Дети все разные. Кто-то готов знакомиться со всеми подряд, а кого-то не уговоришь ни за какие коврижки.
С одной стороны родители понимают, к какому типу относится их ребенок, общителен ли он или застенчив. Но каким бы не был малыш, всем родителям хотелось бы, что бы их отпрыск умел общаться со сверстниками, знакомиться и заводить друзей. Особенно это становиться актуально на отдыхе, когда родители отправляются на курорты семьями.
Родителям застенчивого малыша очень хочется, чтобы ребенок научился преодолевать свою робость, поэтому именно такие родители задаются вопросом: как научить ребенка общаться с другими детьми.
Тут важно не торопить события, у детей потребность в общении со сверстниками возникает в возрасте 3-х лет, а у кого-то и в шесть, до этого возраста они увлечены собой и общением с мамой и папой. Конечно, общительный ребенок не откажется от компании детей и в более раннем возрасте, но речь пойдет именно о противоположном, застенчивом характере некоторых детей.
Как и дети, родители тоже разные и у каждого свой подход к воспитанию и обучению своих отпрысков. Кто-то занимает активную позицию, кто-то позицию полной отстраненности, но каждый желает для своих детей самого лучшего.
Нет ничего хуже, наблюдать картину, когда мама, подталкивая малыша в большую компанию незнакомых детей, пытается убедить его, что там интересно. Ребенок так не думает. Возможно, ему хочется верить, что там, среди чужих детей происходит что-то очень занимательное, но страх перед незнакомыми ребятами, не дает ему это осознать.
Если мама будет слишком настойчива, она рискует отбить желание ребенка общаться на долгий срок или, наоборот, поможет ему.
Если мама не будет вмешиваться, а позволит ребенку самому принять решение идти или нет в незнакомую компанию, она тем самым не будет форсировать события, дав возможность своему малышу адаптироваться к незнакомой обстановке. Возможно, и наоборот, ребенку нужен лидер, за которым он будет наблюдать, а через небольшой промежуток времени он сам проявит себя.
В целом, сколько мам и малышей, столько и вариантов развития событий. Но вопрос, как научить своего ребенка общаться с другими детьми для многих мам остается на актуальном уровне.
Первое на что стоит обратить внимание: вы должны знать темперамент своего малыша. Только мама, которая находится с ребенком бок о бок все 24 часа знает его лучше всех, знает его реакции и желания, настроения и привычки. Знает и понимает, при условии, что УМЕЕТ НАБЛЮДАТЬ.
Второе: даже если вам ОЧЕНЬ хочется, чтобы ваш малыш был чуточку общительнее, чем он есть на самом деле, не спешите торопить события. Одни дети, впрочем, как и взрослые, не могут обходиться без компании, другие выберут одиночество. Позвольте своему ребенку быть тем, кем он является, не давите на него.
Третье, что вы можете сделать для своих детей, чтобы научиться общаться, быть для них примером. Можно сколь угодно долго объяснять, приводить примеры, уговаривать или просто обсуждать важность общения со сверстниками, это не произведет должного впечатления на ребенка, хотя и не будет лишним.
Общайтесь сами со взрослыми при ребенке, общайтесь с другими детьми, только ни как строгий взрослый, а как ребенок, чтобы ваш малыш и дети, с которыми вы будете разговаривать, чувствовали, что с ними ведут беседу на равных.
Искренни интересуйтесь всем, что пытаются поведать вам дети, все ребята чувствуют, когда их слушают с должным вниманием и проявляют интерес к их персоне. Не пытайтесь подключить своего ребенка к разговору, пусть стоит в стороне и смотрит, как происходит общение. Наблюдая за вами он получит гораздо больше полезной информации, в отличии от той, когда вы постоянно его дергаете и пытаетесь подключить к общему разговору.
Очень многие взрослые считают себя умудренными опытом, они готовы раздавать советы направо и налево, но совсем не хотят быть примером в общении с незнакомыми детьми, ведь для этого нужно приложить не мало усилий, а многие просто не знают или не умеют или не хотят разговаривать с ребятами на их уровне, а не с позиции мудрых взрослых… Только не путайте взрослое сюсюканье с настоящим общением взрослого и ребенка, общаться на уровне, значит быть равными, принимать интересы, допускать иное мнение, внимательно слушать. На самом деле, общение с не знакомыми - это целое мастерство, которое тяжело усвоить даже некоторым взрослым, так что мы можем требовать от детей?
