Что умеет ребенок в 1 5 месяца


Календарь развития ребенка: 2 месяца: грудной возраст

Период новорожденности закончился, начинается период грудного возраста, который будет длиться до года. 

Физиология ребенка второго месяца жизни На втором месяце жизни ребенок начинает активно развиваться физически. К концу второго месяца он может набрать около 800 гр (что составляет около 25% от его веса в конце первого месяца), вырастет на 3-4 см, окружность его груди увеличится примерно на 20 мм. Спит ребенок, по-прежнему, около 18 часов в сутки. На втором месяце суточный объем материнского молока, который должен получать ребенок, составляет примерно четверть его собственной массы.

Психология ребенка второго месяца жизни

Психологически ребенок развивается так же стремительно, как и физически. Уже на втором месяце его реакции становятся более осмысленными, а внимание более сосредоточенным, чем у новорожденного. Постепенно угасают рефлексы новорожденного, им на смену приходит сознательное (насколько это возможно в таком возрасте) восприятие действительности. Главным способом общения с окружающими для него, по-прежнему, остается плач, но уже появляются и другие звуки, которые малыш все охотнее издает – гуление, его интерес к окружающему миру становится все заметнее.

Зрение и слух ребенка второго месяца жизни

Взгляд ребенка становится более сфокусированным, чем в первый месяц. Он уже способен фиксировать яркие, или просто новые предметы, попадающие в поле его зрения. Малыш может водить взглядом, сопровождая движущийся предмет, если этот предмет находится на не очень большом от него расстоянии (не дальше метра). Теперь ребенок способен зрительно отличить родителей от других людей. Улыбка тоже становится осознанной, и ей малыш может отвечать вам на ваши ласковые слова и хорошее настроение. Наряду со зрением, активно развивается и слух. На втором месяце ребенок уже умеет определять, откуда исходит шум. Если потрясти погремушкой вне поля зрения малыша, вы увидите, что сначала он на какое-то время замрет, анализируя ситуацию, а затем повернет голову в ту сторону, откуда идет звук. Помимо искусственных звуковых раздражителей, в этом возрасте ребенок начинает реагировать и на человеческие голоса, а иногда даже различать их.

Также на втором месяце ребенок учится выстраивать первые причинно-следственные связи. В этот период он начинает понимать, что, например, когда он подает голос, к нему обязательно подходят.

Навыки и умения ребенка второго месяца жизни: – самостоятельно поднимать голову и удерживать ее в вертикальном положении несколько десятков секунд; – лежа на животе, может приподнимать голову и грудь, и удерживать такое положение несколько секунд; – некоторое время удерживать в руках игрушку или другой предмет, крепко держа его ладонью; – лежать расслабленно и спокойно, вытянув ручки и ножки;

– непроизвольное сокращение мышц происходит значительно реже, чем в первый месяц жизни.

Выберите звук, которым будете обозначать время кормления, и включайте его каждый раз перед тем, как соберетесь покормить малыша: через некоторое время он начнет его узнавать. Можно постепенно увеличивать количество прогулок, а также начать делать гимнастику и массаж.

Двигательное развитие ребенка в 2 месяца

Ребенок охотно крутит головой в разные стороны, изгибается, машет ручками и ножками, прогибает спинку, перестает сжимать пальцы в кулачки и проявляет большой интерес к своим ручкам. У него появляется также желание все хватать – простыню, протянутую руку взрослого, висящую над кроваткой игрушку, до которой малыш может дотянуться. Лежа на животе или находясь на руках у взрослого, некоторые дети пробуют поднимать и удерживать голову. С двух с половиной месяцев рекомендуется почаще выкладывать ребенка на животик – так он будет тренироваться держать голову. Желательно также дать ребенку свободу движений, не кутать его и не пеленать – тогда он будет лучше развиваться.

Как играть с ребенком в 2 месяца

В это время малыш может не только долго следить за движущимся предметом, но и задерживать взгляд на неподвижном. Повесьте над кроваткой игрушки разного цвета и размера – от больших мягких шаров до маленьких бубенчиков, – трогая их ручками и ножками, ребенок будет получать различные ощущения и впечатления. В это время у ребенка появляется интерес к тому, что происходит вокруг – вы можете звонить в колокольчик, периодически меняя его положение: ребенок будет поворачивать головку на звук. 

Чему можно научить ребенка в 2 месяца

Подражайте тем звукам, которые малыш произносит, повторяйте их ему, преувеличенно артикулируя – малыш через некоторое время начнет складывать губки так же, как вы. Читайте ребенку сказки и потешки, выбирая те, где присутствуют четкий ритм и произносимые малышом звуки. Показывайте ему игрушки в виде разных зверей и подражайте тем звукам, которые они издают – ребенок будет очень рад вашему мычанию и мяуканью, и может даже перестать плакать, если до этого был чем-то недоволен.

