Как научить ребенка читать быстро и правильно 5 лет


Своевременное обучение чтению

В России детям, поступающим в школу, обычно от шести до восьми лет. Учебная программа общеобразовательных учреждений предполагает возможность быстрого овладения первоклассниками чтением, письмом и счетом буквально с нуля. Но жизненные реалии свидетельствуют об обратном.

Быстро научить малыша всем базовым навыкам невозможно. Поэтому об их развитии родителям следует позаботиться заранее. Если не заниматься с ребенком дома до школы, то непосильная нагрузка, плохая успеваемость и нелестные сравнения с одноклассниками наверняка приведут его к психологической травме.

К школе ребенок должен быть знаком с чтением

Совет: начинать знакомить ребенка с буквами нужно за два года до школы, осваивать чтение – приблизительно за год.

Если малыш, как и предписывает отечественное законодательство, пойдет в первый класс в полных шесть с половиной лет, то приобретать навыки чтения слогов и слов нужно с пяти лет.

Навыки, которые должны быть сформированы у шести летнего ребенка

Степень готовности к чтению зависит от уровня интеллектуального развития, психической и эмоциональной зрелости дошкольника. Ведь конечная цель родителя – научить ребёнка не бездумно воспроизводить вслух написанное, а понимать смысл прочитанного. Поэтому прежде чем начинать обучение чтению, важно убедиться, что:

  • малыш имеет достаточный словарный запас;
  • его речь правильна и грамотна;
  • у ребенка нет явных дефектов звуковоспроизведения.

Если словарный запас дошкольника мал, его речь изобилует ошибками или дефектами, приступать к чтению рано. Дома лучше работать над общим развитием малыша. Посредством выполнения логопедических упражнений его важно научить произносить звуки правильно.

Подготовку к школе надо начинать с 5-ти лет

Чтение требует длительного удержания внимания. Невозможно быстро научить читать поминутно отвлекающегося ребёнка. Навыки концентрации у непоседы можно развивать разными способами, в том числе – составлением картин из пазлов, разрисовыванием, играми с конструктором.

Важно научить ребенка водить в книге пальчиком или указкой. Если этого оказалось недостаточно, и малыш перепрыгивает со строки на строку или часто теряет место, где остановился, стоит вырезать окошко в белом листе и передвигать его на нужную область.

Для большинства детей чтение – тяжкий труд. Важно позаботится о позитивном восприятии этого процесса.

Знакомство с буквами надо начинать с 2-3 лет

С двух-трех лет ребёнка следует постепенно приучать к книгам. Стоит остановиться на экземплярах с яркими подробными картинками, которые можно рассматривать и описывать устно. В шесть–семь лет книжки с крупным шрифтом пригодятся для внеклассного чтения.

Совет: важно читать ребенку вслух. В идеале чтение на ночь должно стать ежедневным вечерним ритуалом. С одной стороны, это доставит ребенку массу удовольствия, с другой – станет примером для подражания.

Заучивание букв

Существуют разные точки зрения относительно того, правильно ли заучивать все буквы алфавита прежде, чем приступать к чтению. Автор оригинальной методики обучения грамоте Н.С. Жукова предостерегает от таких действий. Разработанный ею букварь построен так, что ребенок учит буквы постепенно. По мере увеличения количества знакомых букв слоги становятся разнообразнее и сложнее, а затем превращаются в слова.

Магнитная Азбука Жуковой

Родителям, решившим следовать одной из авторских методик обучения чтению, следует придерживаться рекомендаций их разработчиков. А у тех, кто решил научить ребёнка читать по-старинке, особого выбора нет. Им предстоит сначала вызубрить алфавит, а уж потом приступать к чтению. Показывать буквы ребенку целесообразно уже с двух–трех лет.

Оригинальный способ заучивания букв

Важный момент: согласные буквы с ребенком заучивают так, как они читаются в слове, – без призвука «э». Правильно произносить «р», а не «рэ» или «эр». Если этому правилу не следовать, слог «ра» ребенок станет читать как «рэа» или «эра».

Заучиванию букв способствует их визуализация. Кубики с буквами, магнитная азбука, интерактивный плакат с алфавитом – пригодиться любой вспомогательный инвентарь. Для начала ребёнка нужно научить быстро искать нужную букву среди предложенных. Позже с ним можно выкладывать букву из палочек или спичек, лепить ее из пластилина и, наконец, писать ее. Тем, кто путает буквы, правильно будет предложить ощупывать их объемные изображения с закрытыми глазами. Тактильные ощущения помогают запоминанию.

Надо следить за правильным произношением звуков

Совет: при заучивании гласных важно обращать внимание ребенка на схему звуковоспроизведения. Например «А» – рот широко открыт, «у» – губы трубочкой, «э» – рот растянут в стороны.

Отдельные правила касательно заучивания букв

Важно поощрять ребенка вслушиваться в слова и искать в них нужные звуки. Если заучивается буква «о», можно назвать ребенку начинающиеся на нее слова: облако, олень, ослик. Чтобы проверить, насколько усвоен урок, вперемежку со словами на «о» правильно предлагать ребенку и слова, начинающиеся на другие буквы. Аналогичным способом ребёнка можно быстро научить находить нужную букву в конце и средине слова.

Важно знать: ребенку проще всего выделить в слове начальную гласную (особенно, если она ударная). Относительно просто указать на конечный согласный. При этом выделить начальный согласный и последний гласный малышу очень трудно.

Лепка букв помогает их быстрее запомнить

Полезно писать с ребенком буквы красками, фломастерами. Важно, чтобы в своем воображении при идентификации звука и буквы он не ограничивался определенным размером или цветом. Можно показывать разные шрифты в газетах, на таре и упаковке, на вывесках и т. п.

Совет: ребенка до 6 лет однозначно не стоит путать, предлагая ему к прочтению прописные буквы наряду с печатными.

Тем более, не стоит учить дошкольника писать прописью дома. Полученные в домашних условиях навыки могут не соответствовать представлениям учителя относительно наклона, слитного или раздельного написания, способа соединения и подобного.

Прочтение слогов

Важно, чтобы в восприятии ребёнка 5-6 лет единицей чтения стал именно слог, а не отдельная буква. Буквосочетание должно восприниматься дошкольником как единый графический элемент. Если не уделить этому вопросу достаточного внимания, навык прочтения слогов и слов по буквам может закрепиться у ребенка надолго. Это не даст ему читать слоги и воспринимать слова. Ребёнка, усвоившего неправильную методику чтения, в итоге все равно придется переучивать.

