Что должен уметь делать четырёхмесячный ребёнок? Есть ли отличия между мальчиком и девочкой в этом возрасте? Каковы желательный рост и вес новорождённого в четыре месяца? Чем заниматься и как развлекать малыша? Какие игры предложить? Рассмотрим эти вопросы, интересующие родителей с начала четвертого месяца младенца.
Важные показатели – рост и вес грудничка, которые определённым образом свидетельствуют о гармоничности его физиологического развития. Считается, что к полугоду новорождённый должен удвоить свой вес, и в 4 месяца уже можно приблизительно предположить, впишется ли он в эту норму. Календарь развития четырёхмесячного ребёнка предполагает, что весит он обычно от 5 до 8 кг. При этом по нормам ВОЗ вес девочки может находиться в пределах 5-8,2 кг, мальчика – от 5,6 до 8,7 кг. Следует знать, что ВОЗ относится к крайним значениям веса более лояльно, чем отечественные педиатры, которые более строги и предусматривают меньший разброс значений. Рост детей в это время – от 58 до 68 см. Надо учитывать, что рост и вес не должны быть оторваны от других физических и психических показателей, то есть надо смотреть, что умеет ребёнок в 4 месяца, каков его общий уровень развития.
У грудного ребёнка единственным продуктом питания в 4 месяца остаётся материнское молоко, для детей на искусственном вскармливании такую функцию выполняет адаптированная смесь, подходящая по возрасту. Вплоть до достижения полугода никаких других добавок вводить в пищу детям не нужно, грудное молоко или сбалансированная по составу смесь покрывают все потребности младенческого организма. Конечно, это относится к здоровым детям, не имеющим особенностей развития или физического состояния.
В этом нежном возрасте у деток уже могут начинать резаться зубки, которые причиняют беспокойство и тогда, когда ещё не показались над поверхностью десны. Поэтому на смену младенческим коликам, оставшимся позади, может прийти плаксивое и раздражительное поведение, связанное с новым этапом развития – ростом зубов.
Развитие ребёнка в четырёхмесячном возрасте идёт семимильными шагами. Хотя часто дети развиваются скачкообразно, и кажущаяся остановка в овладении новыми навыками и умениями оборачивается в скором времени приятными сюрпризами для родителей. К четырём месяцам большинство врождённых рефлексов угасают и на смену им приходят более осмысленные действия.
Особой разницы между мальчиками и девочками в 4 месяца ожидать не приходится, различия в уровне развития обусловлены скорее темпераментом и индивидуальным темпом созревания мышц и мозга. По данным одного исследования, восприятие мальчиков как более активных обусловлено ожиданиями наблюдателей, а не действительной разницей между поведением младенцев разног пола.
Итак, что умеют малыши в этом интересном возрасте?
Врач-педиатр Комаровский Е. О. считает, что присаживать детей в этом возрасте совершенно не нужно. Хотя дети и могут какое-то время сохранять полувертикальное положение тела, находясь в мягких подушках, для развития их позвоночника такое сидение отнюдь не полезно и способно обернуться проблемами в будущем. Развитие опорно-двигательного аппарата идёт своим чередом, проходя через период ползания, который достаточно укрепляют мышцы спины для дальнейшего сидения, стояния и ходьбы.
Позиция Комаровского по поводу совместного сна и ночного кормления довольна категорична. Он допускает, что дети 4 месяцев могут прикладываться к груди 1 раз за ночь, а после 6 месяцев ночные кормления им не нужны вовсе. Оптимальным местом для сна малышей доктор Комаровский считает отдельную кроватку в комнате родителей. Далеко не всем родителям подходят такие рекомендации, не каждый ребёнок спокойно спит отдельно и ест по часам в таком нежном возрасте. В любом случае у мам и пап есть права выбора.
Не стоит забывать о том, что никакие карточки и развивающие материалы не заменят живого и непосредственного общения со взрослыми. Ребёнок развивается в игре и коммуникации, связи в мозгу возникают и укрепляются далеко не только от интеллектуальной нагрузки, но и от атмосферы ежедневного принятия, заботы и ласки. Игры и занятия дополняют и обогащают простое общение, которое состоит в том, чтобы показывать младенцу предметы в комнате и на улице, рассказывать об их свойствах, цветах, издаваемых звуках. Малыши в 4 месяца активно познают мир и радуются, когда им дают такую возможность, нося на руках или в слинге. Различные занятия должны быть в радость как ребёнку, так и маме, они позволяют разнообразить повседневность. Как же можно играть с четырёхмесячным младенцем?
rebenokmama.ru
Когда малышу исполняется 4 месяца, жизнь в семье становится более упорядоченной и спокойной. Возможно, к этому времени уход за ребенком уже превратится для вас в привычную рутину, хотя иногда к концу дня кроха начинает капризничать. Дети, страдающие в первые месяцы от колик, в этом возрасте уже более спокойны, и даже неугомонные малыши позволяют мамам и папам поспать шесть часов подряд ( правда, не всегда ночью ).
