Вопрос, как быстро научить, чтобы ребенок правильно говорил все звуки, важен для каждой семьи. Ведь наши дети старательно учатся разговаривать уже с первых дней жизни. В этой статье мы дадим молодым мамочкам несколько важных советов, касающихся правильных методов обучения детей говорению, а также расскажем об упражнениях, которые помогут решить возможные проблемы с произношением некоторых особо сложных звуков.
Не секрет, что начинать разговаривать нужно не тогда, когда ребенок сам начинает активно осваивать речь, а еще до его рождения. Еще находясь в утробе своей мамы, малыш все слышит, привыкая к ее голосу. Как только ребенок появился на свет, общайтесь с ним и не забывайте, что ваша речь должна быть чистой и правильной. Когда малыш слушает, как разговаривают взрослые, он запоминает и ритм разговора, и само звучание.
Для ребенка с первых дней важно не только слышать правильную речь, но и иметь возможность научиться говорить самому. Учитесь слушать свое дитя с первого «агу», делайте паузы, чтобы малыш мог вам отвечать, пусть пока еще на своем языке, и обязательно повторяйте за ним. Вы скоро заметите, как благотворно такое взаимопонимание действует на маленького человечка.
Как правило, вопросом, как научить говорить ребенка, начинают задаваться родители 2-3-х леток, которые объективно отстают в речевом развитии от сверстников. Причин замедленного речевого развития немало, причем каждый случай следует рассматривать отдельно. Это могут быть особенности строения речевого аппарата, носоглотки, определенные заболевания ЦНС… Но в наши дни участились случаи, когда ребенок кажется абсолютно здоровым, он успешно прошел стадии гуления, лепета и даже говорил отдельные слова, но в определенный момент просто замолчал.
Внимательные родители наверняка замечали, что ребенок лепечет только тогда, когда у него хорошее настроение. Стресс отрицательно влияет на развитие говорения и может даже совершенно затормозить его. Негативным фактором также может стать переезд, особенно в иноязычную среду, в возрасте активного формирования речи (от 1,3 до 2,6 лет). И конечно, совершенно недопустимо критиковать или насмехаться над ребенком, осваивающим первые слова, - очень важно, чтобы все окружающие были доброжелательны и спокойны.
Совершенно очевидно, что для развития говорения нужен собеседник. Мультфильмы, телевизор, радио, компьютер не способны научить ребенка разговаривать, малышу необходим живой человек для общения. При этом только мамы бывает недостаточно. Интересный факт, частично объясняющий то, что мальчики начинают говорить позже девочек, доказали американские ученые. Они заметили, что мальчики часто копируют речь папы или других мужчин в своем окружении. А как ваш муж разговаривает с вашим ребенком?
В любом случае, не затягивайте с консультацией специалиста, не бойтесь логопедической группы в садике или дополнительных занятий с логопедом.
Но что же делать, если время идет, а отдельные звуки ребенку никак не поддаются? Можно ли самостоятельно научить правильно говорить и поставить произношение, не прибегая к услугам логопеда? Конечно да, причем эффект от домашних занятий будет намного более сильным, ведь вы можете заниматься регулярно, без лишнего стресса.
В норме такой непростой звук как «р» ребенок начинает говорить в возрасте от 4 до 6 лет. Если ваш малыш упорно заменяет его на «л», «й» или другие подобные сочетания, помогите ему научиться выговаривать букву «р», используя следующие упражнения.
Беспокоиться о том, что ваш ребенок говорит неправильно букву «л», стоит начинать в 5-6 лет.
Когда сложные звуки у ребенка начнут регулярно получаться, приступайте к изучению скороговорок и специальных логопедических стишков, которые помогут закрепить изученное.
