильно, и можно ли ее применить в домашних условиях?
Содержание:
Освоить весь алфавит быстро невозможно, а если ребенок не будет знать, зачем ему эти буквы, интерес к обучению пропадет.
Поэтому лучше запомнить наиболее употребляемые обозначения звуков, а затем составлять из них слоги и слова. Таким же образом можно параллельно научить читать на английском языке. У малышей способность к запоминанию повышенная.
Приглашенные учителя, которые уже освоили новую систему обучения, стараются научить узнавать иностранные слова целиком, но вряд ли родители дошкольников владеют этой формой передачи знаний.
В домашних условиях удобнее учиться читать проверенным способом – по слогам. Наиболее часто используются звуки – А, О, У, М, С.
Из них можно составить множество слогов, которые потом будут основой привычных и знакомых слов:
Можно приобрести специальные слоговые таблицы для обучения чтению. Ребенку будет интересно на пересечении букв искать знакомые слоги, читать их, а потом вводить в слова. Как только минимальное количество букв будет освоено и ребенок поймет принцип составления из слогов слов, можно вводить и другие буквы.
Не все дошкольники могут освоить таблицу – даже в 6 лет некоторые сталкиваются с трудностями составления слогов. В этом случае правильно будет сделать карточки со слогами самим, раскрасив их в разный цвет. Цветные ассоциации помогут быстрее запомнить принцип сложения.
Научить читать в домашних условиях будет легче, если начинать с гласных букв – согласные, особенно глухие, запомнить намного труднее по-отдельности. Они легче произносятся в слогах.
Ребенок должен понимать значение тех слов, которые уже научился читать, иначе занятия будут бесполезными. Лучше выбирать слова-существительные, каждое из которых означает что-то определенное – лучше знакомый предмет. С качествами и действиями работать не настолько интересно. Хотя если подключить игровую форму и изображать каждое действие, это будет нравиться.
Такой метод является плюсом занятий в домашних условиях – в школе на уроках придется сидеть, а это для дошкольников 5-7 лет является само по себе серьезной задачей.
Есть еще одна игра, которая помогает быстро научить читать на русском и английском малышей. На карточках пишутся знакомые слова и нужно в помещении разложить карточки правильно.
Стол – на стол, стул – на стул, лампу – на лампу и так далее. Слова на разных языках написаны на разных сторонах карточки, и перед тем как отыскать нужный предмет, необходимо зачитать надпись.
Самое главное, что требуется от взрослых – не повышать голос и спокойно разговаривать. Крики и напор не позволят расслабиться и в дальнейшем не дадут раскрыться в школе. Если дома кричит мама, что можно ожидать от чужой тети?
Если занятия приносят ребенку радость, легко получится научить его читать.
Можно приобрести несколько вариантов учебного пособия, в зависимости от своего экономического статуса.
Все эти таблицы являются аналогом азбуки на кубиках. Раньше такую игрушку можно было приобрести в любом магазине игрушек, и ребенок от 3 лет уже мог самостоятельно научиться читать.
Сейчас кубики с буквами приобрести труднее, чем компьютер. Компьютер является отличным помощником обучения навыкам чтения, однако заниматься за ним более 40 минут в день не рекомендуется. У малышей недостаточно сформирована сетчатка глаза – если долгое время сидеть за монитором, можно испортить зрение.
Пока малыш писать не в состоянии, с ним можно лепить буквы или рисовать их – совсем маленьким родители рисуют контуры литер, а потом дают задание – раскрасить. Все вылепленное и нарисованное нужно озвучивать. Так буквы и слоги естественно войдут в жизнь, и читать малышу будет намного проще.
Такие занятия полезны еще и потому, что развивают необходимые прикладные навыки – мелкую моторику. Как и при всех прикладных занятиях, не следует забывать о технике безопасности – не работать с вредными материалами, приобретать пластилин, глину и краски в канцелярских отделах. Мягкие пластики, которые используются для мелкого ремонта, могут вызвать аллергические реакции.
Еще один вид обучения, который развивает мелкую моторику – аппликации. Буквы аккуратно вырезают из цветной бумаги.
Собирают в слоги и наклеивают на плакат. Этому виду обучения можно найти практическое применение – таким образом можно подготовить открытки, чтобы поздравить всех членов семьи с праздником.
