Часто и в методической литературе, и в авторитетных интернет-источниках можно встретить два совершенно противоположных мнения о том, когда и как начать изучение английского с детьми.
Одни ученые считают, что начинать обучение языкам нужно со школы и нет никакого особенного смысла изучать английский, например, в год, три года или даже в пять лет.
Другие, наоборот, говорят о том, что только в раннем возрасте (до 6-7 лет) детский мозг настолько пластичен, что это позволяет легко и просто заложить основы для изучения не одного, а сразу нескольких иностранных языков.
Столкнувшись с такой неразберихой, не только родители, но нередко и учителя приходят в замешательство, не зная, какой подход подобрать правильно для обучения английскому детей раннего возраста.
И все же, подбирая разные методики для проведения занятий, нужно помнить о главном: каким бы ни был возраст ребенка — обучать иностранному языку нужно интересными и познавательными методами.
Предлагаем несколько практических советов, которые наверняка будут полезны как родителям, так и педагогам, которые занимаются обучением маленьких детей (3-7 лет) английскому языку:
Надеемся, что эти несколько простых советов помогут сделать изучение английского легким, веселым и увлекательным для детей с самого начала. Также вы найдете отдельные рекомендации по обучению чтению на английском языке в статье «Как научить ребенка читать по-английски«.
Расскажите в комментариях, с какими трудностями вам пришлось столкнуться во время изучения ребенком английского языка!
englishlittle.ru
С тех пор, как мы переехали жить в Америку с дочерью в 1 год и 2 месяца, я была уверена, что дочка выучит английский быстрее нас. Я даже не сомневалась, что она станет ребенком билингвом. С года до двух дочка активно училась говорить, поэтому обучение ее английским словам было очень естественным. Дочь подхватывала и начинала употреблять слова на английском гораздо быстрее, чем на русском. Однако в 2 года я поняла, что наша дочь растет русскоговорящей. И английский для нее не стал вторым родным языком.
В этой статье хочу поделиться нашим опытом обучения английскому детей от 1 года. А также рассказать, почему не так просто развить билингвизм у ребенка.
В 1 год ребенок только начинает говорить. Обычно он произносит всего несколько слов (мама, папа, деда, баба и т.п.). Поэтому год — прекрасное время, чтобы начать вводить английский. Называя ребенку предметы и слова сначала на русском, а потом на английском, вы помогаете ему естественно усвоить сразу два названия предмета на разных языках. И, скорее всего, слово на английском ребенок начнет говорить раньше, чем на русском. Потому что многие английские слова легче для произношения.
Мы начали учить дочь английскому в 1 год и 2 месяца. Чтобы она понимала, о чем идет речь, я всегда сначала называла предмет на русском, а потом только на английском. Иногда даже говорила: «Сова на английском будет owl, скажи owl”. И поощряла все попытки дочери произнести слово, даже если произношение было не совсем правильным. В итоге, в 1 год и 5 месяцев дочь говорила на английском больше слов, чем на русском. Названия животных и других предметов, далеких от членов семьи, дочь говорила только на английском. И только к двум годам количество русских слов в лексиконе ребенка превысило количество английских (Подробнее в статье: Сколько слов говорит наш ребенок к 2 годам).
Так как же построить обучение английскому для детей в 1-2 года? На помощь придут книжки, мультики, игрушки и называние слов на английском взрослыми. Расскажу о том, как мы учили дочь английскому:
В 1-2 года ребенок еще не умеет читать, поэтому он смотрит только картинки. Все картинки объясняет и озвучивает мама. Поэтому не важно, какая книжка у вас в руках — на русском, английском или испанском. Главное, чтобы вы сами знали, как называются на английском те или иные предметы, изображенные на картинках.
До полутора лет ребенку не интересны истории, ему интересны отдельные картинки, предметы, животные. Книжки, где много разных отдельных предметов: фруктов, предметов одежды, обихода и т. п. как нельзя лучше подойдут для обучения английскому. Называя все предметы сначала на русском, а потом на английском, вы помогаете ребенку запомнить названия на обоих языках.
Поначалу мы с дочкой рассматривали русские книжки, потому что еще не знали о местной библиотеке. Я называла предметы на двух языках. Иногда дочь повторяла за мной слова на английском. Когда мы записались в американскую библиотеку, стали смотреть книжки на английском. Стало проще, в первую очередь, мне — потому что картинки были подписаны на английском. Так новые английские слова учила не только дочка, но и я.
