Умения ребенка в 4 месяца


Что должен уметь ребенок в 4 месяца: моторика, эмоции и речь

Движения малыша становятся все более ловкими, он учится владеть своим телом, намного лучше держит равновесие в положении на животе. В этот период заметно сокращается время дневного сна. Кроха больше бодрствует, изучает свое тело, окружающий мир и людей. Период бодрствования — самый подходящий момент, чтобы понаблюдать за развитием двигательных навыков и психоэмоциональных реакций.

Моторное развитие

Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Какие двигательные навыки закрепляются и развиваются? Какие рефлексы исчезают?

  • В положении на животе. Кроха уверенно держит голову, хорошо опирается на предплечья и высокого приподнимает грудь над поверхностью. При этом его таз плотно прижимается, а ноги выпрямляются. В вертикальном положении кроха способен удерживать голову уже более 1 минуты. Если кроху медленно и осторожно приподнять за руки над поверхностью (под углом 45°), он будет удерживать голову вертикально несколько секунд, после чего устает и опускает голову. Это в пределах возрастной нормы.
  • Руки. Ладони все еще остаются полуоткрытыми. Небольшое напряжение в мышцах сохраняется, это в пределах физиологической нормы. Но большую часть времени ладошки расслаблены, особенно во сне. Руки у крохи довольно крепкие, благодаря ежедневным тренировкам в положении на животе. Эта часть тела становится наиболее значимой и интересной для крохи. Что может ребенок в 4 месяца делать с собственными руками? Это не просто орудие, которым можно что-то достать, притянуть, удержать, но и успокоительное средство. Дети этого возраста часто засовывают кулачки в рот, играют собственными руками, вкладывают одну в другую, подносят к лицу, рассматривают. Также впервые грудничок может попробовать на вкус собственную пятку.
  • Хватание и удерживание игрушки в руке. Открытие месяца — условный хватательный рефлекс. Если перед малышом повесить небольшую игрушку или шарик диаметром не более 3 см, кроха потянется к нему ручкой и попытается схватить. Также хорошо развивается координация движения «рука-рот». Если ребенок добудет желанный предмет, то непременно потянет его в рот. Малыш в 4 месяца должен уметь захватывать игрушку обеими руками и попеременно каждой. Если у него не получается, можно «тренироваться», повторять попытки несколько раз. Не стоит волноваться, если кроха длительно не удерживает предмет в руках. Значит, еще не пришло его время.
  • Моторные навыки во время игры. Грудничок в этом возрасте способен не только удерживать игрушку или предмет, но и играть с ним. Как это проявляется? Кроха рассматривает предмет, поворачивает его в руках, обязательно пробует «на зуб». Игрушка вызывает у малыша интерес. Если она случайно выпадает из рук, кроха может заплакать и выразить недовольство. Если игрушка снова попадает в руки, ребенок успокаивается и продолжает исследование.

Шаговый рефлекс в 4 месяца исчезает. Об этом рефлексе, а также о навыках ребенка в 1, 2, 3 месяца читайте в других наших статьях.

Психомоторное развитие мальчиков и девочек: есть ли разница

Часто родители задают вопрос: существуют ли различия в темпах развития мальчика и девочки? Мышечная сила, быстрота, ловкость, выносливость — эти гендерные параметры будут актуальны уже в дошкольном возрасте. Но пока что никаких различий, кроме прибавки массы тела и роста, не наблюдается. По крайней мере, такой информации нет в современных источниках. Но в старых медицинских справочниках можно встретить таблицы темпа моторного развития девочек и мальчик. Здесь указывается, что сроки формирования навыков у мальчиков и девочек зависят от типа телосложения. Некоторые девочки могут раньше держать голову, переворачиваться на живот, садиться, вставать, начинать ходить. Может быть, поэтому среди представителей старшего поколения бытует мнение, что девочки опережают мальчиков в развитии.

Зрительное и слуховое восприятие мира

Зрительные и слуховые навыки ребенка в 4 месяца значительно усовершенствуются. В 3 месяца грудничок проходит плановый осмотр у офтальмолога и отоларинголога. Крайне важно выявить патологии и отклонения на ранней стадии развития. Как развивается зрение и слух у здорового ребенка?