Когда малыш учится говорить, родители должны быть особенно терпеливыми и внимательными. Если заниматься регулярно, вы сможете лучше любого педагога научить ребенка правильно говорить. Цените уникальные моменты общения, которые помогают установить близкий контакт с самым близким для вас человечком.
mamalysh.net
На протяжении своей жизни люди обучаются, познают новые сферы совершенствования. В отличие от маленьких детей, мы воспринимаем информацию легко, ведь сознание наше развито и подготовлено. Мы умеем говорить, читать, думать, правильно оценивать ситуацию и формулировать предложения.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш тоже стал образованным, займитесь его развитием с рождения. Учите тому, что умеете вы сами. В статье мы рассмотрим тему, с которой встречается каждый родитель – как самостоятельно учить ребёнка разговаривать.
Содержание:
Родовая травма наносится плоду при родах. Неправильное внутриутробное развитие ребёнка происходит от генетических мутаций или фатального кислородного голодания, либо отравления (яды, лекарства, алкоголь, строительные материалы, инфекция).
Всё это способно вызвать нарушения в мозге младенца, в той части, которая отвечает за речевые способности. При поражении слуха – это когда младенец слышит слабо либо не слышит вовсе – возникают проблемы с речью.
Убедитесь, что малыш реагирует на сказанные слова и выполняет действия по запросу.
Не всегда дети рождаются здоровыми. Частые заболевания в детстве в некоторых случаях могут послужить причиной задержки в развитии. Например, пришлось перенести операцию под наркозом в раннем возрасте. Наркоз – это медицинский препарат, перенести его воздействие на организм в годовалом возрасте сложно. Нагрузка, подобная этой, к сожалению, повышает риск проблем с работой мозга.
Отсутствие способности разговаривать иногда обусловлено социально, если малыша никто не учит. Например, его родители глухонемые, они не в состоянии дать ему полноценное внимание и учить произносить слова.
Кроме того, тяжёлые хромосомные нарушения иногда вполне совместимы с жизнью, но есть вероятность, что умственно отсталого никогда не получится научить разговаривать правильно.
Срочно обратитесь за помощью к логопеду, педиатру, лору, психотерапевту. По правилам, педиатр наблюдает младенца до 3 месяцев. Он навещает его на дому, или вы посещаете больницу. Обследование начинается с осмотра, дальше врач принимает решение о комплексе диагностики. Это выслушивание, анализы и процедуры, тесты.
Лор нужен для осмотра ушных раковин. Его цель – определить качество восприятия на слух.
Психолог и невропатолог осматривают детей для определения состояния нервной системы.
Приведём пример: родители, будучи занятыми, отправляют ребёнка к бабушке или родственникам. Атмосфера непривычная, отношение другое, есть некий дискомфорт. Малыш замыкается в себе, считает, что родители его не любят или он им не нужен. Так может появиться слабость речи на нервной почве. Это один из симптомов позднего развития. Чтобы малыш был уверенным в себе, уделяйте ему больше времени, дайте почувствовать любовь и заботу, не оставляйте без внимания.
К логопеду обращаются после 2 лет, когда видят, что улучшения не происходит. Специалист работает с маленьким клиентом отточенными практиками, диагностирует, ищет подход и исправляет дефект.
От 2 до 5 месяцев малыш не разговаривает. Его общение подаётся в виде набора неясных звуков и интонаций. Даже если мы будем повторять одно и то же слово по 100 раз – он его не произнесёт. Но ограничивать контакт нельзя.
В этом возрасте важна поддержка родителей. Читайте сказки, показывайте предметы, называя их. Малыш не понимает слов и не знает их значения, но он слышит звуки, которые однажды повторит. Звук – начало слова, поэтому общайтесь чаще.
Методика развития на этом этапе неизменна. Жизнь маленького человечка – игра. Все познания он извлекает играя. Слова ещё неточные, они лишь похожи на оригиналы. Например, муха – муля, шоколадка – шкака, упасть – бух.
Но с каждым днём дети учат фразы, которые совершенствуются и становятся выразительнее. Важно создать контакт, добиться диалога, хоть он ещё и на непонятном языке. Чаще общайтесь, играя с мячом, описывайте его – мяч большой, круглый, красный.
Вытягивайте слова из чада. Тянется за игрушкой – не давайте, повторяйте название этой игрушки, пока не услышите похожее произношение из детских уст. Контакт с телевизором сократите на минимум. Да, маме удобно включить мультики и заняться делами по дому, но телевизор не задаёт вопросов и не требует ответа. Так, вы развития речи не получите.