С 4 месяцев слезы и улыбки ребенка уже не рефлекторны, а вполне осмысленны. Младенцы не просто спят или капризничают – любое действие имеет эмоциональный подтекст. Так дети единственным доступным им образом выражают сложные чувства и свое отношение к окружающим.
В первые три месяца настроение малыша зависело от скопления газиков или желания покушать, а также от желания привлечь к себе внимание взрослых. Теперь, в четыре месяца быстрое развитие мозга ( и соответствующее улучшение работы пищеварительной и нервной систем ) позволяет младенцу проявлять больший интерес к миру и событиям «взрослой» жизни.
В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость. Стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми – вот фактор, обеспечивающий нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.
К 4 месяцам ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, так что не удивляйтесь, когда при вашем появлении губки малыша растягиваются в радостной улыбке.
На тесную эмоциональную связь, которая сформировалась между вами и малышом, указывает множество признаков: младенец улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать, когда вы к нему обращаетесь или гладите по головке, и не хочет вас никуда отпускать.
В 4 месяца большинство младенцев «просто не замолкают», нужно только научиться их понимать. Например, речь малыша часто начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Как правило, первыми с уст младенца слетают неопределенные «п» и «б», ну и, конечно, любимица каждой мамы «м», поэтому вам может показаться, что малыш говорит «мама».
Как узнать наверняка, что ребенок постепенно учит язык, если он пока не произносит различимых слов? И в этом случае главное – отношения и эмоциональная связь. Неудивительно, что ученые говорят о повышенной способности к изучению иностранных языков детей, с которыми окружающие много разговаривали именно в период, когда малышам было 4-6 месяцев.
Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах, и слушайте, что он вам отвечает. Необязательно включать крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимать его обучающими игрушками; достаточно вместе разглядывать картинки и говорить о том, что вы на них видите, рассказывать малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку.
Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки ( сначала надо брать гласные ).
Чтобы помочь ребенку научиться ( или тренироваться ) переворачиваться на бок, поместите сбоку в детской кроватке большую яркую игрушку. Отодвиньте эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней. После нескольких попыток младенца дотянуться до игрушки, пододвиньте ее к нему. Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.
На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их качества ( например, тяжесть ), способен соотносить различные свойства предметов ( оптические, звуковые и т.д. ).
Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.
С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона ( 1-1,5 сой ). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани ( фланель, шелк, клеенку и т.д. ). К другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной формы.
Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать ощупывающие движения.
Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.
Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы ( мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д. ). Такие упражнения развивают и мелкую моторику, и осязание.
Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз:
Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:
Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:
Тащить за ножки на себя:
Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:
Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:
Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…
Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста ( вы не мучались в школе, заучивая стихи?! ). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.
www.baby.ru
Малыши в возрасте до 1 года активно развиваются, постоянно радуя родителей чем-то новым. Что должен уметь ребенок в 4 месяца, зависит от того, мальчик это или девочка, индивидуальных особенностей грудничка, но некоторые навыки обязательно должны быть. В этом возрасте младенец уже значительно отличается от новорожденного, у него меняется восприятие предметов, режим питания и дневного сна.
Если сравнить трехмесячного кроху с четырехмесячным, то отличия будут поразительными. Дети в раннем возрасте очень быстро развиваются физически и эмоционально. Стоит отметить, что умения ребенка в 4 месяца практически не зависят от того, мальчик это или девочка. Пол может влиять только на вес и рост младенца, но не всегда. У детей в это время уже укрепились мышцы спины, поэтому они пытаются ползать и учатся переворачиваться. Как правило, малыш уже уверенно держит головку.