  • Зрение. Кроха уже хорошо различает лица и мимику, безошибочно определяет, где находится мамина грудь, узнает бутылочку, любимую игрушку. Зрительные образы активно формируются. Развивается бинокулярное зрение, когда происходит фиксация на объекте обоими глазами. Движения обоих глаз симметричны. Цветовое восприятие расширяется. Кроха различает красный, желтый, оранжевый цвета, также в спектре появляется синий и зеленый. Вместе с хватательным рефлексом развивается координация «глаза-рука». Движения малыша становятся все точнее, он реже промахивается при попытке захватить игрушку. Это говорит о развитии трехмерного восприятия мира.
  • Слух. В 4 месяца грудничок поворачивает голову в сторону источника звука, при этом реагирует довольно быстро. Резкие звуки для крохи все еще остаются неприятными, он может отреагировать на них вздергиванием, недовольными минами, плачем и криком. Ребенок узнает голоса близких людей, а все незнакомые звуки и голоса вызывают у него реакцию замирания, прислушивания. Чтобы проверить остроту слуха, отоларингологи рекомендуют привлекать внимание грудничка тихими звуками. В этом возрасте малыш способен вычленять одни звуки на фоне других.

К 4 месяцам у грудничка появляется избирательность в играх и игрушках. Кому-то нравится лежать на животе и рассматривать пространство, кто-то совершенствуется в плавании, кто-то с замиранием слушает Вивальди. Но все дети любят находиться на руках. Теперь у малыша уже может появиться любимая погремушка. Во время самостоятельной игры и взаимодействия с близкими малыш издает восторженные крики, что подтверждает его эмоциональную включенность в процесс.

Эмоциональное развитие и взаимодействие с людьми

Кроха дает понять, что ему нравится, а чего он не любит. И это уже будут осознанные реакции, а не рефлексы. Малыш в 4 месяца может выражать радость, испуг, заинтересованность, неудовольствие. Как развивается эмоциональная сфера ребенка?

  • Интонации. Эмоциональная палитра у грудничка может расширяться, если близкие люди общаются с крохой разными интонациями. С ребенком можно говорить тихо и громко, с восхищением, удивлением, радостью. Также кроха может прочитать негативные эмоции в голосе.
  • Мимика. Важно при разговоре с малышом жестикулировать и выражать разные эмоции. Глядя на лицо родного человека, грудничок будет копировать мимику и распознавать эмоции. У грудничка этого возраста могут быть различные смешные неосознанные гримасы.
  • Коммуникация. Когда малыш слышит голос мамы, то радостно реагирует на него. «Комплекс оживления» все еще сохраняется, когда при виде родного человека грудничок начинает активно двигать руками и ногами, улыбаться. В 4 месяца кроха от души смеется, особенно когда мама или папа берет на руки и то приближают, то отдаляют от своего лица. Общение с грудничком важно для формирования родной речи.
  • «Свои» и «чужие». Грудничок в 4 месяца уже распознает близких и охотно с ними взаимодействует. Но также он определяет незнакомых людей, его общение будет избирательным. Эта дифференциация на «своих» и «чужих» в дальнейшем будет усиливаться. Чтобы контактировать с незнакомцами, крохе нужно время для изучения нового «субъекта».

Положительные и отрицательные эмоции малыша — главное средство невербальной коммуникации в этом возрасте. Осознанная улыбка грудничка носит социальную природу. Он уже понимает, что внимание уделяется ему, узнает свое имя. Но отрицательные эмоции малыш еще не способен адресовать конкретному взрослому, не может проявить обиду. Его плач, крик, неудовольствие посылаются в пространство как призыв о помощи.

Развитие речи малыша 4 месяцев

Лишь к 6 месяцам появляются звуки, близкие к родной речи. А пока что все младенцы говорят на одном, универсальном языке. Что происходит в речевом развитии? Какие звуки и интонации малыш в 4 месяца умеет воспроизводить?

Закрепляются старые речевые навыки:

  • усвоены гласные: «э», «ы», «и», «а», «у», «о»;
  • без труда произносятся согласные: «г», «к», «х», «м», «д», «т», «в», гортанный «р»;
  • слоговые цепочки из согласных и гласных;
  • развивается гуление, которое предшествует лепету.

