Как научить ребенка рано говорить
Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда малыш сам заговорит – не самая лучшая тактика родителей. Ya-roditel.ru расскажет, как научить ребенка рано говорить.
Не упустите драгоценное время
Развивать речь ребенка нужно с самого его рождения. Наверняка каждая мама помогает ему в этом, сама того не подозревая. Материнское сердце подсказывает, что с ребенком нужно разговаривать, рассказывать о том, что с ним происходит. Носите ребенка по квартире и объясняйте, что он видит. Конечно, сначала зрение ребенка развито недостаточно, чтобы все видеть, но ему очень важно слышать ваш голос, вашу речь.
В первый год жизни ребенка формируются центры мозга, отвечающие за речь, поэтому эти первые двенадцать месяцев являются фундаментом речевого развития.
В три года речевые области мозга практически полностью сформированы, а значит, завершен благоприятный период в развитии речи ребенка. Именно поэтому важно не упустить время и заниматься речевым развитием малыша.
Часто в развитии ребенка родители опираются на то, что умеет чадо друзей или соседей в этом же возрасте. Это то, чего делать не следует – все дети индивидуальны. Если вы считаете, что есть проблемы в речевом развитии ребенка, лучше обратиться к специалисту. Он поможет развеять сомнения или в раннем возрасте скорректировать развитие речи при ее нарушении.
Этапы формирования речи в раннем возрасте
Формирование речи у ребенка раннего возраста проходит несколько этапов. На каждом из них важна помощь родителей.
Первой голосовой реакцией ребенка является крик. Его интонации со временем становятся разнообразны.
В возрасте трех-шести месяцев для ребенка характерно так называемое гуление, он с удовольствием протягивает гласные «ааа», «гуу». В это время особенно важно отвечать малышу, побуждать его к общению.
Речь 4-5 месячного ребенка – лепет, это более сложные сочетания звуков. В это время вы можете начинать знакомить ребенка с аудиосказками. включать спокойную музыку, звуки природы.
7-8 месячный малыш начинает понимать речь окружающих и соотносить слова с предметами, которые они обозначают. К году ребенок имеет в своем запасе около десяти слов. Позже он начинает строить простые предложения из двух слов, например, «мама ди» (мама, иди сюда), «кы тель» (включи телевизор). Запас слов растет в геометрической прогрессии.
После полутора лет ребенок начинает использовать в речи нужные падежи, окончания. Ребенку, даже если в его речи достаточно слов, нужны занятия по развитию речи, важно, чтобы они носили систематический характер. Принято считать, что ребенок в два года знает около ста слов, и теперь вы можете скрасить ваш досуг с ребенком играми по развитию речи.
Как родителям помочь ребенку заговорить рано
Говорите с ребенком как можно больше, говорите четко, короткими предложениями. Используйте разные интонации.
Пока малыш маленький, наклоняйтесь над его лицом и проговаривайте слова так, чтобы он видел вашу артикуляцию. Так, например, вытягивание губ в трубочку при произношении звука «у» поможет ему понять, как получить этот звук.
Постарайтесь комментировать и называть все, что вы делаете — он сможет быстрее узнать название предметов и действий.
Давайте ребенку возможность говорить, не превращайте разговор в монолог.
Читайте ребенку сказки, стихи для малышей. Это поможет ему обогатить словарный запас, поскольку малыш слышит новые слова, которые его родителями не употребляются.
Ребенку нужно живое общение. Включенный телевизор или проигрыватель не смогут в полной мере заменить живую, обращенную к ребенку речь.
Рассматривая картинки, не забывайте про глаголы и прилагательные.
Желая, чтобы ребенок быстрее заговорил, родители часто облегчают ему задачу: машину они называют «би-би», кошку «мяу» и так далее. Малыш быстро научится говорить эти слова-звукоподражания, и будет их воспроизводить именно так. Не упрощайте в своей речи названия предметов, правильно называйте их.
Не забывайте хвалить малыша, поощряйте его речевую активность, подталкивая его к новым успехам, поскольку положительные эмоции, поддержка родителей и выражение одобрения способствуют речевому развитию ребенка.
Развитие руки и речь
Отечественные ученые пришли к выводу, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Чтобы стимулировать развитие речи, необходимо с раннего детства проводить массаж каждого пальчика, каждой фаланги.