Гипертонус ручек в этом возрасте уже пропал, а в ножках еще немного сохраняется. Кроха пытается самостоятельно сесть, но пока не может справиться с этой задачей и помогать им, сооружая опоры из подушек, не рекомендуется. Зрение способно различать цвета. Особенно нравится малышу в 4 месяца желтый, синий, зеленый и красный. Мышцы глаз укрепляются и младенческие дефекты (небольшое косоглазие и прочее) проходят.
Слух тоже активно развивается и четырехмесячные крохи способны различать, откуда идет звук, поворачивать головку в нужном направлении. Ребенок уже не спутает голоса родителей с речью посторонних людей. Если включить малышу музыку, можно заметить, как он покачивается в такт. При этом ритмичные мелодии с низкими тонами гораздо больше нравятся малышам и малышкам, чем высокие тона.
У ребенка в 4 месяца быстро растут ногти и волосы. Пищеварительная система окрепла к этому времени и не реагирует коликами или вздутием на прикормы. Организм хорошо переваривает не только грудное молоко, но и некоторые другие продукты. Родители могут заметить сильное слюноотделение. Это связано с постоянным нахождением во рту крохи посторонних предметов, которые он таким способом изучает. Эмоции в 4 месяца ребенок демонстрирует уже более ярко и осознанно.
Здоровые девочки и мальчики в таком возрасте уже имеют большое количество полезных навыков, а рефлексы новорожденных постепенно исчезают. Что умеют дети в 4 месяца, зависит от индивидуальных особенностей организма, питания, воспитания. Стандартные навыки грудничков следующие:
Переживать из-за того, что кроха не соответствует принятым нормам, не нужно. Однако есть основные навыки, что должен уметь ребенок в 4 месяца, при условии, что он полностью здоров:
Четырехмесячный грудничок с удовольствием смотрит на свое отражение в зеркале и понимает, что это его лицо. Характерно для маленьких деток этого возраста осознание того, во что они одеты. Родители могут заметить, как кроха тянет себя за рукав или край распашонки. Младенец следит за речью взрослых, пытается подражать. При виде новых игрушек дети этого возраста радуются, внимательно изучают незнакомый интересный предмет.
У четырехмесячного грудничка начинают появляться новые навыки. По сравнению с новорожденным, малыш отличается активными движениями, способностями хватать и удерживать яркую игрушку, попытками приседать. Что обязательно должен уметь ребенок в 4 месяца – уверенно манипулировать головкой, долго держать ее, лежа на животе и смотря по сторонам. Лежа на спине младенец этого возраста может прижимать к груди подбородок.
Если трехмесячному крохе было трудно делать перевороты со спины на живот, то к концу четвертого месяца ребенок должен легко справляться с этой задачей. Чтобы научить правильно переворачиваться своего малыша, можно положить рядом с ним несколько ярких предметов для привлечения внимания. Когда кроха заметит игрушки, нужно взять его за левую ножку, закинуть направо, осторожно перевернуть ребенка на бок, а потом на живот. Аналогичное упражнение нужно проделывать на другую сторону.
Малыши четвертого месяца жизни не только резво двигаются, но и начинают осваивать навыки речи, выражать различные эмоции (грусть, радость, страх, гнев, обиду). Психологическое развитие ребенка этого возраста отличается тем, что кроха быстро оживляется, радуется при виде мамы с папой, улыбается, гулит. Поведение ребенка становится более дифференцированным. Он реагирует на игры, выделяет любимые игрушки, расстраивается, когда любимое занятие заканчивается.
Что должен уметь малыш в 4 месяца – произносить отдельные звуки и слоги «ма», «па», «ба». Однако звукоподражание крохи неосознанное. Звуки произносятся так, будто ребенок пытается сказать что-то. Прежде всего, отчетливыми становятся буквы: «а», «о», «м», «б», «п». Стимулируются речевые навыки в результате общения с малышом. При этом он должен осознавать, что с ним не только разговаривают, но и слушают. Кроме того, для развития речи детям показывают игрушки, картинки, читают книги, поют песенки.
Родителям стоит посетить детского врача, если отсутствуют важные навыки ребенка в 4 месяца. Проблемами развития считаются:
Если вы узнали, что делает ребенок в 4 месяца, и поняли, что ваш малыш не освоил все стандартные навыки – это не повод бежать к педиатру. Благодаря массажу, физическим упражнениям и регулярному общению он вскоре догонит сверстников. Разговаривая с ребенком, родители учат его диалогу. При этом нужно провоцировать ответные действия со стороны младенца. Зрение можно развивать с помощью ярких игрушек правильной формы. Вместо телевизора стоит включать приятную музыку (нежные неагрессивные звуки). Мелкими предметами развивается моторика ручек крохи.
