Как научить ребенка учить стихи


Как научить ребенка учить стихи наизусть быстро и интересно?

Автор: Евгения Климкович

Здравствуйте, дорогие читатели! Меня зовут Евгения Климкович и я рада приветствовать Вас на страницах блога. И сразу к делу. Скажите, как у ваших маленьких школьников обстоят дела с заучиванием стихов наизусть? А вы помогаете детям учить стихи? А бывало такое, что о килограмме маминых нервных клеток остались одни воспоминания, а стих до сих пор не выучен? Наверняка знакомая ситуация, правда? И что же делать? Ну, во-первых, не нервничать, а сесть и спокойно подумать о том, как научить ребенка учить стихи наизусть. Ну или просто налить себе вкусного чайку и читать статью дальше.

Ситуация из жизни

Представьте себе ситуацию.

Понедельник. Урок литературы в школе подходит к концу. Учитель быстро диктует домашнее задание: «Учить наизусть к четвергу стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок» (Крестьянские дети)». Весь класс, за исключением двух отличников, грустно вздыхает и записывает домашнее задание в дневник.

Вечер. Уже несколько часов вы всей семьёй зубрите строки «В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо...».

Два последующих дня. С утра до вечера, вы повторяете и повторяете вместе с ребёнком надоевшие вечные строки, но нет! Ну не получается рассказать стих у ребёнка без единой остановки и запинки, и всё тут!

Четверг.  Ваше чадо, со всеми остальными «любителями» стихов, усаживается подальше от учителя и старается сделаться невидимым, чтобы его не вызвали к доске рассказывать злополучный стих. Все 45 минут урока ребёнок испытывает волнение и тревогу, зорко следя за пальцем учителя скользящим по странице журнала. Да вы наверное и сами помните, как это бывает. Ощущения непередаваемые!

А ведь все может и должно быть по-другому! Пришел на урок, быстро поднял руку, смело рассказал, получил пятерку, сидишь довольный.  Как этого добиться? Просто нужно знать, как учить стихи правильно. Ниже представлены 10 способов, проверенных на практике и дающих отличные результаты.

 5 Х 5

Этот метод основан на том, что ребёнок пять раз читает стихотворение про себя, задумываясь и вникая в смысл каждого четверостишия. Затем 5 раз читает стихотворение вслух, с выражением и правильной интонацией. А вы послушайте, как ребёнок будет читать, поправьте его, если нужно, исправьте интонацию, укажите, где необходима долгая пауза, а в каком месте не стоит останавливаться. С этого можно начать изучение стихотворения.

Великолепная восьмерка

Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. Бывает, моя дочь Александра только в книжку посмотрит, а потом жалостливо так: «Ооооо, я это никогда не выучуууууу, так мнооооого...». В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!

Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.

Полное погружение

Ну а теперь включаем воображение и ныряем с головой в стихотворение. Постарайтесь перенестись в то время, которое описано в стихе. Оживите текст. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Когда вы визуализируете текст, ребёнок легче примет его, он проникнется эмоциями. А то, что вызывает эмоции, запоминается намного легче.

Ассоциации

Частенько затруднения возникают с отдельными словами, использованными поэтом и потерявшими актуальность. И, как правило, ребёнок сложно запоминает именно их. Он запинается, когда доходит до слова, например, «полушубок», в который был одет «мужичок с ноготок». Вроде бы всё ясно, что это короткая шуба, но ребёнку тяжело запомнить слово.

Придумайте ассоциацию к этому слову, любую. Спросите у ребёнка, что первое приходит ему в голову при слове «полушубок». Ребёнок вам расскажет. Постараетесь выразить ассоциации в одном слове. И к этому слову, мысленно ваш маленький школьник будет обращаться во время рассказа стиха. А со временем, он и сам научится придумывать ассоциации, ведь они помогают запомнить самые редкие в наше время слова поэтов.