Когда я пробовала читать дочери истории на английском (а не просто называть предметы и новые слова), ей было не интересно, она протестовала против чтения. Я сделала вывод, что дочь еще не понимает английский настолько, чтобы уловить смысл истории. Поэтому все истории я читала на английском про себя, и рассказывала вслух уже перевод на русский.
Чем больше мы жили в Америке, тем больше дочь адаптировалась к английской речи. И в один момент, когда я снова попробовала прочить ей книжку на английском, она уже не протестовала. Так мы стали читать истории на английском перед сном. Я до сих пор не уверена, что дочь понимает все, что слышит. Поэтому обычно я сначала читаю фразу или абзац вслух на английском, а потом рассказываю смысл прочитанного на русском.
Если родитель не владеет английским в совершенстве (как не владеем мы с мужем), обучение ребенка английским словам по книжкам будет отличным решением. Не нужно думать о построении фраз, всего лишь произносите отдельные слова. Со временем можно обзавестись сказками и историями на английском, чтобы читать их ребенку, помогая ему адаптироваться к английскому на слух.
В первое время после переезда в США мы стали включать дочери мультики на английском, чтобы она учила язык. Дочь действительно учила. Стала понимать больше слов, научилась считать на английском, выучила некоторые буквы, названия цветов, форм и т.п. Она предпочитала мультики без определенного сюжета (потому что сюжет, скорее всего, не могла понять). Ее любимым был Bob the Train, который как раз-таки учит разному.
В один момент я поняла, что мультиков в жизни нашего ребенка стало слишком много. Что дочь просто «подсела» на них. Что из обучающего материала мультики стали просто развлечением. Поэтому мы решили перестать включать дочери мультики на неопределенное время. Так мы прожили совсем без мультиков 2,5 месяца. И за это время дочь успела забыть многое из того, что успела выучить из английских мультиков. Теперь, в 2 года и почти 2 месяца, мы снова подумываем о возвращении мультиков на английском. Только теперь хотим включать уже сюжетные мультики, где много разговоров.
Из нашего опыта с мультиками на английском могу сделать следующие выводы:
мультики на английском действительно помогают ребенку учить язык в ненавязчивой форме;
не подсаживайте ребенка на мультики, ограничивайте просмотр 15-30 минутами в день;
в первое время включайте развивающие мультики, а не сюжетные;
сюжетные мультики можно вводить, когда ребенок знает и понимает больше слов.
И приведу список мультиков на английском, которые будут интересны детям 1-2 лет (может и старше):
Bob the Train (развивающий, учим цвета, формы, цифры, буквы, транспорт, планеты, животных и т.п. + песенки)
Dave and Ava (песенки на английском)
Daniel Tiger's Neighborhood (учит правильному поведению, с сюжетом)
Doc McStuffin (просто сюжетный)
Dinosaur Train (познавательный, с сюжетом)
Super Why (познавательный, с сюжетом)
Peppa Pig (просто сюжетный, британский английский)
Curious George (познавательный, сюжетный)
Masha and the Bear (Маша и Медведь на английском — всего несколько серий — просто сюжетный)
У нашей дочери есть «говорящие» игрушки, которые куплены в Америке. Соответственно, они говорят на английском. Это разного рода развивающие игрушки, обучающие буквам цифрам, названиям животных и т. п. Главная из них — игрушечный ноутбук, который так нравится дочери. С помощью этих игрушек дочь учит названия животных, буквы и некоторые слова. Думаю, что игрушки на английском — это отличное сопровождение изучению языка.
Даже если вы не владеете языком в полной мере, называйте отдельные слова на английском при случае. Режете яблоко — называйте малышу “apple”, “red apple”. Видите автобус, говорите: «Смотри автобус, на английском будет bus, скажи bus”. Употребляйте английские слова всякий раз, как можете. Если слово уже усвоено ребенком, можно не говорить на русском, ограничиться сразу английским переводом. И не пугайтесь, если ребенок вдруг заговорит на смеси русского и английского. Скоро англиские слова будут вытесняться русскими. И малыш заговорит на полном русском (зато английские значения останутся в памяти).
