Как держать ребенка в 2 месяца


Научитесь правильно держать ребенка - Информационный справочник: медицинские центры, салоны красоты, аптеки

Те, кто берет маленького ребенка на руки, делятся на две категории: близкие, которые живут с ним под одной крышей, и посетители.

Забота матери — не подпускать к ребенку посетителя, который не снял верхнюю одежду, головной убор, уличную обувь, не вымыл руки с мылом, не освободил руки от колец, перстней, часов, браслетов -- вещей, которыми можно поранить ребенка.

Малыш может испугаться или расстроиться, если:

  • пришедший дядя носит усы, бороду, «благоухает» табаком, алкоголем, чесноком или забористым дезодорантом;
  • заглянувшая к малышу тетя носит не виданные им огромные черные очки, источает тяжкий дух парфюма, имеет на ногтях плотный слой яркою и ядовито пахнущего лака;
  • посетительница из экзальтированных личностей бросается неистово лобызать его.

И уж тем более к ребенку нельзя подпускать кашляющих, чихающих, жалующихся на расстройство желудка, страдающих кожными заболеваниями — одним словом, болеющих.

Даже если любящие родственники проделали долгий путь на поездах и самолетах, чтобы навестить малыша, проявите стойкость и подержите гостей несколько дней «в карантине» — не проявится ли подхваченная в дороге инфекция? Они могут обидеться, зато ребенок останется здоров!

Чтобы надежнее защитить психику и иммунную систему ребенка, нелишне в его первые полгода жизни ограничить крут допущенных к нему людей. Таковы правила, и никто — ни грозная свекровь, ни прилипчивая соседка, ни любимый начальник — не заслуживает исключения.

Некоторые родители берут младенца на руки с немыслимыми предосторожностями, другие, напротив, выхватывают его из кроватки так лихо, словно отрабатывают приемы задержания террористов. Все это крайности. А как надо?

  • Не бойтесь тронуть ребенка: неоправданная сверхосторожность ведет к скованности и неловкости движений и, как следствие, к детским травмам.
  • Не делайте резких движений, беря малыша.
  • Никогда не берите его одной рукой — только обеими.
  • Не поднимайте и не опускайте младенца быстро, стремительно.
  • Не вынимайте его из кроватки, подтягивая за ручки.

Суставно-связочный аппарат маленького ребенка еще очень слабый и может не выдержать таких нагрузок. Недопустимо поднимать детей за кисти и предплечья, как это принято у иных последователей нетрадиционных оздоровительных систем. Ребенок за такое обращение может поплатиться подвывихом головки лучевой кости.

Если вы берете малыша, подтягивая за плечи (беря между локтевым и плечевым суставами), опасности подвывиха нет, но лучше не делать и этого. Загляните в этот момент в личико мал'ышу — у него выражение «зайца», разбуженного в автобусе билетным контролером, — ошеломленное и испуганное, а голова запрокинута назад.

Итак, как правильно брать ребенка из положения лежа на спине? Обеими руками обхватите его грудную клетку — большие пальцы спереди, а остальные придерживают спинку. Если младенец еще не умеет держать голову, поддерживайте ее указательными пальцами или указательными и средними вместе. Плавно поднимите малыша. Не забывайте: ваше лицо, обращенное к ребенку, должно всегда выражать самые добрые чувства.

Из положения на животе берите ребенка примерно таким же образом, только теперь ваши большие пальцы будут располагаться на спине, а остальные — под грудью. При необходимости, указательными, средними и безымянными пальцами вы сможете поддержать голову ребенка под подбородок.

Теперь, после того как общими усилиями мы правильно взяли малыша на руки, возникает новый вопрос: как его на этих руках держать?

Что немцу здорово, то и русскому не во вред

В зависимости от возраста ребенка, немецкие врачи дают «добро» на 8 способов держать его на руках. Рекомендации основаны на возрастных особенностях костно-мышечной системы, психики малыша и учитывают возрастание его веса и нагрузки на опорно-двигательный аппарат родителей.

На весу. Этот способ хорош для детей до 3 месяцев, когда они еще плохо держат голову. Одной рукой поддерживайте шею и затылок малыша, другой — ягодицы, при этом его туловище может быть слегка согнуто, а лицо обращено к вам. Такое положение открывает простор для столь необходимого маленькому ребенку эмоционального контакта с мамой и другими близкими. Не забывайте, что во избежание развития однобокости голову малыша нужно поддерживать то левой, то правой рукой — периодически меняя их.

На руке. Идеальный вариант для детей 3-6 месяцев, хотя можно держать так ребенка практически с рождения. Он опирается затылком на ваше плечо, кистью руки вы держите его стопы, а предплечьем — ручки. Другой рукой вы поддерживаете малыша под ягодицы. Ноги ребенка при этом должны быть согнуты в коленных и тазобедренных суставах и разведеныю. Не забывайте чередовать руки.

Перед грудью. Начиная с 6 месяцев такой способ держания ребенка обеспечивает ему то же положение, что и в позиции на спине. Малыш опирается спинкой на вашу грудь, его ноги согнуты и разведены, подошвы соприкасаются. Большими пальцами придерживайте голени ребенка, указательными, средними и безымянными — стопы, а мизинцами — ягодицы. Такая позиция полезна для развития ребенка: как и на спине, он может играть со своими ножками, совершенствуя движения, осваивая свое тело и получая представление о пространстве. Ножки малыша можно развести и пошире — тогда его подошвы не будут соприкасаться.

Перед животом. У детей с 7 месяцев этот способ позволяет воспроизвести ползание по-пластунски — двигательный навык, который они как раз и должны осваивать в этом возрасте. Одной рукой возьмите ребенка под грудь, а другую пропустите между ног, поддерживая живот. Не забывайте менять руки.

На боку. Годится для малышей с 10 месяцев, когда они уже уверенно сидит. Возьмите ребенка так, чтобы он обхватил ножками ваш бок, а спинкой опирался на ваше предплечье. Вы должны поддерживать своей кистью колено малыша, придавая ему слегка согнутое положение. Одна ручка ребенка — на вашей груди, другая свободна.

Учтите: носить ребенка в таком положении нужно поочередно то с одной, то с другой стороны.

И, наконец, универсальный и вполне межнациональный способ носить детей любого возраста. Придерживая ладонью правой руки малыша под грудью, плотно прижмите его спинку к своей груди. Левой рукой обхватите правое бедро ребенка, согнув его ножки в тазобедренных суставах. Учтите: вес ребенка до 6 месяцев не должен приходиться на вашу руку, поддерживающую таз малыша, — это вредно для его позвоночника и может в будущем испортить осанку.

«Искусственники» в подоле

Если у мамы нет молока, она обычно кормит младенца из бутылочки, держа ее в правой руке, уложив голову малыша на полусогнутую левую. Это может привести к

однобокости, ведь голова ребенка постоянно повернута в одну сторону, и к боковому искривлению позвоночника. Дети, которым дают грудь, — в одно кормление левую, в другое — правую, чередуя в течение дня, застрахованы от подобных нарушений. Родителям «искусственников» можно посоветовать тоже менять руки или кормить малыша «в подоле». Сядьте так, чтобы Ваша спина имела опору, а пятки и ягодицы были на одном уровне. Согните ноги в бедрах и коленях и сомкните их. Положите ребенка к себе на ноги и так кормите из бутылочки.

КАКИЕ ПОДГУЗНИКИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Тип подгузника, наилучшим образом подходящий вашему малышу, может отличаться от того, что подходит ребенку вашей соседки. Персональные факторы имеют здесь основное значение, поскольку ни по медицинским, ни по экономическим показателям нет однозначного победителя в соревновании подгузников. Делая свой выбор, примите к сведению следующее.

Одноразовые подгузники. Удобство является их основным преимуществом — никаких накоплений для стирки. Одноразовые подгузники также сберегают время и силы; их можно быстрее надеть и снять.

Новые модели обладают превосходными адсорбирующими свойствами, что теоретически снижает вероятность возникновения пеленочного дерматита, они лучше сидят на теле и меньше протекают.

Однако малыш, с рождения упакованный в памперсы, мочится непроизвольно, не отвлекаясь от игры и не испытывая неудобств от холодных мокрых штанишек. В результате, такой важный навык, как умение контролировать свои физиологические отправления, формируется у «памперсовых» малышей с большим опозданием, которое раньше врачи считали свойственным лишь умственно отсталым детям.

