Каждая мать, когда их ребенок достигает определённого возраста, начинает задумываться и переживать – а достаточное ли развитие речи у ребенка? А если ваш малыш и вовсе не разговаривает, то, как научить ребенка говорить? Справиться с этой задачей можно, не прибегая к помощи специалистов, просто нужно следовать определённым рекомендациям и уделять как можно больше внимания развитию речевого аппарата.
Практически с первых дней жизни, ребенок начинает воспринимать окружающий мир, и родители, как самые важные существа для малыша, должны не упускать ни минуты драгоценного времени.
С самых первых дней мама, склоняясь над кроваткой или беря малыша на руки, должна обращаться к нему, рассказывать, как она его любит и что сейчас хочет сделать. Подойдут и песенки, колыбельные, важно, чтобы малыш видел лицо мамы и ее артикуляцию. Это только вам кажется, что малыш еще маленький и ничего не усваивает.
При правильном поведении родителей, уже к 2м-3м месяцам вы услышите первые слова своего крохи. Да, это будут всяческие «агу-у», «ау-уу», «ава-ва», но это ваши первые успехи!
Такой период в жизни ребенка называют периодом «гуления». Малыш при помощи губ и языка пытается выразить своим эмоции, эти звуки и станут основой для дальнейшей членораздельной и правильной речи.
При благоприятных условиях, к 4-5ти месяцам, такие звуки будут усложняться, ребенок будет добавлять в них больше согласных. Обратите внимание, что ребенок лопочет или «гулит» только тогда, когда ему уютно и комфортно, то есть он сытый, сухой, ему тепло и уютно.
И, естественно, какому человеку нравиться болтать с самим собой, возле малыша должны быть внимательные слушатели!
Особенно, если вы сами начинаете разговаривать с малышом, он будет вам благодарно «агукать» и пытаться «подхватывать» ваши звуки.
Звуки – это хорошо, а как помочь ребенку начать говорить буквы, которые он сможет складывать в слова? Вы должны всегда и везде разговаривать с ребенком, комментируйте свои действия: «Мама оденет Лере шапочку и курточку», «Давай, наденем ботиночки», «Мама оденется сама» и «Мама с Лерой пойдут гулять». Ничего смешного, никто не подумает, что вы сошли с ума, и рассказывайте себе наперед, что делать. Это вы знаете, что сейчас делаете, а ребенок только познает мир ему все интересно и неведомо.
Читайте с ребенком детские книжки, пускай в них будет множество иллюстраций и ярких изображений. Читая слово, старайтесь смотреть на ребенка, утрированно артикулируйте, раскрывайте шире рот, чтобы ребенок улавливал, как же произносится то или иное слово и, что при этом нужно делать.
После прочтения книги, обязательно обсуждайте, кто нарисован на картинке, что это за персонаж – плохой или хороший, нравится он вам или его нужно пожурить. Старайтесь говорить нараспев, дольше протягивайте ударные гласные.
До года ребенок уже должен уметь говорить несложные слова – «мама», «папа», «баба» и т.д. При чем, это должны быть не простые механические повторы услышанных звуков, а ребенок должен ассоциировать, что мама – это именно вы, а баба – это бабушка, не любая на улице, а именно его.
В это же время должна появляться интонационная окраска, вы должны понимать, с какой интонацией малыш обращается к вам. Для этого чаще слушайте музыку, аудиокниги и, конечно, окрашивайте как можно эмоциональней свою речь, ведь дети все повторяют за своими родителями.
Как правило, начиная с года, ребенок уже обладает некоторым запасом простых существительных, а вот словарный запас глаголов остается очень скудным. Частая ошибка многих родителей, что разговаривая с детьми, они характеризуют явление односложно, не вдаваясь в подробности.
Гуляя по парку, часто можно услышать от молодых мамочек – «Смотри, птичка!», «Солнышко», «Детки». Вот ребенок и запоминает только существительные, думая, что так и надо. Разговаривайте с ребенком простыми предложениями: «Смотри, птичка летит!», «Солнышко светит (греет, поднимается, улыбается)!», «Детки играют (бегают, сидят)».
Так ребенок будет запоминать сразу несколько слов, и его словарный запас будет равномерно наполнен разными частями речи.
