Как научить ребенка говорить предложениями


Как научить малыша говорить

Нужно ли учить малыша говорить, или он будет учиться этому сам? Если нужно, то как научить ребенка разговаривать? А если сразу предложениями? Да еще с богатым словарным запасом! Возможно ли это?

Примеры и факты

Ответить на эти вопросы несложно – достаточно только вспомнить несколько интересных фактов. Помните историю о Маугли? Она выдумана Редьярдом Киплингом, но в основу легли примеры из жизни. Только правда жизни не такая сказочная, как книжная история.

На самом деле, когда дети попадают в логово к животным и их воспитанием занимаются дикие звери – волки или обезьяны, то при возвращении и погружении в человеческую среду такие дети достаточно долго и сложно обрастают требуемыми навыками и привычками. Их нелегко научить говорить, им тяжело привить привычки воспитанного человека. А иногда и вовсе невозможно.

И второй пример. Знаете ли вы, что если в раннем возрасте детки попадают в иную языковую среду, то она очень быстро становится для них своей? Маленький человек запоминает новый иностранный язык и начинает на нем говорить гораздо быстрее взрослых.

Какие выводы можно сделать из этих фактов? Учить кроху разговаривать нужно обязательно, и делать это следует как можно раньше. Карапузу необходимо прививать навыки правильной и красивой человеческой речи. Дети очень быстро учатся всему подряд: и плохому, и хорошему. Особенно сильно на них воздействует пример родителей.

Развивается речь ребенка в соответствии с тем возрастным периодом, в котором он находится. Кроме того, каждый малыш – индивидуальность. Поэтому родителям, которые хотят знать, как же научить ребенка разговаривать, следует ознакомиться с некоторыми особенностями развития речи детей в период раннего детства.

Как развивается речь ребенка в первые три года жизни

В первые шесть месяцев жизни малыш только знакомится со звуком своего голоса. Он постепенно осваивает его и понимает, что может издавать звуки. Вход в говорение начинается с произнесения гласных звуков: а, у, о, э.

В полтора месяца ребенок переходит в период «гуления». Гуление – это говорение младенца. Он пытается говорить с мамой, когда она наклоняется к нему и обращается с ласковыми словами, с папой – радостно приветствуя его приход с работы. Глядя на взрослых, кроха пробует издавать не только гласные, но уже и согласные звуки. Чаще всего от детей можно услышать звуки, похожие на слово «агу», от которого и происходит название самого периода. Произносят их младенцы еще не как взрослые, а будто бы в нос. В это время начинается развитие интонационных навыков речи.

К шести месяцам малыши переходят к стадии лепета. Они пробуют говорить слоги, состоящие из сочетания гласных и согласных звуков: ма, па, ба, ку, да…

К одиннадцати месяцам количество слогов растет и появляются простые слова, состоящие из повторов одинаковых слогов: ма-ма, па-па, да-да, ба-ба. До года малыш может начать произносить некоторые простые предложения.

Начало года знаменуется тем, что кроха старается все больше понимать взрослую речь. Он силится вслушиваться в разговоры взрослых. Старается повторять за ними слова и целые фразы. У детей второго года жизни часто возникает «свой язык» – слова и предложения, которые понимает только он и иногда мама. Кроме того, малыш чаще повторяет слова за другими и внимательно слушает обращенную к нему речь. Также он может вступать в диалоги, отвечая взрослым на своем собственном языке. В период второго года у детей идет активная работа над речью. Говорение – это наиболее интересный процесс для карапуза.

Это период активного развития речи ребенка. Появляется много новых предложений. Он переходит от стадии непонятных слов к разговору почти правильными словами, задает вопросы «когда?» и «почему?». В его речи появляются сложноподчиненные предложения, единственное и множественное число. Как в возрасте трех лет научить малыша лучше говорить?

В первую очередь следует уделить внимание чтению и пению. Деткам важно слышать правильную литературную речь. Только разговорной мало. Пение также необходимо, так как своей плавностью и мелодичностью позволяет легче освоить особо сложные и трудно запоминаемые слова.

Кроме того, мышление и говорение ребенка будет быстрее развиваться, если взрослые будут уделять общению с карапузом больше времени. То, насколько хорошо развивается речь детей, можно понять по тому, как хорошо они отвечают на вопросы, строят логические цепочки, перенимают инициативу в разговоре.

