Как научить детей рисовать


Советы как научить ребенка красиво рисовать

Природа одаривает каждое дитя творческим началом. Но чтобы его разглядеть и развивать по мере взросления малыша, не обязательно с ранних лет покупать ему дорогостоящие игровые наборы и учебные центры. Один из доступнейших видов творчества, которыми можно увлечь кроху, – научить его рисовать.

Занятия рисованием благотворно влияют на развитие мелкой моторики карапузов, дисциплинируют юных художников, воспитывают эстетический вкус и правильное восприятие окружающего мира, а главное, помогают им раскрывать свое «Я» и воплощать в малеванье свои фантазии.

Напрасно некоторые взрослые откладывают развитие умения их ребенка рисовать до момента, когда он перестанет тянуть все в рот. Еще до достижения ребенком первого года жизни можете смело предлагать ему пальчиковые краски и ватман и далее поэтапно переходить на новые уровни. Для детей живописание яркими цветами – море радости и новых впечатлений.

Творим с малышами до 2 лет

Уроки рисования следует проводить поэтапно с самого начала. Как только малышу наскучат первые опыты создания незамысловатых узоров в технике «Свободного творчества детей», предложите ему ставить кончиками пальцев на бумаге точки или полоски, а также делать отпечатки ладошек и ступней. На дальнейших занятиях помогите ребенку на основе того, что он уже знает, создавать целые картины. Развитие ассоциативного мышления стимулирует образную память малышей.

В течение первого и второго года малыша попробуйте на ваших уроках и другие рисования красками:

  • «Мокрый стиль»: опустите лист бумаги в воду на 2 секунды, положите его на поднос и разрешите малышу рисовать на листе акварелью. При этом цвета будут растекаться и смешиваться, создавая причудливые узоры.
  • «Волшебная губка»: небольшую губку макают в гуашь, слегка отжимают и оставляют на листе А3 отпечаток. Из поролона можно для детей вырезать различные фигурки: прямоугольник, треугольник, круг, цветочек и др. Сначала ребенок может просто ставить отпечатки, а затем – придумывать целые композиции. Такие штампы – замечательное средство для занимательного творчества маленького человека.
  • «Трафарет»: существуют готовые трафареты для создания простых крупных изображений, но такие же мама и папа могут изготовить сами, вырезав фигуры из бумаги.

Чтобы малышу не надоедало создавать шедевры, разжигайте его интерес разнообразными способами, например:

  • Сшейте маленькому художнику фартушек и нарукавники. Сколько бы ни было ему лет, он начнет воспринимать свои моменты творчества как нечто важное, сам будет брать необходимые принадлежности и внимать каждому вашему слову.
  • Удивите малыша, которому исполнилось 2 года, тем, как образуются новые цвета и оттенки путем смешивания разных красок, и позвольте ему самому поэкспериментировать.
  • Постепенно знакомьте ребенка с иными принадлежностями для творчества. Если малыш уже умело орудует ложкой, покажите ему, как рисовать пальчиковыми кистями, дайте кисточки для красок, палитру, позже карандаш и фломастеры и расскажите, как ими пользоваться.

Учим живописи детей в 3-4 года

Поэтапно обучают и умению рисовать карандашом или ручкой:

1) Для первых занятий подберите для ребенка мягкий грифель, след от которого остается при слабом нажиме. Покажите ему, как следует держать карандаш. Взрослый должен контролировать развитие навыка у ребенка правильно удерживать инструмент.

2) Сначала важно научить детей рисовать четкие, ровные, уверенные линии. К следующему этапу можно переходить, когда маленькая ручка не будет дрожать, а нарисованная линия будет одной толщины по всей длине. Посмотрите, как художник обучает таким базовым умениям деток:

3) Купите малышу тетрадь для обвода фигур и рисунков. Возьмите его за кисть, чтобы помочь нарисовать по штрихам его первые линии и фигуры. Позже позвольте ему самому повторить образец или завершить пунктирное изображение.

4) Со временем придет черед осваивать простые геометрические рисунки. Покажите ребенку, как можно поэтапно преобразовать знакомые фигуры в некое изображение, например, из круга сделать солнышко.

5) После дайте ему задание что-нибудь нарисовать, используя определенные фигуры (паровоз из прямоугольников и кругов, дом из квадрата и треугольника, снеговика из трех кругов, бабочку из круга и овалов и т.п.). Открывая для себя удивительный мир творчества, ребенок шаг за шагом научится творить прекрасное, а развитие его способностей станет стимулом для новых открытий.

6) Используйте печатные или электронные пошаговые руководства. Малыш научится с вами поэтапно рисовать животных, персонажей мультфильмов и других героев.

Используя инструкции, разработанные для детей и взрослых, можно изображать и людей, добавляя детали поэтапно. Вот, к примеру, как научить ребенка рисовать человека:

Стоит отметить, что банальное перерисовывание определенного изображения нивелирует развитие воображение и творчества юного создания. Тогда как научить ребенка рисовать человека, птиц и животных и прочие реальные предметы иным способом без этих азов? Попробуйте метод рисования с помощью цифр. Такое под силу обычно ребятам лет четырех-пяти.

Математика и художество детей 5 лет

Ваш ребенок усердно готовится к школе и уже овладевает техникой написания цифр, а возможно, он уже освоил это мастерство еще в 4 года, благодаря семье. В любом случае, такое умение пригодится, чтобы превращать цифры в рисунки, поэтапно добавляя к ним детали.

Как научить ребенка рисовать с помощью цифр животных подскажут схемы, поданные ниже.

Все приемы обучения рисованию малышей от 0 до 5 лет хороши. Неважно, будете вы следовать определенной методике раннего развития творческих способностей малыша или разработаете индивидуальную программу для ребенка, главное, чтобы ваши занятия были интересными и разнообразными.

Как избавиться от послеродового геморроя?

  1. По статистике у каждой «беремешки» со второго триместра возрастает риск развития неприятного заболевания.
  2. Геморроем болеет половина беременных, заболевание развивается быстро и чаще всего женщины лечат уже последствия, а не делают профилактику.
  3. По статистике, половина больных – это люди в возрасте 21-30 лет, в самом расцвете. Еще треть (26-30%) – в возрасте 31-40 лет.
  4. Врачи рекомендуют вовремя лечить геморрой, а также проводить его профилактику, не запускать болезнь и быть внимательными к своему здоровью.

