Ребенок 11 месяцев развитие что должен уметь


Развитие малыша в 11 месяцев и какие бывают отклонения

Еще немного времени и малышу исполнится первый год его жизни. Практически незаметно и очень быстро из маленького несмышленого существа он превращается в настоящую личность, самостоятельную и имеющую собственный характер. В этот период уже можно судить о многих кардинальных изменениях, полученных навыках, сформировавшихся предпочтениях и первых привычках.

С каждым днем все больше оттачиваются навыки и постигается что-то совершенно новое. Карапуз с нетерпением ждет, когда взрослые уделят ему внимание, слушает их с огромным интересом и не упускает из виду все, что они делают.

Родители также могут отметить, насколько интереснее им стало проводить время со своим чадом, он радует и удивляет их. В данное время многие мамы хотят сравнить успехи своего малыша с примерными показателями того, что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Следовать таблицам развития младенцев, безусловно, можно и нужно, однако, не стоит забывать, что каждый ребенок может развиваться индивидуально и иметь совершенно разные достижения в этом возрасте.

Физиологическое развитие и основные умения

Одиннадцати месячный малыш за последний месяц своей жизни прибавляет в весе примерно 400 грамм и к концу этого периода может весить 9600 — 10200 грамм. Рост ребенка увеличивается примерно на 1,5-2 сантиметра и к концу 11-го месяца составляет 72-75 сантиметров. Окружность головы ребенка и его грудной клетки показывают одинаковые показатели — примерно 45-46 сантиметров.

Темпы роста в этот период, по-прежнему, остаются несколько сниженными. Что касается параметров веса, то они могут существенно отличаться у разных 11-месячных малышей, так как зависят от многих факторов, включая питание ребенка, его активность и индивидуальные особенности организма наследственного характера.

На одиннадцатом месяце жизни меняется режим дня детей, они гораздо меньше проводят времени во сне. Некоторые родители переводят своих малышей на одноразовый дневной сон, а некоторые дважды укладывают спать. Такой сон днем длится примерно 40 минут. Кроме того, двукратный дневной сон считается оптимальным вариантом, так как сокращает длительный разрыв между дневным бодрствованием и ночным отдыхом. Что касается ночного сна, то малыш должен отдыхать не менее 10 часов. За это время некоторые детки могут просыпаться, а родители должны предоставлять им возможность уснуть самостоятельно без укачивания.

Если в целом выделить основные навыки 11-месячного ребенка, то они будут выглядеть следующим образом:

  • малыш достаточно хорошо понимает разговор взрослых относительно себя и происходящем вокруг;
  • может произносить отдельные слова, имитировать голоса животных;
  • с удовольствием выполняет элементарные просьбы взрослых, например, дай, принеси, отнеси, возьми и т.д.;
  • очень любит, когда его действия одобряют, хвалят его и с нетерпением ждет этого от взрослых;
  • в знак утверждения или отрицания делает соответствующие жесты головой;
  • на прощание или в качестве приветствия машет ручкой и благодарит кивком головы;
  • делает попытки самостоятельно кушать ложкой и хорошо справляется с чашкой;
  • активно ползает, может покорять ступеньки вверх и вниз;
  • делает первые шаги и достаточно хорошо ходит у опоры;
  • может осуществлять наклоны, стоя у опоры;
  • из положения стоя может присаживаться;
  • может стоять как на всей ступне, так и на носочках;
  • может присаживаться на корточках;
  • ручками уверенно открывает крышки разных коробок;
  • самостоятельно листает страницы книги;
  • с пониманием происходящего укладывает предметы один в другой;
  • берет и хорошо удерживает мелкие предметы;
  • самостоятельно снимает обувь и носочки;
  • очень любит играть, например, с мячом или в прятки;

Физические навыки ребенка в 11 месяцев

В 11 месяцев многие дети уже достаточно уверенно ходят при поддержке мамы за ручку. Также отлично получается у них передвигаться у опоры. Некоторые из них в этот период радуют своих родителей первыми самостоятельными шагами, а некоторые начинают их делать позже. Когда малыш пользуется опорой, он может подходить к нужным ему предметам, приседать, чтобы достать игрушку, а затем снова вставать. В этот момент он учится удерживать равновесие в вертикальном положении.

