Главная › Ребенок › Жизнь ребенка после родов и развитие по неделям для начинающих родителей
С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.
Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.
Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.
Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.
Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.
В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.
Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.
Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.
Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:
Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.
Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.
Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.
Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.
Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.
Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.
Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.
Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.
Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.
Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.
Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.
По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.
Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:
Рост и вес
Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 2,7 | 4,2 | 6,2 | 47,8 | 53,7 | 59,5 |
Мальчики | 2,9 | 4,5 | 6,6 | 54,7 | 48,9 | 60,6 |
Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.
Что должен уметь делать малыш:
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 3,4 | 5,1 | 7,5 | 51 | 57,1 | 63,2 |
Мальчики | 3,8 | 5,6 | 8 | 52,4 | 58,4 | 64,4 |
Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.
Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.
За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.
Умения и навыки:
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 4 | 5,8 | 8,5 | 55,6 | 62,1 | 68,6 |
Мальчики | 4,4 | 6,4 | 9 | 55,3 | 61,4 | 67,6 |
У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.
Всем окружающим малыш начинает предпочитать маму. В «разговоре» ребенка уже присутствуют согласные звуки, такие, как «п», «б», «м». Зрение ребенка настолько усовершенствовалось, что он хорошо видит с расстояния 4-х метров.
Умения и навыки:
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 4,4 | 6,4 | 9,3 | 55,6 | 62,1 | 68,6 |
Мальчики | 4,9 | 7,0 | 9,7 | 57,6 | 63,9 | 70,1 |
Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.
Что должен уметь делать ребенок:
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 4,8 | 6,9 | 10 | 57,4 | 64 | 70,7 |
Мальчики | 5,3 | 7,5 | 10,4 | 59,6 | 65,9 | 72,2 |
Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.
Навыки и умения:
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,1 | 7,3 | 10,6 | 58,9 | 65,7 | 72,5 |
Мальчики | 5,7 | 7,9 | 10,9 | 61,2 | 67,6 | 74 |
Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.
Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.
Навыки и умения:
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,3 | 7,6 | 11,1 | 60,3 | 67,3 | 74,2 |
Мальчики | 5,9 | 8,3 | 11,4 | 62,7 | 69,2 | 75,7 |
Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.
Что умеет делать ребенок:
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,6 | 7,9 | 11,6 | 61,7 | 68,7 | 75,8 |
Мальчики | 6,2 | 8,6 | 11,9 | 64 | 70,6 | 77,2 |
Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.
Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.
В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.
Что умеет ребенок:
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,8 | 8,2 | 12 | 62,9 | 70,1 | 77,4 |
Мальчики | 6,4 | 8,9 | 12,3 | 65,2 | 72 | 78,7 |
Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.
Что должен уметь ребенок:
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,9 | 8,5 | 12,4 | 64,1 | 71,5 | 78,9 |
Мальчики | 6,6 | 9,2 | 12,7 | 66,4 | 73,3 | 81,5 |
Развиваются навыки 9 и 10 месяца жизни, такие как речевые и коммуникативные, совершенствуется ходьба с поддержкой, координация движений, моторика рук, речь, попытки совершения самостоятельных шагов.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 6,1 | 8,7 | 12,8 | 65,2 | 72,8 | 80,3 |
Мальчики | 6,8 | 9,4 | 13 | 67,6 | 74,5 | 81,5 |
Чего достиг ребенок к 12 месяцу жизни:
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 6,3 | 8,9 | 13,1 | 66,3 | 74 | 81,7 |
Мальчики | 6,9 | 9,6 | 13,3 | 68,66 | 75,7 | 82,9 |
Год позади, пройден путь становления ребенка из крохотного неумехи в человеческую личность со своим индивидуальным характером, багажом полученных знаний и умений. Многие малыши в этом возрасте начинают самостоятельно ходить. Прямохождение — эпохальный поворот в развитии младенца. Маленькому человеку открывается совершенно иной мир, отличный от знакомого ему ранее, ограниченного рамками его способностей к передвижению. Мир открытий и познаний.
(4 голос(а), в результате: 5,00 из 5) Загрузка...yaposlerodov.ru
Появление малыша в молодой семье несет в себе не только безграничную радость и счастье, но и большую ответственность и постоянное внимание. Именно поэтому важно знать, как должен развиваться ребенок после рождения.
Всю совокупность действий и умений малыша принято называть психомоторным развитием. Сюда относятся:
Частым заблуждением родителей является отсутствие развивающих занятий с ребенком именно в первые несколько лет после рождения. Учеными уже давно доказано, что дети в возрасте до 3-х лет отлично воспринимают и усваивают информацию, что впоследствии скажется на их развитии в целом. Откладывать на потом занятия тоже не стоит, ведь малыш с первых дней жизни начинает активно реагировать на окружающий мир.
Первую неделю жизни малыш обычно проводит во сне, а с окружающим миром знакомится только в краткие периоды пробуждения. Движения руками хаотичные, пальцы сжаты в кулачок. В первое время может отмечаться потеря в весе, что совершенно нормально. Просто непривыкший организм приспосабливается к новой среде обитания. Потом ребенок набирает в весе от 600 до 1000 г, а в росте – 4-7 см. К концу первого месяца у него фокусируется взгляд на лице мамы или папы, либо на яркой игрушке. Также малыш пытается самостоятельно держать голову.
В самом начале молодые мамы сталкиваются с некоторыми трудностями. Во-первых, правильная обработка ранки пупка, которая осталась после отрезания пуповины. Правильному уходу должна обучить медсестра в роддоме, так что бояться этого не стоит. Во-вторых, подходящее питание, ведь такие явления, как колики и вздутие живота довольно распространены. При выборе молочной смеси лучше посоветоваться с врачом, так как далеко не все виды искусственного питания полезны новорожденному.
В возрасте 2-х месяцев ребенок уже намного лучше держит головку. Если положить малыша на живот, то он старается поднять голову, опираясь на предплечья. Можно заметить укрепление мышц всего тела. К тому же, новорожденный уже тянет свои ручки к игрушке, привлекшей его внимание. А если заинтересовавший предмет находится на расстоянии, то ребенок следит за ним глазами.
Проблемы с питанием постепенно исчезают, и дискомфортные ощущения в животике становятся редкими. Происходит это из-за укрепления кишечника. Также повышается иммунитет за счет активной выработки антител на различные инфекции. Малыш немного прибавляет в весе и в росте.
На третьем месяце ребенок уже без проблем держит голову и даже переворачивается, поэтому родителям следует быть особенно бдительными. Также малышу интересны предметы и игрушки, окружающие его. А так как моторика ручек уже позволяет взять понравившийся предмет в руки, то вскоре он попадет и в рот. Поэтому нужно убрать от новорожденного лишние предметы, а оставшиеся игрушки хорошо вымыть с мылом.
Также малыш намного лучше начинает воспринимать голос мамы и отвечать на него характерным агуканьем. В этот период важно разговаривать с младенцем, петь детские песенки нараспев, а потом ждать от него ответа. Это называется «перекличка». Также важно ежедневно гулять около 6-ти часов в день, исключения составляют только дождь и крепкий мороз.