Но эффективное средство от геморроя есть! Перейдите по ссылке и узнайте, как Анна избавилась от недуга…

RazvitieMalysha.ru

Как научить ребенка рисовать. Советы художников, педагогов и родителей

«День рождения Жирафа». Рисунок Сони Даниловой, 5 лет

В последнее время я часто задаюсь вопросом — а стоит ли обучать ребенка рисованию? Вопрос возник как реакция на рисунки моей дочки, выполненные по заданию учителя рисования под его руководством. Меня расстроила шаблонность рисунка и явная помощь педагога, если не сказать навязчивая помощь. Я стала исследовать этот вопрос в себе и вокруг, общаясь с детьми и родителями, с учителями и свободными художниками, и, прежде всего, глядя на рисунки моей дочери Сони и знакомых детей.

«Антарктида зимой» 🙂 Рисунок Сони Даниловой, 5 лет

Сразу скажу, что Соня производит в день около 10 рисунков. Рисует она быстро и увлеченно. Сюжеты ее каждодневного рисовального конвеера — животные, принцессы и природа. Время от времени, она создает целые цветные миры на листе бумаги. Когда бумаги под рукой нет, в ход идут стены, документы, простыни и прочие удобные для рисования вещи. Никакая логика и угрозы от порчи имущества не спасают. С самого раннего возраста и до сегодняшнего дня рисование — единственная постоянная деятельность в домашних условиях.

«Цветочная поляна». Рисунок Сони Даниловой, 5 лет

Рисование и море, море и рисование. На вопрос, что ей нравится больше, нырять или рисовать, Соня ответила, что конечно рисовать. Хотя парить под водой она просто обожает 🙂

«Зеленая рыба» или «Морское пространство». Соня Данилова, 5 лет

Именно потому что мой малыш так любит рисовать, я решила разобраться в этом вопросе и собрать в одном посте видения и советы тех художников и педагогов, у которых растут замечательные дети.

Так вот, что же я выяснила для себя на тему детского рисования. Прежде всего, я четко усвоила, что научить рисовать можно только ребенка, который уже сам рисует. Если малыш не желает рисовать или не любит этого делать, то лучше не настаивать. Можно попробовать увлечь ребенка, рисуя самому. Часто это срабатывает наилучшим образом.

«Дождливое лето». Соня Данилова, 5 лет

Когда ребенок уже способен учиться, он схватывает технику на лету от рисующего взрослого или просто великолепно занимается плагиатом у сверстников. Если поощрять его самостоятельный поиск формы и цвета, без оглядки на друзей, то есть надежда развить таллант, в ином случае, ребенок будет развивать только технические навыки рисования. Создание уютного творческого уголка в вашем доме способствует тому, что вместо мультиков, малыш принесет вам проект дома его мечты или рисунок фруктовой лавки, где продавцы — дети 🙂 У детей бывают такие замечательные идеи!

«Влюбленные птички». Соня Данилова, 5 лет

Аккуратнее с трафаретами, раскрассками и фломастерами! Они часто подменяют ребенку естественный рисунок. Облегчают задачи, притупляют восприятие цвета и формы. Прекрасной альтернативой будут краски (акварель, гуашь), цветные карандаши. Но не торопитесь с количеством цветов. 6 цветов для начала более чем достаточно. В идеале, с каждым цветом малыш должен познакомиться тщательно и неспешно. Приведу пример, возьмем желтый цвет. Вот желтый карандаш, он рисует так, а вот краска, у нее другая фактура, а вот желтый теплый песок, с ним так приятно повозиться на желтом солнышке. А желтый вкусный банан, а желтый цветок… как он пахнет. Смысл в том, чтобы сделать цвет как объемным, предметным, так и абстрактным понятием одновременно. Чтобы малыш его сначала прочувствовал, познал на вкус и запах, тактильно и визуально, чтобы он запомнил звук этого цвета, произнеся его вместе с мамой. Жел-тый… В английском языке для процесса познания цвета есть замечательное выражение — «experience the colour».

Маша Васильева, художник, педагог, топ-стилист по волосам, мама Алисы и Лады

Детское творчество. Рисование

«Если ребенок много отдается какой-то деятельности, то ему нужно в ней углубляться. И эту ситуацию может создать взрослый. Возьмем рисование. Представим себе объем физической энергии, потраченной на 10 рисунков и объем сознания, который задействуется в ходе этой деятельности. Я имею в виду включенность и управление инструментами сознания: воля, устойчивое внимание, образное мышление, концентрация, восприятие. А теперь представляем 2-3 рисунка, которые полностью задействовали тот же объем физической энергии малыша. За счет расширения задействованного поля сознания. То есть наша задача переводить физическую энергию деятельности в выстраивание структуры сознания. Это и будет развитием. Учить не обязательно, а создавать пространство творчества необходимо! Глубокое. Разное. Предлагать ему по разному подходить к рисованию, играть в рисование. Телесно: рисовать с закрытыми глазами, или с открытыми в темноте, под музыку, левой рукой, двумя одновременно. Визуальное восприятие: с натуры, по памяти или по представлению.Образное мышление, воображение: задавать задачки — нарисовать то, чего нет, или чего нет, но было раньше или будет потом. Зверя, который живет под землей, но умеет плавать или летать. Воля: нарисовать картину для подарка или картину нашей жизни или портрет семьи, чтобы она целый год нас радовала на стене — за счет важности ребенок всю волю собирает и очень старается. Концентрация: нарисовать все чешуйки на рыбке, чтоб она была как живая. Ну и конечно хорошие материалы, большие листы, толстые кисти, которыми за один вздох можно закрасить полнеба. Чувства очень быстра сменяются. Инструменты должны поспевать. Маленький ребенок познаёт чувства с помощью пятен цвета, ритма. Нужно все яркое и широкое.