Упражнения для развития речи

Чтобы знать, как научить свое чадо говорить, сначала нужно уделить максимум внимания его общему развитию. В этот период дети очень любознательны. Они получают информацию из окружающего их мира, который и мотивирует к разговору. Поэтому работа над речью детей начинается с развития слухового, зрительного и тактильного аппаратов. Эту особенность обязательно надо использовать. И именно она помогает развивать речь ребенка с первых дней его жизни.

Повесьте над кроватью яркие и красивые игрушки. Давайте своему карапузу забавляться погремушками разного размера и звучания. Также игрушки должны иметь разные по структуре материалы изготовления. При этом не стоит забывать о безопасности и экологической чистоте.

Однако сколько ни было бы у ребенка игрушек, они никогда не заменят человеческого общения. Родители, больше общайтесь со своим чадом! Во время общения находитесь лицом к лицу с карапузом. Это позволит ему видеть, как вы произносите звуки и слова в целом. Пусть малыш следит за движением губ. Это позволит ему правильно повторять услышанное.

Что еще? Проводите массаж пальчиков рук и кистей. Причем начинайте это делать как можно раньше – с первого-третьего месяца жизни. Не случайно логопеды называют руки вторым органом речи.

Вместе с массажем пойте песенки, рассказывайте стишки, истории, да и просто говорите. Но делайте это эмоционально! Эмоции – это то, что привлекают внимание ребенка, пока он не понимает сути сказанного. Разукрасьте свое общение нотками веселья, удивления, любознательности.

Также необходимо развитие мелкой моторики. В этом помогут простые игры с бусинками, камешками, пуговками и прочими мелкими предметами. Естественно, их не стоит давать ребенку, предварительно не пришив или приклеив намертво к какой-нибудь поверхности. Еще можно положить маленькую игрушку в кастрюлю с мукой и попросить ребенка достать ее. Грязи будет много, а восторга еще больше! Да и результат подобных игр порадует, хотя и будет заметен не сразу.

После первого года жизни прогрессу речи способствует подражание звукам животных. Отныне родители могут начинать обзаводиться детской библиотекой, покупая книги с изображением различных зверей и домашних животных. Читая их с ребенком, мама с папой могут рассказывать ему простые истории о том, кого он видит на картинке, придумывая их на ходу или заранее почерпывая из различных источников. В ходе чтения кроху следует побуждать к обсуждению, диалогу, повторению звуков и слов.

Научить говорить слова не сложно

Обычно до года дети могут овладеть словарным запасом, состоящим минимум из десяти слов. Первым, как правило, малыш произносит то слово, которое слышит чаще, поэтому всякий раз, беря его на руки, следует говорить с ним, стараясь показать, как вы произносите слова. Чтобы ребенок первым произнес слово «мама», контактируя с ним и совершая различные обязательные ритуалы, произносите это слово. Например: «сейчас мама тебя переоденет», «мама будет тебя купать» и так далее.

Важно, чтобы крошка видел артикуляцию. При этом звуки следует выговаривать нарочито четко и громче обычного. В этом возрасте нельзя пользоваться образным языком. Если на картинке, к примеру, изображен дельфин, то так и говорите, что это дельфин, не придумывайте ему упрощенных названий. Позже ребенку будет легче отличать его от других животных.

В возрасте одиннадцати месяцев малыши говорят несколько простых и понятных слов, при этом продолжая использовать в своей речи лепет и цепочки из слогов. Маленькие детки очень любят игру в повторение слов. Лучше всего, листая книжку, задавать крохе вопрос «что это?».

Как научить ребенка разговаривать целыми предложениями

Лучше всего читать с детьми детскую литературу, заучивать наизусть незатейливые стишки. Особенно хорошо малютки запоминают простые предложения в стихах, связанные с игрой или массажем. Например, покачивая дитятко на коленях, рассказывайте такой стишок:

«На лошадке ехали, до угла доехали,

Сели на машину, налили бензину,

На машине ехали, до реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот! На реке пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у-у…».

При этом хорошо имитировать движения лошадки, машины, парохода, самолета. Неплохо включить в общение с ребенком вопрос «что делает?». С ним знакомство с глаголами станет более интересным и простым. А еще это важное занятие подготовит малыша к общению предложениями.

Есть еще вопросы, которые при занятиях с малышами стоит ввести в речь крохи. Это вопросы «какой предмет (животное)?» и «где находится?». С их помощью обогащается мышление ребенка, развивается фантазия, появляется умение анализировать ситуацию.