Маленький непоседа к 11 месяцам уже делает самостоятельные попытки расчесать свои волосы гребешком, пьет из чашки, практически не разливая жидкость, делает попытки поднести ложку с едой ко рту, самостоятельно умывается и приносит по просьбе родителей разные предметы и игрушки. Он может различать формы предметов – круглые мячики и прямоугольные кубики. В это время очень уместно начинать ролевые игры. Например, можно с ребенком уложить куклу спать, покормит зайчика или другую любимую игрушку. Также для малыша станет настоящим праздников что-то новое, например, поездки в незнакомые места или совместные походы в магазин.

11-месячный ребенок в этот период может испытывать совершенно новые тактильные ощущения. Стоит отметить, что не все он воспринимает их положительно. Например, его может рассердить элементарная попытка родителей разуть ножки, чтобы побегать босиком по траве или песку. В связи с повышенной осязательной чувствительностью ребенок может брезговать, например, прикасаться пальчиками к разлитому кефиру. В этой связи родители должны на собственном примере демонстрировать малышу, как приятно босиком пройти по теплому песку и стараться расширять его тактильный опыт.

В 11 месяцев к ребенку приходит понимание пространственных взаимоотношений, например, он отлично понимает, что означают понятия «сзади» или «внутри». Очень полезно в этот период немного усложнят любимые игры, к примеру, прятки. При этом родители могут спрятать в присутствии малыша игрушку сначала в одном месте, а затем перепрятать ее в другом.

В этот период ребенок делает самостоятельные попытки устоять на ножках и делает первые шаги. Кроме того он систематически приседает, встает, совершенствуя свою координацию движений и тренируя вестибулярный аппарат.

Нередко во время концентрации малыша, родители замечают, что их чадо перестает повторять привычные и хорошо заученные слова. В этом нет ничего страшно, вскоре он снова активно заговорит.

Психическое развитие ребенка в 11 месяцев

К одиннадцатому месяцу жизни ребенок издается множество голосовых действий, некоторые могут напоминать слова. Однако родители должны учитывать, что действительно они являются словами лишь в том случае, когда употреблены малышом  к месту в подходящем контексте. Некоторые слова во время их произнесения ребенок может дополнять соответствующими жестами, например, фраза «дай-дай» может сопровождаться вытянутой вперед ручкой.

Заучивать новые слова с крохой можно в форме игры с часто повторяющимися словами или, припевая песенку, которая будет сопровождаться запоминающимся простым словом.

Учитывая то, что 11-месячный карапуз с удовольствием откликается на просьбы взрослых, родители должны видеть в нем маленького помощника, давать элементарные задания, а все ненужные действия не пресекать, а отвлекать от них, переключаясь на новые занятия.

Возможные отклонения от нормального развития

Родители ребенка должны беспокоиться, если наблюдается следующее:

  • ребенок все еще не может сидеть, при этом вытянув вперед ножки;
  • малыш не делает попыток самостоятельно удерживаться в вертикальном положении у опоры;
  • ребенок не в состоянии удерживать в ручках чашку и пьет только с помощью взрослых.

В данных ситуациях консультация специалиста будет не лишней, так как поможет развеять все сомнения родителей относительно здоровья их любимого чада.

ladyibaby.ru

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев: оценка общего развития

Если какие-то навыки не наблюдаются, не стоит волноваться раньше времени. Конечно, в этом возрасте кроха должен уверенно сидеть и ползать. Если он не предпринимает попыток подниматься вертикально, это даже лучше, по мнению некоторых ортопедов. Чем позже ребенок освоит вертикальное положение, тем естественнее будут формироваться изгибы позвоночника. Навык ползания может развиваться в течение нескольких месяцев. У некоторых младенцев он настолько совершенствуется, что их проворству можно только позавидовать.

Оценка психомоторного развития по «мюнхенской диагностике»

В 1997 году педагогами, психологами и медиками в Институте социальной педагогики в Мюнхене была создана функциональная диагностика, по которой можно оценивать психомоторное развитие детей до 3 лет. Что может ребенок в 11 месяцев согласно этой диагностике?