Детское творчество. Рисование

После 7-8 лет можно работать более тонкими инструментами, но не фломастерами. Они не дают чувствам развернуться. Превращают рисование, творение в описание. Фломастеры после 14 лет, когда художник знает , что он чувствует, осознает, знает как он это будет реализовывать. Сознание уже соединено с чувствами и делами. Знаете, почему дети перестают рисовать? Они не знают как вместить расширяющееся сознание в рисование. Мы не даем им сложных техник, инструментов, стилей. Тут надо не учить а предлагать, давать возможность, показывать, переключать внимание. Очень важно видеть своего ребенка на предмет особенностей сознания, темперамента, ведь в художественной деятельности, в игре мы можем, понимая задачи его развития, предложить ему те задания, которые включат дремлющие области сознания, гармонизируют его на благо всей будущей жизни! Это глубокое родительское творчество слушать и знать что сейчас сделать — выбежать на 5 минут на улицу, а потом порисовать, или послушать музыку и потанцевать до упаду, а потом рисовать в полной тишине, или щекотаться и обниматься, или купаться, или прочитать волнующий рассказ или молчать 1 час. Попробуйте все. Радостного всем творчества!

Рисунок Дуси, 7 лет

Ольга Культенко — мама Арины (4 года) и Маши (2 месяца), организатор Студии творчества «Чудо дерево», семейный фотограф, художница

chudoderevo.com,  жж — durida.livejournal.com.

«Как организатора детской студии и увлеченной искусством маму, меня очень интересует вопрос детского творчества. Я бы не обратила на него внимания, если бы не мои дети. Наблюдаю за своей дочкой (ей 4 года), за детьми, которые занимаются в моей студии, изучаю вопрос — многие вещи становятся понятнее, но и новые вопросы тоже возникают.

Что важнее? Казалось бы, чего мне стоит начать учить свою дочку рисованию? Ведь за плечами художественное образование и практика. Ответ простой — сейчас не время, не вижу в этом реальной пользы для нее, не подошел возраст. Что для меня важнее, чтобы она каким-то правильным образом (а какой он — правильный?) рисовала навязанные взрослым формы, то есть дублировала их из рисунка в рисунок (а это так и происходит повсеместно) и умело оперировала цветами и материалами (а как это — умело?) или выражала в своих рисунках свои реальные впечатления и умения, фантазии, страхи и радости? Конечно, второе. Оно связано с ее взрослением, внутренним миром, нарастающей способностью вживания в эту действительность. Почувствуйте разницу, осознайте ее — повторять из рисунка в рисунок навязанные взрослым миром якобы правильные шаблоны или выражать в творчестве себя, искать себя, учиться воплощать фантазии и впечатления? Что для ребенка важнее? Для того ребенка, который начал жить и который еще не пришел к осознанному желанию (вкупе со своими возможностями) учиться рисовать.

К слову о лошадях

Научить ребенка рисовать невозможно. Научить — конечная точка в развитии. Подразумевается, что научен, дальше — все уже умеет, стремиться некуда. Интересно, считал ли маэстро Ван Гог, что научился рисовать? Не знаю, но знаю точно — он всю жизнь учился рисовать. А с позиции художника-реалиста-академиста? Умел ли Ван Гог, допустим, рисовать лошадь? Посмотрите, разве это лошадь? Мазня какая-то, скажет кто-то. Меж тем эти лошади вышли из-под пера известных художников, чьи имена занесены в историю, Ван Гога и Франца Марка.

Портрет лошади

Все относительно. И что значит уметь рисовать? Лошадь, человека, пейзаж? А если с точки зрения всех законов цвета-света-формы лошадь нарисована безукоризненно, но не находит отзвука в душе зрителя, она правильно нарисована? Или… три росчерка передают форму бегущего коня, и от этой картины захватывает дух. Коня нет, а ощущение от коня есть! Что думать? И кто тогда мастер? И что вообще такое искусство? Хорошие вопросы, стоит искать ответы на них. Вдумчивому родителю.

Позволю себе повторить следующий пример. Для сравнения. Вот одна из схем рисования лошади (именно схема, иначе не назовешь) из заурядного учебника по рисованию для детей. Сто человек по этой схеме нарисуют сто похожих лошадей. А смысл? Где здесь художественность, оригинальность, чувство? Творчество, в конце концов? Этого нет, есть схема.

А вот рисунок лошади трехлетнего ребенка. Так он чувствовал идею лошади на тот момент. Для меня разница очевидна. И предпочтение свое я отдам второму рисунку.

Рисунок лошади, Арина 3 года

Когда начинать?

Научить рисовать невозможно. Учить — да, пожалуй. А когда начинать? Вот ребенок родился. Вы его сразу учите буквы писать, книги читать? Все постепенно. Ребенок в два года или раньше еще только делает первые попытки оставлять следы на бумаге. До того времени, когда он будет готов к постижению изобразительной грамоты, должно пройти какое-то время его проникновения, приближения к миру искусства, осознанного творчества. Постепенно. Природа мудра. Этапы развития каждого ребенка проходят плавно, в неразрывной связи с его, ребенкиными, ритмами. Будем торопить процесс, вмешиваться — упустим что-то ценное, навяжем лишнее, а то и вовсе отвратим от предмета.

Дети впитывают мир как губка. Это мы выделяем из реальности искусство, красивость, а они нет. Если мы со своими взрослыми мерками (которые у нас далеко не идеальны) подойдем к ребенку и будем требовать от него что-то в связи с нашим представлением, он не поймет. У настойчивых родителей ребенок «поймет», сделает так, как от него требуют. Чтобы отвязались. При постоянной практике он так и привыкнет делать то, что от него ожидают (не только в творчестве, увы), забыв о своих внутренних мирах, которыми он бы мог поделиться со взрослыми. Творческая воля засыпает под настойчивым напором заботливых родителей или преподавателей.