Запомните, в некоторых ситуациях памперсы просто противопоказаны:

  • если у ребенка повысилась температура, следует снять с него памперсы. Выполняя в данной ситуации роль компресса, закрывающего треть тела малыша, памперсы препятствуют теплоотдаче, и, как следствие, жаропонижающие средства не действуют;
  • если у ребенка жидкий стул, памперсы или совсем не используют (лучше временно пользоваться марлевыми подгузниками) или их следует менять после каждого опорожнения кишечника, т. к. едкое содержимое кишечника может вызвать под памперсом сильное раздражение младенческой кожи;
  • следите за температурой тела недоношенного младенца в памперсах. Незрелый центр терморегуляции не справляется с выработкой тепла и его отдачей, т. к. памперсы выполняют роль согревающего компресса.

Кроме того, у детей с проявлениями экссудативного диатеза, дерматита, экземы соприкосновение кожицы с памперсами может привести к обострению процесса и присоединению бактериальной инфекции.

За рубежом, где памперсы выручают мам уже несколько десятилетий, ученые накопили неутешительные наблюдения. Выросшие из этих «штанишек» мужчины чаще страдают бесплодием и злокачественными новообразованиями половых желез: ведь яички любят холодок, перегрев им противопоказан.

Мы не призываем совсем отказаться от памперсов. Но использовать их нужно разумно:

  • одноразовые подгузники необходимо менять на но вые через каждые три часа т. к. кожица в памперсах не проветривается, что дает грибам и микробам, постоянно обитающим на кожных покровах, лишний шанс нанести им урон;
  • старайтесь использовать памперсы только для прогулок, в гостях и во время ночного сна. Хотя бы раз в день дайте малышу почувствовать разницу между сухим и мокрым, чистым и грязным. Смена ощущений комфорта (тепла, сухости, сытости, чистоты) и дискомфорта (холода, влаги, голода, грязи) дает ребенку представление о бинарном мире, в который он попал, и тем самым стимулирует его психическое развитие;
  • как только малыш научится самостоятельно сидеть, начните высаживать его на горшок в те моменты, когда у детей вероятнее всего возникает такая потребность: сразу после сна или через 15-20 минут после еды, поощряя его ласковыми интонациями. Никогда не фиксируйте внимание ребенка на туалетных неудачах, если вы не хотите подготовить почву для невроза.

Известно как трудно сделать правильный выбор в море разрекламированных водостойких товаров. Специалисты советуют, что надежнее покупать подгузники известных фирм, причем, в магазине или аптеке. На российском рынке предпочтительны подгузники «Бибу» французской фирмы «Паперти мажо», изготовленные по технологии «Ультра драй» («Сверхсухо»). Киты вроде «Джонсон и Джонсон» и «Проктер энд Гэмбл» продают памперсы такого качества по ценам более сорока долларов за упаковку, а в Россию их даже не поставляют. «Бибу» — единственные памперсы на нашем рынке, которые можно купить, не очень напрягая семейный бюджет, и сполна насладиться достижениями современной науки.

Для тех, кто не хочет запаковывать своего малыша в пластик и бумагу, существуют мягкие, комфортные, стерильные и, вероятно, более экологически чистые подгузники из марли.

Если вы заметили на коже под памперсами красноту, сыпь или воспаление, сразу же обратитесь к педиатру и обязательно спросите, можно ли малышу носить памперсы, а пока переведите его на обычные марлевые подгузники.

Мамам здесь пригодятся сведения о правилах подгузни-кового сложения. Классический способ: полотно марли размером 100 х 100 см сложить вчетверо, затем треугольником - для девочек и прямоугольником — для мальчиков. Но вся беда в том что после полугода и тем, и другим подгузник становится мал и не удерживает всю влагу.

Давайте попробуем сложить марлю по-другому. Сначала вдвое, затем образовавшийся прямоугольник мысленно разделим посередине линией на два квадрата. Правый свернем в несколько раз, чтобы вышла прямоугольная прокладка (а). Левый растянем за верхние углы каждого из двух составляющих его слоев (б). Получился двухслойный марлевый треугольник с многостопной прокладкой по центру (в). В результате сам подгузник стал не толще обычных трусиков, а количество слоев марли в прокладке увеличилось: она будет более эффективно впитывать жидкость. Сам же подгузник, края которого вы укрепите на животике малыша, не станет съезжать и сбиваться, как это обычно случается. Не памперс, конечно, но по-своему надежный и все еще не списанный в архив подгузниковой революции заслон на пути детских неожиданностей!

И еще одно, чисто российское изобретение: старое тонкое постельное белье прокипятите, прогладьте раскаленным утюгом и используйте в качестве одноразовых подгузников, предварительно разрезав его на удобные квадраты, 100 х 100 см.

ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ

Роль плавания в физическом развитии грудного ребенка

Малыш в семье — это радость, надежда и счастье родителей. Их заветная мечта — видеть своего ребенка здоровым, крепким и сильным. Неоценимую услугу в достижении этого способна оказать физкультура. Ведь растущий организм испытывает биологическую потребность в движении, и ее удовлетворение — важнейшее условие его полноценного развития и жизнедеятельности.

Родители должны стараться не ограничивать самостоятельную деятельность ребенка, не лишать его радостен преодоления некоторых посильных трудностей.

На первом этапе физического воспитания малыша эффективно использование массажа. В зависимости от применяемых методов, он действует на поверхностные или более глубоко расположенные ткани и органы. Он вызывает бодрое настроение, побуждает ребенка к активности, способствует его полноценному развитию.

Гимнастика для младенцев представляет собой специально подобранные движения, выполняемые с помощью взрослого. Ее основная задача — развитие у детей раннего возраста правильных движений. Комплекс упражнений должен составляться таким образом, чтобы в работе могли участвовать различные группы мышц и не менее двух суставов.

Немаловажным средством укрепления здоровья детей является закаливание. Его основной целью является повышение устойчивости организма к вредным влияниям окружающей среды. Малышей рекомендуется закалять с первых же недель их жизни. Средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры.

Водно-гигиенические процедуры грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили тогда исключительно пассивный характер и выполнялись при постоянной температуре воды в ванне 35-37°.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ваннах была организована в Австралии в 1966 г. тренерами супругами Тиммермансами, которые начали с того, что апробировали методику плавания на своей дочери. В 1966-1976 гг. плавание детей грудного возраста бурно развивается в России, Германии, США, Японии.

В бывшем Союзе плавание грудных детей было впервые организовано в 1976 г. в Москве. Большой вклад в развитие и пропаганду плавания и закаливания младенцев внес президент Международного комитета ФИНА 3. П. Фирсов. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей были проведены профессором И. А. Аршавским.

Применение плавания и других водных процедур основывается на природных задатках грудных детей. Находясь в материнской утробе, ребенок все время плавал! В течение 9 месяцев он развивался в жидкой среде в условиях антигравитации. Маленький «инопланетянин» рождается на свет с готовыми плавательными рефлексами, которые угасают в возрасте 3-3,5 месяцев, если их не закреплять. Особенно важными являются дыхательный и толчковый рефлексы. Первый состоит в том, что ребенок еще до появления на свет обладает способностью инстинктивно задерживать дыхание, когда его нос и рот погружаются в воду. Это позволяет при обучении ребенка применять ныряние, не опасаясь, что ребенок захлебнется.

Толчковый рефлекс заключается в том, что при принудительном сгибании ног ребенок реагирует их немедленным разгибанием. Этот рефлекс влечет за собой некоторые методические рекомендации: при обучении плаванию в первую очередь необходимо совершенствовать движения ногами, развивая прежде всего те формы движения ногами (сгибание в коленных и тазобедренных суставах), которые проявляются в этом рефлексе.

Физически беспомощный и не способный координировано двигаться на суше из-за резкого перехода от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно комфортно чувствует себя в полной ванне. Здесь он успокаивается, начинает улыбаться и гулить. Из-за большого количества лецитиновых жиров удельный вес младенца меньше веса взрослого человека. Поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде. Важное и специфическое значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении младенцев плаванию и нырянию.

Ежедневные систематические занятия плаванием позволяют научить грудного младенца плавать раньше, чем ходить - уже к концу 1 года жизни. Приобретенные в грудном возрасте навыки остаются на всю жизнь, если продолжать занятия в 2- и 3-летнем возрасте.