Специалисты утверждают, что развитием мелкой моторики детей нужно начинать заниматься с двухмесячного возраста. Вы можете делать массаж пальчиков, не применяя силу, это может быть поглаживание, легкое растирание. Продолжительность таких занятий не должна превышать двух-трех минут. Не забудьте, что при этом обязательно нужно разговаривать с малышом, улыбаться ему.
Подросшему ребенку можно предложить собирать пирамиду, лепить из пластилина, рисовать, играть в различные игры (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), перебирать крупы, надевать бусины на нитку и так далее. Присутствие взрослых в это время обязательно.
Можно поиграть с малышом пупырчатым мячиком. Познакомьте его с разными типами поверхностей – гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, деревянными.
То, насколько рано начнет говорить ребенок, зависит только от родителей. Он начнет воспроизводить речь только тогда, когда в его пассивном словаре накопится достаточно для этого слов. Говорите с ребенком четко и понятно, обратите внимание на правильность своей речи. Если родители не будут разговаривать с малышом, объяснять, что происходит вокруг, как называются окружающие его предметы и каковы их свойства, речь ребенка будет скупа, и процесс ее становления значительно затянется.
Важно не упустить этап раннего формирования речи. Никогда не принижайте способности своего ребенка, даже если вы считаете, что он еще слишком мал и многого не понимает: занятия с малышом в раннем возрасте – залог успешного развития его речи. Будьте уверены, ваши старания окупятся сполна.
Больше информации по теме: http://www.ya-roditel.ru
mymylife.ru
Очень полезная информация!!! Утянула у Татки
Хотя речь идет уже о 2х летних малышах-ведь наши еще не доросли )), уверена, что каждая мамочка узнает из этого поста что-то новенькое или вспомнит то, что уже знала )
Хотите, чтобы ребенок начал разговаривать - ВЫКЛЮЧИТЕ ТЕЛЕВИЗОР! Он не слышит вашей речи (не различает), а звуки из телевизора воспринимает только как общий шум.
У большого количества деток в последние годы наблюдается нарушение речевого развития. Если в 2 года многие дети умеют связывать слова в предложения, то детки с нарушением речевого развития могут сказать только мама и папа. К четырем годам у таких детей "каша во рту", в то время как ровесники уже вовсю общаются.
Если вы видите, что ребенок хорошо понимает все, что вы ему говорите, выполняет несложные инструкции "сядь", "встань" или "возьми", то скорее всего беспокоиться не о чем. Такие детки вплоть до двух или даже трех лет упорно молчат, а потом догоняют и перегоняют своих ровесников.Активная речь у таких детей возникает внезапно. Когда ребенок послушно повторяет за вами слова, это не значит, что он их хорошо усваивает. Поэтому не стоит его мучить и заставлять "Скажи ложка, скажи чашка". Подражание у таких детей носит несколько отсроченный характер. Главное вызвать такого ребенка на разговор (задавайте ему вопросы, не исполняйте желания до того, как он успел их озвучить).
Возможно, ваш малыш имеет собственный ритм развития. У него могут поздно появиться зубы, он позже начинает ползать и ходить. Просто дайте ему развиваться - не выполняйте за него все действия. Пускай помучается, пытаясь самостоятельно одеться или поесть. Не хочет этого делать сам? - Помогите, но все-таки старайтесь подтолкнуть его к самостоятельным действиям.Когда начинать учить ребенка разговаривать?
1. Он уже пытается что-то объяснить вам жестами и звуками.2. Он все слышит и все понимает (не факт, что малыш будет выполнять команды, это зависит от характера).3. Ребенок говорит белиберду сам с собой, но при этом выговаривает все звуки.Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей Еще Павлов говорил об использовании мышечных ощущений, которые ведут от речевого органа к коре головного мозга. Так ребенок, повторяя мимику матери, начинает говорить. Но после семи месяцев имитация мимики у детей начинает ослабевать, поэтому в более старшем возрасте нужно искать другой путь. Было замечено, что развитие движений пальцев рук (которое не всегда совпадает с развитием общей моторики) всегда совпадает с речевым развитием. Когдаотстает развитие моторики пальцев, отстает и развитие речи.
Особенное значение имеет период противопоставления большого пальца другим.
