Подобно остальным родителям, наверняка у вас есть желание видеть своих детей с удовольствием, даже охотой ходящих в школу? При этом чтобы постоянно приносили прекрасные отметки, всегда были послушными. Тогда как на самом деле всё обстоит с точностью да наоборот — дети не хотят учиться. А как заставить ребенка учиться или точнее настроить на учебу, например, подростка? Что делать если деточка не хочет учиться или выполнять домашние задания? Как научить его учиться с удовольствием, привить желание к процессу обучения? Обо всем этом вы узнаете из данной статьи.
Очень многие родители школьников сталкиваются с тем, что их чада отказываются учиться, естественно, это не может не беспокоить. Мамы и папы очень волнуются по этому поводу, ведь всем хочется, чтобы у ребёнка была хорошая успеваемость и его хвалили учителя. Сначала, конечно, родители пытаются справиться с проблемой самостоятельно. Пытаются рассказать ребёнку о том, что нужно учиться, стыдят его, ставят кого-то в пример, но обычно эти попытки заканчиваются очередной неудачей. После чего им приходится признаться в собственном бессилии.
Психологами было замечено, что единственно верный способ как заставить ребенка учиться или замотивировать его к получению знаний — научить его получать удовольствие от обучения. Заняться этим процессом желательно с раннего возраста — дошкольного. Общеизвестный факт: чем младше дитя, тем проще его научить чему-то новому, привить необходимые навыки, выработать полезные, положительные привычки, а также заинтересованность к учёбе. Потому гораздо проще научить чему-то принципиально новому человека 7 лет, чем, например, 14. Хотя данный возраст — не помеха, если найти подходящий способ.
В детстве каждого человека наступает время крайней заинтересованности, когда наиболее часто произносимым словом является слово «почему». На такие детские вопросы стоит отвечать, ведь это поддерживает в них любопытство, любознательность, радость от получения новой информации. Благодаря этому малыш понимает, что его природный интерес к желанию разобраться в устройстве мира поощряется.
Кроме того, ни в коем случае не стоит игнорировать интересы ребёнка. Напротив, любой его интерес нужно поддерживать и развивать. Если заметите интерес, например, к рисованию — лучше отправить его на кружок рисования. Интересуется историей — стоит подарить ему энциклопедию или книгу истории для детей. Также немаловажно не только позволить ему развиваться в этом направлении, но и участвовать в процессе обучения вместе с ним.
Нужно ли заставлять ребенка учиться? Важно мотивировать своего школьника, а не пугать. Ведь куда лучше действует фраза: «Посмотри, этот человек добился в жизни многого, он успешен, известен, занимаясь любимым делом. Ты сможешь также, если будешь усердно и старательно трудиться». Чем фраза «не станешь учиться — будешь дворником».
Не стоит также забывать, что ребёнок неотделим от общества. Вряд ли школьник научится усердно трудиться окруженный двоечниками, лентяями, не интересующимися ничем в жизни, кроме компьютерных стрелялок — своего рода будущих маргиналов. Куда больше шансов преуспеть у ребёнка, окружённого умными, старательными и заинтересованными в обучении детьми.
Такое окружение способно зародить желание ровняться на успеваемость своих товарищей. Отчего появляется желание стать на них похожим, а это положительно отразится на его школьной успеваемости. Тогда вряд ли родителям придется ломать себе голову тем как научить ребенка учиться?
Нельзя сильно отчитывать детей за плохие отметки или прочие учебные неудачи. Необходимо помнить, что отметки — далеко не всегда объективная оценка уровня знаний человека. Даже плохие отметки далеко не всегда зависят от недостатка знаний школьника. Поэтому руганью можно лишь понизить его самооценку, отбив тем самым желание учиться.
Вместо этого лучше спокойно обсудить причины неудачи, успокоить свое чадо, если тот сильно переживает по этому поводу. А затем постараться устранить причины неудачи. Поддержка и понимание родителей много значат. Также вряд ли будет лишней их помощь.
Запомните: заключаться помощь должна ни в коем случае не в решении задачки по арифметике за деточку, а в объяснениях или подсказках правильного пути решения. Это поможет детям научиться справляться с подобными заданиями.
Правильное отношение к учебе ребенка. Школа должна стать для вашего ученика радостью, а не трудной повинностью. Поэтому встречайте своего школьника словами, что ты узнал сегодня нового, интересного? Что тебе понравилось или запомнилось. Чему ты порадовался? Что интересного вам рассказал сегодня учитель? А не словами, какую отметку ты сегодня получил, как себя вел или покажешь мне свой дневник?