Для укрепления всех систем маленького организма и повышения активности младенца стоит делать следующие упражнения с малышом:
mosmama.ru
В возрасте 4-х месяцев малыш меняется заметно не только внешне, но и психологически. Ребенок растет и взрослеет просто на глазах.
В этом возрасте малыш не так стремительно набирает вес, кроме того, рост его остается стабильным до года, не больше, чем на 3 см. в месяц. В этом возрасте растут волосы и ногти, их можно стричь, чтобы малыш не поцарапал себя. Что касается психологического развития ребенка, то в этом возрасте он начинает активно общаться, если раньше он только кушал и спал, то сейчас он будет больше требовать внимания от окружающих его людей. Будет общаться, и реагировать на любые действия в его сторону отдельными звуками или жестами.
В этот период и маме становится легче, она втянулась в рутину воспитания, ухода и присмотра за малышом, хотя в конце дня ребенок может немного капризничать, потому что устал или хочет спать. Дети, которые в первые месяцы своей жизни страдали от коликов, в 4 месяца становятся более спокойными, большинство малышей дают родителям поспать, как минимум до 6 часов утра.
Кроме того, с 4-го месяца малыш уже не рефлекторно плачет и улыбается, а вполне осмысленно. Маленькие дети, новорожденные, свои действия совершают с определенным эмоциональным подтекстом, они так выражают свои чувства и отношение к окружающим, другого способа нет. До 4-го месяца настроение ребенка напрямую зависело от того, что он хочет кушать, а также, от дискомфорта, который создавали газики в животике. Кроме того, своим настроением они привлекали внимание взрослых. В 4 месяца мозг развивается быстрее, в результате чего, лучше работает пищеварительная и нервная система, поэтому малыш проявляет еще больший интерес к окружающей жизни.
В таком возрасте малыш испытывает страх и разочарование, волнение и радость, благодаря тому, что у ребенка есть стабильная связь с родителями, его умственное и психологическое развитие будет происходить нормально. Образ мамы для него ассоциируется с заботой и приятными ощущениями, поэтому при каждом появлении ее, ребенок мило улыбается.
Между мамой и малышом формируется тесная эмоциональная связь, о которой свидетельствуют многочисленные признаки, например, улыбка в ответ, детский лепет, когда к ребенку обращаются или гладят его по голове, нежелание куда-либо отпускать.
В таком возрасте ребенок самостоятельно выполняет перевороты с живота на спинку и назад, пытается ползать и помогает себе руками, ногами, садится и может опираться при помощи подручных вещей. В 4 месяца малыш справляется и с тем, чтобы определять цвет и форму предметов, узнает для себя знакомых людей, даже в другом обличие. В этот период малыш произносит первые звуки, которые родители часто принимают за первые слова – «ма», «па», «ба», «да». Что касается сна, малыш может спать несколько часов подряд или гулять самостоятельно, развлекать себя сам игрушками.
Еще один шаг в развитии 4-х месячного малыша – это тактильные ощущения, в этот период он активно тянет все предметы в рот, без единого колебания или размышления, таким образом, дите познает окружающий мир. В этот период мамы и папы должны быть особенно внимательными.
Важно! Родители должны хорошо следить за тем, чтобы все игрушки были чистыми, мелкие детали не отпадали, все, что окружает ребенка, должно быть для него безопасным.
Нормальное физическое развитие малыша сопровождается такими навыками:
Что касается психоэмоционального развития, то малыш заметно реагирует, например, на грудь, он замолкает в ожидании того, что его будут кормить. В 4 месяца маленький интересуется своим телом, рассматривает руки и ноги, играет с ними, он щупает свое лицо и волосы. Реагирует на окружающих людей, при этом маму выделяет среди других, поэтому требует постоянного телесного и эмоционального контакта с ней.
Если рядом с малышом находится посторонний человек, он ведет себя осторожно, может испугаться или заинтересоваться новыми лицами.
Кроме того, развитие малыша на психологическом уровне, происходит благодаря новым зрительным и слуховым восприятием, например, он может следить взглядом за предметами, которые передвигаются. А если спрятать предмет из поля зрения, малыш быстро о нем забудет, но при появлении снова вспомнит о нем.