Работу по тренировке детских пальчиков можно начинать с семи месяцев. При движениях пальцев левой руки будет развиваться правое полушарие мозга, а развитие левого полушария будет зависеть от подвижности пальчиков правой руки. Давайте малышу катать шарик из пластилина, купите ему крупные деревянные бусы. После полутора лет можно давать более сложные задания:Прекрасной тренировкой для пальчиков будет игра "Сорока". Сначала покажите ребенку, а потом пускай он сам загибает пальцы, когда сорока и этому дала, и этому дала, а этому не дала.
Болгарская игра для развития пальчиков:
- Кто приехал? - складываем обе руки кончиками пальцев вместе, быстро хлопаем кончиками больших пальцев- Мы, мы, мы - хлопаем кончиками других пальцев- Мама, мама это ты? - хлопаем кончиками указательных пальцев- Папа, папа это ты? - хлопаем кончиками средних пальцев- Братик, братик это ты? - хлопаем кончиками безымянных пальцев- Сестра, сестра это ты? - хлопаем мизинчиками- Да, да, да все мы вместе! - хлопаем кончиками всех пальцев вместеНо не стоит отмахиваться от проблемы в надежде, что все и так образуется. Если задержка речевого развития является следствием неврологического заболевания, то чем раньше вы проведете лечение, тем лучше для вашего ребенка. Отставание в развитии может быть обусловлено:
3 критических периода развития речевой функции детей.1. От года до двух начинается речевое развитие и формируются предпосылки речи:- сначала ребенок говорит лепетные слова (ня-ня, ла-ла и др.);
До полутора лет развивается связь между предметами и их словесными обозначениями. Чаще просите ребенка показать, где лошадка, где коровка и т.д. После года ответ может выражаться в каком-либо действии или движении. Побуждайте ребенка произносить действия и делать движения словами "встань", "ложись", "сядь", "дай" и т.д. Учите ребенка новым движениям, совершаемым по команде взрослого. Слова "ладушки", "топ-топ" и "до свидания" станут ему более понятны через движение, связанное с ними. - от 1,5 до 2,2 лет ребенок начинает связывать 2 слова (дай пи, папы нет);
К полутора годам ребенок усваивает обобщенные понятия. Например слово "нельзя" применимо к разным ситуациям. Сейчас нужно увеличивать количество понимаемых слов: названия игрушек, мебели, одежды, различных действий с этими предметами. Обращение к ребенку должно сопровождать любое его действие. - 2-2,6 лет ребенок начинает интересоваться, как и что называется, его словарный запас стремительно растет;К этому времени малыша уже можно приучить выполнять просьбы взрослого (принеси то, пойди туда). Научите его словам "хорошо" и "плохо", он должен адекватно на них реагировать. Ребенок еще не выговаривает слова, но взрослым не стоит коверкать свой разговор, так как малыш все слова слышит правильно.- 2,5-3,5 года ребенок начинает изменять слово по падежам, числам и т.д., проговаривает свои действия при игре.2.В три года при переходе от ситуационной к контекстной речи потребуется согласованность памяти, внимания, произвольности и речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы центральной нервной системы может привести к упрямству и негативизму со стороны ребенка. Этим обуславливается еще большая ранимость речевой системы, могут возникнуть заикание и мутизм. Ребенок отказывается от общения из-за завышенных требований взрослых.
3. В 6-7 лет начинает развиваться письменная речь. От возросшей нагрузки на ЦНС у ребенка может происходить срыв нервной деятельности.
Если вы замечаете отставание в речевом развитии, если ребенок в 2 года не говорит, прежде всего обращайтесь к невропатологу. Хороший доктор обследует малыша и назначит правильное лечение. При комплексном медицинском, психологическом и педагогическом воздействии проблему можно будет решить в кратчайшие сроки. Если ребенку 4 года, а его речь явно недоразвита, тут тоже следует обращаться не к логопеду, а к невропатологу. Вовремя проведенное лечение избавит вашего ребенка от проблем к тому моменту, когда придет пора отправляться в школу.