Ваш юный школьник отказывается учиться, делать домашнюю работу, особенно на каникулах? Как же научить его учиться с удовольствием, привить желание к учебе, превратив школьный процесс обучения в увлекательное занятие? Согласитесь, как дошкольники, так и дети первых классов хорошо воспринимают информацию в игровой форме. Поэтому с ними лучше всего — конечно же, играть. Рассмотрим несколько фундаментальных правил, которые помогут достичь желаемого.
Предостережение!
Важно избегать раздражающих факторов типа: торопить, кричать, обзывать.
Математику можно решать с помощью чудесных разносов с мукой или песком, где маленький ученик может решать примеры, написав их пальцем на муке. На летних каникулах это можно проделывать на пляже с песком.
Запомните: у детей нет любви к математике, потому что она им кажется скучной, неинтересной. Но им нравится, если математические примеры решать с помощью игры с их любимыми игрушками. Они играючи решают примеры, даже не замечая, что тем самым учатся. После того, как ваш ученик решит во время игры все задания, не забудьте записать их в тетрадь.
Чтобы заняться письмом купите школьнику ручку с его любимым героем. Затем сыграйте в игру «учитель-ученик» с написанием диктантов (заданных заданий по письму) или конкурс «на лучший кариграфический почерк за каникулы или прошедшую неделю». После чего судьи (отец, друзья, другие родные дети) смогут выставить балы за выполнение диктанта, определив, чей диктант и почерк лучше, а затем вручить призы.
Для задания по чтению используйте игру «радиодиктор и зритель». Пусть маленький ученик станет радиодиктором, которому на студию звонит человек с вопросом или просьбой в прямом эфире. Спрашивая, не мог бы тот прочитать ему отрывок из книги (учебник с заданием по чтению)? Записывайте всё на диктофон, после чего вместе слушайте, что с этого вышло. Детей так увлекает данная игра, что часто они даже не замечают, как читают школьный учебник.
Если с детьми первых классов всё понятно, то, как заставить подростка учиться? Необходимо донести до подростка, что учиться может быть здорово, при том не только из-за результата, но также из-за самого процесса обучения. Желательно избегать забивать ему голову пустыми разговорами, а практиковаться вместе с ним. Прививая ему любопытство, пытливость, жажду знаний, занимаясь, например, вместе с ним. Это включает не обычное штудирование учебников, а просмотр хороших фильмов, походы на выставки и экскурсии, игровую подачу материала.
Например, подросток интересуется компьютерами, играми. Постарайтесь разглядеть в его увлечении привязку к какому-либо школьному предмету: математике, информатике, химии, физике, литературе, подготовив информацию о новинках или успешных людях в этой сфере. Тихонько намекая, что известные компьютерные корпорации охотятся за успешными студентами, приглашая их к себе на работу. Таким образом, через интерес старайтесь формировать его внутреннюю мотивацию. Так обходными путями, а не лобовой атакой можно смотивировать подростка к учебе.
Предостережение!
Категорически не рекомендуется заставлять силой подростков учиться или запугивать тем, что якобы те не смогут поступить в хороший институт. Будут жить нищими и вряд ли когда-либо смогут завести здоровые отношения из-за своей невежественности. Запомните, положительные эмоции гораздо более продуктивны, чем негативные.
Любое дело должно начинаться с воодушевления, вдохновения, а не из страха перед страданиями оставшейся жизни, если вдруг чего-то не сделает. Безусловно, этот метод может сработать, даже принести определённые плоды. Но прежде чем пойти по этому пути, родителю необходимо спросить себя — он хочет, чтобы его дитя жило в гармонии с самим собой? Или каждую минуту своей жизни боялось быть неудачником, тратя на это невообразимое количество сил?
Согласитесь, сегодня мало найдется людей, которые с радостью и удовольствием отучились в школе. Стоит ли нам тогда злиться или удивляться тому, что наши детки не хотят учиться? Для начала нужно разобраться, почему вообще у ребёнка вдруг пропадает тяга к учебе?
Причин, конечно, может быть много, но обычно выделяют наиболее основные. Поэтому если родители вдруг заметили, что их чаду учёба становится абсолютно неинтересной, стоит проанализировать ситуацию и попытаться понять причину нежелания учиться.
