Как научить ребенка писать грамотно без ошибок


Как научить ребёнка писать без ошибок?

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПИШЕТ С ОШИБКАМИ Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители. Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе. За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем". Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому "ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ" ЧТЕНИЮ. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги. Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги. В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет. Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д. Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребенку забавным. "ЧТЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово. С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин. Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания. Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз. Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка. Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а", а "о". Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно. В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте. А. Луговская, М. Кравцова, О. Шевнина (из книги "Хочу в школу? Как пробудить у ребенка интерес к учебе")

multiurok.ru

Как научить ребенка писать без ошибок?

Умение четко и грамотно излагать свои мысли – это важно. С того момента, как ребенок начинает писать свои первые буквы в прописях, школа и родители стараются научить его писать правильно, без ошибок. Но кому-то удаются сложные речевые обороты, а кому-то трудно написать без ошибок даже самые распространенные слова. Как же научить ребенка писать без ошибок?

Часто можно услышать о понятии «природной грамотности». Но грамотность – это не то, что можно передать по наследству, с чем можно либо родиться, либо нет. Грамотность – это навык и для приобретения этого навыка необходимо приложить немало усилий.

Родители и правильность их речи играют немаловажную роль в том, как в будущем будет писать их ребенок Ведь основа грамотности ребенка закладывается вместе с развитием его речи. Поэтому, если дома принято говорить на «суржике», слова искажаются, а чтение книг не в почете, то можно ли надеяться, что ребенок будет писать без ошибок?

Кстати, книга – это важный помощник для освоения навыка правописания. Ребенок много раз встречает какое-то написанное в книге слово и запоминает его - срабатывает зрительная память. Позже, когда это же слово нужно будет написать в диктанте или в сочинении, ребенок с легкостью его воспроизведет. Ведь никто не задумывается, как правильно пишется слово «вода», «хлеб». Эти слова мы ежедневно употребляем в своей речи, видим их на этикетках продуктов или на рекламных щитах. Даже первоклассник знает, что молоко – это все-таки «молоко», а не «малако» или «молако», потому что он видел эту надпись на пакетах с молоком сотни раз.

В любом языке есть целый ряд слов, написание которых не подчиняется общим правилам. Эти слова нужно просто знать. Поэтому ребенку нужно почаще предлагать литературу, в которой такие слова встречаются.

Если ребенок диктанты пишет хорошо, правильно, но при переписывании текста то тут, то там делает ошибки - скорей всего, виновата невнимательность. Это может означать, что ребенка что-то отвлекает во время письма, мешает ему сосредоточиться. Поэтому, когда ребенок готовит домашние задания, родители должны обеспечить ему максимально удобные и спокойные условия для занятий. А, значит, никаких телевизоров, компьютеров, шумных игр!

Развивать внимательность и зоркость ребенку помогут специальные обучающие игры. Можно предложить ребенку небольшой текст, в котором ему необходимо будет подчеркнуть, например, все буквы «А». Потом задание усложняется: подчеркивать нужно уже не одну, а несколько букв. Таким образом, ребенок научиться внимательнее читать текст.

Ребенку, который делает ошибки при списывании слов с доски или из книги, можно посоветовать проговаривать слова шепотом. Ведь тогда в работу включается еще и слуховая память, которая поможет ребенку вспомнить как правильно пишется нужное слово.

Как научить ребенка хорошо писать диктанты? Практика, практика и еще раз практика! Несколько абзацев из любимой книги, хорошего журнала, диктант из специального сборника – это поможет школьнику отработать навык написания диктантов. К тому же, часто причиной ошибок в диктантах служит страх. Постоянные «тренировки» избавят ребенка от этого страха.

strana-sovetov.com

Учимся писать грамотно и без ошибок

Грамотное письмо – это залог жизненного успеха ребенка. Многие задаются вопросом, как освоить грамотность написания маленькими детьми, поскольку современная система образования не учитывает индивидуальные особенности ребенка.

Проблемы с обучением при поступлении в школу только начинаются. Преподаватели, не щадя детской психики, говорят малышу о недостатках, высмеивая при одноклассниках. Дети в этом возрасте очень впечатлительны, мнительны и подвержены самокритике. Дальнейшее удачное обучение возможно только в том случае, когда ребенок будет уверен в своих силах.