Не лишним будет вносить, понемногу, признаки и свойства предметов – теплое солнышко, белая птичка, веселые дети и т.д. Не старайтесь заменять трудные, на ваш взгляд, слова простыми. Малыш все равно узнает, что булочка – это и коржик, и рогалик, и сочник.
А если вы будете называть вещи своими именами, он быстрее начнет их различать. Начиная с полутора лет, с ребенком нужно разговаривать своим обычным голосом, усиленная артикуляция уже не нужна, четко произносите звуки и слова.
Когда рассматривайте картинки в книжках или гуляете по улице, ведя беседу с малышом, вы должны применять технику противопоставлений. Рассуждайте вместе – «Яблоко – сладкое, а перец — горький», «Лодка плавает, а машина едет».
Таким образом, вы не только обогатите словарный запас ребенка, но и покажете, что и как должно быть в природе. В нужное время, ребенку будет намного проще подобрать верное слово, так как он уже будет понимать, что «Кошка бегает, а птичка летает».
Играйте с ребенком в игры. Да, да, словами и звуками тоже можно играть. Для деток помладше подойдут игры типа: вы ему один слог – «Ма-ма», а он вам – «мо-мо». Обычно детей хватает на 15 минут такой игры, но и этого достаточно – своеобразная гимнастика для рта и языка, да и четкость произношения подтянули.
Для деток постарше можно попробовать игру с мячом – перекатывайте мячик ребенку и говорите «Ка-рооо-ва», а ребенок должен вам в ответ назвать другое животное, лишь тогда вы снова перекатите ему мяч.
У некоторых родителей возникают вопросы, как научить ребенка говорить согласные буквы правильно. Если ребенок развивается правильно и гармонично, а вы с самых первых дней выполняете все рекомендации, а главное, четко и ясно общаетесь с ребенком, то никаких трудностей в восприятии согласных или гласных звуков быть не должно.
Если вы замечаете, что согласные звуки ребенок произносит с трудом, то добавьте в ваши беседы различные скороговорки на развитие шипящих, рычащих звуков.
Обычно к трем годам практически сформировывается речевой аппарат ребенка. К этому времени малыш уже должен складывать слова в простые предложения, четко определять цвета и различать животных, знать, как нужно попросить, поздороваться или попрощаться.
Если к 3м годам ребенок так и остался на стадии нечленораздельных звуков, то это повод для беспокойства, вполне возможно, что вам стоило бы обратиться к специалисту, чтобы не упустить важный момент.
Но есть некоторые моменты, с которыми можно не торопиться, например, если ребенок еще иногда переставляет буквы или слоги в сложных словах, если у него не до конца четкая артикуляция.
Начиная с трех лет до школьного возраста, внимание родителей должно быть направлено на обогащение словарного запаса новыми словами, для этого читайте больше стихотворений и рассказов. Поэты в своих произведениях используют разные формы и смысловые окраски, которые мы не используем в повседневной жизни.
brjunetka.ru
Что делать, если ребенок в год не говорит? Когда дети начинают говорить? Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа» и другие первые слова? Почему ребенок плохо говорит? Какие игры с малышом пробудят спящую в нем способность к активной речи? Я постараюсь ответить в этой статье на эти вопросы.
Согласно принятой в нашей стране показателям нервно-психического развития детей первого года жизни, разработанным Н.М. Щеловановым, ребенок:
В год каждое слово ребенка имеет много значений. Так, например, «кисой» он может назвать не только кошку игрушечную или живую, но и пушистый воротник маминой шубы, цыпленка, вату, мамины мягкие волосы, пушистый плед и т.д. Это тоже нормально для речевого развития малыша, ведь каждое слово проходит ряд стадий:
Показатели нервно-психического развития ребенка, приведенные выше, существуют уже не одно десятилетие. Однако в последнее время всё больше и больше детишек «не успевают» заговорить в положенные по норме 12 месяцев. И даже стоит вопрос об изменении возрастных норм в сторону их «американизации», считая нормальным отсутствие речи даже у 2,5 летнего ребенка. А вот в три года отсутствие речи уже рассматривается как тревожный знак.
В последнее время в печати появились статьи о том, что появление речи связано исключительно с развитием мозга, и потому заниматься с малышом речевыми играми бесполезно.