Питание пока не должно включать что-то помимо грудного молока. От смесей тоже лучше воздержаться, если позволяет ситуация. Натуральное молоко всегда лучше искусственного, тем более детские смеси могут вызвать аллергию.
В 4 месяце ребенок уже начинает отличать хорошее от плохого, ориентируясь на реакцию мамы и ее голос. Тут начинается психологическое развитие, поэтому важно не упустить этот момент. С ребенком надо заниматься, разговаривать и показывать ему окружающий мир, а не оставлять в одиночестве надолго в детском манеже.
Ручки и ножки грудничка крепнут каждый день, поэтому к 4 месяцам он уже умеет хорошо переворачиваться, из-за чего нужно постоянно за ним следить, иначе есть риск падения с кровати. В это время окончательно формируется зрение, намного лучше становится слух. Поэтому важно заниматься активными упражнениями, чтобы малыш лучше развивался.
Режим дня и питания остается таким же, гулять также необходимо несколько раз в день. В этом возрасте ребенок активно воспринимает информацию и отвечает на нее улыбкой и даже смехом. Прибавка в росте составляет 2-3 см, а в весе – около 800 г.
В этом возрасте малыш весьма активный, он без труда переворачивается, держит голову, пытается сесть и даже встать. Хорошо реагирует на игрушки и на звуки, поэтому все интересное рано или поздно попадет в рот и опробуется на вкус. Также ребенок начинает отличать родителей и родственников от малознакомых людей.
В 5 месяцев для мышечного тонуса полезна гимнастика, которая занимает всего 10 минут в день. Упражнения довольно простые: разведение ручек и скрещивание их на груди, также разведение и сведение ножек. Результаты от этого будут потрясающие.
Режим дня и прогулки остаются такими же. В этот период нужно активно заниматься с малышом развитием слуха, зрения и речи, а также мышечного тонуса.
Полугодовалый ребенок зачастую уже пытается сидеть, ползать и даже встать. Но следует помнить, если он самостоятельно не принимает никаких попыток сесть, значит, его кости еще не окрепли. В таком случае насильно сажать малыша нельзя. Также следует продолжать заниматься развитием органов слуха, зрения и речи, помогать ребенку в его начинаниях ползать, вставать на четвереньки и сидеть.
Режим дня немного меняется. Времени на ночной сон уходит меньше, а на бодрствование больше. Гулять нужно не менее 2-х раз в день по 2 часа, особенно летом. Питание начинает включать введение прикорма, а какого именно – лучше посоветоваться с педиатром.
На 7-ом месяце жизни малыш уже быстро ползает, сидит и даже встает, держась за опору. Нельзя ограничивать его движения и препятствовать познанию окружающего мира. В этот период происходит психологическое взросление ребенка. Он уже знает некоторые слова, реагирует на голос матери, интонацию, от чего и зависит его поведение.
В этом возрасте, как правило, начинают резаться первые зубки, что доставляет дискомфорт малышу в виде зуда десен. В аптеках продаются специальные игрушки-массажеры, которые отвлекают малыша от неприятных ощущений во рту. В рацион можно вводить мясо и яичный желток, но предварительно следует посоветоваться с врачом.
Хорошо развита моторика рук, ребенок без проблем берет и кладет предметы, кидает их. За игрушками малыша надо тщательно следить, так как внимание привлекают уже не яркие погремушки, а обычная домашняя утварь. Учитывая тот факт, что ребенок активно передвигается по квартире, лучше убрать опасные предметы. В этом возрасте ребенок осваивает новые слоги и звуки, может говорить «мама» и «папа». Также он отлично соотносит названия с предметами. Обязательно надо читать книги ребенку и давать их ему листать. Но следует помнить, что рано или поздно он потащит книгу в рот.
Рацион питания также включает новые блюда: различные фруктовые и овощные пюре, мясо разных животных, творог и супы. Причем уже необязательно делать из всего пюре, малыш в состоянии самостоятельно пережевывать маленькие нетвердые кусочки еды. Также в этом возрасте появляются еще 4 зуба.
Тут малыш начинает показывать свой характер, демонстрировать родителям, что ему нравится, а что нет. Это касается каких-либо вещей или еды. Насильно заставлять ребенка что-то есть или чем-то играть не стоит. Активно развивается речь, поэтому нужно читать книги, объяснять ребенку как выглядят собака или кошка, как работает машина или паровоз.
Моторика рук развита очень хорошо, малыш играет уже не с простыми погремушками, а с игрушками посложнее. Например, строить пирамидку из колец, ставить кубик на кубик и др. Также дети в этом возрасте любят катать машинки за веревочку.
Рацион и режим дня практически не меняется. Сейчас главное заниматься развитием мышления и гимнастикой, которая вне зависимости от возраста будет актуальной. Некоторые мамы начинают приучать ребенка к горшку, но это индивидуально в каждой ситуации. Главное помнить, что ребенок еще долго не сможет контролировать и понимать позывы кишечника и мочевого пузыря, поэтому ругать его нельзя.
С этого момента малыш начинает активно развиваться во всех планах. Он отлично понимает и запоминает новые слова и названия, соотнося их с предметами. Он может подать ту или иную игрушку на просьбу родителей. Двигательные функции также совершенствуются. Это проявляется в более уверенном хождении, в играх, раскидывании игрушек по всей квартире. Тут главное до конца закрепить значения слов «можно» и «нельзя».
Рацион питания также включает в себя грудное молоко (искусственную смесь) и дополнительный прикорм. Гулять нужно по-прежнему не менее 2-х раз в день, а лучше больше. Постоянно нужно заниматься развитием малыша, как физическим, так и умственным.
Не смотря на то, что малыш очень сильно привязан к маме, нужно проводить его социализацию. Обязательно надо посещать детские площадки, чтобы ребенок смог пообщаться с другими детьми. Зачастую им достаточно просто стоять и рассматривать друг друга, либо трогать.
Во время еды малыш начинает привередничать. Это зависит от некоторых факторов: перекусов печеньками или фруктами, либо повышенной активностью, когда он просто не может усидеть на месте столько времени. Рацион также включает в себя молоко и разнообразный прикорм, который должен сочетать не только фрукты или овощи, но и мясо с рыбой.
В этом возрасте нельзя забывать про развитие ребенка. Следует много с ним разговаривать, читать книги, вместе играть в развивающие игры, много гулять и делать гимнастику.
Как правило, развитие ребенка на 12 месяце жизни достигает значительных высот. Он без опоры встает, играет в непростые игры, без проблем собирает и разбирает пирамидку, знает, что такое пульт от телевизора и как им пользоваться и многое другое. Также он владеет простыми словами, что значительно облегчает родителям жизнь. В этом возрасте малыш начинает всячески показывать свою самостоятельность. Нельзя постоянно все запрещать, ведь так ребенок познает новый для него мир. Постоянные запреты могут привести к бурным истерикам, поэтому все должно быть в пределах разумного.
Рацион несколько меняется, большинство малышей совсем переходят на прикорм. Также они теперь сами умеют держать ложку и кушать из нее, держать чашку или стакан и пить. Но всегда надо помогать ребенку, так как он только совершенствует свои навыки. К году у ребенка обычно прорезываются уже 6-8 зубов, что позволяет полноценно пережевывать пищу.
