Сейчас очень модно заниматься ранним развитием ребёнка. Учить считать и читать малыша начинают чуть ли не с пелёнок. При этом следуя какой-нибудь супер модной методике. Если методика не приносит результата в течении двух-трёх месяцев, её забрасывают и начинают учить по другой. Сначала ребёнок искренне пытается соответствовать родительским ожиданиям, и пытается запомнить непонятные слова. Затем, под родительским напором, просто теряется и начинает явно избегать занятий.
Один, два, три, четыре .... - это для нас несложно посчитать, а ребёнок не понимает, почему после "пять" нужно сказать именно "шесть", а не "семь" или "три". И это не потому, что он глупый или тупой. Нет. Так происходит потому, что если просто учить названия числительных, то для ребёнка они будут просто набором звуков, который не несёт в себе никакого смысла.
Можете провести эксперимент. Откройте словарь неизвестного вам иностранного языка, выпишите оттуда 10 слов в произвольном порядке. Посмотрите на то, что записали. И попробуйте, не подглядывая, произнести вслух или написать на чистом листочке эту последовательность. Получилось? Нет? Но вы же фактически того же требуете от своего ребёнка.
На самом деле, научить ребёнка считать несложно. Для этого нужно понимать одну очень важную вещь - детская память устроена так, что ребёнок запоминает только то, что ему интересно. Если ему что-то неинтересно, то, даже если вы будете на этом настаивать, он скорее всего не ничего запомнит. Или запомнит не надолго. Поэтому надо, во-первых, заинтересовать ребёнка. А во-вторых, учить его считать незаметно.
С полутора - двух лет. Можно, разумеется, начать и раньше. Но первые явные результаты вы, скорее всего, увидите именно в этом возрасте.
Это не сложно. Считайте всё и везде. Например:
Одеваем одни колготки, два носочка. Одна рубашечка, а рукавов два! Просунем ручку в один рукав, потом во второй. Оп и рубашечка одета. А теперь застегнём - раз пуговичка, два пуговичка, три пуговичка.
Накрывая на стол, называйте число предметов, которые вы ставите на стол. Я беру четыре вилки и кладу их на стол. Первая - для папы, вторая для мамы, третья для братика, а четвёртая - для тебя!
Сколько ложек кашки ты съешь? Давай посчитаем! Раз, два, три..
Спускаясь по лестнице всегда считайте ступеньки. Можно посчитать скамейки, подъезды, деревья, машины и т.д.
Составьте список из 4-5 продуктов. Перед походом в магазин перечислите, загибая пальцы, что вам надо купить: "Запомни хорошенько, а то я могу забыть. Нам нужны 1- хлеб, 2-молоко, 3- бананы, 4- яблоки." Попросите его повторить. А в магазине, положив какой-либо продукт в корзину, обязательно интересуйтесь у малыша, что вам ещё осталось купить. Обязательно пересчитайте продукты, перед выходом из магазина.
Это очень хорошая игра. Дети любят помогать своим родителям, особенно когда видят, что без них они не справятся.
Сколько уточек плавает в ванне? Раз, два, три...
Если на кафеле в ванной нанесён рисунок, то можно считать разные изображённые предметы - рыбки, фигурки, цветочки.
Читая книжки, считайте там животных, цветочки, листики и т.д.
Также можно играть в игру "Поделись правильно" : Вот возьми 5 печенек, отдай папе(маме, брату, бабушке и т.д.) две печеньки, тогда у тебя останется 3 печеньки.
Или - возьми два яблока и поделись с мамой. Теперь у тебя и у мамы по одному яблоку.
Пальчиковые игры, считалки - это вам может очень сильно помочь.
Только после того, когда ребенок научился считать, можно приступать к изучению цифр. Дети очень любят магнитики, поэтому отличным решение будет купить магнитики, например, на холодильник в виде цифр. Также можно использовать специальную доску или кафель в ванной. Если цифры будут постоянно перед глазами ребёнка, то он сам не заметит, как их выучит.
