Многие мамы и папы интересуются, как научить ребенка читать. Как правильно начать обучение чтению. Об это мы расскажем ниже. Только полезные советы и способы в нашем материале.
Если вы считаете, что ваш малыш уже интеллектуально готов к обучению чтения, но возраст пока не позволяет отдать его в школу? Вам не придется ждать! Без помощи педагога вы сами можете научить своего ребенка читать. И, конечно, он будет развиваться быстрее, чем его сверстники.
Нет никакой нижней границы начала обучения чтению. Обучение чтению можно начинать уже с самого раннего возраста, так же как вы учите всему остальному.
Именно так, как вы показываете ребенку зверюшек: «А это котенок, который говорит «мяу»!», – также можно научить малыша буквам.
Если вам нравится такая идея, вы можете инвестировать, например, в плюшевые буквы, которые будете показывать ребенку или сделать самостоятельно карточки из цветного картона с изображением букв.
Для детей старшего возраста идеальным моментом для начала обучения чтению будет время, когда малыш сам начинает интересоваться буквами и пытается самостоятельно что-то прочитать.
Чтобы научить ребенка читать, необходимо придерживаться определенного алгоритма. Нельзя в один прекрасный день сказать своему ребенку: «А с сегодняшнего дня мы учимся читать», после чего раскрыть перед ним букварь. Обучение чтению требует времени. Медленно, терпеливо, все по порядку – начало обучения чтению может быть довольно трудным.
Во-первых, ребенок должен знать буквы. Лучше всего их учить во время игры или использовать с этой целью соответствующие книжки. Спрашивайте малыша на улице или в магазине, какие буквы он узнает. И ни в коем случае не расстраивайтесь его невежеству. Изучение букв займет некоторое время, но ведь и спешить некуда.
Во-вторых, когда ребенок будет уже знать буквы, нужно научить складывать их в слоги и слова. Это может показаться сложным, но большинство детей справляется с этим достаточно быстро. Всего нескольких дней упражнений на основе игры достаточно, чтобы ребенок прекрасно понял, о чем идет речь.
Третий шаг – это правильное обучение чтению. И здесь придет на помощь именно умение складывать буквы в слоги – ибо, как утверждают многие специалисты, именно чтение по слогам дает наилучшие результаты.
Серьезной ошибкой многих родителей, которые пытаются научить ребенка читать, является уверенность в том, что если он знает буквы, то может читать все. Увы, нет. Для начала выбирайте самые простые тексты. Их можно купить, а можно распечатать. Например: «Это кошка. Ее зовут Мурка», – именно на таком уровне. Не рекомендуется читать рукописные тексты – для этого еще не время!
Очень важно, с самого начала научить ребенка читать по слогам. Чтобы облегчить этот процесс, покупайте специальные книжки или сделайте их сами. В последнем случае слоги в словах должны быть разделены двумя контрастными цветами, например, красным и черным.
Сначала дайте ребенку пример, объясните, что читать надо по слогам «ма-ма». Каждый раз, когда малыш пытается читать по-своему, мягко напоминайте о слогах. Уже через несколько дней малыш научится.
Когда ребенок начинает справляться с простыми словами, предложите более длинные, однако без сложных символов и звуков. Только когда ребенок в меру свободно начинает читать (что не означает плавно!), можно начать изучение специальных сочетаний букв.
Чтобы облегчить обучение, возьмите специальную доску или ватман, на которой записывайте проблемные звуки. Произносите их, спрашивайте ребенка, объясняйте в случае ошибки и приводите примеры. В конце концов, можно перейти к чтению сложных для ребенка, а для взрослых нормальных текстов.
На этом этапе ребенок может начать скучать, пытаться избегать занятий. Но этого можно избежать!
Теперь можно без проблем создавать тексты самостоятельно, опираясь на предпочтения ребенка. Пишите о динозаврах, принцессах или невероятных историях. Прежде чем что-то писать – спросите у ребенка, о чем он хочет сегодня почитать.
Отличной идеей является игра в поиск ошибок. Предупредите ребенка, что сделали три ошибки в тексте, и он должен их найти. Например, для фанатика динозавров: «Тираннозавр Рекс ел только бананы и клубника». Это замечательная игра, благодаря которой ребенок приобретает мотивацию к чтению и отлично проводит время.