Еще можно играть с малышом, укладывая его животиком на большой мяч и бережно покачивая – такая гимнастика развивает мышцы и облегчает колики.

deti.mail.ru

Что умеет ваш ребенок в 1 месяц

Для тех, кто первый раз стал родителем, это волшебное время. Ему исполнился 1 месяц. Ваш малыш меняется каждый день, учится чему-то новому. Но, все еще он такой маленький и беззащитный перед окружающим миром.

Скорее всего, вы уже ощутили всю тяжесть ответственности за эти 4 недели. Впереди у вас месяцы и годы, чтобы понять — какой он, ваш ребенок. Сейчас самое важное: обеспечить ему комфорт, защиту и возможность нормально развиваться. Каким он вырастит — зависит от вас, и от этих первых месяцев жизни.

Многие родители вообще не знают, что новорожденный уже многое умеет. Не забывайте проходить регулярный контроль у педиатра, это очень важно. Доктор не только следит за развитием, но и даст вам хорошие советы.

Малыши от 0 до 2 месяцев

Первые четыре недели пролетают незаметно, особенно для мамы. Каждые 2 часа повторяется один ритуал — кормить, купать, баюкать, вытирать слезки.

С каждым днем вы замечаете что-то новое о нем, а ребенок получает сведения о мире вокруг. До двух месяцев очень важно следить, как идет физическое развитие — набор веса, появление неврологических рефлексов. Он быстро растет, набирает вес, меняются черты лица.

Этот милый «кулечек», вы только что выносили из роддома. Теперь, спустя всего один месяц, он может удивить вас тем, чему научился. Приготовьтесь, с каждой новой неделей он будет меняться все сильнее. Говорят, «первый ребенок — последняя кукла», на деле это не совсем так. Родитель должен понимать — перед ним маленький, но уже настоящий человек. Научитесь уважать его желания и нежелания.

Физическое развитие ребенка

Еще 4 недели назад ребенок был у мамы в животике, его внутренние органы работали немного не так, как сейчас. Организм готовился к самостоятельной жизни вне мамы. Теперь же идет быстрая перестройка.

  1. Меняется состав крови. Кровяные тельцы видоизменяются, раньше они были «фетальными». Теперь же — настоящие, почти как у взрослых.
  2. Иммунная система пробуждается. Раньше он использовал мамину защиту, теперь же будет развивать свою.
  3. Кожа становится более плотной.
  4. Работает его маленький кишечник, почки. Не всегда с первого раза так, как хотелось бы, но малыш скоро научится.
  5. С каждым днем крепнут легкие.

Рост в 1 месяц может колебаться от 49 см до  50,5 см. Не волнуйтесь, если в первую неделю он потеряет в весе — ребенок приспосабливается к жизни в нашем мире. Ему не легко, все системы организма впервые пробуют себя в действии. Нормальный вес 3,3 до 3,6 кг. Скоро ваш малыш наберет вес, у него появится больше жировой ткани, милые перевязочки на ручках и ножках.

График прививок

Кроме всего прочего, нужно следить за графиком прививок.

  1. Первую малыш должен получить в следующие 12 часов после рождения. Прививка от вирусного гепатита.
  2. Вторая прививка будет 3-6 день после рождения. Она от туберкулеза.
  3. Третья, очень важная вакцинация проходит в 1 месяц — против гепатита В.

Не все родители поддерживают идею прививок. Помните, вы подвергните здоровье новорожденного большому риску. Его организм еще не встречалась даже с простейшими микробами. Он только учится защищаться, нарабатывает «базу данных» опасностей.

Например, первую из прививок ребенок должен получить в роддоме. Вирусный гепатит — очень распространен в больницах. Мы справимся с ним, ведь наш организм однажды научили это делать — была прививка. Вы оставите его полностью беззащитным в первые же дни жизни. Подумайте об этом, принимая решение о прививках.

График сна

Сейчас он спит 18-20 часов в день. Не спит ваш ребенок всего-то 4-5 часов. За это время нужно успеть покушать, помыться, пообщаться. Нужно уметь различать две фазы сна:

Глубокий сон — время, когда организм должен быть сосредоточен на перестройке. В это время малыш лежит спокойно, равномерно дышит, его тяжело разбудить. Кстати, будить в фазу глубокого сна не рекомендуется. Даже, если пришло время кормления. Поверхностная фаза более легкая, она служит для быстрого отдыха.

График кормления

В первый месяц новорожденный должен есть 6-7 раз в день. Чаще не нужно, даже если очень просит. Здесь вы уже можете подбирать это время так, как вам удобнее.

Например, основное кормление днем, а ночью только пару раз. Если ребенку этого мало, он вас обязательно разбудит.

