Малыш подрос, стал более активным и любознательным. Заботливые родители, естественно, задумываются, не пора ли начать развивающие занятия с ним. Какие развивающие игрушки нужно купить и как построить обучающие занятия? А может, и не нужно раньше времени забивать ребенку голову науками и отложить обучение до школы?
Игре время, развитию час
Одной из наиболее характерных особенностей ребенка от 9 месяцев до 1 года является его подвижность. Он переворачивается с живота на спину и на бок, чтобы рассмотреть заинтересовавший его предмет. Малыш способен садиться, ползать, некоторые дети даже начинают ходить в этом возрасте. Ребенок активно интересуется окружающим миром, и именно родители становятся основным источником знаний. В качестве первых развивающих уроков можно рассказать малышу о форме, цвете, соответствии размеров и т.д.
Для того, чтобы ребенок развивался интенсивнее, ему нужно помогать. С помощью развивающих игр можно подготовить почву для плодотворного познания, стимулировать работу мозга, запустить механизм развития логического мышления, воображения, фантазии, памяти.
В 9 месяцев малыш, как правило, уже лепечет первые слова. Чтобы речевые функции формировались активнее, нужно предлагать ребенку игры для развития моторики: рисование с помощью пальчиковых красок, игры «в ладушки» с использованием речевок и песенок.
Методики раннего развития детей
Некоторые мамы, едва малышу исполнится 9 месяцев, спешат отдать его в детский развивающий центр. Вопрос целесообразности раннего развития – довольно дискуссионный. В этом возрасте важно дать не максимальный охват энциклопедических сведений, а привить интерес к познанию, развить любознательность.
Эксперты считают, что с этой задачей вполне может справиться мама и папа. Более того, пожалуй, никто лучше них этого не сделает, так как только родители в глазах малышей имеют авторитет. А посещение развивающего центра в столь юном возрасте сопряжено с массой негативных последствий. Многие родители и вовсе ставят под сомнение сам факт необходимости раннего развития. «Школа с пеленок» лишает ребенка беззаботного детства, уверены они.
Пожалуй, лучше всех рассеять подобные сомнения сможет автор японской методики раннего развития Масару Ибука. Его книга «После трех уже поздно» стала настоящим бестселлером в мировой педагогической практике.
Как ни странно, методика, снискавшая такую популярность во всех странах мира, написана не педагогом, и даже не детским психологом. Масару Ибука – один из основателей и главный инженер инновационной компании «Sony». Его воспитанием занимались бабушка и дедушка. Именно они в свое время заметили тягу внука к техническими наукам и поддержали его увлеченность конструированием. Многие новинки электроники, которыми пользуются современные люди, изобретены Масару Ибука.
Так случилось, что его сыну диагностировали аутизм. Заботливый и любящий отец не захотел опускать руки. Привыкший всегда добиваться результата, он принялся изучать существующие методики детского развития и в каждой из них находил изъяны. В конечном счете, из его заметок и размышлений «родилась» авторская методика Масару Ибука, которая заключается в многогранном комплексном подходе к развитию ребенка. Масару Ибука убежден, что с детьми следует заниматься едва ли не с самого рождения. К трехлетнему возрасту клетки головного мозга сформированы на 80%, значит, основной массив информации ребенок должен получить до этого возраста.
Ибука много общался с детьми и обнаружил, что среда, в которой проходит детство ребенка, первична перед природными дарованиями и способностями. Задача родителей – создать наиболее комфортный микроклимат в семье, способствующий познанию. Занятия на музыкальных инструментах, рисование, освоение иностранного языка, физические упражнения, плавание, чтение книг и сюжетно-ролевые игры – малыш должен «хватать» знания из мира науки и искусства.
Но, самое главное, считает Масару Ибука, это контакт родителей с ребенком, который должен быть доверительным, полным искренности.
Другой автор собственной методики развития, Мария Монтессори, также считает первые три года жизни ребенка наиболее важным периодом в процессе формирования личности. Этому возрастному отрезку она дала название – «Психический эмбрион». Монтессори считала, что в это время развивается душа ребенка. Если взрослый способен отсеивать свое восприятие, то ребенок «зеркалит» увиденное в окружающей среде, оно так или иначе становится частью его личности.