Не просто рисунки

До трех-четырех лет ребенок изучает. Все, что попадет в поле его зрения. Он оставляет следы ладошками, испачканными в краске, рисует на себе, обоях. Потом с помощью кисточек, карандашами, мелками. Он готов повторять одно и то же действие много раз. Радуется пятнам, линиям. Ведь это он, сам! делает. Позже он изгибает линию. Получается округлость. Простые формы. Потом ребенок рисует человечка. Позже обнаруживает, что голова — не просто овал, в нем хорошо бы пометить глазки, ротик. И вот уже человечек улыбается. Позже на нем появится одежда, на листе вырастет дом, деревья распустятся… Отношение к искусству это имеет опосредованное. Ребенок не просто рисует. Он учится так воспринимать и проживать мир. Важные, незаменимые внутренние процессы. С каждым рисунком ребенок что-то открывает. И как растет у него от этого процесса творческая мышца, сознание. Уверенность в себе. Он подумал — нарисовал. Взрослые приняли. Он смог, он принят, понят. И так шаг за шагом. Понаблюдайте. Вы откроете для себя, что творчество для ребенка — неотъемлемая часть его взросления и повседневной жизни. Вы увидите, что это не просто картинки — это визуальный язык, которым овладевает ребенок. Его индивидуальность, самобытность.

Рисунок дерева, Арина 3 года 8 мес

Занимаясь творчеством, дети обретают большую уверенность в своих силах. Если у ребенка под рукой есть разнообразные материалы (краски, карандаши, цветная бумага, пластилин, глина), его занятия будут соответствовать его психическому возрасту, результат задан не будет, чтобы ребенок смог проявить свою творческую волю, то он будет одерживать маленькие победы, ощущать гордость за свои успехи, тем самым обретая уверенность в себе.

Ребенок учится выражать свои мысли, чувства. Разве этому можно научить? Свои мысли он учится выражать своим методом, как умеет. Отсюда — такое прекрасное разнообразие детских рисованных миров. Неповторимых. Дети обнаруживают, что созданные ими рисунки способны передавать другим разные мысли и привлекать внимание со стороны взрослого. Так у ребенка формируется зрительное восприятие, визуальное мышление. Дети рисующие со временем и замечают больше, и лучше понимают увиденное.

Дом, рисунок Арины 3 г. 8 мес

Речь не способна передать весь спектр внутреннего переживания, затаенных образов, невысказанной печали. Наблюдающий родитель с силах это заметить, оценить и помочь своему ребенку свободно творить. Направить, если надо, вдохновить. О пользе творчества для становления базовых основ в мировосприятии можно много говорить. Не равнодушный родитель будет искать информацию об этом, чтобы понимать, что делать, чтобы ребенок занимался творчеством.

О грустном

А теперь давайте задумаемся о том, что происходит, когда ребенка в его нежном возрасте первых открытий начинают вдруг учить. Чему? Рисовать. То есть такую часть детства, как свободное творчество, мы пытаемся упихнуть во взрослую схему — уметь рисовать. Чтобы ребенок что? Нарисовал цыпленка как надо, в форме овалов? Вместо того чуда, которое он бы изобразил в соответствии со своими наблюдениями и умениями. Что ценнее? И кто учить будет? Преподаватель, который сам не рисует в жизни, а знает лишь методику? Я бы таких преподавателей сторонилась. Чему учить? Схеме петуха, схеме домика, схеме цветка, пейзажа? Так и учат. Меня подобным образом учили в детском саду. Тоска зеленая. Схематичный мир вместо живого, самобытного, красочного. Как по схемам понять, что чувствует ребенок? А ведь он так и привыкает. Рисовать на заданные темы. Сложнее потом отойти от заданных тем, вырваться из них. Я уже писала, но повторюсь. Одна женщина, методист и руководитель художественной школы, как-то в разговоре заметила, что лучше бы детей вообще никак не учили рисовать, чем так, как сейчас учат в садах и школах, кружках. Так трудно потом бороться с этими шаблонами. Сейчас у нас в стране нет нормальной методики по творческим занятиям для садиков и школ, в которой бы гармонично сплетались и обучение навыкам и развитие творчества. Есть, о чем задуматься.

13 способов мочь

Уверена, внимательный родитель может дать своему ребенку гораздо больше, чем не очень талантливый педагог. Соглашусь, бывают потрясающие учителя, у которых занятия — праздник для ребенка, череда открытий. Но такого стоит поискать. Это большая редкость.

Если взрослый не рисует и вообще не знает, как поддержать свободное творчество в жизни ребенка? Что тогда делать, как быть? Я верю, что вы наверняка можете:

— порадоваться вместе с ребенком его рисункам, его творческим находкам

— воздержаться от критики «не похоже, что за мазня, ерунда какая-то, ничего не понятно»

— одобрить любую попытку ребенка рисовать, даже если вас не устраивает, как ребенок рисует (скорее всего, вы просто не понимаете, что и почему изобразил юный творец)

— сделать доступными для ребенка краски, карандаши, пластилин, чтобы они лежали на открытом месте, не в антресолях или глухих шкафах

— не настаивать на том, чтобы ребенок сел порисовать (творческие искорки от такой настойчивости гаснут)

— не лезть в листок ребенка, советуя, где и что изобразить (ведь вам не приятно, когда в ваше личное пространство бесцеремонно вторгаются и командуют?)

— собирать работы ребенка в папку и бережно хранить, не выбрасывая все это при нем в ведро

— вместе гуляя, наблюдать за изменениями в природе, как у собаки уши смешно торчат, какая интересная шляпа на дяде

— сесть и порисовать со своим дитем, как умеете, а потом слепить то, что нарисовали, сказку вместе разыграть- вместе с ребенком рассматривать картины художников, в книгах и музеях, разговаривать об искусстве

— обойти вниманием странные методики о желтом цвете. К чему надуманные ограничения? Желтый не сам по себе хорош, он в сочетании с другими цветами познается. А фломастеры чем пугают? Они оставляют на бумаге четкий след, для ребенка это может быть важным. Не в ограничениях ценность, а в том, что ребенок может сесть и свободно выразить то, что хочет. Для этого он выбирает инструменты, которые ему в данный момент приглянулись. Терпеть не могу цветные карандаши. С детства. Хоть ими и рисовала. Парадокс.

— пробовать творить самим. Хотите, чтобы ребенок рисовал, садитесь и рисуйте. Или лепите. Завидно ему станет, тоже захочет. а вам понравится. Еще и слеза прошибет от того, что столько времени не позволяли себе прикоснуться к творчеству, думая, что это удел избранных.

— отталкиваться от ребенка. Всегда. Ни ваши домыслы, желания и потребности, ни тем более методики не могут решить за ребенка как и что ему творить. Наблюдайте за своим ребенком, учитесь чувствовать его потребности и желания, куда он сам ведет. И откликайтесь на это. Это важно.

