Умение пересказывать – необходимый навык в жизни каждого человека. Когда мы спрашиваем о чём-либо детей, важно получить полный ответ, поощрять ребёнка за говорение, показывать, что нам интересно и важно то, что и как он рассказывает.
Дети начинают своё обучение пересказу, даже не замечая этого. Это происходит, когда ребёнок впервые рассказывает о событиях в своей жизни (например, как прошёл день в саду или как упал с велосипеда или качелей). Для самых маленьких – это наиболее эффективный способ сделать первые шаги и заложить основу для успеха в будущем. Проходит время и накапливается практика, соответственно, далее в своём пересказе дети используют уже не пару слов, а целые предложения.
Обучение пересказу является одной из составляющих обучения грамотности в целом. Ребёнку необходимо понимать сюжет, кто главные герои и как развиваются события в рассказе, их последовательность. Когда дети пересказывают, они совершенствуют свою речь и воображение, учатся решать поставленные задачи. Но, стоит подбирать те истории, которые сможете зачитывать снова и снова, иначе этот процесс наскучит, и вы потеряете интерес раньше ребёнка.
На самом деле, даже дошкольники могут пересказать небольшой текст с некоторой помощью со стороны родителей, а дальнейшее совершенствование этого навыка можно превратить в захватывающее занятие.
Чтобы научить маленьких детей пересказывать прочитанное руководствуйтесь следующими правилами:
Выбирать истории с предсказуемым окончанием и запоминающимися героями. Задумайтесь, почему все сказки так легко запоминать, и они надолго остаются в нашей памяти? Дети любят тексты с несколькими героями и повторяющимися действиями, например, сказка «Репка»;
Прочитать рассказ самостоятельно до того, как зачитывать ребёнку. Выбрать слова, которые ранее ребёнок ещё не встречал. Можно подготовить фото таких животных и предметов или мест. Таким образом, дети легче воспринимают информацию и запоминают новые слова;
Перед тем, как начать чтение, показать обложку книги и предложить угадать про что будет книга, кто будет главными героями. Возможно, ребёнок даже сможет предугадать сюжет. Затем скажите её название и повторите вопросы;
Зачитать вслух одну и ту же историю несколько раз. Как вариант, каждый день на ночь перед сном. Используйте разную интонацию и меняйте голос, что ещё больше увлекает и погружает ребёнка в повествование. После того, как закончится сказка, можете переходить к следующему этапу – вопросы.
Спросите, о чём сказка, что происходило в начале, в середине и в конце. Потом можно задавать самые интересные и любимые вопросы «почемучек»: почему дедка позвал бабку или любые другие, начинающиеся с этого вопросительного слова. Такие вопросы развивают логику и помогают развитию воображение, а помощь родителей обогатит знания детей и научат ценностям и традициям страны и общества, в котором они живут;
С детьми старшего дошкольного возраста следует использовать другую методику: с каждым следующим прочтением останавливайтесь время от времени и просите рассказать, что герой сказал дальше или просто, чтобы ребёнок досказал предложение или фразу. Возможны варианты в зависимости от возраста детей, уровня развития речи в данный момент и увлечённости историей. Чем интереснее рассказ, тем охотнее дети будут слушать и разговаривать о нём;
Разыграть сценку: выбрать кто кем будет и устроить домашний театр. Это – не только прекрасный способ вовлечь как можно больше членов семьи и провести время с пользой и удовольствием, но и отличный способ задействовать движения тела и мимику, ведь именно с их помощью дети ещё лучше запоминают информацию. Конечно, также можно использовать разные подручные предметы, игрушки и кукол — всё, на что хватит фантазии! Кто-то из детей, может быть, выберет нарисовать сказку, а не разыгрывать её. Здесь также стоит вопрос личных предпочтений;
Детям с богатым воображение предложите придумать продолжение истории, что было дальше и, возможно даже, дети придумают новых героев и концовка превратиться в совершенно непредсказуемую.