Моя дочь не отличается общительностью. Мне, как и любой маме хочется научить ее общаться с другими детьми. Мы играем в игры, разговариваем, обыгрываем разные ситуации с куклами, но самое действенное, как мне кажется, это мой собственный пример.
Раньше я настойчиво ждала и подталкивала ее к общению с другими детками. Я сама не особо общительная, а в детстве и в юности, так вообще заговорить с незнакомыми людьми для меня была целая проблема. Во мне сидела неуверенность и страх, что дочка будет такой же неуверенной в себе в сфере общения, и как оказалось, дети оправдывают наши ожидания.
Не знаю, сколько бы это еще продолжалось, но я поменяла установку у себя в голове, убедив саму себя, что все будет окей, не надо торопить события, и моя дочурка научиться общаться с другими детками рано или поздно. Я отпустила ситуацию и перестала напрягаться каждый раз, когда нам предстояло общения с незнакомыми детьми. Я перестала с беспокойством ожидать, как будет вести себя моя девочка, промолчит или заговорит… Мне стало все равно, я просто переключила свое внимание со своей дочки на детей, с которыми мне предстояло вступить в разговор, а моей девочке, оставалось лишь наблюдать за мной.
Мы отдыхали на море, на пляже была организована небольшая анимация, где две девушки учили деток складывать цветы в технике оригами. Мы с дочкой подошли, конечно, девчушка моя напряглась, думая, что я стану ее уговаривать или настаивать, а я просто ОДИН раз позвала, сказав: «Давай, пойдем, посмотрим». Сначала она стояла в стороне, думая, что вот оно, опять ее куда-то потащат, и будут уговаривать что-то делать, но ожидания ее не оправдались, и она решилась подойти поближе.
Чуть РАНЬШЕ я бы попыталась заинтересовать свою дочку тем, что делают другие дети и очень бы переживала, что она не проявляет инициативу. СЕЙЧАС я оставила ее в покое, предоставив ей возможность самой осмотреться вокруг, приглядеться к детям и к деятельности, которой они занимались, и заодно оценить ситуацию.
Я сама подошла, поздоровалась, выяснила, что они делают, и сказала, что тоже хотела бы попробовать что-то сложить из бумаги. Взяла стул, я села за свободный столик. Доченька моя подошла ко мне через какое-то время, за ней подтянулись другие ребята, а еще через пару минут мы все дружно складывали цветы из оригами, непринужденно болтая.
Для меня это был своего рода опыт, для дочки тоже.
для того, чтобы научить своего ребенка общаться с другими детьми, не обязательно обладать какими-то специальными знаниями, нужно быть чуткой, наблюдательной и уверенной в себе и в своем ребенке.
Не следует вешать свои ожидания на складывающиеся ситуации, а потом расстраиваться, если они не оправдываются…
Нужно дать ребенку шанс самому почувствовать атмосферу, в которой находятся незнакомые ему дети.
Не торопить и не настаивать ни на чем.
Быть заинтересованной в общении, быть искренней и доброй.
В свою очередь моя дочка получила пример свободного разговора с незнакомыми детьми, без ужимок и стеснений, без лишних вопросов и давления.
Буду рада, если мой опыт кому-то окажется полезным. Конечно, у более общительных детей такой проблемы не стоит, здесь уже можно рассматривать другую тему: как научить своего ребенка быть тактичным. Так что, дорогие родители, делитесь своим опытом в комментариях, ведь он бесценен.
Кстати, есть еще один интересный способ справиться с детским страхом или стеснением. Прочитать об этом можно в этой статье.
sertolovo-detki.ru
Для успешного общения прежде всего необходимо желание познакомиться и дружить, то есть установить контакт и развивать его дальше. Не у всех детей это желание одинаково. Многое зависит от темперамента ребенка – флегматик и холерик ставят разные цели и приоритеты общения. Но все же все малыши настроены на общение с другими детьми, просто не все дети умеют организовать общение, слушать, избегать конфликтов. Наша задача помочь детской социализации: научить ребенка общаться и научить ребенка дружить. И лучше всего это сделать… во время игры!