Идеально — первый год кормить грудным молоком. Это универсальная вакцина против многих болезней. Молоко мамы — бесценно. Развитие ребенка без него будет замедленным. Даже очень хорошие смеси на дают такой результат.

Если в первый месяц появляется проблема, мама не может кормить по какой-то причине, то обязательно консультируйтесь с врачом. Он поможет подобрать смесь. Если она дорогая, известная марка, это совсем не значит, что смесь подойдет ребенку.

Психологическое развитие

Наличие или отсутствие рефлексов в этом возрасте определяет психологическое развитие ребенка.  Некоторые вещи он умеет делать рефлекторно, почаще проверяйте его навыки, так вы их закрепляете. Он еще не так хорошо понимает границы своего тела, ребенку нужно помогать «почувствовать» себя. Это же касается и первой коммуникации со взрослыми.

Основные рефлексы

Рефлекторные движения в этот период очень важны. Все это он должен уметь уже на 4-5 неделе жизни.

Развитие этого рефлекса считается самым важным. Если рефлекс отсутствует, то он не сможет кушать. Сейчас материнское молоко или смесь — это необходимое условие для выживания малыша. Проверить очень просто — дать грудь или пустышку. Малыш начинает сосательные движение ртом, губами — все хорошо.

Аккуратно пальцем нажмите на ладошку ребенка — он должен рефлекторно схватить палец. Пока что, действие не осознанное. Пройдет еще полгода, и этот рефлекс исчезнет. Он сам будет выбирать, что делать с вашим пальцем.

Второй по значимости рефлекс. Для его проверки нужно:

  • положить на животик;
  • легонько надавить обеими руками на стопы.

Если все хорошо, то малыш в один месяц должен пытаться ползти.

Нормальное положение для новорожденного — лежа на спинке. Переверните его так, чтобы он лежал на животе. Нормальный защитный рефлекс — ребенок быстро перемещает голову в сторону. Он ищет положение, чтобы не задохнуться.

Чтобы узнать, как идет развитие опорно-двигательной системы, проводят простой тест. Поставьте малыша вертикально на твердую поверхность (стол, пол). Держите за руки или под плечиками. Он должен выпрямлять ножки. Теперь, немного нагните его, меняя центр тяжести. Уже в 1 месяц должна быть четкая реакция — он перемещает ноги, имитируется ходьба. На самом деле, ребенок ищет баланс.

Коммуникация с родителями

Если родители и родственники все время находятся с ним, малыш должен уже уметь совершать простейшие коммуникации. Он видит взрослого, понимает, что объект приближается. Пока что, полностью различать лица или голос ребенок не может. Свою маму он узнает по запаху, как не странно. При ее приближении начинает активно дергать ручками и ножками, издавать простейшие звуки.

Некоторые малыши уже в 1 месяц немного улыбаются. Уметь общаться с ним — главная задача для родителей. Чем чаще он видит лицо человека, слышит его голос, тем проще ему их сопоставить. Этот голос принадлежит отцу, а этот — бабушке, например.

Ребенку не понравится, если вы оставляете его одно надолго. Недостаток информации о мире пугает его. Он еще не умеет сам себя развлекать или занимать. Чем больше общения, тем лучше — пойте ему, говорите что-нибудь. Даже если вы просто возьмете на руки ребенка, сидя в компании своих родных — ему будет приятно. Он может радостно гулькать, когда все смеются, пытаться обратить на себя внимание.

Как помочь малышу развиваться

Многие педиатры и психологи советуют массаж. Развитие идет быстрее, он активирует все органы чувств. Массаж помогает не только телу. Через касания передается тепло рук. Поглаживания по животику облегчают пищеварение. Если множество вариантов массажа для новорожденных. Что-то вы можете делать сами, а для других видов обратитесь к специалисту.

Развитие происходит активнее, когда с ребенком занимаются. Просто кормить его, менять подгузник, укладывать спать — мало. Маме и папе нужно уметь занять малыша. Включайте ему музыку, например. Тихая, классическая музыка поможет успокоить, заинтересует. Слух развивается быстро. Музыка активирует сразу несколько участков мозга, отвечающих за психическое и эмоциональное развитие.

Читайте ему. Ваша речь, мимика и жесты, улыбки важны. Так ребенок научится понимать вас — довольны вы или злитесь, готовы поиграть или устали. Думаете, дети не знают всего этого? Они все понимают.

Совет от психолога

Первые месяц в жизни малыша — очень важное время. Но, не стоит забывать о его родителях. Маме бывает эмоционально очень тяжело.

Ее жизнь, время, все она становится подчинена ребенку. Некоторые легко принимают такую роль, а другим очень не просто. Папа тоже должен принимать участие во всех мероприятиях, помогая маме.