Помните, что если на первом этапе дети не могут пересказать прочитанное, то это не значит, что текст не понят, возможно, они просто не поняли вопрос и нужно его переформулировать. Поэтому стоит начинать обучение тому, как научить ребёнка пересказывать текст или те сказки, которые уже знакомы.
В первую очередь, родители сами должны показать, как правильно пересказывать прочитанное.
Очень важно помогать детям освоить этот необходимый навык – ведь обучение в школе практически полностью состоит из пересказа материалов из учебников.
И помните, что успех обучения зависит от многих факторов, таких как возраст, развитие речи, словарный запас ребёнка, особенности памяти и темперамента. Следовательно, чем раньше будет начато обучение, тем быстрее и легче будут достигнуты поставленные цели.
Педагог – преподаватель Лебедь Евгения
Несколько советов для учащихся о том как быстро запоминать прочитанный текст:
MaryPop.ru
Если ваш ребенок уже начал посещать школу или только планирует туда пойти, то вы наверняка уже знаете, что чаду придется столкнуться с необходимостью пересказывать тексты. Чтобы не возникало проблем и вопросов в старших классах о том, как научить ребенка пересказывать прочитанное, то стоит как можно раньше научить чадо логично и адекватно рассказывать о прочитанном сюжете.
Содержание
Прежде чем думать, как научить ребенка пересказывать, стоит с малых лет привить детке любовь к чтению. Конечно, здесь немаловажную роль играет пример родителей, совместное ежедневное чтение. Начните с самого начала, с момента прихода вашего малыша в этот чудесный мир!
Когда, ребёнок еще слишком мал, можно читать ему простые сказки, там будет буквально одно предложение на страничку, которое должно быть красочно проиллюстрировано. Картинки важны для маленьких деток, они позволяют соотносить услышанное ребенком с реальностью.
Чуть позже, начиная с 3-4 лет, стоит уже предлагать сказки с более сложным сюжетом. Задача родителей состоит в том, чтобы ребенок был заинтересован чтением, ждал его каждый день, словно праздника.
Проходит время, и детка подрастает, следующим шагом, которое приблизит вас к заветной цели – как научить ребенка пересказывать текст, является навык самостоятельного чтения.
Естественно, когда детка с малых лет любит слушать сказки, то и научиться читать самостоятельно не составит труда, ведь у вашего чада будет мотивация – он будет хотеть сам узнавать, о чем идет речь в той или иной красочной книге. О том, как научить ребенка буквам – мы рассказывали в нашей статье ранее.
Основной принцип обучения чтению будет заключаться в том, что вы станете знакомить детку с одной буквой и закреплять ее на протяжении 2-4 дней. Все буквы, которые малыш уже успел запомнить – повторяйте, делайте это на прогулке, пишите их на асфальте мелом, на песке – пальцем, выкладывайте из камушков, лепите из пластилина.
Постепенно из букв детка начнет составлять слоги и простые слова. И, как только ребенок сможет читать тексты, состоящие из 4-5 предложений, можно смело переходить к следующему этапу, который познакомит вас, как научить ребенка пересказывать прочитанное.
Проверьте на сколько малыш понимает смысл прочитанного самостоятельно. После того, как детка закончит рассказ – спросите его, о чем же он сейчас читал? Задайте также вопросы о том, кто в этой истории является главным персонажем, что с ним произошло в тексте.
Уточните, что означает то или иное слово. Довольно часто детки не понимают истинного смысла слов, выражений, искажают их истинное обозначение. Задачей родителей является объяснять доступными словами для ребенка значение того, что детке не понятно.
Итак, ваш ребенок уже научился читать. Если, да? Тогда переходим к пошаговой инструкции, которая подскажет, как научить ребенка пересказывать текст.
Занимаясь решением вопроса, как научить ребенка пересказывать рассказ, не забрасывайте вашего ежедневного совместного чтения вслух для малыша. Каждый вечер, перед тем, как продолжить чтение очередной истории – спросите детку, на каком месте вы остановились в предыдущий раз. Помогите вспомнить ребенку, какие приключения происходили с главными героями книги в предыдущей главе.