  • Из положения сидя подтягивается при помощи опоры и встает.
  • Может сделать несколько шагов вдоль опоры.
  • Делает шаги при поддержке за обе руки.
  • Поднимается на одну ступеньку при поддержке.
  • Ударяет небольшими предметами друг о друга.
  • Может взять и удержать игрушку (еду) вытянутым большим и указательным пальцем.
  • Также может совершать эти движения согнутыми пальцами.
  • Умеет листать картонные книги.
  • Катает машинку, игрушку на колесиках.
  • Бросает предметы в коробку.
  • Перекатывает мяч.
  • Находит спрятанные предметы.
  • Указывает на объект вытянутым указательным пальцем.
  • Складывает самую маленькую деталь пирамидки или матрешки в самую большую.
  • Берет в руки карандаш и пробует рисовать.
  • Выражает желания и требования при помощи звуков, слогов.
  • Указывает, где мама и папа.
  • Может произносить несколько осмысленных слов.
  • Заметна реакция на запреты, порицания и похвалу.
  • Малыш понимает значение слов и выполняет просьбы: «принеси», «дай мне», «иди ко мне».
  • Если его спрашивают о знакомом предмете или человеке, начинает его искать в пространстве.
  • Хорошо хлопает в ладоши, кивает, показывает «пока» рукой.
  • Проявляет заботу о кукле, мягкой игрушке: может погладить, пожалеть, уложить спать.

Подробнее о двигательных навыках

В 11 месяцев малыш умело орудует ложкой, хорошо держит чашку, может нарисовать свой первый рисунок в виде росчерка — все эти движения требуют точности и ловкости, развитой координации «глаза-руки». Что еще умеет делать грудничок?

  • Ползание. Еще месяц назад грудничок мог ползать по-пластунски. Но в 11 месяцев малыш должен уметь свободно и быстро ползать на четвереньках. Передвижение должно быть скоординированным и синхронным. Ребенок переставляет конечности таким способом: левая рука — правая нога, правая рука — левая нога и т.д.
  • Равновесие. Благодаря постоянному ползанию, у малыша хорошо развивается координация движения и равновесие. Чтобы проверить это умение, можно провести такой эксперимент. Ребенка усадить на ровную поверхность и поднять сначала одну ногу, затем обе. Малыш не будет опрокидываться назад, он старается балансировать и удерживать равновесие, тянется корпусом вперед, вытягивает ручки. Иногда может помогать себе, опираясь на одну руку.
  • Делает первые шаги, держась за руки взрослого. Если кроху поставить на ровную и твердую поверхность, взять его за ручки, слегка приподняв их вверх, он начнет спонтанно делать шаги. Не у всех детей этого возраста получается это упражнение. Первые шаги неуверенные, слишком широкие, ноги при этом сильно выпрямляются.
  • Встает на ноги из положения сидя. Этот навык вырабатывается с опорой. Самостоятельно подняться малыш пока не умеет. Как стимулировать развитие этого умения? Можно положить на краю дивана игрушку и попросить малыша взять ее. Грудничок, который находится на полу, попытается подняться, опираясь о диван, и добыть игрушку. Такие упражнения можно повторять ежедневно. Когда малыш встает, то сначала выносит одну ногу вперед, опирается и подтягивается. Нужно следить, чтобы ребенок при подъеме одинаково умело мог выносить вперед и правую, и левую ногу.
  • Развитие хватательного навыка. Большой предмет ребенок может захватывать всей ладошкой. Но если грудничку предложить маленькую игрушку, кусочек печенья, он возьмет лишь двумя пальцами — большим и указательным. Этот навык называется щипцовым захватом. Он должен быть одинаково хорошо развит на обеих руках. Если малыш отдает предпочтение только правой или левой руке, нужно стимулировать его к симметричному развитию навыка.

Есть ли разница в моторном развитии девочки и мальчика в 11 месяцев? В «Мюнхенской функциональной диагностике развития», как и в других достоверных и объективных источниках, нет данных о гендерных различиях в формировании навыков. Специалисты считают, что не стоит акцентировать внимание на этой теме. На темпы развития может влиять тип телосложения, развитие мышечного аппарата, темперамент, наследственность, а также родовые травмы и неврологические нарушения.

