Как научить ребенка думать


Как научить ребенка думать

Свободно мыслящий человек для большинства является идеалом, образцом развития человеческой природы. Нам нравятся люди, способные по-настоящему свободно мыслить. И многим родителям хотелось бы именно такими видеть своих детей в будущем. Но, насколько воспитание детей способствует свободному мышлению?

Обычно родители хотят от своих детей, чтобы те «думали правильно», то есть думали по уже заведенному образцу. Где – то это разумно, иначе каждый ребенок вынужден был бы проходить путь духовной эволюции, проделанный человечеством в течение веков. Это и невозможно, и не нужно, поэтому родители предоставляют детям готовые ответы на вопрос – как жить в этом мире.

Но, обучая ребенка правилам и отношениям в обществе, мы часто блокируем свободу его мышления. Приучая ребенка слушать старших, важно не разрушить его способность думать самому.

Как совместить свое влияние на ребенка и возможность воспитать свободно мыслящего человека?

Начнем с того, чего делать НЕ СТОИТ, если вы хотите вырастить ребенка мыслящим человеком.

Директива «Не думай»

Существует особый механизм, который влияет на способность ребенка к самостоятельному мышлению. Это родительские директивы, скрытые послания, в частности директива «Не думай». Больше о скрытых посланиях, которые мы передаем детям, можно узнать из вебинара «Осторожно, слова!» ЗДЕСЬ.

Эта директива, как и другие, передается в словах и действиях родителей.

На словах она звучит:

«Не умничай!»

«Не витай в облаках!»

«Что, самым умным себя считаешь?»

«Много будешь знать, скоро состаришься!»

«Не рассуждай, а делай, что тебе говорят!»

«Не думай об этом, отвлекись» (говорится в проблемных ситуациях)

«Много думать вредно!»

«Много ты понимаешь!»

«Ты пока мал об этом рассуждать!»

Своим поведением родитель также может передавать директиву «Не думай!», кода выглядит раздраженно, насмешливо, нетерпеливо, слушая вопросы или рассуждения ребенка.

Если родитель искренне считает, что мышлению ребенка не стоит доверять, и ничего ценного и интересного в его словах и мыслях нет, то он обязательно транслирует ребенку директиву «Не думай».

Также содержат директиву «Не думай» фразы:

«Ты просто думать не хочешь!»

«Где твоя голова?»

«Совсем не соображаешь!»

Такие слова, хоть и маскируются под побуждение ребенка подумать или «подумать еще раз», внушают ему недоверие к своей способности размышлять.

В результате получения директивы «Не думай» у детей развивается глубокое недоверие к результатам своей умственной деятельности, и даже сомнение в самой ее возможности. Это отношение переходит во взрослую жизнь, препятствуя любой деятельности, связанной с мышлением, принятиям решений. Во взрослом возрасте человек, получивший такую директиву, испытывает страх перед принятием решений, у него может быть снижена способность к анализу, он может совершать странные необдуманные поступки, часто таких людей преследуют головные боли психосоматического происхождения.

Родители, передающие такую директиву детям, как правило, не имеют планов испортить им жизнь. Они просто стремятся поддержать свой авторитет, обеспечить дисциплину, оградить ребенка от болезненных мыслей, уберечь от опасных решений. Однако, позитивные намерения родителей никак не спасают дела, директива действует весьма разрушительно.

Таких слов лучше ребенку не говорить! Тем более, что они говорятся часто, не с целью воздействовать на ситуацию, а с целью сбросить эмоциональное напряжение родителей. Так, например, родитель, раздраженный тем, что ребенок не может решить задачу, говорит ему: «Ты просто не думаешь!». При этом родитель в глубине души понимает, что эта фраза никак дела не улучшит, но с ее помощью он выплескивает свое напряжение.

Чтобы избавиться от поведения, которое транслирует ребенку директиву «Не думай», родителям имеет смысл для начала заметить, те эпизоды, когда директива передается. Для того, чтобы лучше понять, почему вы передаете эту директиву, стоит разобраться и в себе. Если вы сам носитель такой директивы, ваши родители передали ее вам, то вы, весьма вероятно, передаете ее своим детям, как эстафетную палочку.