Соне, я думаю, не так надо сейчас к кому-то ходить рисовать, она самодостаточна в этом. Но конечно, если прямо препод суперский тогда да, а если такого нет, пусть себе на радость дома рисует. Если сюжеты повторяются, можно пробовать вдохновлять расширять их. Не просто принцесса, а в каком замке живнт? А карета у нее какая, а принц. Сказку рассказать, где принцесса эта села на корабль и поплыла на чудоостров. Ну в общем, географию рисунка расширять, чтобы развитие было дальше от принцессы (это я про те сюжеты, которые повторяются и есть ощущение, что неплохо бы задать им какое-то развитие). Слепить еще клево принцессу, и домик ей, и кровать.»

Читайте так же Интервью с Ольгой Культенко для Blogomama.com

Юля Чернова, художник по гримму в кино и театре Стаса Намина, мама Николь, 5 лет:

Детское творчество. Рисование

Николь все время со мной на работе и она постоянно учится у меня искусству грима. Ей очень нравится рисовать на лице и теле, еще она увлекается ведическими сюжетами, особенно всем, что связано с Кришной.

Галлактики во рту у Кришны

Николь ходит в детский сад с художественно-эстетическим уклоном. Но в детском саду у них творческие задания, а не свободное творчество. Поэтому ее работы в детском саду очень похожи на работы других деток, боллее шаблонны, а когда она рисует сама, то проявляет буйство фантазии и видит вещи под неожиданным углом

Работы из детсада с художественным уклоном

Хоть я и художник, я не преподаю своей дочери каноны рисования. Считаю, что живя в творческой театральной среде, ее обучение происходит органично. Я не против классического художественного образования, но сейчас в этом нет никакого смысла. Если я пытаюсь поправить ее работы, подсказать, направить, то она активно протестует и говорит, что она знает сама. Например, если у человечка 2 ноги смотрят в одну сторону.

«На вольном ветре» как-то лучше рисуется. Я сама предпочитаю два стиля в живописи «наивный» и «абстрактный», это очень живо и по-настоящему. Детские рисунки меня радуют своей непосредственностью и неканоничностью. После театрально-художественного училища, где я нарисовала за 4 года немало натюрмортов, с меня довольно, натюрморты я больше не рисую. Хочется, чтобы Николь рисовала  в удовольствие, а не по необходимости.

Корова, рисунок Николь, 5 лет

blogomama.com

Как научить ребенка рисовать детей в дошкольном возрасте

Дорогие родители, помните первые «портреты», которые с гордостью демонстрировали ваши дети? Ничего схожего с реальным объектом, но малыш гордо заявлял: "Это Я!" Такие шедевры нужно хвалить, несмотря ни на что. Вкладывать в семейный альбом, вешать на стену, поощряя ребенка к дальнейшим подвигам. Но по мере роста и развития юного художника встает вопрос о том, как научить ребенка рисовать детей так, чтобы было понятно, кто изображен.

С какого возраста стоит приступать к занятиям?

Строгих рамок не существует, начиная с шести месяцев, можно предлагать ребенку толстые маркеры и бумагу. Но стоит понять сразу: в возрасте от года до трех лет еще не идет речь о целенаправленных занятиях, с определенным планом и фиксированной длительностью. Оставляйте карандаши и бумагу на виду, пробуйте рисовать для своего малыша, наверняка это его заинтересует.

Даже двухлетний малыш еще не способен изобразить целостную, ясную картинку. Это еще пока абстрактные изображения, пятна и черточки. Они выполняют важную функцию - готовят руку к письму. Обычно процесс рисования не затягивается дольше 5 минут, будьте готовы к этому и не настаивайте. Уже после трех лет можно начинать короткие обучающие занятия, так как научить ребенка рисовать детей без подготовки не получится.

Краски, карандаши, фломастеры - что покупать?

Разнообразие канцелярских товаров сегодня просто поражает. После трех лет у ребенка уже достаточно хорошо развита моторика, чтобы держать карандаш и кисть, обводить контур. Он знаком с основными цветами. Лучше всего приобрести всего понемногу: карандаши и гуашь, акварель и восковые мелки. Причем не торопитесь покупать дорогие наборы с множеством оттенков. Шести цветов более чем достаточно.

Предварительные занятия лучше начать со знакомства с радугой. Дайте время подружиться с каждым волшебным цветом. Например, первый день - знакомство с красным. Возьмите гуашь, карандаш, цветную бумагу (розовую, бордовую, алую). Нарисуйте закат, красивый мухомор, сделайте объемную дорожку. Пальчиками с помощью краски изобразите большие маки, попробуйте вместе с ребенком почувствовать этот цвет. Такая работа пробуждает интерес к будущему творчеству, уроки рисования уже не кажутся скучными, ведь они открывают такой потрясающий мир.

Как занятие превратить в приключение

В первую очередь забудьте о схемах. Обычно если взрослый задумывается, как научить ребенка рисовать детей, он отталкивается от своих штампов: надо круг, овал, черточки и точки, а еще треугольную юбку и шевелюру сверху - и начинаются советы. Возьмите руку ребенка своей рукой и покажите ему, как надо. Задать готовую программу, схему - это еще не значит научить творить.

Наглядность, конечно, нужна, но лучше использовать маленькие пластиковые фигурки человечков. Пусть малыш изобразит свой мир, а потом вы заселите в него маленьких жителей, которых ждут незабываемые приключения. В следующий раз ребенок попытается запечатлеть их на бумаге самостоятельно, пусть даже их будут представлять разноцветные закорючки. Не забывайте хвалить малыша и бережно хранить его произведения.

Продолжаем творить

Вашему ребенку исполнилось три года, но мир, изображаемый на бумаге, - это все та же мазня. Единственное кардинальное отличие - большой интерес к окружностям. Именно в этом возрасте рисунок может представлять собой целый клубок из повторяющихся кружков в виде спирали или наползающих друг на друга. Рисуя круг, ребенок приходит к тому, что он похож на голову, и начинает дополнять ее различными деталями. С этого момента тема человека становится самой актуальной.