Когда ребёнок освоит счёт и запомнит цифры от 1 до 10, можно познакомить его с понятием ноль (все яблоки съели, ничего не осталось - ноль), а также объяснить, как вообще образуются новые числа. Например, если поставить 1, а за ней 0 - то получится десять. А если 1 - то одиннадцать и т.д. При этом надо не просто проговаривать названия чисел, но и выкладывать на столе соответствующее количество предметов - яблок, спичек, бобов, кубиков и т.д.
После того как ребёнок прочно усвоил счёт до 19, можно рассказать про десятки.
Дети любят занимательные истории, поэтому расскажите, как образуются названия чисел. Так, если после число заканчивается на 0, то оно называется "первое число - дцать" : 20 (два-дцать), 30 (три - дцать). "дцать" - Так эти числа называются потому, что в древности они назывались, как "две - десяти ", то есть две десятки, или "три десяти". А потом "десяти" сократилось до "дцать".
Числа исключения из этого правила - сорок, девяносто. Все эти исключения тоже пришли к нам из древности. Сорок означало очень много. А девяносто - девять до ста. Вот так и образуются названия чисел после двадцати.
Никогда не ставьте задачу ребёнку типа "угадай, сколько яблок на столе" или "скажи, не считая, сколько пальцев на руке". Математика это точная наука. Пять это всегда пять. А два + два это четыре. Если ребёнок будет думать, что это не так, то в будущем он всегда пересчитывать результат любого вопроса, где потребуется счёт - сколько пальчиков на одной руке; сколько окажется яблок в руках, если взять два яблока, а потом еще два.
lopotun.ru
Вся современная цивилизация строится на умении считать. Ни одно научное открытие не было бы возможно без этого умения, ни один вид деятельности человека не обходится без необходимости считать: площадь, скорость, длина, высота – все имеет свои единицы измерения, используемые людьми для расчетов, производства и прогнозирования. Даже поход на рынок за картошкой требует умения считать.
Поэтому умение считать нужно развивать в ребенке с раннего возраста, чтобы малыш в дальнейшем легко ориентировался в современном мире. Давайте узнаем, с чего следует начинать обучение ребенка счету.
Считается, что научить ребенка читать можно в возрасте 3-5 лет. А вот считать можно научить гораздо раньше - уже с 1,5 лет можно начать занятия по обучению счету.
До этого времени необходимо работать над развитием мелкой моторики, способствующей умственному развитию ребенка. Играйте с малышом в игры, развивающие его пальчики. Отличной развивающей игрой является всем известная «сорока-ворона».
Главное отличие ребенка от взрослого – неумение оперировать абстрактными цифрами. Маленькие дети могут представлять только то, что можно увидеть, потрогать. Ребенок не может представить цифру «2», но вполне может представить два яблока или три конфеты. Эту особенность мышления и следует использовать.
Не заставляйте малыша заучивать названия цифр, как стишок или считалочку. Это не принесет абсолютно никакой пользы. Лучше всего начинать с подсчета осязаемых предметов, которые окружают ребенка в повседневной жизни. При этом обучение не должно быть навязчивым, утомляющим малыша, а должно происходить как бы между делом. Считайте все, что вам встречается – два ботинка, три ложки, пять ступенек, и т.д.
Через какое-то время ребенок начнет понимать соответствие количества предметов количественным числительным, которыми это количество обозначается – «два», «три», «пять» и т.д. После этого можно немного усложнить занятия, чтобы научить определять количество предметов одной формы, но разного цвета или наоборот – разной формы, но одного цвета.
Например:- Принеси мне одно красное яблоко и одно зеленое.- Сосчитай синие кружочки среди этих разноцветных кружков.- А теперь сосчитай, сколько красных кружочков.
- Дай мне два кубика (из коробки с различными игрушками), а теперь дай один мячик.
