Ура! Прошло бессонное время ночных колик!!! Теперь малыш уже более спокоен, а, как следствие – Вы выспавшаяся и счастливая мама! Теперь, когда отпала проблема больного животика, младенец проявляет гораздо больший интерес к миру и событиям окружающей его жизни.
Привыкайте к новому состоянию вашего ребенка – “я познаю мир”. Помогайте вашему малышу получить новые впечатления. Но и тут нужно действовать осторожно – нагрузка на нервную систему малыша может оказаться слишком большой, поэтому возможна и быстрая утомляемость, и усталость. Если малыш закапризничал – возьмите его на руки, прижмите к себе, слегка покачайте и успокойте. Улыбнитесь, посмотрите крохе в глаза – зрительный контакт не менее важен, чем тактильный.
Наверное, Вы уже поняли — в 4 месяца улыбка ребенка уже не рефлекторная, как раньше, а вполне осмысленная. Более того, он не только улыбается – но и смеется! Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.
И наоборот, если кроха капризничает – это также имеет эмоциональный подтекст. Научитесь его понимать — ведь для него плач — пока единственный доступный способ самовыражения. Малыш уже испытывает любопытство и радость, страх и разочарование. Только стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми – может обеспечить нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.
Заметьте – как только Вы подходите к кроватке малыша – он сразу начинает улыбаться и двигаться! Это происходит потому, что ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, а вовсе не из-за того, что он просто копирует Ваши действия (как было раньше). Психологи назвали этот феномен — «комплексом оживления». Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если Вы надолго исчезаете из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. Это происходит из-за того, что возникает нарушение «обратной связи», или, как говорят ученые, нарастает «тревога распада» в системе «мать и дитя».
Каких только способов понимать «язык эмоций» не существует! К примеру, о многом может вам рассказать язычок младенца. Нет, конечно, не в прямом смысле, ведь разговаривать Ваш кроха пока не умеет. Просто при общении – наблюдайте за позицией его языка:
• в момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок, • в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ.
• в момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы.
В этом возрасте Вашему ребенку пригодятся:
О том как играть в вышерепечисленные игрушки Вы можете узнать по ссылкам из персональных статей о них.
Кроха уже умеет локализовать звук в пространстве. Он поворачивает головку в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.
Познаем мир звука
Очень полезно для ребенка, если Вы будете постоянно комментировать, что именно видит малыш. Это должно войти в Вашу привычку.Например, вы заметили, что он услышал часы в комнате, повернул голову – скажите ласково: “часики, тик-так, тик-так”. Или на прогулке кроха услышал ворону, смотрит на нее – объясните ему: “ворона, кар-кар”.
Так, со временем, Вы сформируете для ребенка понимание, что разные звуки издаются разными предметами или существами.
Поверьте, когда ребенку интересно, он впитывает информацию как губка. На примере своей дочки я наблюдала, что все эти мои рассказы про окружающий мир были не зря. Ведь как только малышка научилась говорить, она поразила меня знанием окружающих ее предметов, животных и тому подобное.
Музыка – воспитываем слух и ритм
Ребенок в возрасте 4 месяцев уже по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Например, колыбельную слушает спокойно, внимательно смотрит на поющего, практически не двигаясь.
Включите ритмичную музыку! Малыш оживится, задвигает в такт ножками и ручками, улыбнется, и, быть может, даже запоет! После окончания пения еще некоторое время его оживление некоторое время сохраняется. Устраивайте почаще такие “музыкальные занятия” – так Вы воспитаете в малыше слух и ритм.
Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме. Конечно, тут очень важно не «переборщить». Если вы заметили, что ребенок устал, не дожидайтесь слез, выключите музыку, возьмите его на ручки, ласково поговорите с ним, постарайтесь сменить обстановку. Если Вы так будете переключать ребеночка на другие занятия, он останется в хорошем расположении духа. И потом, уже не будет впадать в истерики, чтобы его выслушали или просто обратили внимание.
В 4 месяца большинство младенцев уже активно «разговаривают», нужно только научиться их понимать. Обычно первая речь крохи начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Теперь малыш научился «подключать к процессу» губки и язычок. Он уже может произносить согласные звуки: «п», «б», «м». Скоро, в конце пятого, на шестом месяце появятся и первые слоги.
Давай поговорим…
…по-взрослому…
Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах в доме, и слушайте, что он вам отвечает. Хорошо, если Вы включаете крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимаете его обучающими игрушками. Но, не менее важно для него сейчас — вместе разглядывать яркие несложные картинки и слушать ваши рассказы о том, что там нарисовано.
Рассказывайте малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку. Любые свои действия сопровождайте словами. Например: когда кормите кроху, говорите «Открой ротик», когда одеваете – «Дай ручку», при игре – «Возьми зайку» и так далее. Меняйте интонацию, сочетайте речь с жестами и определенным выражением лица. С каждым днем малыш будет понимать обращенную речь все лучше и лучше.
… по-детски…
Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте «разговор» крохи, выделяйте произнесенные им звуки и повторяйте за ним. Присоединившись к гулению малыша, через некоторое время Вы увидите – что и он начинает повторять звук уже за вами! Это действительно веселое и полезное времяпрепровождение! Так у ребенка никогда не пропадет интерес к развитию речи!
Попросите мужа, бабушку (или кого то из близких) присоединиться к вашей беседе. Пусть они произносят по очереди один и тот же звук, например, длинный гласный «а». И хотя каждый повторяет звук по-разному, кроха постепенно поймет, что это тот же самый звук, что говорит он и мама. Потом это пригодится ему для понимания речи других людей, а не только мамы.