Во-первых, естественно, что ребенок, прежде чем доберется до конца предложения, уже не помнит предыдущих слов. Не делай упор на знание того, что малыш прочитал!
Во-вторых, максимальное время обучения чтению сначала 10 минут, потом 20, иногда – 30, независимо от того, является ли текст прочитанным или нет. Если ребенок очень устал, капризничает, не может сосредоточиться, не настаивайте и смените вид деятельности. Ничего не надо делать через силу – это основа хорошего обучения чтению.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
lirunet.ru
Я очень люблю читать и в свободное время часто сижу с книжкой. Поэтому очень хочу привить ребенку к чтению и книгам. Это не только отличный способ занять малыша, пока что маме нужно что-то сделать, но при этом тренируется память, воображение, развивается умение создавать образы. В общем читать очень полезно и интересно.
Но существуют возрастные ограничения и куча методик как быстро научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Давайте разберемся когда начать и какой метод использовать.
Сегодняшний компьютерный век мало способствует чтению книг, но нужно обязательно научить ребенка этому полезному и необходимому навыку. Желательно сделать это еще до школы, чтобы ребенок пришел в класс подготовленным и не числился среди отстающих. Так ему будет проще адаптироваться к новым правилам и условиям.
Методик обучения беглому чтению с раннего возраста существует множество. Очень сложно неопытным родителям отдать предпочтение одной из них. В то же время каждый понимает, что научить читать ребенка необходимо. Но для этого нужно хотя бы в общих чертах представлять себе процесс развития восприятия звуков, образов, умения их сопоставлять между собой.
В каком возрасте начать обучение?
Известно, что всеми человеческими действиями руководит мозг. Он получает внешние сигналы, преобразовывает их в умозаключения и отдает команды для действия. Так вот действие, способное осознать, что окружающие предметы имеют не только устные названия, но могут выглядеть в виде графических образов приходит к человеку к 5-6 годам.
Этим обусловлено время, когда ребенка можно учить читать. Но речь идет об осознанном чтении. О связном и логичном повествовании. А вот буквы, слоги и простые слова ребенок может освоить значительно раньше — около 3,5 — 4 лет.
У детей прекрасно развито воображение. Они прекрасно могут перевоплощать абстрактные неодушевленные предметы в реально действующие. Ребенок играет с лошадкой и не задумывается, что она ненастоящая. То же происходит и с изучением рисунков. Персонажи на них реальны. И воспользоваться этим для ассоциации картинки или предмета со звуками вполне возможно.
Начало обучения
Не все родители представляют себе, как быстро научить ребенка читать. Просмотр книг с картинками, когда малыш запоминает образы на иллюстрациях и учится ассоциировать их с реальными, должен перетекать в обучение письменному их названию.
С этого и начинается обучение чтению. Хорошо использовать книги, в которых под картинкой написано наименование крупным шрифтом. Например, под изображением котенка крупно написано «КОТ». Так ребенок может начинать запоминать принадлежность определенных букв образу. Буква «М» определенно «мамина», а «П» — «папина». Так проще сопоставлять звук и предмет, которому он может соответствовать.
Не следует маленького ребенка учить буквам в алфавитном порядке. Его воображение еще не способно воспринимать эту логику. И отсюда вытекает главный вопрос: когда, в каком возрасте следует начинать изучение букв и чтения.
Возрастные особенности восприятия букв и звуков
Ребенок осваивает звуки мира и пробует их произносить с самого рождения.
Начинать необходимо именно со знакомых ему образов: машинка, лошадка, совок, тарелка, яблоко, снег, окно… Для наглядности можно из снега выложить букву С, а из машинок собрать М. Он станет запоминать, как конкретная буква выглядит, какому предмету или действию она соответствует. Разумеется, слово целиком ему еще в это время недоступно.
Уместно использование не только кубиков с буквами и картинками. Это прекрасно, что на кубике ребенок сможет наглядно увидеть, что каждая буква соответствует определенной картинке:
Но не стоит и пренебрегать книжными иллюстрациями. Во-первых, ребенок сразу сможет воспринимать аналогию между буквами и печатной книгой. Привить интерес именно к бумажному изданию, в котором есть знакомые персонажи, очень важно. Если заинтересовать ребенка в игровой форме познавать по рисункам графические наименования предметов, то дальнейшее обучение чтению пойдет легче.