Хорошо, если вы будете совмещать обучение счету с развитием умения ориентироваться в пространстве, спрашивая ребенка, сколько каких-нибудь предметов находится впереди, а сколько – сзади. Пространственное мышление способствует развитию математических способностей.
Читая сказку, не забывайте считать действующих в ней персонажей – один зайка, два мышонка, три лягушонка, при этом, загибая пальчики. - Сколько птичек на рисунке? Загибаем пальчики:- Одна, две, три!Используйте в обучении малыша счетные палочки. Например, выкладывайте их по одной на стол: - Одна, две, три…После этого разделите все выложенные на стол палочки, сдвинув часть из них к левому краю стола, а вторую часть – к правому. После этого спросите:- Сколько палочек слева?
- А сколько справа?
Попросите ребенка самостоятельно выложить определенное количество палочек слева и справа:- Положи две палочки слева.
- А теперь положи одну палочку справа.
Переместите одну палочку с левой стороны в правую:- Сколько теперь стало палочек слева?
- А сколько палочек стало справа?
Также с помощью палочек можно совмещать изучение букв и счета. Сложите из двух палочек букву «А» или «Л» и спросите:- Какая это буква?
- А сколько в ней палочек?
Со временем, когда ребенок научится считать предметы, можно переходить к изучению таких логических понятий, как «больше», «меньше», «равно», а впоследствии и простейших математических действий сложения и вычитания.
Попросите ребенка назвать любое число от 1 до 10. После этого попросите выложить столько палочек, сколько обозначает это число.
Покажите ребенку, что несколько выложенных на столе палочек можно разделить на две равных части (например, 8 палочек разделить на две группы палочек по 4 штуки) или на две неравных (8 палочек разделить на две группы из 3 и 5 палочек в каждой). Объясните ребенку, что число восемь можно сложить из двух раз по четыре, или из трех и пяти и т.д. Когда это все показано наглядно, малыш понимает, что большее число состоит из нескольких меньших.
Еще через некоторое время, когда ребенок будет хорошо знать числа, можно перейти к изучению цифр, эти числа обозначающих.
Занимаясь подобным образом, вы поможете ребенку к школе научиться считать, понимать какое число больше, а какое меньше, твердо знать все числа в пределах десятка и уметь обозначать числа цифрами. Главное, чтобы занятия были непродолжительными и не утомляли малыша, доставляя только радость от познания нового!
Также рекомендуем вам посмотреть видео с Хрюшей, Филей и Степашкой по обучению малышей счету:
Поделитесь этой страничкой с друзьями в соцсетях:
site-dlya-zhenschin.ru
С ростом и взрослением малыша у него формируются новые навыки и умения, он уже свободно складывает предложения в речи, различает и называет цвета, немного разбирается в буквах и цифрах. Но вот как научить ребенка читать в домашних условиях? Какой подход к этому вопросу будет наиболее оптимальным?
Если начать обучение в 3 года, то к 4 ребенок сможет уже свободно читать
Сейчас родителям доступны многочисленные обучающие методики: уникальный способ Домана, бархатные буквы Марии Монтессори, оригинальные кубики Зайцева. Перечислять подобные способы можно достаточно долго. Вся методология рассчитана на обучение ребенка в домашних условиях, также имеются специальные кружки, где малыша могут научить читать с группой детей.
Но как определить полную готовность малыша к обучению?
Раньше родителей не беспокоил этот момент, дети учились читать в 6-7-летнем возрасте. Сейчас ситуация в корне другая, многие родители учат своих малышей читать в 3 года.
К началу обучения ребенок должен свободно разговаривать
Чтобы точно определить готовность ребенка к обучению, нужно обратить внимание на следующие важные факторы:
Многие ребята начинают проявлять интерес к книжному миру еще в 3 года, важно их правильно наставить в этом возрасте, объяснить, как это нужно делать.
Научить ребенка читать в раннем возрасте необходимо, следуя четкой последовательности.