Что на это можно возразить:
1) Веками у абсолютно всех народов мира складывалась культура пестования младенцев с речевыми попевками, приговорками, песенками, играми. Взрослые интуитивно находили те способы, которые развивают ребенка, подстраиваясь под его потребности. И тогда таких проблем с речью, которые наблюдаются у многих современных детей, просто не было!!! А сейчас, когда речевых игр не стало, проблемы с речью есть, и количество проблем только увеличивается! И это при том, что сейчас в магазинах — обилие развивающих игрушек, книжек, картинок для малышей, которых раньше просто не было!!!
2) Все специалисты категорически не согласны с отрицанием росли общения с мамой в развитии речи детей. Это утверждение также опровергнуто множеством научных экспериментов. Речь, действительно, очень тесно связана с функционированием головного мозга. Но развивается она только в общении. Вспомним печальные истории детей-маугли, которые так и не заговорили, т.к. воспитывались животными. А ведь если придерживаться теории о созревании мозга, то мозг у них по природе должен был созреть и они должны были заговорить. Также известно, как часто встречаются задержки в развитии речи у малышей из домов ребенка, которые не имели полноценного общения со взрослым.
3)Приведу пример очень жестокого эксперимента, проведенного за рубежом с детьми много лет назад. Была тогда такая точка зрения, что существует некий «метаязык», который является основой всех других языков. И если с ребенком «насильно не разговаривать, принуждая заговорить на родном языке», то он начнет говорить на этом «метаязыке». Для проверки этой точки зрения детей разных национальностей, не имевших родителей, собрали в одном доме. Все обязанности по их обслуживанию, уходу, питанию выполняли глухонемые. С говорящими взрослыми они не общались. Что же получилось? Все эти дети вообще не заговорили ни на каком языке и отставали очень сильно в развитии от сверстников. А ведь если бы всё дело было только в созревании мозга, они должны были заговорить!
Все эти научные данные убедительно доказывают, что главное в развитии речи – создать «питательную среду», в которой она появится и будет хорошо развиваться. Почему же тогда всё популярнее становится мнение о бесполезности занятий с малышом речью до 1 года и о том, что надо просто ждать нужного срока, и всё решится само собой? И вместе с этим мнением уходит из нашей жизни полезный опыт наших предков по развитию речи малышей (а наши предки не гнались за быстрым результатом, прислушивались к потребностям младенца и его природным особенностям). И приходит новый опыт по воспитанию «суперребенка 21 века», имеющего массу проблем со здоровьем уже в дошкольном возрасте?
Дело в том, что развитие речи – это процесс каждодневный и не имеющий быстрого результата. Результат здесь всегда отсрочен во времени и иногда даже не на недели, а на месяцы. А иногда результат приходит тогда, когда его не ждешь. В этом процессе нет громких эффектных лозунгов «чудоребенка», «опережения развития», «развития гениальности с пеленок». Здесь речь идет о воспитании счастливого ребенка, полноценно и разносторонне развивающегося по природе, по возрасту, а не с опережением возраста. Поэтому проще побудить отказаться от подобных занятий, найдя этому причину, и стимулировать их купить «новые зарубежные самые действенные методики развития талантов с рождения». И некоторые СМИ активно продвигают сейчас эту точку зрения, давая рекламные статьи, рассчитывая на неграмотность родителей и отсутствие у них знаний о природных законах развития маленьких детей.
Еще одна причина того, что речевые народные игры редко встречаются в современных семьях (а вот развивающие центры и игрушки разных производителей есть в каждой семье и используются очень активно!!!), в том, что область эта не приносит дохода. Ведь для речевых игр не нужны дорогостоящие развивающие игрушки (которые можно продать и заработать). Речевые игры не относятся к разряду рекламируемых игр под девизом «Пока Вы занимаетесь своими делами, Ваш малыш успешно развивается» т.к. они требуют общения малыша с мамой. Но жизнь расставляет всё на свои места. Невнимание же к речи на первых годах жизни ребенка чревато последствиями виде речевых нарушений: трудностей в правильном звукопроизношении, недостаточной развитости артикуляционного аппарата, сложности в освоении письменной речи в школе, речевых проблем во взрослом возрасте (невнятная речь, картавость, трудности с выступлениями на публике) и т.д.