Следуя данным советам, родители не будут задаваться вопросом, как научить ребенка говорить целыми и правильными предложениями, потому что при помощи ответов на эти вопросы в его речь будет мягко и естественно входить большое количество эпитетов и глаголов.

Также для достижения данной цели нелишним будет поощрять карапузов, например, говоря слова «дай», «на», и совершать само действие только в ответ на сказанное ребенком слово.

Мама может делать вид, что не понимает малыша, когда вместо слов он тычет пальчиком в какой-нибудь предмет, давая понять, что желает его заполучить. И только когда ребенок скажет «дай», тогда следует дать вожделенную игрушку или разрешенную вещицу. Позже, когда дитя освоит несколько слов, предмет следует давать не после произнесения одного слова, а после произнесения простого предложения. Например, не «дай», а «мама, дай мяч, пожалуйста». Таким образом можно еще научить своего карапуза вежливому обращению со старшими, что постепенно войдет в хорошую привычку.

Три секрета, как научить ребенка говорить грамотно

Работать над грамотностью следует начинать как можно раньше. С чего же начать? С главного и простого.

Первое – это работа над артикуляцией. Начинать заниматься нужно с первых дней жизни.  Как? Показывая любимому крохе движения губ и языка при произнесении простых слов. Можно даже позволять трогать родительский рот, когда мама или папа произносят те или иные слова.

Для деток постарше подойдут игры с имитацией звуков, при которых нужно по-разному складывать губы, язык, щеки для произнесения звуков: у, о, а, и, ы, тр, пф и пр. При этом следует показывать, как «делает» поезд, кастрюля при варке, как пищит комар и тому подобное.

Родителям необходимо внимательно слушать малыша, поправляя его, если он неправильно произносит звуки. Не стоит поощрять неправильное произнесение слов, иначе у ребенка затянется период «сюсюкания».  Кроме того, необходимо учить дитя правильному выражению эмоций. А для этого в ответ на его речь придется следить за собой, чтобы правильно выражать свои чувства в жестах, взглядах, движениях рук, плеч, бровей.

В работе над грамотным говорением деток важным остается общение со взрослыми. Хорошо помогают развитию правильной речи чтение книг, прослушивание аудиозаписей с профессиональной речью диктора в сказках, стишках, потешках, песенках.

Как научить ребенка произносить звуки л, ш, ж, р?

То, что маленькие дети часто не могут выговаривать звуки «л», «ш», «ж» и «р», чаще всего связано с недостаточно хорошей подвижностью языка и нарушением воздушных потоков внутри ротовой полости. Над исправлением этого недостатка работают посредством специальных упражнений на выдувание воздушных струй. Хорошо с этим дефектом справляется упражнение «лошадка». Оно представляет собой цоканье языком. Чтобы ребенку было интереснее выполнять упражнение, можно найти или придумать небольшой стишок или просто рифму, чтобы в ней много раз повторялось слово «цок-цок». С помощью «лошадки» исправляют неправильное произношение звука «л», когда вместо нее кроха говорит звук «в».

Правильно произносить звук «ш» крохе поможет упражнение «чашечка». Язык прикладывается к нижней губе, а его боковые стороны приподнимаются. Движения на растягивание губ и имитация жевания также помогут исправить неприятности с произнесением данного звука. Эти упражнения помогут не только исправить произношение звука «ш», но и вообще всех шипящих.

Самым сложным для произношения детьми был и есть звук «р». Чтобы ребенок быстро научился выговаривать его, нужно просто стараться чаще произносить слова, в которых он присутствует. Показывайте малышу, как движется ваш язык при произнесении таких слов. Попросите его попробовать повторить. Вначале он будет делать это только при вас, но если вы не перестанете с ним заниматься, то заметите, что даже в минуты самостоятельных игр карапуз будет пытаться правильно складывать язык и силиться произносить слова с этой буквой правильно.

Хорошо помогают скороговорки и специальные стишки, где есть много слов со звуком «р». Кстати сказать, эта же методика подойдет и для устранения неприятностей, связанных с произнесением звука «ж», только рифмы и скороговорки должны содержать уже этот конкретный звук. Еще можно имитировать полет жука, жужжать, как мушка. Очень важное дополнение: слова с этими звуками нужно говорить медленно!

Когда стоит обратиться к логопеду?

Если вы уже использовали все доступные способы, чтобы научить ребенка разговаривать правильно и красиво, но улучшений не добились, подумайте о походе к специалисту. Возможно, вам известны не все тайны решения проблемы.