А этот метод позволит немножко отдохнуть, но с пользой для дела! Это метод чтения строк стихотворения с самой нижней и по порядку к самой верхней. Это нестандартный способ, с помощью которого вы покажете ребёнку, что заучивание стихотворения это не тяжёлый труд, а скорее развлечение.

Рисование стихотворения

А еще стихотворение можно нарисовать! Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Лучше если они будут прикольными, конечно в том случае, если содержание произведения это допускает. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

Книжку под подушку

Самый волшебный способ! Вечером перед сном нужно прочитать стихотворение, спрятать книжку под подушку и лечь спать. А на утро вдруг выяснится, что стихотворение из книжки перекочевало за ночь в голову! Скажу честно, я тоже так делала, когда в школе училась.

Оказывается, этому магическому способу существует вполне научное объяснение. Не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что мозг человека так устроен, что он очень хорошо запоминает, то, что было написано, прочитано или услышано перед сном.

Диктофон

Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком. Главное, чтобы оно было прочитано с выражением. А затем, пусть школьник включит запись и прослушает её три раза. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются. Кроме того, данный способ дает возможность услышать себя со стороны и в случае необходимости поработать над своей речью, произношением и интонациями.

Театр

О, это наш любимый семейный способ запоминания стихов! Каждая строчка произведения не просто читается, а еще и показывается. Либо самим ребенком, либо всеми членами семьи (если действующих лиц много). Уверена, что фразу «Отец, слышишь, рубит…» моя дочь никогда не забудет. Так как наш папа очень живописно ее показал) Смеялись все. Так что заданный на дом стих, может обеспечить вам интересный семейный досуг.

Разрезанные строчки

А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть — процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.

Друзья, я не знаю каким способом учила произведение Пушкина эта милая девочка, но рассказывает она его просто великолепно! Не отказывайте себе в удовольствии, посмотрите видео)

На сегодня у меня все. А может быть вы знаете еще какой-нибудь метод запоминания стихов? Смею надеяться, что вы поделитесь своим опытом в комментариях и заранее вас за это благодарю.

Всего вам самого доброго!

Детишкам привет!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

shkolala.ru

Как научить ребенка учить стихи и запоминать буквы

Родителям очень приятно, когда их малыш в детском саду или на школьном утреннике знает буквы и без запинки декламирует стихотворение, не допуская при этом никаких ошибок и не забывая выученные ранее слова. Но, к сожалению, научить быстро запомнить буквы и необходимый текст – не так уж просто, ведь для этого необходимо набраться терпения как детям, так и старшим родственникам, чтобы результат труда был отличным.

Для того чтобы знать, как научить ребенка учить стихи и буквы, весьма желательно также обладать определенными навыками и умениями, о которых пойдет речь в этой статье.

Как мотивировать ребенка учить стихи

Умение заучивать быстро наизусть стихотворный текст является очень важным, начиная с детского сада или начальных классов школы. Школьной программой предусмотрено чтение наизусть очень многих поэтических произведений, иногда – довольно больших по объему, поэтому приступать к тренировке внимания и памяти следует уже с раннего возраста.

Чтобы привить ребенку любовь к поэзии и научить его быстро запоминать стихи, необходимо правильно мотивировать малыша.

Для этого следует:

  • не сообщать малышу о том, что стишок необходимо выучить во что бы то ни стало. Можно сказать ребенку: «Эти куплеты о зайчике (мишке и т.п…) очень интересны. Давай я буду их читать, а ты станешь повторять вслед за мной», это поможет быстрее научить;
  • спросить малыша о том, какие слова и фразы ему не совсем понятны, после чего объяснить их смысл, вследствие чего процесс изучения текста станет протекать намного легче, и научить будет проще;
  • в качестве «наглядной агитации» можно воспользоваться любимыми игрушками малыша, рассадив их вокруг и выделив каждому отведенную роль: точно так же, как в сюжете стихотворения;
  • нарисовать животных, предметы или ситуации, о которых идет речь в стишке, с целью более эффектно представить сюжет.

