Как научить ребенка учить историю


Выучить историю? Легко!

Мы зачастую сталкиваемся с нехваткой знаний по определённому предмету. И это может связано не столько с подготовками к экзаменам в учебном заведении, но с другими жизненными ситуациями, встречающимися как на службе, так и при неформальном общении в компании друзей. Особенно остро это касается знаний в области такой обширной науки, как история. Информации по этому предмету очень много и знания, вынесенные со школьных уроков, как правило, оказываются недостаточными даже для того, чтобы подержать беседу, не говоря уж о профессиональные делах.

Простые помощники

Для того чтобы выучить историю быстро, необходимо запастись вспомогательными материалами, которые удобнее держать в руках, нежели просматривать на компьютере. Пролистывая страницы по нескольку раз и перечитывая непонятные строчки, вы быстрее запомните информацию, нежели переходя по бесконечным гиперссылкам и выхватывая разрозненную информацию из разных источников.

Как запомнит даты по истории? Проще всего пользоваться таблицей дат, на которой структурировано распределены даты в хронологическом порядке. Изучая ту или иную тему, вы легко сориентируетесь в годах и определите её место. Чем чаще вы будете обращаться к таблице, тем прочнее даты освоятся в вашей памяти. А ведь даты – это один из важнейших моментов в запоминании истории.

Если сражения, которые очень часто происходили в нашем мире и сыграли большую роль в историческом развитии событий, имеют первостепенное значение для вас и влияют на достижения цели изучения, то вам потребуются также исторические карты, на которых доступно изображены все движения в военном процессе. Кроме того, исторические карты отображают разделение земли в разные периоды.

В качестве источника информации для поверхностного изучения истории лучше всего взять школьный учебник. Каждый параграф в нём связан с определённым событием в истории и даёт его характеристику и основные даты. Выучив параграф и выделив из него основные тезисы, вы сможете начать запоминать более конкретные события определённого периода.

Простые рекомендации

Для того чтобы легко и быстро запоминать исторические даты и события, вы можете пользоваться некоторыми нашими советами, которые вы найдете ниже. Обратите особое внимание на то, что память разных людей имеет разный объём и «пропускную способность», поэтому не злитесь на себя, если поначалу получаться запоминать у вас будет хуже, чем хотелось бы.

  1. Разделите параграф на блоки. Любой текст имеет логическое строение, которое подразумевает несколько частей. Их можно легко разделить, назвав каждый в соответствии с главным тезисом – идеей, и выучить по-отдельности.
  2. Не зубрите. Чтобы запоминать тексты, не нужно заучивать их слово в слово. Важно понимать то, о чём вы читаете вплоть до каждого слова. Часто бывает так, что один непонятый термин может нарушить всю систему.
  3. Стимулируйте себя. В душе каждый из нас – ребёнок. И как любому ребёнку нам необходимо поощрение за хорошо проделанную работу. Придумайте для себя систему поощрений и наказаний, чтобы быстро и с интересом выучить историю.
  4. Выучите даты. Очень хорошо, если в процессе изучении истории, таблица дат, которой вы начнёте пользоваться, фотографической памятью сохраниться в вашей голове. Это поможет вам обращаться к подсказке, не беря её в руки.

Исторические заметки

Очень полезно для того чтобы быстро запомнить большое количество информации, завести тетрадь и заносить в неё краткие конспекты того, что вам уже удалось выучить. Важно, что эту тетрадь проверять у вас не будут, как в школе, поэтому для того чтобы запомнить какой-то факт, вы можете даже зарисовать его.

Очень помогают запомнить даты по истории рукописные схемы: от одного события вы стрелочками отводите связанные с ним факты, между следующими также формируются определённые связи, и так далее. Любая визуальная информация очень хорошо откладывается в нашей памяти. Такие графические заметки позволяют предельно сократить крупные тексты и запомнить их вследствие постоянного обращения к тетради.

Запоминать за один день огромное количество прочитанной информации очень сложно, поэтому не забывайте, что перегрузка мозга может привести к разочарованию и даже некоторому нервному срыву. Помните о правильном режиме для и здоровом питании. Это поможет вашему организму легче справиться с «запоминательным» марафоном.