Если отставание в речевом развитии не вызвано заболеванием ЦНС
Как известно девочки и мальчики развиваются по разному. Девочки раньше начинают говорить, у них быстрее растет словарный запас. Мальчики же часто говорят на своем языке, они больше запоминают названия действий, успешно изучают грамматический строй слов. Если ребенок хочет мячик, то мальчик скажет "Дай", а девочка скажет "Мячик".Если ребенок отказывается повторить за вами слово, ему все равно, понимают ли его, решает свои проблемы самостоятельно, никогда не обращаясь за помощью ко взрослым, то ему нужно помочь в развитии речи. В случае, если ему не к кому обратиться (на него не обращают внимания), он будет отставать в речевом развитии также, как если ему незачем обращаться ко взрослым (при гиперопеке ему все и так подадут при одном движении глаз). Недоразвитие могут усугубить упрямство, своеволие и истерические реакции малыша.
Если малыш не умеет разговаривать, а взрослые постоянно пристают к нему с просьбами "скажи" и "повтори", то недоразвитие усугубится из-за усиления негативизма со стороны ребенка. В итоге ребенок откажется говорить не только по просьбе, но и вообще. Если вы действительно хотите помочь ребенку, эти просьбы на первое время следует забыть.
Начинайте занятия как можно раньше, не стоит ждать трехлетнего возраста, надеясь, что он сам заговорит.Огромное значение имеет общение с другими детьми. В садике многие дети быстро начинают говорить и вообще развиваются быстрее, так как берут пример со сверстников.
Обычно ребенок начинает разговаривать не обращаясь ни к кому. Многие детки, которые молчали до 3 лет, наедине с самим собой потом выдают такие слова, как "синхрофазотрон" или "бронетранспортер". Просто их никто не побуждал к общению.Многие деткипросто стремятся что-то рассказать после чего-то нового, удивившего их. Старайтесь, чтобы каждый новый день давал малышу новые знания. Поход в цирк или зоопарк, посещение детских игровых комнат, поездка в деревню и увиденная воочию корова станут для ребенка поводом рассказать всему миру о своих необыкновенных впечатлениях.
Как научить ребенка разговаривать?
Если ребенок молчит и отказывается реагировать на обращение к нему с вопросом или другие слова, предназначенные ему?Возможно, ребенку мешает приучиться к общению с родителями постоянно включенный телевизор. Особенно, если ему нравится музыка и он с удовольствием смотрит клипы. Значит он постоянно слышит этот музыкальный фон, а ему нужно научиться распознавать отдельные звуки, которые произносит мама. Взрослым самим сложно без телевизора, но придется его выключать и в тишине учить ребенка разговаривать.Если малыш не дает притрагиваться к его ушкам, то возможно его беспокоит воспаление. Проверьтесь у лора, может быть у ребенка отит.
Если со слухом все в порядке, больше разговаривайте с ребенком и старайтесь заставить его произносить слова или звуки, которые издают животные в игровой форме.
Соберите мягкие игрушки (собачки, кошечки). И пусть они ходят друг к другу в гости и общаются (гав-гав, мяу-мяу и др.)www.BabyBlog.ru
Как научить ребенка разговаривать в раннем возрасте? Над этим вопросом сегодня задумываются многие родители, заботящиеся о нормальном умственном развитии своих детей. Мамы и папы с нетерпением ожидают того дня, когда их чадо начнет разговаривать. Но время идет, ребенку скоро исполнится 2 года, а его словарный запас остается практически таким же, каким был полгода тому назад. Если крохе пошел третий год, а он по-прежнему общается с помощью простых слогов и примитивным слов, родителям необходимо всерьез задуматься над развитием его речи, ведь от нее напрямую зависят его интеллект, память, стремление к самообучению и познанию окружающего мира.
Некоторые родители уверены, что разговаривать с детьми следует тогда, когда те начинают произносить первые слоги и слова. Однако специалисты не только не разделяют эту точку зрения, но и считают ее грубым заблуждением, способным повлечь за собой серьезные проблемы в речевом развитии малыша. Они призывают общаться с крохой еще до его появления на свет. Исследования доказали, что со II триместра беременности малыш, находящийся в материнской утробе, начинает активно реагировать на окружающие его звуки. Родителям, желающим научить ребенка рано разговаривать, нужно уже в этот период рассказывать ему о том, как они его любят и ждут, читать ему сказки и петь колыбельные песни. Общение с крохой благоприятно отразится на его развитии и станет начальным этапом в его речевом обучении.