В процессе развития малыш переживает так называемые «чувствительные» и «сенситивные» периоды. Когда в ходе фазы чувствительности ребенок находит интересное занятие, его способности резко возрастают. В сенситивный период малыш поглощен полностью: интеллектуально и личностно. Мария Монтессори называет этот процесс «нормализацией».
Одним из важнейших факторов развития ребенка автор методики считает совершенствование чувств. Ни один ребенок не устоит перед соблазном понюхать, потрогать, попробовать на вкус новый предмет. Значит, умственное развитие протекает через абстрактное чувственное познание.
Мария Монтессори настаивала, что обучение ребенка необходимо вести легко и непринужденно. Пусть малыш учится сам того не замечая. Он познает окружающий мир через собственные действия и поступки. Скажем, чтобы выучить слово «дом», ему нужно построить его из кубиков. Так он не только поймет значение слова, но и запомнит его раз и навсегда. При желании развивающие занятия можно найти прямо под рукой. Причем для эффективного развития ребенка необязательно покупать очень дорогие игрушки.
Урок 1:Вы наверняка замечали, что малыши любят играть со взрослыми предметами обихода гораздо больше, чем с детскими игрушками? Эту особенность можно использовать в своих интересах. Во время приготовления обеда насыпьте в один контейнер для хранения продуктов фасоль, в другой – горох, в третий – скажем, гречку. Поставьте перед ребенком все три емкости и предложите с ними поиграть. Смотрите, с каким удовольствием и восторгом он отнесся к вашей затее! После того, как ребенок вволю пощупал разные виды крупы, высыпьте перед малышом содержимое одного из контейнеров и попросите помочь собрать крупу назад. Это занятие развивает пальчики рук, учит малыша играть, соблюдая правила.
Урок 2:Сортер очень быстро наскучил малышу? Не беда, доставайте свой набор кастрюль и предлагайте ему сложить из них пирамидку. Можно также «сложить» одежду на полку. В этой игре ребенок получит первые сведения о форме и размерах.
Урок 3:Возьмите коробку и сделайте в ее крышке отверстие. На нитку привяжите разные по цвету и текстуре ткани. После этого нитку поместите внутрь коробки, оставив ее «хвостик» в отверстии. Предлагайте малышу тянуть за нить, пока не появится первый лоскутик. Неожиданное, почти волшебное появление материи вызовет бурю радостных эмоций у малыша. Расскажите, какого цвета ткань, дайте пощупать. Очень скоро ребенок будет реагировать на цвет и проговаривать его вместе с мамой.
Применительно к данном возрасту уместнее говорить не о развитии, как таковом, а о заложении основ для полноценного обучения в будущем. Развивающие занятия с 9 месяцев до 1 года формируют у ребенка любознательность, тягу к новым знаниям. Если эта основа будет заложена правильно, то учеба в школе будет даваться намного легче.
deti.mail.ru
В этом возрасте здоровый малыш уже не в меру активный и любознательный, ему не терпится принять вертикальное положение и поскорей навести «свой порядок» у мамы на кухне и на папином рабочем месте. Собственно, поэтому вопрос, чем занять и как развивать ребенка в 9-10 месяцев, становится насущной проблемой родителей маленького непоседы.
В списке полезных развивающих занятий для детей 9-10 месяцев значатся самые различные игры и упражнения.
Для физиологического развития малыша крайне необходимы активные игры, например, с мячом или любыми другими мягкими предметами. Как вариант, можно сесть напротив крошки и покатить в его сторону маленький разноцветный мячик, наверняка карапуз быстро освоит принцип игры.
О пользе ползания твердят все педиатры, поэтому ни в коем случае нельзя ограничивать инициативу ребенка, напротив можно разбросать по комнате яркие игрушки и дать малышу вдоволь насладиться любимым занятием. Чтоб усложнить задачу, можно попросить ребенка принести какую-то конкретную игрушку. А можно и вовсе провести время весело и с пользой. Наверняка, малыш видел, как мама вытирает пыль, в таком случае можно дать ему тряпку, и посмотреть, как маленький помощник быстро наведет порядок в доступных ему местах.