Автор статьи: Сюмакова Светлана (46 голосов, средний: 4,33 из 5)

pamyatplus.ru

Учим ребенка запоминать. 6 способов, как научить ребенка запоминать праильно.

02.06.2014

Давно уже не секрет, что люди, у которых хорошая память, в жизни добиваются гораздо большего ( в 10 раз больше, чем человек со средними показателями запоминания). Как, внушает вас эта цифра. Поэтому, учим ребенка запоминать с раннего детства. Людей с феноменальной памятью было конечно не так уж и много, но зато мы сейчас знаем их практически поименно, эти люди действительно достигли многого.

Вспомним, хотя бы Ал. Македонского, который обладая потрясающей памятью, мог по имени назвать любого солдата и помнил их всех. Соответственно он снискал у своей армии небывалое уважение, что и привело его к великим победам.

В качестве аналога, приведем пример с Наполеоном: он так же знал каждого поименно, да еще и знал о привычках каждого и использовал это в своих стратегиях.

Вспомним про Людовика XIV , Петра 1го -эти люди держали в голове огромные объемы знаний и информации.

Подведем итог, выше написанному. Люди жили в абсолютно разные времена и разных станах, жили в самых разных социальных уровнях, но все достигли высот, обладали замечательной памятью и их успеху завидуют многие. Что помогло им в жизни? И как научить ребенка запоминать, чтобы он тоже стал успешным в будущем?

Хочу быть успешным...

Память настолько уникальна, что позволяет нам не только накопить информацию, а еще и использовать свой и чужой опыт, ища выход в различных ситуациях.

Наличие хорошей памяти — залог отличного и быстрого интеллектуального развития. Нужно приступать тренировать память с младенчества, и тогда ее объем будет весьма внушительный.

Тренировка памяти и обучение запоминанию происходит с помощью интеллектуальной зарядки, выполняя специальные упражнения. Всем высоким особам преподавались особые дисциплины, о которых уже ,наверно, и забыли; так это наряду с обычными предметами. Самое положительное заключалось в том, что они могли путешествовать и многие науки (география, история) они познавали в реалиях. Смена эмоций и впечатлений, каждый день привносит что-то новое и особенное. Я бы сказала мозговой штурм информацией, которую они видели воочию. Поэтому учим ребенка запоминать, ориентируясь на "великих" мира сего.

Все вижу, воспринимаю, ощущаю.

Научить ребенка запоминать какую-то информацию проще с детства. Память малыша, ка губка готова подпитываться новой информацией и внимать всем новым знаниям. Малыши получают интерес и удовольствие от познавательной деятельности. память крохи с детства. Конечно, важно знать тип восприятия вашего ребенка, для это пройдите ниже предложенный тест. Зная результаты вы сможете избежать многих ошибок в воспитании детей. Часто мамы и папы просто не могут разобраться в этом и обвиняют малышей в лени или невнимательности. Сказки могут стать отличным помощником в тренировке памяти, Попросите малыша пересказывать их вам.

Тренируем память правильно.

1. Заниматься нужно различными занятиями.

При любой тренировке стоит учитывать как ребенок лучше усваивает информацию, и развивайте этот канал,попутно подключая и остальные.

У малышей до 1,5 лет достаточно сложно понять его тип, поэтому тренируйтесь комплексно.

Начните:

  • Учить стишки и песенки.
  • Просите пересказывать сказки.
  • Покажите картинку и попросите ребенка ее нарисовать.
  • Когда показываете картинку, описываете, рассказывайте что-то интересное на эту тему.
  • Разгадывайте ребусы и различные головоломки.
  • Задайте тему и пусть ребенок сочинит на эту тему историю.
  • Научите кроху танцевать, играть - движение способствует насыщению мозга кислородом.
  • ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ: ранее обучение чтению, писанию и другим наукам.

Несложные занятия помогут в будущем вам гордится ребенком.

2. Всегда с улыбкой.