Под влиянием регулярных занятий плаванием двигательная активность ребенка становится значительно обширнее, совершенствуется гораздо быстрее.

Опыт показывает, что если начать занятия в ванне без опоздания (то есть спустя 2-3 недели после рождения ребенка, когда заживет пуповина) и продолжать их регулярно, то у ребенка уже на четвертом месяце появляются осознанные активные движения руками и ногами. Этого можно достичь специальными упражнениями, побуждающими его к самостоятельным активным движениям. Механизм их возникновения объясняется следующим образом. Во время занятий по плаванию на кору головного мозга воздействует комплекс сигналов и раздражений, вызываемых: осязанием воды и ее механическим действием; зрительным и слуховым восприятием всей обстановки урока в ванне; углубленным дыханием и задержкой дыхания; состоянием полувесомости; многократным повторением однотипных движений. Под влиянием такого широкого потока систематически, изо дня в день повторяющихся сигналов, в коре головного мозга происходит проторение новых нервно-проводящих путей и связей, активизирующих не только двигательные центры, но и другие центры, находящиеся во взаимодействии с ними и регулирующие слаженность функций всего организма.

Именно такой широкий круг раздражений, получаемых ребенком на занятиях по плаванию, способствует ускорению не только физического развития (ребенок начинает самостоятельно стоять и ходить на 2—3 месяца раньше), но и общего его развития, сознательного отношения к познанию окружающего мира.

Пребывание ребенка в воде во время систематических занятий плаванием облегчает и ускоряет адаптацию - приспособление организма к гравитации.

Не менее важным значением обладает закаливающее, гигиеническое, механическое и физическое воздействие воды.

Механическое воздействие воды на тело ребенка состоит в том, что, передвигаясь по поверхности воды, он получает легкий, приятный и полезный массаж. Такой водный массаж благоприятно влияет на периферическую нервную систему и укрепляет кожный покров тела. Воздействуя на многочисленные кровеносные сосуды, залегающие в кожном покрове, давление воды облегчает периферическое кровообращение, а, значит, и деятельность сердца.

Давление на грудную клетку, создаваемое водой, способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и более глубокий вдох. А глубокое дыхание является мощнейшим профилактическим средством, предупреждающим заболевания дыхательных путей.

Занятия в воде обычно дополняются специальным массажем и гимнастическими упражнениями на пеленальном столе, которые приучают ребенка к активным движениям, укрепляющим мышцы, суставы и связки, благоприятно воздействующим на функциональную деятельность организма, повышающим общую выносливость организма.

После нескольких месяцев занятий в ванной ребенок постепенно начинает выполнять активные движения ногами или руками, самостоятельно плавать в различных положениях, погружаться под воду и нырять, забавляться различными игрушками. И тут к гигиеническому воздействию воды добавляется еще и влияние активных движений. А когда эти два оздоровительных фактора соединяются и действуют систематически, каждодневно и продолжительно, то степень их воздействия на растущий организм многократно повышается. То, что ребенок получит отличную закалку уже на первом году жизни, оставит во всей последующей жизни след, значение которого неоценимо. Плавающие дети в 3 раза реже болеют острыми респираторными инфекциями, легче переносят их, и у них практически не возникает заболеваний кожи и желудочно-кишечного тракта.

Правильно проведенное занятие, помимо всего прочего, вызывает положительные эмоции. Дети становятся более спокойными, жизнерадостными, у них появляется хороший аппетит и крепкий сон.

Итак, хотите чтобы ваш ребенок был здоровым, жизнерадостным, хорошо рос, полноценно развивался и получил отличную закалку на всю жизнь? Изучайте методику и начинайте заниматься с ним плаванием с первого же месяца жизни!

Итак, мы начинаем!

Показания к назначению плавания

К занятиям плаванием и закаливанию могут быть допущены здоровые дети, а также некоторые младенцы с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но с разрешения врача-педиатра.

Противопоказания к занятиям плаванием

Заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, врожденные уродства, гипотрофии II-III степени. Процедуры плавания прекращаются, если ребенок плачем или криком выражает неудовольствие, а также при появлении «гусиной кожи» или дрожи.

Следует ограничивать нагрузку при наличии таких неблагоприятных признаков, как отставание в весе, частые простудные заболевания и др. Сперва нужно попытаться снизить их продолжительность, сократить количество повторений, прекратить снижение температуры воды. Если отрицательные явления не исчезают и после этого, сократите количество занятий в ванне до 2-3. Постепенное повышение нагрузки можно продолжать только после полного исчезновения отрицательных явлений.

Врачебный контроль педиатра

Если родители приносят ребенка на занятия в специальный зал водных процедур, контроль за динамикой их здоровья и анализ индивидуального развития осуществляет врач при помощи общепринятых тестов. Занимаясь в домашних условиях, родители обязательно должны получать ежемесячные консультации от врача-педиатра, медсестры, методиста по плаванию.

Подготовка ванной

В домашних условиях плавание и закаливание проводятся в обычной домашней ванне. Перед плаванием ванна тщательно чистится моющим средством и промывается горячей водой.

На пол ванной комнаты нужно постелить резиновый коврик. Необходимо также поместить туда невысокий стульчик, на котором будет сидеть главный купальщик. Кроме этого, желательно иметь полочку, чтобы на ней поставить часы, которые помогут ориентироваться в продолжительности купания. Особое внимание следует уделить двери, но не в том смысле, чтобы она плотно закрывалась. Ситуация здесь несколько иная. Для человеческого организма неестественно резкое изменение влажности воздуха. Когда из наполненной паром ванной вы понесете ребенка в сухой воздух жилой комнаты, могут возникнуть некоторое проблемы (например, с ушами). Поэтому очень важно во время купания не закрывать дверь в ванную комнату. Для этого ее следует соответствующим образом подготовить так, чтобы она самопроизвольно не закрывалась. Это не такая уж большая проблема: если не получится отрегулировать петли, подставьте стульчик или привяжите ручку к чему-нибудь в коридоре.

Саму ванную следует тщательно вычистить. Самое лучшее и самое безопасное средство для этого — обычная пищевая сода. После чистки хорошенько сполосните ванную. Для первых разов не помешает вылить пару ведер кипятка. Впоследствии активно чистить ванну достаточно раз в неделю, а если в течение дня она не использовалась никем из взрослых для мытья или стирки, то достаточно сполоснуть ее проточной водой из душа.

Кипятить воду нет никакой необходимости. И нет никакой беды, если во время купания ребенок несколько раз хлебнет!

Нет особого смысла добавлять в воду перманганат калия (марганцовку). Реального дезинфицирующего эффекта он почти не дает, а при попадании в глазки возможны химические ожоги.

Наиболее оптимальный вариант — настой череды. Необходимое количество этой травы подсчитать довольно легко. Во-первых, подчеркиваем, что по достижении ребенком двухмесячного возраста в воду вообще ничего не надо добавлять. Череда, в принципе, помешать не может, но зачем делать то, без чего можно обойтись? Хотя раз в неделю — вполне резонно. Во-вторых, на одну ванну в день необходим стакан травы.

Заваривается череда следующим образом: в обычную литровую банку засыпается стакан травы и заливается крутым кипятком. Банка закрывается крышкой и через 3-4 часа продукт готов. Но делать это лучше всего утром, часов за 10-12 до вечернего купания. После того, как ванна наполнена, вылейте настой через марлю; можете еще пару раз залить в банку воду, сполоснуть и опять вылить.

Частота и дозировка занятий

Плаванием с грудными детьми следует заниматься 4— 5 раз в неделю. Лучше всего плавать за два часа до кормления или ночного сна.

Начальные дозы процедуры плавания 6-10-12 минут зависят от веса ребенка при рождении: соответственно 2,5-3-4 кг. Они ежедневно увеличиваются на 4-6 минут, достигая 40-45 минут к концу года.