Как правило, в 9 месяцев родители стараются всеми силами развить речь ребенка. Крошкам предлагают множество полезных упражнений. В их числе пальчиковая гимнастика, рисование, лепка, чтение книг и другие занятия, которые развивают мелкую моторику и обогащают тактильный опыт. Для чтения маленьким ученикам лучше выбирать красочные издания с картонными страницами, которые ребенок сможет самостоятельно переворачивать. Море удовольствия подарит малышу рисование яркими и абсолютно безопасными пальчиковыми красками, а лоскутки из разных тканей расскажут, какими разными на ощупь могут быть предметы.
Развитию мелкой моторики ручек и усидчивости способствуют игры с мелкими предметами. Можно предложить малышу перебрать фасоль, камушки, орехи, усложняя задачу, переходя от крупных предметов к мелким.
Кроме того, нельзя недооценивать выполнение ежедневных гигиенических процедур. Например, в невероятно интересную и полезную игру можно превратить купание и мытье рук.
Также в 9 месяцев пора приучаться кушать и раздеваться самостоятельно. Умение владеть ложкой благотворно отразится на развитии речи ребенка и в будущем сэкономит драгоценные минуты времени для мамы.
Отвечая на вопрос, как развивать ребенка в 9-10 месяцев, психологи и педагоги настоятельно рекомендуют постоянно разговаривать с малышом, озвучивать название взятого в руки предмета неоднократно, комментировать свои действия, разучивать стишки и детские песенки.
Статьи по теме: В какой день недели крестят детей? С крещением младенца связано множество примет и обычаев. Поэтому, готовясь такому важному дню, родители перестраховываются, и хотят узнать как можно больше информации, что, как и когда делать. Частым вопросом является, в какие дни недели крестят детей, и есть ли какие-либо ограничения. | Крещение ребенка - что нужно знать маме? В таинстве крещения главная роль отводиться крестным и ребенку. Мама же задействована в самом конце. Однако, родителей все же пугает незнание правил и традиций проведения обряда, поэтому стоит подробно изучить информацию, чтобы не переживать и не растеряться при случае. |
Развивающие игры для детей 9 месяцев Чем можно занять девятимесячного ребенка дома так, чтобы это приносило малышу пользу и развивало его? Все очень просто, ведь в этом возрасте детям интересно абсолютно все - самые простые игры и обычные предметы, которые нам, взрослым, кажутся неинтересными, вызывают восторг у малышни! | Подготовка к крестинам в самом разгаре, вы уже назначили день, выбрали крестных и теперь осталось собрать вещи для своего сынишки. В зависимости от возраста, в котором вы будете крестить ребенка, зависит и его крестильный наряд. Подробнее о том, в какой одежде крестить мальчика, читайте в нашей статье. |
WomanAdvice.ru
2015-05-20
Порой, подсаживаясь к малышу, мы думаем «Так, надо бы позаниматься чем-нибудь полезным, развивающим» и принимаемся копаться в глубинах своей памяти, вспоминая, что же там интересного писали в книжках и на форумах. Но пока мы размышляем, ребенок уже уползает от нас и, забравшись куда-нибудь, подбрасывает нам новых хлопот. Так подходящий момент упускается, и мы снова откладываем «развивашки» до следующего раза. Чтобы избежать такой ситуации, просто необходимо иметь под рукой ПЛАН! План развивающих занятий всегда сможет быстро подсказать нам как интересно и с пользой развлечь малыша.
В этой статье я хочу поделиться комплексным планом развития на 9-12 месяцев, который я составляла для своей дочки, и который помогал нам скрасить серые будни. В этой программе есть все для всестороннего развития ребенка. Программа поможет грамотно подобрать развивающие игрушки по возрасту малыша и организовать занятия так, чтобы они соответствовали познавательным потребностям ребенка в конкретный период.