Нужно ли отказываться от современных развивающих методик и игрушек? Ни в коем случае! Они очень нужны детям, особенно маленьким!!! И на своем сайте я хочу рассказывать и о развивающих игрушках для малышей – как их выбрать, какие типы игрушек лучше подходят для конкретного возраста. Ведь, действительно, развитие мелкой моторики вносит огромный вклад в умственное и речевое развитие ребенка. Но всё хорошо в меру. И эти игрушки не должны заслонить то общение с мамой и другими близкими людьми, которое веками вело к благополучию малыша и его нормальному речевому развитию. Игрушка призвана обогатить содержание общения мамы с малышом, но не заменить его!!!
Психологи называют речь зеркалом развития ребенка, т.к. именно в речи отражается его благополучие или неблагополучие. И сейчас в 21 веке это «зеркало» показывает нам всё более ухудшающуюся ситуацию.
Маме на заметку:
Ритмично приговаривайте, проводя Вашим пальчиком по кругу по ладошке малыша:
«Ту-ту-тууууу,
Ту-ту-туууууу.
Не вари кашу кру – туууууу!
Вари мяаааагонькую!
Вари слаааааденькую!»
Делаем вместе с ребенком большие шаги и говорим или подпеваем низким голосом, медленно
«Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». А теперь семеним и говорим тонким высоким голосом и быстро: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ».
Игра побуждает ребенка повторять простые слоги и слова.
Советы по проведению игры:
Загибайте пальчики ребенка на каждую строчку, начиная с большого пальца:
Этот пальчик – деееедушка (тянем ееее).
Этот пальчик – баааабушка,
Этот пальчик – пааааапа,
Этот пальчик- мааааама,
А вот это наша Катенька (называем имя ребенка и загибаем мизинчик)
Есть другой вариант окончания песенки : «Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!»
Советы по проведению игры:
О других речевых развивающих играх с не говорящими или плохо говорящими детьми 1-2 лет Вы можете прочитать в рубрике «Развитие речи ребенка от 1 года до 2 лет». Там мы продолжим разговор о том, что делать, если ребенок в год не говорит и как учить ребенка говорить — смотрите статью «Игры для детей 1 года».
Интересную и полезную информацию о развитии ребенка от 1 года до 2 лет Вы найдете в статьях:
Развитие ребенка в год: развивающие игры, упражнения, игрушки. Развитие мышления. речи, движений малыша.
Детская книжка своими руками: как сделать развивающую книжку для ребенка из фотографий, картона, ткани?
Игры-потешки для самых маленьких: учимся говорить
Стихи для новорожденных и самых маленьких: стихи для купания, кормления, переодевания, пробуждения, укладывания спать.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
rodnaya-tropinka.ru
by admin · 01.03.2013
Как научить ребенка говорить? Таким вопросом задаются многие родители, чьи дети разговаривают не так активно, чем хотелось бы. Развитие речи у малыша начинается с самого рождения, но слова он начинает произносить после 1 года. А некоторые дети и в 2 года используют в речи довольно мало слов, и, это является причиной волнений у родителей. Так как научить ребенка говорить и что нужно для этого делать? Темпы формирования речи индивидуальны для каждого ребенка. Первые слова малыши обычно произносят в период с 10 до 17 месяцев. Дальше развитие идет стремительными темпами. Необходимо знать такое понятие как «пассивный» словарный запас – это те слова, которые ребенок понимает, но не произносит. И если активный словарный запас к концу второго года в среднем составляет 50 слов, то пассивный – уже 500-1000. Поэтому даже если малыш не разговаривает к 2 годам, это не означает, что его развитие задерживается. Подробнее читайте нашу статью «Развитие речи у детей первых лет жизни».
Нарушения речи, а также ее отсутствие или недоразвитие лечат логопеды. Особое внимание уделяется детям первых трех лет жизни. Посещение логопеда является обязательным в 1 год. Несмотря на то, что словарный запас крохи в этом возрасте совсем небольшой, специалисты настаивают на таком раннем сроке посещения. Профилактический осмотр позволит выявить анатомические особенности (например, короткую уздечку языка), которые могут отразиться на речевом развитии крохи. Также логопед оценит функциональное развитие речи у ребенка и даст рекомендации по развитию. Очень важно как можно раньше выявить отклонения в развитии крохи и начать их коррекцию.
Смотрите видео как делать с малышом артикуляционную гимнастику:
Tags: развитие малышаРебенок от 1 года до 3 лет
zayplyushki.ru