Признаки, подсказывающие, что поход к логопеду не только неизбежен, но еще и жизненно необходим:

  • в 8 месяцев дитя не понимает, что к нему обращаются, и не реагирует на вопрос «где мама?»;
  • к двум годам ребенок не произнес ни одного членораздельного слова;
  • к двум с половиной годам у малыша отсутствует характерная для этого возраста фразовая речь вроде «мама ту-ту» (уехала);
  • в три года наблюдается повышенное слюноотделение;
  • к трем годам у карапуза есть явные проблемы с простой артикуляцией, он не может высунуть язык или нормально улыбаться;
  • после трех лет кроха упрощает большинство слов: книга – ига, телефон – афон и так далее;
  • в три-четыре года дитя не может говорить нормально слова и искажает их до неузнаваемости;
  • малыш трех-четырех лет выговаривает большинство звуков мягко или, наоборот, твердо, а при произнесении появляется хлопающий звук и воздух идет будто бы в бок;
  • кроха в три года говорит гнусаво, произнося большинство слов в нос.

Чтобы преодолеть все эти проблемы, родителям необходимо приложить немного усилий и много любви. И тогда никакие трудности и неприятности не одолеют вас и ваше чудо-чадо.

rebenkoved.ru

Как научить маленького ребенка хорошо разговаривать и говорить предложения, упражнения.

Каждый родитель помнит свои эмоции, когда ребенок начал издавать первые самые простые звуки. А как радовались, услышав из уст малыша столь долгожданные «мама» и «папа». И вот уже несколько месяцев ничего нового ребенок не говорит. Не стоит переживать. Вы вполне можете помочь своему чаду. Есть несколько способов, как научить ребенка говорить довольно быстро.

Как научить маленького ребенка говорить?

Давайте начнем с того, что у каждого человека есть цикл развития речи. Конечно, никто не опровергает то, что с маленьким нужно начинать общаться, когда он или она еще в утробе, но сама речь формируется именно на первых годах жизни. Поэтому мамы обязаны знать, какими разговорными навыками должен обладать их карапуз в определенном возрасте. Для большего понимания, можно воспользоваться такой вот схемкой:

  • от 2 до 3 месяцев – самые первые попытки издавать звуки;
  • от 5 до 7 месяцев – более разборчивые звуки наподобие «ага», «ай» и тому подобные;
  • от 7 до 9 месяцев – неосознанное воспроизведение звуков и слогов, которые повторяются;
  • от 10 месяцев до 1,5 года – постепенное становление речи от простых слов до предложений
  • от 1,5 года и старше – ребенок начинает полноценно разговаривать, складывая слова в правильные предложения и сочетая их.

Если вы поставили себе цель быстро научить свое дитя говорить, то вы должны понимать, что сначала он ему будет легче описывать окружающие его предметы. Поэтому первое, что он запомнит из предложения, это название самого предмета, а потом уже описание его действий, места нахождения, цвета, форму, размер и другие особенности. На это стоит обратить внимание и использовать при обучении.

После наступления двухлетнего возраста, ребенок уже начинает использовать в своей речи определенные местоимения типа «я», «мне», «мое» и высказывать свои ощущения. Он скажет вам, когда ему холодно или горячо, страшно или больно. Несколько позднее малыш уже сможет строить логические цепочки, осознавать, что хорошо, а что плохо.

Как научить ребенка разговаривать как можно раньше?

Если это слишком большой срок для вас, и вы хотите начать учить ребенка разговаривать немедленно, существует ряд рекомендаций, которые помогут вам в этом деле.

В самые первые дни, после появления на свет малыша, уже начните с ним говорить. Настолько маленький ребенок еще не поймет о чем речь, но будет искренне реагировать на родной голос, искать вас глазами. Именно поэтому при маленьком нужно говорить не слишком громко и спокойно. Еще такие упражнения помогают лучше развить слух. А когда ребенок начинает «гулить», можете вступать с ним в диалог, а он простейшими звуками будет пробовать отвечать.

Хвалите его, радуйтесь каждому звуку и малыш поймет, что вы в этом заинтересованы. С 6 месяцев рассказывайте больше сказок, стишков, пойте колыбельные или просто песни. Таким образом, будет легче запоминать новые слова. В этот период для вас должно действовать одно правило: читать как можно понятнее и объяснять каждое неизвестное слово.