Как научить ребенка пересказывать текст? Конечно, от самого простого сюжета постепенно переходить к сложному. Детке будет гораздо комфортнее, если он сможет поведать вам с гордостью, о том, что он понял из простенькой сказки. Когда ребенок поверит в свои силы и будет смелее рассказывать сюжет, тогда усложняйте задачу, давайте ему более тяжелые для понимания тексты.
Постарайтесь придерживаться «золотой середины», так как научить ребенка пересказывать — занятие довольно долгое. На первых порах, конечно, хвалите малыша за любую попытка поведать вам содержание истории, но чуть позже, после похвалы, напоминайте в мягкой форме, что детка упустил в своем рассказе.
Помните, как будучи студентами мы учились конспектировать лекции? Сокращали слова, а еще делали схемы и рисунки. Научите ваше чадо попробовать сделать несколько зарисовок или написать тезисно — словами главные мысли из рассказа. Затем, опираясь на составленную схему, ребенку будет гораздо легче рассказать вам суть прочитанного.
Отлично, если ребенок будет иметь возможность рассказывать сказки младшему братишке или сестренке. А, если такой возможности нет? Тогда предложите детке рассказать сказку вашей собаке, кошке, рыбке или любимой плюшевой игрушке. Пересказ в виде игры – отлично стимулирует память малыша и позволяет ему расслабиться.
Теперь, зная эти простые рекомендации, вы легко сможете, как научить ребенка пересказывать рассказ, так и длинные повести, параграфы из учебников, в общем – все что угодно. Главное, не забрасывайте тренировки, периодические слушайте пересказ вашего чада, чтобы навык постоянно нарабатывался, а не стоял на месте. До встречи в новых статьях!
Автор статьи: Курахмаева Ирина Николаевна.
pomoshroditelyam.ru
16.02.2014
Умеет ли Ваш ребенок-школьник пересказывать? Наверняка, многие скажут, что, конечно, умеет. Ведь он еще с самого детства все сказки рассказывает, чуть ли, не дословно. И школьные произведения тоже прекрасно пересказывает.
Так, или почти так считают многие родители. Тогда почему в школе ребенок получает не очень высокие оценки и иногда приносит замечания «Не готов к уроку»? Почему учитель бывает недоволен пересказом ребенка, если он так прекрасно рассказывал всё дома?
Все очень просто. Пересказы бывают разные. Подробные и краткие пересказы очень различны между собой. И если в первом классе подробный пересказ считается хорошим, то в 3-4 классах – это уже плохо.
Давайте сначала сравним тексты в 1 классе и в 3 классе. Сколько строк или даже слов в текстах у первоклассников? Примерно треть страницы занимает большой текст. Можно ли пересказать такой текст дословно? Легко!
В 3 классе тексты уже очень большие. В учебниках по чтению некоторые произведения занимают более 2-3 страниц. Представляете, сколько времени займет пересказ такого произведения, даже если ребенок его и запомнит? А ведь он в классе не один и остальные ученики тоже должны участвовать в работе. Кроме того, что подробный пересказ в этом возрасте уже практически не используется, ребенок большое произведение пересказать просто не сможет по разным причинам. Да это и не нужно.
«Да зачем он вообще, этот пересказ, нужен! Прочитал и ладно», - думают многие родители. Нужен, еще как нужен! Только не подробный и дословный, а краткий пересказ. Причем, нужен он не только на чтении.
Что нужно, чтобы ребенок хорошо знал материал по Природоведению? Слушать на уроке – этого мало. Прочитать дома параграф в учебнике и даже ответить на вопросы – этого тоже недостаточно. Вот здесь и проявляется умение ребенка пересказывать текст, вынимать из него самое важное, самое интересное. И таких предметов в школе очень много, только появляются они уже в 5 классе и дальше. А в начальной школе идет подготовка к введению новых предметов.
Как же научить ребенка пересказывать текст правильно?
Могу предложить вам простую систему действий, которая научит вашего ребенка легко и правильно пересказывать любой текст.