Когда у ребенка позитив, он лучше усваивает. Если видите,что кроха капризничает,заболевает или просто не в духе-отложите. И еще- старайтесь учесть потребности крохи. Любит мячики, пусть их считает, рассказывает какого цвета и размера,какие на ощупь и из чего сделаны.

3. Занятия должны стать регулярными.

Каждый день придумывайте несложные задания-пятиминутки.

4. Серьезно относитесь к здоровью крохи.

Старайтесь максимально обеспечивать ребенка свежими овощами,  а так же фруктами, конечно предпочтение выращенным самими на огороде и дома. Позаботьтесь об этом с лета-заморозьте ценные продукты с лета, чтобы хватило и зимой.

Побольше кислорода, гулять с ребенком лучше по несколько раз.

5. Объясните малышу, какая информация считается важной, а какая - нет.

6. Не отчаивайтесь!

Если пока еще нет особенных достижений - не расстраивайтесь. Крохе важна вера и поддержка от родителей. Ребенок будет стремиться к результату, если вы в него поверите. Вера в него-это залог вашего общего успеха.

В заключении, хочу сказать лично от себя : все в ваших руках, вы можете сомневаться и ленится -и тогда точно не узнаете, мог ли ваш ребенок на ступеньку стать успешнее в будущем. Прочь все сомнения - учим ребенка запоминать уже сейчас.

malenkiyrebenok.ru

Как выучить историю легко? Шесть действенных советов

Большинство людей плохо запоминают исторические даты и события. Это связано с тем, что наш мозг с трудом усваивает информацию, насквозь пропитанную числами и незнакомыми названиями. Особенно если новые знания "запихиваются" в него насильно и без малейшего желания насладиться процессом.

Однако что делать, если нет времени на пустые размышления? Что, если экзамен уже на следующей неделе, а вы еще ничего не знаете? Как выучить историю за столь короткий период? Что же, не стоит беспокоиться, ведь у нас есть аж целых шесть советов, способных помочь вам в этом деле.

Способ №1: игра в карты

Наши дедушки и бабушки хорошо знали о том, как выучить даты по истории, буквально за несколько вечеров. Для этого они вырезали из бумаги прямоугольники, чем-то похожие на игральные карты. На одной стороне писали ключевую дату, а на другой – те события, которые сопровождали ее. Примечательно то, что уже на этапе подготовки наш мозг начинает запоминать выбранные исторические даты и события, так как неосознанно заостряет на них свое внимание.

Что касается самих прямоугольников, то их раскладывают на любой удобной поверхности числами вверх. Когда все будет готово, следует приступить к изучению написанного на них материала. Для этого необходимо взять карту и прочитать вслух текст, указанный на ее обратной стороне. После чего положить ее на место, только на этот раз буквами вверх.

Эта процедура повторяется до того момента, покуда все карты не окажутся вверх тормашками. Затем необходимо отдохнуть несколько часов, после чего вновь приступить к обработке материала. После 5-6 повторов даты полностью закрепятся в сознании человека, а вместе с ними и те события, что были к ним прикреплены.

Способ №2: игры разума

Психологи знают о том, как выучить историю максимально точно. У них есть особая методика под названием «Игра разума». Ее суть заключается в том, что человек создает в своей голове устойчивые образы и картины, связанные с изучаемым им материалом. Проще говоря, фантазирует на заданную тему.

Допустим, вам нужно запомнить ключевые моменты блокады Ленинграда. Для этого следует представить себя в качестве рядового солдата, пребывающего в окружении захватчиков. Попробуйте пережить все те эмоции, которые испытывал советский военный в то нелегкое время. Какие приказы от начальства поступали ему? Как долго его отряд ждал подкрепления? Как радовался тому, что кольцо врага было прорвано?

Эта методика привяжет ваши воспоминания, пускай и ложные, к реальным датам и числам, что впоследствии поможет запомнить их все. Правда, для реализации этой техники нужна хорошая фантазия, которой, к сожалению, наделены не все.