Проблема может быть в том, что ответственность за учебу полностью взяли на себя родители. Данная причина очень распространена, ведь мамы и папы после появления на свет малыша начинают его опекать и с каждым годом их опека становится все сильнее. Хотя необходимо наоборот давать своему чаду больше самостоятельности.
Когда ребёнок только поступает в школу, вместе с ним начинает учиться и его мама. Которая буквально выполняет за него домашние задания, сама собирает портфель, старается быть в курсе абсолютно всех школьных дел. К сожалению, в этом нет ничего хорошего, ведь из-за такого поведения родителей дитя лишается права голоса, перестаёт проявлять инициативу и больше не хочет учиться.
После чего мама начинает ещё больше его контролировать или опекать, усугубляя ситуацию. Это чревато тем, что воля ее деточки будет сломлена, после чего ребенок не хочет учиться. Поэтому нужно взять себя в руки, перестав столь сильно контролировать своё чадо.
Обычно выдающиеся способности видны у ребёнка сразу, поэтому родители буквально с пелёнок начинают пророчить ему блестящее будущее, надеясь, что тот оправдает все их ожидания. Но гении вовсе не всегда хорошо учатся, наоборот, ими может овладевать лень. «Гений» ходит на уроки из-под палки, вследствие чего страдает его успеваемость.
Отсутствие опеки и внимания со стороны родителей тоже приводят к проблемам с учебой. Дети, которые растут буквально на улице, нуждаются в родительской любви, их тепле, но не получают этого. Потому что, например, родители заняты собственной карьерой и на свое чадо у них просто не остаётся свободного времени. Из-за недостатка родительского внимания дети теряют познавательный интерес, то есть пропадает потребность в том, чтобы узнать что-то новое, соответственно учиться совсем не хочется.
Отказ учиться может быть связан с тем, что в школе у ребёнка имеются конфликтные ситуации, например, с одноклассниками или даже учителями. Тут стоит поговорить со своим чадом максимально откровенно. Так, чтобы тот смог раскрыться, рассказав о своих проблемах, тогда в дальнейшем их можно будет решить.
Не все дети абсолютно здоровы, есть дети, у которых есть различного рода заболевания, которые, например, знает только классный руководитель. Так вот такой ребёнок может симулировать приступы и недомогание. Понимая, что в таком случае его оставят дома или разрешат не делать домашнее задание, и поэтому с успехом пользуется этой ситуацией.
В начальных классах отбить охоту ребенку учиться может разница между темпом обучения учителем и его модели отношений со своими родителями. К примеру, родитель флегматик, а учитель холерик тогда маленькому школьнику будет очень трудно.
Предостережение!
Родителям из-за этого обязательно нужно избегать в присутствие ребенка ругать или осуждать учителя, который должен стать для него авторитетом. Ведь если учитель для него таковым не станет, разве захочет дитя ходить к нему на уроки?
Еще одной причиной, почему дети не хотят учиться в школе — это то, что школьные требования не соответствуют их способностям. Сегодня многие родители руководствуются желанием отдать свое чадо в супер школу, чтобы сделать с него гения. А там дитятко встречается с элементарными перегрузками, к которым он физиологически просто не готов.
Если дома его еще ругают за неуспеваемость в учебе, то у него пропадает всякая охота к ней. Ведь страх тормозит все желания. Умные родители отдают своих детей в простую начальную школу, которая раскроет потенциал ребенка. После чего в переходном классе они могут перевести его на более престижное обучение.
Заключение
Ответственное отношение ребёнка к учёбе — редкий и ценный дар, гарантирующий прилежную учёбу в школе, самостоятельную подготовку домашнего задания, успешное написание самостоятельных и контрольных работ. А также избавление родителей от хлопот в виде контроля выполнения домашних работ. Так ли сложно этого добиться? Запомните, жажда новых знаний — неотъемлема для человеческого мозга. А потому способы мотивировать свое чадо к учёбе также не должны отличаться особой сложностью.
Кроме того, мотивируя ребенка к учебе, ответьте себе на самый важный вопрос: «Чего вы сами хотите от своих детей? Что для вас важнее — иметь хороший аттестат или чтобы дитя нашло свое настоящее призвание, раскрыв полностью свой внутренний потенциал, развиваясь и продвигаясь вперед»? Правильный ответ гарантирует заинтересованность ребенком в учёбе, его концентрацию и ответственность.
А, по-вашему, какими методами еще можно мотивировать детей к учебе, как заставить ребенка учиться? Поделитесь своим мнением в комментариях.
С уважением, Андроник Олег/Анна.