Помимо личного родительского примера успешного общения, играйте с ребенком в коммуникативные игры. Чем чаще вы будете в них играть и чем раньше начнете, тем быстрее ваш ребенок научится общаться. Как ни странно, но к коммуникативным играм относятся:
Игры на развитие тела ребенка. Оказывается, что физически развитые и умеющие контролировать свое тело дети намного свободнее чувствуют себя в коллективе и им легче научиться общаться. Поэтому танцуйте с ребенком, играйте с ним в йогу, ходите в бассейн, бегайте на перегонки. Принимайте позы разных предметов и животных (например, позу Горы, позу Дерева или позу Собаки), подражайте им звуками и походкой, так малыш сможет почувствовать себя в «иной шкуре», а, значит, научиться понимать ее хозяина.
Игры на развитие речи. Такие игры помогут ребенку понять, что, помимо слов, есть другие способы общаться: жесты, мимика и пантомима. Рассказывая ребенку сказку, показывайте главных героев и их действия руками, активно жестикулируйте, меняйте голоса и интонации и изображайте на лице максимум эмоций. Очень скоро ваш малыш научится понимать вас без слов и тоже сможет рассказать вам эмоционально окрашенную сказку со множеством жестов и мимики.
Игры на развитие эмоций ребенка. Ребенка важно научить не только определять и объяснять свои эмоции, но и научить распознавать эмоциональные реакции других людей и детей. Этому легко научиться благодаря музыке. Прослушайте с ребенком небольшой музыкально произведение и попробуйте вместе оценить его характер и настроение: грустная музыка или веселая, бодрая или спокойная, довольная или сердитая и взволнованная, быстрая или медленная, светлая или темная. Ту же технику применяйте к рассматриванию картинок в книжке и оценивая выражение лица персонажей. После детских книг переходите к репродукциям картин известных художников.
Игры на воспитание командного духа. Вы знаете, что любая совместная детская игра воспитывает чувство общности, дружелюбного общения, индивидуального отношения к каждому члену команды. Поначалу необходимо наблюдать и координировать детские игры, мягко направляя и показывая, как нужно. Не стоит открыто вмешиваться, помогите советом лишь в том случае, когда игра зашла в тупик и конфликт неизбежен.
Как это определить. До трехлетнего возраста не стоит делать выводы о том, умеет ли общаться ребенок. В три года малыш может играть с другими детьми, но скорее он играет просто рядом с ними, чем вместе. В общении малыша с другими детьми вас должны насторожить случаи, если ребенок проявляет агрессию, кусается, жадничает или, наоборот, раздает игрушки всем подряд, проявляет излишнюю застенчивостью, обособляется от сверстников и стремиться играть один. Тут можно вмешаться и немного подкорректировать действия малыша, например, научить ребенка делиться, общаться, научить дружить и любить.
Конечно, на вашем личном примере и вашем к нему отношении.
1. Сопереживайте ребенку, любите его и цените таким, как он есть. 2. Признавайте и давайте ему право на самостоятельность. 3. Всегда старайтесь предоставить ребенку свободу выбора. 4. Обращайтесь бережно с его переживаниями, эмоциями и внутренним миром, не стесняйтесь проявлять ласку, заботу, нежность и доброту. Вы не испортите этим ребенка, зато он будет поступать так же по отношению к вам и другим людям. 5. Не бросайте малыша наедине с болью, тревогой, страхом, даже если вам кажется, что он это заслужил, не послушав вас. Сначала пожалейте, а потом объясните, в чем он был не прав. 6. Не ставьте во главу угла ваш авторитет и осведомленность во всех вопросах. Ребенок и так не ставит эти ваши качества под сомнение. Разрешайте малышу учиться на собственных ошибках.
7. Разрешайте ребенку учить себя и делать вам замечания. Это покажет малышу, что вам важно его мнение, и вы цените его советы.
Радостного вам общения с малышом и новых друзей!
yoga-mama.ru
22.01.14
Встречи со сверстниками для игр под наблюдением — эффективный метод формирования социальных навыков у детей с аутизмом
Источник: Association for Science in Autism TreatmentВопрос: Мой ребенок с аутизмом хорошо справляется с учебными программами, но мне хотелось бы помочь ему с развитием навыков общения с другими детьми. Мы устраивали для него встречи для игр, но я беспокоюсь, что он не получает максимум пользы во время этих встреч. Как мне помочь ему научиться играть с другом?
На вопрос отвечают Кейтлин Рейли и Кэрол Дейтчман.