Согласно мнению психологов, изучающих периодизацию развития ребенка, вплоть до 4 лет он будет рисовать «головоногов», то есть кружок, изображающий сразу голову и туловище, с некоторым количеством ответвлений. Это и является нормальным рисунком человечка (себя, сверстника, другого ребенка) для этого конкретного возраста.

Взрослые часто торопят естественные процессы. Родители, задающиеся вопросом о том, как научить ребенка рисовать детей, малышу могут подсунуть готовую схему задолго до того, как придет время. Хорошо это или плохо? Это приучает жить по готовым шаблонам и убивает творческую жилку.

Лучший способ того, как научить ребенка рисовать с 3 лет, это обеспечить ему постоянный доступ к пластилину, краскам и карандашам. Причем выбор материалов должен быть за ребенком. Второй момент - внимательность и чуткость, нужно уметь похвалить и поддержать, побыть рядом и поучаствовать в создании очередного шедевра. Здесь нет хорошего или плохого, правильного или неправильного, главное - это положительный настрой и удовольствие от выполняемой деятельности. И третье правило - больше рассматривайте с ребенком книги с картинками, чтобы у него сформировался свой образ человека.

Картины краской

Здесь раскрывается целый мир, яркий и загадочный, но если до трех лет малышу разрешено просто пробовать и смотреть на результат, то после трех уже есть некоторые правила, которые ребенок должен учитывать. Для каждой краски должна быть своя кисточка, и в чужой «домик» ей заходить нельзя. Если вы рисуете пальчиками, то каждый из них отвечает за один цвет, появляющийся на бумаге. Освоение этих правил требует времени, а взамен дает возможность использовать дорогостоящую гуашь достаточно долго. Чем раньше вы начали подобные занятия, тем веселее они будут проходить потом, когда накопится некоторый опыт.

Вопрос о том, как научить ребенка рисовать красками, скорее адресован родительскому желанию и терпению. Но запомните, что сразу нарисовать картину ни у кого не получится. Начинайте с малого, например, точками изобразить яблоки на готовом дереве. Потом можно подключить второй цвет - одним пальчиком, одной краской рисуем кустик, другой - добавляем ягодку. Постепенно усложняйте задачу, предлагайте раскрасить картинку, состоящую из большого количества деталей.

Помните сказку про Незнайку? Именно в красках можно попробовать создать иллюстрацию с изображением маленьких человечков среди больших растений и цветов.

Ребенок стал на год старше

Сыну или дочери уже 4? Это возраст, когда невероятно расширяется кругозор, маленький человек сравнивает, анализирует и тянется к знаниям. Меняется и способ изображения, теперь, когда ребенок рисует детей, он использует примитивную схему, самостоятельно выработанную или подсказанную взрослыми.

Уже можно и нужно объяснить, что у человечка есть не только голова и ручки, а еще и туловище. Обратите внимание малыша на его собственное отражение в зеркале. Это быстро найдет выражение в рисунке, но плавности линий пока добиться еще невозможно. Все отдельные детали: руки, ноги, голова - изображаются приклеенными друг к другу. Нарушенными бывают и формы (квадратное туловище, которое меньше головы), но это является возрастной нормой.

В мире красок живет не только человек, а еще целый мир различных образов. Не знаете, как научить ребенка рисовать в 4 года? Покажите ему пример, начните рисовать вместе с ним. Увлекателен процесс творчества на одном большом ватмане. Предложите создать картину, которая не содержит образов, а состоит только из разных цветов, дети обожают смешивать оттенки и наблюдать, как стираются границы между ними. Обратите его внимание на красоту окружающего мира.

Мама, папа, я

В этом возрасте часто дети хотят изобразить самих себя и свою семью. Думаете, как научить ребенка рисовать человека? Нет ничего проще - дайте ему на вооружение геометрические фигуры. Сначала вырезанные из бумаги, чтобы из них можно было сложить картину, потом ребенок может попробовать их обвести, а уже после этого создать собственного человека, с более плавными линиями. Чем старше будет становиться малыш, тем лучше у него это будет получаться.

Ребенок-дошкольник

Если до сих пор вы не пробовали рисовать, то самое время начать. Начиная с пяти лет, ребенок уже способен чувствовать вертикаль и горизонталь, поэтому человек получается ровным, а не заваливающимся на стороны. Малыш быстро усвоит пропорции человеческого тела, поэтому можете аккуратно структурировать рисунок.

Творчество не ограничено рисованием человека. Подумайте, что интересно детям, и вы поймете, как научить ребенка рисовать. 5 лет - уже не тот возраст, когда можно дать первую попавшуюся раскраску, нужна мотивация. Например, прочитав сказку про гусеницу, предложите нарисовать ее приключения. Рядок овалов с рожками, большой кружок - вот ваша путешественница и ее яблоко готовы. А много квадратиков - это уже город, в котором вы живете. Покрасьте их в темный цвет и наклейте окна из фольги, вот уже спустилась ночь, и взошли звезды. Именно живые, изменяющиеся картины могут заинтересовать детей в этом возрасте.

Подведем итоги

Научить ребенка рисовать человека несложно, просто не забывайте про периоды развития и учитывайте возможности малыша. Творчество должно быть живым, поэтому используйте разные техники и материалы: цвета и фактуры (прозрачная акварель или густая гуашь), разные поверхности, рисование на сухой и мокрой, простой и гофрированной бумаге, использование пальцев, губки, кисточки, ватного диска, перышка или палочки (в случае нанесения изображения на воду). Это придаст каждому занятию элемент новизны.

fb.ru

Как научить ребенка рисовать

Приходит время, когда каждый из родителей задумывается над тем, как научить ребенка рисовать, лепить, пользоваться ножницами и клеем. Эти развивающие занятия позволяют сосредотачивать внимание малыша, развивать память и моторику. Уроки творчества очень важны для детей, ведь очень важно вовремя заметить и не упустить, если в ребенке заложены скрытые таланты.

Как и любое обучение – занятия рисованием должны проходить весело, в игровой непринужденной форме. Но как научить малыша рисовать, если мама не умет этого? Как сделать так, чтобы крохе стало интересно создавать что-то новое и необычное?

Когда нужно начинать учить ребенка рисованию?