К трехлетнему возрасту дети могут складывать устно слова в предложения. То есть фразы усложняются и обрастают дополнительными словами. Ребенок этого возраста может говорить: «я не буду кушать», «я хочу играть», «мама, дай мне яблоко». С этого времени и можно показать малышу, что слова имеют не только «свою» букву, но и название из букв. Но не следует пытаться учить ребенка складывать слово из букв. Буквы для него — самостоятельные единицы. А вот слоги ему дадутся легче. Разумеется, самые элементарные: мама, папа, окно, снег, кот, шар, юла. То есть знакомые ему образы, соответствующие определенным буквам.
Более сложные слова, состоящие из нескольких слогов, можно будет учить с ребенком после 4-х лет. Но желательно избегать слов с мягким и твердым знаками, буквой «ы» и «й». А вот для «е» и «ё» можно показать различия: еда и ёжик, ёлка и едем. Разные звуки — разные буквы.
Чтобы освоить как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, не стоит показывать, что они складываются из разных букв. Можно продемонстрировать, что два звука сливаются, соединяются, стремятся друг к другу: ма, па, ко, ло. Только после того, как он сможет освоить такое пропевание слитных слогов, можно присоединять следующие: ло-ж-ка. Разумеется, каждое слово должно быть подтверждено наглядным образом — картинкой или предметом, персонажем.
Вполне можно буквы писать вместе с малышом, так ему будет легче привыкнуть к их очертаниям, и слоги будут сливаться проще. Главное, весь процесс обучения должен органично вписываться в игру. Если изучение букв и слогов будет выглядеть, как наука, то ребенок очень быстро соскучится, ему надоест это занятие.
В таком возрасте он пока не может сосредотачиваться на определенном виде деятельности относительно долгое время. И тем более не в состоянии осознавать, что что-то делать необходимо. Соответственно, и процесс игры-обучения не должен затягиваться. Начинать следует с 3-4 минут занятий. За которым последует то, что заведомо увлечет ребенка. Так он станет отождествлять получение знаний с удовольствием.
Например, ребенок любит играть с машинкой. Можно три минуты посвятить кубикам с буквами, а затем эти кубики погрузить в кузов и катать машину.
Обучение чтению — необходимость современности
Сегодня существует очень много мнений относительно обучения детей. С одной стороны, в моде раннее развитие ребенка, с другой, врачи говорят об опасности раннего обучения для психического и эмоционального развития. Бедные неопытные родители совершенно не знают, кого в этой ситуации слушать.
Но придется признать, что бабушкино ворчание о том, что школа всему научит и не надо ребенка раньше времени насиловать, нынче неактуально. Достаточно знать, что при приеме в школу дети должны уметь читать, считать, знать цифры. Можно с 6 лет отдать ребенка в подготовительную школу, это придется сделать.
Но это уже будет серьезное обучение. Представляется, что когда соберутся вместе совершенно незнакомые с буквами несколько детей, то обучение будет не столь эффективным. Такие занятия перед школой хороши тем, что уже полученные знания будущий ученик научится использовать, а так же понимать, что это не только игра, но и наука.
Поэтому лучше в процессе игры и доверительных бесед с родителями научить дитя основам чтения. Хорошо, если в семье принято читать детям книжки, а не только смотреть мультики. Если ребенок будет слушать, как мама читает интересные сказки, наверняка он и сам захочет делать так же. И обучение чтению не станет каторгой ни для ребенка, ни для его родителей.
Чтение как подготовка к школе
Все описанные способы изучения ребенком букв, звуков, слогов относятся, пожалуй, к основам чтения. Даже к приучению его осознавать предметы и персонажи не только в виде изображений, но и в виде графических названий. Чтением пока назвать это в полном смысле сложно.
Но как только малыш будет хорошо ориентироваться в звуках и сможет складывать простые слова из слогов, можно учиться читать. Это будет хорошей подготовкой к школе, и начинать это стоит не раньше пяти лет. Ребенок в этом возрасте более усидчив и может концентрировать свое внимание на более длительный период времени. И конечно, предыдущие занятия тоже сыграют положительную роль.
Здесь на помощь может прийти простой букварь. В нем прекрасно сочетаются изображения со словами, которые разделены на слоги. Это отлично решает задачу, как правильно научить ребенка читать по слогам. Так как ребенок уже умеет слоги читать, ему не трудно будет видеть, что из них можно складывать более сложные слова.