Литеры не обязательно рисовать самостоятельно, их можно вырезать из страниц старых журналов.
Этим методом учителя пользовались более 100 лет назад.
и эта методика показала себя как самая неудачная. Очень трудно потом объяснить детям, почему домик и Д на одну букву, а гребешок и Ш – начинаются с разных. Да и сможет ли сам взрослый составить слоги из аиста и сломанной скамейки? В пособиях для дошкольников, в которых подробно объясняется данный метод, часто литеру М ассоциируют именно со сломанной лавкой.
Одной из трудностей параллельного обучения чтению на русском и английском языках является несоответствие в английских словах произношения и написания. Дети не сразу могут разобраться, почему пишется одно, а произносить нужно совсем другое.
Поэтому нужно выбирать для запоминания сначала самые легкие односложные слова, которые произносятся точно так же, как пишутся.
Необходимо очень много времени посвящать упражнению, переходить в течение дня с одного языка на другой, описывать цветные картинки, которыми авторы зарубежных пособий щедро украшают учебники.
В отличие от русских слов, нужно учить сразу же правильно запоминать английские слова целиком, контролировать произношение.
После каждого чтения слов и предложений на английском языке следует требовать пересказа на русском. К 6-7 годам ребенок должен уже легко читать текст на русском и пересказать его на английском и наоборот.
При обучении чтению происходит одновременное освоение письменных навыков. Буквы приходится рисовать на альбомных листках, писать мелом на асфальте.
На этом этапе достаточно добиться четких линий и разборчивого написания – формирование почерка нужно оставить школьному учителю.
После того как дошкольник научился выписывать четкие палочки и петли, ему будет намного легче учиться писать. Почерк у него будет четкий и разборчивый.
mjusli.ru
Методик, как научить ребенка читать, сегодня существует предостаточно. Некоторые из них основаны на традиционном подходе, другие – современные. Какую из них выбрать, как научить ребенка читать? В данной статье не будет обзора педагогических программ. Вместо этого мы постараемся разобраться в психологии чтения и ответить, почему так важно ребенку научиться читать? Почему некоторые дети лучше и быстрее учатся читать, чем другие? Как сделать так, чтобы ребенок с радостью и рвением старался научиться читать? Именно в ответах на эти вопросы и кроется возможность подобрать действительно правильную, идеальную методику, как можно научить ребенка читать.
• Почему некоторые дети учатся читать быстро, а для других - это тяжелое занятие?• Как сделать так, чтобы обучение чтению превратилось в приятное времяпровождение, а не в "бои без правил"?
• Почему так важно для ребенка, научиться читать в детстве и вместе со сверстниками?
Чтение... что значит это действие для человека? Для кого-то чтение - это нечто поистине великолепное: когда вечером, сидя в удобном кресле, завернувшись в плед, попивая горячий какао, можно часами наслаждаться шедеврами классической литературы или научно-популярной фантастики. Для другого, чтение это возможность познавать сложную науку, разбираясь в ворохе энциклопедических знаний и множестве терминов. Для старенькой бабушки, получившей всего 4 класса образования в далеких 20-х годах прошлого века, это возможность получать весточку от мужа с фронта. Большинство же из нас не относятся к умению читать, как к чему-то особенному: мы читаем мимоходом, газеты и журналы, ценники и рекламные объявления, расписание автобусов и графики дежурств. Так, как будто умение читать было дано нам с рождение. И вспоминаем мы о том, что чтение - это весьма сложная наука, только, когда подрастает новое поколение и возникает вопрос: как научить ребенка читать? И тут мы сталкиваемся с проблемой: оказывается это все не так просто и не так быстро, а бывает даже - с истериками и приступами взаимной ненависти между родителями и ребенком.
Прежде чем искать ответ на вопрос, как научить ребенка читать, очень важно понять, зачем это ему? На первый взгляд - очень странный вопрос с очевидным ответом. "Как зачем? - скажет любой родитель, - чтобы уметь делать все то, что описано в абзацах выше: наслаждаться литературой, учиться, познавать, узнавать". А можно ли научить всему этому, если заставлять, принуждать, наказывать? Можно ли научить любить процесс чтения, если процесс учебы омрачен обязанностью учиться?