Со временем усложните задачу — введите в ваши «диалоги» новые звуки (для начала акцентируясь на гласных).
… меняя тембр…
Во время разговоров с крохой иногда меняйте тембр голоса. То Вы говорите басом, то высоким голоском, то напевами. Это тоже важно для предречевого развития.
…мимикой, жестами…
И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. Ребенку, как и вам тоже доступен язык мимики, жестов, различных действий. Например, если малыш не хочет спать, будьте уверены – свое нежелание он Вам всем своим видом продемонстрирует.
… и поёёёёём!
Пойте малышу песенки! Если кроха поет – подпевайте ему! Хорошо, если в Вашей песенке доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, обратите внимание на книгу А. Усачева — «Звукарик». Эти коротенькие стишки легко можно переложить на любую мелодию. Все эти песенки будут заканчиваться неожиданным для крохи образом, определенными звуками. Послушав песню несколько раз, ребенок уже будет ожидать в ее конце «сюрприз». Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»
Важнейшим этапом развития ребенка в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука).
Хваталки-щупалки
Натяните над кроваткой веревочку, на которой очень крепко привязаны разнообразные предметы, имеющие разные формы, цвета и поверхности. Это могут быть: тряпочки и мешочки, набор разных пуговиц на леске, детали от конструктора, кусок клеенки, металлические ключи, деревянные ложки, пластмассовые и деревянные погремушки, резиновые игрушки и т.д.). В общем — все, что попадется Вам под руку!
Пусть малыш хватает и ощупывает и гремит – он будет очень доволен новым занятием. Иногда обновляйте самодельную композицию новыми предметами – и тогда интерес крохи не пропадет.
Только не забывайте про безопасность и гигиеничность игрушек. Следите за тем, чтобы их нельзя было оторвать и проглотить.
Предлагаем Вашему вниманию пальчиковую игру, направленную на обучение ребенка захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.
Пальчиковая игра «Колобки и пеньки»
Для игры Вам потребуются разноцветные кубики (с гранью примерно 4 см) и небольшие шарики (способные уместиться в руку малыша) – всех по три штуки. Положите кроху на животик (для его удобства можно подложить ему под грудь небольшой валик).
Положите перед ребенком шарик и весело скажите:
«Колобок, колобок, Отчего ты одинок? Тесто бабушка месила,
На один всего хватило!»
Ребенок берет в шарик — следите, чтобы он правильно распределил пальчики по всей поверхности шарика. Затем положите перед ним еще один и продолжите:
«Нет, хватило теста ей! Вот второй!
Так веселей!»
Малыш взял второй шарик? Возможно, он выпустит из руки первый – ничего страшного в этом нет. Теперь выложите третий шарик:
«Вот и третий колобок! До чего румяный бок!»
А теперь положите перед малышом в кубик, при этом читая:
«Колобочки-колобки, Пенек один, а вас-то три!»
Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Для усложнения игры научите ребенка тянуться к предмету двумя руками, при этом кисти его ручек должны быть раскрыты.
Пальчиковая игра «Пианист»
Если Вы поняли, что Ваш малыш уже достаточно хорошо умеет управлять своими ручками – то предложите ему эту игру. Она заключается в стимулировании у ребенка попыток нажимать на клавиши игрушечного музыкального инструмента, пока не удастся извлечь звук. Для игры потребуется игрушечное пианино или синтезатор.
Ваш кроха лежит на животе (чтобы избежать перенапряжения, под грудь положите валик), перед ним – «музыкальный инструмент». Поиграйте для начала с клавишами сами. Затем помогите малышу понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой. При этом можно приговаривать потешку:
«Вот какой у нас артист, знаменитый пианист! Заиграет он сейчас, пустит всех в веселый пляс!»
Разнообразьте игру — помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу, разожмите его пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.
Мокро, сухо, твердо, мягко….
Правой ручкой ребенка гладьте вафельное полотенце, а левой — шлепайте по воде в тазике. Затем поменяйте ручки и продолжите занятие. Используйте разнообразные вариации: полотенце можно поменять на горох в миске, а воду в тазике на большую пищащую игрушку. Ребенку понравится – вот увидите!
Волшебные мешочки
Сшейте разноцветные мешочки разной формы, размера и типа поверхности ткани. Например: из вафельного и махрового полотенца (фланели, плюша, шелка...). Наполнить их можно разным материалом: рисом, манкой, горохом, вермишелью, ватой, бумагой и т.п. Пусть малыш ощупывает их (какие они разные на ощупь), трясет (и шумят по разному!).
Пальчиковые игры Для развития мелкой моторики очень полезно играть в пальчиковые игры. Например: «Сорока-белобока».
Сшейте подобные мешочки (см. Волшебные мешочки). Наполните их разными ароматическими травами: мята, валериана, душица, мелисса, лимонник. Также в качестве наполнителя можно использовать пропитанную в аромамасле бумагу (лаванда, корица, и все вышеперечисленное).
Малышу очень понравится их нюхать, ощупывать, к тому же эти ароматы успокоят его, так как обладают прекрасными тонизирующими свойствами.
А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется – об этом в статье http://u-sovenka.ru/Razvitie-0-12-mes/Mir-vokrug-nas/2011-02-20-15-52-48-169.htmlТак же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.
Так же рекомендуем почитать статью и о развивающих методиках:http://u-sovenka.ru/Razvitie-0-12-mes/Mir-vokrug-nas/2011-03-06-14-11-28-170.html
Да-да, представьте себе: кроху уже с самых первых месяцев жизни можно и нужно воспитывать!