Период от рождения до полугода является очень важным в развитии речевых способностей ребенка, так как в это время у него происходит обострение слуха. И хоть малыш еще не понимает значения слов, он внимательно прислушивается к ним и делает попытки к воспроизведению самых простых звуков. В 1,5 месяца карапуз начинает гулить, сочетая в простых слогах гласные и согласные звуки («гу», «агу»). Гуление возникает обычно при общении со взрослыми и свидетельствует о нормальном коммуникативном развитии ребенка. К 3 месяцам кроха умеет воспроизводить более сложные звуки и реагировать улыбкой на обращенные к нему слова, а в полгода начинает лепетать, сочетая освоенные звуки в простых слогах («ма», «ба», «да», «па»). К 11-12 месяцам ребенок без труда произносит несколько простых слов («мама», «папа», «баба», «дай») и понимает обращенные к нему короткие предложения.
На втором году жизни карапуз начинает более активно вовлекаться в процесс общения с окружающими, делает попытки повторять более сложные слова, внимательно слушает обращенную к нему речь. В 1,5 года словарный запас многих детей заметно обогащается, они с удовольствием воспроизводят звуки, произносимые животными. В этом возрасте дети еще не умеют четко произносить сложные слова, поэтому понять их речь могут только близкие люди. К 2 годам ребятишки уже произносят простые словосочетания и понимают все, что им говорят взрослые.
Заметный прогресс в развитии речи у детей происходит на третьем году жизни. В этот период малыши постепенно начинают выражать свои мысли с помощью предложений, задают вопросы, используют в разговоре более длинные слова, пытаются произносить сложные звуки («р», «ш», «ж»). Если ребенок плохо разговаривает или и вовсе не желает общаться со сверстниками и взрослыми после достижения 3-летнего возраста, родителям следует обязательно показать его логопеду и детскому психологу. Не исключено, что проблемы с речью у него являются свидетельством задержки в умственном развитии.
Родителям, которых интересует, как научить ребенка рано разговаривать, необходимо ознакомиться с приведенными ниже рекомендациями специалистов, направленными на развитие речевого аппарата у детей. Следуя им, можно научить малыша говорить гораздо раньше его сверстников:
Как быстро научить ребенка разговаривать после года? Для этого специалисты советуют оставлять его как можно чаще в компании, где находится говорящий ребенок. Давно замечено, что малыши, у которых есть старшие братья или сестры, начинают произносить свои первые слова гораздо раньше, чем их сверстники, являющиеся единственными детьми в семье.
Отлично развивает речевой аппарат у детей второго года жизни звукоподражание животным. Перед тем как учить малыша произносить отдельные слова, ему можно предложить забавную игру, заключающуюся в воспроизведении звуков, издаваемых братьями нашими меньшими («мяу», «гав», «кря-кря», «мууу» и т.д.). Такое обучение малыши воспринимают с восторгом и уже через непродолжительное время не только с успехом подражают животным, но и называют их.
Как разговорить ребенка, не желающего долго произносить свои первые слова? Для этого взрослым следует повторять за ним его же звуки. Малыш постоянно лопочет «да-да-да» и больше ничего не хочет говорить? Эту ситуацию легко исправить, если мама станет повторять за крохой его любимый звук, а затем, увидев, что ему нравится петь вместе с ней хором, несколько раз произнесет «ду-ду-ду» или «до-до-до». Если ребенку сложно воспроизводить новые звуки, маме следует ему помогать, повторяя их много раз подряд. Детям нравится подражать взрослым, поэтому не исключено, что малыш в скором времени с удовольствием начнет осваивать с помощью этой увлекательной игры новые слоги, а вслед за ними и слова.
Как помочь ребенку научиться разговаривать? Для этого взрослым нужно поощрять его стремление познавать окружающий мир. Не стоит ограничивать его кругозор песочницей во дворе и дорогой в детскую поликлинику. Чтобы ребенок полноценно развивался, ему необходима широта восприятия мира. Для этого родителям следует брать его с собой в магазины и походы, на выставки и пляжи. Чем больше впечатлений будет получать кроха от своих прогулок, тем быстрей он заговорит.
Людям, интересующимся тем, как научить ребенка правильно говорить, необходимо обратить внимание на развитие мелкой моторики его рук. Кончики пальцев напрямую связаны с отделами головного мозга, отвечающими за развитие речевого аппарата у детей, поэтому малыша с ранних лет нужно поощрять делать что-либо руками. Отлично развивают мелкую моторику игры с пирамидками, матрешками, фигурками различных геометрических форм, шнурками, фантиками, четками, крупными пуговицами и т.д. Пусть малыш ежедневно проводит с ними хотя бы полчаса и проблем с речью у него в будущем не будет.