Дети часто приходят к неожиданно точным выводам, у них часто бывают свежие и яркие суждения. Чтобы развить способность к анализу, мышлению, ее надо тренировать. Следующие фразы, обращенные к ребенку, помогут ему поверить в то, что он одарен разумом и способен его использовать:

«Ты многое можешь понять сам»

«Давай вместе рассуждать»

«Твои выводы о ситуации очень важны»

«Ты сможешь разобраться в этом»

«Расскажи, как ты это видишь».

Ребенок думает, делает свои выводы, стремится ими поделиться. Если в ответ на это ребенок встречает грубые одергивания или равнодушие, его мыслительные способности не процветают. Но, если внимательно относиться к первым суждениям ребенка, они обязательно будут развиваться.

Как поддержать свободу мышления ребенка

Некоторые стратегии помогут вам поддержать свободу мышления и независимость ребенка.

1. Поддерживайте индивидуальные решения

Часто родители, видя то, как действует ребенок, склонны направлять его на правильный путь. Иногда это оправданно, например, когда речь идет о безопасности. Вы не можете позволить ребенку неправильно держать нож или обращаться с огнем. Но, очень часто, родительские вмешательства существуют и в тех областях, где это вовсе не обязательно. Например, родители настойчиво направляют игры, способы ребенка рисовать или заниматься иным творчеством. Даже в таких, казалось бы, творческих областях над родителями, а, следовательно, и над детьми довлеет норматив.

Для того, чтобы освободить ребенка от тотального давления норм и заранее предписанных форм деятельности, попробуйте ослабить контроль в тех областях, где это возможно. Как правило, дети, если взрослые не нависают над ними непрерывно, изобретают свои собственные способы действовать и это очень ценные ростки индивидуальности, творческого начала. Понаблюдайте за детским способом действовать, спросите ребенка, почему ему удобно именно так, попросите даже научить вас действовать новым способом.

Важно постараться не вмешиваться в процессы, которые являются формой выражения внутреннего мира ребенка – это, прежде всего, игра и творческие занятия. Пусть хотя бы в этих областях ребенок будет свободен реализовать самого себя без страха совершить ошибку. Может быть, вам кажется, что ребенок все бросает, ничего не доводит до конца, небрежен, несобран и игра его слишком примитивна. Однако, возможность принимать свои решения очень ценна в жизни детей, мир которых часто весьма зарегулирован требованиями к ним и оценками. Предоставьте ребенку свободу там, где это возможно.

Какую свободу может иметь ребенок:

Иногда одеваться полностью по – своему вкусу, даже если одежда кажется родителям нелепой.

Обустроить свой уголок, небольшое пространство по своему вкусу.

Дружить с теми, кто нравится ему.

Делать дела собственным способом, например, совершать уборку так, как удобно ему, если общий результат вас устраивает.

Заниматься творческими занятиями в любой удобной для него форме, не стремясь каждый раз к результату.

 2. Интересуйтесь мнением ребенка

Не спешите давать готовый ответ в спорных ситуациях, конфликтах, не замыкайте ребенка на идее, что существует всего один правильный ответ. Само наличие разных мнений, возможность и ценность высказывания этих мнений – это важное послание ребенку.

Читая ребенку книги, не спешите объяснять повороты сюжета, постарайтесь хоть немного дать шанс на размышление самому ребенку. Часто дети, уже запуганные перспективой ошибиться в своих суждениях, уже обработанные директивой «Не думай», страшатся высказывать свое мнение взрослым или пытаются угадать по их лицу правильный ответ. Назидательная литература, поучения родителей, вся система государственного образования приучает детей думать, что есть единственно правильный ответ. Но, чем старше ребенок, тем больше нужно давать ему шансов на самоопределение по важным вопросам, на высказывание своего мнения.

Иногда родители дают ребенку высказаться лишь для того, чтобы в случае неверного суждения ребенка выдать ему подходящие аргументы, исправить его. Они по настоящему не интересуются тем, как и что думает ребенок, они сконцентрированы на том, чтобы направить его мысли в нужное русло. Важно понимать, что такая тактика имеет мало общего с тем, что называется интересом к мыслям ребенка. Если вы просто лукавите, маскируя нравоучения под интерес, ребенок сразу это почувствует и замкнется.