Наша дочь долго говорила на смеси русского и английского. Например: «Дай apple” или «вижу lady bug”, но в 2 года и 1 месяц почти все английские слова у нее заменились русскими. Как только речь развилась до такого уровня, что дочь может произнести сложные русские слова, она именно их и произносит (потому что русский слышит гораздо чаще, чем английский, и потому что родители говорят на русском). Теперь говорит «яблочко», «синий», «зайчик», «штанишки» вместо уже привычных «apple”, “blue”, “bunny”, “pants”.
С взрослением ребенка, когда он уже пытается строить предложения, старайтесь и вы называть не просто слова, а целые предложения. Задавайте вопросы ребенку на английском. Это поможет ему научиться понимать смысл фразы, а не просто выхватывать отдельные слова, которые он знает, из общего текста.
К сожалению, мы с мужем не пошли дальше отдельных слов. Наш уровень владения языком не позволил. Мы не называли дочери фразы, не задавали вопросов. И, тем более, не говорили с ней на английском целыми связными абзацами. Думаю, что именно поэтому английский в лексиконе дочери стал угасать и нам, пока не удалось развить в ней билингвизм.
Чтобы ребенок стал полноценным билингвом, он должен знать английский на том же уровне, что и русский (или лишь немного хуже). То есть полностью понимать его и говорить на нем все те слова, которые говорит на русском. В нашем случае с двухлетней дочерью это полное понимание того, что говорят ей взрослые и другие дети, это произношение предложений из 5-7 слов, т. е. то, наш ребенок делает на русском. Но дочь не знает английский настолько. Она не понимает (или не всегда понимает), что ей говорят на английском. Не понимает истории из книжек на английском. Не всегда понимает сюжет мультика на английском. Да и говорит преимущественно на русском (осталось еще несколько английских слов, которые, скорее всего, скоро тоже вытеснятся русскими).
Я думаю, что это произошло, потому что дочь недостаточно была вовлечена в языковую среду. Потому что 99% того, что она слышит в течение дня — это наша с мужем русская речь. Мы так и не смогли перейти на общение внутри семьи на английском.
Да, мы с мужем смотрим фильмы на английском, и дочь слышит их в фоне. Да, мы посещаем англоязычные story-time в библиотеке, когда библиотекарь читает книжки на английском и все поют английские песенки. Да, мы читаем дочери книжки на английском. Да, мы включаем ей английские песенки, которые она обожает. Да, у нее англоговорящие развивающие игрушки. Да, иногда дочь слышит наше общение на английском с кем-то из американцев. И да, мы живем в Америке, где все говорят на английском. Но этого недостаточно! Недостаточно для того, чтобы ребенок вдруг стал билингвом.
Еще до нашего приезда в США я натыкалась на статьи о билингвизме. Где говорилось, что билингвизм можно развить даже живя в России. Советовали включать английское радио и фильмы в фоне для младенцев. Книжки, мультики, слова — все то, что перечисленно выше. И еще одним из советов был: «общайтесь с супругом дома на английском». Так вот, это ведь не так-то просто, если вы не владеете английским в совершенстве.
А без общения с ребенком на английском, всех других мер недостаточно, чтобы из него вырос билингв. Да, он будет знать многие английские слова, и, может быть, даже выражения. Может быть, научится понимать многое на слух. Но пока английский не будет родным (или освоенным в совершенстве) языком хотя бы для одного из родителей или воспитателей, для ребенка английский так и будет выученным иностранным.
К 2 дочкиным годам, когда мы вдруг увидели, что вместо ожидаемого билингва у нас растет вполне себе русскоговорящий ребенок, мы стали думать, в чем были наши ошибки. И поняли, что несмотря на понимание, что с ребенком надо говорить по-английски, мы этого сделать просто не можем! Мы еще не владеем языком настолько, чтобы начать свободно изъясняться на нем. А тем более с ребенком, которому нужно столько всего объяснить, научить и предупредить (а поэтому важно, чтобы он понял). К тому же не хочется, чтобы ребенок говорил на английском с нашими ошибками и акцентом. Поняли, что в нашем случае с обоими русскоговорящими родителями, выходом может стать только детский сад на английском. Чтобы в нем малышка могла слышать английский от носителей, да и в достаточном количестве, регулярно. Поэтому мы хотим очень постараться, чтобы хотя бы к 3 годам дочь пошла в местный детский сад.