Температура воды

Оптимальной температурой для начала занятий обычно считается 36-37°, то есть температура, приближенная к микроклимату материнской утробы. Ежемесячно рекомендуется снижать ее на 1° с тем, чтобы к концу первого года она равнялась 28-29°. Но есть и другое мнение, высказываемое, например, Е. О. Комаровским в его книге «Начало жизни вашего ребенка». Он считает, что оптимальной для начала занятий будет температура 34-35°. Автор указывает на то, что регуляция температуры тела у ребенка отлична от таковой у взрослого, поэтому руководствоваться надо не собственными ощущениями, а реакциями младенца: если у вас мерзнут руки, то это не означает, что ребенок тоже мерзнет. Измерять температуру воды удобнее всего спиртовым термометром, помещенным в защитный пластмассовый корпус. Такой термометр может находиться в ванне в течение всего времени купания, позволяя постоянно контролировать температуру воды.

Итак, каким же образом определяется оптимальная температура ванны? Во-первых, она должна переноситься ребенком без ущерба для его здоровья, но при этом вода не должна позволять ребенку слишком расслабиться. Холо-довое воздействие на кожу резко усиливает кровоток в мышцах, увеличивает их тонус, активизирует работу сердца. В кровь выбрасываются биологически активные вещества, стимулирующие обмен и повышающие сопротивляемость инфекциям.

В воде с температурой выше 35° ребенок не имеет стимулов к проявлению активности, хотя сама процедура не вызывает у него никаких неприятных ощущений, скорее, наоборот: в воде он всем своим видом демонстрирует блаженство. Но купание в теплой воде мало что дает в плане закаливания. В то же время, при погружении в воду с температурой ниже 30° у ребенка могут возникать отрицательные эмоции. Не потому, что он замерзает, просто шевелить руками и ногами, чтобы согреться, не хочется и потому он начинает возмущаться. Поэтому и нужно начинать с температуры выше 30°, чтобы малыш полюбил саму процедуру купания. Но задерживаться надолго в таком температурном режиме все-таки не рекомендуется.

Массаж и гимнастика

Массаж и плавательная гимнастика входят в число подготовительных мероприятий. Надо сказать, что без них нам не обойтись. Ясно ведь, что плавание — это нагрузка на организм. Поэтому неплохо до этого провести небольшую разминку. Заканчивать курсы массажистов для этого совсем не обязательно. Разберитесь в принципах, и все будет замечательно. А если что-нибудь перепутаете, не беда: не очень хороший массаж лучше, чем отсутствие очень хорошего массажа.

По времени массаж и гимнастика вместе длятся около 20-30 минут (по 10-15 минут на каждую процедуру). Строгая последовательность обязательна: сначала массаж, потом гимнастика и уже после этого - погружение в ванну.

Место проведения процедур - обычный пеленальный столик. Кладите голого ребенка на спинку и начинайте массаж. Он состоит из двух этапов - поглаживание и разминание. Сперва гладим, то есть просто проводим своей рукой по коже ребенка без особого давления. Соблюдаем при этом следующую последовательность: ноги (стопа, голень, бедро), руки (кисть, предплечье, плечо); переворачиваем на живот, затем ягодицы, спина; опять переворачиваем животом кверху, массаж живота, грудной клетки, шеи, головы. После того, как поглаживание закончено, в той же последовательности повторяем разминание мышц.

Особенно следует отметить массаж живота. Он, скорее всего, понадобится нам не только перед плаваньем и купанием, поскольку малышей, никогда не страдающих от боли в животе, не бывает, а массаж в этом случае очень быстро приносит облегчение. Основание кисти следует поставить ребенку на лобок, после чего живот массируется круговыми движениям четырех пальцев правой руки (кроме большого) в направлении по часовой стрелке, то есть по ходу толстого кишечника.

После массажа выполняются гимнастические упражнения, так называемое «сухое плавание». Оно поможет ребенку усвоить гребковые движения.

1-е упражнение. Исходное положение - лежа на спине, ноги вытянуты. Взрослый обхватывает сзади и снизу область голеностопных суставов ребенка и производит попеременное поднимание и опускание его ног (движения ног, как при плавании кролем). Количество повторов 10-12 раз.

2-е упражнение. Исходное положение — лежа на спине. Имитация движений ног при плавании брасом, или «лягушка». Одновременно согнуть обе ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, затем развести колени в стороны и быстро выпрямить ноги, возвращаясь в исходное положение. Количество повторов 8-10 раз.

3-е упражнение. Исходное положение — лежа на спине, руки в стороны. Держа ребенка за кисти, производят одновременные гребковые движения к бокам. Затем руки поднимают вверх, возвращаясь в исходное положение (имитация второй половины движения рук при плавании брасом на спине). Количество повторов — 8—10 раз.

Те же движения руками и ногами выполняются из исходного положения лежа на животе.

Процедура плавания

При целенаправленных занятиях плаванием основная задача состоит в том, чтобы перестроить врожденные малоэффективные инстинктивные движения руками и ногами на осознанные, активные и более эффективные.

Основной целью занятий является прежде всего укрепление здоровья ребенка и обучение его жизненно важному навыку - умению самостоятельно держаться на поверхности воды. Поэтому вам не понадобится обучать его классическому кролю или брасу или другим спортивным способам плавания. К ним можно будет приступить примерно через 2-3 года. А пока подойдет «вольный младенческий» стиль, который вам подскажет сам обучающийся. Конечная цель занятий в течение первого года состоит в том, чтобы научить ребенка максимально доступным для него плавательным навыкам. На это понадобится в среднем 200-250 занятий, проведение которых займет 10-11 месяцев.

В основе плавания младенцев лежит плавание на спине и груди с ручной или автономной поддержками, и, наконец, самостоятельное плавание.

Во всех случаях характер плавания интервальный - за проплывом обязательно следует короткий отдых. Начинать занятие следует с плавания на спине и затем чередовать его с плаванием на груди. Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для пассивного отдыха.

Активизация движений ребенка при плавании обычно наступает на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 сек, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5°.

Таким образом, активизация двигательных функций достигается стимулированием движением и увеличением их количества, а достижение закаленности — неуклонным снижением температуры полных ванн.

Цикл плавания включает в себя выполнение разных элементов, переводы ребенка из одного положения в другое с помощью точных ручных поддержек. Следует помнить, что нельзя перехватывать младенца и переводить его из одного положения в другое без фиксированной остановки.

Если занятия прерываются в связи с болезнью или другими причинами, возобновлять их следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. После болезни занятия плаванием возобновляются только с ведома лечащего врача.

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5-14-дневный возраст. Самый поздний срок — 3-3,5 месяца. Поскольку в трехмесячном возрасте плавательные рефлексы начинают угасать, начало занятий в этом возрасте сделает их более трудоемкими.

Ручные поддержки

Наиболее тяжелой тонущей частью тела ребенка является голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.

Ручные поддержки могут быть разнообразными. Но все они делятся на две группы - поддержки при совместном нахождении взрослого в ванной с ребенком и при нахождении взрослого вне ванной.

1-я группа

Взрослый сидит в ванной, прислонившись спиной к ее головной стенке, вытянув и расставив ноги. Поддержка ребенка выполняется при четырех его основных положениях в воде: на спине, на груди, сидя и стоя. От занятия к занятию она постепенно меняется: на первых порах взрослый поддерживает ребенка под бедра, затем под таз, под спину и, наконец, — под голову.

Поддержка солдатиком применяется при нахождении ребенка на спине в поперечном по отношению к длине ванны положении. Левая ладонь поддерживает голову, а правая — тело в области тазобедренного сустава, захватывая его таким образом, чтобы большой палец прилегал к животу, остальные — к ягодицам.

Подводная подушка при положении ребенка на спине в продольном по отношению к длине ванны положении. Пальцы взрослого образуют своеобразную подушку (ладони плотно соединены мизинцами вовнутрь, большими пальцами кнаружи, все пальцы выпрямлены). Затылок ребенка упирается в грудь поддерживающего.

«Двойной замок» может выполняться как в положении на спине, так и на груди. В положении на спине затылок ребенка упирается в область лучезапястных суставов и нижней части предплечий поддерживающего, ладони которого находятся под спиной ребенка. Большие пальцы обхватывают при этом область плечевых суставов сверху или верхнюю часть руки. В положении на груди руки поддерживающего находятся под грудью ребенка, большие пальцы захватывают сверху верхнюю часть спины. Подбородок опирается на лучезапястные суставы.

Поддержка в «положении стоя» осуществляется следующим образом. Поддерживающий сидя в ванне держит ребенка лицом к себе (большие пальцы — над сосками ребенка, остальные держат верхнюю часть спины и затылок).