Все дети, как открытые чистые листы перед нами, и выбирать, как и когда развивать в них способности, – в наших руках. Обучать и познавать ребенка, ища в нем таланты, никогда не бывает рано, а поэтому, показывая ему с младенчества красивые книги с яркими картинками, мы уже приучаем его к удивительному миру изобразительного искусства.

Обучить ребенка рисовать в 2 года нужно начинать со знакомства его с предметами, которыми он сможет это делать. Как только малыш в состоянии не просто держать в руках ложку или игрушку, но и стремиться управлять ею, можно впервые предложить ему карандаш и лист бумаги. Первые познавательные уроки обязательно проводите вместе, ведь, скорее всего, вам придется учить нестандартным приемам и технике рисования.

Приготовьтесь к тому, что обучение будет проходить долго, а поэтому вам нужно запастись терпением и проявить максимум внимания и заботы. Это обусловлено тем, что в первые два года жизни большая часть детей одинаково пользуются, как правой, так и левой рукой. Ребенок категорически не будет хотеть держать карандаш правильно, все время перекладывая его, как ему это удобно. К тому же, в возрасте двух лет моторика еще не позволит крохе управлять карандашом при помощи пальцев, использовать он будет всю кисть или ладонь руки.

Научить ребенка рисовать в возрасте 2-3 лет лучше всего с помощью цветных мелков. Это придает занятиям элементы игры, и, к тому же, родителям не составит труда принять активное участие в этом процессе.

Учим рисовать карандашом

Ребенок становится старше и начинает овладевать умением крепко удерживать предметы в руках, манипулировать ими. Теперь можно приступать к поэтапным занятиям и учить малыша рисовать определенные фигуры и линии.

Как научить ребенка рисовать карандашами? Уроки рисования карандашами необходимо начать со знакомства с предметами творчества. Несмотря на то, что малыш уже неоднократно видел карандаши и играл с ними необходимо объяснить ему, почему вы выбрали именно карандаши, какой стороной нужно рисовать и для чего нужна бумага.

Среди педагогов и психологов очень часто возникают споры, когда начинать обучать малыша рисовать карандашом. Некоторые говорят, что карандаш можно давать в руки крохе, когда ему исполнится годик, другие утверждают, что рисование должно быть процессом осмысленным, и возраст ребенка должен быть более трех лет. В любом случае, раннее знакомство с предметами для рисования не будут лишними.

Чтобы научить ребенка в 4 года рисовать карандашом, необходимо начать с изучения графических изображений. Прежде всего, нужно показать малышу, как изобразить на бумаге круг, квадрат, провести линию, дугу.

Затем приступайте к комбинациям. Покажите малышу, как из круга и прямых линий нарисовать солнышко, а из треугольника и квадрата – домик. Затем переходите к более трудоемким процессам – научите ребенка рисовать животных. Это может быть лошадка, кот или кролик. Старайтесь, чтобы малыш рисовал, пользуясь уже полученными навыками, применяя умение изображать фигуры.

Умея выводить круги и дуги, дети без труда осваивают рисунки, изображающие животных, форма тела у которых округлая. Обязательно обращайте внимание ребенка на то, из каких и из скольких элементов состоит рисунок. Например, чтобы научить ребенка рисовать человечка, разберите рисунок на основные части – кружочки, линии, квадратики. Вместе нарисуйте эти фигуры по отдельности, а затем пусть малыш попробует сам составить из них рисунок.

Обязательно предложите ему для рисунка чистый лист бумаги, объясните, что он может рисовать человечка так, как ему это хочется. Это тоже небольшой творческий момент.

В процессе рисования карандашами обязательным становится момент закрашивания. В этом очень помогают специальные книжки – раскраски. Приобретая их необходимо обращать особое внимание на качество. Листы должны быть из плотной бумаги, а детали, которые необходимо окрашивать различными цветами – крупными.

Обязательно хвалите ребенка за проделанную им работу. Если в процессе рисования у малыша на картинке окажется не четыре, а шесть лап у кошки, не стоит ругать его, а уж тем более смеяться над этим. Может быть, ваш малыш просто хочет, чтобы его котенок бегал быстрее всех других котят.

Как научить ребенка рисовать в старшем дошкольном возрасте

Чем ближе к школе, тем больше знаний и умений должен приобрести ваш малыш. Научить рисовать ребенка в пять лет не тяжело, если он владел мелками или карандашом до этого. В этом возрасте мы не только развиваем моторику, но и память тренируем. Попросите ребенка обращать внимание на то, что происходит с ним в течение дня, а вечером все это изобразить в альбоме.

Ближе к школе можно добавить в процесс обучения акварельные краски. Научить ребенка рисовать в 6-7 летнем возрасте можно при помощи обучающих книг. В каждой из них вы найдете множество рисунков, поэтапного графического изображения деталей.

Первое, и самое основное правило перед началом обучения – вы должны заинтересовать ребенка. Рисование должно приносить удовольствие, быть малышу в радость. Для этого – никогда насильно не заставляйте малыша садиться за рисование. Всегда оставляйте альбомы, карандаши и краски в доступном для ребенка месте. Малыш должен понимать, что он может в любой момент взять все, что ему необходимо, чтобы заняться творчеством.

И помните, что обучаясь рисованию, ребенок развивает зрительную память и логическое мышление, а, значит, хорошее владение карандашом или кисточкой даст возможность ему преуспевать в школе!

Развивающий мультфильм: как нарисовать божью коровку

onethree.ru

Как научить ребенка рисовать?

Хотите вырастить из малыша маленького художника или привить ему чувство прекрасного? Тогда вам просто необходимо как можно раньше задуматься о том, как научить своего ребенка рисовать. Может ли это сделать любая мама? Конечно!

Учим детей рисовать — с младенчества!

Когда можно начать учить малыша рисовать? В год, два или три? Если говорить не о прицельном обучении (когда «тут нарисуем травку, а там — солнышко»), а о возможности поиграть в рисование, то начинать можно задолго до первого Дня Рождения – как только кроха научится уверенно сидеть (то есть в возрасте 6-9 месяцев).