Ребенок окружен заботой и вниманием — сейчас это самое главное. Вы устанавливаете для него режим, к которому он привыкает. Необходимо уметь позаботиться и о себе, ведь впереди ждет не менее трудное время.

rebenkoved.ru

Развитие ребенка в 1,5 года

Появление маленького человека в семье всегда сопровождается массой радости, волнения и ответственности. Дети растут очень быстро, и на каждом этапе своей жизни обретают все больше новых навыков и умений. Если малыши до года практически полностью зависят от помощи родителей для передвижения и изучении новых предметов, то ребенок в полтора года становится намного самостоятельнее и увереннее.

Эмоционально – психическое развитие

В возрасте 1,5 года дети более спокойны психологически. Они не так пугливы, как на первом году жизни. Неожиданные звуки больше их не пугают, и они спокойно на них реагируют. Если раньше загудевший холодильник или упавшая миска приводили к испугу, то сейчас детки четко понимают, что это не представляет опасности.

Взаимодействие полуторагодовалого человека с другими людьми происходит более спокойно. Ребенок осознает, кто из взрослых его родители или родственники. Он без проблем остается с ними поиграть на непродолжительное время. Привязанность к маме все также сильна, но детки более легко разлучаются с ней на какой-то временной промежуток. Правда, этот процесс должен происходить постепенно. Прежде чем оставить ребенка с кем-то (даже ненадолго), он должен привыкнуть к ним.

Тем не менее малыши этого возраста все также опасаются совершенно чужих, незнакомых людей. Незнакомые взрослые и непривычные события приводят к тревоге, и кроха старается переместиться ближе к мамочке.

Ребята проявляют активный интерес к другим деткам и учатся общаться с ними. Все с большим удовольствием восемнадцатимесячные исследователи бегают со сверстниками, нежели играют на месте. Порой, в полтора года между ребятами могут возникнуть первые конфликты из-за игрушек или простой веточки. Не спешите бросаться на помощь со всех ног, дайте крохе возможность самостоятельно, как он умеет, разобраться с проблемой. Естественно, что, если дело заходит слишком далеко и его откровенно обижают следует вмешаться.

Неприятным сюрпризом для родителей может стать проявление у их чада негативных эмоций. Именно в этом возрасте чаще всего встречаются капризные дети, которые падают на пол и в истерике колотят ручками и ножками. Таким образом детки показывают, что они расстроены или недовольны чем-либо. Нельзя кричать, игнорировать и тем более шлепать. Такие меры вызовут еще больший плач. Единственный действенный метод – это обнять малыша и ласково его успокоить. Не стоит забывать, что дети легко переключают свое внимание – иногда достаточно отвлечь от причины плача.

Еще одна особенность – эгоцентризм. Малыш пока еще не понимает, почему нужно делиться своими машинками или игровыми наборами с другими детьми. В таких ситуациях он способен проявить непреднамеренную грубость. Не нужно сразу же ставить на нем клеймо невоспитанного проказника –просто пока он еще не знает всех общественно принятых правил и норм.

Физическое развитие

Физическое развитие ребенка в 1 год и 5 месяцев имеет определенные рамки. Дети, в данный период жизни, уже умеют самостоятельно и достаточно уверенно ходить. Они легко передвигаются как в прямом направлении, так и по кругу.

Малышам не составит особого труда перешагнуть через какие-либо предметы или взобраться по ступенькам на детских площадках и горках.

По примеру кого-то из старших могут пробовать передвигаться приставными шагами, а если не получается, упорно учиться.

Игры с мячиком довольно разнообразны. Ребенку уже не интересно просто катать его по полу. Он с удовольствием подбрасывает мяч вверх, бросает в стороны, ловит его или отбивает от стеночки.

Маленькие исследователи уверенно контролируют свое тело и могут забираться по немного наклонным поверхностям, к примеру, на невысокие горки.

Большинству деток в 1,5 года не требуется помощь, чтобы сесть на стульчик и сидеть на нем. Он может сделать это сам.

Навыки самообслуживания

Маленький человек способен самостоятельно пить из простой (взрослой) чашки и почти ничего не проливать. Его становится сложно накормить – кроха капризничает и желает сам держать ложку и кушать. Конечно, это не всегда аккуратно, но попытки присутствуют постоянно.

Еще один немаловажный момент – детки становятся аккуратистами. Им не приятно и не комфортно ходить в вещах, перепачканных едой, и они всячески указывают маме на это.

Примерно с полутора лет малыши более охотно и легко садятся на горшок, а иногда и просятся на него доступными средствами.

Детки спокойно реагируют на умывание и начинают понемногу привыкать к зубной щетке и уходу за своими зубками. Естественно, что этот процесс проходит строго под контролем родителей и с их помощью.