Развитие игровых и социальных навыков должно быть ключевым компонентом образовательной или домашней программы для ребенка с аутизмом. Обладание этими навыками не только улучшает общее качество жизни и способность к поддержанию отношений у ребенка, но также повышает его или ее способность учиться у других людей. Однако для того, чтобы обучиться этим навыкам, многим детям с аутизмом нужны прямые и систематические инструкции.
Встречи для игр, организованные родителями, могут обеспечить ребенка необходимой структурой и практикой, чтобы улучшить его навыки общения со сверстниками и дружбы с другими детьми (Koegel, Werner, Vismara, & Koegel, 2005). Для того чтобы встречи для игр стали эффективным и приятным социальным мероприятием для вашего ребенка, у него сначала должны быть сформированы обязательные навыки — пререквизиты. К таким пререквизитам относятся:
— Умение терпеть присутствие других детей, обращать на них внимание и имитировать их поведение.
— Способность сообщать о собственных желаниях и потребностях.
— Навык делать что-то по очереди.
— Умение играть с игрушками, подходящими своему возрасту, а также знание одной или двух простых игр (Smith, 2001).
Если у вашего ребенка пока нет этих навыков, и он еще не готов к встрече для игр с ровесником, то составьте список тех навыков, которых ему пока не хватает для игры с другом. После этого начинайте обучать вашего ребенка этим навыкам в общении с взрослыми людьми (Leaf & McEachin, 1999). Вероятно, над этими же навыками с ним работают в школе или другом учреждении, но вы можете добавить для него дополнительные возможности для практики дома (возможно, при участии брата или сестры).
Как только ваш ребенок начнет уверенно демонстрировать навыки-пререквизиты для встреч с ровесниками, очень важно организовывать для него встречи для игр, используя методы, основанные на научных доказательствах. Эти методы основаны на применении техник, которые доказали свою эффективность в контролируемых научных исследованиях. При организации встреч с ровесниками для вашего ребенка, такие методы будут включать системы мотивации, стратегические поощрения и систематическое уменьшение подсказок. Научно-обоснованные методы также требуют обязательного сбора объективных данных для мониторинга прогресса.
Для повышения мотивации ребенка во время встречи для игр используйте игрушки и занятия, которые больше всего приятны для ребенка и его друга (Koegel et al., 2005). Мотивация — это обязательное условие для того, чтобы оба ребенка были увлечены происходящим, а также для максимизации обучения вашего ребенка. Ваш ребенок с большей вероятностью пригласит друга поиграть, если эта игра доставляет ему удовольствие. Точно также ровесник с большей вероятностью будет активно общаться с вашим ребенком, если занятия во время встречи ему нравятся. Может быть, полезно предложить детям выбирать занятия по очереди.
Не менее важно определить конкретные навыки, которым вы хотите научить вашего ребенка во время встреч для игр, а затем определяйте 2-3 цели для этих навыков для каждой встречи детей. Такие навыки могут включать приветствие друзей, инициацию игр и задавание вопросов другому ребенку. Например, первые несколько встреч для игр могут сосредоточиться на том, чтобы ребенок самостоятельно говорил «Привет» и «Пока» своему другу и играл с ним в мяч. Как и в случае с другими навыками, подумайте о том, чтобы отрабатывать эти игровые и социальные навыки с ребенком отдельно, прежде чем переносить их в естественную ситуацию с ровесником. Возможно, поначалу вашему ребенку будет нужно много подсказок, так что подумайте о том, как вы будете постепенно уменьшать свои подсказки по мере развития навыков ребенка, а также как вы сможете организовать практику этих навыков в разных местах, с разными людьми и во время различных занятий. Как только ваш ребенок начнет приветствовать своего друга независимо и с легкостью, сфокусируйтесь на том, чтобы обучать его более сложным игровым навыкам, например, задаванию вопросов или комментированию во время общения с ровесником. Помните, что все навыки, которым вы учите во время встреч для игр, должны быть уже освоены ребенком во время занятий с взрослыми. Начинайте с простых навыков, а затем опирайтесь на те навыки, которые ребенок уже освоил.