Стоит испробовать следующий способ обучения слиянию букв в один слог. Одну букву пишут в начале строки, другую – в конце. Между ними проводится соединительная стрелка. Ребенку предлагается медленно вести по ней пальчиком и все это время «тянуть» (протяжно произносить) первый звук. Второй звук достаточно произнести кратко. Пример: АðУ произносятся как «ааау», НðО как «ннно».

Слоги-проводилки помогают слитному произношению

В результате таких тренировок ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком по соединительной линии, свободно читать слоги из двух букв. Слоги ребенку нужно предлагать в такой последовательности:

  • состоящие из гласных (ао-, уа-);
  • открытые, состоящие из одной согласной и одной гласной (на-, да-);
  • закрытые, состоящие из одной гласной и одной согласной (ан-, ем-).

Многим детям сложно определить последовательность из букв в одном слоге. К примеру, «ам-» они могут читать как «ма-» или наоборот. Умение правильно сочетать буквы в двухбуквенном слоге нужно довести до автоматизма. Предлагать прочтение трех- и четырех буквенных слогов можно только дошкольникам, слитно и свободно читающим двухбуквенные слоги.

Чтение слогов не стоит рассматривать только как подготовку к прочтению слов. Прочтение слогов, особенно – сложных и непривычных (шпы, впу, смо, здры) тренирует навыки правильного звукопроизношения. В отличие от слов, абстрактные слоги ребенок ни с чем мысленно не связывает, поэтому прочтение слогов устраняет соблазн читать наугад.

Быстрому чтению помогают картинки

Совет: параллельно с чтением стоит научить ребенка 6 лет противопоставлять слоги с твердыми и мягкими согласными (ма-мя, ну-ню, ко-кё). Это поможет ребенку правильно писать их в школе.

Прочтение слов

Традиционно самыми простыми считаются слова, состоящие из двух повторяющихся двухбуквенных открытых слогов типа «мама» и «папа». Дети, ранее тренировавшиеся читать сложные слоги, без проблем осилят слова, состоящие из одного предложения (кот, рак, сон, хор, лук).

При прочтении слов у детей могут возникать проблемы с расстановкой ударения. Эта проблема не имеет универсального решения. Читая слово, ребенку придется его «узнавать». Обеспечить ему такую возможность можно только одним способом – расширяя его кругозор и словарный запас. Важно, чтобы родитель контролировал понимание его чадом смысла прочитанных слов.

Чтение слов по слогам — карточки

Совет: если при переходе от слогов к словам у ребёнка возникли проблемы, стоит упростить ему задачу и разделить слова на слоги черточками.

Пример: му-ха, лу-на, сло-ны, стру-на. Если подобных проблем у ребенка нет, можно сразу читать слова, написанне слитно.

Чтение предложений

Малыш 5-6 лет быстро осознает, что предложение – это законченная мысль. На этом этапе самое время познакомить ребёнка со знаками препинания («.», «!», «?»). По ним маленький читатель должен ориентироваться, где заканчивается предложение. Для начала стоит предложить ребенку предложения, состоящие из двух слов типа «Коля гуляет».

Переход к чтению предложений происходит проще всего

Главная сложность при прочтении предложений состоит в том, чтобы помнить предыдущие слова при прочтении последующих. Лучший способ научить ребенка составлять предложение из трех слов заключается в следующем.

Читается первое слово. Ребенок должен его запомнить. Повторяя его по памяти, он читает второе слово и тоже его запоминает. Далее малыш по памяти повторяет первое и второе слово и читает третье. Так достигается составление и понимание предложения в целом.

detki.guru

Как научить ребенка читать быстро и правильно

По достижении пяти лет у ребенка появляется стремление и желание читать самому. Данный этап очень важен для развития интеллекта и личностных качеств.

Подготовка к чтению и выбор книги

Дошкольник занимался до наступления этого периода тем, что водил пальцем по страничкам книги, рассказывая заученные тексты или выдумывая свои. В 5-6 лет происходят изменения: ребенка интересует сам процесс чтения, получение новых впечатлений и знаний.

Во время чтения у ребят развивается воображение, они учатся мыслить абстрактно, формируется внутреннее представление об окружающем и идет подготовка в усвоении логически сложных конструкций. Для ребенка пяти лет выбирайте книги, которые:

  • заставляют работать воображение,
  • формируют любознательность,
  • воспринимаются легко,
  • содержат достаточное количество наглядного и иллюстративного материала, способствующего усвоению текста.

Программа в современных школах рассчитана на то, что дети, придя в первый класс должны уже уметь читать, хотя бы по слогам. Из этого следует, что обучать своего малыша чтению должны сами родители либо воспитатели в детском саду. Мы поможем вам узнать, как научить ребенка читать быстро и правильно и с чего следует начать.

Начальный процесс обучения

Для начала нужно понять, готов ли ребенок к обучению с психологической точки зрения. Хорошо, если кроха знает некоторые буквы. Как правило, обучение начинается в 5-6 лет, это подготовительная группа в детском саду.

Не нужно начинать раньше времени и принуждать к учебе. Вы можете задолго до школы отбить у ребенка желание учиться. Преподносите уроки под видом игры. И не загружайте слишком большим количеством нового. Пятнадцати минут в день вполне достаточно для изучения основ чтения.

Обучая ребенка в домашних условиях вполне реально добиться прекрасных результатов. Не занимаясь у репетитора, ребенок способен научиться правильно читать, если вы ему поможете в этом деле. Следуйте перечисленным ниже рекомендациям и все получится.