Речевое

К указанному возрасту среднестатистический активный словарный запас ребенка состоит примерно из 35-40 слов. Пассивный запас слов намного больше. Полтора года – переломный момент в разговорных навыках детей. Многие родители отмечают, что именно в это время их маленько счастье стало не только больше понимать обращенную к ним речь и выполнять просьбы, но и больше высказывать свои желания.

Малыши безошибочно указывают на предметы и выполняют просьбы (покажи большую машинку, принеси мячик, положи книжку и т.д.).

Деткам сложно ориентироваться в цветах и размерах на этом этапе развития, так что группировать предметы они могут только по названиям, к примеру, складывать в одну сторону кубики, а в другую машинки.

Также маленькие карапузы знают части тела и могут их показывать на себе или ком-то близком. Они знают где находятся ручки – ножки, ушки, глазки и прочее.

В это время им хочется разговаривать, и они всячески пытаются что-то сказать. Безусловно, полноценной речью это назвать сложно, но для первых фраз вполне допустимо. Не стоит указывать крохе на его речевые ошибки – он только овладевает этими умениями. Часто слова дополнительно сопровождаются мимикой и эмоциями, которые также несут определенную смысловую нагрузку.

На этом этапе развития крайне важно много разговаривать с детьми, читать книги и пополнять их словарный запас другими способами.

Досуг

Игры с ребенком в восемнадцать месяцев должны быть построены так, чтобы он получал как можно больше информации и развивался. Они не так примитивны, как для годовасика, но и не очень сложные. Детки с удовольствием слушают сказки, рассматриваю картинки, разглядывают на улице жучков или камешки. Обязательно описывайте словами все, что заинтересовало кроху и есть в округе.

По пути в парк или на детскую площадку (игры на свежем воздухе должны быть ежедневными) рассказывайте малышу что его окружает: какие деревья растут, какого цвета проезжают машины или какая большая собака пробежала по улице. Не следует опасаться, что малыш не поймёт. Возможно, с первого раза так и будет, но со временем ситуация изменится.

Детки обожают лепить и строить. Кстати, заниматься этим можно дома (пластилин, соленое тесто, кубики и крупный конструктор) и на улице (песок, камешки, веточки и т.д.). Не забывайте, что хоть малыш и подрос, всегда есть вероятность, что он потащит что-то в рот. Не оставляйте детей без присмотра, все должно происходить в присутствии родителей.

Кроме того, что такие игры развивают словарный запас, они еще и разрабатывают мелкую моторику и усидчивость.

У детей обязательно должна быть возможность побегать и выплеснуть свою энергию. Это не только весело, но и развивает физические навыки, координацию движения и позволяет крохе лучше понять возможности своего тела. Дети очень восприимчивы, если им постоянно говорить о том, что нельзя бегать – упадешь, не прыгай – разобьешь нос и т.д., они попросту станут трусишками, совершенно не адаптированными к внешнему миру.

Задумываясь над вопросом, что должен уметь ребенок в 1 год и 5 месяцев, некоторые родители начинаю сравнивать свое чадо со сверстниками и обнаруживают массу отличий. Не стоит забывать, что каждый ребенок по-своему уникален и развивается в индивидуальном темпе. Если на детской площадке Маша говорит в полтора года, а Саша нет, то это не значит, что с ним что-то не так. Вполне вероятно, что все та же девочка не умеет подниматься по лесенке или играть в мячик.

Кроме того, дорогие родители, помните о том, что мальчишки раньше развиваются физически и позже говорят, а девочки наоборот. Они могут довольно неплохо лепетать, но при этом очень неуверенно ходить или сидеть на корточках.

Автор: Гиревая Ольга

comments powered by HyperComments

KrohaPuz.ru

1 месяц. что умеет ребенок?

Из журнала пользователяКо-мне-на-ты-ЛАНА -PhotographerSHa

Доступно:Для всех

19 июня 2010, 14:29

1 месяц Что умеет ребенок? совершает микродвижения и издает звуки в такт речи говорящего; различает цвета ( красный, желтый, черный и белый ), линии и клетку; фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице; различает особенности звуков; узнает мамин голос, запах, прикосновение рук; сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и при плавном его перемещении; лежа на животике, пытается поднять и удержать голову. Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди ( ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности ). Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью. Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения ( т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды ) маленький человечек освоит довольно быстро. Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого. Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания. Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна. Развитие ребенка: мимика и речь В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица ( остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться ). Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит… Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем. К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи. О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства. Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке. Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый «комплекс оживления» – яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему взрослого. Залог нормального развития ребенка Главное условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь избаловать ребенка или вырастить эгоиста. Наоборот, ваш мгновенный отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе, сильным и добрым человеком. Зная, что мама всегда рядом, младенец не станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» – подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим постоянный дефицит материнской ласки. В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическом развитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа, и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный. Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения. Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит. Занятия в воде Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде. Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки. Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок. Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками. Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия. Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика. Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» – желательно на спинке ( если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе ). Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем. Развитие ребенка: зрение и слух Яркую игрушку ( шарик, погремушку, кольцо ) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях ( вправо, влево, вверх, вниз ), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

Ко-мне-на-ты-ЛАНА -PhotographerSHaСанкт-Петербург

Похожие посты на тему "1 месяц. Что умеет ребенок?"