Речевое и психоэмоциональное развитие

Моторные навыки ребенка в 11 месяцев связаны с развитием речи, интеллекта, эмоций. Нельзя выделить главные и второстепенные умения малыша, их нужно рассматривать в комплексе.

  • Повторение слогов. В этом возрасте кроха может повторять слоги, которые воспроизводят взрослые. Для этого нужно сесть рядом с малышом, медленно и с четкой артикуляцией произносить разные типы слогов. Одиннадцатимесячный грудничок способен хорошо копировать не только слоги, но и интонации.
  • Речь сопровождается жестами. На вопросы грудничок может отвечать движениями головы: «да» или «нет». Можно заметить: когда грудничок что-то просит и произносит «дай-дай», то одновременно протягивает ручку и многократно сжимает ее. Логопеды считают, что такой жест говорит о готовности малыша говорить. Важно в этом возрасте развивать мелкую моторику, которая связана с развитием речи. Гибкие пальчики и множество тонких движений кистями рук подтолкнет кроху к быстрому речевому развитию.
  • Первые слова. Появляются специфические слова детского лексикона: «би-би», «брр» (машинка), «ля-ля» (кукла, ребенок), «па-па» (пока и папа). При этом слова употребляются в широком значении. Например, «ба-ба» может указывать на любую бабушку, не только родную; «ав-ав» может обозначать собаку, кошку, любое животное. Малыш может называть словами не только предметы, но и действия, даже отдельные ситуации. Не сразу мама может разобраться в лексиконе грудничка. Логопеды рекомендуют специфические детские слова переводить на «взрослый» язык и выговаривать их правильно. Исправлять грудничка не нужно, он должен слышать альтернативный вариант и со временем перейдет на него.
  • Развитие памяти и мышления. В 11 месяцев дети умеют воспроизводить в памяти образы предметов. Если попросить грудничка найти мяч или куклу, он будет искать предмет по зрительному образу, который уже заложен в памяти. Малыш пока что мыслит когнитивными схемами, то есть запоминает какую-то цепочку событий и признаки объектов. Но если появляется что-то новое, ребенок может растеряться, потому что это не вписывается в его прежнюю мыслительную схему. Познание мира происходит благодаря постоянному расширению и изменению этих схем. В этом возрасте дети начинают группировать предметы и объекты по признакам: еда, игрушки, люди, животные и т.д.
  • Реакция на запреты. Грудничок понимает, когда ему запрещают что-либо делать. В первую очередь он проверяет реакцию мамы, потому что базовое чувство безопасности связано именно с ней и ее эмоциональными реакциями. Если, скажем, на прогулке он нашел камушек и хочет попробовать его на вкус, то первым делом посмотрит на лицо мамы. Часто в этом возрасте дети послушны и реагируют на табу. Но не за горами тот возраст, когда ребенок начнет испытывать терпение родителей и проявлять свое знаменитое «я сам!».
  • Реакция на поощрения. В 11 месяцев малыш умеет воспринимать и осознавать похвалу. Психологи рекомендуют поощрять грудничка, хвалить, если у него что-то получилось, подбадривать, если что-то не выходит. Похвала и позитивное отношение к деятельности грудничка уже в этом возрасте влияет на формирование адекватной самооценки в будущем.
  • Грудничок выполняет просьбы. Малыш хорошо понимает значение просьб и пожеланий взрослых. Он охотно приносит игрушки, делится печеньем, «помогает» по дому. Начинаются примитивные сюжетно-ролевые игры, которые помогут грудничку социально адаптироваться, развивают коммуникативные навыки.
  • Общение. Постепенно проходит период, когда ребенок боялся незнакомых людей и мог заплакать, если его брали на руки и забирали от мамы. Теперь грудничок больше доверяет миру и охотнее общается с новыми людьми. Также у крохи могут появиться первые друзья в песочнице. Вместе дети пока не умеют играть, но первые ссоры из-за игрушек уже могут возникать. В этом возрасте малыши соглашаются на обмен игрушками с другими детьми, таким способом легко решаются конфликтные ситуации.