3. Вместе с ребенком размышляйте над спорными ситуациями

Если ребенок приходит к вам за советом, используйте эту ситуацию, чтобы помочь ему развить навыки мышления. Не стремитесь сразу же объявить ему, как правильно поступить.

Во-первых, примите тот факт, что ребенок может знать ситуацию лучше вас, а значит и возможностей решения у него больше, хотя он этого может не осознавать.

Во-вторых, стереотипный выход не всегда лучше, а ребенок в силу незамутненности своего взгляда способен выдать более свежее решение.

В-третьих, сам процесс размышления может быть более ценным, чем готовый ответ на вопрос: как мне поступить?

Рассмотрите с ребенком ситуацию и предположите несколько вариантов решения.

Чтобы лучше разобраться в ситуации, предложите ребенку такую игру:

шаг 1 

Опишите ситуацию: кто участники, в чем причина конфликта. Не спешите на этом этапе. В зависимости от возраста и характера ребенка можно использовать рисунки, помогающие понять ситуацию, игрушки. Например, можно зарисовать конфликт, используя разные цвета для обозначения эмоционального фона и состояния участников. Можно рисовать участников в виде геометрических фигур, животных с разными характерами, в виде любых образов, которые подскажет воображение ребенка.

На этом этапе вы можете использовать игрушки, для создания игровой иллюстрации. Образы могут быть «говорящими»: персонажа, который видится агрессивным, ребенок может обозначить волком, персонажа, от которого ожидается защита, например, доброй феей.

шаг 2

Попытайтесь вместе с ребенком понять, что каждый персонаж чувствует и думает в этой ситуации.

Важно, чтобы ребенок смог взглянуть на ситуацию немного со стороны, отделить себя от эмоционально значимой и конфликтной истории. На этом этапе можно предложить ребенку вжиться в других персонажей, попробовать понять их настрой. Это расширяет для ребенка возможности понимания других людей.

шаг 3

Создайте два или более сценариев развития ситуации. Конфликтные ситуации отличаются тем, что кажутся безвыходными.  Предлагая ребенку создать не один, а два или больше сценариев, вы уже тем самым сообщаете ему, что возможных выходов из проблемной ситуации может быть много.

Не волнуйтесь, если ребенок предлагает фантастический сценарий, который нельзя реализовать в жизни. Впоследствии у вас будет время обсудить, что можно сделать в жизни, а что только в фантазии.

Сам по себе процесс придумывания фантастического выхода имеет собственную энергетику, раскрепощающую мышление ребенка.

шаг 4

Выберите понравившийся сценарий. На этом этапе далеко не всегда удается определиться с тем, как действовать дальше, но это и не требуется. Ваша задача просто выбрать сценарий, который видится вам удачнее других, и поговорить о том, почему он привлекает.

Не стоит волноваться, если вы в результате предложенной игры не найдете абсолютно идеальный вариант. Нам часто трудно смириться с тем, что процесс размышлений не привел нас к желаемому – то есть к идеальному решению. Но, сам процесс этой игры более важен, чем конкретный результат.

Главная задача предложенной игры – трансформировать ситуацию конфликта, придать ей объем и живость, позволить ребенку проявить свои способности.

4. Изучайте искусство вместе с ребенком

В изучении такого искусства, как музыка живопись, скульптура, мода, проще быть свободным в суждениях, чем, например, при анализе книг или кино. Это наиболее доступная область для того, чтобы развивать у ребенка способность доверять себе, свободно рассуждать. Просите ребенка выразить свое отношение к предметам или явлениям искусства, не ограничивая его правильными готовыми суждениями.

В искусстве также существует нормативное прочтение, однако, общаясь с ребенком, не стоит торопиться давать ему готовые ответы. Прислушивайтесь к его реакциям на произведения искусства, побуждайте размышлять о них, исследовать свои чувства.

Система образования успеет внушить детям, что есть «правильное» прочтение и понимание искусства, задача же родителей дать детям немного больше свободы.