тонус матки 40 недельантибиотик от насморка для детей

www.baby.ru

Развитие ребенка в 4 месяца: что должен уметь делать, как развивать мальчика или девочку в этот период

С самого момента рождения младенец каждый день учится чему-то новому. К четырём месяцам он осваивает навыки управления своим телом, интересуется игрушками, любит весёлые игры со взрослыми. Изменения происходят и в физиологии: налаживается работа желудочно-кишечного тракта, а колики остаются позади. Педиатры говорят о том, что без помощи родителей и их постоянного внимания полноценное развитие малыша невозможно. Поэтому мамам и папам полезно знать о том, что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца и как его развивать.

Ребёнок в 4 месяца: физиологические нормы

Несмотря на то что с каждым месяцем младенец становится всё более активным, сон продолжает занимать большую часть суток. Это объясняется необходимостью организма восстанавливаться и запасаться энергией: огромное количество сил уходит на обработку и запоминание новых впечатлений.

В четыре месяца малыш тратит на сон около 15 часов в сутки. Из них 10 часов приходятся на ночь, а 5 — на дневной отдых, который делится на 3 периода. Как минимум один сон педиатры рекомендуют проводить на улице: свежий воздух очень полезен для здоровья ребёнка. Даже те дети, которые плохо спят днём, на прогулке могут отдыхать несколько часов подряд без пробуждений и капризов.

Часто всех малышей раннего возраста называют новорождёнными. Это неверно. Согласно терминологии Всемирной организации здравоохранения, период новорождённости длится лишь 28 дней с момента рождения. В это время ребёнок находится на первом месяце жизни. Соответственно, малыш, которому уже исполнился 1 месяц, — на втором. А четырёхмесячный кроха — начал 5-ый месяц.

Полноценный отдых очень важен для малыша, поэтому родители должны создать все условия для комфортного сна младенца

Как правило, 4 месячные дети несколько раз за ночь просыпаются на кормление. Хотя есть и такие малыши, которые могут спать без пробуждений. По мнению педиатров, в том числе и доктора Комаровского, такая ситуация является вариантом нормы. Это значит, что младенцу хватает тех питательных веществ, которые он получил во время кормления перед сном, и специально будить его для того, чтобы дать поесть, не нужно.

Если ребёнок здоров, имеет хороший аппетит и активно проводит время днём, нет причин специально будить его на ночное кормление.

Как выглядит здоровый ребёнок в три с половиной — четыре месяца?

В течение первого года жизни крохи родители ежемесячно посещают педиатра для планового осмотра. Во время этих визитов врач определяет прибавку в весе и росте. В 4 месяца, если у малыша наблюдается дефицит массы тела, специалист может рекомендовать докармливать ребёнка смесью или начать вводить прикорм. Некоторые родители пренебрегают подобными советами. Они мотивируют своё решение тем, что специалисты Всемирной организации здравоохранения против прикорма раньше шести месяцев. Однако эти временные границы касаются только здоровых детей. Дефицит веса может привести к отставанию в физическом и психоэмоциональном развитии малыша. Это очень серьёзная ситуация, поэтому стоит прислушиваться ко всем назначениям наблюдающего педиатра.

Таблица: нормы роста и веса мальчиков и девочек в 4 мес

Во многих случаях вовремя поставленный диагноз и начатое лечение позволяют полностью избавиться от проблемы

Физические умения и навыки: что должен уметь делать 4 месячный малыш

С каждым месяцем мышцы ребёнка укрепляются, поэтому он постоянно учится чему-то новому. Несмотря на то что все дети развиваются в индивидуальном темпе, есть общие критерии, по которым врачи определяют, не отстаёт ли кроха от сверстников:

  • лёжа на животе самостоятельно удерживает голову, опирается на ладошки и приподнимает верхнюю часть туловища;
  • может переворачиваться со спины на живот и со спины набок (в пределах нормы этот навык может появиться ближе к 5 месяцам);
  • лёжа на спине пробует поднять голову и тело (это первые попытки крохи сесть);
  • манипулирует руками (может осознанно хватать интересующий предмет и удерживать его);
  • высоко поднимает ноги в положении лёжа на спине (например, для того чтобы поиграть с ними).