Дети этого возраста хорошо улавливают настроение взрослых по глазам, мимике, интонациям голоса. Их эмоциональная сфера также расширяется. Психологи не рекомендуют подавлять негативные эмоции грудничка.

Что должен уметь малыш в 11 месяцев? В этом возрасте грудничок виртуозно владеет навыком ползания. Большинство детей при помощи опоры поднимаются вертикально и делают первые шаги. Мелкая моторика усовершенствуется, в речи появляются первые короткие слова-слоги. Развиваются навыки коммуникации и социальной адаптации.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!

kids365.ru

Развитие ребенка в 11 месяцев

Карапуз стремительно приближается к первому знаменательному событию, когда всей семьей будет праздноваться первый годик жизни малыша! И одиннадцать месяцев – это крайняя ступень перед наступлением долгожданного торжества. Кроха уже почти готов расстаться со своим младенчеством, и это заметно по его достижениям. Как развился детеныш за этот период? Чему и какими методами родителям учить ребенка в 11 месяцев?

Как развился организм в 11 месяцев

Малютка продолжает радовать родителей средней прибавкой веса в 300 гр и увеличением роста на 2 см. Большинство детей имеет уже 6 прорезавшихся зубов, что значительно облегчает прием более крупных кусочков пищи. После сна период бодрствования увеличивается до 3 часов.

Как изменилась психология малыша

Психоэмоциональное развитие ребенка в 11 месяцев характеризуется восприимчивостью ко всему происходящему. Кроха уже очень многое способен понять из того, что вы ему говорите и о чем просите. Может различить шуточный тон и строгую интонацию. Он уже может общаться и играть как со знакомыми взрослыми, так и со своими сверстниками. А вот в компании незнакомцев будет чувствовать себя неуверенно, поэтому по-прежнему остро нуждается в вашем присутствии.

Важным элементом обучения является разъяснение отрицательных фраз «нет» и «нельзя». Для малютки понимание запретов – это залог его будущей безопасности. При этом важно учесть, что ни в коем случае не должно возникать отрицательных и негативных эмоций. Карапуз, даже слушая указы от мамы, не должен сомневаться в ее доброжелательном отношении и любви к нему. Произносимый тон может звучать твердо, но без злости, ругани и наказаний.

Знакомьте малютку с элементами вежливого поведения. Старайтесь сопровождать какие-то просьбы словом «пожалуйста», а благодарить, произнося «спасибо». Крохе полезно показывать, как и чем надо делиться с окружающими, как и когда можно пожалеть того, кто в этом нуждается.

Учим говорить

Что умеет ребенок в 11 месяцев говорить? Он уже освоил произношение некоторых гласных и согласных звуков и даже может составлять цепочки из простых слогов. Сейчас он активно повторяет за взрослыми их действия, включая и речь. Самое время для обучения произношению первых слов. Основным параметром должна быть простота.

Разговаривайте с малышом, помогая чувствовать ему диалог. Говорите поочередно. Меняйте интонацию, подразумевая вопросительные нотки, когда приглашаете его вступить. Повторяйте за ним произнесенные звуки, а затем включайте в разговор новые.

Чтобы карапуз понимал смысл сказанного, старайтесь сопровождать действия или предметы не только словами, но и мимикой или жестами. Касается тех случаев, когда это возможно.

Очень скоро вы заметите, как интонация и лепет малыша начинают становиться похожими на ваш диалект.

Главное, старайтесь говорить просто, подбирая немногосложные слова, чтобы не перегрузить информацией. Если кроха не повторяет за вами, не отчаивайтесь. На начальном этапе дети очень медленно осваивают новые слова, но все ваши реплики в любом случае способствуют формированию пассивного запаса.

Отличительная черта этого периода – это соотношение выговариваемых слов с обозначаемыми образами. Если малютка произносит слова «мама» и «папа», то это обозначает явное и непосредственное обращение к своим родителям. Очень часто ребятишки выдумывают и свои коротенькие словечки, которыми могут обозначать предметы или действия.