При поддержке «в положении сидя» взрослый сгибает руку в локтевом суставе до угла 90°; ладони и предплечье вытянуты вперед. Ребенок сидит на предплечье взрослого, его туловище и голова опираются на область его груди и плеча. С помощью свободной правой руки можно поддерживать голову ребенка.

2-я группа

Если ребенок чувствует себя в ванне комфортно, уже после 2-3 уроков можно переходить на поддержки «вне ванны». При этом можно использовать все описанные, кроме последних двух, способы, а также некоторые другие.

Наилучшие из них - «двойная ручная поддержка» при плавании на спине (четырьмя пальцами под спинку, шейку и головку, два больших пальца лежат на груди) может постепенно усложняться: вместе всей ладони ее начинают выполнять расставленными пальцами, а позже — их кончиками.

Одноручная поддержка «ковшиком» — большой и указательный пальцы охватывают шею ребенка, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести. Одноручная поддержка и «ковшиком» позволяет свободной рукой стимулировать гребки.

Поддержка «дугой» выполняется двумя руками: ладонь одной руки образует «дугу» (четыре пальца плотно соединены и выпрямлены, большой — отставлен в сторону), другая рука держит живот ребенка.

Как только ребенок научится правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

При плавании на груди наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок. Одноручная поддержка на груди осуществляется «ковшиком», а также тыльной стороной большого пальца под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь — вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка «ухватом» — указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает «запирать» рот, чтобы младенец не пил воду.

При любом способе поддержки важно, чтобы тело ребенка было все время погружено в воду, за исключением лица. Нужно стремиться помочь ребенку найти оптимальное для сохранения равновесия положение. Голова ребенка не должна чрезмерно наклоняться ни вперед, ни назад, а ноги не должны сгибаться в суставах или тонуть. Если это происходит, следует мягко погладить и помассировать в воде суставы и мышцы. Тогда ребенок сам их распрямит. При выполнении поддержки нужно стремиться прилагать минимальные усилия, чтобы ребенок как можно скорее учился самостоятельно держаться на воде.

Поддержки при помощи подвесок

Изготавливаются из большого куска плотного, желательно непромокаемого материала, из которого вырезается пояс для одного из четырех участков тела ребенка: для спины — ширина пояса 8-10 см, для живота — 10—12 см, для затылка — в форме небольшой шапочки-тюбетейки и подбородка — в форме конусообразного ложа. С обеих сторон пояса нашивают ленты из плотного материала, которые заканчиваются петлями для рук учителя. Можно использовать для изготовления подвески обычный широкий платок или полотняное кашне.

Можно придумать много различных способов поддержки при помощи подвесок. Их главное достоинство в том, что они позволяют снизить нагрузку на позвоночник поддерживающего и способствуют скорейшему приучению ребенка к самостоятельному плавания.

Применяя этот способ, поддерживающий должен постоянно чувствовать вес ребенка, следить за положением его головы и туловища, периодически ослабляя натяжение.

Автономные поддержки

Целесообразно применять на начальных стадиях обучения или в тех случаях, когда ребенок с трудом осваивает активные плавательные движения ногами.

Автономные поддержки осуществляются при помощи различных приспособлений, изготовляемых из различных непотопляемых материалов. Их можно купить или изготовить самостоятельно при помощи узкой резиновой полости, пенопластовой ленты, пробковых изделий или других труднопотопляемых материалов.

Самостоятельному плаванию на спине, например, легче всего обучить с 2,5—3-месячного возраста при помощи специального чепчика, который помимо прочих положительных эффектов поможет сделать процедуру купания более приятной для родителей. Очевидно ведь, сидеть или стоять полусогнутым в течение 30-40 минут очень тяжело. И нельзя делать ребенка здоровым за счет появления радикулита у его папы, мамы или бабушки. Чтобы изготовить такой чепчик, необходимо иметь следующее: обычную тонкую хлопчатобумажную шапочку (чепчик), кусок тонкой ткани размером с половину пеленки, а также 2 брусочка пенопласта, оптимальный размер которых соответствует размерам обычной пачки сигарет.

Сперва пенопласт обшивают тканью, а затем фиксируют его на шапочке. Верхний край брусочков должен при этом возвышаться над головкой ребенка. В течение недели, постепенно убирая поддерживающую ребенка руку, вы научите его держаться на воде.

Месяца купания в шапочке вполне достаточно для того, чтобы снимать и ее: ребенок уже научился правильно держать головку, вполне сможет плавать сам.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине сравнительно прост. Он состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, когда сила гребков младенца и его способность удерживать голову на поверхности становятся вполне достаточными.

Плавание на спине, как правило, не связано с нырянием и задержкой дыхания, а поэтому более доступно в освоении.

Плавание на груди связано с нырянием и задержкой дыхания. Поэтому младенца сначала обучают задержке дыхания и самостоятельному погружению и только потом применяют самостоятельное соскальзывание, упражнения типа «торпеда».

Организация занятия

1. Окончив массаж и гимнастику, берем ребенка со стола в положении на груди в двойном ручном хвате под мышки спиной к себе и переносим в воду. Медленный вход в воду ножками и стояние. Речевой сигнал: «Стоим». Интервал 15 секунд. Стопы опираются о дно ванны, ребенок находится в вертикальном положении. Следите за тем, чтобы его подбородок находился над поверхностью воды.

2. Речевой сигнал: «Идем!». Проходим длину ванны. Следует следить, чтобы малыш сначала опирался каждой стопой и уже потом переступал.

3. Снова даем речевой сигнал: «Стоим!». Интервал отдыха — 15 сек. Отдых в положении стоя предупреждает двигательное переутомление, поэтому не торопитесь переходить к плаванию на спине.

4. Переходим в положение на спине. Перевод из стояния на спину осуществляется без перехвата кистей. Большие пальцы и ладони переходят на щеки, указательный и средний — под шею, безымянный и мизинец — под затылок (двойная ручная поддержка). Уши и грудь ребенка должны находиться под водой.

5. Выполняем толчок стопами от торца ванной и медленную проводку — плавание на спине до другого торца ванны — «челноком». Количество проводок 6-8 от торца до торца. Двойную ручную поддержку нужно делать мягко и свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов. Как только малыш начинает грести, характер поддержки меняется (см. выше). Одноручная поддержка позволит свободной рукой стимулировать гребки.

6. Переводим ребенка из положения на спине в положение стоя. Еще один речевой сигнал: «Стоим!». Ребенок стоит уже не в двойном ручном хвате под мышки, как в начале, а в хвате левой руки за шею сзади (ладонь смотрит к затылку). Правая рука на груди, большой палец под подбородок.

7. Снова ходьба - ребенок проходит от торца до торца ванны и обратно. После ходьбы — стояние 15 сек.

8. Переход в положение на груди: перехват правой рукой «ковшиком» под подбородок. Два пальца за подбородком достигают уха (глубокий хват), большой палец смотрит в сторону. Подбородок ребенка должен находиться над водой под контролем зрения по всему пути плавания по поверхности.

9. Речевой сигнал: «Плывем!». В двойной поддержке — «ковшиком» под подбородок правой рукой, левой — ухватом сзади за шею, плывем в правый ближний угол ванны, поворачиваем в правый дальний угол. Таким образом, делаем «восьмерку». Повторяем ее еще раз. При плавании на груди следует соблюдать осторожность, внимательно следить за тем, чтобы подбородок ребенка и кисть поддерживающего были выше поверхности воды. Делаем 6— 8 «восьмерок» и снова стоя отдыхаем 15 сек.

10. Снова выполняем ходьбу — два раза от торца до торца. Не забываем о речевых сигналах: «Стоим!», «Ходим!»

11. Приступаем к выполнению упражнения плавание «крестиком». Двойная ручная поддержка при плавании на спине, медленная проводка по длине ванны («челнок») в ближний угол ванны и поворот ножками в дальний угол (по диагонали ванны), проводка с поворотом, уши в воде. Повторяем 6-8 раз. Речевой сигнал: «Стоим!», отдых в стоянии 15 сек, ходьба 2 раза от торца до торца.

Таким образом, цикл плавания включает в себя выполнение трех упражнений: плавание на спине «челноком», плавание на груди — «восьмеркой» и плавание на спине «крестиком». После каждого плавательного движения повторяется стояние, ходьба, снова стояние. Следует помнить, что отдых должен составлять около половины всей процедуры. Особое внимание следует уделить речевому сопровождению. Например, стоянию должно соответствовать слово «стой!», ходьбе -- «иди!», плаванию - «плыви!», нырянию — «ныряй!». Точная терминология помогает закрепить двигательные навыки.