Для проведения первого развивающего занятия по методу Домана нужно изготовить несколько картонных карточек. Нужно учить ребенка чтению с простых, знакомых ему слов и выражений.
Для успешного обучения чтению важна спокойная обстановка, никакие посторонние предметы не должны отвлекать внимание ребенка. Кроха должен быть здоровым, в хорошем расположении духа, быть готовым к восприятию нового.
Методика Домана подходит для детей с 3-х лет
Первое слово, которое нужно научить кроху читать в 3 года, — это «МАМА». Необходимо показать ему карточку и произнести: «Это значит мама». На этой карточке останавливаемся в течение 1 секунды, не надо ничего дополнительно проговаривать ребенку. После этого сразу же приступаем к следующей карточке. Когда все 5 карточек показаны, можно обнять и поцеловать своего ребенка, какой он молодец, что внимательно все изучал вместе с мамой.
В первый день нужно продемонстрировать карточки крохе еще 3 раза, делая передышку между обучением по 30 минут.
На второй день обучение чтению продолжается. В этот день мама также показывает ребенку 5 вчерашних карточек 3 последовательных раза, после чего к старым добавляется 5 новых ярких карточек, их тоже нужно будет показать 3 раза, в итоге получиться 6 коротких занятий, чтобы научить малыша читать в 3 года.
Карточки с буквами и картинками
На третий день к 10 карточкам добавляют еще 5 новых, выходит 15 штук и 9 небольших занятий.
Четвертый день: это 20 карточек и 12 коротких занятий.
Пятый день: 25 самодельных карточек и 15 занятий.
Первые слова на карточках
Начиная с 6-го дня, нужно действовать немного по-другому, убирая из каждого небольшого набора карточек по одному слову, вместо него добавляется новое. Подобным образом нужно поступать каждый день, во избежание путаницы нужно фиксировать дату первого показа слова на обратной стороне карты. Главное в методике Домана – это действия по системе, только так они смогут принести ощутимый результат.
По методике Домана все наборы карточек подчинены определенным тематикам: основные предметы быта, личные вещи, важные части тела, домашние питомцы, нужные продукты питания.
Сначала идет работа только с существительными, а когда число изученных предметов достигнет 50, то к ним добавляются самые важные глаголы.
У ребенка уже сформировался конкретный словарный запас, в этот момент он готов соединять слова. Второй шаг методики Доман предполагает введение новых карточек, где фигурируют названия цветов. После того как кроха усвоит названия цветов, можно научить его читать словосочетания. Для этого нужно самостоятельно подготовить карточки с использованием цветов.
Каточки Домана с названиями групп предметов
После системных упражнений будет видно, когда кроха будет готов к следующему этапу.
Использование этой методики подходит для обучения чтению в 3 года. Далее нужно сделать небольшие карточки с антонимами, например, «БОЛЬШОЙ СТОЛ», «МАЛЕНЬКИЙ СТОЛ».
После освоения словосочетаний можно переходить к простым предложениям. Для этого этапа нужно самостоятельно изготовить карточки с простыми предложениями, например, «СЛОН ЕСТ».
Размер букв нужно сократить на этом этапе до 5 сантиметров. Этот этап важен тем, что тут родителям нужно сделать специальную книгу. В этой книге должно содержаться 5 небольших предложений и небольшая иллюстрация к каждому. Стандартный размер самодельного пособия – 20*45 см, желательно использовать красный цвет шрифта.
Самодельная книжка по методике Домана
Если в доме есть цифровой фотоаппарат, то можно проиллюстрировать эту книгу его собственными снимками. Многие дети просто в восторге от таких дневников.
На этом этапе крохе демонстрируются карточки, где написаны усложненные предложения, состоящие из 3-х и более слов. В данном случае высота букв будет 4 см. Постепенно число слов в предложении нужно увеличивать, а величин шрифта сокращать до 2,5 см, а потом и до 1 см. Цвет шрифта нужно постепенно заменить на черный.