 5. Множество решений

         Представление о том, что у проблемы есть правильное и неправильное решения сильно ограничивает перспективу.

Сталкиваясь со сложными ситуациями вместе с ребенком, возьмите за правило, придумывать как минимум три решения. Это оптимистичный подход, который заранее настраивает на целое пространство возможных выходов, вместо узкого коридора «единственно верного способа».

Тренироваться лучше на простых примерах. Что делать, если забыл пенал дома, промочил ноги, опоздал на зарядку, не досталось игрушки. Предложите ребенку придумать пару вариантов выхода и еще один запасной. При этом не оставайтесь в стороне, включайтесь с поиск решений. Показывайте пример трех решений в своих личных проблемных ситуациях. Не критикуйте варианты ребенка, важно не то, чтобы все предложенные выходы были идеальными, а то, что ребенок начинает видеть себя способным найти выход, причем не один.

После простых ситуаций можно переходить с ребенком к более сложным, например, к конфликтам в отношениях с людьми.

6. Домашний мозговой штурм

Решая простые или сложные семейные задачи, устраивайте мозговые штурмы. Каждый при этом имеет право высказать свое предложение, но никто не имеет право критиковать или отвергать предложения других. На этом этапе можно выбрать дежурного, который выдает штрафные очки участникам штурма за критику вариантов других участников. Поощряйте активность ребенка, дайте ему понять, что он способен генерировать идеи.

После создания списка идей можно устроить тайное голосование, чтобы каждый высказался за понравившуюся идею. Можно также вслух обсуждать предложенные варианты.

Для развития свободного мышления ребенка важно, что взрослые относятся к его идеям уважительно.

© Елизавета Филоненко

Больше о развитии самостоятельного мышления ребенка можно узнать в книге «Детки без клетки: пять ступеней к развитию самостоятельности детей».

mama-papa-help.ru

Ideas for parents

— У меня мальчик, такой непоседа. Его за занятия, за учебу не посадить, ему бы все в футбол гонять. Нам, наверное, не подойдут ваши вебинары. Там усидчивым нужно быть.

Вебинары предназначены для родителей. Я объясняю материал и даю практическое задание, которое вы уже должны сделать с ребенком. Одна хорошая новость: мы не будем играть в шахматы или учиться писать крючочки в прописях. Все задания надо будет выполнять на ходу, между делом, без специальных пособий или тетрадей. И хорошо если ребенок в это время не будет сидеть за партой. Потому что умственное развитие малыша происходит параллельно с физическим, это естественно, ведь мозг - часть организма.

— Скажите, когда мне этим заниматься? Дом, работа, готовка, уборка, глажка, снова работа. Тут не до вебинаров. Хотя очень хочется. И дочка к знаниям тянется.

Нам некогда и будет некогда всегда. Время идет, дети взрослеют, мы мучаемся от чувства вины и того, что когда-то где-то не успели и не до дали. Для занятий и игр с ребёнком, которые я буду предлагать, вам не понадобится выделять еще 1-2 часа в день. То время, которое мы можем провести с ребенком по дороге в детский сад или в бассейн, мы будем учиться наполнять умным, продуктивным общением. Уверена, что после тренинга вы будете развивать мышление – по привычке, просто потому, что не можете по-другому.

— А мой муж говорит, что все это ерунда. В школе всему научат и нечего деньги выкидывать.

Ведущие психологи и педагоги считают, как раз наоборот: «Не спешите отдавать детей в школу, учить читать или писать. Обучающие занятия никуда не уйдут, главное – развить воображение и поддерживать нестереотипное мышление. Если это не сделать до 7 лет, будет поздно – воображение ребенка уйдет в пассивную форму» А я от себя добавлю. Ни один учитель ни в одной государственной школе не будет развивать мышление и творческий потенциал вашего ребенка. Задача учителя: рассказать материал и проверить что его хорошо ЗАПОМНИЛИ. Часто чтобы быть отличником нужна только хорошо натренированная память. Скажите, а хватит ли этого, чтобы стать успешным, гибким, динамичным, креативным человеком? Чтобы построить блестящую карьеру и стать профессионалом в своем деле?