Обязательно надо развивать ребенка, притом не только читать вместе книги, но и заниматься рисованием. Главное помнить, что не надо сюсюкаться и называть вещи другими словами, например, вместо «кошка» называть «кися».
К году мальчики в весе достигают около 10-11 кг, а девочки – 9-10 кг, а рост именинников составляет 74-76 см.
Не паниковать!
Если ребенок развивается с опережением или замедлением, не стоит сразу же бить тревогу и таскать бедное дитя по всем врачам. У многих существуют свои индивидуальные особенности, которые следует учитывать. Но есть и определенные сигналы, когда следует обратиться к педиатру за советом.
klubmama.ru
В жизни каждого ребенка будут десятки месяцев и лет, значимых и не очень, однако именно первый месяц после появления на свет является самым волнующим для родителей и самым важным для самого малыша.
Всего тридцать дней повышенной ответственности дарят совершенно новые эмоции, впечатления и переживания. За интенсивностью событий новоиспеченным родителям следует научиться наслаждаться происходящим и в то же время правильно организовать развитие новорожденного.
Когда в дом входит новая жизнь, как в прямом, так и в переносном смысле, всем домочадцам придется привыкать к кардинальному изменению ритма и правил сосуществования. Если до этого можно было позволить себе «произвольную программу», как в спортивных танцах, то теперь придется «танцевать» по правилам. Старт в виде первого крика ребенка при рождении дан, и впереди маму с папой ждет марафонская дистанция длиною в жизнь, или «обязательная программа» с рядом правил и канонов, способствующих достижению успеха в воспитании.
Одним из важных моментов жизни ребенка является физическое развитие. Его началом становится нелегкий первый вдох и оглушающий родовой катарсис, когда органы и системы новорожденного переходят на внеутробную жизнедеятельность. В течение первых двенадцати часов жизни крохе делают первую вакцинацию от вируса гепатита, а в ближайшие 3-7 дней – от туберкулеза (БЦЖ).
В это время происходит значительная перестройка системы кровообращения, при которой наблюдается стремительное разрушение красных кровяных клеток с плодовым типом гемоглобина, ставших неактуальными в новой жизни. Кроме того, начинают активную работу иммунная, пищеварительная и эндокринная системы организма. Коже, дыхательным путям и кишечнику впервые приходится столкнуться с незнакомыми до этого микробами.
В ходе данных изменений и стрессов в первую неделю жизни новорожденный теряет в весе, но не более десяти процентов от всей массы тела. Поэтому новоиспеченной маме не стоит волноваться и бить тревогу. С ребенком все нормально – настолько, насколько это может быть после такой кардинальной смены условий обитания. Очень скоро кроха восстановит свой вес и начнет активно набирать дополнительный.
В первую неделю жизни малыша родителям следует помнить, что весь организм грудничка работает с большим напряжением, которое снижается и прекращается ко второй неделе. В это время следует по максимуму удовлетворять потребности младенца в питании, уходе, тепле, ласке и любви.
Первый месяц своей жизни малыш проводит преимущественно во сне, который в общей сложности составляет до двадцати часов в сутки. Спит кроха на спине в позе лягушки, подняв согнутые в локтях ручки вверх и опустив согнутые в коленях ножки вниз. Думаете, это все, что следует знать о режиме новорожденного? Нет! Его жизнедеятельности характерны пять состояний
Моторика ребенка первого месяца жизни не имеет значительных особенностей, кроме того что, лежа на животе, кроха будет пытаться приподнять голову. К концу первого месяца жизни у малыша может даже получиться сделать это и на несколько секунд зафиксировать голову в приподнятом положении.
Кроме того, первый месяц порадует прибавкой в весе около 600 г и в росте – до 3 см. Окружность головы станет больше на 1,5-2 см.
Наилучшая пища для младенца – это грудное молоко. Зачастую мама с первых дней начинает кормить кроху грудью, тем более что ежедневно молока становится только больше. Но не все новоиспеченные родительницы, особенно первородящие, могут похвастаться высокой лактацией. В таком случае специалисты рекомендуют стимулировать ее более частыми прикладываниями малютки к груди. То есть как только малыш начнет капризничать, его ротик следует занять чем-то более полезным, чем крик и плач – приемом пищи.
В первые дни жизни не рекомендуется использовать пустышку. Она делу не поможет – ни отпрыска не накормит, ни лактацию не увеличит. Только создаст уйму проблем. Прием частого прикладывания крохи к груди называют «режимом свободного вскармливания» или «кормлением по требованию». Так новорожденный выходит на 10-12 кормлений в сутки.
При кормлении важно не только регулярно прикладывать малыша к груди, но и делать это правильно. Самое важное в этом деле – верно вложить сосок в рот малыша, чтобы он захватил весь околососковый кружок. Это позволит крохе не наглотаться воздуха и не повредить сам сосок, который в первую неделю-две будет отличаться особой чувствительностью – могут возникать раздражения и даже трещины, сопровождающиеся сильными болями при последующих кормлениях.
Специалисты утверждают, что ребенок употребляет основной объем молока в первые десять минут кормления. Но есть детки, отличающиеся слабостью или ленью, которые быстро устают или засыпают во время сосания. Многие мамочки задаются вопросом: что же делать в такой ситуации? Если явление носит регулярный, а не эпизодический характер, то следует будить маленького лентяя и побуждать сосать. Как? Подергивая сосок, вынимая грудь изо рта и вкладывая ее назад, гладя младенца по щечке, легонько похлопывая по спинке.
В процессе кормления малыш заглатывает не только молоко, но и воздух. От него следует избавиться сразу же после приема пищи. В этом поможет процедура срыгивания, для которой чаще всего ребенка берут на руки «столбиком» (вертикально), прижимая животиком к материнской груди, и держат в таком положении до выхода излишков воздуха. Кроме того, есть еще один способ срыгивания – вниз лицом на материнских коленях. Стоит попробовать оба приема, чтобы определить наиболее удобный для вас.
Еще один немаловажный фактор кормления ребенка первого месяца жизни – это кишечные спазмы, колики, вздутие живота. Все они сопровождают малыша с момента появления на свет и с первого кормления.
В домашних условиях новорожденному при вышеуказанных состояниях могут помочь:
Развитие новорожденного состоит из многих процессов, одним из которых считается заживление пупочной ранки. Этот процесс особенно важен в течение первых нескольких недель после родов.
Традиционно пупок обрабатывается перекисью водорода и зеленкой (раствором бриллиантового зеленого). Делается это каждый день до тех пор, пока пупок не станет полностью сухой после ночного сна и вечернего купания.
До того момента, пока корочка на пупке не отпадет, при купании в воду рекомендуется добавлять слабо-розовый раствор марганца, отвар ромашки или зверобоя. Вода для купания должна иметь температуру в пределах 37-37,5 градусов Цельсия, а длительность купания не должна превышать 5-10 минут.