Добивайтесь произношения лёгких слов: дай, на, там, он, опа. Заведите блокнот, чтобы записывать новые слова, произнесённые малышом. В 1 год норма равна 10 словам.
В интернете есть игры, помогающие в развитии. Также используйте говорящие игрушки – мяукающие кошки, например.
Развивайте моторику пальцев и общее мышление конструкторами, кубиками. Переберите вместе бусины разных цветов, сложив их кучками. Так, малыш научится отличать цвета, формы и размеры.
Играя, комментируйте действия, при этом задавая вопросы:
У маленьких людей в 2 года уже сформирован некий словарный запас. И большинство из них способны конкретно выразить свои желания и эмоции, но не все. Что могут сделать родители, чтобы понять, как правильно учить разговаривать ребёнка?
Мероприятия для первичного толчка к развитию речи:
Общение двойняшек или близнецов обязательно разбавляйте. Нельзя им давать много уделять внимание друг другу. Близнецы способны выработать свой язык и общаться только на нём, не стремясь познать окружение.
Специалист выявляет конкретный дефект и сосредоточивается на нём. Например, если буквы «Р» и «Л» произносятся хорошо, а шипящие плохо, логопеды добиваются максимально выраженного произношения шипящих букв. Добившись успеха, переходят к другому дефекту, если он есть.
Чтобы к школе речь была в порядке, надо вовремя её исправить. В старшем возрасте этого добиться сложнее. В любом случае домашнее обучение тоже эффективно, главное, подобрать стиль общения и использовать действенные практики.
Не ленитесь, научите своих детей разговаривать, и в скором времени из маленьких уст посыплются первые словечки.
mjusli.ru
Конечно, логопеды могут поставить крохе правильное произношение. Но чтобы сделать ребенка красноречивым, нужно приложить немного усилий и родителям. Как происходит развитие речи? Как научить ребенка правильно разговаривать? Как развить у малыша ораторские способности?
Одни люди говорят, словно читают по книге. Другим же пробраться сквозь дебри слов и ясно изложить свою мысль невероятно сложно с самого детства. А если к тому же эти бедняжки осознают нелепость своего положения и краснеют каждый раз, обронив несколько фраз? В таком случае неприятные ощущения нарастают как снежный ком и заставляют людей избегать любых публичных выступлений. Понятное дело, это никоим образом не способствует ни продвижению по службе, ни успехам в учебе, ни простому человеческому общению. Избегая собственного косноязычия, человек начинает избегать сам себя, что называется «наступает на горло собственной песне», и тем самым превращает себя в неудачника. Круг замыкается. И все эти проблемы из-за того, что когда-то родители не научили ребенка излагать свои мысли, не обращали внимание на развитие речи. Но ведь для этого не требуется много времени и больших усилий. Уделите 10-25 минут в день занятиям ораторским искусством с дошколенком и, повзрослев, он поблагодарит Вас за свои успехи.
Хороший оратор всегда: - уверен в себе; - понимает, о чем говорит; - логически выделяет в своей речи главное и второстепенное; - умеет задавать вопросы и отвечать на них; - имеет сильный голос; - владеет своим телом, мимикой, жестами;
- имеет хорошую дикцию.
Многие родители возразят, что делать с ребенком, который и пару минут не может посидеть на месте, заниматься одним делом? Да еще для него самым естественным делом является мямлить и тыкать пальцем на «срочно» необходимый ему предмет, а не говорить об этом с толком и расстановкой, как древние греки, например. Какое там развитие речи у детей?
Однако среди воспитанных людей тыканье пальцем считается некультурным и вам все равно придется воспитывать кроху выражать свои просьбы словами. К тому же 99,9 процентов хороших ораторов овладели этим искусством не благодаря своим данным, а вопреки им (вспомните заикающегося Домокла с его мечом!). Поэтому давайте отложим в сторону наши оправдания и начнем занятия с малышом. Попробуем развить ораторские способности крохи.