Теперь можно с уверенность сказать, что ребенок созрел для чтения настоящих книг. Добиться этого уровня можно в 3 года, если научить его читать немного раньше. Нужную для первого чтения книгу можно раздобыть в магазине либо сделать самостоятельно. Кинга должна соответствовать следующим параметрам:
Первые книжки для самостоятельного чтения
Книгу крохе читать нужно неспешно, с выражением 2-3 раза ежедневно в течение нескольких дней. После окончания занятий книгу нужно ставить на полку, а малышу давать читать по требованию. Одной иллюстрированной книги будет мало для крохи в 3 года, ведь это такой любознательный возраст. Из ситуации есть неплохой выход – можно самостоятельно переписывать известные книги большим шрифтом, придумывая собственные иллюстрации. Потихоньку у малыша соберется целая личная библиотека.
В качестве положительных моментов стоит выделить следующее:
Педагоги выделяют следующие недостатки этой современной методики:
Предлагаем родителям следующие простые правила, которые помогут научить малыша чтению в 3 года:
Чтение вывесок на прогулке — способ обучения
Обучение ребенка чтению в раннем возрасте – это, конечно, прекрасно, но для чего же это? В школе разве не обучают этому? Такие вопросы волнуют многих родителей на сегодня.
Маленькие дети очень восприимчивы к обучению
Многие специалисты советуют начинать обучение чтению пораньше, исходя из следующих причин:
Родителям нужно понять, что в первом классе он будет читать не только простейшие слова, но и условия задачки по математике, прочитать и осознать ее условия неподготовленному ребенку будет непросто. Поэтому подготовка является половиной успеха в данном случае. Облегчите ребенку участь, научив его хорошо складывать слоги в дошкольном возрасте, не перекладывая эти обязанности на школу и учителей. Не превращайте чтение в рутинный процесс, сделайте из него приятную, увлекательную игру.
Игрушечные буквы помогут весело обучаться
В среднем, максимальные сроки, за которые кроха научиться чтению, — это 6 месяцев. За это время есть возможность хорошо научиться чтению по слогам, в раннем возрасте это абсолютно реально.
Помимо описанного выше метода, можно воспользоваться методикой Зайцева, успешно функционирующей в течение 20 лет. Здесь используются статичные кубики. В этом дидактическом наборе присутствуют 20 групп. Кубики могут быть выполнены из дерева, железа, окрашены в золотой цвет. В легкой игровой форме дети обучаются различать гласные и согласные звуки. В наборе для раннего обучения находятся не только статичные кубики Зайцева, но и особые яркие таблицы, которые нужно размещать немного выше самого роста малыша.
В этой методике широко применяются «попевки», то есть родители не проговаривают слова, а поют.
Кубики Зайцева — эффективный способ обучения малышей
Более активному запоминанию способствуют специальные таблицы. Скорость усвоения материала зависит от текущего возраста ребенка, его способностей и мотивации. Нужно проводить занятия по этой методике систематично, дважды в неделю. продолжительность одного занятия – 15-30 минут.
Педагоги понимают, что эта методика далека от совершенства. Как и любое новшество, методика Зайцева, обладает своими выгодными достоинствами и недостатками. В качестве положительных сторон такого обучения они выделяют следующие качества:
Методика Зайцева подходит для детей от 2-х лет
В качестве негативных моментов стоит выделить следующие качества:
Это пособие содержит яркие картинки и изображения любимых героев. Суть этой методик заключается в том, что ребенок обучается соединять в целые слоги отдельные звуки, а полученные звуки – в слова. При этом вниманию ребенка предлагаются освоить специальные предложения на сочетания гласного с согласными и наоборот. При этом очень важно, чтобы в приобретенном букваре содержались не все буквы алфавита, а дальше была представлена подробная информация об их соединении между собой.