Посмотрите короткое видео, что нужно делать, если ваше чадо не хочет делать уроки?
semyadeti.ru
Ох, уж эта учёба детей. Проблема из проблем. Не для всех, конечно. Но, всё же, для большинства родителей: Как научить ребёнка учиться? — не пустое. Это одна из самых сложных, трудных, болезненных проблем в отношениях дети-родители, в период взросления детей. Долгие 10-12 лет.
По-моему, нужно сформировать у ребёнка ОТНОШЕНИЕ к учёбе, как к РАБОТЕ.
Хорошая работа, выполнена хорошо: самому приятно, все хвалят. Плохая работа: САМОМУ НЕПРИЯТНО, все ругают, все, ну пусть не все, а только папа с мамой, недовольны.
Как научить ребёнка учиться? Главное, сделать упор на чувства «САМОМУ ПРИЯТНО, нравится хорошо учиться» и «нравится хорошо выполнять ЛЮБУЮ работу».
Ведь, это базовые, необходимые навыки и принципы отношения к работе, к делу, которые и в дальнейшей жизни, ой, как пригодятся, а не только в учёбе в школе и других заведениях.
При этом, обратите внимание, что мы тут, даже, можем не апеллировать к сознанию ребёнка (читать ему морали): мы воздействуем на чувства ребёнка, что всегда более эффективно. Но, тоже, не легко, конечно. В особенности в данном случае.
А какую благородную нравственную ценность привить ребёнку легко? Это только плохое прилепляется к нему моментально, ибо оно примитивно, простое и грязное. (Грязь, в отличие от плодородной земли, легко пачкает и прилипает.)
Привычка хорошо работать, с удовольствием получать новые знания, по-моему, будет жизненно необходима ребёнку в дальнейшей жизни и на работе, и в быту, и в своей будущей семье, и, вообще, в любых социальных условиях и социумах.
Мне думается, так: потихоньку. Сделал он хорошо что-то, — похвалил, плохо – выразил своё неудовольствие, показал, объяснил как надо.
И так, без конца, пока у ребёнка не выработается стойкая привычка. Которая должна перейти, в идеале, в устойчивое желание хорошо учиться, быть лучшим в учёбе-работе.
Надо добиться, чтобы у ребенка это стало ЦЕННОСТЬЮ в его нравственном становлении, ценностью его жизни. Ведь, это один из важнейших залогов его нормальной дальнейшей жизни.
Другого пути я не вижу. А вы? Как научить ребёнка учиться?
Ещё статьи по этой теме:
Как помочь ребёнку учиться, что нужно знать родителям школьников
Как учить ребёнка? Как помочь ребёнку с домашними заданиями?
Если ребёнок плохо учится. Как заниматься учёбой дома?
Если ребёнок плохо учится, что делать? Как заниматься с ребёнком уроками?
Советы родителям по воспитанию детей. Не делайте этого
Как воспитывать детей — как воспитать ребёнка правильно?
love-family-life.info
Человек рождается на свет практически не приспособленным к жизни, в сравнении со всеми существами, живущими на Земле. Ребенок зависит от родителей не менее полутора десятка лет и в течение всего этого периода требует постоянной заботы, внимания.
Младенец развивается и растет очень быстро — от практически беспомощного существа к маленькому человеку, учится без поддержки и помощи взрослых самостоятельно ходить и говорить первые слова и предложения. Такое быстрое развитие связано с уровнем биологического созревания организма. Именно от этого зависит психическое развитие ребенка. Дети до года, как правило, не умеют говорить. Этот факт является доказательством, того, что за нормальное развитие организма отвечает физическая и психологическая зрелость организма. Помните это, когда будете пытаться заставлять шести- или семилетнего ребенка быть дисциплинированным, организованным, собранным, писать красивым почерком. А у него еще не сформировались к этому времени волевые качества, а также мелкая моторика. Ребенок в этом возрасте не может соответствовать завышенным требованиям взрослых. Знайте, что научить ребенка, который не подготовлен к тому, чтобы учиться тяжело. Вот, например, речь... До года ребенок не будет разговаривать предложениями, как бы вы не пытались научить его этому, этого не умеют делать даже дети индиго, разговоры о которых постоянно всплывают на страницах желтой прессы. Детский мозг еще не готов к этому.
Известно, что ребенок, родившийся в России, будет разговаривать на русском языке. Это еще раз доказывает, что на психическое развитие влияет и окружающая среда, в соответствии с уровнем биологического развития, созревания организма на данном этапе. Итак, психическое развитие в целом — это сочетание уровня биологической зрелости организма и влияния среды (воспитание, обучение и т.п.).