Научить ребенка английскому при помощи книжек, мультиков и произнесения слов можно с самого раннего детства. Однако английский для ребенка так и будет иностранным, если он не будет вовлечен в англоговорящую среду в достаточной мере. И главным критерием здесь станвится англоязычное общение непосредственно с ребенком каждый день и регулярно. Которое может обеспечить не каждый родитель.
Учите ли вы своего ребенка английскому? Если не секрет, зачем и почему? Каковы ваши успехи? Какими способами изучения языка вы пользуетесь? Если ваш ребенок билингв, поделитесь, является ли кто-либо из непосредственного окружения ребенка носителем языка? Хотелось бы услышать ваше мнение в комментариях.
Читайте также: Нужны ли ребенку 1-2 лет развивающие занятия и Как выучить английский дома и бесплатно (для взрослых)
Катечкина Катя — ecomammy.com
Save
Save
Save
Save
Социальные кнопки для Joomlaecomammy.com
Многих родителей беспокоит вопрос: с какого возраста детям начинать изучать иностранные языки. Свободное владение английским значительно облегчит ребенку будущее, позволит получить престижную работу и устроиться в обществе. В этой статье:
В современном мире без знания английского языка тяжело получить хорошую профессию и, как следствие, высокооплачиваемую работу. Английский – это иностранная литература, интернет, свободное общение во время путешествий по всему миру. Язык давно признан международным.
Почему стоит начать обучение с раннего детства:
Прочный фундамент знаний, полученный от занятий, поможет в дальнейшем. Доказано, что дети, владеющие с детства несколькими языками, имеют широкий кругозор, лучше общаются с людьми.
Согласно исследованиям, люди, свободно владеющие двумя и более иностранными языками, меньше подвержены стрессам и депрессиям, они более целеустремленны и интеллектуально развиты.
Особенно важен английский для детей, родители которых часто ездят за границу. Знание языка помогает им стать общительней в незнакомой стране. Польза заключается и в том, что ребенок со временем начинает лучше контролировать ход своих мыслей, принимать разумные решения, а коммуникационные барьеры ему будут не страшны.
Есть разные точки зрения по поводу раннего изучения второго языка (до 3 лет). Противники считают, что родители лишают кроху детства, обходя стороной такие области, как физическое развитие, улучшение моторики, совершенствование русского.
Из недостатков раннего знакомства со вторым языком отмечают:
Сторонники полагают: нужно использовать способность маленького ребенка впитывать большие объемы информации по максимуму. Малыши в возрасте 1-2 лет легко воспроизводят даже длинные фразы на английском, подражая взрослым.
Оптимальное время для изучения иностранного по мнению психологов – 3 года. С этого возраста малыш способен воспринимать новую информацию.
Однако не страшно, если ребенок старше. Дошкольники и дети до 12 лет хорошо обучаемы, поэтому максимального эффекта можно добиться и в этот период, просто будут отличаться методики и подходы. Нет доказательств того, что дети, выучившие иностранный в год или два, лучше разбираются в нюансах английского, чем те, которые начали обучение в 6 или 7 лет.
При задержке речевого развития следует повременить с ознакомлением азов английского. В любом случае, нужно ориентироваться на индивидуальные особенности малыша, его развитие и здоровье.
Маленьким детям сложно сконцентрироваться, заострить внимание на сложных грамматических правилах иностранного или же заучивании большого количества слов. Однако помочь малышу с усвоением языка можно в домашних условиях. Делать это рекомендуется посредством игр на английском для детей.
Придумайте игру с девочкой в куклы, которые приехали из другой страны и знают только английский. Занимаясь с мальчиком, можно разыграть историю с другими любимыми персонажами.
Методика игр не вызывает дискомфорта у малыша, помогает уделять много времени обучению, развивать новые навыки. В интернете есть множество вариантов забавных приложений для мобильных устройств, которые будут нравиться ребенку и помогут запомнить новые слова.
Можно скачать различные аудиопособия на иностранном языке с песнями, считалками, рифмовками, веселыми стишками. После совместного прослушивания нужно устраивать проверки: просить на прогулках повторить изученное, при необходимости давать подсказки или исправлять.