Здесь же начинается тренировка памяти и внимания. В новых словах будут встречаться новые сочетания слогов. Например, «мама», «рама» уже доступно и легко, поскольку складывается из двух аналогичных слогов. А вот слово «окно» состоит из одного слога открытого, а другого закрытого. То есть первый слог начинается с гласной. Но связывается он так же, как и «ма».
Когда ребенок научится складывать слова без особых усилий, следует усложнить ему задачу.
Такие задания прекрасно тренируют усидчивость, внимание, сосредоточенность и умение выполнять то, что поставлено в задаче. Эти качества важны и для дальнейшего понимания смысла прочитанного, и пригодятся в школе на занятиях.
Только после освоения всех навыков чтения, когда ребенок будет внимательно прочитывать слова, понимать их значение, можно переходить непосредственно к чтению. Малые предложения типа «мама мыла раму» уже освоены и не представляют трудности. Но речь состоит из более сложных сочетаний слов.
Нужно обратить внимание человечка на человеческую речь вообще. Как говорят родители, другие люди, он сам, герои мультфильмов? Если в семье в принципе читаются книги, и процесс чтения не является необычным, то легко можно прибегнуть к прочтению отрывков уже знакомых произведений.
1. Самые простые варианты — сказки. В их текстах нет сложных предложений, отягощенных деепричастными оборотами или вводными словами, отступлениями. Там события изложены в простой форме, предложения непосредственно следуют за действиями героев. Еще одно достоинство сказок — издание их с красочными иллюстрациями и крупная печать.
С такими книгами шестилетний ребенок вполне может начинать знакомство лично, а не на слух. Но разумеется, под маминым руководством и с ее помощью. Текст типа «Жили-были старик и старуха» вполне по силам ребенку. Небольшая сказка «Три медведя» или «Колобок» помогут освоению чтения предложений и связных текстов.
2. Здесь может помочь параллельное чтение. Когда мама читает текст, а ребенок шепотом прочитывает то же самое одновременно по другой книге. Затем можно поменяться ролями. Во время чтения текста мама может допускать ошибки, чтобы завлечь ребенка внимательно следить за чтением и пониманием. Можно пропустить слово или даже предложение. Пусть малыш заметит ошибку, а это произойдет, если он действительно внимательно читает вместе с матерью.
Это важно еще и для того, чтобы научиться читать «про себя» так же внимательно как и вслух. И поможет решить задачу, как научить ребенка читать быстро. Поскольку исчезает дополнительная связующая команда мозга: вижу — читаю — понимаю — произношу. Процесс произношения исключается, и завершается на понимании.
3. Можно добавить упражнение по складыванию слов. Как в известной игре. Написать длинное слово или просто набор букв и составлять из них слова — кто больше. Со временем выработается умение предвидеть слова.
4. Этим же целям будет служить и упражнение по угадыванию. У слова есть начало и конец, нужно догадаться, что это за слово и дополнить недостающими слогами. Эти оба задания будут способствовать беглому чтению и пониманию без произнесения вслух. Боковое зрение охватывает продолжение слова, пока глаз только начинает читать первые его буквы. Поэтому упражнение с угадыванием поможет ускорить и чтение, и восприятие.
5. Здесь же уместно научить понимать конечный смысл предложения. Ведь при угадывании слова можно ошибиться и смысл текста изменится. Для этого можно при параллельном чтении допускать подобные ошибки и обращать внимание ребенка на изменившийся смысл целого предложения. Например: «Зашумели крыльями гуси-лебеди, и Каша спряталась под яблоньку». Какая каша? Правильно — Маша. В этом случае можно научить ребенка читать быстро и правильно, как и потребуется ему в последующем.
Итак, учить чтению ребенка просто необходимо. Это и умение узнать новое, и развитие памяти, внимания, усидчивости. Но нужно соблюдать меру и порядок обучения, нужно знать как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Не стоит начинать с трехлетнего возраста учить слова, особенно сложные. Достаточно понимания букв, слогов и соответствия их определенным образам. Обязательно — обучение должно быть в форме игры, развлечения.
Разумеется, есть дети, имеющие склонность к раннему чтению. Но это особые случаи. Таким детям достаточно помочь освоить слоги и складывание их в слова. Дальше, скорее всего, их не придется учить. Для них чтение является потребностью, и они научатся читать книги так же, как научились есть ложкой. Основная же часть детей нуждается, особенно сегодня, в обучении чтению. И здесь очень важна помощь родителей и их положительный пример.
lazy-mama.ru
Благодаря всем известному букварю с Мурзилкой когда-то учились чтению миллионы детей. Спустя время, эти дети сами стали родителями, и теперь они задаются вопросом: как научить ребенка читать? Обучение по старому букварю для них уже неактуально.