Учим ходить

Следует отметить, что сроки, когда малыши начинают ходить, не привязаны строго к 11 месяцам. Но опираясь на статистику, большинство деток реализует это умение именно в этот период. До этого возраста присутствующий этап активного ползания очень важен и полезен. Поэтому торопиться и учить детей самостоятельному хождению раньше 11 месяцев специалисты не советуют.

Если кроха активно ползал на четвереньках, то сейчас малютка старается освоить новые возможности своего тела. Позвоночник и мышечный скелет уже достаточно окрепли, чтобы карапуз мог пробовать удерживаться в положении стоя без использования опоры. Это очень важный момент перед первыми шажками, ведь скоро крохе предстоит освоить самостоятельную ходьбу.

Чтобы ребеночек больше практиковался, полезно водить его, начиная с поддерживания за обе ручки. Когда шажки и движения станут более уверенными, то смело можно предлагать в помощь только одну руку, чередуя левую и правую. Многие уже достаточно развиты физически и готовы сами пойти, но потерять опору им мешает психологический аспект.

Помогайте развивать способность удерживать равновесие. Для этого подойдут такие игры, в которых изменяя положение малютки, будет переноситься и его центр тяжести. Например, придерживая ребеночка за ручки, можно покачивать корпус тела из стороны в сторону, подпевая ритмичную песенку. Малыш при этом может стоять на ножках сам или сидеть у вас на коленях. Полезны покачивания в разные стороны на специальном гимнастическом мяче.

В помощь родителям предлагается широкий выбор средств для начинающих ходить детей. Это и ходунки, и вожжи, и прыгунки. Существует двоякое мнение об использовании данных вспомогательных устройств. Ребеночек будет дольше учиться самостоятельной ходьбе, если постоянно будет чувствовать опору. Если вы все-таки однозначно решились на приобретение указанных товаров, следует помнить о рекомендациях специалистов и не злоупотреблять их применением. Время пребывания 11-месячного малыша в подобных изобретениях не должно превышать 15 минут и ограничиваться 2-3 разами за день. Более полезны в таком случае будут игрушки-каталки.

Приучаем к горшку

11-месячный карапуз уже способен ассоциировать предметы с производимыми действиями, понимать свое состояние и желания своего организма. Поэтому можно начинать активное знакомство с горшком. Каждый родитель вправе сам выбирать подходящее для этого время, но помните, что чем раньше начинать отучение от подгузников, тем легче будет проходить этот процесс.

Помогаем выполнять новые действия

Очень многое кроха перенимает из действий взрослого человека. Если вы хотите учить малыша новым навыкам, попробуйте показать это на своем примере. Или помогите крохе, выполнив что-нибудь его собственными ручками. Помните, что здесь важна регулярность проводимых действий. Дети в этом возрасте очень быстро учатся и осваивают новые умения.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев? Например, в этом возрасте родители могут посодействовать приобретению следующих полезных навыков:

— покажите, как вы читаете книгу, и ребеночек с радостью будет перебирать картонные листы своей детской настольной сказки с яркими картинками; — не бойтесь давать дочке или сыну в руки ложку, ведь они уже сами хотят зачерпывать аппетитную кашу и подносить ее ко рту; — пусть кроха пробует самостоятельное питье из чашки; — продемонстрируйте, как интересно играть с пирамидками или матрешками, и малыш тоже будет стараться собирать предметы; — открывайте все свойства игрушек, ведь очень многое для 11-месячного карапуза может быть ново: как прыгает и перекатывается мяч, как машинка едет, издает звук, а как ее можно тянуть за веревочку; — играйте с ребеночком, используя сюжетно-ролевые идеи: убаюкайте мишку, пригласите поучаствовать в процессе одевания куклы или перевезите предметы на грузовичке;

— прививайте желание убирать разбросанные вещи, помогайте складывать все игрушки в коробочку.

Старайтесь понимать желания своего чада, ведь очень многое он уже может изображать жестами или мимикой, издавать сигнальные звуки.

Автор: Алексеева Алина

Читайте вместе с нами: Развитие ребенка в 12 месяцев

comments powered by HyperComments

KrohaPuz.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]