Современная школа предъявляет слишком завышенные требования к уровню знаний и подготовки детей в учебных заведениях. Поэтому родителям желательно уделять больше времени развитию детей в домашних условиях, учитывая уникальные черты характера своего чада.

Читайте также: Как самостоятельно убрать живот и бока

Учимся писать дома

Чтобы научить вашего ребенка правильно и грамотно писать без ошибок, нужно соблюдать некоторые правила. Вот несколько советов, которые помогут вам в обучении малышей письму:

  1. Пословица «терпение и труд все перетрут» в этом случае является первостепенной. Нужно обязательно настроить ребенка морально на то, что подготовка к письму потребует от него определенных усилий и усидчивости. Ничто не будет получаться с первого раза, и это нормально. Приведите в пример результат компьютерной игры: выиграть можно только в случае многократного прохождения одного и того же эпизода. Это даст малышу понять, что проблема заключается не в его «глупости», а в отсутствии практики и навыков.
  2. Подбадривайте ребенка. Дети очень любят похвалу. Для них в этом возрасте крайне важно признание их победы, особенно в глазах родителей.
  3. Совместное обучение. Устройте с ребенком соревнование, кто напишет быстрее, красивее, аккуратнее. Не бойтесь «проиграть» и намеренно совершайте ошибки, разрешите ребенку поставить вам оценку и исправить написанное. Так вы сможете научить дитя правильно писать без ошибок быстрее. Ребенок будет осваивать письмо, а также учиться анализировать свои и чужие погрешности. Обучая нескольких детей одновременно, старайтесь держать в балансе спортивный интерес и взаимовыручку. Соревновательный настрой зарекомендовал себя в плане обучения двояко, поскольку менее успешный ребенок будет чувствовать себя униженным. Желательно создать такие условия, чтобы дети стремились узнать больше и поделиться этим знанием друг с другом.
  4. Игровая форма. Предложите ребенку написать письмо любимому персонажу (Деду Морозу или герою мультфильма). Расскажите, что адресату приятнее получить грамотно написанное письмо. Помогайте малышу в написании послания, но концентрируйте внимание на его собственной инициативе.
  5. Тренировка зрительной памяти и чтение вслух. Когда вы или ребенок вместе читаете книгу, концентрируйте внимание на литературных приемах. Это поможет научить внимательности. Срабатывает зрительная память, малыш автоматически начнет писать грамотно и без ошибок. В качестве вспомогательного материала старайтесь брать книги, напечатанные в советское время. Современные книги грешат обилием ошибок в угоду коммерческого успеха. Использование подобной литературы не поможет научить малыша грамотности.
  6. Убедите ребенка переписать несколько страниц из любимой сказки или книги. Сфокусируйте внимание детей на любимом фрагменте, чтобы письмо было им в удовольствие. Так вы сможете научить его красиво писать, попутно заново переживать любимый фрагмент произведения.
  7. Правильно оборудуйте рабочее место для крохи. Во время обучения уберите все, что может отвлекать внимание (телевизор, музыку, включенный компьютер).
  8. Создавайте спокойную дружелюбную и благоприятную атмосферу во время обучения письму.
  9. Во время диктанта произносите все слова правильно, внятно и с расстановкой. Ребенок будет концентрировать внимание на звучании, ударении и слогах.
  10. Не выделяйте ошибки красными. Правильно будет выписать в отдельную тетрадь слова с ошибками и объяснить, где именно была сделана ошибка, попросите ребенка написать это слово несколько раз для закрепления в памяти.

Дополнительные приемы обучения

Сегодня издается достаточно много методической литературы по обучению ребенка грамотному письму, а также онлайн-передач с набором специальных упражнений («Волшебный диктант», «Образ слова», «Веселый мультфильм» и «Зоопарк»).

Помните, что изрядно потрудившись, ребенку следует восстановить свои силы, прогулявшись на свежем воздухе. В мозг поступит кислород, который улучшает работоспособность. Следовательно, ребенок будет совершать меньше ошибок.

Если вы видите, что чадо устает, то сделайте ему расслабляющий массаж в области затылка, разомните ему спину и плечи, проведите с ним небольшую зарядку. Это способствует понижению стресса у малыша, и он будет совершать меньше ошибок при письме.

Читайте также: Как правильно приготовить манты

Научить ребенка правильному письму можно и дома, главное – это поддерживать его в нужную минуту вне зависимости от количества совершенных ошибок, мотивируя его на успех.

imhow.ru


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]