При любых покраснениях, выделениях, припухлостях пупочного кольца следует незамедлительно обратиться к участковому педиатру, пригласив его домой или отправившись к нему на прием. Все зависит от условий поликлиники, к которой относится ребенок. Запомните, что консультация врача в данном случае обязательна!
Кроха легко адаптируется ко внеутробной жизни, чему способствуют врожденные рефлексы. Одни из них со временем исчезают, а другие трансформируются до уровня сознания. К таким рефлексам относится зевота, чихание, моргание, вздрагивание и т.д. Эти рефлексы сохраняются у человека на всю жизнь.
Среди основных рефлексов, которыми отличается первый месяц, значатся следующие:
Как только ребенок появляется на свет, он еще ничего не умеет, но уже ко второй неделе он начинает удерживать взглядом движущийся предмет. Да, пока совсем недолго, но ведь это только начало. В первый месяц развитие крохи очень стремительно и наиболее заметно. Так, к концу месяца новорожденный будет уметь:
— фиксировать взглядом крупные неподвижные предметы;
То есть всего за четыре недели развитие органов чувств достигнет высокого уровня, который будет и дальше расти вместе с малюткой.
На второй неделе жизни у ребенка начинает обостряться слух. Он реагирует на звуки, источники которых не находятся в поле его зрения, вздрагиванием и миганием. С третьей недели малыш станет более внимательно относиться к звуковым раздражителям, а к месяцу его мозг научится принимать первые решения с учетом того, что младенец слышит.
Решения, принимаемые в этом возрасте, просты. Это улыбка в ответ на мамин голос или плач в качестве реакции на громкий резкий звук. Естественно, лучше оградить новорожденного от любого негатива – от громкого прослушивания музыки до выяснения отношений в его присутствии.
В первый месяц жизни игры особенно сильно влияют на развитие грудничка. Да, это правда! Новорожденный нуждается в играх не меньше детей любого другого возраста.
Самое первое и главное, что необходимо – это развитие внимания и тактильных навыков крохи. В этом помогут крупные контрастные игрушки или фигурки, воздушные шары, черно-белые картинки с большими кляксами или узорами, мобиль, развивающий коврик.
При помощи этих нехитрых предметов и аксессуаров можно начать воспитывать маленького гения! Кроме того, младенец может играть не только игрушками, которые еще не держит в ручке, а и во время купания, в ходе которого можно выполнять различные упражнения, сопровождая их веселыми комментариями. В водных играх могут принимать участие папа, бабушки и дедушки, тети и дяди, братики и сестрички. Они могут поливать кроху водой, покачивать его на волнах в стороны, при положении лежа на воде держать за подбородок и просто корчить малютке веселые рожицы.
Думаете, это все, что можно делать во время купания? Отнюдь. Малышу можно позволить отталкиваться ножками от бортиков ванночки. Для этого всего лишь нужно подводить крошку поближе к ее краям. Такие «пружинящие» упражнения благотворно скажутся на ножках и дадут малютке понять, как он может себя вести.
К играм с ребенком относят и ряд упражнений, которые имеют увеселительный или приятный характер, например:
Ребенок и мама неразрывно связаны между собой, поэтому о хорошем самочувствии и расположении духа каждого из них должны заботиться все члены семьи. В первый месяц после родов следует максимально огородить мать и ее дитя от стрессов, переживаний, негативных эмоций и даже такой мелочи, как неприятные запахи.
Естественно, максимум внимания уделяется самому ребенку, в том числе и мамой. Если крошка нервничает, первое, что следует сделать – это взять его на руки: возможно, ему всего лишь не хватает тепла маминого тела, ее запаха и знакомого сердцебиения.
Тактильный контакт – важная составляющая первого месяца жизни новорожденного. Это должны помнить как мама, так и папа, который может активно помогать в уходе за сыном или дочкой, баюкая их, выкладывая себе на живот, делая массаж, купая, укладывая спать и т.д.
При общении с крохой следует петь песенки, рассказывать потешки и поговорки – словом, общаться. Очень скоро ребенок и сам вступит в диалог, активно «гуля» и агукая в ответ. Чем больше внимания, общения и любви будет получать малыш, тем быстрее он будет развиваться. В этом возрасте ребенку большего и не надо!
rebenkoved.ru
Беременность позади, и вот ваш кроха уже у вас на руках — такой милый и беззащитный. Вы, конечно, безмерно рады этому, но, кроме счастья, которое разгорается у вас внутри, вы ощущаете смутную тревогу и беспокойство, а все ли в порядке с ребенком? Да, он выглядит прекрасно, активно сосет грудь, да и родился здоровеньким, но вдруг что-то пойдет не так, а вы этого не заметите? Вдруг вы что-то упустите, и здоровье малыша подорвется?
Действительно, обнаружить какую-то возникшую проблему, о которой мама и папа не всегда догадываются, сможет только врач-педиатр, поэтому родителей обязуют ходить к нему на прием каждый месяц — взвешиваться, измеряться, проверять рефлексы и т. д.
Подробно о скринингивой программе оценки здоровья новорожденного можно узнать из этой статьи.
Однако это не означает, что после похода в поликлинику родителям не нужно следить за развитием новорожденного и пустить все на самотек. Теперь их задача — отслеживать развитие ребенка до года по мере сил и возможностей, фиксировать положительные изменения и отклонения от усредненных показаний (отклонения должны быть внушительные!). В случае, если вы заметили что-то странное в поведении или внешнем виде малютки, незамедлительно обращайтесь к педиатру. Так вы сможете профилактировать и предотвращать различные проблемы.
А пока в помощь мамочкам и папочкам календарь развития ребенка по месяцам.
Календарь поможет вам следить за особенностями развития ребенка, он даст вам ориентир, на каких этапах вы находитесь, чего ждать от них, как реагировать.
Первый месяц ребенка — это период новорожденности, период адаптации. Одним из мощных стрессирующих факторов нового мира является потеря границ. Находясь в утробе, младенец ощущал эти границы в виде стенок матки. При рождении «теснота» исчезла, и детеныш имеет дело теперь лишь с той поверхностью, на которой лежит. Первое время это его пугает, он часто вздрагивает, хаотично двигает конечностями, он словно ищет опору. Поиск опоры и овладение пространством будет продолжаться еще 3 месяца.
Спят месячные детки почти весь день — до 20 часов в сутки. Режим кормления сильно влияет на сон: малыш чувствует голод каждые 3 часа (на естественном вскармливании) и 4-6 часов — на искусственном и, конечно, просыпается в этот момент.
Во сне ребенок вздрагивает руками и ногами и может себя будить, поэтому тех малышей, кому это мешает спать, рекомендуется пеленать.
Все о сне от новорожденности до года можно найти здесь.
Физическое развитие можно оценить по 4 параметрам:
За всеми этими характеристиками будет тщательно следить педиатр. Подробно о плановых осмотрах ребенка можно узнать из этой статьи. Но и родителям не мешает знать примерные показатели. Чтобы каждый раз не возвращаться к этому пункту, мы решили представить вашему вниманию две таблицы, где отражены важные параметры малышей с рождения до года.