6 шагов к хорошему пересказу.
1.Поставьте цель. Мы читаем текст и выбираем в нем самое важное и интересное.
2.Идем по этапам. Читаем не весь текст сразу, а по частям. Это может быть абзац или даже часть абзаца, если они длинные. Первое время примерно 4-6 строк достаточно.
3.Отмечаем главное. После чтения каждой части задаете ребенку вопрос: «О чем прочитал? Что здесь самое интересное или самое важное?» При этом не позволяете ребенку рассказывать дословно. Самое важное надо выразить в одном предложении.
4.Делаем план. Сразу можно составить план текста, придумав заголовок к каждой части. В качестве заголовка можно использовать то главное, что выделил ребенок.
5.Скажи по-другому. После прочтения всего текста, предлагаем ребенку поиграть в игру «Скажи по-другому». Для этого ребенок или взрослый читает любое предложение из текста, а ребенок говорит то же самое, только другими словами. Это очень важно! Часто дети не могут пересказать, потому что просто забыли то слово, которое было в книге, а заменить слово близким по смыслу не догадались или не смогли. С помощью этой игры вы избегаете таких проблем.
6.Склейка частей. А теперь, когда все прочитали, самое главное выделили, план составили, в игру «Скажи по-другому» поиграли, перескажи текст очень коротко, только самое важное. Можно давать план, чтобы ребенок на него смотрел и вспоминал последовательность событий.
Уверена, что после такой работы, ваш ребенок перескажет намного лучше и легче. А чтобы он справился с этой работой и в школе, не забыл все, что он готовил, повторите пересказ через 1-2 часа. Только пересказ. Это займет времени немного, а польза для ребенка и его памяти будет огромная.
Эта универсальная схема подойдет для любого устного предмета. Попробуйте. Ребенок быстро усвоит алгоритм действий и проблем с подготовкой устных предметов у вас будет намного меньше.
А чтобы ребенок быстрее читал и лучше запоминал и понимал прочитанное, возьмите специальные игры и упражнения. Результат будет заметен на всех школьных предметах.
chitalochka-ru.ru
Пересказ — один из ключевых показателей, демонстрирующий, насколько хорошо малыш владеет речью, умеет анализировать текст и формулировать мысли. На пересказывании построена значительная часть предметов школьной программы, и ребенок столкнется с такой особенностью сразу, как только пойдет в первый класс.
Этот навык — не прихоть, а умение, позволяющее школьнику повысить успеваемость. Помогая малышу, заботливые родители с раннего детства уделяют внимание такому вопросу, как научить ребенка пересказывать текст.
Содержание статьи
Умение пересказывать услышанное или прочитанное не появляется само собой, его нужно развивать. Необходимо пополнять словарный запас.
Скудная речь не способствует богатому воображению. Речь малыша с маленьким багажом слов будет обрывочной и несвязной.
Трудно пересказать суть интересного события, оперируя десятком слов. Какие способы могут использовать родители?
Слишком рано не бывает. Вышеприведенные советы нужно применять с раннего возраста. Когда ребенок пойдет в первый класс, нагрузка увеличится.
Младшим школьникам приходится осваивать большие объемы информации. Если ребенок не умеет запоминать, анализировать и пересказывать, ему будет сложно. Второй класс потребует от него еще больше навыков. Школьная программа с каждым годом становится сложнее.
Понятно, что лучше заниматься развитием малыша сразу, не пуская все на самотек. Если, по каким-то причинам, родители опоздали и не смогли до школы научить малыша связно пересказывать тексты, то в первые школьные годы еще можно успеть все исправить. Обучение потребует больше сил и внимания, а также хорошей организации времени и целенаправленных занятий. В противном случае ребенок безнадежно отстанет от школьной программы, и будет слишком поздно что-либо предпринимать.
Как избавиться от послеродового геморроя?