Если у вашего ребенка есть проблемное поведение, то составьте план по тому, как вы будете реагировать в случае его появления во время встречи для игр. Ваш план может включать «профилактические» стратегии, такие как ограничение встречи по времени, применение визуальной поддержки (например, доски с карточками для выбора занятий), минимизация занятий, которые могут стать источником навязчивости или переживаний ребенка. Не надо беспокоиться о том, что ребенку стыдно пользоваться вашей поддержкой и постоянно практиковаться для достижения успеха (например, если во время встреч он не смотрит в глаза). Последовательность в поощрении нужного поведения необходима, чтобы уменьшить проблемное поведение и помочь ребенку успешно общаться с ровесниками (Maurice, Green, & Luce, 1996).
Кандидаты для игровых встреч должны включать как мальчиков, так и девочек разного возраста (Smith, 2001). Зачастую наилучшие кандидаты для таких встреч — это открытые и отзывчивые дети. Они предоставят вашему ребенку много возможностей для обучения, так как они задают много вопросов, с энтузиазмом отвечают, и они достаточно терпеливы с ребенком, который только учится общению. С точки зрения поведенческого аналитика, мы рассматриваем реакции ровесников как поощрение реакций вашего ребенка. Так что если другой ребенок будет недостаточно отзывчивым, то маловероятно, что ваш будет инициировать общение с ровесниками в будущем. Поговорите с педагогом ребенка или другими специалистами — они могут знать подходящие кандидатуры для таких встреч, либо обратитесь к соседям, у которых могут быть дети.
Идеальные ровесники для практики социальных навыков — это те дети, с которыми ребенок в любом случае часто встречается, например, дети родственников (Oppenheim-Leaf et al., 2012). Очень важно, чтобы ровесник вашего ребенка и его или ее родители знали об уникальных поведениях и потребностях вашего ребенка (Baker, 2003). Подготовьте их к тому, чего можно ожидать, и спросите разрешения у других родителей награждать детей во время встречи для игр. Например, ровесника ребенка можно наградить за то, что он задал вопрос или терпеливо ждет ответа вашего ребенка. Поощрение ровесника за общение с вашим ребенком мотивирует его больше общаться с вашим ребенком в будущем.
Сбор данных о прогрессе вашего ребенка необходим для того, чтобы гарантировать эффективное обучение. Этот процесс поможет вам поставить цели, объективно отслеживать изменения и изменить ваши методы обучения, а если прогресс затормозился или результаты снизились, то вы сможете внести изменения в методы обучения. Например, если ваш ребенок не учится говорить «Привет» ровеснику, то, возможно, вам нужно увеличить его мотивацию для обучения, увеличить уровень помощи (например, предоставлять вербальную модель приветствия) или проконсультироваться с квалифицированным терапевтом, который может предложить другие идеи.
Ниже приводится пример бланка для сбора данных, который можно разработать для отслеживания прогресса ребенка во время каждой встречи для игр. Навыки, которым вы будете учить, и данные, которые вы будете собирать, будут зависеть от индивидуальных способностей и потребностей ребенка.
Дата: 25.10.12 | Date: 2.11.12 |
Ровесник: Кайл | Ровесник: Кайл |
1. Говорит «Привет» ровеснику после подсказки + | 1. Говорит «Привет» ровеснику после подсказки + |
2. Инициирует совместные занятия с ровесником, используя подсказки-фотографии в расписании занятий. | 2. Инициирует совместные занятия с ровесником, используя подсказки-фотографии в расписании занятий. |
– / + / + / + / + | – / + / + / + / + |
3. Случаи проблемного поведения (в учетных единицах) | 3. Случаи проблемного поведения (в ученых единицах) |
Отложите любимые лакомства, чтобы использовать их как награды для вашего ребенка во время его встреч для игр (Leaf & McEachin, 1999). Лучше всего использовать эти особые лакомства только во время встреч для игр, так как это повысит мотивацию ребенка их заработать. Во время встречи для игр будьте «тенью» вашего — встаньте позади него, чтобы подсказывать, когда нужна инициация общения или ответ ровеснику (Krantz & McClannahan, 1993). Когда ребенок демонстрирует целевое поведение (например, поддерживает контакт глазами с ровесником) или успешно общается с ровесником (например, смотрит в глаза и говорит «Привет, Кайл»), то похвалите его (например, «Отлично поздоровался с Кайлом!») и дайте маленький кусочек любимого лакомства. По мере того, как обучение вашего ребенка будет прогрессировать, и он начнет демонстрировать эти навыки самостоятельно, то уменьшайте применение техники тени, в том числе ваши подсказки и инструкции, а также уменьшайте пищевые и социальные поощрения. В конечном итоге, поведение вашего ребенка будет награждаться самой игрой и разговором с другом, а не съедобной или словесной похвалой. Возможно, также будет необходимо поощрять усилия ровесника, особенно если ваш ребенок не идет на сотрудничество.