Малыш научился произносить слова? Это прекрасно, однако родителям следует помнить, что им нельзя игнорировать разговор с ребенком, если тот пытается им что-то рассказать или показать. Маме и папе, несмотря на занятость, нужно находить время для того, чтобы выслушать кроху и ответить на все его вопросы. Если они будут так поступать, у них никогда не возникнет вопрос, как разговаривать с малышом, чтобы он научился правильно общаться с окружающими его людьми.
roditeliz.ru
Некоторые малыши уже с самого рождения общительные и разговорчивые, без остановки лопочут и «гулят», вызывая тем самым приступы умиления у своих близких. Обычно такие болтуны довольно скоро радуют своих родных первыми словами. Другие же не торопятся заговорить и слывут молчунами даже после года. У многих родителей возникает вопрос: как научить ребенка рано говорить?
Каждому ребенку родители могут помочь в развитии речи, но для этого им необходимо знать некоторые психологические этапы ее развития.
Стадии развития речи
Первый этап (2-3 месяца) –« гуление». Помогать ребенку в развитии речи необходимо именно с этого периода. Разговорное общение с малышом очень важно с самого рождения. Пусть вас не смущает то, что поначалу он только прислушивается к вам, очень скоро наступит момент, когда малыш начнет что-то лопотать в ответ.
Второй этап (5-7 месяцев) – ребенок начинает употреблять более сложные сочетания звуков.
Третий этап (7-9 месяцев) – в этот период ребенку нравится неосознанно произносить самые разнообразные повторяющиеся звукосочетания, например, ба-ба-ба, да-да-да. Для него этот набор звуков пока еще не несет никакого смысла.
Только с 10 месяцев ребенок начинает соотносить слова с определенными людьми и предметами. С этого возраста для успешного развития речи становится очень важным, чтобы малыш много слушал. Как нельзя кстати для этого подходят небольшие, музыкальные аудиосказки. Во время прослушивания старайтесь увлечь ребенка, повторяйте вместе с ним услышанное, подпевайте песенки, ведите себя активнее.
Четвертый этап (от года до 1,5 лет). Как только ребенку исполнился 1 год, его словарный запас растет в геометрической прогрессии. Он уже может строить простые предложения, четко выражать свои потребности и формулировать мысли. После полутора лет появляются зачатки грамматического строя: выбирается правильный падеж, склонение, предлог. Чтобы помочь как можно эффективнее пройти этот этап и научить ребенка рано говорить, родителям необходимо комментировать все свои действия, разъяснять все, что видит ребенок.
Короткие фразы, указывающие на простые причинно-следственные связи, например, «мама варит кашу», «идет дождик» и т.д. помогут ребенку не только запомнить новые слова, но и способствуют развитию логического мышления, а также помогают научить ребенка говорить.
Чтобы малыш хорошо усвоил новые слова, не стоит давать ему сразу много информации. Изучите сначала подробно один предмет, его свойства и качества. Рассмотрите его, скажите малышу, какого он цвета, формы, для чего он нужен и т.д.
Активному становлению речи ребенка на любом возрастном этапе способствует развитие мелкой моторики рук. Попросите малыша перебрать мелкие бусины, поиграть с крупой или полепить из пластилина.
Также, если вы поддержите поначалу простой разговор ребенка – это поможет научить ребенка рано говорить. Ребенку будет интересно разговаривать, когда его слушают и отвечают на его реплики.
Помогая ребенку раньше заговорить, не забывайте о том, что его красивая речь возможна только в том случае, если родители сами правильно разговаривают, не сюсюкают и не коверкают слова. Будьте примером для своего малыша, и в будущем его речь будет безупречной.
Читайте полезные и интересные статьи на сайте :
Как приучить ребенка к горшку?
Как укрепить иммунитет ребенка с помощью питания?
Тизерная сеть GlobalTeaserwomensinteres.ru
Умение облачать свои чувства и размышления в слова – это один из базовых навыков человека, от которого зависит очень многое: умение сходиться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром, социализироваться и так далее. Многие родители хотят, чтобы их чадо заговорило как можно раньше, но не стоит мыслить общими критериями, ведь каждый ребенок – индивидуален, кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее, но в ваших силах повлиять на этот процесс и помочь чаду сформировать правильную и богатую речь.