Таблица объема головы и грудной клетки. С ее помощью также можно отслеживать прибавку в росте и весе Таблица роста и веса с рождения до годаПомните: эти показатели усредненные! Все малыши очень разные, и развитие ребенка до года происходит в индивидуальном режиме. Главное, чтобы эти показатели менялись плавно, без резких скачков.
Мышечный тонус ребенка повышен. Ручки у новорожденного согнуты в локтях, ножки — в коленках, кулачки сжаты. В медицине это называется «гипертония сгибателей» или гипертонус. Это нормальное состояние для ребенка от 0 до 3 месяцев. Если вы попытаетесь разогнуть его ручки и ножки, то они будут сопротивляться. Педиатры и детские массажисты не рекомендуют насильно разгибать конечности новорожденного, так как это может вызвать еще большее повышение мышечного тонуса.
Николай Никонов (врач-миолог, остеопат, профессиональный массажист, главный врач клиники «Эмендо») рассказывает:
«Работа мышц ребенка контролируется головным мозгом, и именно головной мозг дает команду мышцам детеныша находиться в напряженном состоянии. Но как только мозг малыша разовьется, то именно он даст команду мышцам расслабиться. Гипертонус пройдет, и это произойдет к 3 месяцам жизни крохи».
Никонов учит, что когда мы трогаем ручки малыша или любую другую часть тела, то мы в первую очередь воздействуем на головной мозг, посылая ему импульсы. То есть идет развитие не ножек или ручек, а головного мозга. Именно он, в свою очередь, управляет конечностями маленького человечка. И чем больше мы развили мозг, тем лучше будет двигаться ребенок.
У месячного ребенка обычно проверяют врожденные (безусловные) рефлексы, которые указывают на то, что развитие новорожденного правильное. Рефлексы должны быть симметричны, малыш должен выражать их одинаково, в обе стороны: например, при проверке рефлекса ползания его ножки, отталкиваясь от ладони взрослого, должны двигаться активно, правая и левая действовать одинаково. Рефлекс автоматической ходьбы тоже предполагает одинаковое, симметричное перебирание ножками.
Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему, что вы делаете («Сейчас я пойду тебя кормить»), гладьте его, выкладывайте почаще на животик. В его маленькие ручки можно вкладывать различные по фактуре игрушки.
Средств борьбы с коликами много, с некоторыми из них вы можете познакомиться здесь.
Новорожденному очень важно постоянно находиться со своей мамой, чувствовать ее запах и прикосновения, слышать ее голос. Так малютка чувствует себя в безопасности.
Не бойтесь брать малыша на ручки. О том, как правильно держать малыша, рассказано здесь. Большинство педиатров не согласны с мнением, что это может разбаловать детёныша. Он еще слишком мал для этого. Наоборот, это рождает в его маленькой головке уверенность, что он нужен и любим. Ему, как никогда, нужен тактильный контакт, поэтому в этом возрасте актуален массаж и гимнастика.
Период новорожденности закончился, и начинается период грудного возраста, который продлится до 1 года. В этот период вам уже легче, вы лучше понимаете своего малыша, вас теперь не пугает каждый звук, который он издает, вы более спокойно осуществляете уход за ним.
Подробнее о развитии 2-месячного ребенка рассказано в этой статье.
Малыш по-прежнему долго спит — до 18 часов в сутки. Его сон может быть беспокойным, кроха возится и просыпается без причин. Малютка легко засыпает у мамы на руках, но когда она делает попытку переложить его в кроватку, он сразу просыпается. Поэтому рекомендуется укачивать его сразу в кроватке или перекладывать его тогда, когда он только задремал.
Во сне малыш уже не так сильно и часто вздрагивает, как месяц назад. Его можно не пеленать или слегка припеленовывать.
Первоочередная задача в этот период — развивать его зрение, слух, двигательную активность.
Нельзя оставлять ребенка одного, он всегда должен быть под присмотром. Хорошие родители знают, когда малыш готов играть, а когда он устал. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями — его психическое здоровье еще хрупкое, перевозбуждение нервной системы приведет к слезам и истерике.
В среднем ребенок 3 месяцев от роду должен спать 17 часов. Из них 9-10 часов — это ночной сон, остальные 7-8 часов распределяются в течение дня (дневной сон ─ 3 раза по 2 часа).
Малыш может заплакать во сне из-за того, что у него не получается сменить позу. Поэтому маме приходится быть все время рядом и помогать крохе.
Теперь можно повесить в детской ночник-подвеску или специальный проектор, повесить музыкальную игрушку с тихой приятной музыкой ─ это его успокоит. Подойдет простое тиканье часов. О том, как выбрать музыку и песни для ребенка, рассказано в этой статье.
В этот период можно начать делать массаж. Лучше нанять профессионального массажиста. Сами вы можете разминать пальчики на ручках и ножках малыша (например, в игровой форме «сорока-сорока»), разгибать пальчики и сгибать. На подошвах ног «рисуйте» семерки и восьмерки.
В 3 месяца можно начинать учить малыша переворачиваться на животик и ползать.
Включайте музыку с разным ритмом и пританцовывайте с малышом на ручках — ему это понравится. Не забывайте общаться с малюткой, рассказывайте обо всем, что происходит вокруг него.
Теперь малыш спит 16 часов/сутки. 10 из них приходятся на ночной сон, 6 — на дневной (3 раза по 2 часа).
Особых различий между сном 3-месячного и 4 месячного младенца нет, кроме каких-то индивидуальных. По-прежнему актуальны теплая ванна перед сном (если кроха не перевозбуждается), легкий массажик и укачивания с музыкой. Мама может петь ребенку сама. О том, как выбрать колыбельную для малыша, рассказано в этой статье.
Подробно о развитии ребенка в 4 месяца написано здесь.
Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, показывайте и называйте ему разные предметы, подносите к окну и показывайте, что там снаружи.
Более активно развиваем мелкую моторику: давайте ему различные мешочки с крупами, тряпочки разной фактуры. В его арсенале должна быть игрушка, которая сшита или изготовлена из материалов, разных на ощупь.
Продолжайте повторять за ним звуки, но теперь сами вводите новые. Делать это можно в виде песенки. Выбирайте любую мелодию (или выдумайте свою) и пойте «ма-ма-ма-ма-ма-ма-ма («Я на солнышке лежу»), «та-та-та-та-та-та-та» («И на солнышко гляжу») и т. д.
Набухание десен перед прорезыванием зубок. Малыш может стать беспокойным и капризным, у некоторых крох наблюдается понос, насморк и даже температура.
Игры с мамой и папой очень нравятся ребенку, он с удовольствием играет в прятки (лицо прикрывается ладошками или платком), следит за летящим самолетиком (который, естественно, «ведете» вы), слушает стихи, читаемые мамой (пусть и недолго). Главное не то, ВО ЧТО вы играете, а совместное времяпрепровождение, общение.
На пятом месяце жизни ребенок должен спать около 15 часов/сутки, 10 из которых приходится на ночное время и 5 — на дневное.
Подробно о развитии 5-месячного ребенка можно почитать здесь.