  • Вы видите, что ваш малыш готов к обучению, значит пришла пора выбрать пособие, по которому будут проходить занятия. Более всего популярен букварь Натальи Жуковой. Задания там простые и понятные, просто выполняйте их как рекомендуется.
  • Главное, произносите с ребенком не название буквы, а звук. Тогда он не будет путаться и достигнет успеха в овладении чтением быстрее.
  • Чтобы прочитать слог, необходимо растягивать звуки, чтобы они соединялись друг с другом. Например: «нннн-оооо». Не надо говорить ребенку, что эта буква и эта, вместе будут образовывать слог, то есть не надо называть их по отдельности. Произносите слог сразу, но растягивая буквы, чтобы ребенку было понятней.
  • Начните с простейших слогов, состоящих из двух букв: РА, НА, ПА, КО и других. Если вы видите, что ребенок усвоил их чтение, значит, пора перейти к слогам, начинающимся с гласного звука: АМ, ОК, УС. Как только будут освоены все слоги, и малыш начнет их читать с уверенностью, начинайте читать слова, разбитые на слоги.
  • Пусть ребенок следит, где он читает, в этом ему поможет пальчик. Не стоит забывать делать паузы между словами, а затем и между предложениями, иначе смысл прочитанного будет все время ускользать.
  • Обязательно в первой половине занятия повторите уже пройденный на прошлом уроке материал. Обучение тогда пойдет гораздо быстрее и легче.

Закрепление полученных навыков

Когда ребенок научится читать по слогам, не стоит останавливаться, техника чтения и его скорость требуют также пристального внимания. Также в виде игры можно заняться следующими упражнениями, они помогут закрепить пройденный материал и развить скорость:

  • пишите ежедневно небольшие послания для ребенка. Так чтение ненавязчиво станет необходимым атрибутом жизни;
  • читая книгу малышу, прервитесь на каком-либо интересном моменте и, объясняя это ребенку своей усталостью, попросите прочитать немного самому;
  • смотрите вместе диафильмы;
  • займитесь параллельным чтением: потребуется два идентичных текста, один читаете вы, по другому экземпляру ребенок следит. Увеличивайте незаметно скорость, но ребенок должен успевать за вами;
  • давайте ребенку читать тексты на время, не нужно сравнивать с нормами, просто для интереса;
  • постепенно объясняйте, что можно читать про себя. От этого скорость чтения увеличивается;
  • следите, чтобы ребенок правильно ставил ударение, тогда смысл текста будет всегда ему понятен. Можно поиграть со словом, ставя ударение на каждый слог по порядку, но в конце обязательно проговорите какое же ударение правильное;
  • выписывайте слова, в которых встречаются две согласные подряд и предлагайте малышу периодически их читать, так не возникнет проблем с подобными словами;
  • задание на зоркость и внимательность: среди пяти или шести гласных вставьте одну согласную, написав их на бумаге. Пусть ребенок найдет, что является лишним.

Самое важное – заниматься систематически, не пропуская занятия и не останавливаясь на достигнутом. Каждому это под силу, не волнуйтесь и проводите занятия со своим ребенком в веселой и интересной форме, играя, и не забывая хвалить его.

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5.00 из 5 (1 Оценка)

votinteresno.ru

Как правильно научить ребенка читать по методам Зайцева, Глена Домана и с помощью Букваря

Практически все современные родители стремятся обучить своих детей читать ещё до того, как те пойдут в школу. В этом нет ничего плохого, любое полезное знание развивает мозг, делает маленького человечка умнее, а значит, он будет быстрее осваивать окружающий мир. Существует много методик, поясняющих, как правильно научить ребенка читать, да и многие престижные школы уже заранее предполагают набирать в первые классы детей, не только умеющих бегло читать, но уже и обладающих навыками письма и даже счёта.

Когда рекомендуется приступать к обучению

Вряд ли нужно особо объяснять, почему научить ребенка читать по слогам достаточно сложно. Ведь тут мало просто выучить буквы, надо ещё и понять, как правильно складывать их в слоги и как образовывать сложные фразы и предложения. В результате обучения дети должны не просто проговаривать прочитанное, им нужно научиться ещё и осознанно понимать предложенный текст. Чтобы добиться этого, надо начинать обучение в тот период, когда нервная система малыша и его мозг разовьются до определённой степени. Если начать обучение слишком рано, можно навредить подрастающему организму. В результате вы столкнётесь с разными проявлениями невроза у ребёнка — бессонницей, головными болями, быстро наступающей усталостью и т. д.

Существует несколько факторов, по которым родители могут судить, можно ли уже приступать к обучению чтению.

  1. Ребёнок хорошо говорит, используя сложные предложения. Он уже способен сочинять или пересказывать короткие рассказы и истории.
  2. У малыша завершилось развитие фонематического слуха. Он уже способен сам делать ударение на начальных и конечных слогах слов.
  3. У малыша не нарушена речь, нет проблем с дикцией, речь льётся в нормальных, привычных для людей ритме и темпе.
  4. Ребёночек хорошо ориентируется в пространстве.

Детские психологи и педиатры советуют родителям учить читать своих деток не ранее, чем им исполнится пять лет. К этому возрасту малыши уже могут без проблем усваивать сложные знаковые системы. Правда, есть ещё и дети-вундеркинды, способные научиться читать самостоятельно куда раньше. Но это всё же, скорее, редкое исключение, чем правило.

Методика кубиков Зайцева

Кубики Зайцева помогут родителям научить ребенка читать в игровой форме

Этой методике уже более 20 лет, и она успешно доказала свою эффективность. Суть её состоит в следующем: дети учат не буквы и звуки, а сразу готовые склады. Для этого им на помощь дают специальные кубики, позволяющие знакомить маленького ученика с основами языковой фонетики. Кубики могут быть золотистого цвета, их делают из дерева или металла. Кубики не полые, внутри их находится специальный наполнитель.

Само занятие протекает в форме игры – кроха усваивает гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, шипящие. Наряду с кубиками в систему Зайцева включают:

  • особые таблицы. Родителям нужно повесить их на стенах так, чтобы они находились на уровне глаз малыша. Благодаря таблицам запоминание материала активизируется;
  • аудиокассеты.

Игры-уроки длятся от 15 минут до получаса, а проводить их в домашних условиях можно столько раз в неделю, сколько захочется самому малышу. Нужные слоги требуется не проговаривать, а петь, отчего уроки иногда называют «попевками». Таким способом в игровой манере дети легко усваивают порядка 246 складов родного языка.

Применять методику Зайцева можно без ограничений практически ко всем деткам в возрасте от четырёх до пяти лет. Она вполне подходит даже:

  • детям-левшам, позволяя им быстро и без проблем научиться воспринимать сначала склады, а потом всё слово целиком;
  • детям, страдающим нарушениями психики и эмоционально неустойчивым.

И всё же методика не является идеальной с точки зрения педагогики. Есть в ней как свои плюсы, так и минусы.