У малыша трясутся коленки перед дебютным выступлением на утреннике? Значит, он слишком сильно переживает, как бы не опозориться на глазах у всех. Но не пытайтесь снять это волнение, усаживая малыша в ряды зрителей, - наоборот, поощряйте всеми силами любую возможность попрактиковаться в ораторском искусстве, где бы то ни было – на сцене, дома на кухне или в гостях у тети. Ведь повторение не только мать учения, но и лучший способ добиться совершенства.
Разучивайте вместе с крохой интересные стихи, а потом устраивайте небольшие домашние концерты, и пусть это будут не стишки о погоде и природе, а произведения с каким-нибудь неожиданным сюжетом, чтобы малышу было легче удерживать внимание аудитории. Главное – действие. Большинство озорников с удовольствием забираются на табуретку, чтобы быть не ниже взрослых и общаться на равных, и декламируют забавные стихи, например такие:
Говорила мышке мышка: - До чего люблю я книжки! Не могу я их прочесть,
Но зато могу их … съесть!
Заметив, как взрослые ахнули «в страхе» или прыснули со смеху, малыш наверняка захочет повторить свой успех. Подберите такой репертуар, чтобы он всегда мог почувствовать реакцию публики и … собственное на нее влияние. Тогда со временем выступления перестанут ассоциироваться для него с провалом. И даже в том случае, если он вдруг забудет слова какого-нибудь стихотворения, он сможет, извинившись, заменить этот «номер программы» другим. Как мудро заметил однажды Уинстон Черчилль, оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей. Поэтому главное, что Вам следует объяснить крохе, - говорить со сцены, даже импровизированной необходимо так, чтобы другим было интересно слушать, а ошибаться при этом совсем не страшно (ну, с кем не бывает?!).
Еще одна распространенная причина, по которой ребенок тушуется перед публикой, - непонимание того, о чем ему придется говорить. Если на занятиях с логопедом крохе нужно встать перед всей детсадовской группой произнести заданную для заучивания на дом фразу «оса боса и без пояса», а он не понял о ком и о чем здесь вообще идет речь, то нелепо ожидать от него хорошей декламации – скорее всего, выйдет нечленораздельное «осабоса беспоеса».
Поэтому, развивая ораторские способности малыша, заучивая стихи, пословицы и поговорки, пересказывая просмотренный фильм или сказку, кроха точно должен знать, что означают новые для него слова. Спрашивайте его, как он понял их значение и давайте правильный ответ, если он в чем-то заблуждается. Важно помнить, развитие речи у детей - это и развитие мышления.
Часто взрослые, начав со слов, «ну я не оратор, поэтому буду говорить кратко», затягивают свое выступление на три часа.… Или в поисках ускользающей мысли, не закрывают ни на секунду рта, боясь, что при первой же паузе их перебьют… Но подобное словоблудие никак не свидетельствует об ораторских способностях, скорее наоборот, раздражает и становится причиной для насмешек над говорящим без умолку. Например, английский писатель Пелем Вудхауз, устав от длинных политических спичей, язвительно советовал ораторам упражняться, редактируя телеграммы – развивая таким образом логику и умение лаконично высказываться.
Чтобы избежать подобных проблем в будущем, учите кроху мыслить логично с самого детства. Придумывайте и предлагайте ему загадки на сообразительность. Вот несколько примеров, которые непременно повлияют на развитие речи:
- Среди детей всегда популярна игра типа «найди 10 отличий». Это задание прекрасно развивает наблюдательность и активизирует поиск решения, а чтобы игра могла пригодиться еще и для развития речи, попросите юного следопыта комментировать вслух ход его мыслей.
- Предложите крохе объяснить, чем похожи яблоко и арбуз, сахар и соль, телефон и дверной звонок и так далее. Он научится выделять главные признаки предметов.
- Фамилии Гали и Нади – Чернова и Белова. Какая фамилия у каждой из девочек, если известно, что Галя на 2 года старше Беловой?
Таких задачек существует великое множество. Это будет темой отдельной статьи.