Новые речевые достижения:

  • появляются согласные: «ф», «б», «с» «з».
  • изменения в тональности голоса;
  • ребенок уже способен голосом передать восторг, удивление, радость;
  • произнесение взрывных, отрывистых звуков.

Молчаливого кроху можно подталкивать к диалогу. Если наклониться над его лицом и ласково заговорить, ответ будет незамедлительным.

Что должен уметь малыш в 4 месяца? Главный успех моторного развития — уверенное держание головы в положении лежа на животе, захватывание игрушки и удерживание ее в ладони. Речевое развитие обогащается новыми звуками, интонациями, окрашивается эмоциональной тональностью. Также развиваются коммуникативные навыки, происходит разграничение людей на «своих» и «чужих».

kids365.ru

Правильное развитие: что должен уметь ребенок в 4 месяца

К этому возрасту ребенка жизнь в доме понемногу входит в свое русло. Родители привыкли к своему новому образу жизни, кроха тоже «освоился». В норме к 4 месяцам малыша уже не должны мучить проблемы с работой кишечника, а его сон ночью уже не так прерывист, что дает возможность выспаться родителям. Однако днем ребенок дольше бодрствует, начиная активно исследовать окружающую обстановку. Это обязательно сопровождается требованиями внимания со стороны взрослых. Видя, как малыш буквально по дням развивается и растет, многие родители озадачиваются вопросом: «Что должен уметь ребенок в 4 месяца?» По сути, он еще младенец, однако именно с этого периода начинают закладываться и формироваться многие важные для его будущего развития навыки. От их уровня будет зависеть психическое, эмоциональное и физическое становление ребенка.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца – все индивидуально

Помните, что одинаковых детей не бывает, и было бы неправильно всех подгонять «под одну гребенку». Кто-то более спокоен, кто-то активен, кто-то открыт миру, ну а кто-то предпочитает наблюдать: малыши такие же разные, как и взрослые люди. Но существует некоторый свод с базовыми навыками того, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Он является неким эталоном, сверяя с которым способности ребенка, можно судить о степени его развития.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца – базовые навыки

  1. Переворачиваться со спины на бок и на живот. В положении лежа на животе малыш способен перемещать взгляд за движущимися объектами.
  2. Приподнимаясь или лежа на животе, опираться на поверхность ладошками. В таком положении хорошо держать голову, свободно поворачивая ее влево и вправо.
  3. Реагировать на появление знакомых и незнакомых лиц.
  4. Прислушиваться к появлению звуков и определять источник их происхождения.
  5. Самостоятельно брать и удерживать в ручках игрушки и предметы. Проявлять реакцию на новые, выражать «недовольство», если их у него забрали.
  6. Без поддержки устойчиво держать головку.
  7. Отзываться на свое имя.
  8. Хватать или пытаться схватить висящие над ним игрушки. Реагировать на яркие предметы в доме.
  9. Рассматривать, трогать и переворачивать в ручках игрушки.
  10. Опираться на кончики пальцев ножек, когда его поддерживают в вертикальном положении.
  11. Смеяться, когда его забавляют взрослые.
  12. Подолгу гулить с добавлением долгих, протяжных гортанных звуков.

Это основные элементы поведения, присущие всем детям данного возраста. Какие-либо явные несоответствия с тем, что должен уметь делать ребенок в 4 месяца, должны быть внимательно изучены соответствующими специалистами.

Развитие вашего ребенка

Природа – природой, однако то, что умеет ребенок в 4 месяца, в немалой степени зависит от того, как родители общаются со своим малышом и что делают для его полноценного развития. Известно, что дети, с которыми много разговаривают близкие, быстрее адаптируются и развиваются. В дальнейшем у таких деток наблюдаются высокие способности к любому обучению. Непременный атрибут нормального развития – игрушки. В таком возрасте это могут быть погремушки или даже развивающие игры по возрасту. На данном этапе главное – мелкая моторика, концентрация взгляда, хватательный рефлекс и цветовое восприятие. Всеобщее развитие не будет полным без физической активности – массажи, гимнастики, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию умственной деятельности. Все эти меры хороши, если малыш, прежде всего, окружен любовью. В такой обстановке он будет расти легко и радостно, а его развитие всегда будет на должном уровне.

fb.ru

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца: навыки и умения

Малыш 4 месяца жизни совершенствует движения, органы слуха и зрения, нервную систему. Новые умения присутствуют также и в речевом развитии.