Положительными считаются следующие моменты.

  1. Без всякой зубрёжки, в чисто игровой форме, детей обучают сочетанию букв, что позволяет им миновать этап чтения по складам.
  2. Поскольку ребёнок постоянно видит на гранях кубика правильно написанные сочетания букв, он впоследствии сможет научиться грамотно их писать.
  3. Обучать детей по этой методике можно в очень раннем возрасте.
  4. Сами по себе кубики тоже оказывают позитивное воздействие на формирование мелкой моторики малыша и его органов чувств.

Следует также упомянуть и негативные явления, присущие этой методике:

  • её нельзя назвать последовательной;
  • кубики и таблицы – дорогие пособия, их нужно ещё приобрести, чтобы подготовиться к занятиям;
  • когда ребёнок пойдёт в школу, то в первом классе его начнут обучать фонетическому разбору слова. К сожалению, расцветка звуков в табличке там несколько иная, и у него могут возникнуть трудности;
  • постигая сразу склады, дети хуже разбираются в составляющих слов;
  • дети, обучавшиеся по методу Зайцева, могут проглатывать окончания прочитанных слов.

Основы метода Глeна Домaна

В этом случае ребёнка учат читать не по складам, а сразу целыми словами. Имеется набор готовых карточек, в которых изображено всё слово целиком или даже готовое предложение. Дети визуально запоминают изображения готовых буквенных сочетаний по этим карточкам.

Уроки длятся от 10 до 15 минут. Каждую карточку нужно секунд на 15 показывать ребёнку и при этом несколько раз чётко проговаривать её содержание.

Как и в методике Зайцева, метод Домана тоже имеет достоинства и недостатки. Из достоинств следует упомянуть такие:

  • вы можете показывать карточки малышу чуть ли не с первого дня рождения;
  • карточки родители могут сделать самостоятельно, и сами же смогут проводить занятия в домашних условиях;
  • кроме обучения чтению, у детей формируется ещё и фотографическая память;
  • улучшается внимание ребёнка, он становится способен подолгу сосредотачиваться на каком-то определённом объекте.

Но есть, как мы сказали, и минусы. Среди самых важных педагоги отмечают:

  • детям с 3-летнего возраста заниматься по этой методике становится уже не интересно, поскольку процесс обучения требует от ученика пассивного поведения;
  • методика не позволяет придумывать чего-либо нового, приходится ежедневно просто показывать и давать запоминать новые карточки;
  • дети не учатся чтению на самом деле, а просто запоминают информацию и затем анализируют её.

С помощью метода Глена Домана ребенок визуально запоминает нужное словосочетание

Система обучения по Павлу Тюленеву

Автор даже написал специальную книгу – «Читать раньше, чем ходить», в которой подробно описал свой новаторский метод. Тем папам и мамам, кто и вправду интересуются, как научить ребенка читать в 4 года, эта книга будет особо интересна. Её автор утверждает и доказывает на многочисленных примерах, что научить малыша чтению можно уже к двум годикам. К концу же первого года он начнёт вполне осмысленно оперировать буквами и словами.

Важная часть данной методики — начинать занятия с малюткой надо чуть ли не с момента рождения, поскольку именно в первые четыре месяца мозг малыша активно формируется и способен без проблем усваивать сложные и простые графические картинки.

Также важно, чтобы во время обучения малыша ничего не отвлекало – никаких игрушек и т. д., то есть, нужно специально создавать благоприятную среду для учёбы.

Не забываем про классический «Букварь»

Современные «Буквари» изобилуют громадным количеством красивых рисунков, изображений знакомых детям мультипликационных и сказочных персонажей. Авторы «Букварей» предлагают общепринятый способ учить чтению по традиционному методу:

  • ребёнок изучает буквы и слоги;
  • слоги постепенно складываются в слова;
  • гласные звуки в книге сочетаются с согласными и т. д.

Педагоги советуют выбирать «Буквари», в которых изучение букв алфавита и правил их соединения в слоги подавалось бы одновременно (параллельно). Это позволит малышу сразу начинать знакомиться с основными принципами чтения.

Особенную пользу могут принести «Буквари», в которых используется система обучения чтению по методу Жуковой. Книга написана так умело, что по ней ребёнок может дома заниматься и самостоятельно – странички наполнены забавными рисунками, большими буквами и слогами. Заниматься по такому «Букварю» будет интересно и родителям, и детям, оба получают настоящее удовольствие. За короткое время пятилетнего малыша можно научить чтению, поскольку методика Жуковой умело совмещает в себе традиционный метод, дополняя его оригинальными наработками логопедов.

С помощью Букваря и его красочных иллюстраций ребенок быстро научится читать

8 важных правил

Какую бы методику обучения чтению вы ни выбрали, обязательно следуйте основным правилам, которые помогут вам лучше организовать процесс обучения. Приведём эти правила.

  1. Наиболее эффективными считаются короткие занятия, где в последовательной форме даётся новый материал. Вот чего-чего, а нудных инструкций нужно избегать – пояснения должны быть коротенькими и чёткими.
  2. Не заставляйте ребёнка заниматься насильно. Вам ведь нужно, чтобы маленький ученик любил эти занятия, чтобы он пристрастился к чтению. А насильно, как говорится, мил не будешь. Помните, малыш должен сам хотеть заниматься. Для этого вам нужно стимулировать его интерес: раскладывайте дома в разных местах красочные книжки, сами частенько читайте ему что-нибудь интересное.
  3. Будет лучше, если вы тоже любите читать – дети охотно подражают своим родителям. Если кроха часто видит папу или маму с открытой книгой (когда все дела по дому сделаны), он интуитивно захочет быть «как папа» или «как мама».
  4. Обучайте сначала только звукам. Т. е., показывая кубик или картинку с литерой, произносите не «эр», «эм», «эс», а именно звуки: «р», «м», «с». После уже можно будет дать ему понятие самих букв, и он поймёт, что «эр» и знакомое ему «р» — это одно и то же.
  5. Помните главное правило: повторение – мать учения. Вам не нужно никуда торопиться, у вас не должно быть никакого обязательного плана. Поэтому повторяйте и повторяйте всю доносимую до малыша информацию, не требуя, чтобы кроха после двух-трёх раз уже безошибочно всё запомнил.
  6. Чем больше в обучении элементов игры – тем лучше. Купите магнитную азбуку и раскладывайте с её помощью буковки слитно на доске, формируя из них готовые слоги и слова. Прикрывайте ладонью часть буквы, демонстрируя её малышу, и предлагайте догадаться по фрагменту, какая это буква. Пусть в «угадках» участвуют, к примеру, мама с малышом, а папа показывает. Угадывают оба (причём мама, конечно же, должна чуть-чуть поддаваться).
  7. Начинать нужно с простых и знакомых повторяющихся слов – па-па, ма-ма, имя ребёнка или имя домашнего любимца, если они несложные. Когда малыш освоит слоги, начните прикреплять к знакомым слогам слитно по одной новой букве. Например: до-м, со-н. Затем можно уже формировать простые предложения: мама дома, папа ест суп.
  8. Когда малыш начнёт уже сносно читать, приучайте его к быстрому чтению. Для этого в виде игры предлагайте читать отдельные фрагменты из книг и засекайте время по секундомеру. Успехи малыша в чтении отражайте в специальном дневничке, а также упоминайте о них вечером за общим столом в присутствии близких.