Именно эти факторы являются основополагающими, и именно на них редакция сайта ladushki.info советует обратить внимание в первую очередь при поиске ответа на вопросы о том, как научить ребенка учиться.
Итак, представляем вашему вниманию несколько простых советов, которые помогут научить вашего ребенка хорошо учиться.
Не заставляйте ребенка шестилетнего возраста выполнять домашние задания, которые учитель обычно не задает. Не тренируйте его чрезмерно выписывать буквы, цифры, крючки; заботьтесь о полноценном отдыхе и питании. Чтобы малыш научился лучше писать буквы, развивайте мелкую моторику: занимайтесь лепкой, рисованием, раскрашиванием мелких картинок, аппликацией, вышивкой и т.д. Занятие должно быть интересным ребенку. Обязательно читайте ему перед сном детские сказки и литературу, соответствующую возрасту.
Во время занятий с семилетним ребенком сначала подключайтесь к выполнению домашних заданий. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Ему должно быть интересно. Не торопите его, не упрекайте за ошибки, не сравнивайте его с другими детьми. Дайте ребенку возможность получать удовольствие от интеллектуальных занятий. Главное — не убить интерес к познанию. Не перегружайте ребенка.
С 8-9-летними детьми выполняйте то же, но предоставляйте им больше самостоятельности. Не ругайте за ошибки, относитесь уважительно. Ошибки неизбежны, научитесь сами и научите детей воспринимать ошибки как естественный процесс, ведь на ошибках учатся.
Старайтесь, чтобы 10-летний ребенок выполнял домашние задания самостоятельно, после этого спокойно проверьте выполненное. Не заставляйте переписывать, если ребенок допустил ошибку.
Не проявляйте излишней тревоги по поводу неудач. Продолжайте быть рядом с ребенком, поддерживайте его. Если он не потерял интерес к познанию, считайте это главным успехом — и его, и вашим. Ребенок, не будучи круглым отличником, все равно будет успешным. Он будет иметь главный инструмент познания — интерес.
В занятиях нужна мера. Не заставляйте ребенка выполнять упражнения, если он вертится, устал, расстроен. Сделайте перерыв, займитесь чем-то другим. И помните, что ребенку 6-7 лет подходит игровая форма занятий.
Избегайте негативной оценки, чаще хвалите ребенка. Найдите то, что у него получается, и за это обязательно хвалите. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Старайтесь не воспринимать занятия с ребенком, как тяжелую обременительную работу. Не забывайте радоваться жизни вместе с малышом. Получайте удовольствие от общения с ним. И никогда не соревнуйтесь с ребенком. Вы, конечно, мудрее, опытнее, больше знаете. Поэтому и передавайте свою мудрость и опыт ему, но помните, что ваш малыш — это отдельная личность, уникальная и неповторимая. И если вы ее не унизите, будете уважать, ценить, любить и помогать ей, то она найдет свое место в обществе, будет уверенной в себе, а следовательно добьется успеха.
Не делайте школьную оценку идолом, которому надо поклоняться. Некоторые педагоги-ученые, вообще стараются отказаться от оценок в школьной практике, эту линию поддерживает и редакция сайта ladushki.info. Но большинство считают, что оценку надо обосновать ребенку. Например, учитель должен сказать так: «У тебя сегодня, к сожалению, четверка. Но не расстраивайся. Сегодня у тебя меньше ошибок, чем вчера. Сегодня твоя четверка по-настоящему заработанная. Ты больше занимаешься, работаешь над своими ошибками, ты стараешься, я это вижу. Так держать. Я в тебя верю...». Однако, к сожалению, это очень редко случается. Все равно, примерно так и говорите своему ребенку, всегда есть, за что похвалить маленького ученика. Помните, заострять внимание надо не на негативных моментах, а на достигнутых положительных результатах. Не завидуйте отличным успехам одноклассников, они могут быть временными, и ваш ребенок вполне может обогнать нынешнего отличника. Вот как рост: сегодня ваш ребенок ниже всех в классе, а потом вытянется и станет высоким. Так что не теряйте уверенности в своих силах и силах своего ребенка. И развивайте в нем интерес к познанию.
Соблюдение этих несложных правил помогут привить вашим детям хорошее отношению к учебе, будет способствовать желанию ребенка учиться.
ladushki.info