Так как малыш уже пытается сидеть и даже ползать, то важно обращать внимание на его физическое развитие, а именно — на мышцы спины. Но и другие мышцы важны, поэтому стимулируем его двигательную активность. Покупаем фитбол и занимаемся на нем с малышом.
В этот период по-прежнему актуален массаж от профессионала и гимнастика.
Самое время учить кроху манипулировать различными предметами. К примеру, игра с мячом: показываем, что его можно бросать, катить, и т. д.
Учим малыша ползать, положив перед ним его любимую игрушку. Пусть малютка опирается ступнями о ваши ладони.
Полезно имитировать звуки разных животных, при этом обязательно рассказывая крохе, кто именно так «говорит»: «Как киса мяукает? Мяу, мяу, мяу», «Как собачка лает? Гав, гав, гав».
Малыш все больше интересуется окружающей средой, ему интересно все, и это «все» его прекрасно развивает. Если маме нужно что-то сделать по дому, она может пассивно привлечь к этому малыша. Пусть он наблюдает за ней. Можно посадить его в рюкзачок-кенгуру и делать какие-то дела, которые не представляют опасности для ребенка. Например, мыть посуду или вытирать пыль.
Сажайте кроху себе на коленки и приговаривайте потешки «По кочкам, по кочкам, в ямку бух!». Это развлечение нравится всем детишкам.
Полугодовалые малыши спят около 16 часов/сутки, 10 часов из которых — ночные. К этому периоду выработался определенный режим сна и соблюдать его очень важно, так как это положительно влияет на психологическое здоровье ребенка.
Продолжаем учить малыша ползать (если он этого еще не делает), занимаемся на фитболе, делаем гимнастику по 20-30 минут дважды в день.
Поиграйте с карапузом в игру «вверх-вниз»: поднимите его наверх и скажите «вверх» с одной интонацией, а затем опустите вниз и скажите «вниз» с другой. Более подробно об играх с 6-месячным ребенком можно узнать из этой статьи.
Подносите малыша к зеркалу. Он будет с удивлением смотреть на свое и ваше отражение.
Пора покупать и показывать крохе книжки. Для малышей можно найти книги из ткани, твердых материалов, пластика и т. д.
Ребенок нуждается в постоянном общении с родителями. Он еще не вполне понимает, что вы ему говорите, но ему нравится ваша интонация, которой он охотно подражает, поэтому пойте ему песенки, читайте стишки и потешки, рассказывайте обо всем вокруг. Ведите с ним диалог: каждый раз, когда малютка что-то произносит, отвечайте ему этим же звуком или другим.
Самое время учить его словам. Произносите часто «мама», «папа» каждый раз, когда кто-то из вас появляется. Так ребенок вскоре соотнесет звучание слова с конкретным «объектом». «Мама сейчас будет тебя кормить», «Папа тебя покачает» и т. д.
Спит малыш в этом возрасте до 15 часов/сутки по выстроенному режиму. Сон может стать беспокойным из-за возникающих постоянно новых навыков — он слишком перевозбуждается, познавая мир.
О развитии ребенка в 7 месяцев можно узнать из этой статьи.
Посадите малыша на пол перед кучей игрушек, а с какой-либо стороны поставьте коробку. В этом возрасте детям интересно вытаскивать вещи из коробки и бросать их.
Из игрушек можно приобрести: пирамидку, сенсорный коврик, тряпичную куколку, металлофон, фигурки животных, баночки с крышками, а также ходунки и прыгунки, если нет противопоказаний.
Для развития слуха: под одеяло положите музыкальную игрушку. Малыш должен определить, откуда идет звук. Также этот «прием» развивает поисковые навыки малютки.
Теперь прогулка — это прекрасный способ познавать мир. Поэтому с малышом стоит гулять не только когда он спит, но и когда бодрствует.
Семимесячный малыш все чаще старается обратить на себя внимание взрослого, поэтому он может кричать, корчить рожицы, стучать чем-нибудь и т. д. Он исследует лицо мамы, трогает волосы папы — так ребенок ищет пути к более тесному контакту. Его это веселит и приводит в хорошее расположение духа.
Ребенку на 8 месяце жизни следует спать не менее 15 часов/сутки. В этот период малыша, который так многому научился и учится каждый день, не так просто уложить спать. Необходимо придумать свой способ укладывания малютки — тихая музыка, колыбельные песенки, поглаживания по головке, ручке или ножке и т. д.
Вашему ребенку понравится игра «тележка»: он лежит на животе, вы приподнимаете его ножки на небольшую высоту и «везете» его, как тележку. Так укрепляются мышцы рук и спины.
Это период активных игр, так как малыш уже ползает, в его зоне доступа целая комната или даже квартира.
Важно учить кроху передавать интонацию, как котик радуется или собачка плачет. И вообще, эмоциональное развитие сейчас гораздо важнее, чем развитие интеллектуальных навыков (не рекомендуются карточки Домана и прочие «развивалки» как сбивающие естественный ход созревания определенных областей мозга ребенка). Можно использовать элементы каких-то обучающих методик, но не концентрироваться на одной, так как любая имеет кучу недостатков. Например, Мария Монтессори в своей методике раннего обучения опускает творческое развитие малыша.
8 месяцев — это тот возраст, когда нужно начинать воспитательный процесс. Именно сейчас малыш начнет «ощупывать» свои границы дозволенного, это начало «кризиса первого года». У него проявляются такие черты характера, как упрямство, попытка непослушания.
Воспитание должно быть грамотным и адекватным: на ребенка мы не кричим, мама и папа не ругаются перед ним. Повышение голоса позволяется только в период опасности. Если малыш упрямится или лезет туда, где опасно, отвлеките его — благо в этом возрасте они легко отвлекаются.
8-ми месячного малыша необходимо учить понимать такие слова, как «надо» и «нельзя». Для запрета должна быть целесообразность, множественные «нельзя» приведут к тому, что он перестанет воспринимать это слово.
Малыши спят до 15 часов/сутки. В этот период у них появляется предмет, с которым они любят засыпать — мягкая игрушка, мамина теплая рубашка или плед. Многие из них подсовывают плед под голову или наваливают ножки сверху, предварительно скомкав одеяльце. Так им удобно.
О развитии 9-месячного ребенка можно почитать в этой статье.
Большинству детишек в этом возрасте становятся интересны любые предметы, кроме собственных игрушек. Половник привлекает гораздо сильнее, чем машинка, а картонная коробочка — просто хит! Малыш долго будет забавляться с наушниками от плеера, а вот пирамидку сразу же отбросит. Не отбивайте его желание познавать вещи и мир. Если вам кажется, что какой-то предмет представляет опасность для ребенка (половником можно ударить себя, в наушниках запутаться), будьте рядом и подстраховывайте его.
Возьмите большую коробку и сложите в нее всякую всячину — домашнюю утварь и игрушки вперемешку. Поставьте перед малышом — пусть разбирается!
9-ти месячный малютка очень интересуется кнопочными «игрушками»: разнообразными пультами и телефонами. Если вам жалко свои «взрослые», то купите ему детский экземпляр.
Сон малыша все еще не стабилен из-за бурной активности и прорезывающихся зубов. Он может плакать и стонать во сне.