В чём состоит поэтапность обучения

Чтобы хорошо понимать, как научить ребенка читать в 4 года, нужно знать, в какой последовательности лучше это обучение организовать. Его этапы должны быть следующими.

  1. Заготовьте заранее какой-нибудь обучающий материал. Самому легко изготовить кружочки, вписав в них 10 гласных литер, причём сами кружочки должны быть красного цвета – так они обозначаются в звуковых схемах. Материал желательно развесить по всему дому, напевать гласные буквы вместе с малюткой или давать ему угадать звук в знакомых песенках.
  2. Создавайте карточки с согласными буквами, придумывая заранее, с чем может ассоциироваться у малыша изображение каждой буквы, в каких словах она встречается. Начните подставлять согласные буквы к гласным, напевая их совместное произношение, причём в разных интонациях. Такая музыкальная игра детям нравится.
  3. Освоив с малышом несколько согласных букв, начинайте соединять слоги, добавляя к двум литерам третью: со-н, но-с. Самые ходовые короткие слова можно тоже запечатлеть на карточках. Удобно также применять магнитную азбуку.
  4. К сложным словам переходите, когда малютка освоить чтение коротеньких, в три – четыре буквы, слов. Методика должна быть такой же – слова пишете на листиках, листики расклеиваете, читаете вместе. Временами меняйте расположение листиков, чтобы ребёнок их узнавал.
  5. Изучая новое, время от времени повторяйте старое.

Вывод

Итак, вопрос, с какого года следует начинать учить малыша чтению, не совсем корректен. Есть методики, требующие, чтобы ему уже исполнилось пять лет, а есть и такие, которые рассчитаны на первые четыре месяца жизни. С какого метода в таком случае начинать — решать родителям.

Желательно, чтобы для учёбы у вас был под рукой какой-нибудь вспомогательный материал: карточки с изображением букв или отдельных слогов, магнитная азбука или же красочный «Букварик».

Стоит лишний раз пояснить, почему нельзя давить на детей — этим вы превращаете интересное занятие в «обязаловку», вырабатывая у ребёнка устойчивое отвращение к книге и чтению.

Дела пойдут куда лучше, если вы сами любите читать книги и «заразите» своего ребёнка.

Занятия должны быть краткими, если они предполагают обучение сложным вещам. Если же урок идёт в интересной игровой форме, то дети сами будут хотеть его продолжить или пожелают, чтобы вы проводили такие занятия почаще.

Читайте также

prochado.ru

Как научить ребенка читать в 6 лет в домашних условиях: секретные методы, игры и реальный опыт от мамочки первоклассника

Давайте сделаем осознанный и осмысленный выбор. Вы сможете привить такую любовь к чтению, которую вряд ли удастся учителю, если у вас в доме регулярно читают и обсуждают прочитанное. Будьте готовы, что в школе вам скажут, не надо ничему учить, всему научим в школе сами. Здесь же в классе обычно 30-35 человек, урок длится 30 минут, т.е. меньше минуты на ученика. И может так случится, что ребенок будет не успевать, тогда учитель вам скажет, занимайтесь дома, т.к. ребенок не читает. Технику чтения проверят, чтобы определить сколько слов в минуту он читает. Отсюда сами выбирайте учить или нет ребенка читать дома, но помните, нельзя привить ребенку любовь к чтению, если вы сами не читаете. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому! Давайте разберем, как научить ребенка дошкольника читать быстро, правильно и легко по слогам и бегло целые слова.

Когда можно начинать учить ребенка читать?

  1. Ребенок четко и правильно выговаривает буквы, и слова без ошибок и чисто, т.е. без дефектов.
  2. Когда он уже знает несколько букв. Вы начали их изучать тогда, когда он к ним проявил интерес сам, а не в 3 или 2 года, когда подруга сказала, что они уже учат буквы.
  3. Когда он их с легкостью узнает в любом варианте написания.
  4. Он их не путает и четко отличает О от А и К от Ж.
  5. С радостью лепит их, рисует или играет с ними.
  6. Учить буквы исключительно начиная с гласных и передвигаясь затем на изучение согласных.
  7. Будьте внимательны произнося буквы, звуки. Произносите согласные без гласных призвуков.
Видео о том, как правильно подготовиться к обучению родителям:

Важные скрытые трудности

Желание родителей научить обычно выливается в копию школы, когда ребенок неподвижно сидит за столом, а вы в роли учителя объясняете, но это в корне не верное представление. Лучше, когда обучение идет в форме игры, пусть ребенок будет учителем, так он научится в разы больше. Играйте тогда у вас есть свободное время, достаточно и 5 минут, чтобы ребенок в практике усвоил в разы больше, чем за 30 минут обучения в привычном для нас понимании. Решив учить читать своего ребенка, родители сталкиваются с разными трудностями, среди распространенных - это:
  • не правильно заученные буквы с помощью аудио-буквариков или книг, например часто весящие таблицы произносят не М а МЕ, не Р , а РЕ.
  • ребенок не понимает как их соединять;
  • особую трудность вызывают ом, ум, ав когда гласные идут впереди согласных;
  • начиная читать слова из 5-6 букв ребенок забывает начало слова.

Что с этим кошмаром делать, а главное как?