Многие дети с аутизмом учатся новому с помощью визуального расписания занятий (Krantz & McClannahan, 1998). По этой причине, возможно, стоит сделать «визуальное расписание встречи для игр», которому будут следовать оба ребенка. В расписание можно включить фотографии, изображающие различные игры и занятия и/или фотографию ровесника. По мере обучения ребенка, использование расписания можно уменьшать, чтобы встреча для игр стала более естественной. Вы также можете подготовить материалы таким образом, чтобы детям пришлось сотрудничать, чтобы принять участие в занятии (Koegel et al., 2005). Например, если вы готовите вместе с детьми печенье, то один ребенок будет держать мерный стакан, а другой ребенок будет насыпать в него ингредиенты.
Поначалу встречи для игр должны быть недолгими, не стоит растягивать их до того момента, пока ребенок не начнет проявлять дискомфорт, или пока что-то пойдет не так (Smith, 2001). Успешное пятиминутное общение со сверстником лучше, чем тридцатиминутная встреча, которая закончится бурным скандалом. Возможно, потребуется несколько встреч для игр, чтобы вашему ребенку стало комфортно рядом с ровесником, и ему потребуется время, чтобы научиться новым навыкам. Вашему ребенку может быть полезно встречаться с одним и тем же ребенком до тех пор пока он не достигнет мастерства (полной независимости) для конкретных навыков, затем попробуйте научить ребенка применять эти навыки в общении с другим ребенком.
Начиная с революционной работы доктора Ивара Ловааса (1981 год), который продемнстрировал, что сами родители могут учить своих детей с аутизмом важным навыкам, мы разработали множество эффективных методов для обучения социальным и игровым навыкам (Leaf & McEachin, 1999; Lydon, Healy, & Leader, 2011; Koegel, Werner, Vismara, & Koegel, 2005; Smith, 2001; Krantz & McClannahan, 1993; Krantz & McClannahan, 1998; Maurice, Green, & Luce, 1996). Консультирование квалифицированного специалиста может помочь при планировании и организации эффективных встреч для игр, но помните, что вы — первый учитель для своего ребенка. Используя эти техники во время встреч для игр под руководством, вы не только будете учить своего ребенка необходимым социальным и игровым навыкам, вы научите его новым способам веселиться!
Baker, J. E. (2003). Social skills training for children and adolescents with Asperger Syndrome and social communication problems. Shawnee, MI, Kansas: Asperger Publishing Company.
Freeman, S., & Dake, L., (1997). Teach me language: A language manual for children with autism, Asperger’s syndrome and related disorders. Langley, BC: SKF Books.
Koegel, R. L., Werner, G. A., Vismara, L. A., & Koegel, L. K. (2005). The effectiveness of contextually supported play date interactions between children with autism and typically developing peers. Research & Practice with Severe Disabilities, 30, 93-102.
Krantz, P. J., & McClannahan, L. E. (1993). Teaching children with autism to initiate to peers: Effects of a script fading procedure. Journal of Applied Behavior Analysis, 26, 121-132.
Krantz, P. J., & McClannahan, L. E. (1998). Activity schedules for children: Teaching independent behavior. Bethesda, MD: Woodbine House.
Leaf, R., & McEachin, J. (1999). A work in progress: Behavior management strategies and a curriculum for intensive behavioral treatment of autism. New York: DRL Books.
Lovaas, O. I. (1981). Teaching developmentally disabled children: The me book. Austin, TX: Proed.
Lydon, H., Healy, O., & Leader, G. (2011). A comparison of video modeling and pivotal response training to teach pretend play skills to children with ASD. Research in Autism Spectrum Disorders, 5(2), 872-884.
Maurice, C. Green, G., & Luce, C. (1996). Behavioral intervention for young children with autism: A manual for parents and professionals. Austin, TX: Proed.
Oppenheim-Leaf, M. L., Leaf, J. B., Dozier, C., Sheldon, J. B., & Sherman, J. A. (2012). Teaching typically developing children to promote social play with their siblings with autism. Research in Autism Spectrum Disorders, 6(2), 777-791.