Диалоги с карапузом становятся все более продуктивные и интересные: если кто-то спросит, где у кисы глазки, положив перед ребенком картинку с котом, то малыш уже сможет указать на них пальчиком. Он также покажет, где носик у мамы и губки у папы.
Мама и папа — неисчерпаемый источник информации для малютки, а вернее — проводники. В этот период малыш постоянно «просит» их поводить его по квартире за ручки — он уже умеет так «ходить» с помощью взрослых. Ходунки облегчат эту задачу, но увлекаться не стоит, так как они могут оттянуть момент первых шагов ребенка.
Сон сокращается до 13-14 часов/сутки. 10 часов — это ночной сон, и 3-4 часа — дневной (2 раза по 1,5-2 ч.).
Детишки этого возраста часто и без видимой причины плачут ночью. Маме приходится по нескольку раз вставать к кроватке малыша и укачивать его. Эта так называемая стадия «страха разлуки» с мамой — явление нормальное. Даже те малыши, которые от роду спят в кроватках самостоятельно, проходят эти этапы детских ночных страхов. Оставляйте на ночь светильник и всегда будьте рядом, если малыш вдруг заплачет.
Перед дневным отдыхом малыш может долго крутиться и вертеться — это может усугубиться в тот момент, когда у него получится встать самому на ножки в кроватке. Теперь он будет проделывать этот «фокус» много раз перед вами, прежде чем уснуть.
Подробно о развитии ребенка в 10 месяцев можно почитать в этой статье.
Предоставьте крохе простор для ползания. Для этого расчистите пространство и уберите из него все опасное для него.
Покажите ребенку, как слезать с дивана: положите его на животик, разверните попой и спустите ножки. Вскоре он начнет это делать сам.
Для развития мелкой моторики предлагается поиграть с крупой, зерном, макаронами: рассыпьте все это в глубокий поднос и дайте малышу покопаться в нем. Он будет перебирать крупу ручками и пересыпать ее.
Во время купания теперь можно тоже играть: возьмите стаканчик с дырочками на дне и налейте в него воду — она польется из дна струйками. Малыш будет пытаться поймать эти струйки и удивляться, почему они не ловятся. Обычная ворона тоже подойдет для этой цели.
Дайте крохе бумагу, пусть он ее разрывает на кусочки. Считается, что этот навык — разрывать бумагу — очень важный показатель правильного развития малыша.
Покажите малютке фотографии, на которых запечатлены его близкие — мама, папа, бабушка, дедушка и т. д. Малыш обязательно узнает их.
10-ти месячные дети начинают «чувствовать» музыку: если раньше они пассивно слушали песенки и мелодии, то теперь они начинают пританцовывать и двигаться под ритм. Поэтому продолжайте танцевать с ним и петь ему ─ это способствует развитию его музыкальных способностей.
У малыша новая «фишка»: он научился указывать пальчиком на то, что его интересует. Отныне мама и папа будут вести кроху туда, куда он попросит, указав пальчиком, и рассказывать о том предмете, на который он показал. Если реакции на его «пальчик» не будет, карапуз начнет нервничать.
Ночной сон длится 9-10 часов, а днем малыш спит 2 раза по 1,5-2 часа. Так как жизнь крохи становится более динамичной, чем раньше, у него с каждым днем появляется все больше умений и навыков, то особое значение приобретают ритуалы перед сном, которые помогут расслабиться и настроиться на сон. Как правило, к этому моменту вы давно используете какие-то приемы для укладывания — продолжайте это делать.
О развитии малыша в 11 месяцев можно почитать здесь.
Ребенку все интереснее становятся книжки. Покупайте ему с картинками, рассматривайте их и рассказывайте, что где изображено. Если это котик и утка, то имитируйте мяуканье или кряканье, если машинка, то звук двигателя.
Игра в телефон полезна с точки зрения обучения диалога: «звоните» малышу с игрушечного телефона, давайте ему трубку, пусть он «отвечает». Звонить можно куклам и мягким игрушкам.
Учим ребенка различать понятия «теплый» и «холодный»: дайте ему что-то холодное (например, овощ из холодильника), а потом теплое.
Очень важны игры, где подстегивается мелкая моторика. Можно использовать те, в которые вы играли до этого (крупы, зерна). Предоставляйте крохе больше дидактического материала для ознакомления с новыми поверхностями и текстурами (камешки, ракушки, древесина, песок и т. д.).
Большинство карапузов открывают для себя лестницу и ступеньки. Несмотря на то, что эта «игрушка» может быть очень утомительной для родителей, не ленитесь водить малыша по ней.
Теперь малышу интересны сюжетные игры: он с удовольствием кормит слоника с ложечки и укладывает спать. Можно устраивать диалоги между зверями, так — через ролевую игру ─ малыш учится здороваться, говорить «спасибо» и т. д.
11 месяцев — возраст большой активности, которую нельзя ограничивать. Не требуйте от малыша усидчивости, он не будет сидеть час и играть в пирамидку или рассматривать книжки: ему это будет интересно не более 5 минут.
Манеж тоже перестал быть «спасением» для мамы, отныне малыш требует движения и только движения. Он загоняет вас по квартире, так как ему обязательно нужно будет заглядывать именно туда, куда нельзя, вам придется бесконечное количество раз поднимать его к верхней полке, чтобы он мог поближе рассмотреть часы или картину. Он уверенно берет ваши руки и показывает, что хочет, чтобы вы его поводили по жилищу. Спина будет болеть, ноги отваливаться, но нужно набраться терпения, ведь это очень важно для развития вашего ребенка.
Итак, первый год подходит к концу. Давайте посмотрим на малышей этого возраста.
В среднем годовалые малыши спят 10-11 часов ночью и два раза днем: 2 часа и 1,5 часа. Но может выстроиться и свой режим. Малыши все еще просыпаются ночью, могут спать очень беспокойно. Маме еще рано переезжать в другую комнату, если она все время спала в одной с малышом.
Большие игрушки стимулируют развитие крупной моторики, поэтому у малыша должен быть большой мяч, большая машинка, кукла и т. д.
Для мелкой моторики играем с камушками, ракушками, фасолью, макаронами. Прицепите обычные прищепки для белья к крышке или, наоборот, к банке, пусть кроха их снимает.
Приобретите пальчиковые краски — теперь для них самое время
Поиграйте «в тени»: пусть малыш наступает на вашу тень.
Кризис первого года.
Кроме всех развивающих игрушек и занятий обращайте внимание на те игры, которые выдумывает ваш карапуз сам. Это самое интересное! Участвуйте в них, дополняйте их — малыш это обязательно оценит.
Рассказывайте ребенку сказки, для этого можно привлечь «актеров» ─ мягкие игрушки. Меняйте голос и интонации.
Главная задача родителей к году — выстроить доверительные отношения с ребенком и благополучно миновать первый кризис в жизни малыша — «кризис первого года». А для этого нужно терпение, понимание всех процессов, которые происходят с ним. И, конечно, не ленитесь заниматься с малышом, не «бросайте» его на игрушки и телевизор. В будущем малыш ответит вам любовью и доверием.