Начиная от одного года, ребенок сможет запоминать больше слов. Старайтесь объяснять ему свои действия, комментировать происходящее вокруг. Общайтесь с ним еще больше, ведь только постоянными разговорами можно научить ребенка в таком возрасте говорить. Не используйте в речи трудных слов и сложных предложений. Излагайте свои мысли кратко и понятно.

Сначала познакомьте малыша с объектом, и как только он начнет отличать его от других, расскажите о предмете детальнее. Например: «Это собачка.

Собачка говорит гав-гав. Она виляет хвостиком. Она пушистая». Также очень помогают в обучении дополнительные вопросы. Это стимулирует ребенка складывать определенные мысли в предложения.

Моторика рук, как доказано учеными, напрямую связана с развитием речи. По этой причине, ее тоже нужно тренировать. Как можно чаще давайте ребенку играть с мелкими предметами типа риса или гречки. Частое переминание их пальцами позволит обучаться быстрее и эффективнее.

Многие врачи также рекомендуют обратиться к артикуляционной гимнастике в попытках научить ребенка разговаривать. В контексте этой гимнастики используются такие упражнения:

  • лошадка. Что это значит? Ми должны произносить звуки, которые произносят при торможении лошади, то есть «пфррр»;
  • ротик. Как делать это упражнение? Нужно по кругу погладить губы языком, говоря при этом «Давай погладим себя языком, вот так»;
  • упражнение 3, при котором надо имитировать умывание, то есть погладить лицо, шею, растереть лоб двумя руками. Обязательно нужно добиться того, чтобы ребенок повторял ваши действия.

Как научить ребенка говорить предложениями?

В этом задании может помочь тренировка парных согласных. Попробуйте пением научить ребенка произносить различные звуки, затем можно перейти к слогам и словам и словосочетаниям.

Такого типа занятия можно устраивать, где вам только захочется: дома, на улице, в автобусе, в кафе, в самолете.

И, конечно же, продолжайте общаться со своим малышом, вступайте с ним в диалоги и не забывайте задавать разнообразные вопросы. Тогда процесс обучения ускорится в разы.

advices4lady.org

Как научить ребенка говорить в 3 года: причины задержки и решение

Задержка речевого развития проявляется в разном возрасте, но ярче всего — как раз около трех лет. Мысль о том, что у малыша могут быть отклонения не только в речи, но и в состоянии здоровья, естественно, беспокоит родителей. Ведь его сверстники уже могут составлять целые предложения — что идет не так? В решении проблемы стоит заручиться поддержкой специалистов. И, конечно, помнить, что единого календарного срока, когда дети «должны» начинать говорить, не существует.

Как формируется речь

Речь усложняется постепенно: от первого выразительного крика до «гуления» и лепета, от первых слов до высказываний. В период от года до двух лет появляются коротенькие предложения, обычно бытового характера. А с двух до трех лет малыш начинает усваивать, как общаться с окружающими людьми. Именно родители становятся главными в этом процессе, хотя иногда требуется консультация логопеда, невропатолога, дефектолога. Как результат — либо вы будете работать с ребенком самостоятельно, соблюдая рекомендации, либо врач будет постоянно наблюдать его и лично проводить соответствующие мероприятия.

Речь — настолько сложный процесс, тесно связанный с мышлением, памятью, способностью выполнять действия, что будет большой ошибкой пустить его на самотек. Врачи убеждены: если ребенок не говорит в 3 года — это родительское упущение. Заблуждаются те, кто считает, что чадо «еще разговорится» — это может произойти только при условии, что его научат.

В идеале приучать малыша к родному языку лучше до рождения, ведь он реагирует на звуки уже во второй трети маминой беременности. На этом этапе благотворное влияние оказывают песенки и приятная музыка, чтение вслух, а также обычные, но обязательно личностно направленные «беседы».

Почему ребенок в 3 года не разговаривает? Есть факторы, влияющие на развитие речи внутриутробно и после рождения:

  • характер протекания беременности;
  • особенности процесса родов — стремительные или преждевременные роды, гипоксия (нехватка воздуха) или асфиксия (удушье) и т. д.;
  • заболевания, перенесенные в возрасте до года.

Если при обследовании обнаружены отклонения, но вы готовы следовать предписаниям врачей, — все можно исправить, просто потребуется больше времени, усилий, терпения. Последнее особенно важно: ведь ребенок может не говорить в три года даже в том случае, когда для общения, казалось бы, созданы все условия.