К этому возрасту начинает проходить гипертонус рук, поэтому ладошки малыша большую часть времени раскрыты, а не зажаты в кулаки. Гипертонус ног может сохраняться до пяти месяцев.

Что может быть поводом для обращения к врачу?

Если малыш не приподнимается на руках из положения лёжа, не пробует хватать предметы, не держит голову, не переворачивается набок, стоит обратиться за консультацией к неврологу.

Таблица: проявление некоторых врождённых рефлексов в четыре месяца

Наличие в возрасте 4 месяцев рефлексов Таланта и Переса могут сигнализировать о нарушениях в работе нервной системы младенца.

А если малыш уже пытается сидеть, можно ли учить его этому?

В 4 месяца мышцы спины ещё недостаточно крепкие для того, чтобы удерживать тело в сидячем положении. Поэтому специально присаживать ребёнка не нужно. А тем более не стоит обкладывать его подушками для придания сидячего положения.

Моей дочке 4 месяца. Она уже пытается садиться и если мы её поддерживаем за ручки, то она садится. Хотя сама сидеть не может, заваливается набок, вперёд или назад. Мне недавно сказали, что в таком возрасте сажать её вообще нельзя — вроде бы это способствует в дальнейшем загибу матки ребёнка. Правда ли это? И если правда, то как нам реагировать на её попытки сесть?

Доктор Комаровский:

Про загиб матки — это очередная русская народная сказка, а у мальчиков по этой логике будет перекрут простаты. А вот то, что преждевременные нагрузки на позвоночник могут аукнуться потом всякими радикулитами, — это точно. Поощряйте перемещения в горизонтальной плоскости — ползание. А с «сидеть» и «стоять» — не торопитесь. Как реагировать на попытки сесть? Очень просто — не помогать! А вот если хватит сил сесть самой, так значит, мышцы, фиксирующие позвоночник, достаточно окрепли.

Комаровский Е.О., педиатр, автор книг о детском здоровье

http://www.komarovskiy.net/faq/popytki-sest-v-4-mesyaca.html

Эмоциональное и психологическое развитие: важные достижения

К 4 месяцам малыш делает большой скачок в психологическом развитии. Он понимает своё имя, улыбкой или смехом реагирует на знакомые голоса, а при незнакомых или резких звуках, наоборот, настораживается. Спокойная музыка действует на ребёнка успокаивающе и расслабляюще. Родители могут заметить, что у крохи появились любимые игрушки, в то время как другие могут быть совершенно неинтересны. В этом возрасте малыш начинает гулить и произносить первые слоги или отдельные звуки (лучше получаются гласные). Младенец становится очень привязан к маме, ему необходимо чувствовать её присутствие рядом большую часть времени.

Если родители замечают, что малыш не проявляет эмоций, не реагирует на голоса знакомых людей, не смеётся и не интересуется новыми игрушками, это повод показать кроху врачу.

Утро младенца необходимо начинать с водных гигиенических процедур: интимная гигиена и умывание обязательны. Не стоит забывать об очищении ушей и носика. В этом возрасте малыш тянет руки в рот, поэтому маме нужно часто подстригать ногти, которые растут очень быстро. Вечером обязательно набирать ванну и купать кроху примерно 20–30 минут: вода положительно воздействует на мышцы, расслабляет их и настраивает малыша на спокойный сон.

В ванну можно добавлять отвар череды или других лекарственных трав. Купание в такой воде благоприятно действует на кожу ребёнка, если у него есть раздражения, потница или аллергические реакции. В жаркое время года купание в череде является профилактикой кожных проблем.

Для купания можно использовать специальные коврики или круг на шею, чтобы малыш сам мог плавать

Не стоит забывать и про физические упражнения, к которым относятся гимнастика и массаж. Гимнастика проводится утром до кормления или через 40 минут после него. Такие упражнения бодрят малыша и настраивают на активное времяпрепровождение.

Среди современных родителей пользуется популярностью динамическая гимнастика. Её основное отличие от классической в том, что она проводится в воздухе, а не на горизонтальной поверхности. Но такой активной зарядкой с ребёнком должен заниматься только профессионал.

Массаж, в отличие от гимнастики, рекомендуют делать после вечернего купания, так как эта процедура оказывает расслабляющий эффект. Чтобы разогреть мышцы, для неё можно использовать специальное детское масло. Если кроха здоров, родители могут делать массаж самостоятельно. Но при наличии каких-либо неврологических проблем лечебные процедуры должен выполнять квалифицированный специалист.