Четырёхмесячный малыш продолжает стремительно развиваться. Быстрое развитие мозга провоцирует живой интерес к окружающему миру и самому себе. Появление осмысленных эмоций – очередная ступень в психоэмоциональном развитии крохи. Навыки ребёнка в 4 месяца подвергаются разнообразным тренировкам. День за днём малыш совершенствует органы движения. Органы чувств и нервная система также подвергаются постоянным изменениям. Если 4 месяца ребёнку уже исполнилось, что он должен уметь делать?

Умения ребёнка в 4 месяца

  • Хватательный рефлекс постепенно угасает, уступая место сознательным произвольным движениям. Способность координировать свои движения указывает на приобретённую возможность управлять собственным телом.
  • Предмет, вложенный в руку крохи, теперь является элементом познания. Раньше погремушку младенец просто удерживал не длительное время. На четвёртом месяце жизни кроха изучает игрушку, стучит ею, трогает пальцами.
  • Способность переворачиваться со спины на живот и наоборот приобретает постоянный характер.
  • Новые навыки связаны с попыткой ползать. Новорождённый ребёнок 4 месяца жизни умеет приподнимать попу и отталкиваться ногами. Что ещё должен уметь малыш в двигательной активности этого периода? Помимо попыток ползать назад или по- пластунски, должна наблюдаться способность поднимать голову и плечи. Это часто расценивается, как попытка сесть. Важно! Ортопеды не рекомендуют присаживать детей до момента, когда малыш сам начнёт садиться.
  • Новым умениям подвержен слух и зрение ребёнка в 4 месяца. Теперь кроха видит на расстоянии до 3,5 метров. Это прекрасная возможность изучать окружающий мир постоянно. Ведь до этого малыш имел возможность осматриваться лишь в то время, когда его брали на руки. Слух в этот период становится эмоционально окрашенным. Ребёнок способен различать звуки и тональности. Зрение обостряется. В это время кроха начинает выделять цветовые контрасты. Любимое черно- белое сочетание сменяется интересом к ярким деталям и элементам. Малыш способен долго и увлечённо наблюдать за движущимся объектом. В это время возможно изменение цвета глаз. Это происходит постепенно, с различными вариациями. Обычно к полугодовому возрасту цвет глаз становится постоянным. 
  • Речевое развитие на четвёртом месяце жизни тесно связано с развитием слуха. Обострение слуха является стимулом для развития речи. Ребёнок учится воспроизводить артикуляцию взрослых, произнося первые элементарные звуки. Детский лепет служит призывом к общению. Агукая и улыбаясь, малыш сообщает, что счастлив и его ничего не беспокоит.
  • На четвёртом месяце жизни сон ребёнка становится более продолжительным. Ночью малыш способен проспать около 8 часов. Теперь у мамы появляется возможность выспаться. Дневной сон составляет в среднем до 5 часов. Общая продолжительность сна в сутки равняется 15 часам.

Четвёртый месяц жизни показателен изменением в питании крохи, что влияет на приобретение новых пищевых навыков. Появление первого прикорма должно сопровождаться отсутствием сосательного рефлекса. Если рефлекс ещё сохраняется, следует отложить введение прикорма и подождать некоторое время.