Чаще всего выступающие не знают, куда деть руки, и начинают ими размахивать, а заодно и перекатываться с пятки на носок или топтаться на месте – но это считается плохим тоном и свидетельствует о неуверенности оратора.
Что же делать? Проще всего – опустить руки, даже если хочется сцепить их в замок. Эту излишнюю психологическую защиту можно снять, обратив ситуацию в шутку или подарив ребенку перед выступлением «талисманчик храбрости», который следует незаметно зажать в кулачке. Помните, что каждое выступление требует особого подхода, и где-то жестикуляция может, наоборот, оказаться очень уместной.
Обычно для постановки красивого голоса специалисты рекомендуют петь. Но нельзя путать его с надрывом глотки. Кстати, второе чаще всего происходит, если с ребенком не занимаются индивидуально. То есть, музорг в детском садике не следит, как именно поет каждый воспитанник, или родители просят ребенка спеть так громко, чтобы во всем дворе было слышно. В результате сильного перенапряжения (крика) и несоблюдения гигиены голоса (слишком высокого или низкого звукового диапазона песен, дыхания через рот) у ребенка может развиться дисфония, нарушение, при котором голос становится слабым и хриплым. Голосовые связки нужно беречь.
К сожалению, часто у детей возникают проблемы с красноречием из-за существующих проблем, с которыми поможет справиться только специалист. Если Вы видите, что у Вас не получается, или Вы не знаете как научить ребенка правильно разговаривать, то обратитесь к специалисту. Вполне может быть, что нескольких занятий будет достаточно. Обязательно поприсутствуйте на этих занятиях, чтобы понять, что и как делать дома. Не исключено, что специалист даст Вам правильное направление, и Вы сможете заниматься с малышом самостоятельно. Моему сыну очень помогла замечательная женщина и очень грамотный логопед Аверченко Ирина Александровна, которая за полгода исправила все его «фифекты фикции» и научила его разговаривать очень красиво. Вот, например, артикуляционная гимнастика, которая прекрасно развивает речевой аппарат ребенка.
Кроме того, с младенческого возраста мой ребенок слышал стихи, сказки, рассказы, на которых учился излагать свои мысли. Поэтому в первом классе, рассказывая сказку «Курочка ряба» на свой лад, умудрился удержать внимание всего класса и учителей (даже из соседних классов) в течение 20 минут.
На развитие речи у детей прекрасно влияет развитие мелкой моторики пальцев рук. В этом Вам помогут пальчиковые игры, лепка из пластилина, глины или теста, занятия оригами, всевозможные игры-шнуровки, мозаики и так далее. А главное, разговаривайте со своими детьми. Надеемся, что наши советы, как превратить развитие речи в интересную игру, помогут Вам развить ораторские способности Вашего малыша, и он будет удивлять своим красноречием и Вас, и друзей, и одноклассников, и учителей, и всех окружающих в будущей взрослой жизни.
Пусть наши детки всегда будут здоровы и счастливы!
Если Вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на рассылку блога! Заполните форму ниже и получайте наши новости на свою электронную почту!
Друзья! Не забудьте поделиться с друзьями! Жмите на кнопочки соцсетей!
nashydetky.com
Эта статья больше касается молодых мамочек. Как только в семье появляется ребенок, родители сильно обеспокоены тем, что он не выговаривает некоторые буквы и звуки. Ничего страшного в это нет, и любая мама сможет исправить недостатки речи, применив следующие 10 правил.
Заниматься с детьми нужно с самого рождения, и тогда никаких проблем с речью не будет. Можно воспользоваться услугами частных логопедов, которые профессионально научат вашего ребенка хорошо разговаривать. Для тех, у кого есть масса свободного времени, не составит особого труда поставить правильную речь самостоятельно.
Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!
Подписывайтесь на обновления блога и получайте новые полезные советы: Новые статьи «Tvoya-Life» на E-mail
tvoya-life.ru
Специалисты уверены, что к 4-5 годам ребенок обязан уметь хорошо строить предложения. Проще говоря, у детей в этом возрасте должна быть «чистая речь». Однако многие родители не обращают на это внимание и считают, что со временем их малыш сам начнёт хорошо говорить. И это большая ошибка взрослых. Логопеды настоятельно рекомендуют исправлять ребенка в словах в 3-4 года. Ведь в 6 - 7 лет это сделать практически нереально.