Способ №3: визуализация

Однако тогда возникает вопрос о том, как выучить историю тем, кто не может создавать правдоподобные образы в своей голове. В этом случае можно воспользоваться теми фантазиями, что уже существуют в реальном мире. То бишь открыть браузер и поискать там документальные фильмы по истории, архивные фото, рисунки и так далее.

Просматривая их, человек начнет постепенно запоминать тот материал, который они содержат в себе. Ведь зрение – это один из наилучших механизмов поглощения информации из окружающей среды. Особенно, когда этот процесс происходит в полном одиночестве и сосредоточении.

Способ №4: точка отсчета

Изучая даты, нужно следовать порядку исчисления. То бишь невозможно выучить хронологию событий, прыгая по ней, как угорелый. Поэтому, прежде чем начать изучение материала, найдите общую точку отсчета для всех событий. Затем медленно "идите" вверх по годам, отсчитывая в голове, сколько времени прошло от «места» отправки.

Однако этот метод хорош лишь в тех ситуациях, когда нужно изучить определенный временной период. Когда же речь идет о целой эпохе, то здесь точка отсчета вряд ли поможет синхронизировать все события.

Способ №5: собственная книга по истории

За сколько можно выучить историю всего мира? Месяц, два, год или того более? По правде говоря, выучить абсолютно все исторические события невозможно. И с этим придется смириться, так как виной всему природа человека. Однако запомнить ключевые даты и события мировой истории вполне возможно.

Для этого необходимо завести особую тетрадь, желательно на 96 листов. В нее нужно будет вносить краткие исторические заметки по каждой отдельной эпохе. Со временем у вас появится собственная книга по истории, раскрывающая порядок становления мирового порядка. При этом она будет написана языком, понятным для вас, что впоследствии поможет изучить ее от корочки до корочки.

Способ №6: как выучить историю легко?

Последний совет будет весьма банальным, но при этом действенным. Все что нужно – это полюбить данный предмет. Ведь гораздо проще сосредоточиться на том, что приносит вам удовольствие. Согласитесь, каждый из нас помнит множество интересных фактов о своем хобби, даже не заучивая их наизусть.

Поэтому найдите в истории то, что придется вам по душе, и сосредоточьтесь на этом чувстве. Пускай для вас это будут не сухие факты, а далекие воспоминания забытых времен. Таким образом, вы не только сможете изучить данный предмет, но и побываете в тех местах, где уже давным-давно не ступала нога человека.

fb.ru

Любая мама мечтает, чтобы ее ребенок был успешным. Т.е. чтобы хорошо учился в школе, имел широкий кругозор, красиво рисовал, пел, танцевал, был среди лучших в кружках и т.д. Это вполне оправданное желание любящего родителя. И я не исключение. Мне вот очень хотелось бы, чтобы моя дочь училась на одни пятерки! А в художке ее портрет висел на доске почета. Однако иногда наши желания не совпадают с реальностью. Увы! С первого класса у нас начались трудности: медленное чтение, медленное письмо, медленный устный счет и т.д. Как результат — сплошь тройки. Признаться, я бы не сказала, что моя дочь ленивая. Очень даже старательная девочка. Но что-то ей мешало. Понять почему она такая медлительная и главное — что делать? висело долгое время в воздухе.

Расскажу свою историю, начиная с теории. Самым важным в обучении является чтение. Это основа основ. От чтения зависит практически все! Многие задаются вопросом почему. Все просто — чем быстрее прочитаешь, тем быстрее поймешь о чем речь, быстрее приступишь к выполнению задания, получишь заветный бонус в виде возможности задать учителю вопрос или подольше поразмышлять над решением поставленной задачи, а также будет минутка перепроверить выполненное на предмет поиска допущенных ошибок. К тому же  подмечено, что быстро читающие дети быстрее пишут. Получается некая зависимость — если читаешь быстро, то и пишешь в разы быстрее, если читаешь медленно — то и пишешь примерно с такой же скоростью. А в начальной школе, да и в целом в учебном процессе, решающим для успеха является именно скорость. Человеческий мозг так устроен — он с большим трудом воспринимает медленное изложение информации. Поэтому дети, которые читают медленно, плохо понимают прочитанное. Если предложение длинное, то зачастую они забывают о чем шла речь в самом начале. Ведь запомнить непонятное куда сложнее. И тогда приходиться перечитывать. А класс тем временем уже перешел к следующему заданию. В результате ребенок нервничает, ему становится куда тяжелее сосредоточиться. И эта проблема висит каждый урок за некоторыми исключениями. Ведь читать задания нужно по всем предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, иностранные языки, технология и т.д. Чтение не нужно разве что на физкультуре и музыке. Да и то иногда на музыке раздают тексты песен, а на физкультуре могут показать пару плакатов. Словом, чтение — это основа успеха в обучении!