Важно, что малыш при изучении стиха не был уставшим, хорошо себя чувствовал, ведь от этого в значительно степени зависит эффективность обучения.

Презентация: "Учим стихи наизусть"

Основные принципы запоминания стихов с ребенком

Чтобы иметь представление о том, как научить ребенка запоминать стихи, необходимо найти наиболее оптимальный способ запоминания информации, а также закрепления изученного материала.

В процессе изучения рифмованного текста с малышом или школьником следует помнить следующее:

  • запоминаемый объем информации должен соответствовать возрасту ребенка. Недопустимо принуждать пятилетнего малыша быстро  выучить наизусть целые главы из поэм для взрослых. Вполне достаточно для тренировки и развития памяти выучить 3-4 «куплета» по 4 строки каждый;
  • текст стихотворения должен быть интересен ребенку и соответствовать его образу жизни, предпочтениям и увлечениям;
  • немаловажное значение имеет размер буквы и шрифт, которым написан текст. Если есть возможность, родители могут самостоятельно набрать с помощью компьютерной клавиатуры стихотворение таким образом, чтобы буквы наиболее легко воспринималось визуально. Буквы должны быть четкими, крупными, можно выделить их цветным шрифтом;
  • рекомендуется выучить наизусть текст порциями: вначале запомнить по 1-2 строке стихотворения, затем научить  объединять их в четверостишия и запоминать целиком, после чего приступать к освоению текста целиком;
  • в процессе запоминания слов желательно совершать ритмичные движения руками – это поможет легче и быстро выучить и  запоминать текст;
  • после того как ребенок выучил стих наизусть, следует закрепить пройденное и повторить материал через несколько часов после завершения процесса запоминания. На следующий день желательно еще раз повторить текст – в этом случае малыш надолго запомнит стишок и не забудет его во время декламирования в группе детского сада или школьном классе.

Запоминание стихов в детском возрасте имеет очень важное значение для малыша.

Благодаря указанному занятию ребенок быстро пополняет свой словарный запас, тренирует память, приобретает чувство ритма, и с легкостью может выучить любой стих в дальнейшем.

Стихи, выученные в 4-5 летнем возрасте, малыш может запомнить на всю жизнь, а время, потраченное родителями на процесс обучения, будет поистине бесценным для развития его интеллектуальных и творческих способностей.

Для приобщения к поэзии не обязательно выделять дополнительное время: запоминать новые рифмованные произведения, научить  можно, занимаясь домашней работой, прогуливаясь в парке с ребенком или собирая урожай на даче.

Главное – желание помогать малышу и постепенное увеличение объема изучаемого текста.

В этом случае к моменту поступления в школу ребенок будет уже знать буквы, уметь читать и хорошо подготовлен к процессу усвоения информации и получения новых знаний.

TonusMozga.ru

Учим стихотворение с ребенком

Многие родители сталкиваются с проблемой, когда не могут научить своих детей запоминать стихи. Ребенок плохо запоминает, коверкает слова, меняет строчки местами. Не стоит сразу же посыпать голову пеплом и считать, что это все дело безнадежное. Эксперты предлагают ряд своих методик, которые позволяют научить ребенка быстро запоминать стихи.

В каком возрасте следует приступать

Перед тем, как приступать и учить ребенка искусству изучения лирики, стоит определиться, когда лучше всего приступать к обучению. Психологи рекомендуют учить стихи с малышом в возрасте от двух лет. Единственное, что следует помнить: малыш должен уметь разговаривать. Ориентиром должен служить следующий показатель: ребенок может складывать простые предложения из слов.

Ближе к трем годам в лексиконе крохи появляются различные песенки, благодаря которым он запоминает новые слова и может учить стихи, переложенные на музыку. Если же и в этом случае он плохо запоминает последовательность строк и слов, придется браться за другие методы.