Узнайте себя

Больше по теме

Занятия и игры с ребёнком в месяц

Первый месяц ребёнка – период новорождённости. Именно в эти первые недели жизни важны игрушки, игры и занятия, которые способствуют гармоничному развитию крохи. 35

Развитие мелкой моторики у детей

От того, насколько ловко малышу даются движения пальчиками и кистями рук, зависит развитие мыслительных процессов и умственных способностей. Вот почему так важно уделять внимание развитию мелкой моторики ребёнка. 60

Развитие осязания у новорожденного

Появляясь на свет, младенец попадает в совершенно новое для него пространство. Как меняется чувство осязания у малыша с момента его рождения? И почему так важно пеленание новорожденного? 10

DetStrana.ru

Развитие ребенка в 4 месяца

Итак, вашему ребенку уже 4 месяца! Младенец, который все 3 месяца был для вас новорожденным хрупким созданием, постепенно приобретает новый статус, проявляя свои способности и умения. Активно развивается речь малыша, появляются новые звуки. Движения становятся более скоординированными. В этом возрасте развиваются эмоции. Если раньше плач и смех были чисто рефлекторными, то теперь это вполне осознанное проявление эмоций.

Сайт для мам supermams.ru расскажет о достижениях малыша 4-го месяца, его развитии и уходе за крохой.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

За четвертый месяц ребенок в среднем «тяжелеет» на 600-750 г, подрастает на 2-2,5 см. Двигательная активность растет день ото дня. Если в прошлом месяце кроха не мог перевернуться со спинки на животик и наоборот, то сейчас у него это, скорее всего, получится. Но если нет – не расстраивайтесь: всему свое время.

Мои достижения в 4 месяца

Интеллектуальные
  • — улыбаюсь и «разговариваю» в присутствии людей больше, чем в одиночестве;
  • — люблю имитировать знакомые звуки и экспериментировать с новыми;
  • — активный период увеличился до 1 часа между периодами сна.
Социальные
  • — радостно хохочу, когда со мной играют, и недовольно кричу, когда игра прекращается;
  • — люблю слушать музыку;
  • — интересуюсь собственным отражением в зеркале, улыбаюсь ему;
  • — люблю совмещать прием пищи с игрой;
  • — стараюсь привлечь к себе внимание при помощи звуков.
Сенсорно-моторные
  • — все тяну к себе и пробую на зуб;
  • — уже могу удерживать небольшие предметы между большим и указательным пальцами;
  • — с удовольствием купаюсь, бултыхаюсь и «плаваю» в ванночке;
  • — могу сидеть с поддержкой;
  • — удерживаю головку длительное время, верчу ей в разные стороны;
  • — начинаю различать запахи;
  • — могу переворачиваться со спины на живот и наоборот.

Развиваем способности ребенка в 4 месяца

Уходит время подвешенных игрушек над кроваткой. Малышу пора давать игрушки, которые можно подержать, постучать, погрызть, тем более что у некоторых деток уже сейчас начинают прорезываться первые зубки.

Восприятие предметов у ребенка таково, что как только он исчезает с поля зрения,  малыш уверен, что его нет вообще. Поэтому никаких действий к поиску он не предпринимает. Покажите крохе, что предмет никуда не исчезает – накройте игрушку платком, но так, чтобы она чуть-чуть «выглядывала» — малыш потянется посмотреть, кто же там спрятался.

Чтобы побудить ребенка ползать, переверните его на животик, а на некотором расстоянии  положите яркую игрушку и предложите малышу достать ее. А чтобы ему было легче отталкиваться – подставьте под ступни свою руку. Если ребенок легко справляется с предложенной задачей – можете усложнить ее, немного отодвигая игрушку по мере приближения к ней крохи.

Доказано, что детки, которым с первых месяцев рассказывали стихи, в дальнейшем быстрее начинали говорить, легко запоминали длинные стихотворения, имели склонность к иностранным языкам. Поэтому книжку в руки и вперед! Можно не просто читать стихотворение, а использовать для каждого героя свой голос или вообще устроить театр одного актера с помощью мягких зверушек. Малышу нравится наблюдать за яркими движущимися игрушками, особенно если каждая из них имеет «свой» голос.

Сейчас ребенок с удовольствием играет разными предметами. Предлагайте ему всевозможные игрушки: резиновые и деревянные, твердые и мягкие, «колючие» и пушистые, и, конечно, звучащие (погремушки, колокольчики, свистульки, стучалки, бубенчики и т.п.). Все это не только интересно для крохи, но и очень полезно, в т.ч. и для развития мелкой моторики пальчиков. Однако не перегружайте ребенка игрушками. На 3-4 дня достаточно пары-тройки интересных предметов. После того, как интерес к ним ослабнет, предложите новые. В противном случае внимание малыша рассеивается, а легковозбудимых деток большое количество игрушек может привести к перевозбуждению.