Прежде чем бросаться ревностно и быстро учить ребенка читать, необходимо понять, что это умение для него очень важно и нужно. Во-первых, потому что это сегодня общераспространенный способ получения информации. Во-вторых, потому что ребенок должен не отличаться от остальных детей в своей группе, а иначе - рискует стать изгоем. В-третьих, потому что чтение действительно может стать для него любимым занятием. И только от родителя (учителя) зависит, насколько все три пункта смогут воплотиться в жизнь.
Современные методики, как научить ребенка читать, могут быть излишне новаторскими и даже беспочвенными, а некоторые из них способны нанести вред детям. Примером может служить методика Гленна Домана. Более подробно читайте об этом в статье "Да, ваш ребенок гений! Можно ли с помощью методики Гленна Домана “обмануть” природу человека?"
Нашим прабабушка и прадедушкам тяжело было учить науку письма. Их родители не умели читать и спокойно себя чувствовали, поэтому процесс проходил тяжело и долго. Современные дети совершенно иные: они быстрее и легче схватывают, в более раннем возрасте познают возможность чтения. Но надо понимать, что одним это дается проще, а другим - сложнее. Отстающие в этом плане дети, а также те, кто с раннего возраста отказываются или даже ненавидят читать - это не свидетельство отсталости ребенка, а всего лишь следствие т.н. учебного процесса, когда выбрана неправильная методика и неправильный подход к обучению.
Долгое время в педагогике считалось, что ребенок - это чистый лист бумаги. То, что родители и учителя на нем сумеют записать, то и ляжет ему в душу, в этом он и будет дальше совершенствоваться. Сегодня с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана мы понимаем, что это утверждение лишь одна часть правды. Другая часть ее состоит в том, что у ребенка от природы есть свои способности и свои желания, которые кардинально отличают его от других детей. И именно в зависимости от развития этих самых природных свойств и зависит его будущее. Другими словами, если у мальчика есть чувство ритма, но слабенькое тело, то, несмотря на то, что он «чистый лист», ни при каких условиях боксера из него не получится. Как бы не "писали" ему эту судьбу учителя или родители. В тоже время в зависимости от того, куда его умело направят, например, в танцы или в музыкальную школу по классу скрипка - там и будет его судьба, его самосовершенствования.
Точно так же и с чтением, не всем детям чтение представляется интересным занятием и не для всех оно в будущем будет нужно, как процесс, доставляющий удовольствие. Не каждый ребенок будет зачитываться литературой, и поглощать энциклопедии одну за одной. Это прерогатива только некоторых детей. А именно, обладателей одного или нескольких из трех векторов:
• зрительного: у таких детей зрение - более чувствительный орган, чем у других. Именно простая стимуляция зрения, как, например, созерцание красоты, или более сложная, как умение почувствовать эмпатию к другому человеку, - это природные желания, за которыми зрительный ребенок с удовольствием идет. Информация об окружающем мире - это интерес зрительного ребенка, его желание и его страсть, заданная от природы. Именно зрительник хочет знать, отчего трава зеленая, а радуга - красивая. Зрительные дети очень любят слушать сказки, которые читает мама, фантазировать и представлять себя в роли главных героев. Зрительным людям задано испытывать настоящее удовольствие от чтения и художественной литературы, и научно-популярных рассказов о природе.
• звукового: хотя у звуковых детей более чувствительным органом является ухо и они прекрасно ловят информацию именно на слух, но современный мир насыщен письменным словом, поэтому именно умение читать становится основным источником познания для звукового человека. Звуковые дети ищут ответы на свои вопросы в философии, они любят фантастику, научные статьи о космосе и физике. Более того, развитые в детстве звуковики умеют и любят читать и писать не только на родном языке, но и на иностранном.
• анального: желание накапливать опыт и традиции предыдущих поколений раньше реализовались в этом векторе и без умения читать. От деда к отцу, от отца к сыну - именно таким образом передавались знания. Сегодня информации слишком много в разных областях, не удивительно, что она теперь передается письменным словом в учебной литературе. Анальные люди от природы - это самые лучшие ученики (как желающие накопить знания) и они же являются самыми лучшими учителями (как желающие передать знания дальше, следующим поколениям). Поэтому для анального ребенка очень важно уметь читать и писать, чтобы исполнять свою роль.