Я знала это еще до рождения детей. Но! Знать что важно и как достичь желаемого — разные вещи. Если с сыном у меня проблема как-то сама по себе разрешилась, то с дочерью она встала очень остро. И я не знала что делать. Я перелопатила много различных книг. Но это все была теория. Как известно любую теорию необходимо прежде всего обкатать на практике. И как тут найти наиболее эффективный метод? Да еще и такой, чтобы ребенок стал заниматься без слез? Честно сказать, слез хватало от домашних заданий. Поэтому мне хотелось найти золотую середину. И я искала ее на библиотечных полках, в книжных магазинах и в Интернет.

Не знаю нашла бы я что-то стоящее или до сих пор тратила свое драгоценное время на поиски, но… помощь пришла от моей коллеги — Татьяны Джало. Мы обсуждали совместный проект в скайпе. Когда все вопросы были закрыты мы чисто по-женски решили поболтать пару минут о женском счастье, т.е. о детях. Конечно я поделилась своей болью. К тому же я знала, что Татьяна наверняка даст мне бесценный совет, т.к. за ее плечами огромный педагогический опыт работы в начальной школе. Мне повезло куда больше, чем просто получить совет! Оказывается на тот момент Татьяна закончила подготовку нового тренинга для детей «Зарядка для ума».

По сути этот тренинг представляет собой последовательные игры на развитие мозга. Ограничений по возрасту нет. Поэтому играя совместно с ребенком, играющий развивается тоже. Думаю, что тренировка памяти полезна всем: как детям 5-ти лет, так и тетям за 40! Удивительное дело, изначально мне хотелось повысить только технику чтения, но занимаясь в тренинге, улучшилась память, логика, повысилось внимание, дочка стала в разы быстрее считать, повысился кругозор, увеличился запас слов, уменьшилось количество ошибок при написании слов. Одним из важных моментов считаю решение проблемы с памятью. Многие мамы меня поймут. Вам наверняка знакома ситуация, когда ребенок, уча урок, вроде бы все выучил на зубок. Но проходит буквально неделя и ребенок словно никогда не учил то самое правило, что знал на пять! В одно ухо влетело, оценку за выученное получили и из другого уха это все вылетело! Играя в рекомендованные игры Татьяны Джало эта проблема решилась. Занимались мы чуть больше месяца. К концу последней четверти 3-го класса у нас осталась только одна троечка — по русскому языку. Лично для меня это огромное достижение. Учительница по окончании года признала, что моя дочь заметно подтянулась по всем предметам. «Вы наняли репетитора?» — спросила она. Я отрицательно покачала головой. Сказать, что мы всего лишь играли в течение последних полутора месяца по 30 минут в день (по 5 минут в разное время) звучало бы наверняка неправдоподобно. Но факты — вещь упрямая.