— Старший ребенок вырос без всяких занятий и прекрасно соображает – отличник

Повторюсь, главное условие хорошего обучения в школе – хорошая память и внимание. Мышление и воображение – может развиваться благодаря каким-то увлечениям ребенка, а может так и остаться в зачаточном состоянии. И ответе сколько у вас знакомых, которые в школе были отличниками, но оказались абсолютно не востребованными в жизни, работают уже не один десяток лет рядовыми сотрудниками в пыльном офисе за мизерную зарплату? И является ли хорошее обучение в школе залогом успешного будущего?

— Я могу все это найти бесплатно в Интернете

Это мои собственные наработки и результат пятилетней работы с детьми в этом направлении. К тому же суть тренинга – получить практические навыки. Едва ли вы сможете построить эффективную систему по отрывочным знаниям из интернета

— Я могу купить книжки по ТРИЗ и заниматься сама

Книги – это хорошо. Сама трачу не меньше часа в день на чтение книг по развитию и воспитанию детей. Но скажите, даже если в книге предлагаются упражнения и задания, как часто вы добросовестно их выполняете? А если у вас возникают сложности, то сможете ли обратится к автору за советом?

— Я хочу развивать ребенка разнопланово, а не по одной методике

Я не предлагаю забыть вам о посещении бассейна и не говорю, что мои занятия заменят музыкальную или художественную студию. Родители часто понимают, что в дополнение к занятиям в студиях и кружках, надо развивать мышление. Но с практической стороны, абсолютно не понятно с чего начать. Кроме того, любознательность, творческая активность - качества необходимые в любой деятельности

— Что мне даст один тренинг – это наверно постоянно заниматься надо..

За 2 недели тренинга вы наработаете практический опыт занятий по развитию мышления и воображения на лету. Получив необходимые знания, закрепив результат и почувствовав вкус к изобретательской деятельности, вы уже никогда не сможете вяло и скучно отвечать на бесконечные почему вашего ребенка.

ideas4parents.ru

Как научить ребёнка думать

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок был не только здоровый, красивый и добрый, но и умный. Большинство мам и пап мечтают, чтобы  их дочь или сына хвалили в детском саду и школе (как минимум), чтобы они получили высшее образование, а может, и учёную степень (как максимум).

Понятно, что фундамент для исполнения этих мечтаний необходимо закладывать с раннего детства.  Но это совсем не значит, что ребёнка с пелёнок нужно усаживать на занятия по нескольку часов в день, заучивать большой объём теоретического материала и читать исключительно энциклопедии. Будет гораздо лучше, если мы предложим детям то, что им интересно и доступно – игры. Ведь в игре тоже можно научиться очень многому, и, что весьма  важно, не потерять интерес к знаниям.

Здесь я предлагаю игры, с помощью которых дети учатся думать (т.е. у детей развиваются различные виды мышления – образное, словесно-логическое, понятийное, абстрактное). Большинство из них можно использовать   практически в любом месте: дома, в поликлинике, магазине, машине (о других играх можно прочитать здесь). Играя, не забывайте меняться с ребёнком ролями.

«Подбери следующее»

Для кого. Для детей от 5 лет.

Какая польза. Ребёнок учится устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями, понятиями (т.е. развивается логическое мышление).

Как играть. Попросите ребенка  подобрать слово, которое должно следовать за предложенным (например, «Сначала – первый, а потом?..»):                         

первый -

метель-                  

зима-

почка-

цыплёнок -

лето-

дождь-

завтрак-

седьмой -

молния—

гусеница -

и т.д.

Если решение позволяет предложить несколько ответов (например, за словом «первый» может следовать слово «второй», а может — десятый»), подробно обсудите их все, а потом выберите вместе с ребенком наиболее точный.                  

Для кого. Для детей от 5 лет (если играете с картинками, а не со словами, то можно и раньше – с 4 лет) и до бесконечности.

Какая польза. Ребёнок учится сравнивать и классифицировать предметы и понятия, анализировать информацию (т.е. развивается образное, понятийное и логическое мышление).