Но, воспитывать любовью – а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша — это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни.
Как этого добиться — читайте в статье: http://u-sovenka.ru/Razvitie-0-12-mes/Sekretyi-vospitaniya/2011-03-07-15-18-39-178.html
Возможно, Вы уже изучаете всевозможные календари развития ребенка на первом году жизни, и понимаете, как много еще требуется успеть Вашему малышу. Но, не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не «дорос» в СВОЕМ развитии. Каждый малыш индивидуален, и Вы обязаны учитывать индивидуальность своего крохи! Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки. Не надо выполнять упражнения насильно, нужно внимательно следить за самочувствием и настроением крохи. Помните – Вы лишь должны помочь сделать необходимые действия ему САМОМУ, а не ЗА него.
Подробнее о двигательных навыках ребенка четвертого месяца жизни и о их развитии читайте в статьеhttp://u-sovenka.ru/Razvitie-0-12-mes/Fizicheskoe-razvitie/4.html
Также специально для Вас мы подготовили http://u-sovenka.ru/Zdorove-rebenka-1-god-zhizni/Massazh-i-gimnastika/3-4-135.html для детей на 4-6-ых месяцах жизни.
А чтобы узнать рекомендации педиатров о том, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами – читайте статьи: «http://u-sovenka.ru/Zdorove-rebenka-1-god-zhizni/Zakalivanie/2010-08-27-11-28-03-123.html», «http://u-sovenka.ru/Zdorove-rebenka-1-god-zhizni/Zakalivanie/2010-08-29-11-58-38-124.html», «http://u-sovenka.ru/Zdorove-rebenka-1-god-zhizni/Zakalivanie/2010-08-30-08-53-00-125.html». Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.
www.baby.ru
Новый этап в жизни ребенка — ему уже 3 месяца!
Ура! Прошло бессонное время ночных колик!!! Теперь малыш уже более спокоен, а, как следствие – Вы выспавшаяся и счастливая мама! Теперь, когда отпала проблема больного животика, младенец проявляет гораздо больший интерес к миру и событиям окружающей его жизни.
Привыкайте к новому состоянию вашего ребенка – “я познаю мир”. Помогайте вашему малышу получить новые впечатления. Но и тут нужно действовать осторожно – нагрузка на нервную систему малыша может оказаться слишком большой, поэтому возможна и быстрая утомляемость, и усталость. Если малыш закапризничал – возьмите его на руки, прижмите к себе, слегка покачайте и успокойте. Улыбнитесь, посмотрите крохе в глаза – зрительный контакт не менее важен, чем тактильный.
Наверное, Вы уже поняли — в 4 месяца улыбка ребенка уже не рефлекторная, как раньше, а вполне осмысленная. Более того, он не только улыбается – но и смеется! Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.
И наоборот, если кроха капризничает – это также имеет эмоциональный подтекст. Научитесь его понимать — ведь для него плач — пока единственный доступный способ самовыражения. Малыш уже испытывает любопытство и радость, страх и разочарование. Только стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми – может обеспечить нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.
Заметьте – как только Вы подходите к кроватке малыша – он сразу начинает улыбаться и двигаться! Это происходит потому, что ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, а вовсе не из-за того, что он просто копирует Ваши действия (как было раньше). Психологи назвали этот феномен — «комплексом оживления». Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если Вы надолго исчезаете из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. Это происходит из-за того, что возникает нарушение «обратной связи», или, как говорят ученые, нарастает «тревога распада» в системе «мать и дитя».
Интересный способ понять ребенка – посмотрите на его язычок!
Каких только способов понимать «язык эмоций» не существует! К примеру, о многом может вам рассказать язычок младенца. Нет, конечно, не в прямом смысле, ведь разговаривать Ваш кроха пока не умеет. Просто при общении – наблюдайте за позицией его языка:
• в момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок, • в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ.
• в момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы.
Развитие ребенка на 4-ом месяце жизни
Игра и игрушка
В этом возрасте Вашему ребенку пригодятся: Погремушки, Мобили и подвески, Развивающие коврики, Игрушки с сюрпризом,
Куклы и мягкие игрушки (неваляшки, матрешки).
Развиваем слух ребенка
Кроха уже умеет локализовать звук в пространстве. Он поворачивает головку в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.
Познаем мир звука
Очень полезно для ребенка, если Вы будете постоянно комментировать, что именно видит малыш. Это должно войти в Вашу привычку. Например, вы заметили, что он услышал часы в комнате, повернул голову – скажите ласково: “часики, тик-так, тик-так”. Или на прогулке кроха услышал ворону, смотрит на нее – объясните ему: “ворона, кар-кар”.
Так, со временем, Вы сформируете для ребенка понимание, что разные звуки издаются разными предметами или существами.
Поверьте, когда ребенку интересно, он впитывает информацию как губка. На примере своей дочки я наблюдала, что все эти мои рассказы про окружающий мир были не зря. Ведь как только малышка научилась говорить, она поразила меня знанием окружающих ее предметов, животных и тому подобное.
Музыка – воспитываем слух и ритм
Ребенок в возрасте 4 месяцев уже по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Например, колыбельную слушает спокойно, внимательно смотрит на поющего, практически не двигаясь.
Включите ритмичную музыку! Малыш оживится, задвигает в такт ножками и ручками, улыбнется, и, быть может, даже запоет! После окончания пения еще некоторое время его оживление некоторое время сохраняется. Устраивайте почаще такие “музыкальные занятия” – так Вы воспитаете в малыше слух и ритм.
Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.
Конечно, тут очень важно не «переборщить». Если вы заметили, что ребенок устал, не дожидайтесь слез, выключите музыку, возьмите его на ручки, ласково поговорите с ним, постарайтесь сменить обстановку. Если Вы так будете переключать ребеночка на другие занятия, он останется в хорошем расположении духа. И потом, уже не будет впадать в истерики, чтобы его выслушали или просто обратили внимание.
Развиваем речь ребенка
В 4 месяца большинство младенцев уже активно «разговаривают», нужно только научиться их понимать. Обычно первая речь крохи начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Теперь малыш научился «подключать к процессу» губки и язычок. Он уже может произносить согласные звуки: «п», «б», «м». Скоро, в конце пятого, на шестом месяце появятся и первые слоги.
Давай поговорим…
…по-взрослому…
Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах в доме, и слушайте, что он вам отвечает. Хорошо, если Вы включаете крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимаете его обучающими игрушками. Но, не менее важно для него сейчас — вместе разглядывать яркие несложные картинки и слушать ваши рассказы о том, что там нарисовано.
Рассказывайте малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку. Любые свои действия сопровождайте словами. Например: когда кормите кроху, говорите «Открой ротик», когда одеваете – «Дай ручку», при игре – «Возьми зайку» и так далее. Меняйте интонацию, сочетайте речь с жестами и определенным выражением лица. С каждым днем малыш будет понимать обращенную речь все лучше и лучше.
… по-детски…
Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте «разговор» крохи, выделяйте произнесенные им звуки и повторяйте за ним. Присоединившись к гулению малыша, через некоторое время Вы увидите – что и он начинает повторять звук уже за вами! Это действительно веселое и полезное времяпрепровождение! Так у ребенка никогда не пропадет интерес к развитию речи!
Попросите мужа, бабушку (или кого то из близких) присоединиться к вашей беседе. Пусть они произносят по очереди один и тот же звук, например, длинный гласный «а». И хотя каждый повторяет звук по-разному, кроха постепенно поймет, что это тот же самый звук, что говорит он и мама. Потом это пригодится ему для понимания речи других людей, а не только мамы.
Со временем усложните задачу — введите в ваши «диалоги» новые звуки (для начала акцентируясь на гласных).
… меняя тембр…
Во время разговоров с крохой иногда меняйте тембр голоса. То Вы говорите басом, то высоким голоском, то напевами. Это тоже важно для предречевого развития.
…мимикой, жестами…
И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. Ребенку, как и вам тоже доступен язык мимики, жестов, различных действий. Например, если малыш не хочет спать, будьте уверены – свое нежелание он Вам всем своим видом продемонстрирует.
… и поёёёёём!
Пойте малышу песенки! Если кроха поет – подпевайте ему! Хорошо, если в Вашей песенке доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, обратите внимание на книгу А. Усачева — «Звукарик». Эти коротенькие стишки легко можно переложить на любую мелодию. Все эти песенки будут заканчиваться неожиданным для крохи образом, определенными звуками. Послушав песню несколько раз, ребенок уже будет ожидать в ее конце «сюрприз». Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»
Развиваем координацию движений
Важнейшим этапом развития ребенка в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука).
Хваталки-щупалки
Натяните над кроваткой веревочку, на которой очень крепко привязаны разнообразные предметы, имеющие разные формы, цвета и поверхности. Это могут быть: тряпочки и мешочки, набор разных пуговиц на леске, детали от конструктора, кусок клеенки, металлические ключи, деревянные ложки, пластмассовые и деревянные погремушки, резиновые игрушки и т.д.). В общем — все, что попадется Вам под руку!
Пусть малыш хватает и ощупывает и гремит – он будет очень доволен новым занятием. Иногда обновляйте самодельную композицию новыми предметами – и тогда интерес крохи не пропадет.
Только не забывайте про безопасность и гигиеничность игрушек. Следите за тем, чтобы их нельзя было оторвать и проглотить.
Тренируем захват предметов разной формы (развитие мелкой моторики)
Предлагаем Вашему вниманию пальчиковую игру, направленную на обучение ребенка захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.
Пальчиковая игра «Колобки и пеньки»
Для игры Вам потребуются разноцветные кубики (с гранью примерно 4 см) и небольшие шарики (способные уместиться в руку малыша) – всех по три штуки. Положите кроху на животик (для его удобства можно подложить ему под грудь небольшой валик).
Положите перед ребенком шарик и весело скажите:
«Колобок, колобок, Отчего ты одинок? Тесто бабушка месила,
На один всего хватило!»
Ребенок берет в шарик — следите, чтобы он правильно распределил пальчики по всей поверхности шарика. Затем положите перед ним еще один и продолжите:
«Нет, хватило теста ей! Вот второй!
Так веселей!»
Малыш взял второй шарик? Возможно, он выпустит из руки первый – ничего страшного в этом нет. Теперь выложите третий шарик:
«Вот и третий колобок! До чего румяный бок!»
А теперь положите перед малышом в кубик, при этом читая:
«Колобочки-колобки, Пенек один, а вас-то три!»
Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Для усложнения игры научите ребенка тянуться к предмету двумя руками, при этом кисти его ручек должны быть раскрыты.
Пальчиковая игра «Пианист»
Если Вы поняли, что Ваш малыш уже достаточно хорошо умеет управлять своими ручками – то предложите ему эту игру. Она заключается в стимулировании у ребенка попыток нажимать на клавиши игрушечного музыкального инструмента, пока не удастся извлечь звук. Для игры потребуется игрушечное пианино или синтезатор.