Между тем мы действительно каждый день просто играли. По дороге в школу и обратно играли в «Что изменилось?» Дома перед ужином играли в «Карусель» В автомобиле играли в «Какой он?»…  Забавно, но мы ИГРАЛИ и только! Для счета придумали игру «Гадалки», суть которой заключалась в сложении цифр номера припаркованной машины. А сколько мы узнали нового из игры в «Что изменилось»! Окружающий мир наглядно! Тут не просто внимание и память, тут еще и логика — выводы из собственных наблюдений за гнездом птицы, за изменениями березы возле дома и т.д. А как смешно рисовать левой рукой? Мы назвали это занятие игрой в Леонардо да Винчи. Всем известно, что он одинаково владел как правой, так и левой рукой. Наверное потому он и был гением. Мы рисовали ромашку правой, а потом левой и сравнивали полученной результат. Это и вправду было смешно. Так весело мы еще никогда не занимались. Хотя уже через 2 недели поводов для смеха почти не осталось: ромашки выглядели почти одинаково. Очень интересно было работать с таблицами Шульца.

Словом, всего не описать. Могу сказать лишь одно — заниматься и мне и дочке было в радость, а результат через полтора месяца был ошеломляющим! Я очень благодарна Татьяне Джало за ее тренинг. На просторах Интернет сейчас можно встретить много всего. Но если быть откровенной, то таких интересных и по-настоящему эффективных занятий я не видела нигде: ни в оффлайн, ни в онлайн.

Если у кого-то есть схожие проблемы, как некогда были у меня, то я искренне и от чистого сердца рекомендую тренинг Татьняы Джало «Зарядка для ума». Тренинг оправдает себя по всем позициям: материально (любой репетитор стоит куда дороже), затратам времени (вы играете где угодно и когда угодно, как только выпала свободная минутка), психологические затраты (никаких слез, исключительно положительные эмоции. Если ребенок в какую-то игру по каким-то причинам не захочет играть, всегда найдется другая игра).

Я решила поделиться своими собственными результатами, чтобы любая мама могла легко и просто помочь своему ребенку стать успешным.

demsvet.ru

Как научить детей понимать текст?

Для этого достаточно в учебную деятельность включать упражнения, нацеленные на осуществление задач. УУД — новинка в педагогических технологиях. Это не только модно, но и удобно, потому что благодаря знаниям об УУД легко ставить задачи на урок и подбирать упражнения  в соответствии с личностными (ЛУУД), регулятивными (РУУД), познавательными  (ПУУД) и коммуникативными УУД (КУУД).

Учащимся помогает разбираться в тексте система алгоритмов действий, нацеленных на развитие определенных ЗУНов на уроке чтения. Какие же это действия? Рассмотрим таблицу:

Два основных способа работы над пониманием текста

  • Первый способ. Традиционный

План урока составляется в соответствии с методикой обучения чтению. На первый план вторичным анализом выходит проверка учащимися фактического содержания текста, его сюжета и основных героев через вопросы. Проводится разъяснительная работа по неизвестным словам. Анализ 2-ого уровня, предполагающий оценку поступков, понимание чувств героев через план текста, характеристику образов героев, заканчивается синтезом, то есть выяснением главной мысли  текста.

  • Второй способ. Прогрессивный

Проводится подготовительная работа, направленная на внимание к слову и его частям, развитие логики, умение работать над деформированным или незаконченным текстом. Активизация мыслительных процессов учащихся происходит с помощью упражнений на понимание текста, которые делятся на:

  • Логические задания. Они направлены на нахождение общих и отличительных признаков, действия с ними.
    • «Составь новое слово». Учащимся предлагается с помощью данных слов составить другое слово, используя первый слог из первого столбика и второй слог из второго столбика. Для усложнения работы дается задание составить их на определенную тему. Пример: тема «Цветы» (роза, пион, ирис).

  • «Найди четвертое». С помощью этого упражнения учащиеся учатся устанавливать связь между словами из первой пары, чтоб «повторить» ее во второй паре.
    • Борщ — повар, Вертолет — ? (инженер, конструктор).
    • Парта — дерево. Нож — ? (сталь)
    • Осень — весна. Рассвет — ? (закат)
  • Задания, требующие внимания к слову и его частям. Внимание — очень важная составляющая сознательного чтения.
    • «Превращение». Нужно превратить шар в подарок (для первого ряда), сок в варенье (для второго ряда), мел в задание (для третьего ряда). Каждое последующее слово длиннее предыдущего на одну букву. При этом все выдуманные слова подчиняются одной теме. Такую игру можно использовать с конца первого класса. Каждое из слов заставляет ученика концентрировать внимание и думать.