Про все эти занятия я уже упоминала раньше в своих статьях, здесь же – короткая выжимка без лишних слов, в которую удобно заглянуть при необходимости, можно сказать конспект занятий. Если хотите прочитать подробнее о каждой игре — нажимайте на ссылку-название.
Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Итак, развивающие игры с ребенком 9 месяцев и старше (подробный план):
Пример матрешки (Лабиринт, My-shop, Read)
Пример стучалки (Ozon, My-shop, Read)
Подборку книг для чтения детям до года можно найти здесь:
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ЧИТАТЬ
О том, как развивать ребенка в 9 месяцев, вы также можете почитать в этом разделе.
Если наш конспект занятий оказался для вас полезным, расскажите о нем своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. А на новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.
Кстати, готовый план игр для детей от 1 года можно найти здесь:
ГОТОВЫЙ ПЛАН ИГР И ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ
Искренне ваша, Яна Разначенко
Рекомендую также почитать:
ЧТО ПОДАРИТЬ РЕБЕНКУ НА 1 ГОД?
СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 2 ЛЕТ
СТИШКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧАСТЕЙ ТЕЛА И ЛИЦА
jili-blog.ru
Добрый день, дорогие читатели!
Предлагаю поговорить о том, как развивать ребенка в 9 месяцев. Как правильно организовать занятия с малышом? В какие игры с ним играть? Давайте разберемся.
Девять месяцев – это уже серьезный возраст для крохи. Он становится все более и более смышленым, активным и любопытным. Ему все интересно, хочется все щупать, пробовать на зуб, играть. Также малыш любит общаться с взрослыми, подражать им и пытаться повторить мимику и даже интонацию. Это уже не тот беспомощный сверточек, который приехал к Вам в дом из роддома, а уже почти самостоятельная личность. Он многое умеет и может, и ко многому стремится. Приглашаю Вас вместе рассмотреть особенности данного возраста, и в свете этой информации подобрать наиболее подходящие развивающие занятия для крохи.
К концу девятого месяца жизни малыш уже наверняка умеет самостоятельно садиться. Он умеет быстро ползать в разных направлениях, на четвереньках влезать на возвышения.
Также стремительно идет подготовка к освоению чрезвычайно важного навыка – вставания на ножки. Кроха в этом возрасте зачастую уже умеет вставать на коленки, на ножки, придерживаясь за опору. Может даже подпрыгивать, схватившись за барьер.
Кроха может передвигаться переставным шагом возле опоры, стоять при поддержке мамы или папы и даже переступать, если его держать под мышки или за обе ручки. Но не стоит сильно форсировать ходьбу – малыш обязательно пойдет, когда будет нужный момент. Ведь для уверенной ходьбы необходима не только физическая готовность, но и психологическая.
Кроха уже многое понимает, многое знает, хоть еще и не в состоянии выразить все это словами. Теперь он уже не просто перекладывает предметы с одного места на другое, но уже учится с ними играть. Поэтому очень важно сейчас вводить в жизнь карапуза развивающие игры, игры на развитие мелкой моторики ручек.
В этом возрасте кроха знает не только слова «мама» и «папа» и свое имя, но также и то. Как называются многие предметы вокруг него. Пассивный словарный запас ребенка растет. Если задать ему вопрос, где кубик, например, он может правильно указать на него. Малыш реагирует на просьбу мамы или папы показать ту или иную игрушку, после просьбы «дай» протягивает предмет, в ответ на слова «возьми» или «на» тянет ручки к Вам. Он знает и может показать глазки, ротик, носик на лице родителя или на картинке.
Стремительными темпами развивается и речь карапуза. Он воспроизводит много разных звуков, копирует интонации, его лепет все больше приближается к осмысленной речи.
Малыш стремится подражать взрослым. Наблюдая за мамой и папой, он учится понимать, для чего предназначен тот или иной предмет, и что с ним можно делать. Отражая поступки взрослых в быту, кроха учится ситуативному поведению, а это закладывает основу его психофизического развития.