Общая сумма пути плавания в одном цикле - 50-60 м, ходьбы — 5—6 м. Продолжительность цикла 3-4 минуты.

Первое занятие состоит из 1-2 циклов. Ребенок максимально проплывает 7-140 м и проходит 10-12 м. В каждый последующий месяц занятие увеличивается на 3-4 минуты, соответственно на полный цикл. Двум месяцам занятий соответствует 4 полных цикла, трем — 5 циклов и т. д. Одним циклом можно ограничиться только тогда, когда ребенок в этот день капризничает и не хочет плавать.

Погружения и ныряние

В очень многих книжках, посвященных купанию и плаванию детей, подробно описывается процедура ныряния. Тем не менее, многие родители не всегда рассматривают ее в качестве обязательной. А поскольку преодолеть собственный страх не могут, то предпочитают вообще обходиться без этого полезного упражнения. На самом же деле в нырянии ничего страшного нет — у новорожденного очень сильно выражен рефлекс, препятствующий попаданию воды в дыхательные пути. Если в течение двух-трех месяцев не нырять, этот рефлекс угасает. Но, к счастью, даже обыкновенная процедура купания в большой ванне не может обойтись без того, чтобы в какой-то момент ребенок не соскользнул с поддерживающей его руки и не погрузился полностью под воду, даже тогда, когда вы это совсем не планировали. Не бойтесь! Это даже хорошо — подхватите малыша, посадите, дайте ему покричать, покашлять, почихать. Заодно выкашляет и вычихает всю пыль, что накопилась за день в верхних дыхательных путях. Когда ребенок успокоится — продолжайте процедуру.

Тем не менее, ситуация, когда родители сознательно организуют ныряние, конечно же более предпочтительна во многих отношениях. Делать это следует в положении ребенка на животе. Громко произнесите слово «ныряй» и проведите ребенка несколько секунд под водой. У него очень быстро выработается условный рефлекс, и одного только слова «ныряй» будет достаточно для того, чтобы малыш самостоятельно задержал дыхание.

Категорически запрещается форсированное погружение с головой путем бросания младенца в воду или прижимания его ко дну рукой: дети часто попадают в воду на вдохе и могут захлебнуться или сильно испугаться, что весьма нежелательно, так как может надолго отвратить их от водных процедур.

На первом месяце занятий целесообразно проводить имитированное погружение. Цель его - отработка задержки дыхания на речевой сигнал: «Ныряй!» и полив водой лба и лица. При этом погружение под воду не проводится. Вода не попадает в дыхательные пути, позволяя вам убедиться в безопасности этого упражнения.

При плавании на груди «восьмеркой» необходимо научиться поддерживать голову младенца в одноручном ковше правой кистью. Важно выполнение глубокого хвата указательным и средним пальцами у уха ребенка. Имитированное погружение проводится один раз через каждые три «восьмерки». Во время полива задержка дыхания длится 2-3 сек, пока с лица стекает вода.

Ошибки при выполнении полива - неполный забор воды горстью, полив на затылок вместо лба и резкое плескание воды под нос ребенка. Нужно отработать забор воды из-под подбородка и точный полив полной горстью лба и лица.

На втором месяце занятий (не путать с возрастом) после команды: «Ныряем!» в момент 2-3-секундной задержки дыхания после полива проводится ныряние головой под воду не дальше 20-30 см в ручной поддержке.

На третьем месяце занятий ныряние проводится с отпусканием рук после проталкивания ребенка вперед на 20-30 см. В возрасте 6-7 месяцев ныряние под воду достигает 40-50 см, а в год доходит до 1 м.

После погружения и выхода головы на поверхность следует отдых в положении стоя — 5-10 сек, затем плавание в «восьмерке» продолжается.

В 5-6 месяцев ребенок начинает сам после ныряния выходить на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания-дрейфа при свободном дыхании: срабатывает так называемый спасательный рефлекс. Если ребенок еще не умеет поворачиваться, помогите ему сделать поворот. Это так называемая «торпеда с поворотом».

Дети очень любят прыжки в воду. Начиная с двух месяцев, можно проводить вертикальные прыжки в воду в ручных поддержках, поначалу медленно и спокойно. С 4-х месяцев можно по команде «Ныряй!» перейти к вертикальному нырянию.

В 6-8 месяцев при уверенном нырянии можно перейти к нырянию с прыжка в «торпеду». Ныряние проводится без полива по сигналу: «Ныряй!». «Торпеда» с прыжка возможна только в ручной поддержке.

Закаливание в «холодном пятне»

В конце каждого занятия обязательно выполняйте закаливающую процедуру - проводите ребенка в «холодное пятно», образуемое струей холодной воды. В первый месяц делайте 4-6 проводок, ежемесячно увеличивайте их на одну, достигая к году 16-18. В «холодном пятне» за одну проводку выполняется 2 поворота спиной-грудью (но не в самой струе). Возможно введение под струю рук или ног, но лишь после 2-3 месяцев занятий. Детям очень нравится прохладное контрастное закаливание. Кран с холодной водой открывается с первого же занятия.

Опыт показывает, что некоторые родители, вначале горячо взявшись за обучение малыша плаванию, постепенно охладевают к занятиям. К тому же после полугода у ребенка появляется много новых двигательных навыков: он ползает, сидит, стоит, приседает, начинает ходить. Родители с интересом следят за его успехами на «суше» и пропускают занятия в ванне, а это значительно снижает закаливающий эффект, мешает закреплению приобретенных навыков. Между тем, ребенок старше полугода уже более вынослив и может заниматься успешнее, чем раньше. Вот почему не ослабляйте, а, наоборот, усиливайте внимание к занятиям плаванием, шире используйте готовность ребенка к подражанию, придумывая разные игры в воде.

Выбираемся «на сушу»

Итак, ваш малыш плескался в ванной, выполнял разные задания и упражнения, теперь нужно достойно закончить это полезное мероприятие. Под мышки выньте ребенка из воды и накиньте ему на голову пеленку. Она должна быть достаточно большой, чтобы завернуть его целиком. И в таком виде, не "вытирая его в ванной, отправляйтесь к пеленальному столику. Ребенку совсем не жарко, ведь он мокрый и в прохладной комнате! И это очень хорошо - еще одна закаливающая процедура. На столике доводим кожу до сухого состояния промокая, а не вытирая ее. Последнее замечание принципиально.

Не следует особенно торопиться и нервничать по поводу того, что малыш замерзнет. Промокнули? Теперь будем делать «послеводные процедуры». Для начала возьмем растительное масло - лучше всего специальное детское (оливковое), но прокипяченное на водяной бане. Вполне подойдет и подсолнечное. Намочите вату и протрите все имеющиеся у ребенка складки кожи, разумеется, в том случае, если там нет повреждений. При наличии опрелостей — используем присыпки. Особое внимание при обработке уделите половым органам. Мальчикам не забудьте смазать складку кожи под мошонкой, а девочкам протрите ватой, смоченной водой (лучше кипяченой), половую щель. Направление движений — от лобка к попе — и не иначе! Если пришла пора, подстригите ногти.

А теперь можно и запеленать малыша или надеть распашонку и ползунки. Осталась голова. Главное после пребывания в воде, разумеется, — уши. Для этого нужно изготовить турунду. Технология такова: берем спичку, туго наматываем на ее конец ватку, после чего снимаем ее со спички. Тонкий конец получившейся турунды засовываем в ушко малышу.

Гигроскопичная вата впитает в себя остатки воды. Удалять ватку не надо до тех пор, пока полностью не высохнет головка малыша. Чтобы вата не выпала, наденьте тонкую шапочку, которая совсем не повредит малышу после ванны. Если во время купания малыш хоть несколько раз нырнул и после этого чихал, с носом ничего специально делать не надо.

А теперь вообразите себя на месте ребенка: купание в холодной воде, устали, а тут еще малость продрогли в прохладном воздухе комнаты после процедуры. Но зато вы насухо вытерты, тепло одеты... Что там думать: перекусить бы сейчас и на боковую... Так и случится. Но до еды желательно поносить малыша 15-20 минут в вертикальном положении, чтобы скорее освободить желудок от воды, которую он глотнул в ванной. Теперь смело кормите его и укладывайте спать.