Ваш кроха лежит на животе (чтобы избежать перенапряжения, под грудь положите валик), перед ним – «музыкальный инструмент». Поиграйте для начала с клавишами сами. Затем помогите малышу понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой. При этом можно приговаривать потешку:
«Вот какой у нас артист, знаменитый пианист! Заиграет он сейчас, пустит всех в веселый пляс!»
Разнообразьте игру — помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу, разожмите его пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны. Развиваем тактильные ощущения и мелкую моторику
Мокро, сухо, твердо, мягко….
Правой ручкой ребенка гладьте вафельное полотенце, а левой — шлепайте по воде в тазике. Затем поменяйте ручки и продолжите занятие. Используйте разнообразные вариации: полотенце можно поменять на горох в миске, а воду в тазике на большую пищащую игрушку. Ребенку понравится – вот увидите!
Волшебные мешочки
Сшейте разноцветные мешочки разной формы, размера и типа поверхности ткани. Например: из вафельного и махрового полотенца (фланели, плюша, шелка...). Наполнить их можно разным материалом: рисом, манкой, горохом, вермишелью, ватой, бумагой и т.п. Пусть малыш ощупывает их (какие они разные на ощупь), трясет (и шумят по разному!).
Развиваем обоняние
Сшейте подобные мешочки (см. Волшебные мешочки). Наполните их разными ароматическими травами: мята, валериана, душица, мелисса, лимонник. Также в качестве наполнителя можно использовать пропитанную в аромамасле бумагу (лаванда, корица, и все вышеперечисленное).
Малышу очень понравится их нюхать, ощупывать, к тому же эти ароматы успокоят его, так как обладают прекрасными тонизирующими свойствами.
О развивающем видео, методиках и проч...
А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется. Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов. Об этом читайте в статье «Можно ли малышу смотреть телевизор.»
Физическое развитие ребенка на четвертом месяце первого года жизни
Оттачиваем физические навыки малыша
Возможно, Вы уже изучаете всевозможные календари развития ребенка на первом году жизни, и понимаете, как много еще требуется успеть Вашему малышу. Но, не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не «дорос» в СВОЕМ развитии. Каждый малыш индивидуален, и Вы обязаны учитывать индивидуальность своего крохи! Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки. Не надо выполнять упражнения насильно, нужно внимательно следить за самочувствием и настроением крохи. Помните – Вы лишь должны помочь сделать необходимые действия ему САМОМУ, а не ЗА него.
С уважением, Светлана!
style="display:inline-block;width:320px;height:100px" data-ad-client="ca-pub-5408867481523309"
data-ad-slot="4039487537">
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
Сказочное пособие по изучению цифр
Игры по сказке "Волшебник Изумрудного города"
deti-burg.ru
Развитие ребенка на 4-м месяце жизни запоминается родителям огромным количеством перемен. Малыши к этому возрасту в большинстве своем уже справились с коликами, их ЖКТ работает более стабильно, поэтому у них появляется больше времени для познания окружающего мира.
На четвертом месяце жизни кроха по-прежнему активно прибавляет в весе, по большей мере из-за недостаточной пока двигательной активности. За один четвертый месяц чадо может набрать до 750 г веса, и это будет нормой. В среднем дети в этом возрасте весят от 6 до 7 кг, длина их тела колеблется в пределах 60-63 см.
Отдельно стоит отметить, что в этом возрасте пропадает целый ряд рефлексов, с которыми ребенок появился на свет:
Ближе к 5 месяцу жизни у малыша должны полностью исчезнуть:
Проверять наличие рефлексов самостоятельно не рекомендуется – это должен сделать врач. Наличие их в 4 месяца будет говорить о нарушениях неврологического характера.
С 4-го по 6-й месяцы жизни развитие органов крохи происходит особенно активно. Ребенок выглядит более пропорционально, его голова уже не кажется слишком большой и в объеме практически сравнивается с грудной клеткой. Ребенок в целом становится более гармоничным, его ручки и ножки крепнут и наконец-то выпрямляются в локтях и коленях. Всего несколько месяцев потребуется крохе для того, чтобы окончательного окрепнуть и начать сидеть, ползать, стоять и ходить.
В этот же период активно начинают расти волосы, которые после рождения могут поменять не только свой цвет, но и структуру. Например, если малыш родился светленьким с кудрявыми волосами, то на четвертом месяце жизни его шевелюра может стать темного цвета, а от кудрей не останется и следа. Волосы изменяются на протяжении нескольких месяцев, во время которых также может поменяться и цвет глаз у ребенка.
Вместе с волосами активно начтут расти и ногти ребенка. Родители должны отслеживать момент, когда ногти достаточно отрастут для обрезки, чтобы уберечь малыша от микротравм.
На четвертом месяце у некоторых малышей происходит развитие первых зубов. Родителям нужно быть готовыми к капризам и недовольству ребенка – его можно отвлечь специальными кольцами-прорезывателями. Они будут массировать десна, уменьшая боли. Обильное слюноотделение станет главным доказательством того, что очень скоро кроха порадует близких первыми зубками.
В возрасте 4 месяцев малыш в основном познает мир на вкус и на ощупь. Он часто держит во рту пальчики или даже целый кулачок. Специалисты настаивают на том, чтобы родители пробовали отучать детей от вредной привычки начиная с самого раннего возраста, предотвращая таким образом формирование дефективного прикуса.