Но эффективное средство от геморроя есть! Перейдите по ссылке и узнайте, как Анна избавилась от недуга…
RazvitieMalysha.ru
Здравствуйте дорогие читатели! Если человек умеет красиво и грамотно излагать свои мысли, это во многом определяет его профессиональную деятельность, а также отношения с другими людьми. Чтобы сформировать связную речь необходимо с раннего детства научить ребенка обыкновенному пересказу текста. Чем раньше вы начнете заниматься этим с малышом, тем лучше.
Под «правильностью» пересказа подразумевают выразительную и связную речь ребенка, который воспроизводит прослушанный или прочитанный ранее текст. Важно понимать, что простое заучивание не является пересказом. Научите детку заменять слова, но при этом не забывать сохранять содержание рассказа. В правильном пересказе четко прослеживается сюжетная линия, события следуют в той очередности, в которой они были написаны.
Получается, что в пересказе с одной стороны существуют рамки, которые установил автор текста, этими рамками является сюжет. С другой стороны, есть свобода речи – и здесь необходимо научиться логически мыслить, думать, вспоминать, анализировать, чтобы рассказать услышанное, но своими словами. Существует ряд рекомендаций, которые стоит соблюдать, обучая ребенка пересказу.
Выбирая первые тексты для пересказа, старайтесь прежде всего ориентироваться на возраст вашего чада. Чем меньше малыш, тем сказка должна быть проще и короче. Для ребенка 4-7 лет тоже не стоит давать рассказы с витиеватыми и длинными предложениями, сложными словами. Если ребенок мал, то взрослый сам выбирает подходящий вариант для пересказа, а с детками постарше вполне можно обсудить, что ему больше понравится рассказывать самому.
Не более пяти предложений для первого раза будет более чем достаточно. Чем больше чадо будет тренироваться пересказывать, тем большее количество предложений вы сможете ему предлагать в дальнейшем. Если вы видите, что детка не справляется с предложенным объемом, забывает последовательность действий, путается в героях, предложите ему вспомнить лишь начало истории.
Выбирая текст для пересказа, опирайтесь прежде всего на вкусы и предпочтения ребенка, пусть лучше он постарается в красках описать вам сражение драконов или расскажет про космос, чем с безразличием будет пытаться поведать о теме, которая ему не по душе.
Для пересказа в первую очередь подходят рассказы или сказки, в которых четко прослеживается сюжетная линия. При прочтении выбранного текста вы должны видеть его четкую структуру, хронологию событий. Отлично, если книга будет иметь красочные иллюстрации, так как детям гораздо легче говорить о том, что они видели наглядно на рисунке. Персонажи истории должны быть ярким и запоминающимися.
Во время пересказа не ждите от ребенка, что он будет все говорить с первого раза правильно, не забывая и не путаясь в рассказе. Помогайте чаду наводящими вопросами, если он испытывает затруднение. Например, спрашивайте: «А кто пришел потом в гости к бабушке?», «После они увидели что-то интересное, что это было?». Подобными фразами вы помогаете вспомнить малышу, что происходило после по сюжету, и даете ему возможность продолжить рассказ.
Невозможно требовать от ребенка качественного пересказа, если предварительно текст не был грамотно прочитан и разобран. Постарайтесь как можно эмоциональнее прочесть выбранный рассказ или сказку, обсудите с малышом незнакомые слова, действия героев, объясните непонятные моменты.
Когда вы поймете, что ребенок понял текст и заинтересовался происходящими сказочными событиями, только тогда можно просить его воспроизвести данную истории. Если детка не будет заинтересован или не поймет половины сказанного, то и рассказать услышанное он тоже не сможет.
Пересказ способствует развитию грамотной устной, а в последствии письменной речи. Он также помогает пополнить словарный запас, сформировать свой личный стиль речи, учит излагать в понятной для других людей форме необходимую информацию.
Пересказ для ребенка способствует формированию корректного звукопроизношения, развития фантазии, что в последствии понадобится при написании сочинений в школе, а во взрослой жизни пригодится для составления деловых предложений и докладов.
Всего доброго, до встречи в новых статьях!
pomoshroditelyam.ru