Большей частью оптимальным возрастом, когда кроху можно научить поэзии, является 4-5-летний порог. Учить стихи в этот временной промежуток ему и интересно, и достаточно просто. Ну а если он все еще плохо запоминает предложенные ему строчки, стоит обратиться к специалисту логопеду и психологу.

Методики изучения

Научить ребенка запоминать стихи можно при помощи игр. Например, вы можете поиграть в подбор конца строчки. Такой метод хорошо подходит для малышей, которые плохо запоминают информацию — он сможет подобрать логическое окончание фразы по рифме. Суть игры такова: вы произносите фразу, а ребенок говорит последнее слово в ней.

Как вариант, можно попробовать нарисовать стих — так учить его будет в разы интереснее, ведь можно проявить всю широту своей творческой натуры, отобразить все свои эмоции, связанные с ним. Если с рисованием как-то не пошло, воспользуйтесь танцами. Плохо запоминающий лирику ребенок в танце сможет провести ассоциации, и стихи дадутся ему проще.

Если позволяют возможности (есть достаточно времени, развит творческий потенциал у мамы), можно разыграть из стихотворения настоящий спектакль. Учить стихи таким образом ребенок будет с удовольствием. Кроме того, такой метод позволяет малышу развить свои ораторские способности и обучает его не бояться публичных выступлений.

Работайте методом накопления — так учить стихи проще. Достаточно двух строчек в день, если ребенок совсем мал. На завтра добавьте еще пару в дополнение к выученным вчерашним. Если малыш наотрез отказывается учить лирику, попробуйте устроить коллективное обучение: рассадите в круг его самые любимые игрушки и начинайте читать им. Пусть они учат, а кроха смотрит. Рано или поздно ему тоже захочется присоединиться.

Если дело идет туго, а слова никак не хотят запоминаться и складываться в строчки, попробуйте проговорить с малышом неизвестные ему слова, придайте им значение, обрисуйте словами — так детям учить становится проще, ведь они начинают понимать, о чем идет речь. Объясняйте ему эти слова максимально доступно. Естественно, вы сами должны хорошо ориентироваться, о чем говорите. Если и для вас это слово неведомо, заранее сами просмотрите значение слова в словаре.

Еще один метод — пересказ. Достаточно пару раз разобрать стихотворение детально, а также научиться крохе рассказывать, о чем оно своими словами, как запоминание пойдет в разы быстрее.

Помните, что наращивать обороты, т.е. увеличивать объем нужно постепенно. Сначала выбирайте стихотворные 4 строчки, затем потихоньку увеличивайте свои стихотворения до большего размера.

Советы родителям в помощь

Пытаясь научить малыша стихам, постарайтесь настроиться, что такой процесс может отнять очень много времени. При этом вам ни при каких обстоятельствах нельзя нервничать и кричать на ребенка. От такого насилия он может окончательно растерять все желание учить лирические стихотворные произведения. Причем не стоит хвататься и заставлять ребенка учить стихотворные произведения, даже если ему уже пора собираться в школу и впереди важное тестирование, на котором необходимо вовсю уметь декламировать. Лучше увеличьте число мягких занятий, которые дадут больший эффект.

Обязательно смотрите на состояние крохи — если он рассеян, капризен, невнимателен, лучше отложить на другой раз изучение стихотворений. Ведь в таком случае ничего хорошего вы добиться не сможете, а у ребенка останутся одни негативные эмоции.

В процессе обучения делайте перерывы на отдых. Ведь непрерывное навязывание и повторение приводит к стойкому отвращению. Хотите, чтобы малыш возненавидел лирику? Заставляйте его учить без сна и отдыха.

Чтобы для себя контролировать скорость запоминания ребенком стихотворных строчек, можете вести дневник, в котором указывайте, за сколько повторений кроха смог выучить стих, например, из 4 строк.

Постарайтесь для обучения выбирать стихи максимально мелодичные, которые легко ложатся в рифму, отлично сочетаются и буквально переливаются из строчки в строчку.