Видео: массаж и гимнастика для четырёхмесячного ребёнка

Регулярное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие ребёнка. Кроме гимнастики и массажа для крохи полезны:

  • упражнения на фитболе (это тренировка вестибулярного аппарата, а также тренажёр для укрепления мышц всего организма);
  • грудничковое плавание (если у ребёнка нет противопоказаний, можно ходить с ним в бассейн или плавать дома в ванной. Первые занятия лучше проводить с инструктором, который покажет, как правильно выполнять упражнения).

Видео: доктор Комаровский об упражнениях на фитболе

С ребёнком обязательно нужно гулять каждый день не меньше двух часов. В хорошую погоду это время можно увеличить вдвое или даже больше. Гулять лучше в парках, скверах или на детских площадках, где нет автомобилей. Летом лучше прятаться в тени деревьев. Зимой важно тепло одевать кроху, ведь в этом возрасте малыши на улице, как правило, спят, а не двигаются.

Если малыш не спит на улице, это время можно потратить на знакомство с окружающими предметами

Что нужно знать о питании ребёнка пятого месяца жизни

В 4 месяца кроха съедает около 1 литра грудного молока или адаптированной детской смеси в сутки. Количество дневных кормлений достигает 5, а ночью младенец может просыпаться 2–3 раза. Интервал между приёмами пищи составляет 4 часа, хотя многие мамы, дети которых находятся на естественном вскармливании, выбирают режим «по требованию». Это значит, что малыш получает грудь так часто, как он сам этого хочет, а также при первых признаках беспокойства. Такие рекомендации поддерживают не все врачи. Некоторые считают, что приучение к груди по любому поводу приведёт не только к неудобству (мама не сможет отлучиться ни на минуту), но и к перекармливанию.

Многочисленные специалисты вовсю пропагандируют данную методику, суля небывалое единение и духовную близость дитя и матери <…> отрицаю пользу «кормления по требованию», когда дитя часами висит на маме, уподобляя последнюю обезьяне. Да, кормление по аппетиту, но с интервалом не менее 2,5 часов. Да, не надо будить, если пришло время кормить, а ребёнок спит спокойно. В этом и есть суть свободного вскармливания. А возле груди — 20 минут, максимум — 30. Главное ведь в том, что надо определить: дитя возле груди для того, чтобы поесть или для того, чтобы удовлетворять сосательный рефлекс. То есть как в кормлении по требованию выработать методику определения, чего дитя всё-таки требует?! Постоянное кормление необходимо только тогда, когда не хватает молока, а женщина во чтобы то не стало хочет сохранить грудное вскармливание. В этой ситуации раздражение соска во время сосания — действительно лучший и самый естественный способ сохранить и усилить лактацию. И на этом показания к постоянному кормлению заканчиваются. Почему теоретическая последующая духовная близость важна, а постоянная травматизация материнской груди и пинание ногами в живот не важны? Почему уходит на второй план папа? <…> Я сторонник естественного вскармливания, но я в то же время всегда подчёркиваю, что нельзя здоровье дитя рассматривать в отрыве от здоровья семьи в целом.

Комаровский Е.О., педиатр, автор книг о детском здоровье

http://letters.komarovskiy.net/o-kormlenii-po-trebovaniyu-i-zhelanii-spat-po-nocham.html

Лучшаяеда, полностью удовлетворяющая потребности малыша 4 месяцев в питательных веществах и витаминах, — грудное молоко

Главное в этом возрасте — общение. Мама и папа должны как можно больше разговаривать с ребёнком, читать сказки, рассказывать истории. Нося малыша на руках по квартире, можно организовать ему целую экскурсию, обращая внимание на предметы, проговаривая их названия и свойства, а делая массаж или гимнастику — показывать на себе части тела.

Постоянное общение с крохой помогает формированию пассивного словарного запаса. Позже он перейдёт в активный лексикон.

Погремушки становятся не так интересны малышу, как это было ещё месяц назад. Поэтому можно задуматься о приобретении или самостоятельном изготовлении тактильных подушечек, наполненных крупами или другими мелкими деталями, развивающего коврика, мягких книжек с яркими иллюстрациями.

Фотогалерея: развивающие игрушки для малыша

Яркие слингобусы привлекают внимание ребёнка и помогают развивать мелкую моторику Развивающий коврик подойдёт и для малыша 4 месяцев, и для ребёнка более старшего возраста Мягкие книжки способствуют развитию мелкой моторики, логики и мышления

Видео: игры с ребёнком в 4 месяца

Следование календарю развития ребёнка во многом зависит от участия родителей. Взрослые должны помогать крохе укреплять мышцы, стимулировать его на освоение новых умений и навыков. В этом возрасте с ребёнком нужно постоянно общаться, ведь он чувствует настроение мамы и папы. Безграничное терпение и любовь помогут научить малыша всему, что нужно для знакомства и успешного взаимодействия с окружающим миром.

babyzzz.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]