Потенциально научить читать детей с анальным, а тем более звуковым и зрительным векторами, не составляет трудностей. Все они хотят этого. Все, что нужно - это создать ребенку искусственную нехватку. Другими словами, в следующий раз, когда ребенок будет просить прочесть ему сказку перед сном, то мягко отказать ему в этом. Это натолкнет ребенка на мысль, что если он хочет узнать новую сказочку, то лучше всего самому научиться читать и быть самостоятельным от свободного времени мамы. Пускай он попросит вас об этом! И уже потом, от его собственного желания, можно отталкиваться в обучении чтению. Только в таком случае, ребенок научиться читать быстро и просто.
Современные технологии великолепно помогают ребенку научиться читать. Многие родители отказываются от использования компьютеров, планшетов и смартфонов в обучении детей чтению, ссылаясь на вредность и нетрадиционность таких методов. На самом деле это большое заблуждение - в будущем ребенку предстоит жить в мире, пронизанном компьютеризированной техникой, и чем раньше он с ними познакомится, тем лучше. Более того, современные технологии позволяют сделать обучение чтению приятным занятием, обратить его в легкую игру, необычайно заинтересовать малыша и сделать сам процесс приятным. И какой великолепный бонус для мамы - она может заниматься другими делами, а не познавать педагогику с нуля.
Если мама заставляет ребенка учиться читать, приказывает, злится, спешит, отрывает от других, более интересных в данный момент занятий, а кроме того, еще и наказывает, если у ребенка не получается научиться читать так просто и скоро, как ей этого хотелось бы, то именно тогда ребенок начинает испытывать трудности.
В частности, анальный ребенок, подгоняемый родителем, начинает тормозить. От природы ему необходимо немного больше времени, чем другим. Кроме того, есть в нем некоторая боязнь начать новое дело, вдруг не получиться - можно опозориться. Поэтому анального ребенка нельзя учить чтению без моральной подготовки и подбадривания. Чем больше гнать его в шею, тем больше он будет замедляться, тем дольше времени ему будет нужно, чтобы разобраться.
Другой пример, если над зрительным ребенком смеяться, когда он делает первые попытки в чтении, то он может начать стесняться себя, это прекратит его развитие и чтение не будет для него чем-то приятным. Мозг звукового ребенка изначально нацелен на осмысление всего на свете, в том числе и письменного текста. Когда звуковой ребенок учиться читать, ему необходимо дать возможность сконцентрироваться, а для этого надо создать тихую, спокойную атмосферу. Если же учеба происходит в постоянном шуме, резком и сильном, если на такого ребенка постоянно повышать голос, обзывать "идиотом" из-за его ошибок, то ничего хорошего из такой учебы точно не получиться.
Чтение - это удовольствие для детей со звуковым, зрительным и анальным векторами. Точно такое же, как мороженое или мультфильмы. Правильно подтолкнув, найдя свою методику обучения ребенка чтению, родители получат еще один козырь в свои руки. Кстати, очень полезный - ведь подарить на день рождение ребенка энциклопедию куда как приятней, чем визжащую игрушку без смысла. Более того, обладая высоким уровнем письменного слова именно эти дети в потенциале могут вырасти в гениальных писателей и создавать литературу, учебники, энциклопедии и т.д.
Насильственно учить таких детей читать - это отобрать у них радость всей будущей жизни, лишить одного из самых приятных занятий, сделать весь процесс чтения противным и неприятным. В конце концов, научившись читать, они уже никогда не поймут, что такое чтение на самом деле.
Для детей без хотя бы одного из трех вышеназванных векторов, чтение - не самое интересное занятие на свете. Это не означает, что на них надо махнуть рукой или посчитать тупыми, но надо понимать, что нет ничего страшного, если такой ребенок научиться читать не в 4 или 5 лет, а в 6 - уже в школе. Не стоит переживать по этому поводу - всему свое время и каждый ребенок обязательно научиться читать.