Букварь для самых маленьких
Стоит отметить, что многие молодые родители, опробовав современные методики, закончившиеся неудачей, вновь возвращаются к традиционным методам обучения.
Так обучали своих детей наши бабушки и дедушки. Нужно признать, что эта методика не является такой простой, как другие предложенные методы. Обучение букварем предоставляет возможность малышу самостоятельно анализировать полученную информацию, читать первые в жизни слова, а затем словосочетания и предложения.
Какую из предложенных методик вы бы ни выбрали, главное, не перегружать информацией малыша. Объясняйте материал четко и лаконично, чтобы ему было понятно. При обучении родители должны обращать внимание на индивидуальные качества своего малыша, ни в коем случае не спешить обучать его чтению, если он пока не готов к этому. От того, как родители правильно научат ребенка читать, напрямую зависит, вырастет ли из него грамотный читатель.
Любовь к чтению и книгам начинается с родителей, поэтому они должны показывать личный пример.
Читайте с детьми с первого года жизни
Ни в коем случае не стоит сравнивать успехи своего крохи с результатами других детей. Здесь все индивидуально, зависит от личных качеств и систематических действий родителей. Не стоит изобретать волшебные способы обучения чтению, торопить события, всему свое время, если малыш пока не готов к обучению, лучше повременить с этим.
Нужно помнить, что обучение чтению является длительным по времени процессом, когда у малыша формируется личный темп освоения науки чтения.
Здесь главное , что нужно, — это запастись терпением и пониманием того, что ваш малыш – индивидуальность, которую нельзя ни с кем сравнивать. Научить ребенка чтению в раннем возрасте – это реально, тут все зависит от желания родителей и готовности малыша к обучению.
detki.guru
2016-02-10
Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр. Естественно и то, и другое – занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление. Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.
Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные сюжетные игры. У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).
Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.
Итак, математические игры для малышей:
Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь. Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д. Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.
Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):
Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же, сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.
Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же».
В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки, морковки, помидорки; вот еще пример шикарного набора).
Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось – ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.
Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.
Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала здесь. А вот здесь можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.
Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет. Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем самым показывая, что число колец уменьшается. То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.
Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):
Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»
Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:
Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.
Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры. Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:
Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;
или рамки-вкладыша (Ozon, My-shop,Read)
Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.
Или сыграть в математическую игру «Паровозик». Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.
Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon, Лабиринт, My-shop). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.
Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon, Лабиринт, My-shop), о нем я писала раньше здесь.
На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:
Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.
В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.
Об этой книге я писала здесь.
Об этой книге я писала здесь.
В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.
Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!
Мы с Таисией продолжаем потихоньку расширять репертуар наших математических игр, так что думаю, скоро будет продолжение этой статьи. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить (Email, Инстаграм, Вконтакте, Facebook). Да, и кстати, не забудьте почитать статью про изучение геометрических фигур, ведь развитие пространственного мышления тоже неотъемлемая часть математики для малышей:
УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ
Читайте также:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ ДОМА
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Искренне ваша, Яна Разначенко
jili-blog.ru
Педагог и психолог Светлана Пятницкая — о том, как правильно обучать ребёнка счёту.
Чтобы всё получилось без стресса для родителей и ребёнка, следуйте этим правилам.
Перед тем как целенаправленно обучать ребёнка счёту, расскажите ему, что такое «один» и «много». Проще всего делать это дома и на прогулке. Комментируйте увиденное: «У подъезда стоит одна машина, а во дворе — много», «Семечки клевал сначала один голубь, а теперь — много».
Как правило, к трём годам малыш уже способен усвоить эти понятия. А к четырём понимает вопрос «Сколько?» и при ответе на него пользуется словами «Один», «много», «ни одного».
К 4–5 годам самое время приступать к счёту количественному. Главное условие обучения — ребёнок должен видеть предметы, которые вы считаете. Если мы будем просто считать вслух (например, в считалке «Раз, два, три, четыре, пять...» мы перечисляем числа) и малыш не будет видеть перед собой пересчитываемые предметы — всё бесполезно. Он запомнит лишь последовательность чисел, но считать не научится.