Есть и вполне обыденные, не физиологические, а внешние причины задержки речи. Они могут быть связаны с изменением уклада жизни (например, переезд) — привыкая к новым обстоятельствам, дети как бы откладывают говорение на потом. «Торможение» происходит и тогда, когда родители мало времени проводят с ребятишками или оставляют их «на попечение» телевизора, электронных игрушек и устройств.

Определяем задержку развития речи

Есть довольно ранние сигналы о том, что дети могут испытывать трудности с общением. Первые слова появляются вовремя (до года), но только слоговые или лепетные, количество их — всего 10-15. Иногда первые слова дети произносят позже года или ближе к двум годам.

Помимо молчания, выделяют основные признаки задержки формирования речи, которые могут возникать по отдельности или в совокупности:

  • активность, непоседливость;
  • раздражительность или истеричность;
  • неразборчивость высказываний;
  • быстрая или, наоборот, слишком «растянутая» речь;
  • непонимание простых рассказов, объяснений;
  • воспроизведение фраз из мультфильмов или книг при полной неспособности построить собственные предложения;
  • постоянное точное копирование услышанного от взрослых;
  • приоткрытый рот и/или повышенное слюноотделение.

В норме у трехлетнего малыша должно быть в запасе от 150 до 200 слов. Но даже если в вашем случае так оно и есть, о задержке развития речи свидетельствует, например, привычка переставлять звуки или другое искажение слов, шепелявость, неспособность чувствовать ритм и запоминать простенькие стихи.

Не откладывайте момент консультации с врачом. Логопед, невролог, психолог найдут причину задержки речи и дадут важные советы.

Как обучить ребенка говорить правильно

Любая проблема имеет решение — важен позитивный настрой. Постепенно переходя от простого к сложному, можно справиться со всеми трудностями. Если вы намерены работать со специалистом, логопед разработает свою программу. Но врачи предлагают и несколько общих решений, подходящих для самостоятельных домашних занятий с малышами.

  • Откажитесь от языка жестов как основного. При этом не нужно всякий раз требовать от ребенка, который в 3 года не разговаривает, чтобы он выразил свои желания словами. Жесты уместны, например, при чтении книг: «Выросла репка большая-пребольшая!», к тому же они эмоционально раскрепощают. В других случаях предоставляйте выбор: «Что ты хочешь взять? Мишку или машинку?» Важно, чтобы предметы были знакомыми — тогда чадо сможет определиться, а со временем и ответить вам.
  • Проговаривайте действия. Вы сообщаете — малыш слушает и делает. Или вы делаете что-то вместе. «Мы идем гулять. Давай наденем голубую панамку, на улице жарко».
  • Разнообразьте собственные фразы. Не произносите несколько раз одно и то же слово и не требуйте повторений. Однажды вы услышите ответ — главное не торопить. Даже кивок или неопределенный звук в ответ — это тоже диалог.
  • Стимулируйте общение. Задавайте простые вопросы — поощряйте называние предметов, о которых вы спрашиваете, а в случае затруднений подскажите. Читая простые, знакомые стихи или сказку, неожиданно «забудьте» целую фразу или ее окончание: рано или поздно маленький слушатель захочет вас поправить. Будьте внимательны к тому, что он пытается сказать, переспрашивайте и поддакивайте — так он сможет больше вам сообщить. Иногда осторожно поправляйте.

Полезно вести дневник, в котором вы будете отмечать успехи на занятиях — тогда прогресс будет очевиден.

Это то, что касается речи. Но нужно учесть и другие факторы. Например, способность работать с мелкими предметами благотворно влияет на мышление, а следовательно, и на способность общаться. И еще есть моменты, которых лучше избегать, если ребенок в три года плохо говорит.

  • «Да» мелкой моторике. Дайте малышу откручивать крышку у баночки, переливать воду, учите правильно держать карандаш, ложку, занимайтесь с ним лепкой. Пусть предметы будут разными по фактуре и форме: гладкими, шершавыми, ребристыми, круглыми и т. д. А на ходу выбирайте предметы одной формы, цвета, размера или назначения и объясняйте, что у них общего. «Чашка и стакан — из них можно пить».
  • «Нет» телевизору. Можно проводить перед экраном не более 10-20 минут в день. Замените телевизор полезными играми, развивающими (не электронными!) игрушками — мозаиками, конструкторами, кубиками.

Заниматься нужно ежедневно, начиная от 15 минут, постепенно увеличивая время обучающей игры примерно до 40 минут. Всегда добивайтесь понимания, а не механического повторения услышанного. Конечно, очень важно играть и разговаривать не только в семейном кругу, но и со сверстниками и более старшими детьми. Научить ребенка говорить в 3 года — вполне посильная задача, если вы принимаете ситуацию, делаете все, что от вас зависит, и верите в успех.