Как играть. Прочитав слова (или рассмотрев картинки), предлагаем ребёнку  ответить на вопросы: «Какое слово — лишнее? Почему?». Уровень сложности заданий регулируйте в зависимости от возможностей ребёнка.   Если подходящих картинок нет, их можно рисовать самим (наличие художественных способностей необязательно: главное, чтобы ребёнку было понятно, что вы изобразили).                    

Тарелка, чашка, стол, чайник.

Берёза, осина, сосна, дуб.         

Диван, стол, кресло, дерево.

Карандаш, кукла, мел, пенал.

Землетрясение, тайфун, гора, смерч.

Круг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

«Кем был?»

Для кого. Для детей от 5 лет  и до бесконечности.

Какая польза. Игра помогает научиться устанавливать причинно-следственные связи (т.е. развивается логическое мышление).

Как играть. Попросите ребёнка подумать и ответить, кем (чем) был раньше:

-  Цыпленок (яйцом);

-  Лошадь (жеребенком);

-  Дуб (желудем);

-  Рыба (икринкой);

-  Бабочка (гусеницей);

-  Хлеб (мукой);

-  Шкаф (доской);

-  Дом (кирпичом) и т. д.                                                                                                                                                                                                                 

«Назови причину и следствие»

Для кого. Для детей от 6 лет и старше.

Какая польза. Игра помогает научиться устанавливать причинно-следственные связи (т.е. развивается логическое мышление).

Как играть. Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления есть причина, то есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?», и следствие, т.е. ответ на вопрос «Что происходит из-за этого?» Приведите пример: лед — появляется, когда очень холодно и замерзает вода (причина); скользко, можно упасть (следствие).

Попросите ребенка назвать причину явлений:

  - наводнение (пример ответа: таяние снега, разлив реки – причины; разрушение домов, дорог и т.д. - следствие);

 - гололёд;

 -  почки распустились;

  - птицы запели;

 - двойка;

 - живот болит; мама сердится; пылесос работает и т.д.   

Лучше, если ребёнок постарается придумать как можно большее количество ответов.

«Каким бывает мяч (стол, бумага, цветок и т. д.)?»

 Для кого. Для детей от 5 лет и старше.

Какая польза. В игре ребёнок учится рассматривать предмет с разных сторон, видеть все возможные его признаки (т.е. развивается понятийное и абстрактное мышление).

Как играть. Попросите ребёнка ответить на вопрос «Каким бывает предмет (любой, на ваше усмотрение)». При этом желательно назвать как можно больше характеристик. Например, мяч бывает большой, маленький, резиновый, кожаный, легкий, тяжелый, набивной, теннисный, футбольный, красный, с полосками и т. д.

Для кого. Для детей от 4 лет и старше.

Какая польза. В игре ребёнок учится узнавать предмет (изображение), мысленно «складывая»  его из частей (т.е. развивается такая мыслительная операция, как синтез). Кроме того, игра способствует развитию восприятия.

Как играть. Выберите в книге или журнале простой рисунок. Обязательное условие: ребенок не должен предварительно видеть, что там нарисовано. Затем возьмите кусок чистой бумаги размером, как минимум,  вдвое больше выбранной картинки. В центре проделайте небольшое отверстие – величиной с рублевую монетку. Чистой бумагой накройте рисунок и водите ею так, чтобы ребенок увидел все изображение, но не сразу, а по частям – в этом маленьком вырезанном кружочке. Спросите ребенка, что нарисовано на картинке. Для детей постарше можно выбирать более сложные картинки, а также не только предметные, но и сюжетные.

Для кого. Для детей от 5 лет и старше.

Какая польза. Игра учит ребёнка видеть предмет или явление с противоположных точек зрения, устанавливать причинно-следственные связи. Таким образом, у детей развивается абстрактное и логическое мышление.

Как играть. Объясните ребенку, что у любого предмета или явления есть и положительная, и отрицательная стороны. Попробуйте найти, что положительного (хорошего) и отрицательного (плохого) есть в следующем: дождь идет; мороз; лето; телевизор и т.п. (Можно использовать какой-то конкретный предмет, особенно когда только знакомите ребёнка с игрой или если он ещё маловат.)

Например, игрушечная машинка.

Хорошо – красивая, яркая, можно игрушки возить, интересно играть и т.д.