Уход за ребенком в 4 месяца

Вы, наверное, уже пытались посадить малыша и заметили, какую неподдельную радость вызывают такие манипуляции. Обратите внимание, что головка малыша довольно долго удерживается в вертикальном положении. Однако ни в коем случае не оставляйте кроху сидеть надолго. Видите, как выгнута спинка? Позвоночник еще не готов к таким нагрузкам.

Очень часто при движениях ручек и ножек вы можете слышать «потрескивание» в суставах. Не переживайте. Это нормально. Через пару месяцев, когда мышцы укрепятся, суставы функционально дозреют, это явление пройдет само собой.

У некоторых деток под конец четвертого месяца уже начинают появляться зубки. Малыш может стать неспокойным, раздражительным, будет тянуть все в рот. Может даже подняться температура. Приобретите специальную игрушку-«погрызушку». Ее можно положить в холодильник, а потом дать крохе. Холод обезболит десенки и успокоит ребенка. Кроме того, в аптеках продаются специальные средства, содержащие анестезин, выполняющий обезболивающую и дубильную функцию. Никакие домашние настои для обезболивания применять не рекомендуется.

С каждым днем вы все сильнее осознаете, что ваш малыш растет, и понимание этого приходит не только при виде показателей роста и веса, но и с возможностью общения с крохой, с наблюдением его двигательной активности, восприятия окружающего мира. Формируется новая личность. И самая главная роль в том, каким же будет ваш ребенок в будущем, принадлежит именно вам – его маме.

—— Автор – Марина Середенко (Marissabel), сайт supermams.ru – Супермамы

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение, однако активная, не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА! Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права.

supermams.ru

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: 9 основных навыков, 3 рефлекса, 10 норм психоэмоционального развития

Каждый месяц – это эпоха, особенно для детей до года. Развитие и рост младенца в этот период времени идут семимильными шагами. Четырехмесячный малыш по сравнению с новорожденным владеет огромным количеством умений и навыков. Каждый день младенец радует родителей чем-то новым.

В 4 месяца ребенок уже перерос младенческие колики и может все свое внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится все более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребенку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже четко выделяет ее из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребенок еще не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе все еще значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трех кило. Рост увеличивается на 2-3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения долженствующего веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

  • Малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам.
  • Приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела.
  • Определяет источник звука, поворачивая к нему голову.
  • В 4 месяца ребенок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку.
  • Захватывает погремушку и удерживает ее.
  • При потягивании за ручки пытается садиться.

Четвертый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша еще не окреп для таких нагрузок. Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребенок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки. В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика все не так строго.

  • Все тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша.
  • Учится хлопать в ладоши.
  • При кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребенка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов еще и нет, десны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорожденный ребенок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трех месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребенка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы.

  • Хватательный рефлекс. Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырехмесячный ребенок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом.
  • Рефлекс ползанья. Если ребенка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья.
  • Рефлекс Моро. Ребенок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорожденные, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнает маму, выделяет ее среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При ее прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребенок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать свое тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребенка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребенка все остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребенка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, когда грудничку можно давать сок.

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка. После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить не раньше 4 и не позже 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребенок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает ее;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребенок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролет малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – все это можно назвать развивающим.

  • Массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребенка. С этот процесс неплохо еще подключается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете.
  • Максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребенка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте легкий поглаживающий массаж.
  • Игрушки. Игрушечный парк для ребенка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребенка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется все тянуть в рот и грызть зудящими деснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя.
  • Речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть.
  • Стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребенку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием.
  • «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребенка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребенок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребенку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать, срочно обратиться к доктору.

  • Малыш не держит голову.
  • Лежа на животе, не приподнимается на предплечьях.
  • Ребенок не переворачивается.
  • Не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник.
  • Малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери.
  • Не держит погремушку и даже не пробует пытаться ее ухватить.
  • Демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

kroha.info


Смотрите также

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025]