Пока еще кроха не обделяет себя от мамы, и ощущает в ней потребность постоянно. Очень важно, чтобы он чувствовал свою ценность для семьи, принятие и безусловную любовь. А это значит, что мама никуда не пропадет, и на первый зов о помощи сразу же появится. В таких условиях можно учиться и исследовать, не переживая о собственной безопасности.
Очень сильно обогащается эмоциональная жизнь малыша. Он часто демонстрирует удивление, заинтересованность чем-то, радость, а порой и злость, гнев, обиду и печаль, беспокойство и страх.
Если девятимесячный ребенок капризничает, скорее всего, он устал и чувствует дискомфорт. Пока еще он не умеет осознанно расслабляться, поэтому нужно помочь крохе и убрать от него источник неудобств.
Малышу в 9 месяцев можно предложить такие игры и занятия:
Хорошее видео на тему развития малыша можно посмотреть здесь:
И, конечно же, просто любите своего карапуза! Ведь любовь – это главная движущая сила на Земле.
Друзья, если Вам нравится статья, не забудьте порекомендовать ее знакомым. И оставайтесь с нами – Вас ждет еще много всего интересного!
Автор: Анна Кутявина
Вам также могут быть интересны другие статьи:
vmeste-rastem.ru
Как я и обещала, для Ирина, Наталья и Valentina пишу подробней о детках 9-10 месяцев и занятиях с ними.
(В продолжение вот этого разговора о том, как играть с ребенком 9 месяцев: http://www.babyblog.ru/community/post/0_1_razvitie/1670771)
9 месяц
Задачи 9 месяца:
ползать по-пластунски и на четвереньках, намеренно бросать предметы, отличать содержимое от сосуда, изучать третье измерение – глубину.
Развивающие занятия:
- Ложиться на пол рядом с малышом и давать ему поползать по вам.
- Откладывать игрушки чуть дальше и не торопиться подавать, но подбадривать, чтоб ребёнок сам добирался до них
- Укладывать ребёнка на слегка наклонную поверхность головкой вниз – вниз ему будет легче ползти.
- Бросание предметов + стимуляция ползания: бросать мячики и догонять их
- Для освоение понятия глубины играем во „входит и выходит“: кладём предметы в ёмкости и вынимаем из них (кубики в ведёрко, ложку в стакан, крышечки в коробочку).
- Дать ведерки (пластиковые стаканчики) разного размера: ребенок будет ощупывать их изнутри, сначала пальчиком, потом засовывать всю ручку внутрь, складывать друг в друга, превращая много предметов в один, и снова разбирать.
- Дать коробки большего размера, можно вырезать отверстия (чтоб в них свободно проходила ручка) и показать, как в отверстии исчезает предмет. Ребенок не сразу решится сунуть руку в отверстие и искать там, не видя, чтоб происходит с рукой. Но когда это произойдет, это будет колоссальным прорывом в сознании: управлять движениями руки, не видя ее, без контроля зрения – это очень сложно. Так развивается „чувство собственного тела“, которое подсказывает нам, в каком положении находится наше тело. Эта способность очень понадобится ребенку при ходьбе: переставляя ножку, он не будет каждый раз смотреть на нее. Корректируя свои движения, он сможет ориентироваться на ощущения, исходящие от стопы и ноги.
- Засовывание разных предметов в разные отверстия для знакомства с понятием размера и формы. Форма – сложная вещь, ею (например, с помощью сортера) можно заняться и позже, а вот с размером можно играть и в 9 месяцев. Например, засовывая разные предметы в одно круглое отверстие.
- Опустошать и заполнять снова: вынимание различных предметов из сумок, коробок, пакетов, и запихивание их обратно развивает общую и тонкую моторику, тренирует усидчивость и выносливость. Уже сейчас можно выделить на кухне нижний ящик и наполнить его настоящими, но безопасными для ребенка предметами (типа пластиковых коробок)
- Тренировка кистей рук: подавать ребенку длинные предметы (деревянную ложку с длинной ручкой) то вертикально, то горизонтально. Ребенок будет подстраивать ручку под положение предмета, поворачивая запястье.
- Можно начинать пальчиковые игры.