В таком возрасте с ребенком можно гулять дольше летом, зимой достаточно 2-х часов, делать массаж, например, утром и вечером. А перед сном составить определенный алгоритм, для начала искупать и покормить малыша, затем, поглаживая его, петь колыбельную песенку, таким образом, ребенок будет быстрее и лучше засыпать.
Дети часто просыпаются и плохо спят по ночам, тогда необходимо обратить внимания на условия отдыха, может малышу холодно или жарко, или мешает шум от соседей, а может ему мешает спать неудобное белье. Кроме того, дети плохо спят в 4 месяца, потому как появляются признаки зубов, сами они могут прорезаться и в полгода, а вот симптомы появляются задолго до них.
Мама и папа продолжают играть с малышами в различные игры, которые и раньше были, в сопровождении с крупными и яркими предметами, можно подключить мешочки, которые набиваются различными материалами, это помогает тренировать тактильные ощущения и мелкую моторику. Часто, маленькие дети больше предпочтения отдают небольшому зеркалу, которое не бьется, они смотрятся в него, строят гримасы и тем самым наблюдают за своими действиями, улыбаются.
Кроме этого, малыш уже умеет фокусировать свой взгляд, видеть предметы на определенном расстоянии, поэтому теперь, прежде, чем уснуть или взять в рот, он может рассматривать длительное время некоторые предметы или игрушки. Во время прогулки ребенок обращает внимание на все вокруг с еще большим интересом, и пока он это делает, родители могут рассказывать ему обо всем, что он видит, например, деревья, дома, люди и цветы. Если он произносит, какие-то слова или звуки, необходимо повторять их, чтобы он запоминал, и кроме этого, вводить новые слова для него.
На данном периоде малыш не просто слышит различные звуки, он пытается их произносить и ему это интересно, например, кашлять или шипеть, пищать или визжать. В некоторых случаях, маленькие дети сначала сильно кричат, а потом тихо лепечут, таким образом, они наслаждаются произведенным эффектом. В 4 месяца речь ребенка не просто забавная, она служит методом общения между малышом и взрослыми.
Кроме того, развитие детей в этом возрасте сопровождается и попытками исследовать лица новых людей, он улыбается им, делает все то, что и с куклами. С родителями будет также, он будет исследовать их лица, засовывая пальцы в рот, особенно, когда они разговаривают, трогать нос или хватать за волосы. В этом случае можно начинать использовать слово «нет», сопровождая его движениями и отводить руки ребенка в сторону, давать ему понять, что такое делать нельзя.
Многие специалисты рекомендуют сохранять грудное вскармливание, как можно дольше, если нет возможности, то хотя бы до полугодовалого возраста. В этот период малыш питается только молоком матери, никакой воды или прикорма. Уже в 4 месяца образуется определенный режим питания, малыш все реже прикладывается к груди, как правило, это происходит ночью, во время дневного сна, при засыпании или пробуждении.
В 4 месяца ребенок во время кормления грудью может отвлекаться, как бы проверяя маму на надежность, это не говорит о том, что он вредничает или наелся, следует просто подождать, когда малыш снова вернется к еде. Уже в этом возрасте дети интересуются взрослыми процессами, например, внимательно следят за руками во время приема пищи, заглядывают в рот взрослому человеку.
В 4 месяца очень важно соблюдать тесный контакт с мамой, это поможет правильно развиваться малышу, в этом возрасте для детей нет определенных игры, поэтому необходимо постоянное общение и новые знакомства с окружающим миром. Можно разговаривать с ним, вступать в диалог, главное, чтобы он видел, что мама его слушает, разговаривает с ним, можно рассказывать о повседневной жизни, показывать предметы, объяснять, совершая определенные действия. При этом называть предметы и цвета, показывать всевозможные вещи, чтобы малыш учился играть в хватательные игры, можно использовать не только игрушки, но и другие предметы, безопасные для него, чтобы он мог их бросать или нюхать, кидать или мять.
В 4 месяца малыша заинтересуют не только игрушки, которые купили ему на рождение, теперь можно предложить ему резиновые изделия, что пищат, куклы и музыкальные игры, предметы с кнопками или игрушки с наполнителем из шариков. Чтобы развивать мелкую моторику и тактильные ощущения подойдут специальные коврики, подвески или центры.
Дополнительную информацию о том, как развиваются дети в 4 месяца, расскажет видео
Отправить комментарий
zhenomaniya.ru