Эта таблица поможет вам отслеживать график прививок и делать их вовремяНапоминаем, что все детки разные, что-то из описанного выше может не совпасть: ребенок может начать что-то делать раньше или позже — это не страшно. Однако в среднем большинство карапузов проходят одни и те же стадии развития. Главное, чтобы разрыв между этими стадиями не был слишком велик. Например, если детям следует переворачиваться на животик к 4 месяцам, а вашему уже 5-6, а он все еще не делает этого, то есть смысл проконсультироваться с врачом.
В данной статье мы не коснулись вопросов питания. Это тема для отдельной статьи. Подробно о питании детей до года можно прочитать здесь.
Еще статьи про новорожденных
mladeni.ru
Женщина вынашивает ребенка в течение девяти месяцев. И вот, наконец, этот момент настал - малыш появился на свет! Закончились месяца волнительного ожидания, с момента рождения малыша жизнь всех членов семьи меняется: рутина жизни заканчивается, каждый член семьи живет не только для себя, но и ощущает ответственность за жизнь маленького человечка.
Мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, братья и сестры: все члены семьи видят малыша крепким, умным, активным, счастливым, здоровым. Правильное воспитание и уход, предоставленные ребенку первого года жизни, очень важны для физического развития. Поэтому будущих родителей обучают, как правильно ухаживать за ребенком и знакомят с изменениями в физическом развитии ребенка по месяцам после рождения в норме, обучают адекватно оценивать развитие малыша.
Несомненно, все близкие маленького человечка очень желают ему быть самым, самым: здоровым, счастливым, крепким, успешным. Поэтому, каждый член семьи заботится о малыше, задолго до его рождения, изучив нормы развития ребенка по месяцам. Родители ведут календарь развития своего маленького «чуда», следя за его ростом и развитием.
Периоды развития ребенка по месяцам до года
Нормальное состояние новорожденного в первый месяц его жизни - состояние сна с перерывами на кормление (карапуз кушает также в состоянии сна). Первый месяц жизни поза ребенка повторяет положение «эмбриона» - ручки и ножки прижимаются к туловищу (если их развести в разные стороны, они вскоре возвращаются в исходное положение).
Первую неделю жизни малыш практически не открывает глазки. Если же он их открывает, не пугайтесь, если глазки как будто косят - у грудничков еще нарушена фокусировка, но ребенок уже видит близко расположенные (на 20 – 25 сантиметров) объекты.
Когда ваш малыш свободно лежит и ничто его не стесняет, он может активно двигать ножками и ручками, чередуя движения с отдыхом - это нормальное состояние месячного ребенка.
Где-то на третьей неделе жизни новорожденный способен слышать голоса и звуки (слушая, он как бы замирает - прислушивается).
Все действия новорожденного ребенка - рефлекторные: хочет кушать - начинает плакать, покушал - дремлет.
Издаваемые ребенком звуки: крик, кряхтение, хмыканье – безусловно-рефлекторные реакции, цель которых, обратить внимание на ребенка: он хочет либо кушать, либо у него что-то болит, либо он просто мокрый и требует поменять памперс.
Действия, которые может выполнять ребенок в возрасте двух месяцев:
- увидев маму, ребенок улыбается;
- появляется способность фиксировать взгляд на предметах в течение 5 -10-ти секунд, следит глазками за движущимся предметом (обычно это яркая игрушка, которую двигают перед глазами ребенка из стороны в сторону);
- ручки и ножки двигаются более скоординированно;
- ручки, обычно сжатые в кулачки сразу после рождения, разжимаются и ладошка раскрывается;
- в положении лежа на животике, малыш начинает поднимать и удерживать головку до 10-ти секунд;
- появляется реакция на неречевые и речевые звуки (поворот головы, фиксирование взгляда);
- развитие речи выражается в так называемом «гулении» - ребенок издает звуки: «агу», «уа», «абу», «убу» и др.,
- основной вид общения малыша со взрослыми - с помощью улыбки, крика, плача.
На третьем месяце жизни малыш во всю улыбается знакомым, особенно маме.
- Лежа на животике, удерживает головку уже дольше - до 20 -25-ти секунд, также способен уже держать головку и в вертикальном положении - до 10-15-ти секунд.
- Более ярко проявляется реакция на движущиеся предметы: активнее поворачивает голову, тянется к игрушкам ручками, пытается их затянуть в рот.
- По-разному реагирует на разные голосовые модуляции - пение, громкий звук и другие бытовые шумы и музыку.
- Активно агукает и гулит - «разговаривает».
- Современные детки даже делают попытки сесть, правда, с помощью мамы или других взрослых.
На четвертом месяце жизни малыш различает близких ему людей и незнакомых, по-разному реагируя на них: то улыбается, то плачет, то отворачивается, то тянет ручки и прочее.
- В положении на животике ребенок способен опираться на локоточки и удерживать головку приподнятой до 30 -40 секунд.
- В положении «торчком» (вертикальном) малыш также дольше удерживает головку (до 20-30 секунд).
- Малыш делает попытки самостоятельно перевернуться со спинки на животик.
- При поддержке может сидеть (но этого лучше пока не позволять малышу).
- Более осознанно и целенаправленно манипулирует с игрушками: облизывает, стучит, бросает.
- Предпочтение отдает не всем игрушкам, а выборочно.
- В развитии речевой функции появляется «лепет» - первые лепетные слова - «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».
- Запоминает и реагирует на свое имя.
- Отмечается особенная привязанность к маме (особенно, если мама кормит ребенка грудью).
В пять месяцев ваш малыш уже четко распознает близких ему людей (знакомых и незнакомых) и игрушки, по-разному на них реагируя: то улыбается, то смеется, то смотрит настороженно и т.д.
- Ребенок самостоятельно проявляет желание общения, протягивая ручки, улыбаясь, издавая звуки. Не получив желаемого, он может начать хныкать или плакать.
- Ручки и ножки двигаются более целенаправленно: карапуз берет игрушки, стучит ими, бросает; знакомится со своим телом - сосет пальчики рук, даже пальчики ножек умудряется затащить в ротик.
- Малыш уверенно поворачивается со спинки на животик, также с животика на спинку. Пытается подтягивать туловище с помощью рук (как бы начинает ползти).
- Малыш постоянно лепечет (когда не спит).
Активность малыша увеличивается – он поворачивается к любимым игрушкам не только головой, но и переворачивается всем туловищем. Игрушки, другие предметы ребенок способен удерживать, бросать, стучать ими, перекладывать из одной ручки в другую.
- На своих родных ребенок очень ярко реагирует, особенно на маму. С незнакомыми взрослыми ребенок общается настороженно.
- Откликается на свое имя.
- Малыш начинает хорошо и уверенно сидеть, начинает ползать, подползает к интересующим его предметам и игрушкам.
- Пытается вставать, опираясь о какой-либо предмет.
- В словесном лепете появляются новые звукосочетания: «би-би», «ав-ав».
- Запоминает такие действия, как: нажал на кнопку - заиграла музыка, толкнул игрушку - она упала.
Комментарии ()
malishandiy.ru