  1. Начать разбирать, что ребенок не понимает.
  2. Читать исключительно по 2-3 буквы, росчитка (таблица слогов) - это лучший помощник. Она есть на нашем сайте, а еще ее можно приобрести в варианте книги.
  3. Заниматься не более 15 минут в день, в игре и с радостью.
  4. Хвалить за малейшие успехи.
  5. Показывать малышу, зачем ему этот навык. Например, попросить прочитать название магазина, улицы и т.п.
  6. Критиковать используя схему КПК - комплимент, программа, комплимент. Какой ты молодец все правильно прочитал, чуть ошибся, но потом справился, я тобой горжусь!
  7. Двигаться от простого к сложному, до тех пор, пока ребенок не станет с легкостью читать слоги по 2-3 буквы, к чтению слов нельзя переходить!
  8. Перечень игр в какие надо играть буквами, чтобы ребенок понял, что это легко и просто.

Плюсы и минусы обучения чтению ребенка дома:

Плюсы:

  • он будет идти впереди класса и легче усваивать материал, даже если адаптация в школе будет трудноватой;
  • когда скажут читать бегло, ребенок это уже будет уметь;
  • техника чтения не будет вызывать у вас ужас;
  • с легкостью будет успевать по другим предметам, так как прежде чем сделать задачу или упражнение их надо прочитать и понять;
  • сможет читать с удовольствием без негативных эмоций. криков и не важно как будет двигаться весь класс по буквам, ему останется научиться их правильно писать;
  • не надо будет необходимость индивидуальной работы с ребенком либо наем репетитора; сможет читать и выполнять домашнее задания в разы быстрее, чем его одноклассники.

Минусы:

  • если вы переусердствуете и ребенок научится большему, чем просто чтению, то ему будет не интересно на уроках;
  • научить необходимо правильному чтению, отсюда называть буквы правильно не ВЕ, а В и т.п.

Зачем вам все это знать?

Чтобы избежать ошибок и отказаться от идеи ребенку самостоятельно обучаться по говорящим книгам, телефонам или букварикам, в этих случаях минусов в разы больше.

Как научить ребенка читать в 6 лет в домашних условиях быстро и в игровой форме?

Самый быстрый метод всегда имеет массу минусов и среди них, то, что ребенок начинает также быстро это все забывать. Поэтому начните уже сегодня, ведь найти 15 минут в день сможет даже очень занятая мама или папа. Учится будет ребенок в игровой форме на много легче и без принуждения и слез. Всегда любое занятие начинайте со слов: А давай поиграем в игру...

Игры, которые будут развивать навык чтения вашего ребенка постоянно:

  • какие буквы спрятались на картинке;
  • нарисуй букву и разукрась ее, буква с глазками, руками, ножками;
  • слепить букву из пластилина, глины, теста;
  • сложить из мозаики выученные буквы;
  • вырезать из бумаги и картона играть в ролевые игры, например М - мама, а П буква - папа, а еще у них есть Д - доченька и С - сын или по имени. Вы играете в знакомую игру, только называете как бы по имени П, М или Д, С. (Это могут быть такие игры: пожарная станция, стройка, ремонт машин, школа, детский сад, концерт, путешествие...)
  • играем в буквенное лото;
  • пока идете по улице называете 5 слов на букву А или любую другую, которую вы учите.
  • сложить из букв слово не более 3-4 букв;
  • из большого слова складываем маленькие слова;
  • слова наоборот, вы говорите слово наоборот, а ребенок переставляет и называет правильно Оху - Ухо, Тор - Рот.
  • рисовать на манке или любой другой крупе буквы и не дорисовав попросить угадать, что за буква.
Видео посвящено обучению чтению в игре:

Для мальчиков

Можно встретить такую формулировку: как научить ребенка - мальчика балбеса читать в 6 лет в домашних условиях ? Приклеивать к ребенку ярлыки - это в корне не верно, поэтому давайте его назовем шустряк или увлеченный чем-либо кроме чтения. Задача - увлечь его, спросите что ему интересно? Сделайте список тем:
  1. Игры.
  2. Мультики.
  3. Герои любимые (роботы, динозавры, машины).
  4. Секции куда ребенок ходит, например, дзюдо, футбол, плавание.
  5. Космос или другая интересующая.
  6. Истории или легенды про воинов.
И все делайте с использование каких-либо смежных с этим тем. Например, слова берем связанные с темой любимых героев сказок или мультфильмов, а также это может быть про космос. Тогда и ребенок начнет играть в близкие и увлекающие его игры, а не читать, вообще чтение становится вспомогательным инструментов. Например, интересующемуся ребенку космосом, дарят энциклопедию или книгу про него, тогда даже просто разглядывая картинки он захочет узнать что там написано.

Давай вместе!

Самая волшебная фраза творящая чудеса. Не ждите, что ребенок возьмет книгу и сам станет читать. Предложите ему вместе почитать и посмотреть картинки, все что вы делаете вместе очень скоро он сможет делать сам, без вашей помощи. Видео по реализации совета давай вместе: Найдите в различных вариантах разукраски с любимыми героями, где подписаны слова печатными буквами и пробуйте читать, останавливаясь на самом интересном месте.

Как это может выглядеть для мальчика?

Увлечение: рыбалка. Пишем слова связанные с рыбалкой для чтения и загадок: рыбалка, рыба, рыбак, удочка, река, море, река, окунь, рак, наживка, червь, поплавок, крючок, поклевка, клев, снасть. Книги про рыбалку для детей: берем в библиотеке либо приобретаем в магазине. Готовим ребусы из написанных выше слов + переставление букв. Скороговорки и поговорки про рыбалку: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. На зорьке не встал — рыбалку потерял. Кто удить не ленится, у того рыба ловится. К тому, кто рано встает, рыба сама в руки идет. Болтуна видать по слову, рыбака — по улову. Говори об ухе, когда рыба в руке. Заядлого рыбака поутру не толкают в бока. Рыбачил до вечера, а поужинать нечего. И в рыболовстве везение — это труд и терпение. Также может коллекционировать советы или рекомендации и наблюдения.