В возрасте 2-3 месяцев дети начинают издавать первые звукосочетания («гулить»), они уже умеют отличать голоса, но ваша речь на них действует скорее успокаивающе, чем осмысленно. В 5-7 месяцев звукосочетания становятся отчетливее и эмоциональнее – это вторая стадия развития речи. Третья стадия – это возраст 7-9 месяцев, когда малыш произносит первые короткие слова из повторяющихся слогов: «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и так далее. Правда, пока ребенок не может понять восторга и радости родителей, которые услышали первое слово, ведь с определенными объектами он звуки не соотносит. Проще говоря, ему пока не понятно, что именно женщина, которая его кормит, пеленает, поет колыбельные зовется «мама».
Осмысленно ребенок начинает произносить слова к году: в этот период словарный запас составляет 3-10 примитивных слов, но развитие идет куда более интенсивно. Иногда за день чадо может запомнить 5-10 слов, правда, в несколько упрощенном варианте. Если с ребенком занимаются, к 2 годам он усваивает многие нюансы: учится не просто называть слова, но и действия, описывающие характеристики, говорить о своих ощущениях.
· Многие родители считают, что ребенок до года еще ничего не понимает, поэтому разговаривать с ним осмысленными фразами не обязательно. Несмотря на то, что первые несколько месяцев чадо улавливает в основном интонации, а не смысл, пассивный словарный запас уже начинает формироваться. В более взрослом возрасте ребенку останется разве что «вспомнить» то, что ему говорили раньше. Эта методика близка к японской, где малыши начинают разговаривать раньше, чем устойчиво стоят на ногах;
· Ученые доказали, что частое использование соски-пустышки негативно влияет на артикуляцию ребенка. Если карапуз постоянно сосет соску, он часто начинает говорить позже своих одногодок, да и прикус может сформироваться неправильный. Кстати, первое посещение логопеда тоже должно быть приурочено к 1 году. Несмотря на то, что пока оценить качество произношения специалист не сможет, он уже осмотрит ребенка и вовремя выявит отклонения в развитии или анатомические особенности (к примеру, короткую уздечку языка). Да и родителям будут не лишними советы по дальнейшему развитию чада;
· Сюсюканье или нарочитое коверканье слов тоже может сослужить не лучшую службу. Педиатры говорят, что мамы, которые нарочно называют неправильную, упрощенную форму слова, потом переучивают своего ребенка говорить правильно! Развитию речи тот факт, что вы назовете поезд «ту-ту» или кошку «кисей» нисколько не помогает. Ребенка до определенного возраста же исправлять не следует, пусть называет машинку «ашиша» или пирог «пьек»: если вы будете постоянно одергивать чадо, оно вовсе может отказаться говорить. У ребенка достаточно времени научиться произносить названия правильно, а вы можете ему в этом помочь, подтверждая: «Да, это самолет», «Вот идет кошка» и так далее. Слыша от родителей правильное произношение, со временем карапуз тоже научится говорить, как надо;
· Познавательные потребности ребенка нужно поощрять: недостаточно развить его артикуляцию и научить звукам, нужно, чтобы малыш знал, что этот квадратный предмет на ножках – это стол, а круглая штука, на которой так весело кататься – это мяч. Называйте различные предметы, рассказывайте ребенку об окружающей среде, комментируйте свои действия. То, что для вас давно привычно, для него еще ново: «Мама сейчас будет греть Сашеньке молоко. Мама наливает молоко в бутылочку, Саша сейчас будет его пить», причинно-следственные связи помогают формировать представление о мире;
· Старайтесь почаще вовлекать ребенка в диалог, разговаривайте с ним так, чтобы он видел вашу мимику: маленькие дети – отличные подражатели, и вашу артикуляцию тоже скопируют безупречно. Произносите слова четко, правильно, тогда и ребенок не будет глотать слоги. Не заменяйте сложные формы слов простыми: конечно, мы не говорим о многосложных словах, но если в книге нарисован кальмар, его не нужно называть рыбой. Точно также как бейсболку или косынку нельзя назвать шапкой, ребенок должен знать, что это разные головные уборы;