Приведу пример ситуации, которая поможет освоить количественный счёт. Около подъезда дома стоят ограничивающие столбики, чтобы машины не подъезжали к нему впритык. Предложите ребёнку переходить от одного столбика к другому и одновременно последовательно называть числа. Таким образом он понимает, что каждый столбик в ряду соответствует названному числу.
Аналогично нужно научить малыша порядковому счёту. Когда спускаетесь по лестнице, проговаривайте, наступая на каждую ступеньку: «Первая ступенька, вторая ступенька» и так далее.
К пяти годам ребёнок способен считать в пределах пяти, отвечать на вопросы «Сколько всего?» и «Который по счёту?». Важно, чтобы к этому возрасту малыш мог соотносить последнее число с пересчитанными предметами. Например: «Один, два, три, четыре. Всего — четыре банана».
В магазине предложите отсчитать и положить с прилавка в пакет пять яблок, три свёклы и тому подобное. На прогулке считайте деревья, машины, собак, птиц, детей, коляски, игрушки и так далее. Дома пересчитывайте домочадцев, расставляйте посуду, столовые приборы, салфетки по количеству гостей, раздавайте по печенью, конфете, зефиру каждому и так далее. И всё считайте, считайте...
К шести годам ребёнок способен считать (отсчитывать) в пределах десяти; пользоваться количественными и порядковыми числительными. Если вы видите, что привычные упражнения он выполняет хорошо, усложните задачу. Для тренировки на порядковый счёт посадите игрушки в ряд. Пусть ребёнок ответит, на котором месте сидит зайчик, ёжик, остальные игрушки. Пример ответа: «Ёжик сидит на третьем месте».
К семи годам потренируйте дошколёнка называть числа в прямом (5-6-7) и обратном порядке (10-9-8), попросите посчитать предметы в разных направлениях: слева направо и справа налево, в ряд, по кругу. Учите ребёнка определять, какое число пропущено, отличать понятия «предыдущий» и «следующий» относительно обозначенного числа.
В этом возрасте дети уже способны раскладывать большое число на два меньших (в пределах десяти) и составлять из двух меньших большее. Такие задания лучше всего выполнять, когда под рукой есть набор счётных палочек, карандаши, картонные полоски. Эти предметы помогут сделать тему «Состав числа» наглядной.
Не все родители знают, чем отличаются числа от цифр. Рассказываю: первые мы называем и слышим, вторые — пишем. По мере знакомства с числами можно постепенно знакомить ребёнка с цифрами. Предлагаю делать это весело: лепить их из пластилина, выкладывать горохом, камушками на картонке, складывать из макарон, рисовать в воздухе. К семи годам ребёнок обычно умеет писать цифры от 1 до 10.
Дети любят подвижные игры. Обучающий элемент становится для них вроде бы второстепенным, но на самом деле он не теряет своей ценности. Вот три игры, с помощью которых счёт освоит любой непоседа:
«Найди свой домик» Все участники игры получают карточки (по одной) с изображением разного количества предметов. Пока дети бегают врассыпную, взрослый кладёт на каждый стул карточку с цифрой. По сигналу «Раз, два, три! Домик свой найди!» участники должны занять стулья в соответствии с цифрой на своей карточке.
«Кто быстрее?» Ведущий раздаёт каждому участнику карточку с цифрой. По его сигналу «Раз, два, три! Предметы собери!» дети разбегаются и находят в окружающей обстановке предметы в соответствии с цифрой на карточке. Например, на прогулке это могут быть жёлуди, шишки, камушки, палочки. Усложнение: «Найди на один предмет меньше/больше, чем обозначено на карточке».
«Столько — сколько» Ведущий говорит одному из участников: «Прыгни на правой ноге (присядь, подними руки) столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши». Дети поочерёдно выполняют задания ведущего.
letidor.ru