Бывают, правда, такие активные «спортсмены», что после ванны не имеют сил даже на еду — скорее бы глазки сомкнуть и уснуть. Пусть уснет, ничего страшного: в этом случае ребенок, как правило, через 1,5-2 часа проснется со зверским аппетитом, после утоления которого уснет крепко и надолго. Ясно, что с таким ребенком целесообразно заниматься часов в 9-10 вечера. В таком случае как раз к полуночи вы всей семьей и войдете в режим спокойного ночного сна.

Задать вопрос автору

www.infoster.ru

Как правильно держать новорожденного: на руках, во время кормления, при купании: 5 главных правил

Рождение ребенка — всегда радостное событие в любой семье. И вот ваше дитя в люльке, и приходит момент, когда нужно взять его на ручки, прижать к себе, будь то кормление или просто минуты нежности. И большинство родителей первенцев не знают, как держать новорожденного на руках.

Итак, как правильно держать новорожденного? Наша статья раскроет небольшие секреты для комфортного пребывания малыша на маминых руках.

Общие правила

  1. У детей очень слабо развиты мышцы шейного отдела позвоночника, и головку ребенок первого месяца жизни самостоятельно держать не может. Отсюда следует, что прежде чем взять малыша, необходимо помнить, что одной рукой поддерживаем голову. Если этого не делать, можно повредить шейный отдел.
  2. Нельзя ребенка первых трех месяцев держать за руки или за ноги. Мышцы и связки так нежны, что можно их повредить.
  3. Лучше малыша первых месяцев жизни пеленать. Так маме будет спокойней, а малышу комфортней.
  4. К кроватке подходить всегда с разных сторон, чтобы ребенок поворачивал голову и не развивалась кривошея.
  5. Одной рукой вы придерживаете спинку, второй — шею и голову.

Груднички всегда чувствуют мамино тепло и настроение. Поэтому когда ребенок на руках, нужно улыбаться и дарить только положительные эмоции.

  • В горизонтальном положении.
  • «Столбиком».
  • На плече.
  • Животом вниз.

Так носят детей большинство мам. Одну руку необходимо подкладывать под спинку и грудь малыша, а второй придерживать ягодицы. При поднятии ребенка аккуратно следить, чтобы голова была фиксирована на мамином локтевом сгибе.

Как правильно носить ребенка столбиком?

Самая важная поза ношения малыша на руках. У грудных детей слабо развит кардиальный отдел желудка. Поэтому после еды в положении лежа молоко или смесь могут из желудка вытекать в пищевод, и тогда ребенок срыгивает.

После кормления ребенка надо аккуратно держать столбиком, прижав к себе. Это еще позволяет срыгнуть лишний воздух. Держать новорожденного столбиком необходимо минут 5-10 после каждого кормления.

Более подробную информацию о том, почему ребенок срыгивает грудным молоком или смесью, читайте в содержательной статье детского доктора.

Как держать новорожденного в позе «на плече»?

Ребенка следует положить животиком на свое плечо, придерживая одной рукой ягодицы, а другой — плечи и головку.

Также эта поза способствует укреплению мышц шеи и стремлению младенца к поднятию головы, чтобы рассмотреть, что происходит у мамы за спиной.

Поза «животиком вниз»

Такая поза не очень распространена среди мам. Необходимо согнуть руку и расположить ее под грудкой ребенка. При этом шея и головка младенца будет расположена около локтя, ладонью же мама придерживает живот малыша.

В этом положении очень удобно укачивать грудного ребенка. Также это тренирует мышцы живота, улучшает перистальтику кишечника. Тренируются мышцы шеи, что, опять же, дает возможность ребенку учиться удерживать головку.

Укладывание малыша в кроватку

Если ребенок заснул на руках, то необходимо немного наклониться над кроваткой, сначала убрать из-под малыша одну руку, затем другую. Получается в обратном порядке по сравнению с тем, когда вы его берете.

Чтобы не разбудить малыша своим резким уходом, некоторое время постойте рядом.

Самая успокаивающая процедура для малыша — это купание перед сном.

Для начала необходимо подготовить для этого:

  • ванночку;
  • воду температурой 37 градусов;
  • полотенце;
  • шампуни, детское мыло;
  • настой успокаивающих трав.

В первый месяц купания малыша можно заворачивать в пеленку и окунать вместе с ней в воду. Можно использовать специальную горку или держать малыша на руках.

Расположите ваше предплечье и кисть под спинкой ребенка, а другой рукой вымойте его. В процесс можно вовлечь папу или бабушку.

Сначала вымойте грудь, живот, затем ручки и ножки. Голова моется в последнюю очередь. Ее следует ополаскивать аккуратно, чтобы вода с мылом не попала в глазки. После мытья ребенка следует ополоснуть и аккуратно, придерживая свободной рукой головку, вынуть из воды и закутать в полотенце.

Как правильно держать ребенка во время кормления?

Кормить малыша грудью мама может:

В первом случае садитесь поудобней, под спину лучше что-нибудь подложить. При кормлении одной рукой вы берете малыша, так же аккуратно придерживая шею и голову, прижимайте к себе.

У грудничков очень хорошо развит поисковый рефлекс. Стоит только щечкой задеть мамину грудь, малыш сразу начнет искать сосок, чтобы взять его в рот.

Обращайте внимание, носик малыша не должен упираться в грудь, чтобы он мог свободно дышать.

Второй свободной рукой можно придерживать поясницу и ягодицы ребенка.

Следите, чтобы во время кормления голова не запрокидывалась назад, иначе молоко может попасть в дыхательные пути.

Многие мамы очень любят, особенно по ночам, кормить детей лежа на боку. Это дает маме хотя бы немного отдохнуть и поспать.

Мама кладет ребенка возле себя на бочок и кормит. На спину потом ребенка класть нельзя, так как при срыгивании он может поперхнуться.

Подмывание малыша

Бывают ситуации, когда нет необходимости купать всего ребенка, а надо только подмыть ягодицы или промежность. Держать новорожденного при подмывании вы можете следующим способом.

Правой рукой взять ребенка под грудку и живот, то есть положить его себе на ладонь. Второй же рукой под проточной водой подмываете. Либо также это можно делать над тазом.

Как можно держать грудничка при одевании?

Новорожденного ребенка лучше пеленать. Так при вздрагивании он не будет пугать себя ручками и случайно не сможет поцарапать или ударить себя по лицу.

Ребенка в 2 месяца уже можно оставлять в распашонке и ползунках. Одевать лучше лежа.

Сначала нужно вдеть одну ручку в рукав, затем приподнять спинку и одеть вторую ручку. В этом возрасте малыш уже более уверенно держит голову. Ползунки надеваем также лежа.

Ребенок 3, 4 месяца уже смело переворачивается на животик, и процесс одевания немного легче. Также малыша можно одевать держа вертикально с помощью папы или бабушки.

Категорически нельзя:

  • брать ребенка за кисти, стопы.
  • детей первых месяцев брать за подмышечные впадины, не придерживая головку.
  • кричать на ребенка.

В любом возрасте малыша никогда не повышайте на него голос и не ругайте без причины. Беря малютку на руки, делайте это с большой любовью.

Как можно чаще носите ребенка на руках, не слушайте никого, что это вредно, что дети привыкают. Так малышу будет проще и быстрее адаптироваться к новым условиям среды, чувствуя тактильный контакт с мамой.

kroha.info

Как правильно держать новорожденного ребенка — все позы и способы

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! У вас появился или вот-вот появится малыш? Тогда вам обязательно нужно знать, как правильно держать новорожденного ребенка, чтобы не причинить ему дискомфорт или вред. Этот вопрос волнует и неопытных родителей, и тех, кто уже давно отвык от маленьких детей и все забыл.

Если у женщин на этот счет срабатывает материнский инстинкт, который подсказывает, как обращаться со своим новорожденным, то мужчины просто бояться брать ребенка на руки. Сегодня мы поговорим о том, в каких позах носить, чтобы он оставался в безопасности.

1. Берем малыша на ручки

Приучать или не приучать новорожденного к рукам – вопрос спорный, который остается без ответа. Важно то, что общение новорожденного и родителей происходит именно от касаний, объятий и ласкового обращения. Брать своего малыша на руки, безусловно, нужно, хотя бы время от времени.