Как понять, что малыш «заговорил»? Внимательно слушайте. При появлении понятной многословной фразы можно вздохнуть с облегчением, но не забрасывать полезные и увлекательные занятия! Тогда и в будущем ваш ребенок порадует живым умом и замечательной памятью, он будет способен к плодотворному общению и быстрому обучению, сможет стать ответственным и сознательно принимать решения.

kids365.ru

Как научить ребенка говорить предложениями правильно с раннего возраста

Речь – одно из величайших достижений человеческого ума. Человек, умеющий лаконично и красиво излагать свои мысли, более гармоничен в личностном плане и способен достичь больших высот в социальном развитии. Неспроста чуткие и внимательные родители озадачены вопросом, как научить ребенка говорить, с его рождения, а порой и раньше.

Немного теории: о чем следует знать образованному родителю

Чтобы иметь представление, как быстро научить малыша разговаривать, вы должны четко усвоить, что одной из главных функций речи является общение. Именно в процессе взаимодействия со взрослыми, малыш осваивает первые звуки, которые примерно в год начинают превращаться в речь. Новорожденный о своих проблемах оповещает криком. В 2-3 месяца у деток начинается гуление, потом лепет и, наконец, из лепета рождается слово!

Остерегайтесь ошибки!

Некоторые поверхностные мамы, слышавшие о периодизации развития младенцев и прочитавшие о том, как научить ребенка говорить, не в очень грамотных книжках, считают, что можно расслабиться. Раз самый подходящий период для слова – это год, то после первого дня рождения и следует начинать. Это заблуждение!

5 практических советов, как правильно учить детишек говорить

Разговоры с младенцем вы должны вести с самого первого дня. Он будет обращаться к вам на своем языке, а вы отвечать ему на своем. Постепенно малыш подтянется до вашего уровня, и в 2 года начнет говорить предложениями. Связными или не очень, зависит от вас. Если сами вы являетесь грамотным носителем языка, то и ребенку будет, у кого поучиться и где почерпнуть запас слов.

  1. Говорите с младенцем как можно чаще и выразительней. Он вас слышит и даже, если не понимает смысла, то интонацию улавливает тонко. Теплое эмоциональное общение побуждает малыша к активному развитию, в том числе и интеллектуальному.
  2. Не сюсюкайте – произносите слова правильно и четко. Он называет машину «би-би», а кота – «мя» потому, что еще не умеет по-другому. А вы-то зачем? Для того, что бы установить связь на уровне эмоций, есть другие приемы. Это ребенок вам должен подражать, а не вы ему.
  3. Занимаясь повседневными заботами, рассказывайте малышу, что вы делаете. На первый взгляд, это лишено смысла. Но речь окружающих взрослых способствует накоплению пассивного словарного запаса. Именно он станет основой яркой образной речи.
  4. В определенный период детки начинают показывать пальчиком на все, что видят вокруг. Не ленитесь, называйте ребенку предметы столько раз, сколько он просит. Очень скоро малыш начнет за вами повторять.
  5. Старайтесь хорошо артикулировать звуки – показывайте, как надо правильно произносить слова.

Даже если он спит, а вам надо поправить подушечку или одеяло, шепчите ему об этом. Он слышит, продолжает спать спокойно,  но запоминает мамины слова.

Самая актуальная проблема

Очень правильно, когда молодые родители креативны и ищут новые способы, как научить ребенка говорить. Но во всем нужен здравый смысл. Наши реалии порождают странную систему воспитания, когда лучшими друзьями ребенка являются не папа и мама, а айфон и планшет. Младенец на удивление быстро осваивает современные девайсы и уверенно орудует сенсорным экраном. Говорит ли это о скачке в эволюции, пока неизвестно, но вот развития речи не стимулирует точно. Не заменяйте живое общение технологичными суррогатами. Как вы себя почувствуете, если ваш малыш начнет общаться с гуглом, а не с вами?

Чтобы разговаривать, человеку нужен человек!

Уважаемый читатель! Если у Вас есть собственное мнение по этой теме, нам будут очень полезны Ваши комментарии.

life-hack.club

Как быстро научить ребенка говорить

Как научить ребенка говорить

С рождения малыш накапливает пассивную речь: прислушивается к звукам вокруг, словам родителей, запоминает выражения.