У детей с другими векторами - иные желания и возможности. И раннее детство им дается для осваивания своих, особенных навыков, в перечень которых чтение не входит. Так, ребенок с кожным вектором, с ранних лет легко изучает арифметику - он может не уметь читать, но уже великолепно считать. Так же он гибкий и быстрый от природы, поэтому может начать танцевать или заниматься бегом. Ребенок с оральным вектором в ранние годы учиться ярко говорить, коммуницировать с другими своим словом. У каждого своя задача и своя роль, и если в 4-5 лет ребенок не проявляет никакого рвения к чтению, можно не волноваться по этому поводу. Главное - чтобы он успел научиться читать по общепринятым нормам.
Кроме того, поскольку чтение само по себе для таких детей не является интересом, то необходимо придумать какой-то дополнительный стимул для них. Тут придется приложить усилие. В конце концов, научившись читать они не будут наслаждаться от самого процесса чтения, не утонут в классической литературе, сами никогда не станут писателями. Но чтение и письмо необходимы им для жизни в современном мире точно так же, как и всем остальным, поэтому родители и учителя должны найти подход и научить такого ребенка читать, как и всех остальных. И правило тут такое же: без принуждения, без насилия, без криков и истерик.
Разыскивая методику, как научить ребенка читать, необходимо в первую очередь понимать своего ребенка, его желания и его устремления. Разобраться, что такое письменное слово для него, какую роль оно будет играть в его жизни. И уже во вторую очередь, идти за желаниями ребенка, помогая ему на пути изучения чтения.
Не надо стремиться за быстротой, ориентироваться на какие-то максимумы, оглядываться на соседских детей. Есть стандарты образовательной системы, и все дети вполне могут им соответствовать. Если ребенок в 3 года еще не читает и не проявляет интереса к этому процессу - это не трагедия, и не надо заставлять его. Если ребенок в 3 года уже очень сильно хочет сам читать, можно легко этому его научить без насилия - и это тоже будет нормой.
Статья написана по материалам системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Приглашаем всех, кого интересует правильное, гармоничное развитие ребенка, посетить вступительные, бесплатные лекции по этой науке. Они проходят в онлайн формате и доступны всем желающим.
Получить приглашение на ближайшие лекции можно, оставив свои координаты, просто кликнув на баннер:
Детство - краткий миг. Правда детям так не кажется, они хотят поскорее вырасти. А вот для взрослых, а особенно, родителей, детство - это действительно краткий миг, ведь за него надо очень много успеть сделать: научить, воспитать, задать правильное направление, вырастить хорошего человека. Если вас интересует, как это сделать наилучшим способом, предлагаем вам множество факультативной информации по системно-векторной психологии Юрия Бурлана в нашей интерактивной рассылке. Чтобы оформить подписку, достаточно заполнить форму внизу.
Теги: Дети и родителиЗвуковойЗрительныйАнальныйДети
100k.net.ua
Начиная с пятилетнего возраста у ребенка зарождается естественная потребность к самостоятельному чтению. Это очень важный момент в личностном и интеллектуальном развитии ребенка. От желания читать книги до их свободного прочтения ребенку вместе со взрослым помощником необходимо проделать большую работу, многому научиться. Если до этого момента дошкольнику достаточно было просто водить пальчиком по страницам, проговаривать заученные тексты или придумывать свои, то к пятилетнему возрасту многое меняется: ребенок пытается вникнуть в процесс самостоятельного чтения, добывания знаний из книг и получения ярких впечатлений.
Чтение развивает у детей воображение, формирует внутреннюю эмоционально-насыщенную картину мира, развивает абстрактное мышление и подготавливает к усвоению сложных логических конструкций. В пятилетнем возрасте необходимо подбирать ребенку книги для чтения, которые способствуют его личностному развитию:
Есть несколько методик развития способности к чтению в дошкольном возрасте. Это позволяет подобрать именно ту, которая подойдет ребенку, исходя из его индивидуального развития и особенностей характера.
Традиционная система обучения чтению заключается в реализации принципа «от простого к сложному». Сначала ребенка знакомят с буквами, так как из них состоят слова. в пятилетнем возрасте легче усваивается информация, которая предъявлена ребенку в наглядной форме. Буквы могут быть сделаны из картона, можно купить готовые пластмассовые. После того, как ребенок выучит буквы, ему надо показать, как из них складывать слоги, а из слогов – слова. Процесс обучения должен проходить в игровой форме, так как дети еще не могут длительно удерживать цель обучения, в игре им легче запоминать и усваивать новую информацию. Такой процесс обучения чтению подойдет деткам усидчивым, таким, кто любит исследовать мир, изучать, из каких деталек состоит та или другая вещь.