Если вы часто берете ребенка на руки, это благотворно влияет на:

  • Его эмоции и правильное психическое развитие;
  • Его адаптацию в этом мире;
  • Его иммунитет;
  • Ваше психо-эмоциональное состояние;
  • Укрепление вашей с малышом связи.

Как же правильно взять ребенка и, как его держать на руках правильно?

Главное правило – брать новорожденного нужно очень аккуратно, но уверенно и плавно.

Чтобы взять ребенка из положения лежа, нужно:

  1. Наклониться к нему и подложить одну ладонь ему под голову;
  2. Второй ладонью взять его под попу.
  3. Поднимая малыша, нужно переместить его головку с ладони на предплечье, а другой рукой, обхватив тело, легко прижать животиком к себе.

Все движения должны быть плавными, чтобы не испугать ребенка, ласково говорите с ним при этом:

У новорожденного нужно всегда поддерживать головку, так как мышцы шеи еще слабые и голова запрокинется назад, если этого не сделать. При поддержке помните, что держа новорожденного, вы должны обеспечить ему три точки опоры:

Положить назад на кроватку тоже нужно аккуратно. С прижатым к себе ребенком нужно наклониться над ложем и спокойно его опустить, чтобы он не выпал при укладывании из рук или не испугался перемены места положения. Задержитесь над лицом ребенка несколько секунд и, убедившись, что он лежит спокойно, можете убрать руки.

2. Основные положения ребенка при ношении на руках

Носить новорожденного на руках можно в таких позициях:

  • Колыбелька (ребенок лежит на руке на спинке);
  • На животике (ребенок лежит на руке лицом вниз);
  • Столбиком (вертикальное положение);
  • Полусидя (спинкой ко взрослому, при поддержке вокруг живота, захватив ножки).

Носить новорожденного можно в разных позициях попеременно в течение дня. Перемена места положения полезна и малышу (меняется его обзор и укрепляются мышцы), и взрослым (руки не так устают). Даже в одной и той же позиции ребенка можно взять и с левой руки, и с правой. Чем старше становится новорожденный, тем больше выбор возможных положений на руках.

3. Горизонтальные позы ношения на руках

Поза «колыбелька» и на животике являются горизонтальными. Разница в том, что в «колыбельке» ребенок лежит лицом вверх, а на животе – лицом вниз. Ношение на руках животиком вниз способствует легкому освобождению от газов.

При положении лицом вверх на спинке нужно:

  1. Зафиксировать ребенка под головкой, держа на сгибе локтя;
  2. Взять малыша другой рукой за ножки и попу, обведя рукой вокруг тела;
  3. Для фиксации ребенка при этом, придерживайте его бедро, что дальше от вас, рукой.

Эта поза лучшая для ребенка во сне или при засыпании.

При ношении на животе лицом вниз нужно:

  1. Уложить ребенка на предплечье одной руки, поддерживая под шейкой;
  2. Другой рукой держать под животом, пропустив ее между ножками;
  3. В этом расположении взрослый фиксирует рукой, что под грудиной ребенка, его плечо, как видно на фото:

4. Позы для ребенка при кормлении и после

Перед кормлением малышей можно выкладывать на животик или носить на руках, перевернув на свою руку на животик. Новорожденным первого месяца это можно делать не дольше 2 минут за раз, так как они еще не держат головку. Малышей с 4-6 месяцев можно уже оставлять в этом положении и 10 минут.

Во время кормления малыша можно поместить себе на руки или положить на кровать и лечь рядом с ним. Дорогие мамочки, если кормите грудью, обеспечьте себе такое положение, в котором вы не должны сгибаться или перегружать руки.

При кормлении лежа, ребенка располагают вдоль тела мамы, прижимая к груди и животу, слегка повернув его на бочек. Нужно следить за тем, чтобы грудь не закрывала носик ребенка, а сосок был правильно захвачен.

Для кормления ребенка сидя, его располагают на маминой руке, чтобы голова лежала на сгибе локтя, а спинка на предплечье. Попа лежит у мамы на коленях, а другая рука придерживает ножки. Для удобства можно подложить подушку. При этом следите за тем, чтобы голова была немного выше уровня тела малыша, и все тело лежало ровно и комфортно:

После кормления ребенка нужно подержать столбиком, то есть вертикально, чтобы воздух, который попал в желудок с едой, мог спокойно выйти.

Чтобы держать ребенка столбиком, нужно:

  1. Аккуратно поднять и положить ребенка к себе на плечо подбородком;
  2. Одной рукой придерживать головку, а другой спинку и попу.

Младенцы первых недель жизни не должны долго находиться в вертикальном положении, так как это дает нагрузку на неокрепший позвоночник.

Многие интересуются: сколько держать столбиком новорожденного в день? Дорогие родители, на это врачи обычно отвечают то, что 5-10 минут после каждого кормления вполне достаточно. При поддержке ребенка можно слегка похлопыватьпо спинке, чтобы воздух быстрее отходил. Как только малыш сделает отрыжку – можно сменить позицию:

5. Положение ребенка при купании и подмывании

Купая ребенка, нужно надежно фиксировать его в своих руках, так как малыш может легко выскользнуть их скользких мокрых рук.

При купании в ванне без подставки на спинке, ребенка нужно:

  1. Расположить на одну руку, чтобы шея лежала на вашем предплечье, а голова была на уровне выше воды;
  2. Ладонь этой же руки должна захватывать плечо ребенка, которое дальше от вас, и надежно его придерживать;
  3. Другой рукой поливать малыша водой и мыть мылом.

Если вы купаете ребенка в большой ванне животиком вниз, обязательно следите за тем, чтобы:

  • подбородок находился намного выше уровня воды;
  • ваша рука придерживала ребенка вокруг грудины под руками, фиксируя за плечо, что дальше от вас.

В таком положении купание должно быть непродолжительным, пару минут, так как это небезопасно.

При подмывании под краном ребенка держат животиком кверху, расположив себе на предплечье (малышей самого ранее возраста). Держать ребенка также, как при купании, зафиксировав рукой его плечо. Другой рукой подмывать в направлении с переда назад, к попе. Особенно это важно для девочек.

Если малыш уже не помещается у вас на предплечье, он уже немного подрос, можно расположить его лицом вниз. При этом, рукой обхватить тело под мышками, малыш может взяться ручками за вашу руку, которая его держит. Свободной рукой его подмывают в том же направлении – с переда назад.

6. Безопасность на руках

Теперь поговорим о том, как нельзя держать новорожденного. Дорогие родители, бабушки с дедушками и остальные окружающие новорожденного, всегда обращайтесь с ребенком бережно и ловко. Помните, он еще очень слаб, и его косточки могут деформироваться от неправильного расположения на ваших руках продолжительное время.

Если брать на руки или носить новорожденного неправильно, можно спровоцировать:

  • вывих или растяжение суставов, связок (если тянуть за ручки или ножки);
  • смещение позвонков (если начинать садить раньше 6 месяцев или не поддерживать голову);
  • деформировать или травмировать ребра (если носить наперекос или сильно прижимать ребенка к себе).

Если вы носите ребенка в полусидячем положении, обязательно фиксируйте его тело, обхватив рукой под мышками, легко прижав к себе. Попа при этом располагается у вас на коленях или вы придерживаете другой рукой ножки, сведенные вместе стопами, как бы сидя в позе лотоса. Чем младше ребенок, тем короче должно быть время его пребывания в таких позициях. Начинать можно со второго месяца рождения, по 5 минут в день. Когда носите ребенка на руках в горизонтальном положении следите за тем, чтобы ножки и ручки не висели.

Ношение младенца в слинге тоже должно быть осторожным. Младенцев от рождения можно носить только в слинге-шарфе, где он лежит горизонтально. От 3-4 месяцев можно практиковать май-слинг, где малыш сидит подвязанный к маме с разведенными в стороны ножками. Нельзя, чтобы головка ребенка до 4 месяцев была без поддержки:

Дорогие родители, будьте осторожны со своими детками, но и не бойтесь брать их на руки, почаще носить и общаться с ними, для них это очень важно.

Чтобы лучше понять, как все-таки правильно держать малыша, можете посмотреть это видео:

До скорого свидания и не забывайте подписываться на наши обновления.

2016-04-19

maminyzaboty.com


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]