Плохо – может быстро сломаться, из-за нее можно поссориться, она громко гремит, когда катится по полу и т.д.

Для кого. Для детей от 5 лет и старше.

Какая польза. С помощью этой игры ребёнок упражняется в установлении причинно-следственных связей (развивается логическое мышление).

Как играть. Играть лучше с несколькими детьми (игроками). Ведущий одному из играющих задает вопрос на ушко, чтобы остальные не слышали. Тот, кому задан вопрос, вслух отвечает на него (повторять вопрос вслух нельзя), например, «Я люблю мультфильмы про Винни-пуха и Карлсона». Остальным нужно угадать, какой вопрос был задан. 

Для кого. Для детей от 5 лет и до бесконечности.

Какая польза. Игра развивает умение устанавливать причинно-следственные связи, упражняет в классификации, учит размышлять и делать выводы (развиваются мыслительные операции -  анализ и синтез, а также понятийное и логическое мышление). Кроме того, ребёнок учится правильно задавать вопросы, т.е. развиваются речевые навыки.

Как играть. Водящий загадывает какой-либо предмет. Игрок (или игроки – так даже будет ещё интереснее), чтобы отгадать задуманное слово, задаёт вопросы таким образом, чтобы водящий мог на них ответить только «да» или «нет». Игрок, первым угадавший слово, считается выигравшим. Например, загадано слово «кастрюля». Возможные вопросы играющих:

 - Это живое? (Нет)

 - Это твёрдое? (Да)

 - Это находится в доме? (Да)

 - Это мебель? (Нет)

 - Это посуда? (Да)

 - Это чайная посуда? (Нет)

 - Это столовая посуда? (Да)

 - У неё есть носик? (Нет)

 - В ней варят суп? (Да)

 - Это кастрюля? (Да)

Лучше, если сначала водящим (т.е. загадывающим слово) будет ребёнок: так у взрослого будет возможность показать, каким образом нужно задавать вопросы. Для облегчения задачи можно загадывать слова, обозначающие предметы, которые находятся в пределах поля зрения (например, в комнате, где вы с ребёнком находитесь); или называть, с какого звука начинается загаданное слово («звук» - это как слышится, а не как пишется).

www.odnamama.net

Научите ребенка думать!

09.04.2013

- Что получил сегодня в школе?- спрашивает бабушка второклассника Мишу.

- По русскому шесть баллов (это как 3+),- с грустью отвечает внук.

- Как? Мы же с тобой вчера все правила выучили и домашнюю работу целый час делали! – восклицает бабушка и начинает возмущаться отношением  учителя. – Вечно тебе оценки занижают. Другие дети  уроки за 15 минут сделают и гуляют, а мы с тобой по 1,5-2 часа сидим, все правила зубрим…  И что в результате?

Знакома Вам такая картина? Возможно, кто-то узнал и себя. Наверняка каждый из родителей хотя бы раз оказывался в такой ситуации, когда учили-учили, а получили совсем не то, что ожидали. Как Вы думаете  почему?  Почему этот второклассник Миша получил плохую оценку, несмотря на то, что старательно учил уроки?

А причина неудачи кроется в словах  УЧИЛ, ЗУБРИЛ.  Да, как это ни удивительно, но часто причина сидит именно в этих словах. Ребенок учил-учил вместе с родителями уроки,  запомнил правила, но не понял.  Правила  ребенок  знает, но вот использовать их  не может.  Тогда возникает закономерный вопрос – Зачем учить?

Оказывается, что учить тоже можно по-разному. Можно просто заучить, т.е. запомнить. Это легче всего. А можно выучить и понять. Это гораздо труднее и для ребенка, и для родителей, но только такая учеба даст ребенку то, что ему надо – прочные знания.

Как Вы думаете, почему ребенку трудно учиться в школе?  Потому что наши дети не умеют думать. Они получили много  различных знаний, набили этими знаниями мозг под завязку, а что делать со всеми этими богатствами не представляют.  Вот и получается, что правило выучили, примеры решили, а как все это использовать  ребенок не знает.

И не стоит ругать ребенка,  не нужно обижаться на учителя,  а нужно только  научить ребенка думать!

Как научить ребенка думать?