Важные составляющие обучения ребенка английскому дома:
Хорошо, если в семье кто-то из родителей владеет языком на уверенном уровне. В этом случае можно разделить роли: мама разговаривает с малышом на русском, папа – на английском. Это очень эффективный метод, так как дети быстро привыкают к двум языкам.
Детям полезно изучать иностранный язык. Этот навык не только способствует развитию логического мышления, но и поможет в дальнейшем успешно устроиться в жизни, путешествовать по миру без языков барьеров, построить блистательную карьеру.
wellnesso.ru
Знание иностранного языка сегодня – необходимость, но выучить английский в зрелом возрасте сложно. Поэтому родители стараются обеспечить ребенку освоение иностранного языка, как можно раньше и вопрос, как научить ребенка английскому языку с нуля, актуален постоянно.
Обычно, дети изучают иностранный язык наравне с родным. Они не беспокоятся из-за непонимания чего-то, с удовольствием повторяют и имитируют то, что видят и слышат, не устают снова и снова повторять один (бессмысленный для взрослых) стишок… Дети не гонятся за совершенством, довольствуются малым. Но, именно это «малое» и становится основой, которую дети используют творчески и, следовательно, развивают свои знания и навыки, продолжают осваивать новые слова и выражения. Необходимо дать им возможность для этого и поддержать.
Многие родители думают, что начав изучать английский в детском саду или в начальном классе школы, через год ребенок будет говорить на уровне носителя языка. Прогресс в освоении знаний очень индивидуален. Не сравнивайте его со старшим братом или соседским потомком. Важно, чтобы он не боялся языка и ситуаций, которых пока не понимает, а использовал даже примитивное знание языка в общении.
Слушайте и пойте англоязычные песни
Дети обладают хорошей памятью. Они воспринимают мелодии и звук, запоминая то, что им нравится. Не важно, идет речь о родном языке или английском. Такое «чувство» языка – акцента, интонации и мелодии – является преимуществом для маленьких начинающих полиглотов. Поэтому, песни – один из первых методов, которые применяют в решении вопроса, как научить малыша английскому языку с нуля. Его словарный запас со временем будет расширяться, но основы закладываются именно в раннем возрасте.
Слушайте и пойте англоязычные песни, как можно чаще – дома, в автомобиле, разучивайте стишки и скороговорки, песенку английского алфавита.
Создайте дома английский уголок, в котором сидит «иностранец» (игрушка), с которым можно общаться только на английском языке. Ему грустно, когда с ним никто не говорит. Помогите ребенку, и поговорите с ним вместе. В начале нет необходимости в целых предложениях, достаточно нескольких слов или англоязычной песни.
Применение иностранного языка в повседневной деятельности
Дети должны быть в контакте с языком. Применяйте его в контексте мероприятий, близких и естественных ребенку. Практикуйте новые слова в рамках игр или повседневной деятельности. Задавайте вопросы – What is it? или What colour is it? Дети эти вопросы быстро выучат и будут отвечать без проблем.
Используйте английский язык, когда делаете что-то вместе, например, творите самодельную игрушку. Давайте малышу задания на английском. Например, Take a red crayon – Возьми красный карандаш. Дополните свое задание соответствующим действием. Часто повторяемые слова ребенок быстро запомнит.
Не бойтесь сложных предложений
Используйте более сложные песни, рассказы и фильмы. Не беспокойтесь, если ребенок чего-то не понимает. Непонятные слова или фразы он будет игнорировать. Важно быть в контакте с языком.
Уделяйте новому языку определенное время ежедневно
Методы, как обучить малыша английскому языку с нуля, включают постоянное использование того, что он уже знает! Притворитесь, что вы не понимаете, позвольте ему объяснить, дайте ребенку активную, продуктивную роль, обеспечьте использование и повторение ранее изученного.
Использование изображений – полезный метод, как научить ребенка английскому языку с нуля. Повесьте их на доске, двери, и пусть ребенок скажет, что на них изображено. Малыш может сам нарисовать картинки. Или возьмите из журналов и в Интернете.
Применяйте карточки с картинками и неполными словами, где ребенок впишет подходящие буквы.
Основное правило обучения заключается в отсутствии спешки. Не ожидайте немедленных результатов. Включайте по нескольку новых слов в ежедневное общение с ребенком, не забывая повторять уже выученное. Помните, малыш должен воспринимать все действия не как учебу, а как забавное провождение времени!
detskoerazvitie.info