Smith, M. J. (2001). Teaching play skills to children with autism spectrum disorder: A practical guide. New York: DRL Books.
outfund.ru
Здравствуйте дорогие родители. Часто сидя в песочницах, я наблюдала удивительные примеры, что не надо говорить детям. Слава Богу, наши дети воспринимают только 30% от того, что мы несем. Жаль только, что ярлыки пришиваются, пришиваются и, в итоге, таки появляются на детях. А от ярлыка совсем непросто избавиться.
Все мы хотим, чтобы наши дети дружили между собой, и наш ребенок был практически образцово-показательным с точки зрения других нянюшек-бабушек. И как часто слышишь в адрес ребенку, едва стоящему на ногах: «А ну Кирилл, отдай, не будь жадиной». Мне думается в таких случаях: чего мы хотим достичь такой тактикой, когда осуждение идет изнутри семьи, где должна быть 100% поддержка.
Итак, до 1,5-2 лет ребенок совершенно не разделяет что такое «мое» и что такое «чужое». Весь мир принадлежит маленькому человечку и все что его заинтересует, принадлежит ему. Представьте только, что если бы не было этого, ребенок так бы никогда не узнал многого, на что наложены взрослые табу. В этом возрасте «бои в песочнице» могут разгореться из-за ведерка, лопатки или ситечка.
Главное, правильно на это реагировать. Ну не понимает пока ребенок, что брать чужое нельзя, потому что не понимает что такое чужое. Что делать? Можно переключить его внимание и внимание его оппонента и развести пока они лопатками друг друга не нахлопали. Однако, и учить ребенка общению надо. Применяем натуральный обмен. Если ребенок заинтересовался чужой игрушкой, поговорите с ним в духе: « А давай с Никиткой поменяемся — ты ему формочку, а он тебе леечку». Даже самые маленькие детки уже понимают такие вещи и надо это использовать во благо.
Только не надо ругать, бить и пришивать вывески, если ребенок стоит на своем или кого-то прихлопнул лопаткой. Ведь он не совершает преступления с точки зрения психологии 1,5 лет. Просто ребенок учиться познавать мир и взаимодействовать с другими людьми. Применяя простую дипломатию: обмен, переговоры и переключение внимания мы постепенно учим ребенка выражать свои желания, и подсказываем способы взаимодействия с другими детками. На будущее.
А теперь представьте, вы на площадке и у Вас красивая сумочка. Вы ее любите, и тут она понравилась другой маме, она ее у Вас забрала, а Вы кричите и хотите ее обратно. А Вам говорят: « Ну отдай, не будь жадиной, ей же тоже хочется поносить такую красивую сумочку!» Ну как? Вот поэтому и не говорите такие слова как жадный, гадкий, своему ребенку. Наступит момент, когда он сначала осознает что есть круг — его собственные вещи, а потом поймет, что все что за эти кругом — это чужое.
orasulmd.org
Дети бывают разными по характеру: одни из них общительные и даже чересчур разговорчивые, другие – необщительные и избегают любого контакта со своими ровесниками, предпочитая находиться в одиночестве большую часть времени. Если ребёнок относится ко второй категории, и при каждой прогулке в парке или на детской площадке старается сторониться других малышей, не находя для себя увлекательными совместные игры с ними, прячется ото всех, то однозначно стоит вникнуть в проблему и помочь ребёночку решить её.
Постоянное непреодолимое желание остаться наедине с собой нередко озадачивает и беспокоит родителей, начинающих всё чаще задаваться вопросами: «В чём причина такого необычного и нездорового поведения? Может, это мы в этом виноваты?»
Вопреки всем ожиданиям, детские психологи уверены, что такое поведение вполне нормальное для деток 2-3 лет, а объясняется это очень просто. С самого рождения по этот период малыши в основном общаются только со своими ближними родственниками, а в частности – с родителями. В 2-3 года иногда дети ещё не нуждаются в обществе других детей, так как дома они имеют всё самое нужное для развития, для совместных игр им пока хватает родителей.
Со временем малыш начинает нуждаться в обществе сверстников. И это объясняется довольно просто. Ребёнок, ещё не знающий, как правильно реагировать на какие-либо события, смотрит на реакцию других людей, после чего перенимает реакцию (мимику, тон голоса, телодвижения), также малыш не всегда знает, как вести себя в той или иной ситуации с родителями и другими взрослыми, а всему этому он способен научиться именно у своих сверстников.