  • «Найди животное». В группу игровых упражнений относятся также загадки, ребусы и шарады.

В этом сложном, но увлекательном упражнении в строчках стихотворения учащимся надо найти наименование спрятавшегося животного. Примеры стихотворений:

Была гроза. Я целый час (Заяц) Не открывал от страха глаз.

Гуляю в роще, но к пруду (Щенок)

Через болото не пойду.

Знакома рыбам тень моя, (Комар)

Над гладью рек танцую я. Арбуз по Волге вниз уплыл,

Я полчаса за ним следил. (Сазан)

Нырять и плавать плохо разве? Высоко летает стриж, (Сокол) Но со мною не сравнишь.

Я худ и щупл. Отваги полный (Плотва)

Жучок таранит носом волны.

  • Упражнения по работе с текстом.
    • Расположить вопросы последовательно согласно содержанию текста.
    • Прочитать ответ на 5-ый вопрос.
    • Придумать вопросы к шестому абзацу текста.
    • Пересказать текст, с помощью ответов на вопросы.
    • «Быстрая разведка». Упражнение, в котором максимально быстро надо найти ответы на вопросы учителя.
    • Составление плана к произведению. Обнаружение ключевых слов, особенных ассоциаций, которые связывают логическую цепь воедино.

Как еще можно структурировать урок? Как можно преобразовать этапы урока с главной целью — научить понимать текст?

Прогрессивный урок отличается от обычного нестандартной структурой. Перед знакомством с текстом можно включить этап обсуждения названия рассказа, чтение первого и последнего абзаца, и снова обсудить. Рассуждение — ключ к развитию мыслительных способностей. Дело в том, что нужно обучать пониманию не только фактуальной информации (о сюжете, героях) и концептуальной (главная идея произведения), но и подтекстовой, то есть, той, которая ускользает от внимания, потому как считается само собой разумеющейся. И дети зачастую могут упустить некоторые моменты, связать их с практическим опытом из своей жизни.

При вторичном чтении очень увлекательно становится деткам, когда делаются остановки на самом интересном месте, и следуют вопросы по причинно-следственным связям: «А как вы думаете, что будет дальше? Правду ли сказал Петя?» Предположения, прогнозирование дальнейших событий проверяется дальнейшим чтением текста. Вместе с тем выходит наружу и подтекстовая информация, становится процесс обучения еще более захватывающим.

Интересно в процессе чтения использовать прием «диалог с автором», задавая вопросы.

Например, в предложении «Коля очень обрадовался, когда ему подарили удивительного щенка. Вопросы типа «Кто обрадовался?», «Чему обрадовался Коля?» «Кого подарили Коле?» не будут считаться вопросами к автору. А вот вопрос «Чем же так был удивителен щенок?» — уже и есть интересный вопрос.

Когда чтение проходит с комментированием, это может занять много времени на уроке, но опора учащихся на собственные ассоциации и воображение компенсируют эту трату времени, потому как пересказ будет звучать уже более полным. Ученик будет анализировать и обобщать, синтезировать полученную информацию в соответствии со своим опытом, и понимать текст он будет в разы быстрее.

Какие еще есть приемы для понимания текста?

  • Разные виды пересказа.
  • Рисование словами и на рисунках.
  • Анализ иллюстраций.
  • Дидактические игры.
  • Эксперименты стилистические.
  • Составление диафильма.
  • Чтение по ролям.
  • Инсценировка.
  • Придумывание небольшого рассказа о герое. Сочинение от лица героя.
  • Музыкальная иллюстрация произведения.

Есть масса способов, методов и приемов, направленных на обучение детей пониманию текста. Остается только выбирать по душе. Но следует также помнить, что научить читать ребенка нужно не только сознательно, но и выразительно. Игра голосом, интонация, темп и логические паузы — составной элемент идеального чтения и ключ к достижению успешного и ненавязчивого нравственного воспитания.

Читайте также:

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

pedsovet.su


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]