Как научить ребенка бегло читать? В этом могут помочь онлайн игры!!! К примеру, чтобы понять задание для прохождения уровня, нужно его прочитать и понять.
Можно учить ребенка чтению с помощью кубиков Зайцева. Этот метод подходит для тех детей, которым сложно усидеть на месте, кто по психофизиологическим показателям любит постоянно двигаться и познавать мир в движении. На кубиках написаны склады, определенные слоги состоящие из согласной и гласной. Каждый склад имеет свой характерный звук и цвет. По характерным признакам дети создают ассоциативные ряды.
Учитель придумывает различные игры с кубиками, в которых дети должны найти подходящие и составить из них говорящую башню или лестницу. Если слоги – это определенные речевые конструкции, которые лежат в основе слов, то склады- это произвольные конструкции, их можно соединять разным способом, таким образом, в более непринужденной и творческой обстановке происходит заучивание букв по цвето-звуковым ассоциациям. Так же специально для детского возраста сконструированы таблицы для складов. Ребенок постоянно находится в движении, поэтому у него не портится осанка.
Как логопед с большим стажем работы Надежна Жукова разработала свою методику обучения чтению детей дошкольного возраста. В основе методике лежит изучение слогов, из которых состоят слова. «Веселый мальчик» является проводником по Букварю. Он помогает ребенку быстро освоить правила чтения. В данном случае применяется логопедический подход, который упреждает развитие дефектов речи. При изучении букв на картинке показано, как правильно надо ее произнести. Букварь не перегружен играми и развлекательными картинками, внимание ребенка не отвлекает лишняя информация в букваре. Методика нацелена на быстрое овладениетехникой чтения. В пятилетнем возрасте подходит для высокомотивированных детей, которые стремятся быстрее пойти в школу учиться.
Как легко научить вашего ребенка хорошо читать? В этом поможет учебник фединых!!!
Методика обучения чтению, представленная данными авторами, заключается в последовательном овладении письменной речью от простого к сложному. Обучение состоит из семи этапов развития навыков чтения в старшем дошкольном возрасте от букв к простым предложениям. Рассматриваются различные типы слогов:
Далее предлагаются для освоения простые трехбуквенные слова, состоящие из четырех букв или более сложные. Если на первом этапе обучения ребенок должен понять, что в основе букв лежат звуки, то на последнем этапе обучения ребенок способен читать простые предложения. Учебник нравится детям тем, что в нем много игр, а родителям, потому что в нем много советов, как организовать обучение чтению маленьких детей в домашних условиях.
В книжных магазинах продается большое количество дидактических игр, которые развивают у ребенка любовь и способность к чтению. Они разработаны опытными педагогами. В основе дидактических игр лежат задания на развитие определенного умения по работе с текстом:
Дидактические игры опираются на наглядно-образное мышление ребенка пяти лет и развивают у него словесно-логическое мышление как основу чтения. Предлагаются задания на угадывание слова где один слог представлен в виде картинки, а второй – буквосочетанием. Постепенно ребенок учится воспринимать слова не просто как набор звуков, а понимать смысл слова, который первоначально спрятан в картинке и заучивается им.
При обучении детей старшего дошкольного возраста чтению взрослые должны понимать, что нельзя ребенка заставлять заниматься чтением. Необходимо потихоньку вовлекать его в этот процесс, заинтересовывать, постепенно развивать любовь к чтению.
Нельзя ребенка ругать, если у него не получается прочитать слова или тексты. Необходимо следить, чтобы ребенок именно читал слова и предложения, а не повторял выученный наизусть текст. Очень часто дети в этом возрасте начинают имитировать чтение, когда у них не получает читать. Не надо настаивать заниматься чтением, если ребенок проявляет признаки беспокойства или он устал. Лучше на время отложить букварь или книжку, переключить внимание ребенка, предложив ему другое занятие. После того как малыш отдохнет, он приступит к занятиям чтения с большим интересом.
klubmama.ru