Некоторые родители предпочитают нанять репетитора, или возить ребенка в специализированный развивающий клуб, где все навыки ребенок обретет под чутким руководством педагогов. Но и в домашних условиях возможно научить ребенка чтению по слогам. В этом и плюс, ведь это дополнительное общение с родителями.
Несмотря на то что в наше время набирает популярность развития навыков чтения практически с пеленок, специалисты рекомендуют начать обучение с 6 лет. По мнению офтальмологов, раннее обучение ребенка чревато проблемами со зрением, так как цилиарная мышца не до конца сформирована. Именно эта мышца отвечает за остроту зрения.
Методик обучения стало так много что в них можно запутаться — на чем остановить выбор, и максимально эффективно научить ребенка чтению. Разберем основные методики.
Методика делится на несколько этапов: изучение букв и, далее — изучение слогов. На первом этапе рекомендуется использовать специальную азбуку «УРАМИР». Если верить основателю методики, то благодаря этой азбуке ребенок освоит основы начальной школы в кратчайший срок. На втором этапе, изучения слогов Тюленев рекомендует использовать сначала карточки, далее печатную машинку или компьютер с набором таблиц, и только потом специальные кубики. Для освоения второго этапа предусмотрена целая система игрозаданий.
Основным преимуществом методики является то, что родитель только создает развивающую среду, а малыш в процессе игры получает навыки и знания самостоятельно.
Глен Доман занимался обучением детей с различными заболеваниями мозга, показывая им карточки, где красным большим шрифтом были написаны слова. Занятие по такой схеме длилось не более 15 секунд, и таких занятий было по 10-15 в день. В результате дети обучались чтению.
Сейчас эта методика широко распространена как для больных, так и для здоровых детей, но все же, именно вокруг нее больше всего споров.
Дидактическим материалом являются карточки, которые мама показывает ребенку. Если к ним добавить развивающие игры, творчество и больше фантазии, ребенку наверняка понравится такой метод.
Если вы ищете ответ на вопрос методика Домана — как заниматься просто переходите по ссылке и читайте.
Для обучения не понадобится азбука, названия букв знать необязательно. Согласно этой методике, чтобы читать по слогам в домашних условиях, нужно использовать кубики. Играть и учиться – основная характеристика метода. Основная единица языка в кубиках Зайцева – склад. Это сочетания согласных и гласных букв, из которых можно составить слова.
Дидактический материал – кубики различных цветов и размеров, таблицы. Продолжительность занятий на начальном этапе не должна превышать 10-15 минут, и идти от простого к сложному. В процессе обучения существует множество игр и складовых попевок, кубики воздействуют на различные органы чувств. Все это разнообразие вызывает интерес у детей, а это залог успешного обучения.
Как быстро научить ребенка говорить букву «р» и в каком возрасте занятия с логопедом обязательны?
Букварь построен по принципу: от простого к сложному, им удобно пользоваться при обучении чтению в домашних условиях. Внизу каждой страницы есть пометки для родителей: где проявить особое внимание, что проработать в первую очередь. Особый раздел посвящен соединению букв в слоги. Для закрепления навыка чтения слогов, на каждой странице есть столбцы слогов, их можно читать в любом направлении.
Материал в букваре подобран таким образом, что малыш в процессе обучения и сам не заметит, как читает уже текст целиком.
В игровой ситуации или просто в увлекательном занятии процесс восприятия повышается.
Только тогда это принесет успех.
Не столько важна продолжительность, сколько выработка системы занятий.
Дети дошкольного возраста неспособны их воспринимать.
Сочетайте занятия с физминутками, пальчиковыми зарядками и различными разминками.
У каждого ребенка свой темп восприятия. Не стоит сравнивать малыша с кем-то еще.
Главное, что следует учесть: все дети индивидуальны, и именно вы можете подобрать именно ту методику, которая будет оптимальна для вашего ребенка. Старайтесь найти те методы и приемы, которые подойдут именно вам.
Взаимодействию ребенка с электронными устройствами посвящена наша следующая статья — ребенок и компьютер.
umnyash.ru