Для девочки

Для девочки пример: увлечения феями Винкс и домашними грызунами. Ищем журнал про феи Винкс или энциклопедию про грызунов, библиотека для книг или магазин, но есть и дополнительный вариант — это интернет, рекомендуем выбрать качественные статьи и распечатать читая с дочкой. Подбор слов: Имена Фей, колдовство, фея, волшебство, подруга, крылья, летать, природа, яркое солнце, пламя дракона, волны, технологии, музыка. Загадываем ребусы и слова. Играем в слова, проговариваем слово, она называет его по буквам. Рассказываем про героя, его надо угадать и выложить его имя из палочек или спичек, возможны любые палочки, например, для демакияжа или счетные палочки. Сложить из букв имена фей Винкс либо любимых принцесс.

Читаем по слогам

Давайте разберем как быстро и хорошо научить ребенка читать по слогам?

Когда вы уже с ребенком одолели гласные и начали изучать согласные, то самое время начинать обучение читать по слогам. Чтобы максимально облегчить процесс обучения родителям, предлагаем вам сделать вариант таблицы расчитки на русском и розчитка на украинском.

Такие таблицы очень удобно использовать особенно, когда знакомство со слогами только началось. Если есть желание поиграть в слоги, то распечатайте сразу 2 экземпляра таблиц, попробуйте складывать из букв простые слова, не более 3-4 букв. Лучшие варианты, когда слова простые, например, Мама, Маша, Папа, Саша, Петя, Вася, баба. Когда ребенок не путается с новой выученной согласной, то самое время предложить разные слоги, например, МА, МО, МУ, но и АМ, ОМ, УМ, т.е. вы следите, чтобы слоги начинались как с согласных, так и гласных. Не раздражайтесь снова и снова объясняя ребенку, как читаются буквы вместе и как звучат в отдельности. Иногда может потребоваться и несколько раз, в других случаях повторять необходимо несколько десятков раз. Всегда говорите, все ок! Ты молодец! У тебя все получается! Смотри, в прошлый раз ты эту букву не назвал, а сейчас уже сразу сказал ее, а через неделю, ты сможешь ее читать по слогам! Если у малыша не получилось, вы говорите: Давай вместе! Видео помощь родителям, как сделать так, чтобы ребенок научился всему легко: Не забывайте повторять эти 2 фразы и показывать на пальцах: Все в порядке! Молодец! Пробуйте петь слоги, просто называть показывая указкой вдвоем. Когда ребенок начинает их с легкостью узнавать, то самое время пробовать складывать простые слова по слогам или из отдельных букв и читать.

Как складывать?

Важно не торопиться читать до тех пор, пока слоги из таблицы не будут читаться у него легко, прямо на лету будет узнавать. Практикуйтесь в слогах до автоматизма в разных играх. 1. Отлично подойдут знакомые книги или стихи, выбирайте знакомые стихи с простыми словами и пробуйте их читать, выкладывая из слогов, которые читает ваш малыш. Мама мыла раму. Маша пила сок. Саша ел кашу. 2. Попробуйте показывать слоги в таблицах и отдельные буквы. Чтобы ребенок угадывал такие слова: рак, мак, рот, нос, ухо, кар, пар, гав, жар, вор. Работая с таблицей по очереди сначала вы, потом малыш, а вы складываете слова. Ма-Ма, ЧА-Ш-КА, РЕ-П-КА, ПА-ПА, МА-ША, МУ-ХА, ЛИ-ЗА, СА-ША, ФИ-ЛЯ, т.е. вы работаете с таблицей. Вы показываете слог, потом 1 букву, потом еще слог, например слово чашка, если букв 3, то слог и 1 буква ра-к.

Почему таблица лучше, чем азбука букв и слогов?

Родители часто приобретают их по просьбе учителя, но потом они оказываются мало востребованными. Минусы их в том, что их необходимо вырезать, особенно если это на картоне, не всегда буквы и слоги влезают в разъемы и там держатся. Плохо организованные для использования и хранения, требуют конвертов или других емкостей для хранения и в конечном случае они вообще рассыпаются и теряются. Хранить разрезанные буквы, как и пользоваться весьма неудобно. В этих случаях лучше использовать кубики с буквами, для наглядности и хранения они практичнее, но при некачественной печати и наклейке они быстро облезут, а еще их часто очень мало для слов с 5 или больше букв. Все эти игры практикуем по мере освоения ребенком новых букв. Здорово для разрядки, потом из кубиков построить башню и развалить, чтобы любое обучение шло через игру.

Как правильно читать по слогам?

Если вы поддались искушению и купили ребенку “Мой букварик” таблицу настенную или плакат с буквами, нажимая на них он озвучивает буквы, существуют такие еще планшеты и книги. Так вот главная ошибка таких устройств, что называют они буквы, а не звуки, т.е. вместо — Р -ЭР, В — ВЕ, Б-Бе и т.п. И самое страшное, когда ничего не подозревающие родители начинают учить своего ребенка читать, начинается настоящий взрыв мозга вместо Мама получаем МЫ А МЫ А. В мама ну ни как не складывается. Поэтому не рекомендуем идти на поводу у таких устройств, если все же решили ими воспользоваться слушайте что произносит такой плакат или книга, если неверно, то лучше не брать.

А что же делать?

Вешаем аналогичный плакат, либо распечатанную таблицу и каждый раз когда ребенок спрашивает отвечает звук ПРАВИЛЬНО, ведь теперь известно почему крайне важно сразу научить ребенка правильно называть звуки.

Какой самый быстрый способ обучения чтению?

Однозначно игровой, если ваши идеи иссякли, то воспользуйтесь нашими рекомендациями. Играем в игру, сначала мама показывает ты читаешь, потом мы меняемся ролями.
  1. Разгадываем ребусы рисуем картинки и через них загадываем слово, например, слово молоко. Маша Оля Луна Окно Каша Обед
  2. Найти в небольшом тексте все слоги на Ма.
  3. Из слогов складывать вымышленные ребенком слова и придумать свой тарабарский язык.
  4. Видео том, что такое тарабарский язык:
  5. Выкладывать слова вертикально, читаем слова сверху вниз и наоборот.
  6. Слоги или слова могут терять буквы. Такие угадайки.
  7. Складываем слова с носком или варежкой, ребенок их обучает какие есть буквы и как читать. Закрываем 1 букву и надо угадать слово.
Вариант игры с носком в видео: Теперь у вас есть целый комплекс игр для обучения чтению правильно и без ошибок, важно, что это происходит в увлекательной игровой форме и дает родителям возможность подстраивать процесс обучения под каждого ребенка индивидуально. Меняя тематику под увлечения малыша.