Развитие двигательной активности у деток в возрасте четырех месяцев происходит особенно ярко. Дети учатся новым движениям, делают первые неловкие попытки ползать, переворачиваться, сидеть на подушках и даже шагать, удерживая маму или папу за руки.
Естественно, что в 4 месяца сажать кроху без опоры пока рано. Его позвоночник еще не готов к такому испытанию. Чтобы ускорить процесс укрепления спинки, можно заниматься с малышом простой гимнастикой, предлагая ему подниматься из положения лежа, держась за пальцы, с небольшой паузой в верхней точке. Выполнение такого простого упражнения обязательно доставит радость и удовольствие ребенку, ускорит развитие позвоночника и мышц пресса.
Помочь крохе научиться переворачиваться на животик можно, подкладывая ему под бок пеленку или руку и слегка его раскачивая.Забавно наблюдать за крохой в момент его игры с собственными ножками. В этом возрасте он их поднимает достаточно высоко, чтобы пальчики дотянулись до рта. Четырехмесячный малыш уже пробует самостоятельно ползать, и это помогает ему преодолевать небольшие расстояния, добираясь до цели. В положении лежа малыш приподнимается на локтях и делает попытку оттолкнуться ногами, правда, у подавляющего большинства деток получается ползти назад, а не вперед.
Движения ребенка в 4 месяца становятся более координированными, исчезает младенческое напряжение шеи, голова устойчиво держится и уже не заваливается в стороны. Кроха проявляет живой интерес к игрушкам и окружающим его предметам, старается дотянуться до них и потрогать.
Если предложить крохе погремушку, он обязательно ее возьмет и будет изучать, как тактильно, так и визуально. Интересная особенность в этом возрасте — выгибания в мостик от переизбытка чувств, причем как негативных, так и позитивных.
Для четырехмесячного ребенка самая любимая игрушка — это собственное тело. Он с удовольствием забавляется с собственными пальчиками на руках и ногах, трогает уши, нос и губы. Когда крохе что-то попадает в руки, он долго рассматривает предмет или игрушку со всех сторон, прежде чем ее попробовать. Маленький исследователь знакомится со свойствами предметов, запоминает, какие они на ощупь или на вкус, теплые или холодные.
Кроха в этом возрасте уже замечает, что отдельные предметы то появляются, то исчезают из поля зрения. У него уже есть игрушки, которым он отдает предпочтение и которые может требовать от взрослых с особым рвением.
Развитие зрения также идет своим чередом. Если еще месяц назад ребенок был способен различать предметы на расстоянии не более 40 см, то к концу четвертого месяца он может различать предметы на расстоянии более чем трех метров от него. Малыш уже видит разницу между основными спектральными цветами, плавно переводит взгляд с одного предмета на другой.
Развитие слуха у младенца в этом возрасте также переходит на новый уровень. Кроха слышит практически так же хорошо, как и взрослый. Он реагирует на музыку, поворачивает голову на шум, на голоса близких, запоминает новые звуки, демонстрируя интерес.
Четырехмесячный ребенок уже делает первые попытки вести диалог с окружающими. Кроха запоминает произносимые в его присутствии звуки и пробует их повторять, получая удовольствие от звучания собственного голоса. Особенно активным малыш становится при появлении родителей, которых встречает радостным гулением. Если не поддерживать «разговор» с чадом, он может обидеться и отреагировать криком.
На 4-м месяце жизни ребенку по-прежнему приносит удовольствие контакт с родителями, а особенно с мамой. Всем свои телом он показывает, как сильно хочет, чтобы его взяли на руки. Кроха с удовольствием наблюдает за движущимися объектами – как одушевленными, так и неодушевленными. Он уже способен запоминать лица близких и часто бывающих у него знакомых людей.
В 4 месяца развитие речевых навыков происходит особенно активно, потому родителям необходимо постоянно общаться с малышом. Общение в этом возрасте для крохи не просто удовольствие – это потребность, которую нельзя игнорировать.
На 4-м месяце малыш испражняется «по-большому» реже, чем несколько месяцев назад — в среднем 2-3 раза, а как только в его рацион питания вводят прикорм, это число сокращается вдвое.
Ребенок в дневное время меньше спит и больше бодрствует на радость родителям. В среднем кроха спит днем не более трех раз, а ночью спит не менее 10 часов.
Если еще месяц назад настроение ребенка во многом зависело от его удовлетворенности в физическом отношении, то на четвертом месяце кроха особенно живо интересуется окружающим миром.
Теперь действия карапуза подкреплены эмоциональным подтекстом. Ребенок учится выражать чувства и эмоции, которые становятся более разнообразными. Малыш уже испытывает не только чувства страха или голода. Он уже может чувствовать досаду, радость, удовлетворение и даже разочарование. Именно поэтому врачи рекомендуют расширять кругозор малыша четырехмесячного малыша: брать его с собой в гости, в путешествия, больше гулять.
Помните, что в этом возрасте ребенок – максималист: он воспринимает все либо в белом, либо в черном цвете, и середины для него существует. Если крохе больно, то об этом будут знать все, а если хорошо, он обязательно оповестит об этом окружающих счастливой улыбкой.
Но самое главное – запомните, что нормальное психическое развитие будет возможным только в случае поддержания между малышом и родителями крепкой эмоциональной связи. Что умеет кроха в 4 месяца?