Очень важна правильная постановка звуков
Как показывают статистические данные, у детей чаще всего вызывает затруднение в произношении звуков. Например, для некоторых достаточно сложно произнести слово с шипящими звуками (щука, жужжит, щавель, шар, чайка). Многие не могут произнести слова с сонорными согласными: рыба, солнце. Но больше всего тех детей, которые не могут сказать предложения со свистящими согласными. А именно: сельдь, заготовка, цапля. Разумеется, с постановкой таких звуков должен заниматься логопед. Он сможет дать рекомендации, а также покажет, какие делать упражнения. И после нескольких занятий, ребенок спокойно может произносить, на первый взгляд, трудные слова.
Только тут всё зависит ещё от родителей. Специалист «поставит» звук, но его ведь ещё нужно «удержать». Проще говоря, чтобы малыш не забыл, как правильно выговаривать слова, надо постоянно с ним заниматься по 30-40 минут в сутки.
Нужна ли артикуляционная гимнастика?
Логопеды настоятельно рекомендуют всем родителям показывать детям артикуляционные упражнения, которые помогут правильное произносить нужное слово. Специальные движения может показать логопед или же можно посмотреть в интернете. Запомнить его не трудно, главное — это правильно выполнять. Выделили 5 упражнений, которые наиболее эффективно помогают добиться той самой «чистоты» речи.
Первое упражнение называется «Лопатка». Здесь нужно, чтобы ребёнок представил вместо своего языка широкую лопатку. После этого надо вытянуть язык и положить его на нижнюю губу. Удерживать примерно 15-20 секунд. И так необходимо повторять 6-8 раз.
«Лошадка» - так называется второе упражнение. Тут ребенок должен представить, как будто где-то скачут лошади. Затем нужно попросить его, чтобы он издал звук, когда лошадь цокает копытами.
А вот упражнение «Вкусное варенье», по-моему, понравится всем малышам. Нужно попросить ребенка, чтобы он представил, как будто он съел варенье. Однако остатки вкуснятины остались у него на губе. Потом надо сказать малышу, чтобы он облизывал губу по всей её поверхности.
Про упражнение «Маляр» многие, наверное, слышали. Здесь нужно, чтобы ребенок представил, как будто он красит языком стены. Конечно, облизывать настоящие стены не надо. Здесь работает воображение.
И, наконец, последнее упражнение «Иголка». Тут ребенок должен открыть рот и высунуть язык. Затем представить, как будто язык — это иголочка и постараться его сузить. Удерживать язычок в таком положении придётся около 15 секунд.
Что советует логопед?
Вообще каждый профессиональный логопед обязан дать рекомендации родителям для занятий по технике речи.
Во-первых, нельзя нервничать, если ребенок произносит слово неправильно. Он это чувствует. И при следующем разе может просто побояться сказать то, о чём его попросили.
Во-вторых, не следует слишком сильно критиковать малыша. Многие привыкли говорить: «Ты не правильно произносишь», «Глупый, так не говорят!». Иначе в другой раз ребенок будет делать артикуляционную гимнастику с меньшей охотой.
В-третьих, родителям настоятельно рекомендуется самим произносить слова четко и с правильными ударениями. В 4-5 года у детей отличная память. Поэтому нежелательно, чтобы ребенок запомнил какое-то неправильное слово.
В- четвертых, занимаясь с ребенком, садиться напротив друг друга.
В-пятых, для занятия лучше купить какие-нибудь игрушки. Например, кубики из слов или детское лото. Там есть слова, которые ребенок будет произносить вслух и в то же время запоминать.
Также в занятиях хорошо помогает зеркало. Можно строить разные рожицы и показывать язык. Это и является артикуляционная гимнастика, которая помогает малышу правильно разговаривать и не «съедать» звуки. Главное — это терпение и огромное желание научить своё чадо правильно говорить. И тогда всё обязательно получится!
nasha-masha.com