Чаще всего именно в возрасте 4-5 лет малыши становятся очень заинтересованными в обществе своих ровесников, начинают интересоваться совместными играми, общением и обретают желание узнать друг друга как можно лучше, стараются найти себе как можно больше друзей. Беспокоиться стоит только если в возрасте 5 лет ребёночек всё так же не заинтересован в обществе сверстников и предпочитает сторониться других детей. Родителям в первую очередь нужно установить причины отчуждённости малыша.
1. Особенный характер.
2. Отсутствие навыков общения.
3. Настойчивость родителей
4. Негативный опыт
5. Запреты родственников
Все эти причины подробно рассмотрены ниже.
Всё же не стоит забывать, что природа даровала всем людям разный характер, отчего некоторые люди по натуре своей довольно стеснительны и являются интровертами. В детстве такой характер проявляется в застенчивости, постоянных попытках спрятаться от толпы, нежелание появляться на публике и страх оказаться в центре внимания. Никто не может дать гарантий, что подобные страхи и желания удастся с годами полностью искоренить, однако вполне реально с годами воспитать ребёнка более смелым, уверенным в себе и открытым.
Возможно, ребёнку просто не хватает навыков общения. Вина лежит на родственниках такого ребёнка. В некоторых семьях просто не принято делиться переживаниями, эмоциями, высказывать своё мнение, а потому ребёночку негде набираться этого опыта, не с кого брать пример. Если сами родители необщительны, то и от малыша ждать иного характера чаще всего не приходится. Вот почему необходимо как можно больше свободного времени уделять своему малышу, важно стараться почаще с ним разговаривать, не ждать инициативы от малыша. Если ребёнок чем-то расстроен и недоволен, если у него плохое настроение, необходимо поговорить с ним и выяснить, в чём причина, в противном случае переживания могут долго накапливаться и сделать из него человека закрытого и нелюдимого.
Настойчивость родителей
Родителя может насторожить нежелание любимого чада играть в прятки или другую детскую забаву с другими детьми, что может подтолкнуть этого родителя заставить малыша принять участие в игре. Этого делать тоже не стоит. Возможно, ребёнок попросту не хочет играть именно с этими детьми или именно в эту игру.
Возможно, ребёнок уже имел неприятный опыт в общении с ровесниками. Например, его кто-то обидел или даже ударил. Или же малыш мог находиться в обществе детей старшего возраста, чьи забавы не были ему близки, а только непонятны и скучны. Или же наоборот, ему приходилось общаться с детками помладше, с которыми ему не было интересно.
Некоторых детей слишком часто лишают возможности пообщаться с другими детками их родственники. Предлоги у таких родителей бывают разные: одних раздражает шум, которым сопровождаются игры детей в стенах дома, другие боятся болезни, которую малыш может подхватить в садике или на детских площадках, а потому отправляют ребёнка в эти места очень редко, даже не догадываясь, что тем самым лишают ребёнка необходимой ему порции общения. Время, которое малыш провёл бы за приятным и полезным общением, он проводит за вредными для мозга, зрения, а иногда и психики, телевизором и компьютером или же в одиночестве, углубляясь в себя и привыкая к губительному одиночеству.
После определения причины отчуждённости пора переходить к решению проблемы.
Застенчивого ребёнка нужно как можно чаще хвалить за успехи, не ругать за неудачи, хвалить за инициативу и проявления характера. Результат настолько простых действий удивляет своей эффективностью.
Стоит разрешить ребёнку приводить гостей, или же делать это самим, устраивая небольшие праздники и организовывая тематические вечеринки. Также нужно проявлять больше интереса и вовлеченности, общаясь с ребёнком. Дети прекрасно различают, общаются с ними «для галочки» или же действительно интересуются его настроением, делами.
Также можно записать малыша в секцию, если ему интересно какое-либо занятие. В таких кружках дети рано или поздно начинают общаться, объединённые общим увлечением.
Родители должны понять, что как много бы они не уделяли внимания своему чаду, общения только со взрослыми малышу недостаточно. Для правильного психологического развития необходимо общение с ровесниками.
Важно помнить все эти правила и помочь малышу социализироваться, ведь ближе родителей у них нет никого!
detilife.ru