· Разучивая с чадом новые слова, не концентрируйтесь только на существительных. Ребенок должен знать, что солнышко сияет, греет, ласкает, бывает летним, ярким, теплым, желтым и так далее, собака кушает, спит, лежит, сидит, ластится, она большая, лохматая, теплая, злая, добрая и так далее. В возрасте 1,5-2 лет можно вводить противопоставления: птицы летают, а люди ходят, кошка большая, а мышка маленькая;
· Развитию словарного запаса способствуют и стишки, потешки, скороговорки, сказки. Читая их вместе с ребенком, объясняйте ему значение новых слов, спрашивайте его мнение, проявляйте интерес к его вопросам. Не старайтесь пополнить словарный запас сразу многими словами: пусть чадо лучше выучит сегодня 3, но запомнит их, чем узнает 10, но завтра забудет. Играйте вместе с ребенком, описывайте игрушки: цвет, форму, размер, название. После года старайтесь отучать от электронных игрушек, поскольку они отвлекают внимание ребенка непосредственно от речи;
· Комбинируйте методики: слуховой контакт, то есть повторение слов в предложении помогает малышам запомнить базовые фразы и находить знакомые сочетания. Визуализация предметов упростит занятия с самыми маленькими, которые еще не слишком хорошо представляют себе, что такое круглый или квадратный, горячий и холодный. Тренировка разговорной речи после 2-3 лет может проходить при помощи всевозможных плакатов, кубиков, картинок, игровая форма максимально эффективная и быстрая, поскольку для ребенка игра – это тоже способ познания. Старайтесь, чтобы чадо раньше начало общаться со сверстниками: нередко групповая «терапия»оказывается куда более эффективной.
1. Первая и самая простая игра – строить рожицы перед зеркалом, подключая речевой аппарат.
Язычок гулять собрался (открываем рот)
Вот умылся (провести языком по верхним зубам)
Причесался (высунуть и снова спрятать язык)
Оглянулся (облизните губы)
Повернулся (поочередно повернуть кончик языка к левой и правой части рта)
Вниз упал и вновь полез (опустить язычок вниз, а затем поднять вверх)
И снова в домике исчез (спрятать язык во рту).
Также полезно надувать мыльные пузыри, задувать свечи, стараться сложить язычок в «пирожок», прикладывать к небу и так далее.
2. Поем песенки. Знакомые песенки и стишки можно петь вместе: родители произносят слова, а ребенок изображает звуки. К примеру, если стишок про лошадку, можно изобразить фырканье и цоканье копыт, про машинку – изображать звук мотора, про коровку – мычать и так далее. Если вы читаете книжки про зверей, можно расспрашивать ребенка, как делает то или иное животное;
3. Займитесь кукольным театром. Рассказывайте сказки, играя интонациями и голосом. Если вы читаете стихи, делайте правильные ударения, четко произносите слова, можно поиграть голосом, моделируя его от баса до сопрано. Разучивайте с детками определенные слова и просите помочь вам в рассказе сказки. Чаще обсуждайте с чадом произошедшие события, отвечайте на вопросы;
4. С детьми постарше целесообразно разучивать скороговорки: чаще всего дети плохо выговаривают звуки ж, с, щ, л и р в твердых слогах. «Рычите», «квакайте», «мяукайте» перед зеркалом, дети любят подражать, тренируйте определенный звук, поскольку переучить чадо будет сложнее. Вот для примера пара скороговорок:
У ежа ежата, у ужа ужата;
В грозу от груза развалился кузов;
У осы не усы, не усища, а усики;
Шесть мышат в шалаше шуршат.
5. Делайте массаж ручек, самый простой – «Сорока-ворона» или «гуси-гуси», почаще давайте детям задания на развитие мелкой моторики. Уже давно доказано, что речь и мелкая моторика взаимосвязаны. Лепите из пластилина, играйте с крупами и водой, кубиками и пуговицами, сделайте развивающий коврик: его легко сшить своими руками, нашив на старое одеяло всевозможные пуговицы, старые «безобидные» брошки, игрушки, цветные лоскутки ткани и так далее.
Будьте терпеливы и у вас все получится! Удачи в этом нелегком, но увлекательном деле!
Если вам понравилась наша статья, расскажите о ней своим друзьям в соцсетях, нажав на одну из кнопок ниже.
А также читайте:
ТОП-10 способов развлечь ребёнка.
Как занять ребёнка: ТОП-10 настольных игр для детей.
best-mother.ru