Но самостоятельно говорить кроха начинает после года. Кто-то к двум годам уже разговаривает сложными предложениями, а другие могут произнести лишь десяток слов. Что необходимо знать маме и папе, чтобы помочь малышу скорее заговорить?

Как развивается речь ребенка

До года

Через 2-3 месяца после рождения кроха начинает воспроизводить первые звукосочетания. Это начальная стадия освоения им речи – гуление. Немного позже, в 6-8 месяцев, ребенок, повторяя некоторые слоги, уже произносит подобия слов: ма-ма, ба-ба, па-па, не соотнося их с определенными объектами. После 9 месяцев малыш начинает вкладывать в такие сочетания слогов определенный смысл и к году может произнести до 10 упрощенных слов.

После года

Пополнение речи крохи после года идет огромными темпами. За день можно научить его произносить несколько коротких слов. Однако не все дети развиваются одинаково, поэтому если в год ваш карапуз упорно молчит, это не повод для беспокойства. В среднем к полутора годам ребенок может выразить свою мысль простым предложением (мама пока, дай мяч).

После двух лет

После двух лет дети учатся употреблять слова в правильном порядке, склонении, падеже, сочетать их с предлогами и строить более сложные предложения. В первую очередь малыш запоминает и учится произносить существительные – названия предметов и понятные для него обозначения действий (пи-пи, ам-ам). Позже в своей речи кроха использует указательные местоимения (там, эта) и глаголы.

Затем ребенок начинает употреблять прилагательные, чтобы описать размер, цвет и какое-нибудь качество предмета. Двухлетние дети способны рассказать о своих ощущениях, используя слова «страшно», «холодно», «больно». После трех лет малыш умеет рассуждать и объяснять причинно-следственные связи между событиями.

10 полезных советов родителям

1. С самого рождения крохи мама и папа должны говорить с ним постоянно. Необходимо произносить слова разным тоном, изменять голос, обращаться к малышу то тихо, то громко. Важно близко наклоняться к ребенку, чтобы он видел артикуляцию говорящего.

2. Следует комментировать все свои действия. Рассказывайте ребенку, как вы готовите обед, что вы на него надеваете, какая на улице погода, что он видит вокруг. В магазине, поликлинике объясняйте малышу, зачем он туда пришел и что будет здесь делать. При этом можно не просто говорить, а петь песенки, рассказывать стишки, потешки.

3. Важно знакомить ребенка со всем звуками. Показывайте ему, как едет машина, воет ветер, летит самолет, варится кашка, капает водичка. Произнося слова, показывайте их на картинке или в окружающей обстановке. Если малыш пытается повторять за вами, нужно несколько раз произнести этот звук, рассказывая, кто именно так делает.

4. Слова нужно произносить четко, особенно тянуть при этом ударные гласные. Старайтесь активно использовать мимику при разговоре с крохой: шире открывайте рот, вытягивайте губы, цокайте языком.

5. Необходимо много читать малышу. Стихотворения, рассказы, сказки подбирайте по возрасту ребенка. Читайте выразительно, чтобы заинтересовать его. Хорошо, если вы самостоятельно дополняете прочитанное, объясняете малышу понятными словами, показываете иллюстрации.

6. Чем лучше развиты у крохи пальчики, тем быстрее и правильнее он начнет говорить. Поэтому важно развивать мелкую моторику. Предлагайте малышу играть с монетками, бусинками, фасолью, крупами, пересыпая их руками или с помощью совочка. Никогда не оставляйте карапуза одного во время таких игр!

7. Малышу будет интересен домашний спектакль. Можно изготовить игрушки для театра самостоятельно, вырезав их из бумаги, сшив или слепив из пластилина. Подойдут и повседневные предметы обихода. Привлекайте ребенка к участию в постановке.

8. Когда кроха молча указывает на какой-либо предмет или пытается взять его, предложите ему другую вещь. Когда малыш откажется от нее, объясните, как называется желаемый предмет, и попросите ребенка назвать его. Так вы побудите его просить то, что ему нужно.

9. Хорошо, если ребенок имеет возможность играть с другими детьми. При этом полезно общение и с ровесниками, и с малышами старшего возраста. Можно организовывать маленькие детские праздники или развивающие занятия.

10. Не используйте простые слова вместо сложных. Всегда называйте вещи своими именами, не обобщая их. Например, косынку, кепку, шляпу, панаму нужно называть именно так, не объединяя одним понятием «шапка».

© Ильина Наталия, Dealinda.ru

dealinda.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]