Если развитие ребенка происходит в нормальном темпе, то на 4-м месяце он уже умеет:
Родители могут стимулировать развитие малыша, если будут соблюдать простые рекомендации:
И самое главное — не переставайте общаться с малышом на 4-м месяце жизни, изменяя тембр, громкость и интонации голоса. Чаще называйте кроху по имени, прихлопывайте в ладоши в такт музыке, пойте песенки и рассказывайте стихи с выражением, наблюдая за реакцией ребенка.
rebenkoved.ru
Вот и наступил четвертый месяц жизни вашего крохи. Ежедневно он узнает что-то новое об окружающем мире и приобретает навыки, которые для взрослых кажутся обыденными, а для него очень значимы. На этом этапе основная задача родителей состоит в том, чтобы уделять своему ребенку максимум внимания и помогать ему во всем.
Для педиатров основными показателями развития ребенка на этом периоде жизни является прибавка массы тела. Заметьте, теперь ребенок будет набирать немного меньше в весе, и к концу месяца поправится примерно на 700 гр. Рост тела малыша остается стабильным и составляет около 2 см ежемесячно до конца первого года. Так же на приеме у врача обращают внимание на пропорции тела: сейчас голова должна быть равна объему грудной клетки или немного меньше ее. К этому периоду распрямляются руки и ноги ребенка, ведь пройдет совсем немного времени и он будет на них уже стоять.
Четвертый месяц жизни ребенка характерен интенсивным ростом волос и ногтей. Поэтому родителям обязательно необходимо следить за гигиеной своего крохи. Если у вашего малыша длинные локоны, а вы не хотите обрезать волосы ребенка, то сделайте все возможное, чтобы малышу было комфортно, и его голова не потела. Ногти следует обрезать постоянно по мере их роста, ведь малыш может поцарапать себя. Данную процедуру практически все дети не любят, но здоровье важнее, поэтому запаситесь терпением.
С этого месяца малышу требуется ваше общение! Если до этого ребенок ограничивался пищей, сном и гигиеническими процедурами, то теперь пришло время тесного общения с мамой и папой. Ваше чадо с большим удовольствием следит за разговором родителей и поддерживает его агуканьем или отдельными звуками. Одиночество на этом этапе развития ребенок не переносит совершенно! Конечно, можно оставить его на несколько минут в кроватке, но надолго не желательно, ведь именно благодаря вашему вниманию и общению малыш развивается и ежедневно узнает что-то новое.
1. С положения «на животе» ребенок умеет поднимать голову, удерживать ее и поворачивать в стороны.
2. Лежа на спине, малыш поднимает голову, и дотрагиваться подбородком до груди.
3. Именно на четвертом месяце жизни кроха начинает переворачиваться с живота на спину.
4. Если вы положите перед ребенком игрушку, когда он лежит на животе, он обязательно попытается ее достать.
5. Кроха рассматривает свои руки.
6. Малыш берет в руки игрушки, рассматривает их, поскольку еще держит их неуклюже – очень часто роняет.
7. Если вы возьмете ребенка под мышки, то увидите, как он пытается ходить и сгибает и разгибает колени, как бы танцует.
8. Поворачивает голову на звук. Если играет тихая музыка, прислушивается к ней и замолкает.
9. Во время кормления держит руку на груди или бутылочке.
10. Во время разговора отвечает улыбкой на улыбку, внимательно прислушивается к изменению интонации и тембра голоса.
11. Некоторые дети пытаются сесть, но не стоит сейчас этого делать. Все дело в том, что позвоночник еще недостаточно окреп и ранние попытки усадить малыша могут привести к сколиозу.
Если что-то из перечисленных пунктов ребенок не делает, не стоит расстраиваться, всему свое время. А возможно, малыш просто не хочет, наберитесь терпения, у него все получится!
На этом этапе развития ребенку очень важен долгий и спокойный сон. Особенно если малыш спит во время прогулки, поскольку свежий воздух укрепляет нервную систему, улучшает иммунитет и помогает крохе закаляться.
На четвертом месяце жизни ребенок ночью спит дольше. Как только вы заметили, что малыш устал и трет глазки укладывайте его сразу спать!
Сейчас малыш должен кушать 5 – 6 раз в сутки. При каждом кормлении молока должно быть выпито примерно 200 мл. Конечно же, все педиатры настаивают на грудном вскармливании детей такого возраста, поскольку материнское молоко полностью удовлетворяет потребность растущего организма в витаминах и питательных веществах.
Четвертый месяц жизни прикорм вводят по разрешению врача — это может быть фруктовые соки, а также пюре из фруктов и овощей. Прикармливать ребенка следует с ложки. Вводятся новые продукты осторожно и маленькими порциями.
Приобретайте яркие и крупные игрушки. Это период когда его следует учить играть, ведь это так стимулирует творческий процесс.
Основное предназначение игрушек в этот период — развивать двигательные способности крохи. Естественно, они должны быть качественные, без острых углов и мелких деталей.
Возьмите за правило каждые три дня мыть игрушки.
Помимо игрушек малышу можно давать в руки шелестящую бумагу, ткань, что-то деревянное и тому подобное и рассказывать о предмете или материале, который малыш держит.
Отличный вариант игрушки – это мобиль. Повесьте его на кровать и включите и кроха с радостью будет рассматривать игрушку и слушать музыку.
Когда отправляетесь с ребенком на улицу, обязательно рассказывайте ему об окружающих предметах, копируйте звуки машин и животных. Вас удивит, с каким восторгом малыш вас будет слушать.
Можно разнообразить купание маленького человека, взяв с собой в ванночку яркую резиновую игрушку. Малыш будет очень доволен таким времяпровождением.