Учить стихи с малышом не так легко, как кажется. Но если вам пришлось потратить на это дело довольно много своих сил и быть очень терпеливыми, не стоит расстраиваться. Ребенок отблагодарит вас отличным умением рассказывать стихотворения, а также покажет прекрасно развитую память и образное мышление.

Автор статьи: Лаухина Екатерина (1 голосов, средний: 5,00 из 5)

pamyatplus.ru

Как научить ребенка запоминать стихи?

Когда-то знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души, произнес следующие слова: «стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить, и в то же время должны нравиться самому ребенку».

И, конечно же, он был прав. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества, закладывает в ребенка смысл, и отвлекает от плохих мыслей.

Для того, чтобы как можно раньше начать формировать у вашего чада такие полезные качества, необходимо еще до школы заниматься с ребенком, учить стихотворения, которые будут актуальны и понятны для его возраста. Однако, важно не просто заучивать стихи, и заставлять ребенка пересказывать их вам вслух, но и научить его самостоятельно и быстро запоминать стихи любого объема. Тем более, что школьная программа предполагает постоянное заучивание стихов целого ряда авторов.

Часто родители школьников жалуются на то, что их ребенок отказывается учить стихи, плачет, и заверяет их, что не может ничего запомнить. Не нужно расстраиваться и ругать ребенка. Таким поведением вы, скорее всего только испортите себе и ребенку настроение, и снизите у него мотивацию на запоминание стихов. Гораздо полезнее будет пойти другим, более эффективным путем, о котором поведает наша методика для быстрого и легкого запоминания стихов любой сложности. Все что от вас потребуется – терпение, фантазия, листок бумаги, карандаш, и, конечно же, ваш позитивный настрой. Суть методики для запоминания стихов Предлагаемая нами методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок. Описание методики

1. Берем заданное на самостоятельное изучение стихотворение.

2. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку. Все зависит от того, как вам удобнее.

3. Читаем заданное стихотворение, и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже можете принять участие в процессе, и помочь в выборе образа. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

4. После этого, попросите ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

5. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов. Для примера, рассмотрим небольшой отрывок из стихотворения С. Маршака:

В октябре, в октябре Частый дождик на дворе. На лугах мертва трава, Замолчал кузнечик. Заготовлены дрова

На зиму для печек.

Для того, чтобы лучше запомнить этот кусочек стихотворения, разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги, ручку, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Предположим, что на первый блок «в октябре, в октябре, чистый дождик на дворе», ребенок нарисует капельки дождя.

Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок.

На двустишье «на лугах мертва трава, замолчал кузнечик», ребенок также может нарисовать то, что ему это напомнило. И, так как речь идет о траве и кузнечике, для ребенка будет уместным нарисовать простую травку и кузнечика, увидев которые, он сразу проассоциирует с этой строчкой стихотворения.

Аналогичные действия нужно проделать и с блоком «заготовлены дрова на зиму для печек». Пример рисунков–образов:

В октябре, в октябре Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

Однако, ни в коем случае нельзя навязывать ребенку ту ассоциацию и тот образ, которые ребенку абсолютно не понятны. Пусть продумает свой образ, привяжет его к строчке из стиха, прочтет этот блок вслух.

С помощью приведенной методики, и вашего настроя на позитивный результат, ваш ребенок сможет не только развиваться посредством запоминания стихов, но и получать от этого огромное удовольствие. Вы позволите ребенку проявить фантазию, поможете существенно сократить время на заучивание стихотворений в будущем, и, кроме этого, разовьете творческие способности ребенка. Заключение.

У разведчиков отменная память. Почему? Потому что в процессе постоянной работы и тренировок они регулярно используют данную методику развития ассоциативно–образной памяти. Поверьте, стоит попробовать помочь Вашему ребенку стать лучше, умнее, ускорить весь процесс его общего развития…

Автор методики: Валуева Л.А.

Обсудить на форуме

azbyka.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]