Пальчиковая игра – это короткий стишок, действие которого иллюстрируется движениями пальцев и ладоней. Цель его – повторение ребёнком слов и действий взрослого.
Самые простые пальчиковые игры - „Идёт коза рогатая“ и „Ладушки“.
- Прячем от ребенка предметы и людей! Не только игрушки накрываем платком, но и детку, и сами накрываемся. И каждый раз громко ищем („Где же наша девочка? Вы не видели Катю?!“) - и бурно находим ("Ах, вот где мой малыш!"), и вместе радуемся.
- Любые виды кубиков (маленькие, большие, мягкие, деревянные, звучащие, строительные, из сортеров): вынимать, бросать, складывать рядом, друг на друга, сваливать в кучу, разбрасывать по комнате, прятать, искать, сравнивать
- Можно начинать разбирать пирамидки
10 месяц
Задачи 10 месяца:
ползать на четвереньках, пинцетный захват, исследование мелких деталей, целенаправленное общение
Развивающие занятия:
- Организовывать препятствия для ребёнка из мебели, подушек, чтоб он обползал из или проползал между ними – эдакий слалом.. Если малыш опасается ползти, зайдите с другой стороны и поговорите с ним, позовите к себе. Это тренирует ориентировку в пространстве, ребенок знакомится с габаритами своего тела, учится удерживать равновесие, поворачивая.
- Пробираться под препятствиями - ребенок учится пригибать (втягивать) голову. Лучше поначалу сделать „мягкую крышу“ из картона или ткани – например, положив полотенце на сиденья двух стульев – чтоб малыш не испугался, если заденет головкой.
- Полезно балансировать, учиться удерживать равновесие, ползая по разным поверхностям: по сложенной гладильной доске, лежащей на полу; по не туго надутому надувному матрацу.
- Ползание по наклонной поверхности вверх – отличная тренировка мышц. Если угол достаточно велик (например, горка на детской площадке), это превращается в тренировку ходьбы: по мере увеличения крутизны, ребенок начинает ставить ножки не на колено, а на стопу! И карабкается дальше, опираясь на стопы и ладони. Ножки по ходу выпрямляются в коленях все больше. В идеале, добравшись до верха, ребенок усаживается.
- Пора учиться сползать ножками вперед: когда ребенок подползает к краю, сказать: „Стоп!“ - придержать его и и усадить. Сказать: „Повернуться“ - и повернуть его ножками к краю, и помочь сползти.
- Гоняйтесь за ребёнком на четвереньках, пусть он от вас убегает. Потом убегайте от него сами. В первую неделю, когда моя дочка поползла, у меня все колени были в синяках, зато смеху было! :)
- Барабанить, колотить предметами друг о друга
- Первые музыкальные инструменты
- Строить башенки из кубиков (время учиться создавать)
- Везде называть основные цвета
- Тренировка мелкой моторики и координации движений рук: класть мелкие предметы (макароны) в бутылку, рвать бумагу, перебирать крупу
- Ориентировка в пространстве и тренировка слуха: включать музыкальную игрушку, прятать ее и спрашивать у ребенка: „Откуда этот звук?“ - и вместе искать.
Целенаправленное бщение:
- Брать, давать, меняться предметами
- Говорить с ребенком на расстоянии, окликать его по имени, привлекать внимание исключительно звуком своего голоса
- Учить выполнять простые указания („нет“, „смотри“, „пойдем“)
- Учиться хлопать в ладоши и делать простые жесты: „привет“, „пока“
- Показывать и называть, а потом просить ребенка показать части лица („Вот у мамы нос! Где у мамы нос? А где у Маши нос? Вот где у Маши нос!“
- Разглядывать себя вместе с ребенком в зеркале, называть части лица, цвета, действия ("Нет, бить нельзя! Надо гладить, вот так - гла-адить...", "Максим сам расчесывает волосы!"), хвалить ребенка.
Девочки, это то, что вы ожидали? Пишите вопросы обязательно, если есть.
Надежда, я готовлю пост про 8 месяцев! :)
www.BabyBlog.ru