Малыш получает максимум удовольствия от возможности произносить разнообразные звуки. Когда говорит мама, ребенок ориентируется на интонацию и иногда повторяет звуки, которые ему понравились. Это может быть писк, кашель, шипение, мяуканье – все что угодно. Многие дети сначала издают громкие звуки, а потом произносят их тише и наслаждаются произведенным эффектом. Сейчас для четырехмесячного малыша издавание звуков – это общение с близкими людьми.
Вы должны поддерживать интерес ребенка к окружающему миру и предоставлять ему возможность больше видеть, слышать и щупать ручками все окружающие его предметы (в пределах разумного, естественно). Обязательно следует следить, чтобы радость ребенка не обернулась плачем, поскольку на этом этапе развития малыш может быстро перевозбудиться.
Родители должны дать почувствовать ребенку, что он любим и ему нечего бояться. А близкие люди станут для него опорой, и с ними всегда будет безопасно. Ведь на четвертом месяце жизни малышу очень важно чувствовать вашу заботу и любовь.
mother-and-baby.ru
Четвертый месяц жизни – новая степень развития новорожденного ребенка. В этот период вы начинаете замечать, как меняется внешность малыша, он становится более пропорциональным и гармоничным. Более того, заметным становится и психическое развитие ребенка в 4 месяца, что проявляется в поведении малыша.
Содержание:
Темпы роста малыша в этом возрасте высокие, но уже не такие, как первые 3 месяца после появления крохи на свет. За четвертый месяц в среднем малыш прибавляет в весе на 750 г, окружность головы увеличивается на 15 мм, окружность груди – на 20 мм.
Рост 4-месячного малыша обычно становится больше на 2,5 см. У детей наблюдается активный рост ногтей и волос, за которыми нужно регулярно ухаживать. Длинные ногти могут стать причиной расчесов и микротравм слизистых оболочек и кожных покровов.
Масса легких малыша в четырехмесячном возрасте в 2 раза больше их изначального веса, в полтора раза увеличивается и поджелудочная железа относительно первого месяца жизни. Печень в этот момент весит приблизительно 40–50 грамм.
«Родничок» еще не закрыт, он не имеет костной ткани, но размеры его с каждым месяцем уменьшаются. Играя и ухаживая за младенцем, с «родничком» нужно быть очень аккуратными. В конце 4 месяца развития ребенка он уже уверенно держит головку, лежа на животе.
Увеличиваются и двигательные возможности детей: они целенаправленно тянутся к подвешенным предметам и стараются захватить их, усовершенствуется умение деток переворачиваться со спины на живот. Четырехмесячный малыш способен реагировать на голоса родителей, поворачивая в их сторону голову.
Дети в 4 месяца обладают такими умениями и навыками:
Развитие ребенка 3 и 4 месяцев, несмотря на незначительную разницу в возрасте, все же существенно отличается.
Слезы и улыбка у крохи уже не рефлекторные, а вполне осмысленные, дети начинают проявлять свои эмоции.
Первые 3 месяца настроение грудничка зависело от желания привлечь внимание взрослых, сейчас быстрое развитие мозга позволяет ему учиться познавать окружающий мир, проявляя к нему интерес.
Теперь детки уже могут переживать такие эмоции, как страх, переживание, разочарование, любопытство и радость.
В 4 месяца малыш уже умеет образ мамы ассоциировать с приятными ощущениями и заботой. Главная задача родителей и всех любящих людей – обеспечить гармоничное умственное, психическое и физическое развитие грудничка.
Характерной особенностью психического развития младенца на 4 и 5 месяце жизни является острая потребность в общении. Даже еще не умея разговаривать, дети стараются всячески поддерживать диалог, издавая различные звуки.
Малыш уже меньше спит, в это время увеличивается длительность активного периода после дневного сна. Родители могут заметить, как их кроха охотно идет на контакт с другими людьми, проявляющими к ним интерес.
Психологи отмечают, что для развития ребенка в 4–5 месяцев характерным становится появление кратковременной памяти – от 6 до 8 секунд. Если понаблюдать за четырехмесячными детьми, можно заметить, что им нравится издавать различные звуки.
Специалисты рекомендуют родителям обратить свое внимание на поведение младенца, на его здоровое психическое развитие указывают такие признаки:
В психическом развитии детей важную роль играет спокойный и здоровый сон. Нервную систему младенца также укрепят прогулки на свежем воздухе, кроме того, они сделают сон глубоким, а иммунитет крепким.
Если раньше грудничок в основном ел и спал, то на четвертом месяце жизни младенец должен между кормлением и сном гулять. Такой режим дня способствует хорошему аппетиту и спокойному сну младенца, в этом возрасте он спит 2–3 раза. Улучшается и ночной сон, он становится более глубоким и продолжительным, в среднем детки спят 9–11 часов.
Родители сами определяют время, когда класть ребенка спать, поскольку все дети имеют свои биоритмы. Если ваш малыш стал капризным, он зевает и трет глазки, значит, его пора уложить в кроватку. Есть и такие детки, у которых усталость проявляется чрезмерной эмоциональностью, обычно несвойственной для них.
В холодное время года с малышом можно гулять при температуре не ниже 10º С, продолжительность пребывания на улице не должна превышать 1–1,5 часа. Летом время прогулок увеличивается до 2–2,5 часов 2 раза в день.
Младенцы этого возраста продолжают играть с большими яркими игрушками, в игру также следует включить мешочки, набитые различным материалом, для развития тактильного восприятия и мелкой моторики.
Для здорового развития 4-месячного ребенка родные и близкие должны поддерживать его интерес к окружающему миру. Следует знать, что для крохи важно, чтобы возле него был постоянно один и тот же человек, ведь только так он будет чувствовать опору и безопасность.
mjusli.ru