Теперь вы знаете, как научить ребенка быстро читать и техника чтения вашей семье не страшна!

Пробуйте разные методы и варианты, желаем вам легкого, быстрого и увлекательного обучения чтению. Пусть ваш малыш с легкостью освоит чтение и получает удовольствие от него постоянно осваивая новые книги и знания!

kayu.ru

Как научить чтению ребенка 6 лет и младше?

Традиционно чтению в нашей стране придается особое значение, и родители ближе к 3 годам своего малыша начинают задаваться вопросами о том, в каком возрасте и какими способами помочь ребенку освоить этот навык.

Решая, не пора ли вашему крохе уметь читать, не стоит форсировать события в угоду родительским амбициям: не сравнивайте своего ребенка с детьми, которые в 3–4 года уже овладели этим навыком. Каждый малыш индивидуален и развивается в собственном темпе.

Когда начинать обучение чтению?

Поэтому прежде чем приступить к обучению, примите во внимание два важных фактора:

  • возраст;
  • физиологическая готовность.

Чаще всего до 4 лет учить ребенка читать не имеет особого смысла. Он слишком мал для того, чтобы усердно и с интересом сидеть над книжками, изучая буквы и слоги, кроме случаев, когда малыш явно проявляет к этому настойчивый интерес. Но зато в 5–6 лет начинать осваивать буквы и слоги не только желательно, но и обязательно: современные методы школьного обучения зачастую предполагают, что дети приходят в первый класс, уже умеющими читать хотя бы по слогам. Более того, это умение поможет первокласснику легче адаптироваться к новому этапу в жизни, связанному с началом обучения в школе.

Кроме возраста большое значение имеет и физиологическое развитие. Именно с ним связан тот факт, что одни дети читают в 4 года, а другие в 6 лет только начинают этому учиться. Признаки физиологической готовности к чтению следующие:

  • речь сформирована, малыш умеет говорить фразами и способен без особых затруднений изложить историю;
  • отсутствуют логопедические проблемы;
  • хорошая ориентация в пространственных понятиях (вверх, вниз, вправо, влево);
  • распознавание звуков в любой части слова.

С чего начать обучение?

Занятия с детьми должны быть регулярными, интересными и непродолжительными. В первое время будет достаточно посвящать им около пяти минут. В будущем их продолжительность можно будет увеличить до 30–40 мин.

В первую очередь следует выучить буквы. Проще всего это сделать, используя кубики с картинками: рисунок поможет сопоставить изображенный предмет с определенной буквой (барабан – «Б» и т. д.). Обучение должно проходить в форме игры, пусть ребенок попытается найти кубик с заданной буквой самостоятельно. Помочь можно в том случае, если малышу не удается его отыскать в течение 2–3 минут.

Приступать к изучению букв в такой форме можно с 3–4 лет.

Как научиться читать по слогам в домашних условиях?

После того как вы прошли этап разучивания алфавита, и ребенок свободно ориентируется в буквах, пора переходить к чтению по слогам. Обычно дети готовы к этому в возрасте около 5 лет.

Обучение следует начать с соединения согласной и гласной букв в пару: нужно дать понять малышу, что они звучат слитно. Выполняя домашние дела или гуляя на улице можно в игровой форме раскладывать простые короткие слова на слоги. Точно так же раскладывайте и те слова, которые ребенку удалось прочитать самостоятельно.

Осваиваем короткие фразы

Освоив чтение по слогам, можно приступать к простым словам и коротким предложениям. Чем фраза короче, тем лучше, иначе к ее концу малыш, скорее всего, забудет, чем она начиналась. Желательно выбирать такие книжки, чтобы рядом с каждой фразой или словом находилась картинка, иллюстрирующая ее содержание.

Ругать ребенка за неуспехи не следует, в противном случае он потеряет свое стремление к чтению, а главной ассоциацией с ним будет недовольство родителей и наказание.

Заниматься чтением в шестилетнем возрасте можно ежедневно по 30–40 минут в день, но только с согласия ребенка. Для этого следует придавать занятиям форму игры и выбирать книжки, вызывающие интерес.

Какие есть способы обучения чтению?

На сегодняшний момент существует несколько популярных методик, применяемых с целью обучения детей чтению:

  1. Звукобуквенная система Б. Эльконина, на ее основе построена большая часть букварей. Она ориентирована на развитие способности ребенка различать в речевом потоке фразы, отдельные слова, звуки и соотносить это с печатным текстом, для чего необходимо развивать фонетико-фонематический слух. Выбирая этот способ, учтите, что он основан на способности анализировать, которая начинает закладываться у детей только с 3–4 лет.
  2. Методика Н. Зайцева (кубики Зайцева). В числе ее преимуществ то, что процесс обучения проходит в форме веселой подвижной игры. В основе этого способа лежит обучение чтению на основе написанных на кубиках складов – комбинаций букв, органично связанных с речью, благодаря чему они легче усваиваются. Склады не являются тем же самым, что и слоги, т. к. в отличие от последних, складом может быть и отдельная согласная. Кроме всего, кубики Зайцева имеют «голос», т. к. содержат внутри различные наполнители, что поможет ребенку ассоциировать звуки, исходящие от кубиков, с глухими и звонкими звуками речи; изготовлены они в разных цветах и размерах. Методика Зайцева широко используется при домашнем обучении и в негосударственных образовательных учреждениях (курсы, частные школы и детские сады).
  3. Следующий известный способ обучения чтению носит имя Глена Домана. Изначально он был разработан для детей с проблемами в развитии. Система Г. Домана направлена на то, чтобы научить ребенка читать целиком слова, которые для него пишут родители на прямоугольных карточках из картона. Слова должны быть написаны крупными красными буквами, а показ карточки сопровождается громким и четким произношением слова. Данная методика рассчитана на то, что малыш, просмотрев и услышав много слов, самостоятельно поймет правила чтения. Хороших результатов по данному способу обучения могут достигнуть в основном дети, склонные к синтетическому анализу, т. е. к движению мысли от общего к частному.

Какую бы вы методику ни выбрали, не забывайте, что чтение должно быть не обязанностью, а интересным и увлекательным занятием. Обязательно хвалите ребенка даже самые малые достижения, так он будет чувствовать себя увереннее, что неизбежно отразится и на результатах его обучения.

9psy.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]