Как развивать способности ребенка?

Все секреты и нюансы на тренинге «Скоро в школу? Игровая подготовка  к школе»

chitalochka-ru.ru

5 способов сформировать у ребенка привычку думать и размышлять

Интересное 5 способов сформировать у ребенка привычку думать и размышлять

15 января 2014 | Комментариев нет

Здравствуйте, дорогие читатели!  

Совсем недавно я рассказывала вам о том, как можно развивать мышление в повседневной жизни.

 

Сегодня же я хотела бы затронуть близкую тему и рассказать о том, как научить ребенка думать и размышлять.

 

Существуют люди, которые способны в каждой мелочи видеть закономерность, быстро вникать в суть многих вещей, легко изобретать красивые решения и находить выход в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Как говорил Шерлок Холмс: «Всякая жизнь — это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену».

 

Как всегда, мне интересна эта тема применительно к воспитанию детей. И, по-моему, она неразрывно связана с развитием мышления.

 

Сильное мышление – такая долгосрочная цель, к которой трудно прийти и увидеть конечный результат. Когда учишь ребенка читать, понятно, что результатом будет читающий ребёнок. Если усиленно тренируешь логическое мышление – то результат тоже не заставит себя долго ждать, и вы с гордостью будите наблюдать, как ребенок легко решает сложные головоломки. А что же с мышлением? И можно ли научить ребенка думать?

 

А здесь все не так-то просто… Например, если ребенок хорошо решает те же логические головоломки, но с трудом может придумать хотя бы один ответ на вопрос «Как зайти в магазин, если с собой взяли санки? В магазин с санками – нельзя, а около входа – любой может взять».

 

Вот именно поэтому развивать мышление тоже надо системно. Наблюдая, какие задачи в основном фигурируют в книгах по подготовке к школе, мне кажется, что упор делается на пространственное и логическое мышление, но никак не на творческое, системное или диалектическое.

 

Получается, этим должны заниматься мы – родители. И тут совсем необязательно ждать подготовки к школе, начинать создавать условия можно уже в 2-3 года!

 

Можно начать со сказок — здесь раздолье интересных, нестандартных ситуаций. Я подробно писала, как использовать сказки для придумывания интересных детских задач.

 

Как создавать условия и формировать привычку думать?

А вот о том как эти условия создавать, я предлагаю поговорить на вебинаре «5 способов сформировать у ребенка привычку думать и размышлять», который состоится 19 января, в 21:00 по Московскому времени.  

На вебинаре поговорим о том:

  • Где брать открытые задачи?
  • Что такое спутники сильного мышления?
  • Что важнее: вопросы или ответы?

  Будет здорово, если вы подготовите вопросы предварительно, их можно задавать в комментариях к этой статье. Полный анонс вебинара на этой странице.  

Что еще будет на вебинаре?

Скоро стартует проект под названием «Воспитываем изобретательных детей». Здесь я буду каждый месяц предлагать вам тематические игры\задания\презентации\авторские истории и сказки, призванные научить ребенка решать открытые задачи и развивающие определенный вид мышления.  

Все подписавшиеся получат первое занятие этого проекта и смогут начать развивать мышление, затрачивая минимум усилий на подготовку.

 

Кому будет интересен вебинар?

Вебинар рассчитан прежде всего на мам детей от 3 до 6 лет. Но я уверена, что мамам младших деток тоже будет полезна многая информация, особенно о том, как развивать внимание, память и логику у малышей.  

Как попасть на вебинар и\или получить запись?

Чтобы прослушать вебинар онлайн или получить в записи, необходимо заполнить форму регистрации:

В день вебинара вы получите ссылку для входа в вебинарную комнату. А после проведения – аудиозапись, видеозапись, презентацию и первое тематическое занятие с подробным руководством.  

И, напоследок, скажу слова Анри Матисс: «К состоянию вдохновленного творчества мы приходим только через сознательную работу…».

Давайте начнем эту работу вместе!

ИП Несютина Ксения Николаевна ОГРНИП 315504000000736 Московская область, Раменский район, п.Кратово, ул. Осенняя, д.33 Служба поддержки: [email protected]

ideas4parents.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]