Для малыша идеально подойдут специальные пальчиковые краски, которые предназначены для любопытных карапузов, норовящих все затянуть в рот. Организовать уроки рисования для детей первого года жизни совсем несложно – понадобится большой лист бумаги (в идеале ватман, по которому кроха сможет перемещаться, потому как обыкновенного альбомного листа ему попросту не хватит), краски и хорошее настроение. На ребенка желательно надеть старую одежду, которую не жалко испачкать, а если дома тепло, кроха может рисовать в одном памперсе или вообще голышом.

А дальше все просто – ватман (кстати, можно рисовать и на обратной стороне обыкновенных обоев) надо расстелить на полу, посадить на него кроху и поставить перед ним несколько открытых баночек с краской (для первого времени достаточно будет 2-3 цветов). Не стоит торопить карапуза — пусть он как следует осмотрится и сам начнет знакомиться с непривычными предметами.

Вполне вероятно, что первое знакомство ограничится запусканием ручек в баночку с краской и безграничным детским удивлением. Многие малыши очень любят сжимать краску в ручках, наблюдая за тем, как она перетекает сквозь пальчики. Для того чтобы заинтересовать карапуза, мама или папа могут сами обмакнуть палец в краску и провести линию на листе бумаги. Ко второму-третьему занятию, если не раньше, кроха поймет, чего от него ждут взрослые, и начнет с любопытством оставлять отпечатки пальчиков и ладошек на бумаге.

Не стоит поправлять ребенка, зато можно начинать знакомство с цветами , ненавязчиво проговаривая что-то вроде «сначала ты рисовал желтой краской, а теперь красной». Для того чтобы малышу было еще интереснее, мама или папа могут к нему присоединиться и тоже порисовать рядом. Лучше изображать простые узнаваемые предметы: солнышко, домик, цветочек, человечка (все зависит от родительских способностей).

Такое обучение детей рисованию не стоит проводить слишком часто – одного-двух раз в неделю поначалу будет достаточно. А родителям необходимо подготовиться к тому, что каждое занятие будет оканчиваться большой стиркой и отмыванием маленьких ручек, щечек, ножек и всего тельца (если кроха рисовал голеньким). Но результат стоит затраченных усилий, ведь рисование – это приобщение карапуза к творчеству и мощный толчок для его гармоничного и разностороннего развития!

Обучение рисованию детей 1-3 лет

Когда малыш немного подрастет, ему можно предложить различные краски (пальчиковые, гуашь, акварель), кисточки, карандаши и даже фломастеры, предназначенные для самых маленьких ребятишек (в возрасте от 1 года). На данном этапе еще нет осмысленных рисунков, но черкать по бумаге, оставляя на ней разноцветные линии, любят все мальчики и девочки.

Кроха может рисовать пальчиками, ладошками или кисточкой, а если родители придумают, как можно сочетать в рисунке различные техники, занятие получится очень интересным и увлекательным! Например, мама может нарисовать дерево, а малыш пальчиком дорисует листики или ягоды. Подобных занятий можно придумать великое множество, самое главное – не пытаться заставить малыша делать то, что ему не интересно. Если его не интересует рисование ягодок, пусть проводит линии или зигзаги, главное — не оставлять рисование!

Для того чтобы научить ребенка рисовать и привить ему любовь к этому процессу, недостаточно дать малышу краски и кисточку. Очень важно творить вместе с ним, но не заставлять его рисовать, а просто наслаждаться вместе с ним и учиться познавать мир вместе.

Для ребенка очень важно ощутить свободу творчества — не стоит ему подсказывать, какой выбирать цвет и что именно изображать, пусть он сам выражает свои стремления и эмоции. Один из таких примеров мы подробно рассмотрели в статье о том, почему ребенок рисует черными красками. Для карапузов в возрасте 2,5-3 лет можно придумывать простейшие задания (нарисовать травку, солнышко, глазки), но не превращать каждое занятие в урок. Пусть ребенок рисует то, что захочет! Особенно показаны такие занятия возбудимым и нервным малышам — недаром рисование является одним из методов арттерапии.

Кроме того, рисование способствует развитию мелкой моторики, а значит, помогает развивать речь карапуза, а также формирует усидчивость и внимательность. А еще во время таких совместных уроков можно учить цвета, начиная с самого нежного возраста, а трехлетнему художнику вполне можно рассказывать о том, как правильно смешивать краски и что будет, если (к примеру), соединить желтый и синий или красный и желтый цвета.

Уроки рисования для детей – дома или в студии?

Когда ребенок еще немного подрастает, родители начинают задумываться над тем, не отдать ли его учиться в художественную студию (на рисование). Если ребенок любит рисовать – это отличная идея, однако к выбору кружка нужно подойти с максимальной серьезностью.

Категорически недопустимо, чтобы 4-5-летних малышей учили рисовать по классическим канонам. Занятия должны быть интересными и познавательными – замечательно, если ребят познакомят с различными техниками рисования, в том числе и самыми необычными (например, кляксография, которую просто обожают дошкольники и младшие школьники). В таких кружках малыши могут овладеть основными навыками, узнать, как правильно выстраивать композицию и подбирать цвета. Очень многое зависит от преподавателя – если он нацелен не на развитие детских природных способностей, а на первые места в различных выставках, то такие занятия – не лучший выбор для маленького ребенка. Преподаватель должен любить работать именно с малышами, понимать и учитывать специфику этого возраста.

А если родители чувствуют в себе силы и желание заниматься развитием ребенка самостоятельно, то вполне можно продолжать учить детей рисовать дома! Существует масса пособий и книг, с помощью которых можно познакомиться с различными техниками рисования, чтобы потом обучить им любимое чадо. Однако если у ребенка есть настоящий талант и его рисунки явно выделяются среди работ его сверстников, то знаний родителей на определенном этапе становится недостаточно (если они сами не связаны с искусством) и будет лучше, если к домашним занятиям добавятся занятия со специалистом.

Теперь вы знаете, как научить ребенка рисовать — просто давайте ему возможность почаще заниматься этим, разнообразьте ваши уроки рисования и постарайтесь предоставить как можно больше свободы в его творчестве. Удачи вам и творческих успехов вашим деткам!

Текст — Алина Серик для сайта Активная мама. Фото — из личного архива Виктории Аблогиной

active-mama.com


Смотрите также